В позднем творчестве А. Фета преобладают философские мотивы, а также мысли, навеянные горьким опытом личной жизни. Яркий пример этого – стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую», о котором пойдёт речь в статье.
Сочинение и анализ «Одним толчком согнать ладью живую» можно использовать на уроке литературы в 10–11 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Одним толчком согнать ладью живую.
История создания – произведение было создано в 1887 году (поздний период творчества), а опубликовано посмертно.
Тема стихотворения – роль поэта и поэзии, человека искусства в жизни общества.
Композиция – стихотворение – целостный, пламенный монолог лирического героя, который невозможно разделить на смысловые части. Формально произведение делится на три катрена, но написано оно одним предложением.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «одной волной подняться в жизнь иную, учуять ветр с цветущих берегов», «упиться вдруг неведомым, родным», «дать сладость тайным мукам».
Эпитеты – «тоскливый сон», «наглаженные пески», «цветущие берега», «певец избранный».
Идейный посыл
Стихотворение А. Фета «Одним толчком согнать ладью» — одно из финальных произведений замечательного лирического автора и талантливого переводчика. Как и любой человек, писатель мог оступиться в молодости и пожалеть об этом в зрелости. Поэт поделился своими переживаниями и жизненным опытом с читателями и потомками и, возможно, предостерег тем самым кого-то от аналогичных ошибок.
Темы, затронутые в стихотворении, являются вечными. Материальная сфера во все времена довлеет над человеком, зачастую одерживая победу на его духовностью. Лишь сильным духом людям дано противостоять соблазнам и оставаться верным истинным идеалам, таким как верность, подлинная любовь и преданность. Рассуждения писателя о предназначении поэта и любого творца также нашли свое отражение у многих других великих людей. Действительно, у человека искусства есть определенная миссия, кредо и принципы, будучи верным которым он заслуживает право называться истинным художником.
Смысл жизни и творчества поэта писатель видит в умении научить других людей видеть прекрасное. Избранному постулату А. Фет верен и сам — все его стихотворения обладают уникальной красотой слога, богатством литературных сравнений и мелодичностью.
Многие стихотворения классика в соавторстве с талантливыми композиторами стали литературной основой замечательных русских романсов. Примерами могут служить: «На заре ты ее не буди» (Варламов А.), «Тихая звездная ночь» (П. Булахов), «Я тебе ничего не скажу» (П.И. Чайковский и С. Рахманинов), «Шепот, робкое дыханье» (М.А. Балакирев и Н. А. Римский-Корсаков), «Не здесь ли ты легкою тенью» (П.И. Чайковский) и другие.
Таким образом, в столь кратком поэтическом произведении А. А. Фет сумел в красивых эпитетах и образах воплотить мудрые мысли и высказать собственные мучительные переживания. Как и остальное огромное литературное наследие автора, эти строки представляют собой образец классической русской лирики XIX века.
История создания
Анализируемое стихотворение было написано А. Фетом в зрелом возрасте, когда поэт пребывал в депрессивном состоянии. Он жалел о страшной ошибке, которую совершил в молодости. Когда-то поэт бросил любимую девушку, Марию Лазич, из-за тяжелого материального положения. Его невестой стала обеспеченная Мария Боткина. К ней поэт чувствовал симпатию, но так и не смог полюбить жену по-настоящему.
Всю жизнь поэт посвящал Лазич стихотворения. В 1887 году было написано произведение «Одним толчком согнать ладью живую», в котором автор пытается переосмыслить свою жизнь. Прямого упоминания о любви к Лазич в нём нет, но, зная биографию автора, нетрудно догадаться, чем продиктованы строки. А. Фет хотел включить произведение в сборник «Вечерние огни», но не сделал этого по ошибке. В итоге стихи были опубликованы после смерти автора.
Анализ стиха «Одним толчком согнать ладью живую»
Одним толчком согнать ладью живую…” (28 октября 1887) — философские размышления Фета о сущности поэтического творчества и роли в обществе поэта и поэзии, в которых автор отстаивает эстетику “чистого искусства”, однако делает это не прямолинейно, а с помощью сложной системы образов, рисующих поэтическое творчество как особого рода озарение.
В последние годы жизни Афанасий Фет пребывал в сильнейшей депрессии, которая оставила отпечаток не только на быте, но и на творчестве поэта. Причина столь удрученного морального состояния отставного штаб-ротмистра кроется в осознании собственных ошибок, исправить которые Фету, увы, было уже не под силу.
В молодости поэт отказался жениться на девушке, которую любил, так как отец не мог дать за ней солидного приданого. В результате Фет обзавелся семьей в достаточно зрелом возрасте и поначалу искренне верил в том, что материальные блага смогут скрасить равнодушие, которое он испытывал к супруге.
Но шли годы, ситуация лишь усугублялась, и вскоре поэт понял, что миром правит любовь, а не деньги, титулы и положение в обществе. Но Фет все же надеется найти выход из сложившейся ситуации. Именно тогда рождается на свет стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую…» (1887), которое автор по недоразумению забывает включить в сборник «Вечерние огни».
Произведение будет опубликовано лишь после смерти поэта, хотя благодаря письму к литературному критику Николаю Страхову о существовании этого произведения станет известно в литературных кругах значительно раньше.
В этом произведении отчетливо слышны нотки оптимизма, так несвойственного более позднему периоду творчества этого поэта. Неудивительно, что Никола Страхов, ознакомившись со стихами, нашел их удивительными и не лишенными изящества.
Действительно, поэт мечтает «одной волной подняться в жизнь иную», где на первом месте будут чувства и ощущения. Ему хочется «учуять ветр с цветущих берегов» и при этом «тоскливый сон прервать единым звуком». Самое удивительное, что Фет искренне верит в то, что это возможно, и у него хватит сил начать все заново, отказавшись от богатства ради душевного равновесия.
Поэт понимает, что только таким образом он может вернуть своим стихам былую легкость и красоту, раз и навсегда избавившись от мрачных мотивов в творчестве, навеянных самой жизнью. «Вот чем певец лишь избранный владеет, вот в чем его и признак и венец», – считает Фет.
Однако пройдет совсем немого времени, и автор осознает, что он упустил тот момент, когда еще можно было что-то исправить либо изменить. Пожилой и больной, привыкший к комфорту и роскоши, поэт не готов променять все это за возможность стать свободным от любых обязательств.
Но эту мысль автор так и не сможет озвучить в стихах, которые уже никогда не станут возвышенными, радостными и наполненные беспечностью.
Тема
Литература – благодатная почва для развития философских тем, касающихся человеческой жизни, предназначения человека. Они раскрываются и в анализируемом стихотворении. В центре него лирический герой, который полон решения «одним толчком согнать ладью живую».
Под ладьей подразумевается человек, а волны, о которых говорится далее, символизируют жизнь.
Герой очень хочет услышать запах «цветущих берегов». Видимо, под этим образом подразумеваются прекрасные чувства, которые способен испытывать человек. Лирический герой стремится поменять свою тоскливую жизнь на новые ощущения и эмоции, наконец, закричать о том, о чем язык пока не смеет говорить.
И только в последней строфе поэт называет того, кому всё это по силам: только настоящему творцу. А. Фет уверен, что суть «певца» в том, чтобы пробуждать сердца людей, их чувства.
Немного об авторе
Афанасий Фет (1820–1892) — один из замечательных деятелей литературы, знаменитый своими упоительными строками о природе, любви и творчестве. Писатель является поздним романтиком, оставившим неоценимый вклад в культурное наследие России в виде своих самобытных произведений, а также переводов книг зарубежных авторов. Среди работ А. Фета можно выделить обе части «Фауста» Гёте, переведенные на русский язык, а также опусы Байрона, Беранже, Гейне, и Шиллера.
Классик обучался в немецком частном пансионе Крюммера, где и зародился его интерес к филологии, после чего окончил и словесное отделение Московского университета. Переводам именно немецких авторов, так как прекрасно владел языком оригинала, писатель уделял большую часть своего внимания. Однако А. Фет занимался и произведениями античных творцов:
- Ювенала;
- Катулла;
- Тибулла;
- Вергилия;
- Овидия.
За одну из таких работ поэт стал лауреатом Пушкинской премии в 1884 году. Будучи филологом, переводчиком и писателем, А. Фет прекрасно понимал тонкости мира искусства, поэтому тема творчества знакома ему не понаслышке и довольно близка.
Стихотворение Фета «Одним толчком» посвящается философским думам о жизни, воспоминаниям о промахах молодости и выборе своего пути. Произведение было написано в последние годы творчества поэта, когда он сожалел о совершенной в юности непоправимой ошибке.
Средства выразительности
Стихотворение написано пятистопным ямбом с перекрестной рифмовкой. По композиции произведение представляет собой целостный монолог лирического героя. Стих относится к жанру элегии. А. Фет в стихотворении «Одним толчком согнать ладью» использует яркие художественные литературные приемы:
- эпитеты: «ладью живую», «цветущих берегов», «тоскливый сон», «бестрепетных сердец»;
- метафоры: «упиться вдруг неведомым родным», «одной волной подняться в жизнь иную».
«Цветущие берега» и упоение «неведомым, родным» — отражение романтических чувств писателя к Марии Лазич. Автор соединяет в одной фразе сразу два контрастных эпитета — «неведомым», но «родным», тем самым говоря, чем эта женщина как и прежде любима им, но при этом так далека и недоступна теперь. С любовью Фет сравнивает понятие «вдох жизни», словно без взаимного светлого чувства может задохнуться и погибнуть. Заключительная строчка второй строфы «чужое вдруг почувствовать своим» также обращена к первой и единственной любви писателя.
Третье заключительное четверостишие переносит читателя от образа неразделенного чувства к теме искусства. Говоря о «бое бестрепетных сердец» во множественном числе, автор подразумевает массы, к которым в конечном итоге поступает продукт творческого деятеля. Именно их сердца должны забиться сильнее, если произведение создано истинным художником и дарованием. Фет словно отображает в каждой из строф этапы своей жизни, оглядываясь на прожитые годы:
- первая строфа — возможности, открытые перед юнцом;
- вторая — сожаления зрелости об упущенной любви;
- третья — заключения мудрого литератора об истинном искусстве.
Тест по стихотворению
- Вопрос 1 из 7
В каком году было написано стихотворение А. Фета «Одним толчком согнать ладью живую» ?- 1855
1862
- 1879
- 1887
(новая вкладка)
Читать стих «Одним толчком согнать ладью живую…» Фета Афанасия Афанасиевича невозможно без знания биографии поэта, так как это произведение – своеобразный итог его жизни.
Стихотворение было написано Фетом в зрелом возрасте, когда он, осознав ошибки молодости, понял, что прожил жизнь не так. Больше всего поэт жалел, что в молодости отказался от настоящей любви из-за материального «барьера», но он надеялся, что все еще можно исправить. Именно в таком душевном состоянии появились на свет стихи «Одним толчком согнать ладью живую…». В них автор выражает свое желание одним махом изменить свою жизнь, так как ему подсказывает сердце. В тексте стихотворения Фета «Одним толчком согнать ладью живую…» отчетливо проявляются нотки оптимизма, хотя для позднего его творчества такой настрой нехарактерен.
Учить стих на уроках литературы в старших классах рекомендуется после того, как ученики ознакомятся с биографией Фета. На сайте вы можете прочитать произведение полностью онлайн или скачать его по ссылке.
🗹