Анализ стихотворения «Узник» Пушкина: краткий и полный анализ, жанр, средства выразительности

Анализ «Узник» Лермонтова

Одним из наиболее известных произведений М. Ю. Лермонтова является стихотворение «Узник», написанное им во время заключения в Петербургской тюрьме. Предлагаем ознакомиться с анализом стихотворения «Узник» Лермонтова , который пригодится при подготовке к уроку литературы и написании сочинений на заданную тематику.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Узник.
История создания – Стихотворение написано в 1837 году.

Тема стихотворения – Потеря свободы.

Композиция – Композиция основана на антитезе.

Жанр – Лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – Четырёхстопный хорей.

Эпитеты – «пышный терем», «добрый конь», «стены голые»,черноглазая девица», «красавица младая», «пышный терем», «добрый конь».

Сравнения – ««как ветер, улечу».

Олицетворения – «тускло светит луч лампады умирающим огнём».

Средства выразительности

Для передачи настроения в стихотворении поэт использует разнообразные художественные средства: метафоры («пышный терем», «добрый конь», «стены голые»), эпитеты («черноглазая», «младая», «пышный», «добрый»), олицетворения («тускло светит луч лампады умирающим огнем»).

Предыдущая

Анализ стихотворенийАнализ стихотворения “Вечер” Жуковского – тема и идея, краткое содержание

Следующая

Анализ стихотворений«Сожженное письмо» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – история создания, идея, композиция, жанр

Тема и композиция

Основная идея стиха — мечты о недостижимой свободе. Даже короткое пребывание в неволе не может не заставить страдать свободолюбивую натуру, какой был Лермонтов. Лирический герой чувствует безысходность, он отчаялся и понимает, что мечтать о лучшей доле бессмысленно. При этом он не делает попыток к бегству и даже не помышляет о них, потому что отчётливо осознаёт: вырваться из-под ареста не получится.

На героя произведения «Узник» давит не только мрачная обстановка, но и одиночество. Когда не с кем поговорить, любая неприятность переносится тяжелее. Автор подчёркивает это в третьем восьмистишии: «Одинок я — нет отрады».

Композиция поэтического произведения основывается на антитезе — противопоставлении. Сравнительный анализ позволяет увидеть, что от начала до конца стихотворения настроение лирического героя меняется дважды: первый раз — с бодро-оптимистичного на меланхоличное, второй — на обречённо-упадническое. В последних строках герой показывает, что он близок к депрессии. Человек окончательно смирился с горькой участью и готов смиренно принять всё, что пошлёт судьба. Присутствует неявное сравнение лампады с умирающим человеком.

Другие сочинения:

Примеры похожих учебных работ

«Конь с розовой гривой» — анализ произведения В. Астафьева

… будет помнить «коня с розовой гривой». Концовка произведения дает понять, почему такое название у рассказа. Розовый конь для автора … «Коня с розовой гривой» — реализм, так как повесть основана на воспоминаниях главного персонажа. Главным смыслом …

Мое любимое стихотворение пушкина к чаадаеву

… Пушкина Продолжим анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву». В 9 классе общеобразовательной школы изучают более подробно лирику Пушкина. Послание «К Чаадаеву» … горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы. …

Сравнение романтического героя Байрона и романтического героя Лермонтова

… личностей писателей. Рассмотрим творческое наследие Д. Г. Н. Байрона и М. Ю. Лермонтова. 1.2 Джордж Ноэл Гордон Байрон и его лирика До Байрона не было поэта, который с таким же …

Мотив свободы романтической лирики А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

… образом, можно утверждать, что Лермонтов был последователем Пушкина и в своем творчестве также развивал тему свободы. 2. Тема свободы в творчестве А.С. Пушкина В романтической лирике Пушкина 1820-1824 годов тема свободы занимала центральное место. О …

ЖАЖДА СВОБОДЫ И БОРЬБЫ В СТИХОТВОРЕНИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ПАРУС”

… невозможно…, («И скучно и грустно», 1840) — размышляет лирический […] Человек и природа в лирике Лермонтова (сочинение) Лирика Лермонтова поражает и восхищает нас своей музыкальностью. Он умел передать тончайшие душевные состояния, …

История создания

Когда Михаил Юрьевич Лермонтов создал стихотворение «На смерть поэта», посвящённое дуэли Пушкина с Дантесом и трагической гибели русского гения, власти приняли решение отправить его под арест. При этом демократически настроенная часть населения воспринимала его как безвинно пострадавшего. Действительно, Лермонтов лишился свободы из-за убеждений, противоречащих позиции правящей верхушки.

Узнав о наказании, родные, в том числе бабушка, принялись хлопотать о том, чтобы для поэта избрали более мягкую меру пресечения. У семьи Михаила Юрьевича имелись связи в нужных кругах, поэтому просьбы родственников удовлетворили.

Через некоторое время поэта сослали на Кавказ, где он и продолжил отбывать наказание. Однако период тюремного заключения, хоть он и был недолгим, Лермонтов использовал для того, чтобы изложить на бумаге мысли, которые диктовало ему вдохновение. Даже в такой мрачной обстановке поэт не переставал творить. За время пребывания в застенках он написал и другие стихотворения:

  • «Сосед»;
  • «Молитва»;
  • «Когда волнуется желтеющая нива».

Кроме одиночества, автора угнетало и то, что писать нечем и не на чем. Он нашёл выход: стал выводить буквы обгоревшими спичками на клочках засаленной бумаги, в которой ему приносили еду. А. П. Шан-Гирей в своих воспоминаниях пишет, что заходить к узнику имел право только камердинер. Тюремная тематика, представленная в русской поэзии довольно широко, в исполнении Лермонтова получила неожиданное развитие.

Жанр стихотворения Пушкина «Узник»

Пушкинский «Узник» — произведение-лирика. Его жанр очень интересный. Однако неприятие ограничений добавляет строкам романтические черты. Об этом говорят строки:

  • «За тучей белеет гора»
  • «Синеют морские края»
  • «Гуляет ветер»

Получается, что главный герой Пушкина – является не просто борцом и бунтарем, но и человеком с многогранным внутренним состоянием и творческой жилкой. Он так похож на самого Александра Сергеевича. Но нет прямого упоминания в произведении, что поэт говорит именно о себе самом.

Размер: амфибрахий. Ударение на трехсложной стопе на 2-й слог. Рифмы написаны точно (пора-гора), (окно-одно). Много мужских рифм (сырой, молодой, крылом, окном).

«Узник». Сочинение по М. Ю. Лермонтову.

Восприятие, истолкование, оценка стихотворения М. Ю. Лермонтова «Узник».

«Узник» в творчестве.
Практически каждый человек задумывался о свободе. Эта тема была и до сих пор является одной из главных тем для размышления. Особо часто она проскакивала в трудные моменты жизни. Для каждой личности переломным происшествием могло стать любое событие, волнующее их душу.

Одним из таких событий было неудавшееся восстание декабристов. Кроме того, последствием этого была строгая цензура на свободу мысли и действий. Многие писатели выражали свои мысли по поводу данного события. Причем несмотря на запрет публичного обсуждения политических и государственных дел.

'

Восприятие.

Михаил Юрьевич Лермонтов также не обошел эту тему стороной. Он сочинил стихотворение, из-за которого был арестован и которое послужило написанию другого произведения о свободе. Им был «Узник». Крайне удивляет то, в каких именно условиях поэт писал что-либо в данный период. За решёткой у Лермонтова не имелось ни чернил, ни пера, ни нормальной бумаги. Из-за этого приходилось пользоваться подручными средствами. Это были бумажные обрывки, в которые заворачивался хлеб; обгоревшие спичками и сажа.

Само произведение имеет градацию в настроении. Это также заставляет меня проникнуться ситуацией и прочувствовать эмоции лирического героя. От счастья и мечтаний нас всегда отгораживает суровая реальность. Она не дает претворять задуманное в жизнь — именно так я вижу мораль стихотворения.

'

Истолкование.

«Узник» был написан в 1837 году вместе с такими произведениями, как «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Когда волнуется желтеющая нива…», «Сосед» («Кто б ни был ты, печальный мой сосед…»). Стихотворный размер — четырехстопный хорей. Всё здесь построено на антитезе, где можно увидеть противопоставление желания и действительности.

Первая часть — образ свободы и воли:

Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу, Черногривого коня. Я красавицу младую Прежде сладко поцелую, На коня потом вскочу, В степь, как ветер, улечу.

Здесь можно увидеть некие черты фантастики: лирический герой, словно в сказке, мечтает о любви и свободе. Здесь используется будущее время глаголов, чтобы показать недоступность этих желаний в настоящем.

'

Вторая часть — сопоставление темницы с жизнью снаружи:

Но окно тюрьмы высоко, Дверь тяжелая с замком; Черноокая далеко, В пышном тереме своем; Добрый конь в зеленом поле Без узды, один, по воле Скачет, весел и игрив, Хвост по ветру распустив…

Уже не видно всех мечтаний лирического персонажа. Настроение с радостного меняется на уныние. Герой начинает понимать, что реальность для каждого одинакова.

Третья часть — покорность и смирение с происходящим, с потерей свободы:

Одинок я — нет отрады: Стены голые кругом, Тускло светит луч лампады Умирающим огнем; Только слышно: за дверями Звучно-мерными шагами Ходит в тишине ночной Безответный часовой.

Главный герой понимает, что у него нет связи с окружающим миром. Нет ни возможности понаблюдать за обстановкой в мире, поговорить, выразить своё мнение. На возможные попытки что-либо сказать персонаж все равно получит лишь молчание от «безответного часового».

В стихотворении сильно видно изменение эмоционального плана. С помощью этого автор четко направляет поток своих мыслей от фантазии до реальности. Для усиления образа М. Ю. использует такие художественные выразительные средства, как:

сравнение («в степь, как ветер, улечу»), — метафору («тускло светит луч лампад умирающим Огнём»), — эпитеты («черногривого коня», «в зелёном поле»), — инверсию («в пышном тереме своём»).

Автор пользуется большими предложениями и троеточиями, чтобы показать трагичность ситуации.

Оценка. «Узник».

М. Ю. Лермонтов написал это стихотворение после издания произведения А. С. Пушкина с тем же названием. Этих авторов часто сравнивают, чтобы показать индивидуальность стиля написания и выразить отдельные черты их характера. «Узник» А. С. Пушкина стремится к свободе и восклицает о том, чтобы заполучить ее. Герой Лермонтова наоборот давно смирился со своей участью и просто просит «отворить темницу». Это и показывает несчастливую судьбу не только главного персонажа, но и самого автора.

Другие сочинения:

Анализ стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных..»

Татьяна — любимая героиня Пушкина. Сочинение по роману.

Сочинение на тему «Философская лирика А. С. Пушкина».

Композиция стиха Пушкина «Узник»

Стихотворение поэта пушкина «узник»

  • Первая (более мрачная) — нужна для того, чтобы читатель почувствовал, на что смотрит перед собой человек, прозябающий в серых тюремных стенах. Но пленник горд – неспроста он ассоциирует себя с орлом.
  • Уже ближе ко второй части до узника доходит, что горевать нет смысла. За свою свободу нужно бороться. Он оставляет уныние. Орел представляется ему неким подельником, который предлагает убежать. И внутри себя мужчина с этим соглашается.
  • В третьей части пленник уже полностью уверен в том, что впереди его ожидают долгожданная свобода и приключения. Человек не рассказывает, каким именно способом вырвется из заточения. Но и узником себя больше не видит.

Суть в том, что возможно посадить человека за решетку. Но если внутри у него присутствует тяга к свободе – то ее не вычеркнуть и не убить.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: