Сочинение «Мысль семейная» в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»

  • Сочинения
  • Литература
  • Шолохов

В романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» главная роль отводиться семье. Автор считал ее самым главным достоянием человека.

Вся духовная и обыденная жизнь казаков построена на священном понятии семьи и если, ей что-то угрожает, то может погибнуть все казачество. Шолохов правдиво описывает жизнь в их семьях. Устаревшие порядки, строгое воспитание и даже иногда жестокое – так было принято в то время. Еще в начале произведения становится понятным, что мужчины были главными: позволяли себе насиловать девушек и избивать их после свадьбы.

Автор выделяет несколько семей: Мелеховы, Листницкие, Кошевые, Коршуновы. Акцент поставлен именно на ту, где вырос Григорий Мелехов – главный персонаж произведения. Мы можем познакомиться с их бытом, семейными традициями, нормами морали, и понять одно- они беспрекословно подчиняются отцу. Если назревали какие-либо проблемы, то о них открыто говорилось на семейном совете. Их семья была единой, сильной, но все начало рушиться с того момента, когда каждый начал таить некоторые вещи.

События, описанные в романе, происходили в самый жуткий период: шла гражданская война, революция, братья и сестры выступали друг против друга. Все это не могло не повлиять на казачество и главного героя тоже. Белоказачье движение потерпело крах, это ударило по традиционным ценностям и оставило неизгладимый след на всей семье.

Их ждала череда страшных событий: Петр скончался, Дарья самостоятельно решила свести счеты с жизнью. Наталья и Ильинична тоже ушли из жизни трагично, не дождавшись сына. То, что было непоколебимо, разрушилось очень просто. А во всем виноваты войны, где брат убивал брата. Много горя и слез принесли они в каждую семью. Немаловажную роль сыграл конфликт семейных устоев с личностными. Молодое поколение не считало нужным соблюдать традиции и слушать наставления старших, что привело к обесцениванию семьи, как таковой.

Григорий вернулся домой, к сыну, после гибели Аксиньи. И в этом моменте автор показывает, что человек вернулся к прошлым традициям и образу бытия. По мнению автора у донского казачества есть будущие, если сохранятся семейные устои.

Нередко «Тихий Дон» сравнивают с «Войной и миром». Да, безусловно, по композиции они похожи, но есть одна яркая отличительная особенность: герои романа Шолохова теряют самое ценное и дорогое, что у них было – это семью, в этом и изображен весь драматический характер того времени.

Вариант 1: Кратко

(443 слова) В романе-эпопее «Тихий Дон» автор заострил внимание на мысли семейной — одной из главных тем книги и вечном вопросе, волнующем каждого человека. Автор показал семейные устои казаков до и после установления советской власти, а также затронул проблемы, с которыми сталкивались люди в личной жизни.

В начале романа мы знакомимся с семейными ценностями и правилами казаков. Они жили по законам патриархального общества и православным традициям. Главным в доме был старейший мужчина в семье, который еще сохранял способность работать. Например, у Мелеховых все решал Пантелей Прокофьевич, а у Коршуновых — не дед Гришака, а Мирон Григорьевич, потому что дедушка уже не имел способности трудиться и руководить семьей. Для мужчины в этой среде важнее всего сила, и только сила скрепляла воедино семью, а потому старики и дети были наименее правоспособными и защищенными. Так, дед Гришака был лишен надлежащего ухода и даже уважения. Наталья была единственной, кто кормил и обстирывал деда, и делала это из милости. Даже во взрослом возрасте дети все еще были зависимы от родителей: вопросы брака решались хозяином дома, как и все остальные. Так, Григорий был вынужден жениться на Наталье под давлением отца. Такие правила сложно назвать нравственными и честными, зато они давали людям возможность жить слаженно и сообща. Только крепкая семья с единым лидером могла обработать землю в срок и вырастить урожай, который позволял выжить в суровых условиях. Только практичные решения по поводу брака могли гарантировать людям рост благосостояния, необходимого для рождения и воспитания следующих поколений. Только авторитарный подход мог держать в узде таких невесток, как Дарья, наказывать таких мужчин, как отец Аксиньи. Поэтому семейные устои казаков были логичными для того времени.

Читатель видит, что для донских казаков главными ценностями были семейные традиции. Однако эти ценности рушатся под воздействием суровой реальности военного времени. Писатель показывает, как война разрушает единство семьи. Происходит это не только из-за внешних причин, когда члены одной семьи воюют в разных местах. Важную роль играют и внутренние причины, которые заключаются в изменении личности человека, находящегося в нестабильной реальности. Так, читатель замечает, что Мелехов уже не боится открытых чувств к Аксинье, он живет с ней у всех на виду, как с «фронтовой женой», а дома его ждет Наталья. Сестра героя Дуняшка из-за Кошевого ссорится со старшими и принимает решение без согласования с родными. Пантелей Прокофьевич мародерствует и рискует навлечь гнев на своих близких. Семья постепенно распадается, теряя свои ценности. Все же автор оставляет небольшую надежду, что род Мелеховых возродится, ведь сын Григория жив.

Можно утверждать, что, поднимая важную тему семьи, автор показывает все грани патриархального общества и заставляет задуматься о том, каких изменений оно требует. Герои известного произведения Михаила Шолохова «Тихий Дон» переживают распад семейных ценностей, что подчёркивает всю драматичность периода войны. Однако впереди выживших ждет полное обновление семейных устоев.

Семья — хранилище нравственности (По роману М. Шолохова «Тихий Дон»)

1. Семья — главная ценность. 2. Патриархальность жизни,казачества. 3. Роль веры в жизни казаков. М. А. Шолохов писал: «Тихий Дон, я целую горячую землю твою». Обычно сдержанный и чаще всего даже суровый, говоря о родном крае, писатель становится лиричным. Его любовь к людям родного края, к обычаям родной земли проступает наружу.
Казачество — особое сословие на Руси, но и как в жизни каждого народа в жизни казачества есть постоянные ценности — земля, нравственность, семья. Поэтому семья — основа народной жизни в романе Шолохова «Тихий Дон». И. И. Цыпенко писал: «Семья у Шолохова — изобразительный центр, сквозь призму которого раскрывается нам «макрокосм» национальной культуры». Казачья среда, ее жизнь изображены писателем с такой основательностью, что это позволяет нам воссоздать общий строй семейного уклада начала XX века. Начало XX века — время кровавое, наверное, поэтому ценность понятия «семья» возвелась в десятикратную степень. Семейное начало для героев «Тихого Дона» — точка отчета. Каждая отдельная личность воспринимается неизменно как часть общего — семьи, рода. Циклично время, как и сама жизнь казака, человек смертен лишь сам по себе. Но в роду, в своих детях он продолжает свое существование, обретает бессмертие. Поэтому так много места в романе уделяет Шолохов истории казачьих родов: Мелеховых, Коршуновых, Листницких. Потому так важно определить писателю, крепок ли род героя, насколько он чист, не лягут ли грехи отцов на плечи детей, подобно тому, как жизнь Аксиньи поломало двойное преступление, совершенное ее родственниками. Только совершенно четко представляя значение для казака семьи, рода, можно объяснить слова автора: «Отсюда и повелись в хуторе горбоносые, диковато-красивые казаки Мелеховы, а по-уличному — Турки». Казалось бы, кроме Пантелея Прокофьевича и Григория, а также Дуняши, нет пока «турок» в Татарском, но это не ошибка Шолохова: о том, что, несмотря ни на что, не пресекся род Мелеховых, говорит писатель, и заключительные строки романа объясняют эту загадочную фразу. Отношения внутри семьи учитывались с предельной точностью — «двоюродная тетка», «водворки». Эти слова в наше время существуют без того смысла, который вкладывали в них казаки. Родственная близость почиталась ими очень высоко. Вот почему в семье Мелеховых велика власть отца в доме. Патриархальность семейного уклада — одна из основных «китов» устройства семьи. Тон отца непреклонен, младшие переносят его безропотно, даже порывистый Григорий. Пантелей Прокофьевич женит Григория, и тот, как и положено сыну, не спорит. К тому же он опозорил семью постыдной связью с замужней соседкой. Гришка покорился не только воле отца, но решению родителей, поскольку именно Ильинична решила женить сына на Наталье и уговорила мужа: «…точила его, как ржавь железо, и под конец сломила его упрямство». Интересно, что слово отца, сказанного в приказном тоне — норма жизни казаческой семьи, но мы не встречаем в романе Шолохова сцен насилия в патриархальной семье. В патриархальной семье ответственные и сложные дела решались открыто, обсуждались совместно. Острые углы выравнивались, страсти утихомиривались. Личные устремления отходили на второй план, если они противоречили благополучию семьи. Не только непрекословно было слово отца, но и частенько — грубо. Грубость эта объяснялась не патриархальностью, а влиянием казарменных армейских нравов. Пантелей Прокофьевич любил «приложить» крепким словцом. Свою жену частенько называет он «старая карга», «дура», а та также не оставалась в долгу: «ты чего ж это, крючок старый! Сроду безобразник, а под старость дюжей свихнулся». Но уважение к Пантелею Прокофьевичу было неизменным — именно он сплачивал семью. Патриархальная семья держалась не только на главе семьи. Великая христианская вера — вот один из столпов семьи. Обязателен семейный образ — икона в красном углу дома. Казачья семья выступает в романе как хранительница веры, особенно важны в этом отношении старшие ее представители. Когда пришла страшная весть о гибели Григория, в те ужасные дни Прокофьич «старел день ото дня», когда «слабела память и мутился рассудок», вернул к жизни старика разговор с отцом Виссарионом: «с этого дня <?Прокофьич> переломил себя и духовно оправился». Здесь мы видим, насколько сильна была вера казаков, насколько важную роль играла она в их жизни. Именно потому, что казаки испокон веков были людьми верующими, слово «развод» не существовало в языке казаков. На создание семьи благословлял Бог, поэтому брак был нерасторжим, но поскольку заключали его люди, неколебимым он не мог быть. Так, Пантелей Прокофьевич, встретив ( Григория рядом с Ягодным, куда он ушел с Аксиньей, спрашивает сына: «А бог?» Вера Григория была не настолько сильна, как вера отца, но где-то в глубине сознания он все-таки думал о греховности своей жизни. Подтверждением тому являются «мысли об Аксинье и о жене», которые возникают в его голове во время присяги, когда он «подходил под крест». Когда революционные события стали низвергать веру в бога с той высоты, на которой эта вера находилась в душах людей, это самым плачевным образом отразилось на взаимосвязи «семья — вера», поскольку семья хранила веру, а вера защищала семью.

Популярные сегодня темы

На протяжении своей жизни человек постоянно сталкивается с трудностями. Возникают такие ситуации, когда сделанный выбор влияет на дальнейшую судьбу и способен изменить сложившееся восприятие.

Рассказ «Кусака» Леонида Николаевича Андреева является поистине удивительным и поучительным произведением. Эта история про взаимоотношения людей и братьев наших меньших, про поступки по отношению к ним и про наши обещания и слова

Жанр произведения определяется в виде литературной исповеди в сочетании с философской прозой, главной тематикой которой становится проблема лишних людей, представленная в виде авторских размышлений.

На высоком берегу реки Волга и двух её притоков, стоит красивый старинный город Тверь. Его название происходит от речки Тверец, которая протекает возле города. От города до Москвы 163 км. Город, со всех сторон

Меня сильно впечатлил рассказ Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой». В нем воедино сплелись суровая правда жизни и такие важные чувства, как любовь и прощение. С самого начала рассказ берет за душу

Источник

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: