А. А. Фет (1820-1892) – поэт-лирик 19 века. Афанасий Афанасьевич считал, что поэзия должна быть прекрасной, что она не должна быть связана с проблемами и тяготами жизни. Основная цель лирики, её миссия, считал поэт, – это воспевание красоты мира, служба всему прекрасному. В этом и заключается особенность Фетовской лирики. Все произведения автора очень романтические и нежные. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ одного из них по плану. Разбор стихотворения «Майская ночь» поможет Вам разобраться в особенностях произведения.
История создания
Стихотворение «Майская ночь» было написано автором в 1870 году. Оно вошло в последний сборник стихов с многозначительным названием «Вечерние огни».
Посвящено стихотворение «Майская ночь» Марии Лазич, возлюбленной поэта, которая погибла во время пожара. Они любили друг друга, но, по мнению поэта, их брак был обречен на провал, так как Мария была практически бесприданницей. О трагедии автор узнал не сразу, а лишь через несколько месяцев. Образ возлюбленной преследовал его до конца дней.
С возрастом Афанасий Афанасьевич осознал, что духовная близость куда важнее и ценнее всех физических благ. Это осознание очень повлияло на лирику поэта. Сердце Фета принадлежало не его жене (Марии Боткиной), а той, с которой он мог вновь встретиться только после смерти.
В последней строфе автор открыто делится с нами этой мыслью:
«А счастье где? Не здесь, в среде убогой, А вон оно — как дым. За ним! за ним! воздушною дорогой — И в вечность улетим!»
Всё стихотворение пропитано надеждами о воссоединении с любимой.
Основными направлениями поэзии автора являются: философская лирика, любовная лирика, пейзажная лирика. Хотя творчество Фета не поддаётся классическому, привычному дроблению по направлениям. Все произведения автора вращаются вокруг трех составляющих (любовь, природа, творчество), которые неразрывно сплетены в каждом творении автора.
Краткий анализ стиха А. А. Фета «Еще майская ночь»
Вариант 1
Стихотворение “Еще майская ночь” относится к жемчужинам пейзажной лирики Фета. представляет собой любование обычным временем суток — ночью. Однако, автор настолько искренне передает свое восхищение и выражает душевный подъем, связанный с увиденным, что каждый ночной образ заставляет читателя разгадывать загадки природных явлений, вызывая умиление и бурю эмоций.
Реалистичность изображения помогает почувствовать переживания лирического героя, трепет его души. Автор не скрывает, насколько долгожданной была эта майская ночь. Родные просторы гостеприимно раскрывают объятия весеннему месяцу, который будто вырвался из оков зимы (“из царства вьюг”).
Холода и тревоги для героя остаются позади. В стихотворении чувствуются умиротворение и полный покой. Автор с восторгом отзывается о подобном состоянии: “какая нега!”. Связь со звездным небом говорит о радостных изменениях в жизни поэта: “Все звезды в душу смотрят вновь”.
Особое место А. Фет уделяет любви. Это чувство распространяется повсюду, хотя иногда тревожная нота не покидает его. Человек и природа в любом своем проявлении для автора едины: чувства разносятся “за песнью соловьиной”.
Образ русской березы прекрасен, он подталкивает писателя к мысли о любовных взаимоотношениях. Упоминание о березе связано с событием, произошедшим незадолго до написания стихотворения. Свадьба А. Фета состоялась не по любви, а по расчету. Автор сравнивает дерево с невестой, которая теперь “тешит взор”.
Пытаясь свыкнуться с положением, в котором он оказался, поэт испытывает грусть, сожаление о любимой женщине, оставшейся в прошлом. В последней строфе звучит мотив раскаяния. Но оптимизм поэта берет верх, ночь вдохновляет его на откровенные признания через изображение природы. Она будто поддерживает поэта в трудную минуту. Он с благодарностью воспевает ночную пору, ее волшебные явления.
Автор чувствует себя собеседником окружающих предметов благодаря олицетворениям: “звезды смотрят”, “лист манит”, эпитетам, которые подчеркивают его симпатию к пейзажу: “лист полупрозрачный”, “май свеж и чист”.
Отличительный эмоциональный рисунок в произведении, представляющий собой колебания настроений, присматривается за счет некоторых синтаксических конструкций — восклицательных предложений, чередующихся с повествовательными.
С приходом последнего весеннего месяца, когда листва зеленеет, трель соловья звучит громче, душа поэта молодеет. Каждая описанная им деталь оживает, благодаря слову великого поэта.
Вариант 2
Не секрет, что тонкий и глубокий лирик Афанасий Фет все свои произведения писал, что называется, с натуры. Его стихи – это трансформированные чувства и образы, которые он пропускал через собственную душу. Поэтому неудивительно, что в основе практически каждого стихотворения автора лежат реальные события, которые поэт отображает со свойственным ему изяществом, оставляя «за кадром» то, что, по мнению поэта, в данный момент не имеет лично для него особого значения.
У стихотворения «Еще майская ночь» также есть своя предыстория. Оно было написано в 1857 году практически сразу же после того, как Афанасий Фет женился на Марии Боткиной. К своей молодой супруге поэт испытывал симпатию и глубокую привязанность, хотя и осознавал, что любовью эти чувства можно назвать лишь с очень большой натяжкой. Брак поэта был заключен по расчету из-за желания обеспечить себе достойную жизнь, к которой он привык с самого детства.
Все дело в том, что Фет был усыновлен довольно состоятельным помещиком Афанасием Шеншиным, но после его смерти был лишен наследства из-за неправильно оформленных бумаг и вынужден быт покинуть родовое имение, чтобы самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Именно тогда поэта заставили и сменить фамилию – отныне он стал Афанасием Фетом. Таким образом, добившись руки Марии Боткиной, поэт хоть и не возвратил себе дворянский титул, но мог рассчитывать на вполне безбедное существование за счет внушительного приданого.
Майская ночь, которой в своем стихотворении так восхищается автор, судя по всему, является первой в его отнюдь не счастливой семейной жизни. Однако поэт полон решимости забыть свою возлюбленную Марию Лазич, от женитьбы на которой отказался именно из-за финансовых соображений. Теперь, обретя внушительное состояние, Фет рассчитывает на безмятежный и полный достаток жизнь, поэтому его умиляет все – и майская ночь, и шелест молодых березовых листьев за окном, и упоительные соловьиные трели.
Автор, словно бы очнувшись от длительной спячки, начинает замечать красоту окружающего мира, подчеркивая, что «все звезды до единой тепло и кротко в душу смотрят вновь». Свою молодую супругу поэт сравнивает со стройной березой, которая «застенчиво манит и тешит взор». Проводя подобную параллель, автор о.
Личные чувства и переживания в эту ночь Афанасий Фет старается тщательно скрыть, считая, что не любовь, а финансовое благополучие являются залогом благополучной семейной жизни. Впоследствии поэт осознает свою ошибку и будет жестоко расплачиваться за нее до конца своих дней, живя с женщиной, которую не любит.
Однако в день свадьбы автор полон самых радужных надежд, хотя первые сомнения уже закрадываются в его душу. Ему гораздо милее и приятнее любоваться ночным небом и восхищаться его красотой, чем проводить время с молодой женой. Поэтому поэт о.
О том, как Фет на самом деле относится к своему браку, свидетельствуют последние строки стихотворения «Еще майская ночь…», в которых автор признается: «Опять к тебе иду с невольной песней, невольной – и последней, может быть». Поэт втайне сожалеет о том, что добровольно лишил себя свободы ради финансового благополучия, предчувствуя, что подобный союз очень скоро станет для него обузой.
О своей первой и единственной возлюбленной Фет открыто не упоминает, однако между строк этого романтического стихотворения можно уловить легкое сожаление о том, что его избранницей стала совершенно другая женщина. И с этим фактом, как позже выяснилось, поэт так и не смог смириться до самой своей смерти.
Вариант 3
Почти все стихотворения Афанасия Фета, созданы на основе образов природы, так как поэт видел ее по-своему, и с ней отожествлял все свои самые, сокровенные чувства. Почти все его мысли и идеи, которые он хотел передать читателям, отожествляются картинами природы, и именно за ними кроется самое основное.
И к одному из таких произведений относиться стих под названием «Еще майская ночь», датированная в 1857 году. В этом тонком лирическом стихотворение, происходит упование лирическим героем, красоты и безмятежности майской ночи. Необходимо заметить, что за всем этим скрывается, переживания и реальные события из жизни самого поэта.
Однозначно за всеми описанными событиями произведения кроется свое значение, ночная природа успокаивает и восхищает лирического героя. Но на фоне всей безмятежности, кроется тень сомнения и сожаления. Это заметно в последних строчках «и в воздухе за песней соловьиной, разносится тревога и любовь», что ощутимо веет прохладой и тенью не хорошего предчувствия.
В дальнейшем четверостишие автор сравнивает образ берёзы, которые стоят неподвижно, словно чего-то ждут и манят к себе взор лирического героя. Эта картина напоминает автору, внешность невесты, которая так же робко стоит и неподвижно ждет. За этой композицией, возможно, кроется реальный случай из жизни поэта, за стройной березкой подразумевается воспоминание о какой-то женщине, что оставила след в душе поэта.
Для автора она похожа на невесту в своем радостном и одновременно печальном наряде. Дальше по стихотворению наш герой снова возвращается к ночной природе. И это подтверждает сам поэт, повествуя нам о лике и бестелесной нежности, подаренные ему самой ночью. Все это может намекать только на одно, душа и сознание поэта чем-то обременены, скорее всего, тем, что нельзя исправить и только в безмятежности ночи он находит покой.
Подводя итоги нашего анализа, стоит отметить, что данное творение Афанасия Фета, это живой случай, возможно, не счастливой любви, которая отягощает душу поэта. Но только одно способно, утихомирить воспаленные чувства, это исцилительная красота природы. От которой наш автор не в силах оторвать взгляд.
Жанр, направление, размер
Стихотворение «Майская ночь» относится в большей степени к любовной лирике, хотя первая часть стиха – это описание красоты природы.
Поздняя лирика автора не отличалась особым романтизмом, который был присущ ранним произведениям поэта. Однако данное стихотворение такое же легкое и прозрачное. Но восклицание «Ты, нежная! Ты счастье мне сулила на суетной земле» раскрывает всю гамму нерадостных чувств автора. Вторая композиционная часть стихотворения немного трагична и печальна, но все же в ней можно уловить ноты надежды.
Тематика вечера и ночи, наступления темноты, погружения в сны – новый виток в творчестве А. А. Фета. Стихотворение «Майская ночь», анализ которого предлагает Многомудрый Литрикон, является примером «ночной поэзии» автора.
Размер стихотворения «Майская ночь» двусложный ямб. Данная ритмическая форма придаёт стихотворению понятность и плавность. Перекрестная рифма создаёт «порядок» в стихотворении, то есть написанное воспринимается нами легко, быстро, без усилий.
Композиция и жанр
Композиция произведения не является какой-то необычной. Наоборот, это классическое разделение на смысловые части, которое свойственно большинству поэтов. Стихотворение Фета можно разделить на 2 основные части: любование красотой природы родного края и воспоминания о бывшей возлюбленной, чувства к которой никак не могут угаснуть в сердце писателя. Первая часть чуть больше второй, но связаны они между собой при помощи плавного перехода.
Жанром произведения является элегия, так как автор описывает с восхищением природу, но в то же время чувствуется некая грусть, которую Фет испытывает из бывшей возлюбленной.
Композиция
Стихотворение «Майская ночь» А. А. Фета состоит из трех четверостиший и имеет две композиционные части. Строка «Ты, нежная! Ты счастье мне сулила» — это граница, разделяющая две части стихотворения.
- В первой части Фет описывает природу, весеннюю ночь, небо. То есть автор изначально направляет наш взор ввысь, подготавливает нас к чему-то ещё более высокому, к глубине души. Можно сказать, что здесь автором проведена некая параллель между глубокой красотой природы и красотой глубины души.
- Вторая часть посвящена откровениям автора. Он обращается к своей возлюбленной, делится с ней своим открытием, своим поздним пониманием о том, что она (возлюбленная) ему «счастье сулила на суетной земле», но теперь это счастье «не здесь, в среде убогой», оно не на этой земле, до него нужно лететь «воздушною дорогой». Эти крайние строки наполнены надеждой и светом. Да, автор тоскует, но надеется на встречу с любимой, ждет воссоединения.
Стихотворение «Еще майская ночь» – анализ по плану
Вариант 1
История создания
История создания произведения связана с личной жизнью поэта. Строки его появились на бумаге в 1857 году после того, как Фет женился на Марии Боткиной. Известно, что в молодости поэт был влюблен в Марию Лазич, однако покинул ее из-за материальных трудностей. Вскоре после расставания мужчина узнал, что его возлюбленная погибла из-за пожара. Он долго не мог смириться с утратой, но все же решился создать семью.
Мария Боткина была обеспеченной невестой. Семья же Фета обеднела, поэтому брак был для него шансом начать счастливую обеспеченную жизнь. К Боткиной мужчина не испытывал такой сильной любви, как к Лазич, но относился к ней с искренней симпатией. Надежды на счастливое будущее пробудили в поэте вдохновение. Первая весна, проведенная с молодой супругой, вдохновила на написание стиха.
Память о погибшей возлюбленной таилась глубоко в сердце Фета. Нотки ее отобразились в последней строфе.
Тема
В русской литературе многие поэты развивали в пейзажной лирике весеннюю тематику. У Фета она тесно связана с любовными переживаниями. Настроения, запечатленные в образах его стихов, раскрывают читателям душу поэта.
Красота майской ночи, пробуждающая в человеческом сердце возвышенные чувства – тема анализируемого произведения. Лирический герой восхищается темным временем суток и благодарит родной край за такую благодать. Он считает, что свежесть и чистота мая дарованы «царством льдов».
Ночное небо безоблачное, поэтому герой может наслаждаться звездами. Небесные светила смотрят в его душу и от этого воздух наполняется тревогой и любовью. Упоминает поэт и о символе любви – соловьиной песне.
Есть в стихотворении и символ русской земли – березы у Есенина, Пушкина и других мастеров слова. О них лирический герой говорит с особой теплотой. Он не отходит от фольклорных традиций, сравнивая березу с молоденькой девушкой. Таким образом, символ получает в анализируемом тексте значение непорочности, чистоты. Под образом «девы новобрачной», вероятно, следует понимать Марию Боткину.
В последних строках ощущается легкая грусть. Скорее всего, она связана с Марией Лазич. Любовь к ней не оставляет поэта, поэтому лик теперешней невесты не может «томить» его. Свою песню он называет «невольной», намекая на то, что к браку его подтолкнула не любовь, а нужда.
Композиция
Композиция анализируемого стихотворения несложная. Оно делится на две части по смыслу: весенний пейзаж и описание внутреннего состояния лирического героя. Первая часть немного больше второй, переход между ними плавный. Формально стих делится на четыре катрена, которые раскрывают разные элементы пейзажа.
Жанр
Жанр произведения – элегия. Поэт с восторгом описывает природу, но в некоторых строках, воспроизводящих психологическое состояние, чувствуется разочарование грусть. Стихотворный размер – пятистопный ямб. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.
Средства выразительности
Весенний пейзаж создается при помощи художественных средств. Также они являются инструментом для передачи переживаний лирического героя. Ключевую роль играют метафоры: «из царства льдов, из царства вьюг и снега как свеж и чист твой вылетает май», «звезды… в душу смотрят вновь», «в воздухе… разносится тревога и любовь», «березы ждут». В наборе метафор есть и олицетворения.
Выразительности пейзажной и психологической зарисовкам придают эпитеты: май «свеж и чист», «песня соловьиная», «дева новобрачная», «невольная песня». Сравнения поэт не использует.
Для того чтобы передать свое восхищение А. Фет использует риторические восклицания, например, первая строфа полностью состоит из восклицательных предложений.
Вариант 2
История создания. Произведение “Еще майская ночь” было создано А. А. Фетом в год его бракосочетания с Марией Боткиной (1857 г.).
В произведении отразились радостные чувства жениха, но тревожный финал раскрывает истинную причину свадьбы.
Фет был лишен наследства и в молодости страдал от безденежья. По этой причине он отказался от любимой девушки и выбрал себе жену не по любви, а по расчету.
С годами Фета все больше мучило осознание совершенной непоправимой ошибки. В произведении “Еще майская ночь” содержатся первые признаки будущих страданий поэта.
Жанр произведения — пейзажная лирика. Грустный финал придает ему характер элегии.
Основная тема стихотворения — красота весенней ночи. Несмотря на то, что Фет вступил в брак, исходя из практических соображений, он все равно испытывает счастье. Финансовая независимость открывает для него возможность спокойно заниматься творчеством.
Справедливости ради следует заметить, что Фет до конца жизни уважал супругу и никогда не говорил ей о своих истинных чувствах. Боткина же действительно полюбила мужа, и он был безмерно благодарен ей за это. Окрыленный жених потрясен великолепием майской ночи.
Он специально обращает внимание читателей на резкий контраст между суровой русской зимой (“царство вьюг и снега”) и весной (“свеж и чист… вылетает май”). Лирический герой отмечает красоту звездного неба, пение соловьев. Кажется, что вся природа говорит в это время только о любви.
В третьей строфе становится очевидной связь стихотворения с личной жизнью автора. Он вводит традиционный для русской поэзии образ березы, сравнивая ее с “девой новобрачной”. В последней строфе Фет обращается непосредственно к самой весенней ночи со словами благодарности (“невольная песня”). В то же время он замечает, что эта песня может быть “последней”.
Резкий переход к пессимистическому настроению объясняется очень просто: тонко чувствующий поэт понимал, что деньги скоро потеряют в его глазах свою ценность, а впереди еще целая жизнь с нелюбимой женщиной.
Композиция произведения последовательная. Три первых строфы посвящены описанию пейзажа, последняя затрагивает размышления автора о дальнейшей жизни.
Размер стихотворения — пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой.
Выразительные средства. Фет использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты (“соловьиной”, “полупрозрачный”, “новобрачной”), метафоры (“царство вьюг и снега”, “невольной песней”), сравнение (“так деве новобрачной”). Восторженное состояние лирического героя подчеркивается многочисленными восклицаниями.
Основная мысль произведения. Стихотворение вызывает противоречивые чувства. Счастливое настроение основной части омрачено финальным замечанием автора. Понять это противоречие можно только с учетом знания биографии Фета, для которого свадьба с Боткиной стала одновременно счастьем и трагедией.
Вариант 3
Афанасий Фет был достаточно тонким и глубоким лириком, он писал фактически все произведения с натуры. Он трансформирует образы и внутренние движения души, при этом все пропускает через призму собственного сознания.
Поэтому неудивительным становится то, что основой каждого стихотворения являются реальные происшествия и внутренние переживания, при этом автор всегда описывает свои переживания с присущим ему изяществом, при этом он не показывает лишнего, того, что остается за кадром, и не имеет особого значения для его души.
Поэтические строчки, получившие название «Еще майская ночь», написанное в 1857 году, имеет свою предысторию и описание. Оно было написано сразу после момента заключения брака с Марией Боткиной. Он понимает, что испытывает к ней нежные чувства, но не может назвать это настоящей любовью и страстными чувствами. Он называл это чувствами с большой натяжкой, не мог справиться с собственными чувствами.
Брак был заключен только по расчету, ему нужно было только восстановить собственное доброе имя и вернуть себе наследство. В 16 лет он потерял все, что было, у него отняли родовое имение, фамилию, а также все состояние.
Он добивается руки Марии Боткиной, которая поможет ему восстановить доброе имя и высокое положение в обществе. И несмотря на то, что он возвратил себе желаемое, он не смог обрести настоящее счастье.
В данном стихотворении автор старается показать, что несмотря на трудности и невзгоды, он все равно надеется на благополучное развитие событий. Он клянется, что забудет свою предыдущую любовь, и сможет полностью отдаваться своей единственной супруге, которая будет находится с ним до окончания жизни.
На протяжении всей жизни он будет мучать себя, не находить места. Автор не понимает, почему он сделал такой выбор, да и ему трудно смириться с неизменностью прошлого. Именно поэтому он впадает в депрессивное состояние, которое потом приводит к серьезному заболеванию, которое приводит к смерти.
Он никогда не сможет признаться своей супруге в том, что на протяжении всей жизни в его сердце живет совершенно другая женщина. Эту тайну ему придется хранить глубоко в своей душе, успокоение он сможет найти только ночью, когда ему не приходиться скрывать свои чувства, он может погружаться в размышления и думать о своем.
Образы и символы
Весна и ночь – это излюбленные образы поэта. Данные образы — это символ обновления природы, новые надежды, мечты.
С этими образами связанна и другая важнейшая тема лирики Афанасия Афанасьевича – любовь. Лирическая героиня-возлюбленная в данных стихах нежна и светла, дарит покой и вдохновение поэту, она – это образ-воспоминание. Лирический герой стихотворения «Майская ночь» — влюбленный созерцатель природы, который может разглядеть красоту окружающего мира.
Фет винил себя в гибели Марии Лазич. Может быть поэтому во всех любовных стихотворениях автора сильно просматривается, чувствуется раскаяние.
Жанр
Перед нами элегия, написанная пятистопным ямбом с перекрестной рифмовкой.
Несмотря на восторженные описания весенней ночи, в тексте отчетливо прослеживаются печальные, тоскливые настроения.
Читайте по теме: Здесь можно посмотреть анализ других стихотворения для 7 класса, в т.ч. история создания, тема, композиция, жанр, средства выразительности.
Темы, проблемы, настроение
Поэзию А. А. Фета можно ограничить тремя темами: любовь, природа, искусство.
Афанасий Афанасьевич понимал, знал, что жизнь полна страданий и мук. Но человек рождён для счастья! Где его взять? В общении с природой, в творчестве, в любви. Это три «вершины» всего творчества поэта.
Особенностью любовной лирики Фета является соединение двух взаимоисключающих чувств – радости и страдания. Настроение его произведений можно назвать восходящим, то есть в них присутствует мотив тоски и грусти, но потом всё это удивительным образом преобразуется в светлую надежду, в ожидание прекрасного.
Только благодаря стихам поэт чувствовал себя близко с той, которую отняла судьба, он стремился к ней, к счастью.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Ещё майская ночь.
История создания – стихотворение было написано в 1857 г. вскоре после женитьбы на Марии Боткиной, в этом же году его опубликовали в «Русском вестнике».
Тема стихотворения – красота весенней природы, вдохновляющая человека.
Композиция – По смыслу произведение делится на две части: целостный монолог лирического героя, который с восторгом описывает всё, что приковывает его внимание в майской ночи и описание его переживаний. Стихотворение состоит из четырёх катренов, каждый из которых посвящён определённому элементу пейзажа.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрёстная АВАВ.
Метафоры – «из царства льдов, из царства вьюг и снега как свеж и чист твой вылетает май», «звёзды… в душу смотрят вновь», «в воздухе… разносится тревога и любовь», «берёзы ждут».
Эпитеты – май «свеж и чист», «песня соловьиная», «дева новобрачная», «невольная песня».
Основная идея
Стихотворение «Майская ночь» — это размышление. Любуясь красотой природы, поэт обращается к прошлому, мысли автора приходят к воспоминаниям и тоске о любимой. В произведении автор описывает схожесть человека и природы, сопоставляет тишину, хрустальность майской ночи с волнениями души человека. В этом и заключается смысл стихотворения «Майская ночь».
Не случайно поэт описывает именно ночь! Этим он пытается передать многообразие оттенков человеческих чувств, хрупкость и нежность человеческого сердца, тайные душевные переживания. Это и есть главная мысль стихотворения «Майская ночь». Во всех своих стихотворениях автор утверждает единство природы и человеческой души.
Тема
Ключевые темы: невероятная эстетика русской природы весной, творческое вдохновение и, конечно же, любовь. Настроение стиха мажорное, тем не менее, в нем прослеживаются нотки грусти.
Восхищение лирического героя передается посредством символов и многогранной образности. Весенние пейзажи Фета пестрят радостью и надеждами.
Береза, соловьиная песня, невольная песня – все это не просто слова. Поэт выражается аллегорично. Описывая природу, Афанасий Афанасиевич подразумевает конкретных женщин, испытываемые чувства, трагические события прошлого и вероятное счастливое будущее.
Средства художественной выразительности
Все стихи автора очень мелодичны. Сам поэт писал, что поэзия и музыка не только родственны, но и нераздельны. А. А. Фет постоянно искал новые, неизведанные, интересные изобразительные средства. Фетовская поэзия очень близка к импрессионистическому восприятию мира, то есть он стремился передать то, что мимолетно, неуловимо.
В стихотворении «Майская ночь» присутствуют такие тропы:
- Эпитеты: «отсталых туч», «последняя толпа», «весны таинственная сила», «воздушною дорогой»;
- Сравнение: «счастье, как дым»;
- Метафора: «Отсталых туч над нами пролетает/Последняя толпа»;
- Повтор: «За ним! за ним! воздушною дорогой»;
- Инверсия: «Отсталых туч над нами пролетает/Последняя толпа», «Царит весны таинственная сила»;
- Риторический вопрос и восклицание «А счастье где?», «За ним! за ним!».
Автор: Кристина Асаулова
Тема стихотворения
Кто бы ни был музой, вдохновлявшей поэта, на первом месте в стихотворении находится природа. Оно проникнуто приподнятым восторженным настроением. Воспевание свежей и невинной природной красоты — вот главная тема этого произведения, изучаемого в 6 классе. Красота ночи пробуждает в сердце поэта возвышенные чувства, он чутко отзывается на ее призыв. Любовь как бы растворена в воздухе и ощутима душой человека.
Стихотворение можно отнести к жанру «невольных песен» поэта. Его творение — не просто тщательно выверенное чередование размеров и рифм на определенную тему, а спонтанное выражение восторга, радости, красоты, подобно «песне соловьиной», вырвавшейся из груди под натиском переполняющих чувств. «Невольная песнь» — это поэтический порыв, вспышка вдохновения, внезапно приходящая по воле небесных сил, а не по желанию человека.
🗹