О произведении
Рассказ «Белый пудель» Куприн написал в 1903 году. В произведении автор затронул темы заботы, бескорыстной дружбы, социального неравенства. Конфликт рассказа построен на противопоставлении того, как бродячие артисты и богатые люди относятся к дрессированной собаке. Старик и мальчик воспринимают Арто как близкого друга, тогда как для сына барыни это всего лишь игрушка, о которой он завтра, возможно, уже забудет.
На нашем сайте вы можете читать онлайн краткое содержание «Белого пуделя» без предварительной регистрации при подготовке к уроку литературы или заполнении читательского дневника.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Главная мысль рассказа
Александр Иванович Куприн в своем рассказе, подчеркивает, что дружба – великая вещь, которую нельзя купить и продать. Арто для бродячих артистов – не просто собака, это член маленькой и дружной семьи, верный и преданный друг. Дачники и их дворник не смогли понять, что не все можно купить за деньги. Но эту истину очень хорошо понимали бедные артисты.
Рекомендуется читать не только краткое описание, но и произведение А.И. Куприна в полном объеме. Рассказ очень интересен и поучителен.
Другие персонажи
- Трилли – сын хозяев дачи «Дружба», капризный мальчик восьми-десяти лет.
- Дама – хозяйка дачи «Дружба».
- Дворник – служил у родителей Трилли.
А ещё у нас есть:
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Белый пудель»
для самых компанейских —
Главные герои «Белый пудель»
для самых занятых —
Читательский дневник «Белый пудель»
для самых крутых —
Читать «Белый пудель» полностью
Описание сюжета и главные герои
История начинается с того, что читателю описываются красоты морского побережья где-то на южных территориях страны. Вдоль берега идёт небольшая труппа бродячих артистов:
- Лодыжкин — старик шарманщик;
- Серёжа — мальчик акробат;
- Арто — цирковой пудель.
Они заходят в каждый богатый дом и предлагают жильцам развлечение. Вот только внешний вид бродяг и отвратительные звуки старой скрипучей шарманки чаще всего отталкивают людей, поэтому зарабатывают артисты немного.
В очередном богатом поместье друзья наблюдают странную картину. Они видят, как несколько взрослых людей всеми силами пытаются успокоить капризного мальчишку. Это был избалованный маленький барин по имени Трилли. Юный хозяин дома ни в чём не знал отказа. По первой просьбе ему доставляли всё, что он захочет: будь то живой пони или настоящая лодка.
Появление бродячих артистов заинтересовало мальчика. Он даже на время перестал кричать. Однако понравилось ему не само представление, а пудель-кобелёк по кличке Арто, который с ловкостью исполнял все команды старика. Трилли захотел его себе. Как ни упрашивала барыня, мать маленького капризника, какие бы деньги ни предлагала, но старый шарманщик наотрез отказался продавать собаку. За это всю труппу выгнали вон, так и не заплатив.
Но юный барчук так был упрям в своём плане заполучить пёсика, что вдогонку за артистами был послан дворник. Мужчина сначала пытался договориться со стариком, а когда у него ничего не вышло, выкрал собаку, пока дед с Серёжей спали.
Проснувшись, друзья поняли, что Арто исчез не по собственной воле. На это указывал недоеденный кусок колбасы, которой дворник прикармливал собаку, когда пытался договориться по-хорошему. Вернуть похищенного пса по закону не представлялось возможным, так как дед жил по поддельному паспорту, а мальчик был ещё слишком мал, чтобы обращаться к представителям правопорядка.
Но Серёжа решил действовать по-своему. Ночью, не сказав ничего деду, мальчик вернулся к даче, куда забрали собаку. Несмотря на опасность и страх быть пойманным, он освободил Арто. К несчастью, это заметил дворник и пустился за ними в погоню по саду. Уже потеряв надежду выбраться, уставший Серёжа увидел невысокую стену. Он подбросил на неё собаку, и цирковой кобелёк с ловкостью вскарабкался наверх. Затем Сережа перелез сам. Так любовь мальчика к собаке победила страх и помогла освободить верного питомца.
Краткое содержание
Глава 1
«Пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа». Впереди бежал пудель Арто, за ним шел Сергей, а сзади плелся дедушка Мартын Лодыжкин «с шарманкой на скрюченной спине». Шарманка едва работала, и на ней можно было сыграть только давно устаревшие вальс и галоп.
Глава 2
Труппа вышла к старинному графскому парку, «в густой зелени которого были разбросаны красивые дачи». Сергей и Мартын начали ходить по дачам, но «день выдался для них неудачный».
Почти везде их прогоняли или отказывали, заплатили только в двух. И хотя Лодыжкин был рад хоть какому-то заработку, его сильно возмутила одна барыня: женщина долго смотрела представление и расспрашивала их, а после дала лишь дырявый гривенник.
Они обошли весь дачный поселок. Оставалась последняя дача за высоким забором, на которой было написано «Дача Дружба».
Глава 3
Труппа зашла в сад, и Сережа расстелил перед балконом коврик. Только они собрались начать представление, как на террасу выбежал, издавая пронзительные звуки, мальчик. Вслед за ним спешили прислуга, молодая дама и толстый лысый господин. Они всячески пытались успокоить ребенка, но тот не унимался.
Лодыжкин сказал начинать представление. Услышав звуки шарманки «все на балконе разом встрепенулись». Артистов хотели прогнать, но Трилли начал капризничать, чтобы их вернули. Лодыжкин играл на шарманке, Сергей выполнял акробатические трюки. После этого Мартын достал тонкий хлыстик, и Арто послушно выполнял его приказы.
Увидев дрессированную собачку, Трилли тут же потребовал пуделя себе. Дама спросила, сколько хочет Лодыжкин за Арто. Мартын ответил, что пудель не продается, ведь он их кормит. Мальчик кричал еще громче. Рассерженная дама готова была заплатить сколько угодно, но Лодыжкин не уступал. Тогда дворник прогнал артистов из дачи.
Глава 4
Уже у моря артистов догнал дворник. Подкармливая пуделя колбасой, он объяснил, что пришел по поручению барыни, которая предлагает за собаку 300 рублей. Старик же решительно отказывался продавать Арто.
Глава 5
Лодыжкин и Сережа остановились позавтракать в «уголке между Мисхором и Алупкой» у источника. После завтрака они решили немного поспать. В полудреме дедушка говорил сам с собой: рассуждая, как купит розовое трико с золотом и атласные розовые туфли.
Пока Сергей и Мартын спали, Арто пропал. Увидев лежавший на дороге огрызок колбасы, старик понял, что собаку забрал дворник. Мартын очень расстроился.
Возмущенный Сергей сказал, что сейчас вернется и заставит отдать собаку, а иначе придется обратиться к мировому. Лодыжкин ответил, что им нельзя обращаться к мировому: он живет по чужому паспорту, и на самом деле крестьянин Иван Дудкин.
Глава 6
«Молча они дошли до Алупки» и остановились в грязной турецкой кофейной, носившей название «Ылдыз» – «Звезда». Поздно ночью Сергей незаметно собрался и вышел. Мальчик отправился к даче «Дружба». Перебравшись через узорчатые чугунные ворота, он решил обойти дачу кругом.
Из каменного подвала Сергей услышал стонущий визг. Мальчик позвал собаку и «неистовый, срывающийся лай сразу наполнил весь сад». В подвале раздался басовый крик, и что-то стукнуло. Возмущенный Сергей закричал, чтобы не смели бить собаку.
Из подвала выбежали дворник и Арто с обрывком веревки на шее. Сережа, а за ним и пудель, бросились наутек. Найдя место, где стена забора была достаточно низкой, мальчик подсадил собаку, запрыгнул сам, и они быстро побежали прочь.
Хотя дворник и не преследовал их больше, собака и мальчик еще долго бежали. Передохнув у источника, Сергей и Арто вернулись в кофейню. Арто на радостях с визгом подбежал к Лодыжкину и разбудил его. Старик хотел обратиться к мальчику за объяснениями, но тот уже заснул.
Основные герои
Основные герои – странствующая труппа, в составе которой:
- Старик лже-Мартын Лодыжкин — мещанин, на самом деле Мартына Лодыжкина зовут Иваном Дудкиным, и он крестьянин. Ныне он странник, зарабатывающий на жизнь при помощи своей шарманки.
- Сергей – двенадцатилетний мальчик. У парня сложная судьба: старик Лодыжкин «взял его напрокат у забулдыги – сапожника», но тот вскоре умер, а ребенок навсегда остался с шарманщиком.
- Арто – белый пудель, четвероногий спутник маленькой труппы.
Второстепенные герои:
- Трилли – истеричный, избалованный ребенок. Сын богатого барина, привык получать все, что пожелает.
- Дворник – прислуга родителей Трилли. «Серьезный мужик», как охарактеризовал его старик Лодыжкин.
Характеристика персонажей
Действующих лиц в истории не очень много, так как по жанру произведение «Белый пудель» — рассказ, больше напоминающий сказку со счастливым концом. Из второстепенных персонажей выделяются:
- Трилли — капризный маленький барин, который ни в чём не знает отказа. Его отец занимался строительством железной дороги и был миллионером. Именно поэтому сумма в три сотни за какую-то бродячую собаку не казалась этой семье такой огромной. Мальчик был единственным ребёнком и наследником, поэтому нет ничего удивительного, что родители его сильно баловали.
- Барыня — мать Трилли. По-своему несчастная женщина, готовая встать на колени перед своим сыном, лишь бы тот прекратил истерику.
- Дворник — мужчина крепкого телосложения, готовый даже пойти на кражу, лишь бы избежать гнева своей хозяйки и истерики молодого барина.
Если вкратце описать второстепенных персонажей рассказа Куприна «Белый пудель», то анализ их поведения оставляет много вопросов. Возможно, ещё какой-то логике поддаются действия дворника, ведь он человек подневольный и был обязан исполнять приказы хозяев. Однако сама барыня и её сын — люди, избалованные деньгами, и при этом недалёкого ума.
Барыня вполне могла приказать купить похожую собаку за гораздо меньшие деньги и не толкать своего подчинённого на преступление. Трилли — просто избалованный ребёнок с испорченной психикой, в чём тоже виновато родительское воспитание.
Характеристика главных персонажей выглядит гораздо положительнее. Даже несмотря на бедность, в них чувствуются сплочённость и искренняя любовь друг к другу.
Старый шарманщик
С первых строк становится понятно, что старик прожил трудную, но очень интересную жизнь. Во время своего путешествия он рассказывает Серёже о разных диковинных растениях, людях и городах, где он это всё видел:
Сейчас, примерно сказать, пойдут тебе Сочи, Адлер, Туапсе, а там, братец ты мой, Сухум, Батум… Глаза раскосишь глядемши… Скажем, примерно — пальма. Удивление! Ствол у нее мохнатый, на манер войлока, а каждый лист такой большой, что нам с тобой обоим укрыться впору.
Несмотря на тяжёлые условия, характер старика не озлобился. Для своего подопечного он всегда оставался человеком:
- доброй души;
- веселого нрава;
- с любовью к жизни.
Сожалел дед Лодыжкин только об одном плохом поступке — подделке паспорта. На это мужчину толкнула жизнь, так как собственный документ у него украли, а совсем без бумаги передвигаться по стране было очень сложно. Однако обращаться с таким паспортом к представителям закона старик опасался, так как не знал, кем был этот Лодыжка — человек, чью личность он присвоил.
О доброте старика говорит и тот факт, что Серёжа не был его внуком. Дед его практически спас от пьяницы-родственника, выкупив за деньги.
Даже то, как старый шарманщик разделил скудный ужин, уже вызывает у читателя чувство уважения к этому герою. Разломав хлеб, себе он оставил самый маленький кусок. Большой отдал мальчику — он растёт, ему надо, поменьше — собаке, так как пёс тоже зарабатывает своим трудом, выступая перед публикой.
Старика Лодыжкина можно назвать положительным персонажем с лёгким налётом сентиментальности (одушевление шарманки) и мудростью, присутствующей только у людей, которые прошли долгий и трудный жизненный путь.
Юный акробат Серёжа
О прошлой жизни мальчика мало написано в рассказе. Известно, что старик взял его в аренду у какого-то пьяницы, который, по-видимому, являлся родственником мальчика. Дед обязался выплачивать мужчине определённую сумму каждый месяц, но вскоре тот умер, а ребёнок так и остался у шарманщика.
Серёжа мог прочитать название усадьбы по буквам. Это говорит об уме и сообразительности паренька, так как он вряд ли сумел получить где-то образование, скорее всего, научился сам. Автор описывает мальчика как худого, но с развитой мускулатурой. Характер у ребёнка был добрый, но упрямый. Об этом можно судить по его поступку, когда Серёжа отважился выкрасть собаку из барского дома.
Смелость — характерная черта образа Серёжи. Он, не боясь, заходил в каждый дом первым, а ведь не всегда артистам оказывали радушный приём, могли и выгнать, и побить. Паренёк только на миг испугался дворника, когда вернулся ночью за собакой. Не побоялся он и проделать длинный обратный путь до барской дачи в ночное время.
Серёжа — положительный главный герой этого детского рассказа. Он как бы создан специально для того, чтобы юные читатели могли брать с него пример.
Пудель Арто
Умная маленькая собачка со смешной стрижкой «подо льва». В рассказе автор несколько раз передаёт мысли пса, как бы подчёркивая, что он такой же полноправный член труппы, как его хозяева:
«Гав!» — брехнул с отвращением пудель. Потом поглядел, жалобно моргая глазами, на хозяина и добавил ещё два раза: «Гав, гав!».
То, что пёс может иметь своё мнение, говорит о неординарных умственных способностях Арто. Об этом же можно судить по фрагменту в рассказе, где Серёжа ищет собаку во дворе барской дачи. Пёс, учуяв хозяина, подаёт голос, указывая на своё местоположение.
Несмотря на небольшие размеры, Арто отличался смелостью. Почуяв опасность для юного хозяина и угрозу со стороны дворника, пудель срывается с поводка и нападает на огромного мужчину, давая тем самым возможность Серёже убежать. Пуделя Арто можно смело назвать не только положительным, но и самым милым персонажем во всей этой истории.
🗹