Григорий Мелехов — образ и характеристика героя романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»


Роман Шолохова «Тихий Дон» – эпопея русской жизни отдельных людей, казачества, всей России. Произведение охватывает трудный для страны временной отрезок с мая 1912 года по март 1922 год: падение монархии, временное правительство, приход к власти большевиков. Эти события становятся ключевыми в жизни людей. Главным героем романа является Григорий Мелехов, донской казак, через жизнь которого красной нитью проходят описываемые в книге события. Так какова характеристика Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»?

Образ и характеристика Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»

Григорий Мелехов является простым чубатым казаком. По роману читатель узнает, что он и его семья проживает в Вешенской станице на берегу Дона. Его семья, как и он сам, работящая.

Молодой Мелехов

Вначале романа Григорию 20 лет, однако, это точно не указывается. Известно лишь то, что его возраст подходит для призыва на службу в армию. Он младший сын казака Пантелея Мелехова. Старшего сына зовут Петро. Также у Григория есть сестра Дуняша. По происхождению главный герой является турком.

По роману известны такие качества характера героя, как:

  • своенравность и норовистость;
  • простота и открытость людям;
  • смелость и храбрость;
  • свободолюбие, безрассудность и пылкость;
  • трудолюбие и любовь к Родине.

Составляя характеристику героя, можно также отметить, что он в жизни грамотный и совестливый человек, а также самостоятельный (он не просит помощи у отца, когда в чем-то нуждается). Также Григорий не терпит женских слез, но ему присуща человечность, несмотря на то, что он обязан убивать людей на войне, как и его товарищ Ермаков. Со временем его сердце черствеет, он способен на убийство, но человечность в нем остается всегда.

Вывод

Противоречивость и мучительные метания главного героя «Тихого Дона» — это, по сути, неистовый поиск правды. Образ Григория Мелехова — один из ярчайших образов праводоискателя в русской литературе. В самые бурные и судьбоносные для России годы отчаянно мятущийся донской казак искал высшую правду и высшую справедливость. Но, потеряв практически всё, в том числе — и веру в существование правды и справедливости, вернулся домой. Читателю неведомо, как продолжилась жизнь этого человека. Завершая рассказ о Мелехове, Шолохов поставил не точку, а троеточие. Возможно, оставлял шанс, надежду. А, возможно, просто жалел своего настрадавшегося персонажа.

Характеристика образа Григория Мелехова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Описание внешности

Вначале романа Григорий предстает читателю молодым красивым парнем турецкой внешности. Он веселый, работящий, любящий свою семью, отца и Отчизну. Высокий, смуглый, имеет красивые карие глаза и острый взгляд. Имеет схожую внешность с отцом, в то время как его брат больше похож на мать. Его отличают белые зубки, черные густые волосы, лицо с мужественными скулами.

Григорий Мелехов

Одежда у героя традиционная казачья. Дома он носил шаровары поверх белых шерстяных чулок и чирик. Поверх торса носил белую и синюю рубаху. Зимой надевал полушубок, папаху. На войне надевал традиционную военную одежду. Посмотреть повседневную одежду молодого казака можно из эпизода в кино, где актер точно передаёт образ Мелехова.

Внешность Григория в начале романа можно описать следующими цитатами:

Глаза Мелехова

Характер

григорий мелехов

Григорий Мелехов не бежит от реальности. Он трезво оценивает все происходящее вокруг и принимает активное участие во всех событиях. Это считается самым ярким и запоминающимся в его образе. Ему свойственны широта души и благородство. Так, он спасает жизнь Степану Астахову, рискуя собой, хотя не питает к нему никаких дружеских чувств. Затем он отважно бросается на спасения тех, кто убил его брата.

Образ Мелехова сложен и неоднозначен. Ему свойственны метания, чувство внутренней неудовлетворенности своими поступками. Именно поэтому он постоянно мечется, для него сделать выбор – непростая задача.

Григорий Мелехов на войне и его путь исканий

Григорий Мелехов на протяжении всего романа стремится отыскать свое призвание, разобраться во всей войне, найти истинное счастье и отыскать смысл жизни. Всю свою жизнь он проводит во внутренних исканиях правды.

Г. Мелехов на войне

Если вначале он удалой казак, который любит свою семью и Родину, храбро сражается за землю и знает свое предназначение в жизни, то к концу романа Григорий отчаялся найти свое счастье. Не понимает, в чем его призвание. Он пережил столько горестных и трагичных моментов в своей судьбе, что не понимает, зачем живет и в чем правда.

Вставая на путь поиска счастья, ведя монолог с самим собой, он не боится перешептываний и позора, в открытую любит чужую жену и не считает зазорным идти работать батраком ради любви. В то же время он колеблется, и, несмотря на то, что так сильно любит Аксинью и хорошее отношение к ней, не противится воле родителей и женится на нелюбимой женщине.

Ища свое предназначение, он без колебаний идет на войну и думает, что знает, где правда и за что сражается. Мелехов младший доблестно побеждает врага, получает награды и без сомнения убивает людей. Позднее он начинает понимать, что вся война не принесет людям ничего хорошего, и все его соратники являются убийцами. Тогда он встает на сторону красных, затем колеблется и вновь возвращается к белым. В итоге, приходит к выводу, что нет правых, и от политики гибнут взрослые и дети.

В итоге, в поиске счастья и своего пути герой теряет все, что ему было дорого. Роман заканчивается трагично. Григорий теряет веру в свое дело, жену, ребенка, возлюбленную, умирают родители, погибает любимый брат. Таким образом, через судьбу одного человека писатель подчеркивает трагедию всего русского народа от гражданской войны 1917-1922 гг.

Внук турчанки

Если главного женского персонажа, Аксинью Астахову, Михаил Шолохов, описывает на протяжении почти всего романа, прибегая к своего рода «вспышкам» с несколькими фразами, характеризующими какие-то черты героини, то Григорий Мелехов удостоился полного описания.

Свою внешность персонаж получил от отца, Пантелея Прокофьевича, и от бабки, пленной турчанки. Он был выше и осанистее своего старшего брата, Петра. Кожа его была смугла, нос — «коршунячий», а улыбка — «звероватая».

Литературоведы и по сей день много спорят о вероятном прототипе Григория Мелехова. Называлось немало донских казаков, живших во время действия романа-эпопеи «Тихий Дон» (1912–1922 годы), которые были знакомы с Михаилом Шолоховым или о существовании которых он знал, и имевших в своих биографиях сходные черты с биографией Мелехова. Но в наибольшей степени, наверное, правы те исследователи творчества писателя, которые считают, что Григорий Мелехов — всё-таки собирательный персонаж, обобщённый образ донского казака, олицетворение тернистого пути всего этого народа в горнилах Первой мировой войны, судьбоносных событий 1917 года и Гражданской войны. Что же касается схожести фактов биографии литературного персонажа с фактами биографий реальных людей, то, по сути, биография Григория Мелехова — универсализированная биография и донского казака, и любого другого жителя России того времени. Ведь миллионам людей пришлось пройти через боль, страдания, потери, разочарования.

Михаилом Шолоховым создан очень колоритный и живой персонаж — яркий, запоминающийся. Но биография взята, так сказать, усреднённая, чтоб показать читателю в концентрированном виде, что пришлось в те годы пережить и перетерпеть большинству русских людей.

Отношения с Натальей

Когда отец узнает об отношениях Григория с Аксиньей, ему это не нравится, и он решает сосватать сына с Натальей Коршуновой. Тот не противится воле отца и берет замуж Наталью, но не по любви, а по долгу.

Мелехов и Наталья

Наталья, чистая и робкая девушка, влюбляется в Григория с первого взгляда и хранит эту любовь на протяжении всей жизни. Григорий же с первой встречи оценивает ее как «матку-кобылицу перед покупкой». Ему нравятся ее рабочие руки, смелые глаза, девичья фигура и нежные розовые щечки.

Наталья надеется, что будет счастлива в доме своего свекра и свекрови и заживет в любви и согласии со своим мужем. Однако семейная жизнь и счастье от первой встречи продолжается недолго. Григорий не испытывает к ней никакой любви, поэтому ходит «на сторону» к Аксиньи. Понимая, что Аксинья увела ее мужа, Наталья уходит из семьи и возвращается домой. Пытается покончить с собой, но неудачно. Благодаря стараниям свекра со свекровью, возвращается и пытается вернуть себе мужа всеми усилиями (даже идет к Аксинье и просит, чтобы она оставила в покое ее мужа).

После измены Аксиньи, Григорий возвращается в дом. Вскоре Наталья узнает, что беременна и спустя положенное время рождает близнецов. Но даже рождение мальчика и девочки не может вернуть блудного Григория в семью и заставить его полюбить законную супругу. Верная и терпеливая Наталья спокойно растит детей и не противостоит гуляниям мужа.

В итоге неверность мужа приводит к трагедии. Вновь беременная Наталья больше не желает растить в одиночестве детей, не хочет рожать неблагодарному человеку третьего ребенка. Она пытается избавиться от плода, но в итоге умирает от кровопотери и прощает перед смертью Григория. Мелехов переживает смерть жены, и это событие накладывает отпечаток на его сердце. Он понимает, что виноват в ее гибели и не может себе этого простить.

Как поступить с ненужным человеком?

Григорий Мелехов (характеристика это подтверждает) выделялся на фоне других представителей казачества. Это и привлекло к нему внимание Штокмана. У этого человека не было времени переубеждать таких, как наш герой, поэтому он сразу же решил его устранить. Неповинный Григорий был обречен на арест и смерть. А что еще делать с ненужными людьми, которые задают лишние вопросы?

Приказ отдается Кошевому, который приходит в удивление и смущение. Григория, его друга, обвиняют в опасном образе мыслей. Здесь мы видим основной конфликт романа, где сталкиваются две стороны, каждая из которых права. Штокман предпринимает все меры, чтобы не допустить восстания, которое могло бы помешать воцарению советской власти, которой он служит. Характер же Григория не позволяет ему смириться ни со своей участью, ни с участью своего народа.

Однако приказ Штокмана становится началом того самого восстания, которое он хотел предупредить. Вместе с Мелеховым, вступившим в бой с Кошевым, поднимается все казачество. В этой сцене читатель с отчетливой ясностью может убедиться в том, что Григорий действительно является отражение народной воли.

Мелехов принимает решение бороться с властью красных. И это решение обусловлено чередой происшествий: арест отца, многочисленные расстрелы в Татарском, угроза жизни самому герою, оскорбления красноармейцев, разместившихся на его базу.

Григорий сделал свой выбор и уверен в нем. Однако не все так просто. Это еще не последний поворот в его судьбе.

образ григория мелехова в романе тихий дон

История любви Григория и Аксиньи

Запретная любовь Григория с Аксиньей полна трагизма. Вначале им приходится общаться втайне от других, затем встречаться ночью, чтобы никто не обвинил Григория в неверности и не начались слухи, а затем и вовсе они теряют общего ребенка. Потом влюбленные вынуждены терпеть разлуку.

Григорий и Аксинья

Несмотря на все обстоятельства, на протяжении всего романа для них не существовало преград и сложностей.

Их чувства были чистыми и всепоглощающими боль и разлуку. Даже когда Аксинья в отчаянии после смерти ребенка изменяет Григорию со своим хозяином, Мелехов все равно любит ее и хочет быть с ней. Эта любовь остается взаимной всегда.

В конце концов, потеряв почти всех, кого любил, Григорий пытается сбежать со своей возлюбленной. Не проехав и версты, Аксинья умирает у него на руках от пули меткого стрелка.

Метания

Образ Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» очень неоднозначен. Он постоянно в метаниях и не уверен в правильности выбора. Так происходит и с решением противостоять Красной армии. Он видит пленных и погибших, участвовавших в его восстании, понимает, кому это может быть выгодно. Окончательно прозрение наступает, когда Григорий один мчится на пулемет и убивает матросов, управлявших им. Мелехов после этого катается по снегу и восклицает: «Кого же я убил!»

Герой снова оказывается в конфликте с миром. Все метания Мелехова отражают колебания всего казачества, которое сначала пришло от монархизма к большевизму, затем решило строить автономию, а потом опять вернулось к большевизму. Только на примере Григория мы видим все более отчетливо, чем это происходило в действительности. Связано это с самим характером героя, с его непримиримостью, страстностью, необузданностью. Строго Мелехов судит себя и окружающих. Он готов ответить за свои неверные поступки, но хочет, чтобы ответили и другие.

Популярные сочинения

  • Сочинение по картине Птичьи враги Корзухина (6 класс)
    А.И.Корзухин — великий русский художник. Его увлечение рисованием проявилось рано, ещё в детстве. И на протяжении всей его жизни он изображал в своих картинах крестьян и их культуру и быт.
  • Сочинение по картине Натюрморт. Цветы в вазе Головина (описание для 6 класса)
    Картина Цветы в вазе — одна из работ русского художника Александра Яковлевича Головина, написанная его гениальными руками в 1910 году. Он был мастер создания натюрмортов, так как очень любил цветы и даже выращивал их у себя в саду
  • Сочинение Тема и идея рассказа Конь с розовой гривой
    Произведение В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» имеет поучительный характер. Автор показывает на примере мальчика, сожалеющего об том, что он рассердил и подвёл бабушку.

Чувство собственного достоинства, которое присуще герою

Дополняя образ Григория Мелехова, отметим, что в характере его — ярко выраженное чувство собственного достоинства. Именно в нем заключается его сила, которая способна воздействовать на других людей, независимо от положения и чина. Безусловно, в поединке на водопое с вахмистром побеждает Григорий, который не позволил ударить себя старшему по чину.

Этот герой способен вступиться не только за собственное достоинство, но также и за чужое. Именно он оказывается единственным защитившим Франю — девушку, над которой казаки надругались. Оказавшись в этой ситуации бессильным против совершаемого зла, Григорий в первый раз за долгое время едва не заплакал.

Краткая характеристика Г. Мелехова

Роман Шолохова – краткое, но полное описание человеческих судеб. Все образы взяты из народа. Концепция обрела в эпопее глубокое художественное отображение: в подлинной иллюстрации жизни народа, его быта и труда, в кратком описании участия народных масс в событиях истории.

В “Тихом Доне” герой Григорий Мелехов – противоречив и многогранен. Создается впечатление, что он главный герой. Но его «выдает» примитивный кругозор. Григорий – заплутавший искатель истины. Жизнь его с ранних лет бездумна, но подчинена следованию традициям.

Страстная любовь к Аксинье не смогла в нем всколыхнуть жажду жизни. Он, будто, живет без интереса, слепо следуя устоявшимся принципам и правилам бытия. Григорий не был сторонником кровавых мер, но ему пришлось вместо плуга взять в руки саблю.

Цитаты

«Умная у тебя голова, да дураку досталась».

«Слепой сказал: «Посмотрим».

«Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория. Он лишился всего, что было дорого его сердцу. Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети. Но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других».

«Иной раз, вспоминаючи всю свою жизнь, глянешь, — а она как порожний карман, вывернутый наизнанку».

«Жизнь оказалась усмешливой, мудро-простой. Теперь ему уже казалось, что извечно не было в ней такой правды, под крылом которой мог бы посогреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда».

«Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет… А я дурную правду искал».

Дуняша, Наталья и Дарья

Дуняша Мелехова, как и Григорий, пошла в отца не только внешне, но и по своему характеру. Отцовская твёрдость особенно проявляется в ней, когда она решает выйти замуж за Михаила Кошевого, убийцу брата. С другой стороны, Дуняше свойственна нежность и душевная теплота. Именно они побуждают девушку взять к себе детей Григория, заменить им мать. Дуняша, да ещё сын Мишатка – единственные близкие люди, которые остались у Григория, вернувшегося в родной хутор.

Наталья, жена Григория, – один из самых ярких женских образов романа. Замечательная красавица, она создана для того, чтобы любить и быть любимой. Но, выйдя замуж за Григория, девушка не обретает семейного счастья. Муж так и не смог полюбить её, и Наталья обречена на страдания. Только любовь и сочувствие старших Мелеховых дают ей силы. А затем она находит утешение в детях. Всю жизнь борясь за мужа, гордая Наталья, тем не менее, не может простить ему последней измены и избавляется от последнего ребёнка ценой собственной жизни.

Дарья, жена Петра, совсем не похожа на Наталью. «С ленцой баба, спорченная… румянится, да брови чернит», – говорит о ней Пантелей Прокофьевич. Дарья идёт по жизни легко, не слишком задумываясь о морали. Душевные переживания наложили отпечаток на всех членах семьи Мелеховых, но не на Дарью. Оплакав мужа, она быстро оправилась и снова расцвела «гибкая, красивая и доступная». Жизнь Дарьи заканчивается драматично. Она заражается сифилисом и решает свести счеты с жизнью, утопившись в Дону.

Происхождение и внешность казака

Молодой казак живет с семьей на самом краю хутора. С этого уже начинается особая характеристика фамилии главного героя. Григорий нечистокровный казак. В его крови бьется и турецкая жила. Когда-то казак Прокофий Мелехов привел на Кубань маленькую женщину из туретчины. Дед изменил отношение к семье, отселился на окраину, но доказал крепость своего характера. Мелеховы не просто красивы, а диковато – красивы. Внешность описана автором подробно, видно, что классик любит своего героя. Шолохов хотел, чтобы читатель ярко и точно представлял облик главного героя. Внешность Григорий Пантелеевич Мелехов имел привлекательную и интересную:

  • горбоносый хрящеватый нос;
  • «черный, как цыган»;
  • скуластое лицо;
  • белые «волчьи зубы».

Турецкая кровь сказалась на мужчине: «очень дик», «с Востока, наверное…». Особые эпитеты подбираются для описания глаз. У Григория, по мнению некоторых людей, одни глаза. Они черные, горячие, миндальные, нерусские, свои. За каждым словом стоит характер. Портрет героя меняется с возрастом. Роман зацепил большой период времени и событий, прошедших до сюжета. Но Григорий Мелехов в «Тихом Доне» остается привлекательным и заметным.

Старшее поколение Мелеховых

Характеристика Мелеховых в романе будет неполной, если не обратиться к образу каждого члена семьи.

Пантелей Прокофьевич, глава семейства Мелеховых, был рождён раньше срока. Но выжил, встал на ноги обзавёлся семьёй и хозяйством. Он был «сух в кости, хром…, носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нём вороной масти борода и волосы».

Старший Мелехов – натура вспыльчивая и властная. Он бьёт костылём Григория за ослушание, «учит» вожжами загулявшую Дарью, частенько «подносит» жене. Узнав о связи младшего сына с Аксиньей, он своею властью женит его на Наталье Коршуновой, не считаясь с желаниями самого жениха.

С другой стороны, Пантелей Прокофьевич искренне любит своих домашних, переживает за их судьбу. Так, он возвращает в семью Наталью, ушедшую к родителям, относится к ней с подчёркнутым вниманием. Привозит обмундированию Григорию в Ягодное, хотя тот ушёл с Аксиньей из родного дома. Гордится сыновьями, получившими офицерский чин. Только переживания из-за гибели сыновей смогли сломить крепкого старика, для которого семья была смыслом жизни.

Василиса Ильинична, жена старшего Мелехова, по-своему хранит домашний очаг. Ко всему семейству она относится с необыкновенной теплотой и пониманием. Ильинична безгранично любит своих детей, часто защищает их от гнева несдержанного мужа. Огромной трагедией становится для неё смерть Петра, убитого рядом с домом. Только ожидание Григория даёт ей силы жить после потери почти всех родных. Как родную дочь принимает Василиса Ильинична Наталью. Поддерживает её, понимая, как тяжело живётся невестке, нелюбимой мужем. Скрывает от Пантелея Прокофьевича болезнь Дарьи, чтобы тот не прогнал её со двора. Она даже находит в себе силы сблизиться с Аксиньей, с которой они вместе ждут с фронта Григория, и принять в качестве зятя Мишку Кошевого, убийцу её сына и свата.

Интересные факты

За «Тихий Дон» Михаила Шолохова обвиняли в плагиате. «Величайшую эпопею» исследователи считали украденной у белого офицера, погибшего на Гражданской войне. Автору даже пришлось на время отложить работу по написанию продолжения романа, пока специальная комиссия расследовала поступившую информацию. Впрочем, проблема авторства до сих пор не решена.

Андрей Абрикосов в роли Григория Мелехова

Начинающий актер Малого театра Андрей Абрикосов после премьеры «Тихого Дона» проснулся знаменитым. Примечательно, что до этого в храме Мельпомены он ни разу не выходил на сцену – просто не давали роли. С произведением мужчина тоже не удосужился познакомиться, читал роман, когда уже вовсю шли съемки.

Поиск смысла жизни, своего пути

Великая Октябрьская революция, Гражданская война поставили перед Григорием Мелеховым, как и перед всем казачеством, вопрос: с кем идти и куда идти?

Большевики несли мир исстрадавшейся стране. Большинство казаков – фронтовиков, истомленных войной, стало на сторону большевиков. В их числе оказался и Григорий Мелехов.

Григорий пришел к революции со слабыми, неразвившимися симпатиями к большевикам. Твердых политических убеждений у него не было, не будет их и на всем протяжении гражданской войны. Но события, связанные с восстанием, имели определяющее значение для всей дальнейшей судьбы Григория. Необходимо было показать Мелехова со всех сторон: отношение к нему казаков, мучительные сомнения в правильности выбранного пути, поведение в бою матросов, любовь к Аксинье, горе после смерти Натальи… Самохарактеристики, выступающие на первый план в психологическом анализе, психологическая значимость событий должны были передать напряженную внутреннюю жизнь Григория, поиски им правильного пути.

Соединение казаков – повстанцев с белыми обостряет в Григории понимание несовместимости интересов казачества с целями контрреволюционного движения. Следует целый ряд сцен: стычка с Фицхалауровым, возмущение англичанином – офицером. В этой цепи событий писатель раскрывает нарастающую антипатию Григория к белогвардейцам, показывает глубокую связь стихийного патриотического чувства с трудовой природой Мелехова. Враждебное отношение к «кадетам» проявляется в самой резкой форме: отказ выполнять приказы Фицхалаурова, отмена боевой задачи Ермакова.

Дальнейшее пребывания Мелехова в белой армии становится неинтересным. И не случайно Шолохов почти ничего не говорит об этом периоде жизни Григория. С ним не связано ни одного события. Больного тифом его привозят домой накануне контрреволюционного движения. Фактически он уже не принимает участие в борьбе. Он следует вместе с отступающими не в составе воинской части, а сам по себе. Он как бы со стороны наблюдает разложение, развал армии. Ночью, в степи, вслушиваясь в старинную казачью песню, которую пел проходивший мимо кавалерийский полк, повторяя про себя ее слова, Григорий со щемящей тоской, со слезами переживает весь позор бесславной борьбы против русского народа. Это одно из тех событий, которые подготовили Григория к переходу на службу в Красную Армию.

