«Филипок» — читательский дневник по рассказу Льва Толстого

  • Краткие содержания
  • Толстой Лев
  • Филипок

Маленький мальчик по имени Филипок жил деревне. Когда дети постарше разошлись на школьные занятия, ему тоже захотелось поучиться.

Родители были на работе, Филипп сидел с бабушкой. Но старушка устала и заснула. Мальчишка решил не упускать свой шанс. Он надел отцовскую шапку, свою не смог найти, и отправился в школу.

Школа находилась на другом конце деревни. Пока Филипок шел по своей улице, собаки его не трогали. Они давно знали мальчишку. Стоило только ему уйти дальше от своей слободы, как накинулись злые, не знакомые собаки. Плохо бы пришлось Филипку, если бы не мужик, который отогнал разъяренных животных.

Затем, мальчишка бросился прямиком в школу. Но у дверей замешкался, ему стало страшно. Потом все-таки переборов страх, Филипок вошел в учебное заведение. В школе было много ребят, был и учитель, который сразу заметил мальчика.

Учитель поинтересовался у Филипка, кто он такой и что здесь делает. Мальчик так растерялся, что в горле пересохло. Он не смог ответить, и заплакал, благо ученики сказали педагогу, что это Филипок, брат Кости, который уже учится в школе.

Учитель посадил мальчишку вместе с братом, и позволил приходить на занятия, если так ему хочется.

Человек всегда должен учиться, познавать новое и интересное, несмотря на возраст. Филипок, достойный пример для каждого из нас.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Краткое содержание «Филипка» для читательского дневника

ФИО автора: Толстой Лев Николаевич

Название: Филипок

Число страниц: 4. Толстой Лев Николаевич. «Филипок». Издательство «Стрекоза». 2021 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1875 год

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. /10
    Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Филипок»?

    Начать тест

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Евгения Тарабановская

    9/10

  • Яромир Накаряков

    9/10

  • Людмила Подвалкова

    9/10

  • Надежда Бураева

    10/10

  • Татьяна Корхова

    9/10

Сюжет

Однажды маленький мальчик по имени Филипп, которого все ласково называли Филипок, решил пойти с братом Костей и остальными деревенскими ребятами в школу. Мать остановила его, сказав что он еще слишком мал для школы. Родители мальчика рано утром ушли на работу, и он остался в доме с бабушкой. Та вскоре уснула на печи, и Филипку стало очень скучно. Несмело взяв отцовскую шапку, он вышел из дому и отправился в школу.

Пока Филипок шёл по своей улице, всё было спокойно, но как только он вышел за пределы родной улицы, на него напали большие собаки. Мальчик очень испугался, но на его счастье мимо проходил какой-то мужичок, который прогнал собак.

Филипок опрометью побежал в школу, где уже начались уроки. Мальчик зашёл в класс, полный шумных ребятишек. Филипок растерялся ещё больше, когда его заметил учитель и спросил его имя. Кто-то из учеников выкрикнул, что это младший брат Кости, который очень хочет ходить в школу. Учитель посадил малыша возле брата и пообещал, что договорится с его матерью о том, чтобы и он наравне со всеми посещал занятия.

Учитель попросил Филипка написать своё имя и тот начертил «Хвелепок». Он сказал, что это брат Костя научил его. С тех пор Филипок стал ходить в школу вместе со всеми ребятами.

Филипок: характеристика главного героя

В рассказе Л. Н. Толстого Филипок предстаёт перед читателем обычным ребёнком дошкольного возраста, проживающим в небольшой слободе вместе с матерью, отцом, старой бабушкой и старшим братом Костюшкой. Его мать занимается подённой работой, отец трудится в лесу, старший брат ходит в школу. Филипок любознателен, активен и завидует Костюшке, с самого детства тянется к знаниям, поэтому просит брата понемногу обучать его буквам и чтению. Как и многие младшие братья, он старается подражать старшему.

Благодаря любознательности и огромному желанию учиться главный герой вызывает у читателя симпатию: детям непременно захочется брать с него пример.

Кроме того, мальчику присущи такие качества характера, как смелость, решительность, целеустремлённость, отчаянность, настойчивость, упрямство, умение идти к цели и добиваться её. Возможно, другой ребёнок на его месте, услышав, что он ещё мал для школы, смирился бы с этим и просто стал ждать, когда подрастёт. Но не Филипок: он смело бросился навстречу препятствиям, которые поджидали его на пути. И хотя он демонстрирует непоседливость и непослушание, всё это — ради учёбы и знаний.

Несмотря на решительные действия Филиппа, во многом автор рисует его как обычного ребёнка-дошкольника: ему не чужды страх, волнение, сомнения, робость. Он боится собак, из-за испуга не может ответить на вопрос мужика, отогнавшего псов, сомневается, стоит ли заходить в школу, и, наконец, даже плачет при разговоре с учителем. Но когда все беды и волнения оказываются позади, к нему возвращаются его активность, бойкость и веселье.

Что касается внешности, то на основе текста произведения можно предположить, что Филипок очень маленький, низкого роста — даже полы его одежды волочатся за ним. В школу он пришёл в большой старой отцовской шапке.

Сам главный герой описывает себя так: «Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий!». Он немного самоуверен и гордится своими качествами, но учитель останавливает его, советуя ему сначала получше поучиться. Уже в своём возрасте Филипок умён не по годам, а благодаря положительным качествам своего характера он уверенно идёт к новым победам.

Отзыв

Филипок, несмотря на свой возраст, оказался очень настойчивым и упрямым мальчиком. Он так хотел учиться вместе с ребятами, что его даже не испугали собаки, повстречавшиеся на пути. Учитель оценил его стремление к знаниям и принял в класс.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Филипок

Рисунок-иллюстрация к рассказу Филипок.

Другие персонажи

Помимо главного героя, в произведении присутствуют и другие персонажи, и хотя они скорее второстепенные, благодаря их образам можно составить цельный рисунок жизни Филипка в слободе и его смелого поступка. К ним относятся:

  • Мать Филипка — добрая, работящая и заботливая женщина. Именно из-за заботы о своём ребёнке она не может просто так отпустить сына в школу, ведь, по её мнению, он ещё слишком мал. Она велит ему сидеть дома.
  • Сельский учитель — мудрый, понимающий человек. Носит красный шарф. Поначалу кажется очень строгим, из-за чего оробевший Филипок даже не может сдержать слёзы. Но потом учитель демонстрирует доброту и отзывчивость. Он поощряет тягу к знаниям, не отмахивается от нового ученика, а собирается помочь ему. А также он обещает, что поговорит с матерью Филипка, чтобы та отпускала своего сына в школу.
  • Костюшка — старший брат Филипка, ставший для него хорошим примером. Помогал младшему, обучая его читать, писать, складывать своё имя.
  • Баба с ведром — встретившись на пути Филипка в школу, своими словами подтолкнула засомневавшегося мальчика всё-таки отправиться в класс.

Бабушка на печке

Вторая деталь : бабушка лежит на печи, буквально и фигурально. Во-первых, современным детям надо показать хотя бы на картинке русскую печку с лежанкой, на которой лежать любили и старики, и дети, и кошки…

Современным ребятам на теплой традиционной лежанке тоже нравится:

Но есть и другая ассоциация: «лежать на печи» означает «бездельничать», а также «не предпринимать активных действий», «ничего не менять в своей жизни».

Вспомните сказочного Емелю, который едет к царю лежа на печи; в сказке он изображен вполне одобрительно: русский народ и до сих пор не очень любит людей, хлопочущих исключительно ради богатства, власти или славы.

Лев Толстой пишет быль, а не сказку, поэтому показывает совсем другую ситуацию: в семье Филипка взрослые работают, только бабушка, олицетворяющая, между прочим, древность, род, традиции, лежит на печи, как ей и положено. Маленькому Филипку тоже еще можно «лежать на печи», то есть не работать, ни о чем не заботиться, но он выбирает движение… Движение — главная тема рассказа, и это легко проследить по сквозной цепочке слов со значением «движение».

Читатель, это важно: наш герой легко преодолел первый страшный (и очень русский) соблазн – соблазн лени!

Читаем второй абзац:

Школа была за селом у церкви
. Когда Филипп шел по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филипок бросился бежать , собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал: куда ты, постреленок, один бежишь ?

Вечные вопросы

Девятая деталь : Филипку все задают вопросы – и мужик, отогнавший собак, и баба с ведром, а учитель просто засыпал его вопросами. Куда бежишь, что же ты стоишь, ты что (зачем пришел?), ты кто…

Согласитесь, читатель, вопросы содержательные, вечные, ассоциирующиеся с фондом мировой идиоматики (quo vadis, камо грядеши и т.п.). Вопросы из тех, на которые русский народ веками пытается ответить и не может ответить однозначно… Филипок, в сущности, не ответил на них, и, значит, это Толстой оставил их открытыми.

Баба с ведром

Седьмая деталь : когда Филипка стал одолевать на пороге школы третий соблазн, сомнение, опять появился, откуда ни возьмись, чудесный помощник, баба с ведром. Художники изобразили ее по-разному: кто с тяжелым, полным ведром, а кто – с легким, пустым.

Ведро, полное или пустое, – одна из самых популярных народных примет, предвещающих, соответственно, удачу или неудачу. Чтобы весь поход был не впустую, Филипок сам должен решиться войти, поэтому в тексте не сказано, полное ведро или пустое, а баба, как и мужик-спаситель, лишь задает побуждающий вопрос.

И соблазн сомнения преодолен!

О русском языке

Десятая деталь :

едва наученный азбуке Филипок правильно складывает из букв свое имя, но произносит название буквы Ф странно.

В некоторых русских диалектах не было звука [ф] и его заменяли сочетанием [хв]. Теперь понятно, зачем Лев Толстой назвал своего героя Филиппом: уменьшительное имя получилось такое милое, округлое, ласковое, и со сказочными героями не перепутаешь, и диалектное произношение легко наглядно и понятно продемонстрировать. Филипок владеет родной речью только в ее необработанном культурой местном варианте, он не знает литературного языка, языка культуры и науки, делающего нас всех единым народом, независимо от особенностей нашей «малой родины». Это равноценно случаю, когда современный недоросль в восхищении находит только слово «клево» вместо «хорошо, правильно, красиво, мило, очаровательно, замечательно, умно…», а многих слов в текстах просто не понимает. Как диалекты сохраняли следы древнего деления будущей русской нации на множество племен, так и современные сленги делят нас на группы и группки по возрасту, образованию, роду занятий, делают человека чужаком в другом районе города и даже в своей родной семье. В этом смысле «народность» речи вовсе не служит единству русского народа. Так, может быть, православие нас спасет?

Главная мысль

Лев Толстой писал не только для взрослых, но и для детей. Герои основных его детских произведений — крестьянские детки. Конечно, многим современным детям интересно читать о своих сверстниках, которые жили в далекие времена, узнавать об их жизни и быте. В рассказе «Филиппок» автор описывает маленький эпизод из жизни своего героя. Но именно из него читатель узнает информацию о мальчике, его характере, а также деревенском быте крестьянских детей.

Рассказ Толстого учит юных читателей быть решительными и настойчивыми в достижении своих целей.

Главный герой сумел преодолеть все преграды на своем пути и добиться того, чтобы ему разрешили посещать учебное заведение. Желание получать знания в малом возрасте может повлиять на всю дальнейшую жизнь.

Главная мысль рассказа заключается в том, что мечты могут сбываться, но только у тех, кто решителен в своих действиях. Важно смолоду воспитывать уверенность в себе и не бояться трудностей. После основного знакомства с кратким пересказом можно попробовать прочитать книгу полностью.

Село, школа, церковь

Третья деталь : «Школа была за селом у церкви».

Селом в России XIX в. официально называлось только относительно крупное поселение, в котором есть церковь. Потому она и стоит за селом, что в нее ходят жители всех окрестных деревень. Но почему школа в этом описании привязана к церкви?

Во-первых, в школу, как и в церковь, ходят дети из нескольких окрестных деревень.

Во-вторых, на Руси кириллическая письменность была официально принята вместе с крещением, да и появилась она в прямой связи с восточно-православным религиозно-культурным выбором славянских народов; именно монастыри были оплотом древнерусской книжности, особенно в «татаро-монгольскую» эпоху. Наши крестьянские прапрадеды получали начальное образование в церковноприходских школах.

В-третьих: наука и религия – два проявления духовной жизни человека, соперничают они или взаимодействуют. Даже самый упорный материализм – тоже проявление ментальности, то есть духовной жизни. И, наконец: читатель уже, конечно, заметил, что весь сюжет рассказа – это путь Филипка в школу; теперь понятно, что он становится и символической «дорогой к храму».

Постреленок

Шестая деталь : Мужик спросил: куда бежишь, постреленок?

Пострел – не просто шалун, буквально это слово означало «выстрел» (наш пострел везде поспел!), а выстрел – это прежде всего движение к определенной цели. Понятно, что Филипок побежал еще быстрее.

Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух . Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе слышны гудят голоса ребят. На Филипка нашел страх: что, как учитель меня прогонит? И стал он думать, что ему делать. Назад идти – опять собака заест, в школу идти – учителя боится. Шла мимо школы баба с ведром и говорит: все учатся, а ты что тут стоишь? Филипок и пошел в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали свое, и учитель в красном шарфе ходил посередине.

Жучка и Волчок

Четвертая деталь : знакомые собаки не трогали Филипка, а в чужой слободе (в чужой части села, на чужой улице) собаки были незнакомые. Что-то путает Толстой: если незнакомые, откуда же Филипок знает их клички? А вот откуда: Жучками называли собак черных, как жук , а Волчками, соответственно, похожих на волка. На иллюстрациях разных художников черная собака неизменно присутствует:

Какая разница писателю, как назвать собак и какая у них внешность? Дело в том, что черный пес в русском фольклоре всегда был символом зла. Он охранял границу между миром живых и миром мертвых. Вот пример:

Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали — выезжает чудо-юдо о шести головах. Выехал он на середину Калинова моста — конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес

ощетинился.
(Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», https://skazkoved.ru/index.php?fid=1&sid=1&tid=38)
В библейской энциклопедии псы – это гонители. Волк, понятно, тоже символизирует опасность. Итак, на пути Филипка возникает опасность, путь преграждают гонители.

И он преодолевает второй соблазн, соблазн страха!

Молитва

Одиннадцатая деталь : Филипок и в молитве «всякое слово произносил не так». Значит, его вера оказывается неосмысленным механическим бормотанием; молитве тоже надо учиться! Любая религия – тоже своего рода Учение.

В эпизодах с диалектным произношением Филипка и молитвой мы встречаем отголоски давно устаревшей полемики вокруг концепции, которую сейчас часто обозначают «Православие, самодержавие, народность»; она интересна только историкам. Но не утихают дискуссии между пуристами и антинормализаторами, споры между сторонниками «народной речи» (в частности, свободы сленга и мата в публичном общении и литературе: «народ так говорит!») и защитниками литературных и этических норм в речи. Возродившееся влияние религии и церкви тоже ставит перед обществом и государством ряд острых вопросов. Поэтому мысль Толстого вполне применима и к нашей жизни. Не отрицая народности и православия как начал русской жизни, великий писатель доказывает необходимость широкого народного просвещения и движения вперед, развития, а не застоя.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: