Почему грибоедов изменил первый вариант названия комедии горе уму


Предварительный просмотр:

Почему А.С. Грибоедов изменил первоначальное название своей комедии «Горе уму» на «Горе от ума»?
Угодливый ум Молчалина противопоставляется странному и возвышенному уму Чацкого, но это уже вовсе не противостояние ума и глупости. В пьесе нет глупцов, ее конфликт строится на противостоянии разных типов ума.

Категория ума имеет отношение к философскому наполнению пьесы. В своем произведении А.С.Грибоедов ставит вопрос о том, что же есть ум. Почти у каждого героя есть свой ответ, почти каждый толкует об уме (Фамусов: “Скромна, а ничего кроме проказ и ветру на уме”; Софья: “Остер, умен, красноречив, / Ах, если любит кто кого, / Зачем ума искать и ездить так далеко” и т. д.), но это высказывания разного ряда. У каждого героя свое представление об уме, которое он обосновывает по ходу появления в пьесе, поэтому комедия вовсе не сводится к четкому разграничению представителей высшего света и Чацкого на предмет выявления ума. Эталона ума нет в пьесе А.С.Грибоедова, поэтому нет в ней и победителя.

Комедия А.С.Грибоедова, начиная с названия, обращена отнюдь не к Фамусовым, а к Чацким — смешным и одиноким (“один умный человек на 25 глупцов”), резонерством стремящихся изменить неподвластный быстрым изменениям мир.

«Горе от ума» или «Горе уму»

Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения. В наше время счастье тоже не всегда выпадает на долю людей умных, мыслящих, а зачастую “везет дуракам”. Замечательный философ Гельвеции писал: “Здравым смыслом почти все называют согласие с тем, что признается глупцами, а человек, который ищет лишь истину и поэтому обычно отклоняется от принятых истин, считается дураком”. В комедии происходит столкновение ума как нравственно-философской категории, ума прагматичного, бытового. Это утверждение можно раскрыть на примере противоборства Чацкого и фамусовского общества, и эту же мысль хорошо проиллюстрирует высказывание Софьи:

Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит, Который свет ругает наповал, Чтоб свет о нем хоть что-нибудь сказал, Да этакий ли ум семейство осчастливит?

Вот в чем суть противопоставления: ум — “гений”, который “скор, блестящ”, ум критический, острый, пытливый, “который свет ругает наповал”, — ум “для себя”, ум эгоистичный, способный “семейство осчастливить”. Софья приняла мораль фамусовского общества, согласно которой ценен, почетен второй тип ума: ум Молчалива, Фамусова, Кузьмы Петровича и Максима Петровича, а не ум Чацкого и князя Федора. С точки зрения фамусовского мира критический, скорый, блестящий гений — “чума”. Ум “для семейства” приносит высокие дивиденды: его обладатель умеет “и награжденья брать, и весело пожить”. Удобный, выгодный ум. И по служебной лестнице вверх за чинами — пожалуйста, и выгодные знакомства завести. А что гений? “Ум, алчущий познаний”, стремящийся к вечному совершенствованию и горько страдающий от несовершенства мира, ищущий новые пути и не находящий их, подобно Чацкому, с его высоким умом, стремящимся к высоким нравственным идеалам. Все фамусовское общество, обладающее “умом житейским, бытовым”, стремится к своим идеалам: Максиму Петровичу и Кузьме Петровичу. Фамусов стремится к их стилю жизни, а следовательно, иметь и достаточно высокий чин, и деньги, и материальные блага. Вот что дает “ум житейский”, а что ум “гения”? Горе от такого ума, он странен и страшен обществу. Приехавший после долгой отлучки главный герой Александр Андреевич Чацкий не может понять, почему так изменилась Софья, с которой он рос, которую полюбил и к которой так стремился. Он не видит, что Софья полюбила другого. Такая “слепота” может быть неправильно истолкована, между тем Чацкий не слеп и не глуп. Он “не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум играл страдательную роль. ” Судьба такого человека, как Чацкий, не может быть не трагичной в фамусовском мире. Общество отвергает такого гения, ощущая его чуждым. Софья не случайно пускает слух о “безумстве Чацкого”: человек, обладающий умом “гения”, опасен в обществе. Чацкого ославили безумцем. Но много ли в этом клеветы с точки зрения фамусовского общества? По каким законам оно живет? По законам “Табели о рангах”, “Максима Петровича и Кузьмы Петровича”, по законам “Фамусова и Марьи Алексевны”, жизнь фамусовского общества — это жизнь, в которой все происходит по законам, установленным раз и навсегда еще дедами и прадедами:

Сюжет произведения

Популярность рассказа о высшем обществе обусловлена живым и интересным сюжетом, в котором тесно переплетены судьбы главных героев. Чацкий, дворянин по происхождению, долгое время пробыл в провинции и спустя несколько лет возвращается в столицу. Он в первую очередь навещает свою возлюбленную Софью, но неожиданно для себя получил довольно холодный прием от невесты. Чацкий долгое время пытался понять причину такого холодного отношения. Оказалось, что девушка влюблена в секретаря Молчалина.

Главный герой Чацкий

Главный герой постоянно посещал дом девушки, но поговорить с ней по душам у него долгое время не получалось. Раздосадованный таким отношением любимой, молодой дворянин произносит обличительные монологи в отношении многих действующих персонажей комедии. Софья, которую оскорбили язвительные колкости в сторону Молчалина, распустила слух, что Чацкий сошел с ума. Сплетни быстро распространились, после чего все общие знакомые стали считать главного героя сумасшедшим.

Тайна о связи Софии и Молчалина становится достоянием общественности. Отец девушки Фамусов переживал по поводу испорченной репутации его семьи. Софья вскоре узнает о предательстве возлюбленного и рвет с ним отношения.

Чацкий, которому стало известно о тайной связи своей невесты, решает уехать навсегда из Москвы. В итоге каждый персонаж этой комедии оказался вовлечён в неприятную историю. Судьба Чацкого неизвестна, а Софья осталась одна с испорченной репутацией.

«Служить бы рад – прислуживаться тошно»

Даже если считать, что Грибоедов прожил не 34, а 39 лет, он все равно успел очень много. К концу жизни он знал девять языков, включая арабский и персидский. Он вел дневники путешественника, писал критические и литературоведческие статьи, сочинял стихи и комедии. До нас не дошли соната Грибоедова-композитора и его импровизации, однако широко известный вальс считается первым русским вальсом. При этом Грибоедов, безусловно, гордость русской дипломатии.

Вальс Грибоедова. Фрагмент фильма «Прощание с Петербургом», 1971 г., режиссер Ян Фрид.

Он был членом масонской ложи, но отнюдь не являлся отшельником, известны его романы с актрисами и даже говорили, что в Персии у него был целый гарем. Когда он все успевал, одному Богу известно, но совершенно точно были в его жизни даты, которые можно назвать роковыми.

В 1817 году он ввязался в так называемую «четверную» дуэль, где стреляются еще и секунданты. Однако основной участник дуэли был смертельно ранен, остальным следовало спасать свои шкуры. И маменька Грибоедова, как ей казалось, удачно пристроила сына на дипломатическую должность в Персию.

Начав работать в Тегеране, Грибоедов очень много сделал для возвращения на родину русских военнопленных. Но пребывание в Персии сильно тяготило его, и он добился перевода в Тифлис (ныне Тбилиси). Там он очень подружился со знатной семьей князя Александра Чавчавадзе, не только крупного общественного деятеля, но и поэта. В семье Чавчавадзе подрастала десятилетняя Нина, которую Грибоедов с удовольствием обучал тонкостям игры на фортепиано.

Черная роза Тифлиса

Войдя в хорошо знакомый дом, он вдруг увидел юную красавицу, в которой не узнал Нину, бравшую когда-то у него игры на фортепиано. Через несколько дней стремительно влюбившийся Грибоедов сделал девушке, которая была моложе по крайней мере на 18 лет, предложение. Нина же обожала своего старшего друга еще с детства. А ведь к ней, отличавшейся красотой и умом, сватались лучшие женихи если не России, то Кавказа уж точно.

Свадьбу играли спешно, ведь жениху надо было ехать в Персию. В этот день Грибоедов страдал от приступа лихорадки, ему было плохо, венчальное кольцо упало.

Затем последовали чудесные три недели в родовом имении Чавчавадзе – Цинандали. Был конец лета 1828 года, влюбленных окружали прелестные пейзажи, им не верилось в плохие приметы, хотя самого Грибоедова терзали мрачные предчувствия. Он не мог взять Нину непосредственно в Тегеран, молодая женщина уже ждала ребенка. Нина оставалась в городе Тевриз, у знакомых Грибоедову англичан. На прощание он попросил: если случится с ним что-нибудь в Персии, то пусть останки его упокоятся в Тифлисе на священной горе Мтацминда.

Он писал жене нежные письма. Нина гордилась своим мужем, его успехами. Грибоедов жестко требовал у персидского шаха выплату положенной контрибуции. Вел себя российский посол, с точки зрения церемонного Востока, ужасно: во дворце шаха не снимал обувь, сидел в его присутствии. Последней каплей стало бегство одного из евнухов и нескольких женщин из гарема (все они были христианами) на территорию русской миссии. Теперь беглецы, казалось, находились под надежным покровительством.

Но 11 февраля (н.ст.) 1829 года ворота российского посольства атаковала стотысячная толпа. Узнав об этом, Грибоедов облачился в парадный мундир и взял саблю. Знал бы он, что мертвое тело его будут таскать по Тегерану три дня, чтобы каждый выразил свое презрение к русскому послу. Затем останки Грибоедова и еще почти 40 погибших оказались в выгребной яме. И только через несколько месяцев тело Грибоедова было передано на родину. Якобы его опознали по простреленному на дуэли мизинцу. Хотя о каком уцелевшем мизинце могла идти речь после всего произошедшего…

Нине, которая была на сносях, долго не говорили о гибели мужа. Но она тоже что-то чувствовала, а однажды не сумевшая сдержаться подруга произнесла реплику о горькой вдовьей доле. У Нины произошли преждевременные роды, ребенок прожил только час.

Нина Грибоедова выполнила просьбу супруга, схоронив привезенные из Тегерана останки в Пантеоне на горе Мтацминда. На могильной плите уже почти два столетия блестит пронзительная надпись: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской; но для чего пережила тебя любовь моя?»

Нина Александровна прожила еще 29 лет и осталась верна памяти Грибоедова. Ее, неизменно одетую в траур, гордую и прекрасную, звали «Черной розой Тифлиса». Она дождалась того времени, когда «Горе от ума» триумфально шагнуло на подмостки имперских театров. В ноябре 1831 года в Большом театре в Москве состоялась премьера этой комедии без купюр. В роли Фамусова был великий Михаил Щепкин, в роли Чацкого не менее великий Павел Мочалов.

Два Александра Сергеевича

В 1815 году Грибоедов приехал в Петербург. Он быстро познакомился с двумя начинающими, но уже популярными поэтами – Александром Пушкиным и Вильгельмом Кюхельбекером. Тогда никто не знал, какое место каждый из них займет в литературе и в истории. Пушкин и Грибоедов были, скорее, приятелями, они не сошлись близко из-за постоянных путешествий, а вот с Кюхельбекером Грибоедов крепко подружился на Кавказе. Рассказывая о замысле «Горя от ума», Александр говорил «Кюхле», что в главном герое от автора немного, от «тебя – больше» (Кюхля вечно попадал на балах в смешные ситуации и был ужасно вспыльчивым).

Пушкин и Грибоедов издалека внимательно читали друг друга. В имение Пушкина Михайловское список «Горя от ума» доставил Иван Пущин. Прочитав комедию, Пушкин сразу сказал, что она разойдется на цитаты. Но при этом заметил, что Чацкий отнюдь не умен, в комедии только один умный человек – автор.

Существует версия, что, путешествуя по Кавказу, Пушкин встретил телегу с останками «Грибоеда». Трудно сказать, правда ли это. На самом деле шах, хоть Грибоедов и сидел в его присутствии, и обувь не снимал, прекрасно осознавал: уничтожение русской миссии – международное преступление. Гроб везли с величайшими почестями, отнюдь не на телеге. А в качестве компенсации за трагедию Россия получила алмаз «Шах».

Но точно известно, что Пушкин был на могиле старшего товарища в Тифлисе. Преклонил колени, прочел надпись от Нины и заплакал. Видимо, предчувствовал, что Натали ему ничего подобного не напишет…

Веселая семейка

Официально считается, что Александр Грибоедов появился на свет 15 (по новому стилю) января 1795 года в семье Сергея Ивановича и Анастасии Федоровны Грибоедовых. Любопытно, что девичья фамилия матери тоже была Грибоедова, все-таки не самая популярная русская фамилия. И почему-то Александр Сергеевич указывал годом своего рождения то 1795, то 1793, а потом и вовсе утверждал, что он родился в 1790 году.

Исследователи его биографии постепенно пришли к выводу о том, что однажды Настенька Грибоедова, представительница богатой семьи, имевшей в предках польских дворян Гржибовских, согрешила и прижила ребенка. Чтобы замять скандал, ее срочно выдали за дальнего родственника, закрыв глаза на то, что Сергей Грибоедов, во-первых, носил очень скромное звание отставного секунд-майора, а во-вторых, был пьяницей и картежником.

Не менее любопытно, что слугой Грибоедова всю жизнь был некто Александр Грибов, молочный брат будущего драматурга. Подозревают, что это незаконнорожденный сын Грибоедова-старшего. Но, видимо, многого от Сергея Ивановича не требовали. Главное – грех прикрыл, и спасибо. В выправленной метрике значилось, что Сашенька появился на свет после заключения брака.

Это был очень талантливый мальчик, который уже в раннем детстве выучил три иностранных языка. Если отталкиваться от официальной даты рождения, то уже в 11 лет он стал студентом университета и за шесть лет окончил три факультета, изучив словесность, юриспруденцию и естественные науки. К тому же он был очень музыкально одарен, играл на фортепиано, арфе, флейте, органе. Грибоедов был одним из лучших пианистов своего времени.

Театральные постановки

Театральные постановки «Горе от ума»

«Горе от ума» — это злободневная и дерзкая пьеса, которая не единожды ставилась в театре. Известно, что впервые сыграли ее в 1827 году в Ереване. Исполняли пьесу актёры-любители кавказского корпуса, а на премьере присутствовал сам автор. Сообщение о нахождении в зале Грибоедова встретили громкими аплодисментами. Через несколько лет с многочисленными правками комедия была поставлена в Петербурге и Москве. Но без цензурных ограничений это сценическое произведение увидело свет лишь в 1860 году.

Даже по прошествии без малого двух веков это произведение всё так же интересно, актуально и популярно в театрах, как и раньше. Можно найти как классические постановки, так и авангардистские творческие решения, в которых главные герои переносятся в нынешнее время, а текст практически полностью переработан и адаптирован для современного зрителя.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: