Люди и реки
Сравнение автора уводит читателя далеко от сюжета романа. Реки можно сопоставить с историей семьи. Вот начало реки: широкое русло бежит шумно и многолюдно. Затем, «выметываясь из русла», вода разбивается на «множество рукавов». Это новые семьи, дети, внуки и правнуки. Каждый рукав выбирает свое направление. Одни плавно текут рядом с рекой, другие уходят в сторону, третьи поворачивают резко противоположно. Ход рукавов и реки хитер, лукав и, по мнению автора, вероломен. В чем такое поведение реки?
Интересно, как Шолохов описывает судьбы детей: одни мельчают настолько, «что видно поганенькую россыпь». Другие пробивают свое русло, бегут бурно, красиво и звонко. Человека волнует, по какому руслу плыть, где найти свое место в жизни. Странно переплетаются реки в гражданской войне, смутное время перемешивает водные потоки, Дон разливается и поглощает их, затягивает, не давая жить по-своему. Этим автор подчеркивает тяжесть войн. От них не спрятаться, придется выбрать свое место и тех, за кого готов будешь отдать жизнь.
Значение пейзажа
В романе «Тихий Дон» пейзажные зарисовки приобретают особое идейно-эстетическое значение. Тонко и проникновенно изображает Шолохов родную природу. Все пейзажи в романе соотнесены с человеком, с течением жизни. Своей красотой они оттеняют душевный мир героев, охваченных высокими стремлениями и светлыми чувствами, а также несовершенство человеческого бытия и людскую жестокость.
Жизнь людей и жизнь природы тесно связаны между собой. «Люди, как реки» – утверждал Лев Николаевич Толстой. И Шолохов продолжает его традиции, уподобляя и судьбу человеческую, и судьбу народную течению реки по извилистому руслу: «Выметываясь из русла, разбивается жизнь на множество рукавов. Трудно предопределить, по какому она устремит свой вероломный и лукавый ход. Там, где нынче мельчает жизнь, как речка на перекате, мельчает настолько, что видно поганенькую россыпь, – завтра идет она полноводная, богатая…» Человек подхвачен бурным потоком жизни, но он не песчинка в водах разлившегося Дона. Свое русло он должен найти сам. Но как определить, по какому руслу ведет жизнь к правде? Этот вопрос не перестает тревожить душу Григория Мелехова.
Григорий видел то, что не дано видеть людям, лишенным духовного богатства. Острое восприятие мира героем автор романа передает через буйное восприятие природы, ее полногласное звучание, ликование и цветение. Здесь и свет холодного пламени месяца, и его черные переливы на ряби Дона, и вечерние вишнево-красные зори, и дивно сияющий, снежный блеск оперения лебедей. В минуты затишья Григорий «жадными глазами озирал повитую солнечной дымкой степь, синеющие на дальнем гребне сторожевые курганы», «закрывал глаза и слышал близкое и далекое пение жаворонков», «шелест ветра в молодой траве», «следил за легким покачиванием багряно-черного тюльпана, чуть колеблемого ветром, блистающего яркой девичьей красотой».
Писатель часто передает чувства героев через их восприятие окружающей природы. Ярким примером этого может служить сцена в весеннем лесу. Уставшая Аксинья решила отдохнуть: «Ненасытно вдыхала многообразные запахи леса сидевшая неподвижно Аксинья, ее глаза терялись в этом чудеснейшем сплетении цветов и трав…» Томительный аромат ландыша пробуждал в Аксинье мысли о прошедшей молодости, и «словно в чистой воде лесного родника увидела вдруг Аксинья свое отражение – так много сказал ее наболевшему сердцу этот цветок, неожиданно привлекший своим грустным и сладостным запахом».
Когда после тяжелой болезни Аксинья впервые вышла на крыльцо, она долго стояла, опьяненная свежестью весеннего воздуха. «Иным, чудно обновленным и обольстительным, предстал перед нею мир. Блестящими глазами она взволнованно смотрела вокруг, по-детски перебирая складки платья. Повитая туманом даль, затопленные талой водой яблони в саду, мокрая огорожа и дорога за ней с глубоко промытыми прошлогодними колеями — все казалось ей невиданно красивым, все цвело густыми и нежными красками, будто осиянное солнцем».
Картины природы в романе «Тихий Дон» точные, в мельчайших подробностях передающие особенности природы Верхнего Дона, выразительные благодаря яркой метафоричности и колоритному языку, имеют самостоятельную художественную ценность. Но они всегда связаны или с сюжетным движением романа, или с внутренним состоянием героя. При изображении природы автор использовал принцип эпического параллелизма. Пограничное состояние природы, замершей в ожидании грандиозных перемен, – параллель состоянию казачьих хуторов, затаивших дыхание накануне Верхнедонского восстания. Пейзажи придают событиям романа эпический размах и вместе с тем наполнены лиризмом. Иногда лирическое начало выходит на первый план и тогда со страниц романа начинает звучать голос самого автора: «Степь родимая! <…> Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донской, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь!»
Писатель подмечает моменты, когда восприятие природы героями становится особенно острым. Примером этого могут служить трагические эпизоды романа, в частности зверское убийство казаками красного командира Лихачева. Идя на смерть, он словно впервые видит красоту весеннего леса, останавливает взгляд на березке: «На ней уже набухали мартовским сладостным соком бурые почки; сулил их тонкий, чуть внятный аромат весенний рассвет, жизнь повторяющуюся под солнечным кругом… Лихачев совал пухлые почки в рот, жевал их, затуманенными глазами глядел на отходившие от мороза, посветлевшие деревья и улыбался уголком небритых губ». И человек с такой естественной привязанностью к жизни должен уйти из нее.
Пейзажи в романе – не застывшие картины, они полны динамики. Автор фиксирует изменения, происходящие в природе, переходы от дня к ночи, от зимы к весне. Показательным примером этого может служить описание потаенной жизни степи, ожидающей прихода весны: «Казакует по родимой степи восточный ветер. Лога занесло снегом. Падины и яры сравняло. Нет ни дорог, ни тропок. Кругом, наперекрест, прили- занная ветрами, голая белая равнина. Будто мертва степь. Изредка пролетит в вышине ворон, древний, как эта степь, как курган над летником в снежной шапке с бобровой княжеской опушкой чернобыла. Пролетит ворон, со свистом разрубая крыльями воздух, роняя горловой стонущий клекот. Ветром далеко пронесет его крик, и долго и грустно будет звучать он над степью, как ночью в тишине нечаянно тронутая басовая струна.
Но под снегом все же живет степь. Там, где, как замерзшие волны, бугрится серебряная от снега пахота, где мертвой зыбью лежит заборонованная с осени земля, – там, вцепившись в почву жадными, живучими корнями, лежит поваленное морозом озимое жито. Шелковисто-зеленое, все в слезинках застывшей росы, оно зябко жмется к хрупкому чернозему, кормится его живительной черной кровью и ждет весны, солнца, чтоб встать, ломая стаявший паутинно-тонкий алмазный наст, чтобы буйно зеленеть в мае. И оно встанет, выждав время! Будет бить в нем перепела, будет звенеть над ним апрельский жаворонок. И так же будет светить ему солнце, и тот же будет баюкать его ветер. До поры, пока вызревший, полнозерный колос, мятый ливнями и лютыми ветрами, не поникнет усатой головой, не ляжет под косой хозяина и покорно уронит на току литые, тяжеловесные зерна.
Все Обдонье жило потаенной, придавленной жизнью. Жухлые подходили дни. События стояли на грани». Однозначно определить общее настроение этого отрывка нелегко, так как оно несколько раз меняется. Пейзаж начинается с описания «мертвой» зимней степи: здесь нет движения (многие предложения лишены глаголов), нет звуков, даже полет и «стонущий клекот» ворона не оживляют картину, а делают ее еще более зловещей. Но когда взгляд писателя-художника более внимательно всматривается в эту картину и проникает в потаенную жизнь степи, возникают краски, появляется движение, едва ощутимое движение природы к весне. И, наконец, финальные строки с их почти стихотворным ритмом, создаваемые синтаксическим параллелизмом и анафорическими повторами («Будут бить в нем перепела, будет звенеть над ним апрельский жаворонок… будет светить ему солнце… будет баюкать его ветер…»), с выразительным рядом аллитераций звучат как торжественный гимн весне.
Включая в повествование пейзажные зарисовки, автор как бы широко распахивает душу читателя для восприятия мира природы после нагнетания художественных средств, привлекающих все внимание к напряженным событиям. Достаточно вспомнить эпизод работы Натальи и Ильиничны в степи. Последняя измена Григория надломила Наталью, и на фоне надвигающейся грозы она проклинает его. Эта сцена предшествует смерти героини. Вначале природа вполне безразлична к тому, что должно случиться – ничто не предвещает бури, лишь на мгновение набегает тучка. Но с настроением Натальи в природе происходят заметные изменения: «Все, что так долго копилось у Натальи на сердце, вдруг прорвалось в судорожном припадке рыдания. Она со стоном сорвала с головы платок, упала лицом на сухую, неласковую землю и, прижимаясь к ней грудью, рыдала без слез». Когда Наталья, обращаясь на восток, просила Бога, чтобы он наказал Григория там, на фронте, «черная клубящаяся туча ползла с востока. Глухо грохотал гром…». Ильинична с ужасом смотрела на Наталью: «На фоне вставшей в полнеба черной грозовой тучи она казалась ей незнакомой и страшной». В один момент движения природы и чувства Натальи совпадают, и проклятие Натальи, усиленное метафоричностью грозовой тучи, звучит необычайно выразительно. В этом эпизоде параллелизм перестает быть одним из приемов изображения пейзажа и превращается в важную особенность композиции и характерную черту авторского стиля.
О том, что пейзажные зарисовки в романе служат выражением чувств героев, свидетельствует пейзаж, прерывающий авторский рассказ о возвращении Григория домой на побывку. Возвращению Григория в родной дом предшествует красочная картина охоты, в которой писатель с большим мастерством передал охотничий азарт, изобразил панораму степных далей. Безразличная на первый взгляд к Григорию природа новым светом освещает его трагедию. Судьба сбитого гуся напоминает человеческую судьбу и в особенности самого стрелка: «…один гусь, отделившись от уже построившейся гусиной станицы, резко пошел на снижение… Гусь летел в сторону от встревоженно вскричавшей стаи, медленно снижаясь, слабея в полете, и вдруг с большой высоты камнем ринулся вниз, только белый подбой крыла ослепительно сверкнул на солнце». Образом сбитой птицы автор подчеркивает трагичность судьбы Григория.
Природа в романе Шолохова вмещает все битвы и успокаивает любое трагическое потрясение. Пейзаж в «Тихом Доне» выражает оптимизм, готовность природы бесконечное количество раз рождать неотвратимое будущее. Чтобы ни делали люди, природа вечна и неизменна. И это прекрасно понимают герои Шолохова, умеющие слушать шум леса, замечать красоту простых луговых цветов, любоваться созвездиями. В самые трудные моменты жизни они припадают к земле и ищут у нее забвения.
? Материалы о творчестве писателя и романе «Тихий Дон»:
- Биография писателя
- История создания романа
- Смысл названия романа
- Поэтика романа
- Критики о творчестве М.А. Шолохова и романе «Тихий Дон»
Сочинения
- Женские характеры в романе «Тихий Дон»
- Семья Мелеховых в романе «Тихий Дон»
- Проблема нравственного выбора человека на примере главного героя романа «Тихий Дон» Григория Мелехова
? Перейти к оглавлению книги «Тихий Дон» М.А. Шолохова. Краткое содержание. Особенности романа. Сочинения
Природа и Наталья
Напряжение судьбы несчастной Натальи сложно передать без пейзажных картин. Обиженная на мужа женщина трудится в степи. Она надломлена изменами, предательством мужа. Наталья шлет проклятия Григорию. Природа бунтует вместе с героиней. Но страшно вызывать гнев стихий. Гроза начинается с нелепой тучки, но за мгновение надвигается буря. Женщина рыдает, стонет, но нет слез, зато природа грохочет и поливает землю. На фоне тучи, закрывшей полнеба, черной и грозной, красивая Наталья становится «незнакомой и страшной».
Сцена грозы предвещает гибель, но чью? Самой героини. В этом метафоричность авторской позиции и силы мыслей.
“Родимая степь под низким донским небом!” (Природа и человек в прозе М. Шолохова)
Предмет: | Литература |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 08.02.2019 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти рефераты по литературе на любые темы и посмотреть как они написаны:
Много готовых тем для рефератов по литературе |
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Человек на войне. (По одному из произведений современной литературы) |
Онегин в Петербурге (на материале 1ой и 8ой глав романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”) |
Тильзитский мир. (Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого “Война и мир”, т. 2, ч. 2, гл. 21) |
Стихотворение С. Есенина “Низкий дом с голубыми ставнями…” |
Введение:
Роман начинается с описания Мелеховского двора на самом краю колхоза. Автор в одном небольшом абзаце как бы приложил события, которые будут происходи ть с Мелеховыми. Существует «крутой спуск», что означает поворотные моменты в истории людей, и «разброс раковин», символизирующий людей, и «галечные волны волн», которые означают трудные испытания и «синюшную рябь Донские скобы », символизирующие события, которые будут происходить в жизни казачества. , Автор использовал аллегорию: например, восток представляет собой возникновение новой силы, которая приближается к Дону с помощью «конских копыт», а «живой подорожник» (цепкий подорожник) означает казачество.
Пейзаж в романе не существует отдельно от описанных в нем событий, но тесно связан с ними.
Вот отрывок из главы XIX третьей книги: «Казаки восточного ветра через родную степь. Бревна покрыты снегом. Дупли и нити выровнены. Там нет дорог, нет путей. Вокруг, поперек, облизанный ветрами, белая голая равнина. Как мертвая степь. Иногда над головой летит ворон, столь же старый, как эта степь, как курган над летчиком в снежной шапке с бобровым княжеским краем Чернобыля. Пролетит ворон, свистя сквозь крылья, перерезав гортанный стонущий крик. Крик унесет его далеко на ветру, и он будет долго и грустно звучать над степью, как ночью в тишине непреднамеренно тронутой басовой струны.
Но под снегом степь еще живет. Там, где, подобно замерзшим волнам, захоронено вспаханное серебро, покрытое снегом, где заборонированная от осени земля лежит мертвым мертвецом, — там, цепляясь за почву с жадными, цепкими корнями, лежит зимняя жизнь, поваленная мороз. Шелковисто-зеленый, весь в слезах замерзшей росы, он холодно сжимается в хрупком черноземе, питаясь его животворящей черной кровью и ожидая весны, когда взойдет солнце, разрывая расплавленную тонкую паутину алмазную кору, чтобы насильственно стать зеленый в мае. И он встанет, дождавшись времени! В нем будут сражаться перепела, над ним будет звонить апрельский жаворонок. И солнце также будет сиять для него, и то же самое будет колыбелью его ветра. В настоящее время зрелый, цельнозерновой шип, сморщенный ливнями и сильными ветрами, не опускается с усатой головой, лежит под головой хозяина и покорно бросает брошенные тяжелые зерна на течение».
«Небо нахмурилось. Молния открылась открыто, изодранное черное земляно-черное облако, долгое время молчание и где-то далеко грохотал грохот, предупреждающий. Яростный посев дождя начал давить траву … Гром с ужасающей силой обрушился, молния быстро упала на землю. После нового удара из облачных облаков пошел дождь, и степь невнятно пробормотала».
В обоих отрывках подразумевается время, которое принесет много изменений, влияющих на судьбу людей. Этим описаниям предшествуют трагические события с появлением красных.
Своеобразие пейзажа в произведениях М. А. Шолохова
Картины природы означают как символические изображения, так и описание статуса героев: «В течение двух дней дул теплый ветер с юга. Последний снег выпал на полях. Пенные весенние ручьи стихли, воспроизвели степные бревна и реки. На рассвете третьего дня ветер утих, и под степь обрушился густой туман, прошлогодние заросшие кустарником травы, засыпанные влагой, насыпи, шахты оврагов, деревни, шпили колокольней, вершины пирамидальных тополей, направленные вверх, утонули в непроницаемая беловатая дымка. Синяя весна началась над широкой донской степью.
Еще одна, чудесно обновленная и соблазнительная, предстала перед ее миром. Блестящими глазами она взволнованно огляделась, по-детски перебирая складки своего платья. Туманное извилистое расстояние, яблони в саду, залитые талой водой, мокрый забор и дорога позади него с прошлогодними глубоко вымытыми рытвинами — все казалось ей беспрецедентно красивым, все расцвело густыми и нежными цветами, словно освещенными солнце.
Клочок ясного неба, глядящий сквозь туман, ослепил ее холодным голубым; запах сладкой соломы и талой черной почвы был настолько знакомым и приятным, что Аксиня глубоко вздохнула и улыбнулась по краям губ; простая песня жаворонка, идущая откуда-то из туманной степи, проснулась в ее бессознательной печали. Именно она — песня, услышанная на чужбине, — заставила сердце Аксиньи биться быстрее и сжала два злых слезы из ее глаз.
Бессмысленно наслаждаясь возвращением к ней жизни, Аксинья почувствовала огромное желание коснуться всего своими руками, осмотреться. Ей хотелось дотронуться до куста смородины, почерневшего от сырости, прижать щеку к ветви яблони, покрытой голубым бархатистым налетом, она хотела перешагнуть через разрушенный пролёт и пройти по грязи, по бездорожью, туда под широким бревном зимнее поле сказочно зеленело, сливаясь с туманным расстоянием».
Пейзажные зарисовки говорят о большой любви художника к природе Дона: «Дорогая степь! Горький ветер оседает на косячных гривах королев и жеребцов. На сухой лошади, храпящей от ветра, она соленая, а лошадь, вдыхая горько-соленый запах, жует шелковистыми губами и смеется, ощущая на них запах ветра и солнца. Дорогая степь под низким донским небом! Вилюженские лучи засушливых земель, источник из красной глины, простор из кованой травы с отравленным гнездовым следом копыта лошади, курганы в мудрой тишине, лелеющие погребенную казачью славу … Я низко кланяюсь и сушу всю свою свежую землю, Дон, казак, не ржавеет кровь!
Пейзаж анимирован, например, «ветер казачий», «вода охладилась», «полая вода стояла как заколдованная», «вода пузырилась как безумная», «степь, одетая в серебро», помогает раскрыть чувства и настроения персонажей, чтобы передать их отношение к событиям.
В романе «Тихий Дон», на переломных моментах в судьбе героев, Шолохов сравнивает их внутреннюю жизнь с природными процессами.
Например, остановимся на основных женских образах.
Жизнь Аксиньи и ее внутреннее состояние после разрыва с Григорием сравнивает автора с пшеничным полем, растоптанным стадом, и с чувством его хозяина: «Колючая зеленая пшеница поднимается, растет; через полтора месяца ладья утопает в ней головой и не видна; высасывает сок из земли, торчит; тогда это расцветет, золотая пыль покрывает уши; зерно набухнет от пахучего и сладкого молока. Хозяин выйдет в степь — он посмотрит, он не будет в восторге. Из ниоткуда в хлеб забрел стадо крупного рогатого скота: на них охотились, в плуг бросали тяжелые уши. Там, где они лежали, были куски дробленого хлеба … чтобы выглядеть дико и горько».
«Золотой расцвет» чувств Аксиньи пришел, «испепеленный, испорченный» ботинком Гришки. Но автор показывает, что жизнь продолжается: «Но хлеб, отравленный домашним скотом, растет. От росы, от солнца поднимается стебель в землю; сначала он изгибается, как человек, который перенес невыносимое бремя, затем он выпрямляется, поднимает голову, и день сияет для него, и ветер также дрожит».
Особое место в романе занимает психическое состояние Натальи, которое сравнивается с грозой в природе.
Это неспокойно по своей природе: «Белые облака, порванные ветром, плыли и таяли в голубом небе. Солнечные лучи освещали горячую землю. Найден дождь с востока. Душа Натальи плоха: когда она узнает, что Григорий снова достиг Аксиньи, она становится замкнутой и мрачной. Шторм приближается: «… быстро падала серая тень», «солнце косо пронзило ослепительный белый край облаков, плывущих на запад», «тень, которая сопровождала облако, все еще царила и заметила голубые отроги Обдонские горы».
Наталья больше не могла справляться со своими чувствами: «Внезапно она вскочила, вытолкнула Ильиничну, протягивая чашку воды, и, повернувшись лицом к востоку, молитвенно сложила ладони, мокрые от слез, она кричала, задыхаясь: Господи! Он исчерпал мою дорогую! Нет больше сил, чтобы так жить! Господи, накажи его, проклятый! Ударил его там до смерти! Так что он больше не живет, меня не мучает!
Природа реагирует на свои проклятия, стихия свирепствует: «Черное клубящееся облако ползло с востока. Грохот гремел приглушенно. По небу скользили круглые облачные вершины, извиваясь, горели белые молнии. Ветер гнал на запад грохочущую траву, нёс горькую пыль из шляпы, почти до самой изогнутой шляпы подсолнуха, поросшей семенами. Гром поразил степь сухой трещиной. Теперь охвачены страхом и Ильинична: Встать на колени! Привет, Наташа!?
Автор сравнивает природные процессы с чувствами героинь. Природа живет по своим законам, люди — по своим. В какой-то момент эти миры, сближаясь, пересекаются, и тогда возникает символ, основанный на поэтическом параллелизме.
Наряду со сравнениями природных процессов с духовной жизнью Аксиньи и Натальи, автор использует сравнения из мира природы
Автор сравнивает чувства Натальи к Григорию с «недоступной звездной ссудой». Он пишет, что «оттуда краны, которые опаздывали, щелкали позади них из черно-синей пустыни с серебряными колоколами. Устаревшая трава пахла смертью и смертью.
Метафора «щелкнула серебряными колокольчиками позади себя», эпитеты «печально» «смертельно» и определение «устаревшие» наиболее точно передают душевное состояние героини.
Шолохов использует ландшафтное описание, раскрывая ему персонажей Аксиньи и Натальи.
Чувства Натальи и Аксиньи после брюшного тифа поначалу были почти одинаковыми: Наталья «была сладкой … после грохота пистолета наступила тишина», «с нетерпением слушала простодушную песню жаворонков», «вдохнула ветер, наполненный полынью горечи »,« Пьянящий запах раскаленного черного; Аксинья, перед которой мир казался «чудесным и соблазнительным», опьянена «сладостью ухода за кожей свежего весеннего воздуха», «сладкой соломкой», «песней ранней пташки, которая пробудила в ней бессознательную грусть».
Шолоховская весна — это любовь
Аксинья со всей силой своей чувствительной души воспринимает и поглощает красоту и живительные силы природы, сливаясь в ней с силами ее любви, нежности и привязанности к Григорию. Она воспринимает своим зрением («смуглые дикие шмели раскачивались по углам луговых цветов»), ее слух («дикие утки щекотали в камышах», «дракон хрипло щелкнул своего друга») «далеко, далеко, неслышно и грустно, кукушка считала, что у кого-то были нездоровые годы «), зрение и слух (« летающий над озером лапастик постоянно спрашивал: «Кто ты? Кто ты?»; «они жужжали из бархатисто-пыльных шмелей»), он это чувствует физически («босые ноги были приятно охлаждены влажной зеленью, голые полные икры и поцеловали его в шею, ища сухие губы» — эта метафора чрезвычайно точна и выразительна: неодушевленный e (засуха) персонифицирован и воспринимается как живой человек). воспринимает запахи («из-под куста боярышника сочился податливый и терпкий запах гниющей прошлогодней листвы»).
Не воздерживайтесь от цитирования слов автора: «Тихо улыбаясь и шевеля губами, она осторожно перебирала стебли безмятежно-голубых, скромных цветов, затем наклонилась к короткому лагерю, чтобы понюхать, и внезапно уловила затяжной и сладкий аромат лилии Долина. Порывшись руками, она нашла его. Он вырос прямо там, под непроходимым тенистым кустом. Широкие, некогда зеленые листья все еще ревниво охраняли низкорослый горбатый стебель, увенчанный белоснежными поникшими чашками цветов от солнца.
Но листья, покрытые росой и желтой ржавчиной, умирали, а сам цветок уже коснулся смертельного распада: две нижние чашки были сморщены и почерневшие, только вершина в сверкающих слезах росы внезапно вспыхнула под солнцем с ослепительной пленительной белизной».
Итак, образ ландыша, воплощающий гармонию и красоту жизни, и в то же время начало его увядания, связанного с жизнью Аксиньи, с ее мыслями и чувствами, приобретает значение символа ,
Вот несколько отрывков, которые отражают шолоховское описание пейзажа в романе.
«Сухие листья шуршат в кукурузных баксов За холмистой равниной изливаются синельские отроги гор. По деревне бродили красные коровы. Ветер дул из-за морозной пыли. Сонный и мирный был скучным октябрьским днем; добрый мир, тишина дует от пейзажа, залитого скупым солнцем. И недалеко от дороги люди растоптали в дурацкой ярости, готовясь отравить своей кровью питающуюся дождем, отобранную, жирную землю.
Желто-белые, грудастые, как плуги, спокойно плыли над новочеркасскими облаками. В небе над голубым небом, прямо над сияющим куполом собора, где-то над станицей Кривянская висела неподвижно седая курчавая курчаво-розовая серебрянка.
Солнце поднималось тихо, но окна атаманского дворца, отражая его, горели ярко. Склоны железных крыш блестели на домах, сырость вчерашнего дождя удерживала на себе бронзовый Ермак, вытягивая сибирскую корону на север.
В полумиле от фермы, на левой стороне Дона, произошел прорыв; полая вода устремляется в это для продажи весной. Около прорыва с песчаного берега они бьют по клавишам — лед там не замерзает всю зиму, теплый с широкой зеленой дугой полыни, и дорога вдоль Дона осторожно бегает по нему, делает резкий прыжок к сторона. Весной, когда через прорыв могучий поток покидает текущую воду обратно к Дону, в этом месте поворачивается коловер, вода ревет, переплетая многогранные струи, омывая дно; и в течение всего лета карп держится на многолетних зарослях, прибивая к дикой местности недалеко от прорыва, сваленного с берега.
Хмель от него — словно выбитый клин. Он побежал к полыни. Свежевыпавший лед ярко светился. Ветер и стремя гнали куски льда по широкому черному кругу полыни, волны сотрясали зеленые завихрения, шелестели. Огни в дальнем хуторе пожелтели тьму. Звезды лихорадочно горели и трепетали в плюшевом небе, словно свежесрезанные звезды. Дул ветер, шел снег, шипел, в черный град полыни влетела порошкообразная пыль. И полынь слегка парила и так чернила от души и ужасно.
Полая вода только начала продаваться. На лугу, возле ограждения плетеного сада, была обнажена коричневая, илистая земля, затоплен ободок: остатки сухого тростника, ветви, кус, оставшиеся от разлива, прошлогодние листья, прибитые волной сухого песка. Ива, затопленный лес Обдона, была немного заметно зеленой, с сережками, свисающими с веток с кисточками. На тополях почки собирались развернуться; в самых дворах фермы к воде стекались побеги, окруженные краснотами. Желтые пушистые, как молодые утята, его почки ныряли на волнах, качались на ветру.
На рассвете дикие гуси, гуси, стада уток плыли в сады в поисках еды. В трубке рассветы рассыпались медными голосами. И в полдень можно было увидеть, как волна белобрюхого чирка питала и нянчила на сильно растрепанных просторах Дона.
Облака были густыми на западе. Темнело. Где-то далеко, далеко, в полосе Обдонья размахивали молнии, оранжевая вспышка трепетала с крылом несломанной птицы. На той стороне пылало свечение, покрытое черной полосой облаков. Степь, как чаша, заполненная до краев тишиной, скрывала печальные отражения дня в складках балок. Что-то напомнило этот вечер осеннего сезона. Даже травы, которые еще не дали цвет, излучали неописуемый запах разложения».
В приведенных отрывках нетрудно проследить донские просторы, которые любил Шолохов.
Пейзаж в «Тихом Дону» выполняет разные функции: раскрывает персонажи и внутренние состояния героев, поэтизирует события.
Заключение
В рассказах Шолохова, которые я читаю, пейзаж занимает мало места. Но даже в кратких описаниях природы, довольно емкий смысл вырисовывается, которая пронизывает эти работы. У них есть одна общая черта: пейзаж связан с настроением героев, с их восприятием мира и самих себя.
«Судьба человека» начинается с пейзажной живописи весны (6, 5-8), что всегда означает даже в Шолохове «в этот плохой сезон бездорожья» «уверенность в себе, теплые ветры и первый, после действительно теплого дня» , Дружелюбная весна в истории означает стойкость человека перед трудной судьбой. Автор описывает через описание природы, что в судьбе этих двух людей наступает весна.
Писатель видит одну и ту же степь в разных рассказах по-разному, словно олицетворяя казака в образе степи. Жизнь казаков отличается.
Например, в «Сердце Алешки» (1925) пейзаж «пахнет землистой сыростью, цветом крапивы и дурманящим запахом собачьего бессилия», подтверждая трудную судьбу Алешки.
В «Кривой строчке» (1925), несмотря на осенний сезон, рождение чувств Васьки к Нюрке описывается красками, более похожими на весенние. Пейзаж полон весны и молодости, как пишет сам автор, «зеленых и упругих». Затем постепенно образы природы начинают восприниматься безрадостно: «Туман, низко присевший, свернувшийся над скошенной травой, колючие стебли, обдуваемые пухлыми серыми щупальцами, по-женски обернул кучу пара. За тремя тополями, где солнце зашло ночью, небо унесло дикой розой, а крутые, поднятые облака казались увядшими лепестками». Несколько строк такой картины предвещают трагический конец Нюрки.
В повести «Пастух» (1925), степь «выжженной солнцем, обугленные, разнотрав желтизны искривленных; и зерно ушей … исчезло, увяло, согнулось, сгорбилось, как старик». Судьба Гриши повторяет это описание. Гриша был убит. И путь Дуняткина будет другим: «Степь широкая и никем не измерена. Есть много дорог, и следы вдоль нее. Один из них, возможно, Дуняткина.
Другой пейзаж с «непокрытыми садами», цветущими «молочно-розовым, пьяным цветом» и с «хорошими днями», с «солнечной радостью» в повести «Два человека» (1925). Описание июльских дождей похоже на судьбу Анны, которая, словно «шторка, сорванная вихрем», будет брошена между ее нелюбимым мужем и Арсением.
Пейзаж в рассказах Шолохова иносказательно вводит читателя в сюжет рассказа.
Особенность своеобразия пейзажа в произведениях Шолохова само-повторение, что он был совершенно не страшась: пейзажи часто «казак» его, «вороненая рябь стремени Дона» «блуждает» из одной части в С другой стороны, восточный ветер вносит прохладные изменения в судьбу казаков, а степной пейзаж всегда является основным изображением в описании природы.
Пейзаж вокруг Аксиньи
Чувства женщины легко понимаются с помощью картин природы. Вокруг Аксиньи, гуляющей в весеннем лесу, свежесть и грусть. Аксинья в восприятии автора – ландыш. Женщина увидела в нем всю свою судьбу. Чистый родник помог представить, как красиво и быстро проскочила в ее жизни молодость. Ландыш нежным звоном успокаивал и дарил надежду.
Любовь к героине задевает за душу читателя. Аксинья после болезни выходит на крыльцо и пьянеет от свежего весеннего воздуха. Опять весна! Пейзаж «Тихого Дона» у образа Аксиньи связан с весной. Время пробуждения и оживания, это время вечно ждущей счастья души женщины. Ее блестящие глаза эмоциональны и внимательны. Она замечает вокруг себя все: туманная даль, затопленные деревья, мокрая изгородь, промытые колеи. Даже грязная дорога в глазах женщины густо цветет красками. Все красиво сияет на солнце, автор подбирает удивительное слово – «осиянное».
Образ природы в произведении «Тихий Дон»
Образ природы в произведении «Тихий Дон».
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрен образ природы в произведении «Тихий Дон». Проанализировано место описаний природы в сюжете произведения. Отображена взаимосвязь состояние природы с состоянием главных героев.
Ключевые слова
: природа, образ, пейзаж.
Введение
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время Роман-эпопея М. А. Шолохова «Тихий Дон» — одно из самобытных произведений 20 века. В настоящее время изучение данного произведения ведется с учетом разных подходов, одним из которых является исследование предмета изобразительности, в том числе и пейзажа. Пейзажные особенности в романе «Тихий Дон», а именно основные образы-символы были рассмотрены в работах Т. В. Акиньшиной, А. М. Минаковой, Л. Г. Сатаровой и других. В работах данных исследователей присутствуют наблюдения над символической природой образов земли, степного простора, дороги, реки, солнца, дома.
В романе «Тихий Дон» пейзажные зарисовки получают особую идеологическую и эстетическую ценность. Тонко и эмоционально Шолохов описывает родную природу. Все пейзажи романа соотносятся с человеком, с течением жизни. Своей красотой они раскрыли духовный мир героев, который покрыт высокими стремлениями и яркими эмоциями, а также несовершенством человеческого существования и человеческой жестокости.[1]
Жизнь людей и жизнь природы тесно связаны. «Люди как реки», — сказал Лев Николаевич Толстой. И Шолохов продолжает традиции и сравнивает как судьбу человека, так и судьбу народной реки с извилистым руслом.
Цель работы — изучить образ природы в произведении «Тихий Дон»
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Описать взаимосвязь описания природы и переживаний персонажей.
2. Отобразить роль природы в раскрытии персонажей произведения «Тихий Дон».
Природа — важный герой в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Она отражает чувства и намерения персонажей, а также является индикатором настроения в определенной главе. Чтобы лучше понять замысел книги, необходимо проанализировать, что происходит на ее страницах во внешнем мире, где преобладают естественные законы существования.
Жители донских деревень настолько близки к внешнему миру, что чутко реагируют на каждое изменение настроения природы. Поэтому, когда Наталья проклинала отца своих детей и хотела умереть на поле битвы, прекрасный день внезапно сменился ветром и громом, и природа восстала против этого проклятия.
Наконец, казаки во внешнем мире увидели мир и счастье, которое они искали. Когда казаки увидели грубые поля, они грустили и ворчали на войне, как будто они нашли смысл жизни во взаимодействии с природой. Природа и люди в романе Шолохова «Тихий Дон» находятся в сложном взаимодействии. Образы природы не безразличны к событиям человеческой жизни. В «Тихом Доне» Шолохов часто использует технику предвосхищения событий: описания природы создают определенную эмоциональную атмосферу, подготавливают читателя к восприятию и показывают направление, в котором развиваются события и их последствия. [3]
Прежде чем описать начало мировой войны, автор дает подробную картину природы, в которой, согласно общепринятым признакам, многие недружественные пейзажи предсказывают большие потери.
Пейзаж рассказывает читателю о морали казачества. Природа степи столь же безудержна и сильна, что в ее степи кого-либо было трудно завоевать. Дон распространяется мощно и полно, как персонаж казака, которого невозможно вытеснить. Так что Дон бежит с берега весной. Все времена года в степи экстремальные: зима холодная и снежная, лето жаркое и влажное, осень дождливая и ветреная, а весна теплая и несет в себе много воды. Даже сами казаки: если они любят, то до бессознательного, если они ненавидят, то до конца.
Это природа сопровождает любовную связь Григория с Аксиньей. Они приблизились во время шторма, когда соседи отправились на рыбалку. Гром и молния пугали людей, брызги дождя рассеивали волны, сам Дон пенился на ветру. Чувство в груди Григория и Аксиньи гремело в одной и той же буре, ее любовь была столь же мятежной, она испугала свое окружение и заставила всех страдать. Поэтому природа в романе наделена функцией психологизма. [2]
Впоследствии Шолохов последовательно дает сцены, которые показывают, что люди не хотят войны, и считают ее величайшей катастрофой. Образ природы помог понять отношение войны не отдельного человека, а многих людей. При этом обобщение чувства расстройства является одной из важнейших особенностей романа.
Заключение
Тихий Дон — тонкий и проницательный, во всей своей яркой и дрожащей подлинности, Шолохов показывает свою родную натуру. Пейзаж природы всегда духовен. Он соотносится с человеком, с потоком жизни, затем с его красотой и величием, которое подчеркивает несовершенство человеческого существования, жестокость человека, а затем гармонично сочетается с душевным миром человека, для которого характерны высокие устремления, яркие эмоции.
Его картины разнообразны. Через лунный свет Григорий воспринимает чарующее великолепие луны, опьяненное радостью жизни и любовью. На этой картине — и живописная красота, и лирика, и психология.
В романе «Тихий Дон» образы природы приобретают особое идейно-эстетическое содержание. В описаниях природы Шолоховым достигнута высокая степень совершенства. Образ, описанный Шолоховым, визуально предстает перед читателем, поскольку он основывается на выразительной силе восприятия.
Список использованной литературы:
1. Сатарова Л.Г. Человек и природа в романе М. Шолохова «Тихий Дон»: учебное пособие по спецкурсу/Л.Г. Сатарова. Воронеж.: ВГПИ,1989. — С. 84
2. Кирпотин В.Я. «Тихий Дон». Тема природы// В.Я. Кирпотин. Пафос будущего. — М.:Советский писатель. 1963 г.
3. Бритиков А.Ф. Метафоры и символы к концепции «Тихого Дона»// Творчество М. Шолохова. — М. 1975 г.
4. Шолохов М.А. Тихий Дон. Книги 1-2 М.: Худож. лит., 1991. — 606 с.
Вариант 2
Произведение представляется эпическим романом, основной темой которого является изображение казачьей жизни в период революционных и военных событий.
Пейзажному описанию в романе автором отводится существенное значение, поскольку природные зарисовки наделяются определенными функциями.
Главная задача природного описания заключается в фоновом изображении происходящих событий в форме многословной и красочной авторской демонстрации мест и времен года.
Собственно природа в произведении представляет собой оживленный персонаж, живущий и действующий в самостоятельном виде вне зависимости от происходящих в романе событий. В сюжетном повествовании автором используются действия и движения, являющиеся отражением окружающего мира в качестве живого организма.
На протяжении сюжетного повествования демонстрируется взаимосвязь природы и действующих персонажей в лице казаков, поскольку герои изображаются работающими с землей, занимающимися рыбной ловлей. Герои благодарно принимают дары природы, восхищаясь красотой окружающего мира. Персонажи четко отслеживают природные изменениями, влияющие на их жизненное существование.
Используя природные зарисовки, автор иллюстрирует внутренний мир ключевых персонажей романа, проводя невидимую параллель характеров героев и пейзажного описания. Например, демонстрируя отношение одного из персонажей к смерти маленького утенка, проявляя сочувствие и категорическое неприятие убийства.
В определенных местах повествования природные явления выступают в качестве неких предсказаний положительных либо отрицательных дальнейших событий. К примеру, описание хорошей погоды является предсказанием наступления счастливого исхода и положительных эмоций, а испортившаяся погода – наступление трагических событий. К примеру, при принятии Натальей решения проведении аборта описание окружающей природы (тучи, молнии, гром) является предупреждением героини о драме в ее жизни.
Кроме того, посредством природных явлений и пейзажных зарисовок проявляется авторская позиция к происходящим событиям. В случае мирной и спокойной жизни автор изображает солнце и радугу, а испортившаяся погода выражает трагическое настроение писателя. Также пейзаж является отражением негативного отношения автора к войне.
Все пейзажные картины иллюстрируются автором с использованием художественных литературных средств в виде метафор, сравнений, аллегорий.
Другие сочинения: <- Жизненный путь Григория Мелехова в романе Тихий Дон? ШолоховТемы творчества Шолохова ->
🗹