Основная тема литературного произведения «Отцы и дети» — борьба непримиримых сословий: либерального дворянства и революционно настроенной демократической молодежи. Этот конфликт отражается уже в самом названии романа. И вот, чтобы ярче и понятнее раскрыть всю эту смысловую нагрузку, Тургенев использует природу, которая является живым образом и как бы еще одним очень важным и решающим героем в произведении «Отцы и дети». Роль пейзажа в романе очень любопытна и интересна. Вообще, русская природа в литературе к тому времени уже заняла свое прочное место. Тургенев, как человек наблюдательный и знающий в этом вопросе толк, очень подробно и верно описывал пейзажи, благодаря им он создавал необходимую психологическую и эмоциональную нагрузку.
«Отцы и дети»: роль пейзажа в романе
Первое описание природы встречается во время поездки главных героев в Марьино. Этим Тургенев показывает, что творится в дворянских имениях. Ведь проблемы были не только в Кирсановских деревнях, но и по всей России. Мужики выглядели исхудалыми и потрепанными, коровы — отощавшими, они жадно щипали траву. Посреди красного дня встал призрак белой и безотрадной зимы с метелями и снегами. Жизнь бедного крестьянина автор ассоциирует с бесконечной и безрадостной зимой.
После того как писатель написал этот свой литературный шедевр, многие критики задумались над тем, чем было обусловлено его создание. «Отцы и дети» — творение, описывающее события, происходящие в 1861 году – в эпоху крепостного права, как раз перед его отменой.
Вспомогательные приемы
Весь пейзаж романа не только социален, но и психологичен. Через обращение к природе воссоздается внутренний мир человека и яснее передаются его мысли и переживания. Такие приемы буквально на каждом шагу использует Тургенев в своем произведении «Отцы и дети». Описание природы позволяет ему воспроизвести самые тонкие и наиболее важные черты характеров своих героев. Он пишет, например, про Аркадия, что пока тот размышлял, весна набирала свое, кругом все зеленело, лоснилось и волновалось от теплого ветерка, тут же звонко заливались жаворонки. От этого у Аркадия ослабевали его размышления, он сбросил шинель, посмотрел на отца так же, как когда-то, своим веселым мальчишеским взглядом, и тот обнял его.
Тургенев великолепно противопоставляет пейзаж в день дуэли («славное и свежее утро») трагической развязке, и показывает противоестественность такой глупой смерти. Этим он подчеркивает, суетность люди перед величием и красотой природы. Пейзаж здесь становится символом истинной жизни. Особенно сильно это проявляется на кладбище у могилы Базарова.
Небо над Аустерлицем
Так как одним из главных героев является Андрей Болконский, многие образы пейзажа необходимы для раскрытия его характера, взглядов. Переломным моментом в жизни этого персонажа является эпизод с Аустерлицким сражением. Князь Андрей поднимает упавшее знамя, ему удается вернуть солдат, но он получает тяжелое ранение, поэтому падает на землю и видит небо с плывущими темными тучами. Лежа под ним, Болконский осознает всю человеческую сущность, происходит крушение его былых идеалов.
Пейзаж помогает понять глубину переживаний и терзаний главного героя. Андрей желает определить истинное предназначение своего существования. Высокое небо остудило стремление персонажа стать известным, получить славу и занять высшую должность.
Как поступит главный герой в этой ситуации? Он больше не хотел связывать свою жизнь с войной, однако желание защищать Родину не оставляет его. Благодаря детальному описанию окружающей персонажа обстановки читатель имеет возможность насладиться вместе с Болконским природой. Картина внешнего мира помогает понять идею романа. Л. Н. Толстой этим эпизодом хотел сказать, что все в жизни пусто, кроме неба, нет ничего, только тишина и спокойствие.
«Отцы и дети»: главные герои
Ну а теперь, пожалуй, надо приступить к описанию сюжета — буквально в нескольких словах, чтобы было более понятно, о чем же там идет речь. В произведении «Отцы и дети» главные герои представляют собой русское общество, в котором начинает формироваться новый тип передовых людей, разночинцев-демократов, которые прониклись горячим стремлением изменить существующий строй в России.
Начинаются «Отцы и дети» (краткое содержание по главам расскажет об этом) с того, что в первой части Кирсанов Николай Петрович, живущий в своем имении Марьино, ждет возвращения сына, который едет домой не один.
Во второй главе Аркадий знакомит отца со своим другом. И представляет Евгения Базарова как простого человека, с которым можно обращаться, не церемонясь и не стесняясь.
Мастерская
Что любопытно в произведения «Отцы и дети», пейзаж в 3 главе как нельзя более точно описывает состояние героев. Отец очень рад встрече, сын постоянно посматривает на своего друга Базарова Евгения Ильича (студента-нигилиста, который учится на доктора) и даже боится, чтобы тот не услышал его размышления о необыкновенной красоте природы. Ведь Евгений считал природу не храмом красоты, которым можно любоваться, а мастерской, где должен орудовать человек для своей и общественной пользы. Базаров в вопросах нигилизма является наставником своего друга-однодумца и выступает против традиционных консервативных взглядов своих родителей и либерализма братьев Кирсановых — отца и дяди Аркадия.
Николаю Петровичу Тургенев очень симпатизирует, и описанная им его беседка, «разросшаяся и благоухающая», говорит о чистоте, мягкости и романтичности его души.
А вот сад Одинцовой с ровными аллеями, стрижеными елочками и высаженной оранжереей создает впечатления искусственности жизни, для нее она однообразна и размерена.
Базаров в разговоре с ней сравнивает людей с деревьями. И сам вспоминает о детстве и об осине на краю ямы. Это дерево стало его двойником — гордым, одиноким и очень озлобленным. В общем, можно сразу невооруженным глазом заметить, что все герои романа проверяются их отношением к природе. И ведь не зря Базарова так потянуло к Одинцовой, как оказалось, у них много общего.
Смысловая нагрузка
Толстой хотел показать, что война — не просто боевые сражения, где умирают тысячи людей, а спектр эмоций, который испытывает человек, существующий на грани жизни и смерти. Невероятная красота пейзажа переносит его на место событий, помогает понять, что же чувствуют герои, что они испытывают, защищая родную землю.
В произведении прекрасно использован литературный прием антитеза. Это прослеживается даже в названии романа. В параллельной аналогии войны и мира также принимает участие природа.
Описание мира
При изображении сцены охоты или сельских пейзажей Толстой рисует прекрасные романтические образы, заполненные солнцем и светом. Например, изображение ночи в Отрадном с ярко светящей луной, которой в одно и то же время восхищаются князь Болконский и Ростова, полно эмоций и мечтательности.
Эпитеты в относительно небольшом отрывке передают контрастность оттенков: ночь неизменно светлая, с одной стороны растения черного цвета, с другой — серебряные, освещены лунным сиянием, крыша блестит капельками росы, дерево имеет ярко-белый ствол. Все вокруг поражает непередаваемой красотой.
Автор описал прекрасное изображение природы осени в сцене с охотой: «Уже зеленя уклонились и ярко-зелено отделились от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и светло-желтого ярового жнивья с красными полосами гречихи. Вершины и леса… стали золотистыми и ярко-красными островами посреди ярко-зеленых озимей». Такая картина русской поздней осени будоражит в людях некую силу, находящуюся внутри души. Она подобна неистовому увлечению человека музыкой, плясками, охотой. Их автор в своем произведении описывает мастерски.
Изображение войны
В противовес всему прекрасному есть природа и в боевых действиях. Пусть при описании Бородинского сражения пейзажу выделено немного места, роль его достаточно важна. Перед битвой панораму поля наблюдает Пьер Безухов: вся территория застелена войсками и дымом от выстрелов, лучи ослепляющего солнца обдавали её золотистыми и розовыми оттенками света, создавая ощущение, что они пронизывают землю насквозь и оттеняют торжественность предстоящего события. Лес, находящийся вдали, заканчивал эту панораму. Было впечатление, что деревья высечены из какого-то драгоценного камня желто-зеленого оттенка.
Повествуя о батарее Раевского, автор ещё раз говорит о природе: «Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер». Окружающая обстановка описывает состояние народа, выделяя его самоотверженность, мужество и готовность распрощаться с жизнью ради отчизны.
Прочитав произведение, можно сделать вывод, что пейзажи в работе Толстого обладают непревзойденной красотой и элегантностью. Лев Николаевич всегда верен себе, он награждает пейзаж вспомогательными функциями: каждое описание природы имеет философскую нагрузку, выполняет важную роль в композиции и способствует пониманию идейного замысла произведения.
Образ дороги
В произведении «Отцы и дети» краткое содержание по главам постепенно дает четкую картину раннего весеннего пробуждения природы, которая вносит в повесть бодрую ноту и надежду на скорейшее обновление. И как бы ни был радостен пейзаж, значение наступающей весны в героях разных поколений проявляется по-разному. Аркадий просто рад чудесному дню, отец его Николай Петрович цитирует стихи Пушкина, все его мысли связаны с «дорогой воспоминаний» из прошлого. Этот образ дороги будет проходить через все повествование сюжета.
Пейзаж будет постоянно передавать ощущение простора, а не замкнутого пространства. Ведь совсем не зря герои постоянно путешествуют. Сразу возникает перед глазами образ России и великолепное стихотворение Тютчева «Эти бедные селенья».
Природа
Что касается произведения «Отцы и дети», роль пейзажа в романе весьма значительна. Надо отметить, что именно природа поставила последнюю точку в повествовании. Она как бы подводит итоги жизни всех героев. В эпилоге представлено описание пейзажа деревенского кладбища, оно стало окончательным доказательством того, что теория Базарова потерпела крах, его принципы оказались несостоятельными и будут скоро погребены. Вот только природа будет всегда напоминать о «вечности, спокойствии и примирении».
Очень четко это прописывает Тургенев в произведении «Отцы и дети». Роль пейзажа в романе огромна, немного позже писатель с помощью своих излюбленных приемов раскроет личность Базарова, и тот проявится в своей истинной натуре. Итог жизни Базарова очень печален. Он влюбится во вдову, богатую помещицу Одинцову, а потом, заразившись тифом, умрет.
Функции природы
Чертой, на основе которой противопоставляются друг другу герои произведения, является пейзаж. С помощью этого аспекта можно сразу понять, на стороне какого персонажа будут симпатии Л. Н. Толстого. Герои, к которым автор относится лучше, то есть дает им хорошие характеристики, всегда:
- открыты к добру и миру;
- более сознательно и душевно относятся к природе, ее величию.
Персонажи, которые не замечают знаков окружающей среды, обращаются с ней холодно и порой жестоко. Они не занимают место в сердце Толстого, к ним он не испытывает теплых чувств, не проявляет симпатию.
Природа играет важную роль в произведении. Она не только раскрывает главных персонажей и дает понять, кто заслуживает любви и внимания читателя, а кто нет, но и позволяет воссоздать обстановку, предшествующую какому-нибудь событию, например, Бородинскому сражению. В начале битвы солнце, которое сквозь туман брызнуло на поля, стало знаком к наступлению для Наполеона.
Покой и вдохновение
В произведении «Отцы и дети» цитаты говорят сами за себя. Базарову природа как бы мстит за его неправильное понимание, однако когда герой неважно себя чувствовал, «он отправлялся в лес и ходил по нему большими шагами, ломая попадавшиеся ветки и браня вполголоса и ее, и себя…». Однако Тургенев показывает, что он не совсем пропащий человек, поскольку не утратил чувства прекрасного.
Одинцова практически равнодушна к природе, как и Базаров, она гуляет по саду только потому, что это для нее привычное дело. А вот для Николая Петровича природа является источником вдохновения. Катерина и Аркадий — молодые и беззаботные, они буквально по-детски влюблены в нее. Хоть Аркадий и пытается это всячески скрыть, но истина слишком очевидна.
Фенечка на фоне летнего пейзажа выглядит «свеженькой». Базаров хоть и отрицает красоту окружающего мира, но на подсознательном уровне един с ним. Чтобы понять себя, он идет гулять в лес, там он злится и негодует. Природе он может довериться, именно она становится невольным свидетелем его переживаний.
Образ дуба
Развитие характера Андрея Болконского осуществляется с помощью описания этого дерева. Оно несет большую символическую нагрузку, отождествляет собой могущество, непобедимость. Князь приходит к дубу дважды, поэтому можно разделить влияние дерева на жизнь главного героя на 2 этапа:
- весенний;
- летний.
Такое разделение происходит, поскольку князь Андрей меняется на протяжении всего романа. Трансформация состояния дерева показана глазами Болконского. В нем он видит своего союзника, который разделяет его боль и мысли. Толстой использует этот образ, чтобы приоткрыть внутренний мир Андрея, ведь он не рассказывает о своих переживаниях. В переломные моменты в жизни князя именно через состояние дерева читатель понимает, что творилось в его душе.
Андрей Болконский подходит к дубу в первый раз с мрачным настроением, он переживает смерть жены и поражения в австрийских сражениях. После зимней спячки дерево было засохшим и старым, таким же автор изображает состояние героя. По сравнению с березами дуб во много раз выше, кора у него местами содранная или отпавшая. Силуэт его некрасивый и грустный, казалось, все радости этого мира были не для него.
Таким же перед читателем предстает и Андрей: он подавлен, обезнадежен и не знает, может ли продолжить свое дальнейшее существование. Главный герой сравнивал себя с дубом. Произошедшие события сломали его: сражения изменили отношение к войне, потеря жены привела к глубокой депрессии и горю.
Когда судьба дала шанс любви и духовного возрождения, Андрей Болконский чувствует прилив сил и уверенность. Он понимает, что жизнь преподнесла ему вместо всех проблем графиню Ростову, которая подарила ему заново красоту окружающего мира.
Однажды, возвращаясь домой, Андрей искал знакомый силуэт старого истощенного дерева и чуть не пропустил его, ведь оно преобразилось:
- листья стали темно-зеленого цвета, обрели «живой» вид;
- дуб начал шевелить своими могущественными ветками;
- под густой кроной не было заметно ран, которые раньше заполняли его облик.
Тогда Андрей Болконский решил, что его жизнь еще не кончена, ему ведь всего тридцать один год, он не может взять и прекратить только начатый путь. Перед его глазами встал облик Наташи Ростовой, которая видела в этом мире лишь хорошее. Но главное то, что она умела любить и учила этому всех.
🗹С момента встречи с дубом жизнь главного героя меняется на до и после. Он дал ему возможность понять, что еще не все кончено. Болконский начал готовиться к дальнейшим сражениям, осуществлять новые реформы, в его жизни настал следующий этап. Образ дуба в романе необходим, ведь он несёт в себе символ возрождения.