Тема любви в творчестве Фета пропитана трагичным чувством, во многом оказавшим влияние на строчки из цикла об этом прекрасном чувстве. Ни один поэт не остается без внимания черной стороны судьбы, не миновала она и Афанасия Фета: ему случилось полюбить Марию Лазич, образованную и талантливую девушку, почитательницу его творчества.
Любовь оказалась взаимной, но по воле злого рока, в молодом возрасте девушка погибает, а влюбленный Фет на протяжении всей жизни сохранил и пронес в себе это чувство, посвятив Марии многие из своих стихотворений.
Философская лирика
В поздних стихотворениях Фета часто встречаются размышления о жизни и смерти, о Боге, о тщетности человеческого существования. В произведении «Жизнь пронеслась без явного следа» автор словно подводит итоги прожитых лет, сожалеет о том, что не успел или не захотел свершить. Подобными философскими мотивами проникнуты и стихотворения «Сон и смерть», «Не спрашивай, над чем задумываюсь я».
Особый «фетовский» язык стихотворений уникален и прекрасен, его невозможно перепутать с другими. Афанасий Афанасьевич Фет обладал редчайшим даром выдающегося лирика, чьи творения глубоко поражают мастерством и очарованием.
Тема любви в лирике А. А. Фета
В лирике А. А. Фета немаловажную роль играет тема любви. Создание прекрасных стихов о любви объясняется не только великим даром и особым талантом поэта. В случае с Фетом оно имеет реальное отражение в жизни.
Вдохновением для поэта была его любовь к дочери помещика Марии Лазич. Насколько их любовь была высока и огромна, настолько и трагична. Мария Лазич знала, что Фет никогда не женится на ней, ее смерть была темна и загадочна, можно даже предполагать, что это было самоубийство.
Чувство вины постоянно преследовало Фета на протяжении всей его жизни, современники отмечали холодность, даже некоторую жестокость Фета в жизни. И, может быть, все же переживания о потере своей любимой нашли свое отражение в другом мире Фета — мире лирических переживаний, настроений, чувств, воплощенных в стихотворения. Фет ощущал себя в другом бытии, мире поэзии, где он не одинок, а рядом с любимым человеком. Они снова вместе, и никто не сможет их разлучить.
И хоть жизнь без тебя
Суждено мне влачить,
Но мы вместе с тобой,
Нас нельзя разлучить.
Поэт все время ощущает духовную близость со своей любимой, о чем свидетельствуют стихотворения.
Ты отстрадала, я еще страдаю…
В тиши и мраке таинственной ночи…
Образ Марии Лазич для поэта является нравственным идеалом, а вся жизнь поэта — это стремление к идеалу и надежда за воссоединение с ним. Можно отметить, что любовная лирика поэта наполнена не только чувством надежды и упования. Она также глубоко трагична. Чувство любви — это не только радость, накопленная трепетными воспоминаниями, но и любовь, которая несет душевные муки и страдания.
Например, как стихотворение “На заре ты ее не буди” наполнено различным смыслом. Вначале вроде бы показан тихий, спокойный сон девушки, но уже потом появляется какое-то напряжение…
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон.
Эта строка указывает на болезненное состояние. Любовь Фета — это костер, как и поэзия — пламя, в котором сгорает душа:
Ужель ничто тебе в то время не шепнуло:
здесь человек сгорел!
Но время шло, а любовь его не угасала, она была настолько велика, сильна, что даже его друзья удивлялись, как он смог написать стихотворение “На качелях” по прошествии сорока лет.
“Сорок лет тому назад я качался на качелях с девушкой, стоя на доске, а платье ее трепетало от ветра”, — пишет Фет в письме к Полонскому. Насколько же память о своей девушке рождает такие воспоминания, не дает покоя в течение всей жизни!
Поэзия поэта — это плод его любовных переживаний и воспоминаний, которому он отдал все, что испытал, пережил, потерял.
Конечно же потеря любимого человека произвела на Фета глубокое впечатление, поэт пережил душевное потрясение, в результате чего у него проявился великолепный талант, который открыл ему дорогу в поэзию для выражения своих чувств и переживаний.
Подводя итог всему сказанному, я хочу добавить, что любовь — это действительно необыкновенная сила, которая творит чудеса. “Любви все возрасты покорны”.
Любовь — прекрасное чувство, и каждый человек хочет любить и быть любимым.
Возможно, смерть любимой девушки раскрыла талант великолепного поэта, который написал такие замечательные стихи любви, полные грусти и тоски и в то же время наполненные радостью, счастьем и жаждой жизни.
Средства выразительности
Богатая палитра тропов, использованная Фетом, делает стихотворение “Вечер” глубоко чувственным. Проникновенность ему придают:
- Эпитеты – “ясная река”, “померкший луг”, “немая роща”, “золотые каймы”, “ночное дыханье”, “голубой и зеленый огонь”.
- Метафоры – “убегает на запад река”, “облака разлетелись”, “вздохи дня”, “зарница теплится”.
- Сравнение – “облака как дым”.
Все эти художественные средства помогают передать взгляд лирического героя, наблюдающего за уходом дня. Он восхищен великолепием пейзажа, чувствует природу живым существом и ощущает себя наблюдателем и частью ее в одно и то же время.
Таким образом поэт показывает красоту не только природы, но и своей души, которая умеет видеть все окружающее особенным и прекрасным. Кто знает, смог ли бы кто-то, кроме Фета, увидеть столько очарования в самых обычных сумерках. Афанасий Афанасьевич не только видит ее, но и стремится поделиться своим ощущением с читателем.
Предыдущая
Анализ стихотворений«Сон» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – композиция, рифма, эпитеты, главная мысль
Следующая
Анализ стихотворений«Признание» анализ стихотворения Державина по плану кратко – тема, эпитеты, смысл, средства выразительности
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вечер.
История создания – написано оно в 1855 году, когда поэт был уже в достаточно зрелом тридцатипятилетнем возрасте.
Тема – очарование природы, которая в вечернее время кажется особенно таинственной.
Композиция – стихотворение можно разделить на две части: первая строфа является зачином, остальные две раскрывают его.
Жанр – пейзажная лирика.
Стихотворный размер – анапест с перекрестной рифмовкой.
Эпитеты – “ясная река”, “померкший луг”, “немая роща”, “золотые каймы”, “ночное дыханье”, “голубой и зеленый огонь”.
Метафоры – “убегает на запад река”, “облака разлетелись”, “вздохи дня”, “зарница теплится”.
Сравнение – “облака как дым”.
Жанр, направление, размер
По жанровой принадлежности стихотворение «Какая грусть!» несомненно принадлежит пейзажной лирике. Поэт передает читателю свои эмоции и чувства через описание природы.
В данном стихотворном тексте также присутствуют элементы философской лирики, что характерно для позднего Фета. После 1860-х годов поэта стали волновать «вечные» темы: жизнь и смерть, и связанные с ними тайны. Так, в стихотворении «Какая грусть!» автор размышляет о каком-то переломном периоде в его жизни. И это не окончание пути, а некий рубеж, преодолев который, человек в корне меняется – теперь он более умудренный и осмысленный, но, в то же время, он тоскует о былой жизни, о беззаботной молодости.
Фет, создавая данное творение, приправил его легкими нотками импрессионизма. При чтении его, мы чувствуем ощущения автора, которые вызывает у него созерцание природы. Поэт проводит параллель между человеком и природой, сравнивая холод зимы и холод души.
Направление его творчества исследователи называют «чистым искусством».
Стихотворение «Какая грусть!» написано четырехстопным ямбом. Рифмовка использована перекрестная, мужская и женская рифмы поочередно сменяют друг друга.
Образы и символы
Лирический герой стихотворения «Какая грусть!» – это человек с большим жизненным опытом, у которого богатое прошлое, именно поэтому он воспринимает свою настоящую жизнь как завершение пути.
Зачастую лирический герой и автор произведения – одно лицо, либо они очень похожи. Если рассуждать о Фете и его лирическом герое, тоже можно сказать, что они похожи. Но схожесть эта настолько скрытая, что сразу ее трудно разглядеть.
В данном стихотворении герой описан как человек, проживший жизнь, а, значит, он далеко не молод. В то время как автор, на момент написания стихотворения, находится в более молодом возрасте, ему 42. Получается, что возраст лирического героя отражает «душевный» возраст поэта, его состояние на тот момент.
В анализируемом стихотворении можно выделить два главных образа – это зима и душа, внутренние переживания лирического героя. Автор проводит между ними параллель.
В стихотворении встречается довольно много символов. Дорога символизирует жизненный путь или какую-то определенную черту, границу. Строки о конце аллеи, который «исчез в пыли», вероятно, говорят об исчезновении преграды, которая ранее разделяла лирического героя с его мечтой, с тем, что он видел во сне. Его сладкое сновидение прерывает наступление утра, привносящее в душу героя чувство тоски, опустошенности и одиночества. Белое небо, белое поле и одинокий ворон из второго четверостишия передают пустоту, образовавшуюся в душе автора.
«И на душе не рассветает, В ней тот же холод, что кругом…»
Символом надежды в стихотворении выступает рассвет. Но автор пишет, что «на душе не рассветает», значит, надежды нет, душа скована холодом.
Но следующие строки опровергают это – лирический герой все же надеется, хотя и робко — надежда только тлеет, являя собой символ грядущего возрождения.
Последние строки стихотворения рисуют четкую картину ожиданий: бури проходят мимо, думы чисты, а вокруг – весна. Как символ молодости и обновления.
Краткая история создания
В 1877 году родилось стихотворение Фета «Сияла ночь». История создания этого произведения необычна и трогательна. Строчки посвящены молодой девушке, почти ребёнку, в которую когда-то был влюблён Фет — Марии Лазич. Офицер был без ума от Мари, дочери мелкого, очень бедного помещика. Но обстоятельства, планы и положение А. Фета не позволили соединиться двум сердцам. Впоследствии девушка погибла при пожаре, а поэт навсегда сохранил в своей памяти образ очаровательной юной красавицы, которая, сидя у окна в гостиной, играла на рояле, а за окном сияла ночь.
Позднее, женившись на обеспеченной женщине, Фет признавал, что потерял самую большую любовь своей жизни. Раскаяние и легло в основу стихотворения «Сияла ночь».
В один воскресный вечер Фет с супругой были в гостях, и именно там поэт услышал старинный цыганский романс в исполнении Татьяны Бернс, сестры жены Л. Толстого и прототипа образа Наташи Ростовой.
Все гости расположились в большой зале, голос молодой девушки, исполнявшей романс, звучал завораживающе и таинственно, а в окно заглядывала полная луна. Её сияние отразилось в комнате и осветило поэта. Воспоминания нахлынули на уже пожилого Фета, и на следующий день строчки стихотворения были прочитаны гостям за утренним чаем.
Композиция
Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» делится на три строфы, каждая из которых состоит из четырех строк. Все эти три строфы образуют одно предложение.
Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья
Интересным фактом является то, что автор совершенно не использует при написании глаголы. Благодаря этому создается некая плавность, что позволяет читателю раствориться в потоке приятных слов и отвлечься от действия, которое в стихотворении попросту отсутствует.
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Томаовсянка
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Памяти Афанасия Афанасьевича Фета (1820-1892)
Афанасий Афанасьевич Фет – известный русский поэт с немецкими корнями, лирик, переводчик, автор мемуаров. Член-корреспондент Академии наук Петербурга
В Орловской губернии недалеко от города Мценска в 19 веке была расположена усадьба Новосёлки, где 5 декабря 1820 года в доме богатого помещика Шеншина молодая женщина Шарлотта-Елизавета Беккер Фет родила мальчика Афанасия.
Шарлотта-Елизавета была лютеранкой, проживала в Германии и состояла в браке с Иоганном-Петером-Карлом-Вильгельмом Фетом, асессором Дармштадтского городского суда. Они поженились в 1818 году, в семье родилась девочка Каролина-Шарлотта-Георгина-Эрнестина. А в 1820 году Шарлотта-Елизавета Беккер Фет бросила маленькую дочь и мужа и уехала в Россию с Афанасием Неофитовичем Шеншиным, будучи беременной на седьмом месяце.
На пажитях немых люблю в мороз трескучий При свете солнечном я солнца блеск колючий, Леса под шапками иль в инее седом Да речку звонкую под темно-синим льдом. Как любят находить задумчивые взоры Завеянные рвы, навеянные горы, Былинки сонные среди нагих полей, Где холм причудливый, как некий мавзолей, Изваян полночью,- иль тучи вихрей дальных На белых берегах и полыньях зеркальных.
Афанасий Неофитович был ротмистром в отставке. Во время поездки за границу он влюбился в лютеранку Шарлотту-Елизавету и женился на ней. Но так как не был совершён православный обряд венчания, этот брак считался законным лишь в Германии, а в России признавался недействительным. В 1822 году женщина приняла православие, став зваться Елизаветой Петровной Фет, и вскоре они обвенчались с помещиком Шеншиным.
Когда мальчику исполнилось 14 лет, орловские губернские власти обнаружили, что Афанасия записали на фамилию Шеншин раньше, чем его мать венчалась с отчимом. В связи с этим парня лишили фамилии и дворянского титула. Это так глубоко ранило подростка, ведь из богатого наследника он в один миг превратился в безымянного человека, всю жизнь потом он мучился из-за своего двойственного положения.
С этого времени он носил фамилию Фет, как сын неизвестного ему иностранца. Афанасий воспринял это как позор, и у него появилась навязчивая идея, которая стала решающей в его жизненном пути, – вернуть утраченную фамилию.
Афанасий получил блестящее образование. Способному мальчику легко давалась учеба. В 1837 он окончил частную немецкую школу-пансионат в городе Верро, в Эстонии. Уже тогда Фет начал писать стихи, проявлял интерес к литературе и классической филологии. После школы, чтобы подготовиться к поступлению в университет, он обучался в пансионате профессора Погодина, писателя, историка и журналиста. В 1838 году Афанасий Фет поступил на юридический, а потом – на философский факультет Московского университета, где учился на историко-филологическом (словесном) отделении.
Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна,
Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег.
В университете Афанасий сблизился со студентом Аполлоном Григорьевым, который тоже увлекался поэзией. Они вместе стали посещать кружок студентов, которые усиленно занимались философией и литературой. При участии Григорьева Фет выпустил свой первый сборник стихов «Лирический пантеон». Творчество молодого студента заслужило одобрение Белинского. А Гоголь отозвался о нем, как о «несомненном даровании». Это стало своего рода «благословением» и вдохновило Афанасия Фета на дальнейшее творчество. В 1842 его стихи были опубликованы во многих изданиях, в числе которых были популярные журналы «Отечественные записки» и «Москвитянин». В 1844 году Фет окончил университет.
Ель рукавом мне тропинку завесила. Ветер. В лесу одному Шумно, и жутко, и грустно, и весело,- Я ничего не пойму. Ветер. Кругом все гудёт и колышется, Листья кружатся у ног. Чу, там вдали неожиданно слышится Тонко взывающий рог. Сладостен зов мне глашатая медного! Мертвые что мне листы! Кажется, издали странника бедного Нежно приветствуешь ты.
Окончив университет, Фет поступил на армейскую службу, это ему было нужно, чтобы вернуть себе дворянский титул. Он попал в один из южных полков, оттуда его направили в уланский гвардейский полк. А в 1854 его перевели в балтийский полк (этот период службы он позднее описал в мемуарах «Мои воспоминания»).
В 1858 году Фет окончил службу в должности ротмистра и поселился в Москве.
В 1850 году увидела свет вторая книга со стихами Фета, которую в журнале «Современник» критиковали уже положительно, некоторые даже восхищались его творчеством. После этого сборника автора приняли в среду известных русских писателей, куда входили Дружинин, Некрасов, Боткин, Тургенев. Литературные заработки улучшили материальное положение Фета, и он отправился путешествовать за границу.
В стихах Афанасия Афанасьевича Фета чётко прослеживались три основные линии – любовь, искусство, природа. Следующие сборники его стихов вышли в 1856 (под редакцией Тургенева И. С.) и в 1863 (сразу двухтомное собрание сочинений).
Несмотря на то, что Фет был утончённым лириком, он сумел прекрасно вести хозяйственные дела, покупать и продавать поместья, сколачивая состояние.
В 1860 Афанасий Фет купил хутор Степановка, стал хозяйничать, жил там безвыездно, лишь ненадолго зимой появляясь в Москве.
В 1877 Фет купил в Курской губернии имение Воробьёвку. В 18
81 он купил дом в Москве, в Воробьёвку приезжал лишь на дачный летний период. Он снова занялся творчеством, писал мемуары, переводил, выпустил очередной лирический сборник стихов «Вечерние огни».
Афанасий Афанасьевич Фет оставил значительный след в русской литературе. В первых стихах Фет воспевал красоту природы, много писал о любви. Уже тогда в его творчестве проявилась характерная черта – Фет говорил о важных и вечных понятиях намеками, умел передавать тончайшие оттенки настроений, пробуждая у читателей чистые и светлые эмоции.
После трагической гибели возлюбленной Марии Лазич Фет посвятил ей поэму «Талисман». Предполагают, что все последующие стихи Фета о любви посвящены ей же. В 1850 вышел второй сборник его стихов. Он вызвал интерес критиков, которые не скупились на положительные отзывы. Тогда же Фет был признан одним из лучших современных поэтов.
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнию твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна — любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь. Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Афанасий Фет до конца жизни оставался убежденным консерватором и монархистом. В 1856 он выпустил третий сборник стихов. Фет воспевал красоту, считая её единственной целью творчества.
В 1863 году поэт выпустил двухтомное собрание стихотворений, а потом в его творчестве наступил двадцатилетний перерыв.
Лишь после того, как поэту была возвращена фамилия отчима и привилегии потомственного дворянина, он с новыми силами занялся творчеством.
К концу жизни стихотворения Афанасия Фета становились более философскими. Поэт писал о единстве человека и Вселенной, о высшей реальности, о вечности. В период с 1883 по 1891 Фет написал более трехсот стихотворений, они вошли в сборник «Вечерние огни». Поэт издал четыре выпуска сборника, а пятый вышел уже после его смерти.
Умер поэт в Москве 3 декабря 1892 года.
Источник: https://stories-of-success.ru/afanasiya-fet
Музе
Пришла и села. Счастлив и тревожен, Ласкательный твой повторяю стих; И если дар мой пред тобой ничтожен, То ревностью не ниже я других.
Заботливо храня твою свободу, Непосвященных я к тебе не звал, И рабскому их буйству я в угоду Твоих речей не осквернял.
Всё та же ты, заветная святыня, На облаке, незримая земле, В венце из звезд, нетленная богиня, С задумчивой улыбкой на челе.
Серия сообщений «Фет»:
Часть 1 — Фет. … Поёт сверкающий ручей, … Часть 2 — Афанасий Фет. Весна на дворе … Часть 10 — Афанасий Фет — Фредерик Шопен Часть 11 — Очерки из жизни Афанасия Фета от Наталии Кравченко Часть 12 — Памяти Афанасия Афанасьевича Фета (1820-1892)
Основная мысль
Фет был убежденным приверженцем «чистого искусства». Большинство его стихотворений посвящены воспеванию красоты, находящейся вокруг него. Главная мысль стихотворения «Вечер» заключается в том, что люди должны наблюдать за природой и переносить ее законы на себя, чтобы достичь внутренней гармонии. Вечернее умиротворение создает такие же чувства у восторженного наблюдателя.
Смысл стихотворения «Вечер» заключается в созерцании природы, мимо которой проходят многие люди. Задача поэта — остановить их и показать на то великолепие, мимо которого пробегает человек. Читая строки поэта, каждый из нас вспоминает свой уютный вечер наедине с красивым пейзажем.
Петр Чайковский говорил о творчестве Фета так:
Считаю его поэтом абсолютно гениальным… Фет в лучшие свои минуты переходил из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Поэтому часто Фет напоминает мне Бетховена. …Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом.
Анализ стихотворения Фета «Осенняя роза» 2 вариант
Личные переживания, связанные с трагической гибелью Марии Лазич, оставили глубокий след в творчестве Афанасия Фета. Чувство угнетения и раскаяния не смогли скрасить ни вполне благополучный брак поэта, ни финансовый достаток, к которому он стремился всю свою жизнь. После смерти Фета среди его рабочих бумаг нашли рукопись со стихами, посвященными возлюбленной, о существовании которых никто не подозревал. Даже законная супруга поэта не предполагала, что его пограничное состояние на грани помешательства связано с преждевременной кончиной девушки, которую Фет искренне полюбил много лет назад, но не решился связать с ней свою судьбу из-за меркантильных интересов.
Те немногие стихи, которые Фет публиковал в последние годы жизни, также были омрачены горечью утраты, глубину и тяжесть которой поэт осознал лишь спустя годы. Он понял, что нет ничего более ценного, чем любовь, заменить которую не в состоянии деньги, роскошь и положение в обществе. Однако, не догадываясь о том, что именно чувствует поэт, мало кто мог предположить, что те иносказания, к которым он нередко прибегал в своем творчестве, напрямую связаны с образом Марии Лазич. Это легко можно проследить на произведении под названием «Осенняя роза», которое было написано в 1886 году. Автор рассказывает о том, как резко произошла смена погоды, и однажды ночью ударили морозы, которые преобразили весь сад, превратив его в мертвую пустыню. Погибли так любимые Фетом георгины, которых «дыханьем ночи обожгло». Однако одинокая «царица-роза» под воздействием смертоносного холода не только осталась жива, но и расцвела, став «благоуханна и пышна». Не сложно догадаться, что в этом дивном цветке поэт увидел прообраз своей возлюбленной, которая ушла из жизни, но при этом продолжает присутствовать не только в сердце, но и в повседневной жизни Фета, даря ему надежду на скорую встречу. «Ты очертаньем и дыханьем весною веешь на меня», — отмечает поэт, обращаясь не только к благоухающей розе, но и к погибшей Марии Лазич. Впрочем, он не желает мириться с ее смертью и читает, что девушка незримо присутствует где-то поблизости. А значит, он еще может вернуть себе утраченное счастье и воскресить былые чувства «назло жестоким испытаньям». Стоит отметить, что подобные иллюзии весьма пагубно отразились на душевном состоянии поэта, который несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством, рассчитывая таким образом ускорить встречу с возлюбленной, перед которой испытывал вину за разрушенные надежды.