История создания
В молодости Афанасий Афанасьевич познакомился с девушкой по имени Мария Лазич, которой было суждено стать единственной любовью поэта. Развитию их отношений помешало социальное неравенство. Фет долгие годы лелеял мечту восстановить дворянский титул. Молодой человек успешно продвигался по карьерной лестнице, но достичь желаемого у него не получалось.
Желание красивой жизни было настолько велико, что Фет принял решение расстаться с возлюбленной. Спустя некоторое время он познакомился с немолодой и не очень привлекательной Марией Боткиной, происходившей из старинного дворянского рода. Женитьба на женщине помогла Фету получить титул и имя, к которым он так отчаянно стремился.
Уже после свадьбы до него дошли новости о трагической судьбе возлюбленной, погибшей во время пожара. До конца своих дней Афанасий Афанасьевич раскаивался в содеянном и посвящал Марии свои произведения.
Стихотворение А. Фета
Стихотворение «Это утро, радость эта..» написано А. Фетом в 1881 году, оно является типичным примером поздней пейзажной лирики поэта. Природа поэзии Фета неотделима от переживаний человека.
Именно природа помогает открывать тайны человеческого бытия.
Фету удается представить в стихах подсознательное, передать то туманное, утаенное, что можно выразить лишь поэтическим языком, где роль играет не только семантика слов, но и звуковой, интонационный ряд, музыкальность стиха.
В стихотворении “Это утро, радость эта…” поэт не просто описывает весеннюю природу, а передает чувство, которое она рождает; раскрывается жизнь человеческой души.
Поэтом описан весенний день от рассвета до вечерней зари. Первая строфа – это утро, наполненное солнцем. Когда читаешь её, кажется, что стоишь на просторном лугу, запрокинув голову, и наслаждаешься льющимся с небес светом.
Утро, пробуждение приносит чувство радости, мир природы находит отражение в мире эмоций. Множество ощущений создают определенную картину окружающего мира. Сначала появляются зрительные образы: «синий свод», «мощь дня и света», затем они наполняются звуковым содержанием: «этот крик».
Поначалу мы лишь интуитивно догадываемся, чей это крик. Постепенно образ проясняется: «вереницы», «стаи» и, наконец, возникает слово «птицы». Окружающий мир наполняется движением. Возникает новый звуковой образ: «говор вод», который заставляет оглянуться вокруг.
Этими словами заканчивается первая строфа, будто взгляд постепенно перемещается с неба на землю. Это создаёт ощущение непрерывности и целостности пейзажа.
Во второй строфе множество конкретных зарисовок, зрительных образов. Разгорающийся день дарит целый поток ощущений.
Интересно, что взору открываются то картины дальнего плана («ивы и березы», «эти горы, эти долы»), то мельчайшие детали (капли, едва распустившийся лист, который пока еще “похож на пух”).
Капли похожи на слезы, кажется, что это слезы умиления, все вокруг так восхитительно! Эта метафора еще раз доказывает неотделимость природы от внутреннего мира человека.
И вновь пейзаж заселяется живыми существами: мошки и пчелы, едва проснувшиеся после долгой зимы, вызывают чувство легкости, полета, а главное, возникает мысль, что жизнь продолжается! Звуковые образы второй строфы также способствуют оптимистическому, жизнеутверждающему настрою: «зык и свист». Очень звучное слово «зык» наполняет пространство отрывистыми, но бодрыми, громкими и свежими звуками.
Третья строфа – описание вечера. Это самое таинственное время суток, именно поэтому мы почти не находим упоминание конкретных предметов. Вокруг лишь нагроможденье эмоций, размытых и не всегда осознаваемых. «Вздох ночной селенья»- это вздох лирического героя, сердце которого неспокойно, ждет чего-то незнакомого, но, несомненно, прекрасного.
Возможно, «ночь без сна» проводит влюбленный человек… Эту догадку подтверждает незримо возникший образ соловья. Он невидим в ночи, слышны лишь «эта дробь и эти трели». Дважды возникает отрицание: «без за. Это помогает создать ощущение непрерывности картины, постоянного течения времени.
«Мощь» и «свет» к ночи превращаются в «мглу и жар», однако, завтра будет новый день, полный красок и светлых чувств.
В стихотворении нет ни одного глагола, однако, это вовсе не лишает его движения, наоборот, назывные предложения, словно нанизанные друг на друга, создают ощущение бега вешних вод, дуновение ветра и, без сомненья, порыва чувств. Яркие картины весны живо сменяют друг друга, они мимолетны, но от этого только более прекрасны.
Указательные местоимения «этот», «эта», «эти» повторяются 26 раз! Кажется, лирический герой поражен количеством впечатлений, подаренных одним весенним днём, каждое из них заслуживает хотя бы мимолетного внимания. Звуки, запахи, изображения – все сливается в единую картину, которая, как в зеркале, отражается в душе лирического героя.
Синтаксически стихотворение представляет собой одно сложносочиненное предложение. Запятые в конце каждой строфы придают музыке стиха легкость, воздушность, стремительность, некую незаконченность и ощущение постоянного движения. Композиционная точка – слово «весна».
Оно ассоциируется с мажорным аккордом после длинного музыкального пассажа, исполненного с нарастающим темпом и напряженностью. Поэтическое творение превращается в музыкальное – некий виртуозный этюд с ярким крещендо. Насколько же мелодична поэзия А.
Фета, если к ней применимы музыкальные термины!
Стихотворение написано четырехстопным хореем, который в третьей и последней строке каждой строфы сменяется трехстопным, причем отсутствует последний безударный слог.
Кажется, что это – небольшая пауза, взятие дыхания перед следующей музыкальной фразой. Именно эти строки зарифмованы между собой мужской рифмой, что подкрепляет возникшее ощущение.
В третьей строфе все рифмы женские, этим еще раз подчеркивается её кульминационная значимость
Стихотворение А. Фета “Это утро, радость эта…” позволяет остановить и увековечить прекрасный миг жизни. Идеальный мир поэзии отражает мир реальных ощущений. После прочтения стихотворения возникает чувство гармонии, единения с природой, это наполняет сердце оптимизмом и любовью к жизни.
Поэзия А. Фета – неисчерпаемый источник, полный как мимолетных, стихийных, безотчетных чувств, так и наполненных мыслей. Все его стихотворения о природе – маленькие шедевры, волшебные зеркальца, заглянув в которые, можно увидеть свой внутренний мир и насладится ранее неведомыми ощущениями.
Источник: https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/fet-a-a/9364-stikhotvorenie-a-feta-eto-utro-radost-eta-vospriyatie-istolkovanie-otsenka
Жанр
Описание природы выступает в качестве фона для философских размышлений автора о жизни. Из этого следует, что жанр стихотворения – элегия.
Написано лирическое произведение четырехстопным хореем, с чередующейся рифмой.
Читайте по теме: Здесь можно посмотреть анализ других стихотворения для 5 класса, в т.ч. история создания, тема, композиция, жанр, средства выразительности.
Тема
В произведении развивается традиционный для мировой литературы мотив весны. В центре авторского внимания пейзаж. Картины природы панорамные, А Фет охватывает своим взором всё: стаи птиц, мошек, слёзы деревьев. В лаконичном тексте он описывает целые сутки. Начинается рассказ описанием утреннего и дневного света, а заканчивается изображением ночной поры. В каждом времени суток поэт замечает только самое важное.
Пейзажные зарисовки богаты не только зрительными образами, но и звуками: «этот зык и свист», «эта дробь и эти трели». Цветовую гамму автор не отображает, но читатель и без его помощи может представить цвета окружающей природы.
Может показаться, что лирический герой практически не заметен за пейзажами. Повествование безличное (нет глаголов 1 лица), что ещё больше помогает скрыть героя. Но надо помнить, что это восторженное видение примет весны именно лирического героя. Например, герой замечает капли на деревьях и сравнивает их со слезами, так как для Фета только слёзы могут передать настоящий накал чувств, искреннее проявление эмоций. Лирический герой не разучился слышать природу и радоваться вместе с ней приходу весны.
В контексте темы развивается идея о том, что весна может разбудить прекрасное в любом человеческом сердце. Кроме того, автор в который раз утверждает красоту природы.
Средства выразительности
В поздней лирике Фета прослеживаются черты, делающие его стиль похожим на картины импрессионистов. Несмотря на отсутствие глаголов, стихотворение получилось живым, а его ритм напоминает биение сердца. Образы в произведении дополняют друг друга и создают целостную картину наступления весны.
Эмоциональность стихотворения усиливается анафорой – каждая строка начинается с местоимения «это». Чередование гласных и согласных звуков способствует восприятию текста и погружению в атмосферу произведения.
Эпитеты
В стихотворении присутствует всего один эпитет:
- «вздох ночной».
Метафоры
Яркие образы переданы с помощью следующих метафор:
- «мощь дня и света»;
- «говор вод»;
- «эти капли – эти слезы».
Анализ стихотворения А. Фета «Это утро, радость эта»
1001student.ru > Литература > Анализ стихотворения > Анализ стихотворения А. Фета «Это утро, радость эта»
Пейзажная лирика занимает важное место в творчестве Афанасия Фета. Поэт считал, что искусство должно воспевать прекрасное. Картины, описываемые поэтом, восхищают красотой и простотой. Особенно популярно его произведение «Это утро, радость эта», в котором великолепно описана природа.
План работы
Анализ «Это утро, радость эта» Фета можно разделить на несколько пунктов. Главные из них:
- История — произведение было написано Афанасием Афанасиевичем в 1881 году и относится к позднему периоду его творчества.
- Тема — изменения природы в весеннюю пору.
- Композиция — стих состоит из трех шестистопных строф.
- Жанр — элегия.
- Размер поэтического произведения — трех- и четырехстопный хорей.
История создания
«Это утро, радость эта» было написано Афанасием Афанасиевичем в 1881 году. Поэзия относится к позднему периоду жизни и творчества поэта. В те годы он умиротворенно отдыхал в загородной усадьбе, посвятив себя творчеству.
В работах автора того периода преобладали философские мотивы. Это связано с утратой возлюбленной Марии Лазич. Трагический эпизод произошел с ним еще в молодости, но оставил след в сознании на всю жизнь.
Еще юному Афанасию пришлось расстаться с девушкой из-за того, что она была бедной. Но спустя недолгое время после разрыва он узнал о смерти возлюбленной. Воспоминания об этом терзали его душу.
Особенно остро эта боль напомнила о себе в зрелом возрасте.
В те годы он практически не писал о природе, а поэтическая лирика была мрачной. Афанасий разучился видеть красоту в живом и больше не мог радоваться жизни и окружающему миру, как в начале своего творческого пути.
Но неожиданно в 1881 году выходит «Это утро, радость эта». Поэзия кажется коротким всплеском радости в творчестве Фета. Однако в нем нет того восторга и легкости, что были присущи ранним работам поэта, посвященным природе. Стихотворение скорее напоминает наблюдение за природой в канун весны.
Тема, идея и проблематика
Основная тема произведения — весна и ее влияние на внутреннее состояние человека. «Это утро, радость эта» — типичный пример великого мастерства Фета в изображении красот природы.
Заметен талант автора, отточенный многолетним опытом в написании поэзии, предельное внимание к мелочам. Фет описывает природные красоты, но, кажется, намеренно избегает высоких слов и эпитетов.
Какой бы ни предстала перед поэтом природа сегодня, это все он уже видел в жизни.
В природе ничего не поменялось: она все такая же прекрасная и чарующая. Изменился лишь сам творец. Он осознает, что больше его никогда не окутает тот восторг, испытываемый в весенний период в молодости. Годы идут, его жизнь медленно приближается к концу. Он совершил в ней множество ошибок, и даже ожидание теплого времени года не в силах отвлечь поэта от печальных дум.
Исключительно в таком ключе можно трактовать смысл стиха и проблемы, затронутые в нем, если связать его с биографией Фета. Без этого читатель видит лишь прекрасную красоту просыпающейся после холодов природы.
Композиция произведения
У стихотворения простая структура. Оно делится на смысловые части, в которых автор описывает все, что видит вокруг. Он рассказывает о своих самых незначительных впечатлениях, формируя из них полноценную картину природы.
Каждая строфа стиха описывает определенное время суток — утро, день и ночь.
В заключительной строфе автор соединил природные изменения и состояние человека, которое объясняется приближением долгожданной весны.
Ключевая особенность стихотворения — безглагольность. То, что Фет исключил глаголы из поэзии, придало событиям статичности и помогло выразить спокойную атмосферу, отображающую внутреннее состояние.
Жанровая принадлежность и размер
Стих относится к лирике. Жанр произведения — элегия. В основе стиха лежит пейзаж, но все же в ней чувствуется философия Фета. Пробуждающаяся после зимних холодов природа способствует к рассуждениям о ее вечности и о месте человека в ней. В произведении преобладают грустные ноты.
Стихотворный размер — хорей. Фет использует чередование мужской и женской рифмы. Рифма перекрёстная, при которой чередуются две строки с одной. При этом 1 и 2, 4 и 5 строки — смежная рифмовка. Всего в строфе 6 строк.
3 и 6 строки — закрытые рифмы, а 1 и 2, 4 и 5 — открытые. Схема стихотворения — аабввб.
Художественные приемы
Произведение не наделено большим количеством средств выразительности. Автор не старается красиво нарисовать природу, а лишь кратко перечисляет все, что его окружает. Часть видимого пейзажа наталкивает его на ассоциации, которые выражаются при помощи художественных приемов.
- Эпитет — «вздох ночей».
- Сравнения — «эти капли — эти слезы» и «мощь дня и света».
- Аллитерация в поэзии выступает средством для отображения печального настроения автора. К примеру, согласный «с»: «эта мощь и дня и света, этот синий свод».
- Анафора — повторение форм слова «это» в каждой строке как ключевая особенность данного произведения.
- Употребление однородных членов в предложении как синтаксический прием всего стиха: «…эти горы, эти долы…», «эти ивы и берёзы…» и т. д. Афанасий перечисляет все изменения природы, уделяя внимание каждой мелочи, отображая все, что происходит c окружающим миром с приходом весны.
Помимо этого, единой метафорой можно назвать все строки, в которых через пейзажные образы характеризуют весну и туманное утреннее время.
мысль
Основная мысль стихотворения Афанасия Фета выражается в том, что мощь и красота природы имеет прямое влияние на душу человека и его настроение. Даже стареющий поэт, почувствовавший на себе все беды и тяготы земной жизни, с приходом весны чувствует прилив новых сил и испытывает вдохновение.
Интересно, что весь поздний период творчества поэта пронизан его печальными мыслями о неудачной жизни и приближении кончины. Это же стихотворение, наоборот, пропитано оптимизмом и жизнеутверждающей верой.
Источник: https://1001student.ru/literatura/analiz-stihotvoreniya/a-feta-eto-utro-radost-eta.html
Композиция
Композиция стихотворения несложная. Оно не делится на части по смыслу, автор рассказывает обо всём, что видит вокруг. Кажется, что он нанизывает свои самые значительные впечатления, формируя из них панорамную картину природы. В качестве основы для сюжета используются временные рамки: от утра до вечера. Особенность стихотворения в том, что автор не употребляет ни одного глагола. Такой приём придаёт событиям статичность, способствует созданию яркой картины, соответствующей внутреннему состоянию лирического «Я» и автора.
В произведении всего одно предложение, что придаёт мысли целостность. Формально оно состоит из трёх шестистопных строф.
Стихотворный размер – четырёхстопный хорей. А. Фет использует два вида рифмовки: парную ААВВ и кольцевую.
🗹