Анализ стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад…» Фета


4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 52.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 52.

Афанасий Афанасьевич Фет – яркий представитель русской лирической литературы, один из последних романтиков литературы XIX века. Подтверждением тому является волнующее стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…», принадлежащее позднему периоду творчества поэта. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Сияла ночь. Луной был полон сад…» по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку литературы.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сияла ночь. Луной был полон сад….
История создания – Стихотворение написано в 1877 году и является отражением былых чувств поэта к Марии Лазич, в которую он был страстно влюблён в молодости.

Тема стихотворения – Воспоминания о былой любви. Это прекрасный образец любовной лирики.

Композиция – Симметричная композиция делит произведение на две части: в первой части описывается прекрасное пение девушки, во второй – автор наслаждается её пением, но уже много лет спустя. Четвёртая строфа является наивысшей эмоциональной точкой стихотворения.

Жанр – Лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – Шестистопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры – «сердца жгучая мука».

Эпитеты – «томительные», «звучные», «рыдающие».

Олицетворения – «лежали лучи», «сияла ночь», «струны дрожали».

Композиционные и жанровые особенности

Первоначально стихотворение получило название «Опять» и впервые было опубликовано в поэтическом сборнике «Вечерние огни». Оно отличается симметричным построением и включает четыре четверостишия. Условно произведение следует разделить на две части:

  • Два первых четверостишия передают гармонию уединенных вечеров, привычных для влюбленной пары. Встречи происходят в темноте, в особняке, залитом сиянием полной луны. Ее свет проникает в окна, ярко освещает комнату, где находится рояль и треножник. Девушка играет на музыкальном инструменте. Молодой человек очарован ею и не скрывает этого.
  • Далее речь идет о последних встречах. Вновь слышны звуки музыки и лунный свет льется в окна. Однако на сердце у героя горечь раскаяния, сожаление о потерянной любви. Впечатление о вечере наполнено сильными эмоциями, которые передаются читателю.

В момент прочтения стихотворения настроение читателя меняется. Особую глубину произведению придает кольцевая композиция. Эмоции нарастают, и в четвертом четверостишии происходит кульминация истории. В строках «Тебя любить, обнять и плакать над тобою» показана горечь от расставания.

Анализ «Сияла ночь луной…» позволяет определить, что стихотворение написано в жанре любовной лирики. Автором испытана полная гамма светлых чувств по отношению к своей музе — от возвышенной любви до грусти и страдания. Размер стихотворения — шестистопный ямб, использована перекрестная рифма.

История создания

Афанасий Афанасьевич написал своё стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» в 1877 году, на пороге своего 60-летия. В этот период он подводил итоги прожитой жизни и творчество его было проникнуто тайной грустью и сожалением о несбывшейся любви.

В юношеские годы Фет был влюблён в молодую красавицу Марию Лазич, которая отвечала поэту пылкой взаимностью. Однако девушка принадлежала бедной семье, а жениться на бесприданнице Фет не планировал. Еёе трагическая гибель в юном возрасте оставила в душе поэта глубокую рану, которая так и не затянулась со временем.

Позднее, удачно женившись на богатой наследнице и обеспечив себе комфортную жизнь, Фет корил себя за то, что в погоне за роскошью утратил самое ценное, что имел – искреннюю любовь.

Произведение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» является, по сути, воспоминанием поэта о тех счастливых днях, когда он был молод и влюблён, наслаждался жизнью в обществе прекрасной девушки, которая не могла жить без него.

Удивительная нежность и музыкальность стихотворения не могли не остаться незамеченными. Композитор Н. Ширяев написал к нему музыку, и в настоящее время «Сияла ночь. Луной был полон сад…» является одним из популярных русских романсов.

Подробный анализ стихотворения

История создания

Афанасий Афанасьевич написал своё стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» в 1877 году, на пороге своего 60-летия. В этот период он подводил итоги прожитой жизни и творчество его было проникнуто тайной грустью и сожалением о несбывшейся любви.

В юношеские годы Фет был влюблён в молодую красавицу Марию Лазич, которая отвечала поэту пылкой взаимностью. Однако девушка принадлежала бедной семье, а жениться на бесприданнице Фет не планировал. Её трагическая гибель в юном возрасте оставила в душе поэта глубокую рану, которая так и не затянулась со временем.

Позднее, удачно женившись на богатой наследнице и обеспечив себе комфортную жизнь, Фет корил себя за то, что в погоне за роскошью утратил самое ценное, что имел – искреннюю любовь.

Произведение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» является, по сути, воспоминанием поэта о тех счастливых днях, когда он был молод и влюблён, наслаждался жизнью в обществе прекрасной девушки, которая не могла жить без него.

Удивительная нежность и музыкальность стихотворения не могли не остаться незамеченными. Композитор Н. Ширяев написал к нему музыку, и в настоящее время «Сияла ночь. Луной был полон сад…» является одним из популярных русских романсов.

Тема

Это стихотворение – прекрасный образец любовной лирики. Центральная тема – чистая и возвышенная любовь, которая сопровождала лирического героя на протяжении всей жизни.

Это глубоко интимное, во многом автобиографическое произведение, в котором отразились все переживания поэта. Стихотворение, особенно, вторая его часть, пронизано светлой грустью. Автор тоскует о своей возлюбленной и надеется на скорое воссоединение.

Избранница лирического героя соединила в себе все прекрасные черты, которые могут привлекать романтическую натуру. Это во многом идеализированный образ, но именно так автор воспринимает любовь.

Основная мысль, которую хотел донести поэт в своём произведении – это бессмертие любви, её всепобеждающая сила, над которой не властно ни время, ни обстоятельства.

Композиция

Произведение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» состоит из четырёх четверостиший, каждое из которых характеризуется собственной звукописью. Композиция имеет симметричное строение, поскольку делит стих на две равные части:

  • первые два четверостишия посвящаются прекрасному пению девушки;
  • последующие строфы повествуют читателям о повторном музицировании, но уже много лет спустя.

Повествование автора идет с увеличением эмоционального напряжения, закономерно подводя к наивысшей точке накала чувств – четвёртой строфе.

Написано стихотворение шестистопным ямбом с перекрёстной рифмовкой.

Жанр

Произведение относится к жанру лирического стихотворения, поскольку автор выражает в нём всю глубину чувств и переживаний лирического героя.

Средства выразительности

Невзирая на кажущуюся лёгкость и простоту стихотворения, его нежность и мелодичность являются результатом сложной работы с художественными средствами.

Так, автор в своём стихотворении использует эпитеты («томительные», «звучные», «рыдающие»), олицетворения («лежали лучи», «сияла ночь», «струны дрожали»), метафоры («сердца жгучая мука»).

Особая привлекательность, певучесть строк произведения достигается за счёт применения ассонанса и аллитерации.

Тема

Это стихотворение – прекрасный образец любовной лирики. Центральная тема – чистая и возвышенная любовь, которая сопровождала лирического героя на протяжении всей жизни.

Это глубоко интимное, во многом автобиографическое произведение, в котором отразились все переживания поэта. Стихотворение, особенно, вторая его часть, пронизано светлой грустью. Автор тоскует о своей возлюбленной и надеется на скорое воссоединение.

Избранница лирического героя соединила в себе все прекрасные черты, которые могут привлекать романтическую натуру. Это во многом идеализированный образ, но именно так автор воспринимает любовь. Основная мысль, которую хотел донести поэт в своём произведении – это бессмертие любви, её всепобеждающая сила, над которой не властно ни время, ни обстоятельства.

Основная идея и тема

Произведение посвящено любви — чистому и возвышенному чувству, которое лирический герой испытывал в течение всей жизни. Глубоко личные, автобиографические моменты отражают душевные переживания автора. Особенно задевают читателя последние строки, где герой полон надежд на скорое воссоединение с любимой девушкой. Звуки мелодии драматизируют картину происходящего, погружают в очарование лунных ночей, когда рядом было счастье. Хочется наслаждаться звуками музыки, чтобы не прервать нахлынувшие воспоминания.

Идея произведения заключается в понимании того, что люди несут в себе настоящие чувства вопреки воле и жизненным обстоятельствам. Любовь не способны уничтожить ни время, ни повороты судьбы. Она побеждает все, является бессмертной и всемогущей. Это и наслаждение, и тяжкая ноша.

Композиция

Произведение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» состоит из четырёх четверостиший, каждое из которых характеризуется собственной звукописью. Композиция имеет симметричное строение, поскольку делит стих на две равные части:

  • первые два четверостишия посвящаются прекрасному пению девушки;
  • последующие строфы повествуют читателям о повторном музицировании, но уже много лет спустя.

Повествование автора идет с увеличением эмоционального напряжения, закономерно подводя к наивысшей точке накала чувств – четвёртой строфе. Написано стихотворение шестистопным ямбом с перекрёстной рифмовкой.

Построчный разбор

Начало стихотворения Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…» можно сравнить с произведением А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Объединяет эти два лирических стиха мотив воспоминания о прошлой любви.

Первые две строчки «Сияла ночь» переносят читателя в пустой ночной особняк, когда два любящих сердца остались наедине. Героиня играет на рояле, обнажая свою ранимую и тонкую душу, а молодой человек наслаждается музыкой и попадает под очарование этой чудесной мелодии. Лирический герой ещё не догадывается, что это их прощальный вечер, ведь нежный женский голос шептал о любви, в слезах изнемогая. Если интерпретировать эти строки, то музыка — это особая тайна, которую хочется разгадать. Возлюбленные испытывают глубокое и всепоглощающее чувство любви, а образ лунной ночи — это образ романтического свидания.

Пустой ночной особняк,

Проходит время, и, попав в подобную обстановку — ночь, луна, игра на рояле — герой вдруг испытывает те же эмоции: радость от встречи с прошлым и нестерпимую боль непоправимой ошибки. Он вспоминает «голос», говорит, что «веет» той же любовью, которая и есть надежда и вера. Он благодарит образ любимой за её нежность, трогательность и сожалеет, что его грёзы остались нереализованными. Много лет спустя поэт понимает, что жизнь, проведённая без любимого человека, теряет смысл. И всё, что было — это бесцельно прожитые годы.

В последней строфе автор говорит, что судьба не имеет обид и сердце не испытывает муки, что «в жизни нет конца, и цели нет иной». Он только верит, что звуки души заполнят сердце, которое способно «любить, обнять и плакать».

Немного другое толкование стихотворения Фета приводится у некоторых литературоведов. Считается, что только музыка способна вызвать у человека гамму чувств и эмоций: потрясение, завороженность, волшебство, стремление к жизни и любовь к женщине. Но, к сожалению, эти чувства возвращаются лишь на миг.

Средства выразительности

Невзирая на кажущуюся лёгкость и простоту стихотворения, его нежность и мелодичность являются результатом сложной работы с художественными средствами.

Так, автор в своём стихотворении использует эпитеты («томительные», «звучные», «рыдающие»), олицетворения («лежали лучи», «сияла ночь», «струны дрожали»), метафоры («сердца жгучая мука»).

Особая привлекательность, певучесть строк произведения достигается за счёт применения ассонанса и аллитерации.

Анализ стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…» на уроке литературы в 10 классе

И.А. Меховская,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Щёлковская гимназия № 6» ГОЩ

Анализ стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…»

на уроке литературы в 10 классе

Ход анализа

  1. Вступительное слово учителя.

Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» было написано Афанасием Афанасьевичем Фетом в 1877 году. Оно автобиографично. Фета не покидали воспоминания о Марии Лазич, которая трагически погибла, будучи совсем еще молодой. Поэт навсегда сохранил в памяти образ очаровательной юной красавицы, которая, сидя у окна в гостиной, играла на рояле, а за окном сияла ночь. Он был сильно влюблен в нее и пронес эту любовь в своем сердце через всю жизнь. Стихотворение Фета мелодично, оно положено на музыку и стало одним из известнейших романсов на стихи поэта.

Прием словесного рисования. Какие эмоции вы испытали при прослушивании? Что представили?

Перед нами монолог-воспоминание о любви, оставшейся в прошлом. Давайте проследим развитие авторской мысли и попытаемся определить особенности этого стихотворения, которое и сегодня оказывает на нас, читателей, сильное эмоциональное воздействие.

2.
Анализ стихотворения (прием «Вслед за автором»)
2.1. Обратимся к первой строфе.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнию твоей.

— Каким предстает созданный поэтом пейзаж? Какую роль выполняет пейзажная зарисовка? (Ночь, луна, лунный свет, мягкий, все освещающий, не требующий огней в гостиной – пейзажная зарисовка играет роль экспозиции ко всему стихотворению. Она создает настроение.)

— Как вы думаете, почему поэт выбирает именно ночь? (С одной стороны, ночь – романтическое время, и перед нами предстает полная красоты картина природы, на фоне которой происходит свидание двух влюбленных. С другой стороны – это время, когда человек может полнее погрузиться в свои чувства.)

— Какие приемы использует поэт, чтобы подчеркнуть одушевленность природы? (Олицетворения: «сияла ночь», «лучи лежали». Инверсия: «сияла ночь», «лежали лучи». Звукопись: повторяются звуки «л», «н» (аллитерация) и гласные «а», «о» (ассонанс), что придает звучанию мягкость, плавность. Ночь и луна будто льются за окном.)

— А можно ли назвать выражение «сияла ночь» оксюмороном? (Думается, что можно. Ночь – темное время суток, а в стихотворении ночь сияет, причем свет ее настолько силен, что огни в гостиной не нужны.)

— Можно ли говорить о том, что музыка помогает передать чувства, таящиеся в сердце лирического героя? (На помощь приходит звукопись: повторяется звук «р», что помогает, передать и движение рук по клавишам рояля, и подчеркнуть, что струны «дрожали» и дрожали сердца людей. В душе лирического героя происходит слияние музыки и чувств.)

2.2. Обратимся ко второй строфе.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна — любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

— Как развивается авторская мысль дальше? Как показано, что чувства нарастают? (Чувства действительно нарастают: от изнеможения от любви до желания жить, любить и плакать. Любовь – основа жизни, смысл бытия. Музыка помогает передать, насколько сильны чувства в душе человека: ему даже хочется плакать, он не в силах сдержать свои эмоции, которые переполняют его сердце. Происходит отождествление любимой и любви.)

2.3. Прочитаем третью строфу.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.

— Обратим внимание на то, как дан пейзаж в этой строфе. (Пейзажа почти нет, есть только отсылка к ночи как времени суток и к тому, что стоит тишина.)

— Какие чувства испытывает лирический герой? (Много лет прошло со дня той встречи, они были наполнены томлением и грустью, что подчеркивают эпитеты («томительных, «скучных») и прием инверсии. Без любимой его жизнь была бессмысленной.)

— Как показана роль музыки? (И вот лирический герой слышит голос певицы, «звучные вздохи», которые снова навевают мысли о том, что любовь вечна, что в ней – вся жизнь. Сердце опять наполняется жизнью.)

— Какой стилистический прием помогает нам «увидеть», что чувства, которые испытывает лирический герой, словно «ускоряются»? (Прием анафоры – повтор союза «и» в начале трех первых строк. Создается ощущение, что он действительно не может сдержать своих чувств.)

— Сравним композицию второй и третьей строф. На что обратим внимание? (На повтор части второй строки из второй строфы «Что ты одна – любовь…» в четвертой строке третьей строфы «Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь».)

— С какой целью поэт использует такой композиционный прием? (Он еще раз подчеркивает, что без любви не может быть жизни, что любовь вечна, как вечна сама жизнь.)

2.4. Обратимся к четвертой, заключительной, строфе.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

— На какую композиционную особенность обратим внимание в этой строфе? (Заметим, что мысль поэта в третьей строфе как бы не завершена, не случайно он начинает четвертую строфу с подчинительного союза «что», как бы продолжая третью строфу, что еще раз подчеркивает силу чувств лирического героя.)

— И еще заметим повтор: четвертая строка этой строфы повторяет четвертую строку второй строфы. С какой целью это сделано? (Опять для того, чтобы передать силу чувств лирического героя. Он снова слышит пение и снова возрождается к жизни, снова готов любить и плакать, то есть жить. Мотив рыдания передает силу испытываемых героем эмоций.)

— Обратим внимание, что стихотворение заканчивается восклицательным предложением – на эмоциональном всплеске, ведь все чувства лирического героя накалены. Прошлое и настоящее соединяются в его душе.

3.
Художественные особенности стихотворения
— Каков размер стихотворения? Как он помогает раскрыть идею стихотворения? (Стихотворение написано шестистопным ямбом. Благодаря ему оно звучит плавно и мелодично. Все строки как бы перетекают одна в другую, стихотворение приобретает музыкальный характер.)

— Что можете сказать о синтаксическом характере предложений, в которых даются пейзажные зарисовки и в которых выражаются чувства лирического героя? (Предложения, в которых даются пейзажные зарисовки, указывается место и время действия, простые, а те, в которых описываются чувства, сложные – занимают почти целую строфу. Синтаксис помогает выразить богатство переживаний героя, тончайшие движения его души.)

4.
Вывод
Цель поэзии – помочь читателю познать мир, заглянуть в тайники своей души, прислушаться к своему сердцу. А.А. Фет в своем стихотворении словно проник в стихию любви. Он соединил и музыку, и любовь, и саму жизнь. Над всем этим не властно время.

Тест по стихотворению

  1. /9
    Вопрос 1 из 9

    В каком году было написано лирическое стихотворение А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…»?

    Начать тест

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Елена Сергеева

    9/9

  • Оля Андреева

    8/9

  • Ediev Islam

    6/9

  • Маргарита Филиппова

    8/9

  • Эля Ванян

    6/9

Анализ стихотворения «Сияла ночь»

Одна из главных особенностей стихотворений А.А.Фета – это музыкальность. Поэтому произведения поэта так легко ложатся на музыку, и создано множество романсов на их текст.

А.Фет создал целый цикл стихотворений, посвящённых музыке и пению – цикл “Мелодии”, к которому относится и стихотворение “Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…”. Образ голоса, звука становится центральным в стихотворении (“струны”, “рояль”, “пела”).

Именно голос возлюбленной лирический герой запоминает и узнаёт даже через много лет: И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь…

Таким образом песня возлюбленной становится музыкой любви. Стихотворение Фета можно сопоставить с произведением А.С. Пушкина “К***”. Здесь так же центральным становится мотив воспоминания, которое неподвластно времени. Как и у Пушкина, у Фета голос возлюбленной вновь пробуждает героя к жизни, к чувствам, к любви.

В стихотворении Фета любви и музыке неизменно сопутствуют слёзы и страдание:

“Ты пела до зари, в слезах изнемогая…”

Так при помощи антитезы страданий и счастья обостряется чувство жизни и красоты.

Идея стихотворения заключается в том, что смысл человеческой жизни — это любовь. Природа, искусство и любовь сливаются в единое целое и вместе выражают истинную сущность и красоту жизни:

…А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать надо тобой.

Поэт проникает в стихию чувства любви, соединяя воедино и «рыдающие звуки», и любовь, и женщину. Музыка, искусство и любовь – явления прекрасного, и высшее счастье для поэта – веровать в это прекрасное.

«Лучи у наших ног…»

В первом четверостишии о последнем вечере с Марией говорит Фет. «Сияла ночь…» – в этих строках он переносится в обстановку особняка. Мария Лазич была девушкой музыкально одаренной. Лично для нее писал музыку сам Ференц Лист. Фет неоднократно просил ее сыграть что-нибудь из произведений этого композитора.

При первой встрече Мария заявила Фету, что сердце ее отдано другому. Но в действительности она давно была влюблена в поэта и его стихи. В одном из писем Фет говорил своему приятелю, что встретил девушку, которая является, пожалуй, единственной, с коей он бы мог прожить счастливо всю жизнью.

стихотворение фета сияла ночь

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: