- Сочинения
- По литературе
- Шолохов
- Образ и характеристика Штокмана в романе Тихий Дон
Штокман — это достаточно необычный персонаж, который был добавлен в произведение не просто так. Он был добавлен для того, чтобы чтобы лучше раскрыть роль партии во время восстания. И этот персонаж отлично справился со своей ролью.
Писатель достаточно слабо раскрыл характер этого персонажа. Но даже так, виднеются серьёзные сходства с совершенно другим персонажем. Характер Штокмана очень похож на характер персонажа из произведения Фадеева. Штокман — это простой рабочий, которых было огромное множество в стране в те годы. Его характер отлично подходит под идеологию коммунизма. Роман рассказывает о жизни этого человека и его его повседневных делах.
Штокман родился в обычной семье рабочих, которая ничем не отличалась от остальных. Он практически всю свою жизнь работал на предприятии «Аксай». После этого, он уволился и пошёл работать на железной дороге. Вскоре он стал членом партии и активно участвовал в революции. Остальные члены партии доверяли ему проводить агитации для остального населения.
Образ Штокмана хорошо сформирован, это революционер, который прошёл через много, прежде чем добился своей цели. Он всеми силами боролся с царским строем. Также, Штокман был очень начитанным человеком, он знал много о мире. Он знал историю своей страны и социализма. Во время тяжёлой борьбы со строем, у него появляются собственные взгляды и убеждения.
Он ждал, что Штокман будет так же, как и он, возмущен случившимся, напуган последствиями, но тот, медленно натягивая рубаху, выпростав голову, попросил:
— Ты не кричи. Хозяйку разбудишь…
Оделся, закурил, попросил еще раз рассказать причины, вызвавшие арест семи, потом холодновато заговорил:
— Должен ты усвоить вот что, да крепко усвоить! Фронт в полутораста верстах от нас. Основная масса казачества настроена к нам враждебно. И это — потому, что кулаки ваши, кулаки-казаки, то есть атаманы и прочая верхушка, пользуются у трудового казачества огромным весом, имеют вес, так сказать. Почему? Ну это же тоже должно быть тебе понятно. Казаки — особое сословие, военщина. Любовь к чинам, к «отцам-командирам» прививалась царизмом… Как это в служивской песне поется? «И что нам прикажут отцы-командиры — мы туда идем, рубим, колем, бьем». Так, что ли? Вот видишь! А эти самые отцы-командиры приказывали рабочие стачки разгонять… Казакам триста лет дурманили голову. Немало! Так вот! А разница между кулаком, скажем, Рязанской губернии и донским, казачьим кулаком очень велика! Рязанский кулак, ущемили его, — он шипит на Советскую власть, бессилен, из-за угла только опасен. А донской кулак? Это вооруженный кулак. Это опасная и ядовитая гадина! Он силен. Он будет не только шипеть, распускать порочащие нас слухи, клеветать на нас, как это делали, по твоим словам, Коршунов и другие, но и попытается открыто выступить против нас. Ну конечно! Он возьмет винтовку и будет бить нас. Тебя будет бить! И постарается увлечь за собой и остальных казаков за так сказать середнеимущественного казака и даже бедняка. Их руками он норовит бить нас! В чем же дело! Уличен в действиях против нас? Готово! Разговор короткий — к стенке! И тут нечего слюнявиться жалостью: хороший, мол, человек был.
— Да я не жалею, что ты! — Иван Алексеевич замахал руками. — Я боюсь, как бы остальные от нас не откачнулись.
Штокман, до этого с кажущимся спокойствием потиравший ладонью крытую седоватым волосом грудь, вспыхнул, с силой схватил Ивана Алексеевича за ворот гимнастерки и, притягивая его к себе, уже не говорил, а хрипел, подавляя кашель:
— Не откачнутся, если внушить им нашу классовую правду! Трудовым казакам только с нами по пути, а не с кулачьем! Ах, ты!.. Да кулаки же их трудом — их трудом! — живут. Жиреют!.. Эх ты, шляпа! Размагнитился! Душок у тебя… Я за тебя возьмусь! Этакая дубина! Рабочий парень, а слюни интеллигентские… Как какой-нибудь паршивенький эсеришка! Ты смотри у меня, Иван!
Выпустил ворот гимнастерки, чуть улыбнулся, покачал головой и, закурив, глотнул дымку, уже спокойнее докончил:
— Если по округу не взять наиболее активных врагов — будет восстание. Если своевременно сейчас изолировать их — восстания может не быть. Для этого не обязательно всех расстреливать. Уничтожить нужно только матерых, а остальных — ну хотя бы отправить в глубь России. Но вообще с врагами нечего церемониться! «Революцию в перчатках не делают», — говорил Ленин. Была ли необходимость расстреливать в данном случае этих людей? Я думаю да! Может быть, не всех, но Коршунова, например, незачем исправлять! Это ясно! А вот Мелехов, хоть и временно, а ускользнул. Именно его надо бы взять в дело! Он опаснее остальных, вместе взятых. Ты это учти. Тот разговор, который он вел с тобой в исполкоме, — разговор завтрашнего врага. Вообще же переживать тут нечего. На фронтах гибнут лучшие сыны рабочего класса. Гибнут тысячами! О них — наша печаль, а не о тех, кто убивает их или ждет случая, чтобы ударить в спину. Или они нас, или мы их! Третьего не дано. Так-то, свет Алексеевич!
XXIII
Петро только что наметал скотине и вошел в курень, выбирая из варежек сенные остья. Сейчас же звякнула щеколда в сенцах.
Закутанная в черный ковровый платок Лукинична переступила порог. Мелко шагая, не поздоровавшись, она просеменила к Наталье, стоявшей у кухонной лавки, и упала перед ней на колени.
— Маманя! Милушка! Ты чего?! — не своим голосом вскрикнула Наталья, пытаясь поднять отяжелевшее тело-матери.
Вместо ответа Лукинична стукнулась головой о земляной пол, глухо, надорванно заголосила по мертвому:
— И ро-ди-мый ты мо-о-ой! И на кого же ты нас… поки-и-нул!..
Бабы так дружно взревелись, так взвизжались детишки, что Петро, ухватив с печурки кисет, стремглав вылетел в сенцы. Он уже догадался, в чем дело. Постоял, покурил на крыльце. В курене умолкли воющие голоса, и Петро, неся на спине неприятный озноб, вошел в кухню. Лукинична, не отрывая от лица мокрого, хоть выжми, платка, причитала:
— Расстрелили нашего Мирона Григорича!.. Нету в живых сокола!.. Остались мы сиротами!.. Нас теперя и куры загребут!.. — И снова перешла на волчий голос: — Закрылись его глазыньки!.. Не видать им белого све-е-та!..
Дарья отпаивала сомлевшую Наталью водой, Ильинична завеской сушила щеки. Из горницы, где отлеживался больной Пантелей Прокофьевич, слышался кашель и скрежещущий стон.
— Ради господа Христа, сват! Ради создателя, родимушка, съезди ты в Вешки, привези нам его хучь мертвого! — Лукинична хватала руки Петра, обезумело прижимала их к груди. — Привези его… Ох, царица милостивая! Ох, не хочу я, что он там сгниет непохороненный!
— Что ты, что ты, сваха! — как от зачумленной, отступал от нее Петро. Мысленное дело — добыть его? Мне своя жизня дороже! Где же я его там найду?
— Не откажи, Петюшка! Ради Христа! Ради Христа!..
Петро изжевал усы и под конец согласился. Решил заехать в Вешенской к знакомому казаку и при его помощи попытаться выручить труп Мирона Григорьевича. Выехал он в ночь. По хутору зажглись огни, и в каждом курене уже гудела новость: «Казаков расстреляли!»
Остановился Петро возле новой церкви у отцовского полчанина, попросил его помочь вырыть труп свата. Тот охотно согласился.
— Пойдем. Знаю, где это место. И неглубоко зарывают. Только как его найдешь? Там ить он не один. Вчера двенадцать палачей расстреляли, какие казнили наших при кадетской власти. Только уговор: посля постановишь четверть самогону? Ладно?
В полночь, захватив лопаты и ручные, для выделки кизяка, носилки, они пошли краем станицы через кладбище к соснам, около которых приводились в исполнение приговоры. Схватывался снежок. Краснотал, опушенный инеем, хрустел под ногами. Петро прислушивался к каждому звуку и клял в душе свою поездку, Лукиничну и даже покойного свата. Около первого квартала соснового молодняка, за высоким песчаным буруном казак стал.
«Тихий Дон»: анализ произведения
Если говорить о романе «Тихий Дон» кратко, то это произведение, в котором затрагиваются культурные, историко-политические стороны жизни донского казачества в период революции и гражданской войны. Воспользуйтесь подсказками литературоведов, чтобы оценить художественные особенности романа.
Кадр из фильма «Тихий Дон»: UGC
«Тихий Дон»: история написания
В учебниках указано, что Шолохов «Тихий Дон» писал пятнадцать лет:
- начал работу над произведением в 1925 году;
- в 1927 году благодаря Серафимовичу печатают части эпопеи;
- через десять лет три книги опубликовали полностью (в 1932 году напечатали «Тихий Дон», текст которого урезала цензура);
- четвертую книгу подготовил к 1940 году.
Замысел у писателя родился, когда в 1925 году он жил в станице Вешенской. Он хотел описать события от Октябрьской революции до 1922 года, но начал историю Мелеховых с 1912 года.
Кадр из фильма «Тихий Дон»: UGC
«Тихий Дон»: проблема авторства
Объем, масштабность, проработанность сюжетных линий заставили критиков сомневаться в том, что эпопею создал Шолохов, которому едва исполнилось 25 лет.
Солженицын, как и многие другие писатели, публично заявлял о том, что роман «Тихий Дон» писали несколько авторов. Экспертиза текста подтвердила, что автор эпопеи — Михаил Шолохов.
«Тихий Дон»: жанр и композиция
Литературоведы определили жанр как роман-эпопею. «Тихий Дон», сюжет которого охватывает масштабные исторические события — слом эпох, культурных традиций и порядков, показан на примере судеб конкретных людей — героев произведения.
Автор затронул общечеловеческие проблемы, создал разноплановые характеры и образы. На то, что речь идет об эпопее, указывает масштаб изображенного в романе — это основы жизни народа, которые подвергаются переосмыслению и ломке. Хутор Татарский — центр повествования, к нему стянуты все сюжетные линии.
Композиция произведения имеет циклический характер, поскольку выстроена вокруг образа главного героя — Григория Мелехова. Его характер, моральные принципы, нравственный облик, судьба — квинтэссенция народного духа.
Вспомнить основные события или составить мнение об особенностях произведения поможет краткий пересказ. «Тихий Дон» — сложный, многоярусный текст, с множеством сюжетных линий. Повествование начинается и завершается у куреня Мелеховых, охватывая десять лет жизни героев (1912–1922).
Сюжетная линия Григория — главная в произведении. Кроме нее, Шолохов развил линии:
- Степана и Аксиньи; купца Мохова и его детей;
- Петра и Дарьи;
- Дуняши Мелеховой и Кошевого;
- большевиков (Штокмана, Бунчука, Подтелкова);
- Евгения Листницкого и т. д.
Кадр из фильма «Тихий Дон»: UGC
Интересные факты о фильме “Тихий Дон (1957)”
В одной из сцен Людмила Хитяева должна была оплакивать своего убитого мужа. И эта сцена у неё никак не получалась. Остановили съёмки. Актриса мучается, спрашивает у местных жителей, как донские женщины совершают этот обряд. Ей что-то подсказывают, но всё без толку. Съёмки пришлось отменить.
Но вдруг на рассвете в дом к Хитяевой пришла местная казачка:
«Бежим скорее, я покажу, как это делается наяву».
По внезапному стечению обстоятельств у них в хуторе умерла баба Шура. Кто такая баба Шура, Хитяева, конечно, не знала, но поехала понаблюдать за ритуалом.
Несколько старушек, склонившись над гробом, причитали-приговаривали. «Что ты стоишь? Присоединяйся», — прошептала Людмиле казачка. И Хитяева тоже стала всхлипывать. На следующий день она блестяще сыграла такую же сцену с первого дубля.
Со съёмками фильма в Каменске связано восстановление одной исторической неточности в романе. Перечисляя участников съезда, автор упоминает Кудинова, «наш вешенский», не называя имени, но имея в виду Павла Кудинова, будущего командующего Вёшенским восстанием.
Перечисляя состав комитета и переговорщиков с Калединым, автор упоминает Кудинова без имени. Создаётся впечатление, что речь о вёшенском Павле Кудинове. На самом деле это был каменский Кудинов, который поэтому был активно задействован в идеологических мероприятиях, связанных со съёмками фильма, и получил эпизодическую роль машиниста паровоза.
Его историческую роль в фильме исполняет местный самодеятельный артист. Потом в честь каменского Кудинова, до конца оставшегося большевиком, назван один из переулков.
Роль, исполняемая Кудиновым С. И. в фильме (1 серия): На станциях казачьим эшелонам женщины махали платочками, улыбались, бросали папиросы и сладости. Лишь под Воронежем в вагон, где парился с остальными тридцатью казаками Петро Мелехов, заглянул пьяненький старичок железнодорожник, спросил, поводя тоненьким носиком:
— Едете? — Садись с нами, дед, — за всех ответил один. — Милая ты моя… говядинка! — И долго укоризненно качал головой.
В это же время каменские журналисты устроили всесоюзную бучу по поводу одного из участников делегации Подтёлкова, сильно озадачившую Шолохова, который признал ошибку. И здесь решающую роль сыграли показания С. И. Участником делегации Шолохов назвал Ивана Лагутина, впоследствии погибшего вместе с Подтёлковым.
А на самом деле им был Яков Лагутин, колоритно проявивший себя при переговорах. Выжил и опубликовал воспоминания. Из-за этой путаницы их попеременно объявляли то героями, то примазывавшимися. Соответственно и почести.
Награды и признание
- 1958 — Большая премия «Хрустальный глобус» за создание широкой панорамы жизни народа на МКФ в Карловых Варах (Сергей Герасимов)
- 1958 — Диплом Гильдии режиссёров США за лучший иностранный фильм (Сергей Герасимов)
- 1958 — Первая премия фильму на ВКФ (Сергей Герасимов)
- 1958 — Премия за лучшую режиссуру на ВКФ (Сергей Герасимов)
- 1958 — Премия актёру на ВКФ (Пётр Глебов)
- 1958 — Третья премия за операторскую работу на ВКФ (Владимир Рапопорт)
- 1959 — Диплом на МКФ в Мехико (Сергей Герасимов)
Актеры снявшиеся в фильме
Зинаида Кириенко. Наталья Мелехова — главная роль. Виллиан Шатуновский. Осип Давыдович Штокман. Вадим Захарченко. Прохор Зыков. Валентина Хмара. Машутка Кошевая. Пётр Любешкин. Алексей Шамиль. Сергей Юртайкин. Валет. Наталья Архангельская. Дуняша. Мелехова — главная роль. Пётр Чернов. Илья Бунчук, хорунжий. Пётр Глебов. Григорий Мелехов — главная роль. Михаил Васильев. Христоня. Николай Смирнов. Петр Мелехов — главная роль. Игорь Дмитриев. Евгений Листницкий. Людмила Хитяева. Дарья — главная роль. Жена Петра Мелехова. Элина Быстрицкая. Аксинья — главная роль. Геннадий Карякин. Михаил Кошевой. Елена Максимова, мать Кошевого. Дмитрий Капка. Дед Сашка. Даниил Ильченко. Пантелей Прокофьевич Мелехов — главная роль. Борис Новиков. Митька Коршунов, свояк Мелеховых. Анастасия Филиппова (Горина) Ильинична — главная роль, мать. Алексей Благовестов. Степан Астахов — главная роль. Муж Аксиньи. Александр Жуков. Мирон Григорьевич Коршунов. Александр Титов. Иван Котляров, председатель. Александр Шатов. Генерал Листницкий. Александр Карпов (IV) Дед Гришака. Александра Денисова. Лукинична.
Съёмочная группа
- Режиссёр: Сергей Герасимов
- Сценарий: Сергей Герасимов
- Оператор: Владимир Рапопорт
- 2-й режиссёр: Генрих Оганесян
- Художник: Борис Дуленков
- Директор картины: Яков Светозаров
- Зам. директора картины: Аркадий Кушлянский
Китай выявил слабое место российского транспортного потока
Без иронии: важнейшим из искусств сегодня, пожалуй, является телесериал. Особенно если это экранизация классики.
Пришла пора современными глазами перечитать Шолохова
«Тихий Дон» на телеэкране ждала вся страна. Классической экранизации Герасимова уже более полувека, позже была кинонеудача Бондарчука. Пришла пора современными глазами перечитать Шолохова.
Что мы видим в новом фильме? Жизнь сочится с экрана. Веришь всему: живые люди, живая жизнь, живой язык, смерть… Актеры безупречны, природа живописна, казачий быт без дешевых подделок.
Шолоховская художественная ткань режиссером Урсуляком воссоздана чрезвычайно талантливо и достоверно. Только вот литературный материал немного ушит, немного перекроен. Казалось бы, мелочи, детали. Однако.
Чего, а точнее, кого не видим на экране? Некоторых героев романа. Ладно, выпали вместе со значительными кусками шолоховского текста герой войны Козьма Крючков, польская девушка Франя, Богатырев, Фомин, Чумаков и многие другие. Как говорится, пленки на всех не хватило.
Но почему в телеверсии Урсуляка нет Штокмана? Иосиф Давыдович Штокман – важнейшая фигура в романе о гражданской войне. Без этого скромного героя, партийного пропагандиста, становится непонятным, почему вчерашние друзья, соседи, кумовья стали со временем непримиримыми классовыми врагами и принялись с энтузиазмом и ожесточением рубить друг другу головы.
Кто посеял ненависть? Почему Мишка Кошевой убил Петра Мелехова и деда Гришаку, а Дарья застрелила кума Ивана Алексеевича? Почему заполыхал хутор Татарский? Почему нет жизни Григорию на родной земле?
Проще объяснить кровавую бойню, развернувшуюся в России, некими объективными обстоятельствами и стихийными причинами. Но, думается, ближе к истине те историки и идеологи, кто настаивал и настаивает на руководящей и направляющей роли партии большевиков во всех событиях прошлого века в нашей стране.
«Резались сначала в подкидного дурака, потом как-то незаметно подсунул Штокман книжонку Некрасова. Стали читать вслух – понравилось.
Другие материалы автора
- «Пионерская зорька» в местах не столь отдаленных
- В ожидании нового Рузвельта
- У украинцев есть шанс остаться на своей земле
- Фемида позволила узаконить невозможное
Перешли на Никитина, а около рождества предложил Штокман почитать затрепанную, беспереплетную тетрадку… В завалюхе Лукешки-косой после долгого отсева и отбора образовалось ядро человек в десять казаков.
Штокман был сердцевиной, упрямо двигался он к одному ему известной цели. Точил, как червь древесину, нехитрые понятия и навыки, внушал к существующему строю отвращение и ненависть. Вначале натыкался на холодную сталь недоверия, но не отходил, а прогрызал».
После новой экранизации Шолохова так и хочется, перефразируя другого классика, воскликнуть: «Так был ли Штокман?» Был, отвечает автор «Тихого Дона». И, судя по событиям, которые развернулись в России и в романе после 1917 года, Штокман и его товарищи со своей задачей справились успешно.
Можно бесконечно задаваться вопросами: почему режиссер Урсуляк избавился от некоторых героев, почему переписал по-своему конец романа, почему вообще взялся за экранизацию?
Но лучше всего сесть и прочитать (или перечитать) шолоховский «Тихий Дон». Роман о людях, которым довелось жить, любить, умирать в самое тяжелое для страны время.
Цель приезда в хутор
Настоящая цель появления Штокмана на хуторе заключалась в проведении агитационных работ. Работая под прикрытием, окружающим он представлялся агентом . Это было разумно, ведь на тот момент эта фирма действительно имела большой резонанс по всей России, и ее представитель мог появиться в любом месте страны. Он уверяет, что является слесарем и хочет открыть столярную мастерскую. Но на самом деле его главная цель – сагитировать и завербовать как можно больше казаков.
Революция для Штокмана – главная цель. Он профессионально и умно строит свои ходы. Его можно назвать настоящим антимонархистом, подпольщиком. В рядах революционеров он оказался из-за яростной ненависти к существующему общественному строю. Эта ненависть пропитывает его насквозь, захватывая самые далекие уголки души. Во взглядах на революцию он придерживается мнения Ленина. Во время обыска и ареста у него нашли множество запрещенных революционных книг.
Вернувшийся в Татарское во второй раз, Штокман уже не такой. Он уже не уговаривает, а раздает приказы, никого не жалеет, а выносит приговоры и расстреливает. Он весь целиком отдался восстанию, и оно забрало у него жизнь. Его застрелили красногвардейцы. Последними словами революционера был крик о том, что коммунизм будет жить.
🗹