Последовательность событий вскрывает внутреннюю логику поступков Мелехова, закономерность его судьбы. В соответствии с правдой бурной революционной эпохи писатель все время ставит своего героя перед необходимостью немедленного действия. Всякий раз Григорию приходиться выбирать из двух: жизнь не даст ему возможностей уклониться от решений. Выжидать, прятаться он и сам не умел, да и не хотел. Создается цепь поступков, крепко связанных, обуславливающих друг друга. Внешне он попал в какой–то заколдованный круг: на войне стал офицером; за это красноармейцы одного из полков, вошедших в Татарский, едва не убили его; он бежал; затем вновь ему пришлось скрываться от ареста; примкнул к восстанию.

Последовательность поступков, их характер вскрывают сочетание объективных и субъективных факторов в судьбе Григория Мелехова. М. А. Шолохов достигает здесь полного слияния правды истории и правды характера. Именно в этом слиянии величайшая художественная убедительность и достоверность образа Григория Мелехова. Колебания его, перелеты с одной стороны на другую в годы гражданской войны были неизбежны. Мучительные поиски пути, по которому следует идти далее, продолжаются. «Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, все было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, забилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности – по той ли, по которой надо, идет. Тянуло к большевикам – шел, других вел за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем. «… К кому же прислониться?»

Но жизнь не один раз давала Григорию возможность выбора. Перед казнью Подтёлкова он мог уйти в Красную Армию, не ушел и оказался в лагере белоказаков; в период восстания мог повиниться вовремя перед советской властью, не сделал этого и докатился с разбитой белой армией до моря; в Красной Армии мог дослужить до конца войны, но вернулся в хутор, в тяжелую обстановку назревшего антисоветского восстания, и оказался в банде Фомина. В критике была высказана мысль о том, что, приведя Григория Мелехова в банду Фомина, писатель казнил своего героя зрелищем кровавой пародии на идеалы, которые он некогда исповедовал и защищал с оружием в руках в дни вёшенского мятежа.1

Четвертый том «Тихого дона» — книга итогов. Каждая сцена, картина, деталь исполнены здесь глубокого смысла и значения. Они отобраны и оценены с той мерой художественного такта, целесообразности, которая не допускает ничего лишнего, ненужного. Шолохов держит читателя в предельном напряжении.

В восьмой части «Тихого дона» демобилизированный из Красной Армии Григорий возвращается домой. В бурной, поблекшей осенней степи вспоминает он далекое детство, мечтает о мирной жизни, о счастье с Аксиньей.

Мы его давно не видели. Простились мы с ним в Новороссийске, когда на встречу Григорию и его спутникам, тоже участникам Верхнедонского , выехал из–за угла разъезд красных конников. Со слов Прохора Зыкова мы узнали, что Григорий служил в Красной Армии, воевал с Врангелем с белополяками. Многие события совершились за это время в хуторе. Умерла мать Григория, так и не дождавшись своего «младшенького», «желанного».

Дуняша вышла замуж за Кошевого, который стал председателем Совета. Вернулась в свой курень Аксинья, выздоровевшая после тифа. Что же произошло с Григорием? Каким он стал теперь?

Как бы заново, после долгой разлуки, когда все перемены видятся резче, отчетливее, всматриваемся мы в Григория глазами его случайной спутницы–«зовутки». В таком выборе жизненной ситуации проявилось зрелое мастерство автора. Ведь Шолохов мог передать облик теперешнего Григория в самых различных обстоятельствах: при встрече с близкими людьми – Аксиньей,

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: