«Петька на даче» — читательский дневник по рассказу Леонида Андреева

  • Краткие содержания
  • Андреев
  • Петька на даче

Герой рассказа Андреева – мальчик Петька десяти лет от роду. В семь лет он был отдан на работу к парикмахеру Осипу Абрамовичу и никогда не помнил другой жизни. Петька был маленьким, худым, вечно грязным и неухоженным, его детское лицо уже будто прорезали морщины.

Старший мальчик, Николка, которому было тринадцать, уже свыкся с парикмахерским бытом. Он знал многих клиентов и людей на улице, преимущественно пьяниц и дебоширов, сам сквернословил и курил. Петька знал, что скоро станет таким же как Николка и немного завидовал парню, но пока мало интересовался его жизнью.

Однажды приехала мать Петьки, кухарка Надежда, она забрала сына на каникулы на дачу ее господ. Мальчик впервые оказался на вокзале, увидел из окон поезда необъятное светлое небо, зелень лесов и широкую реку.

Первые пару дней на даче он провел в полном единении с природой. Поражаясь тишине и благородству леса вокруг, вдыхая ароматы цветов, он валялся на траве. Часто он приходил к матери, которую так редко видел. Потом Петька познакомился с гимназистом Митей. Вместе они купались, играли в детские игры, гуляли по развалинам дворца. По вечерам Петька бегал смотреть, как господа катаются на лодках на пруду. Мальчик стал более ухоженным, пополнел, морщины на его лице разгладились.

Вскоре хозяин велел Петьке возвращаться. Сначала мальчик даже не вспомнил, кто такой Осип Абрамович, а затем поднял страшный вой, но вскоре успокоился и смирился с судьбой. Обратно он ехал, даже не выглядывая в окно поезда. Прощаясь с матерью, Петька показал, что все же не оставил надежду вернуться на дачу – он попросил спрятать сделанную им удочку. Мать обещала это сделать.

Дни в парикмахерской снова тянулись однообразно и скучно. Вечерами Петька лишь мог предаться воспоминаниям и рассказывал Николке о даче, ведь тот вообще не видел жизни за пределами шумного города, полного пьяных и бедных людей.

Рассказ показывает судьбу детей из бедных семей на исходе XIX века. Если бы господа не просто жалели детей, а оказали бы им помощь, то их светлое детство могло быть спасено. Произведение учит нас быть благороднее и помогать бедным детям. Они сами о себе позаботиться не могут.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Главные герои и их характеристика

Петька, мальчик 10 лет. Апатичный, забитый, малоподвижный, равнодушный. Ученик парикмахера. Попав на дачу, становится веселым, подвижным, озорным и счастливым.

Николка, мальчик 13 лет, тоже ученик парикмахера. Веселый, хулиганистый, ругается матом. Несчастный и одинокий.

Митя, гимназист. Обычный ребенок, добрый, веселый.

Надежда, мать Петьки. Кухарка. Простая и необразованная, любит своего сына и желает ему счастья.

Осип Абрамович. Парикмахер. Равнодушный, жестокий человек.

О произведении

Рассказ «Петька на даче» Леонида Андреева написан в 1899 году. В своей книге автор поднял проблему тяжёлой судьбы детей, лишённых детства, — детей из бедных рабочих семей.

Рассказ относится к острой социальной прозе. Он повествует о трудной жизни мальчика, который вынужден прислуживать жестокому цирюльнику. Поездка на дачу становится для него отдушиной, коротким моментом счастья и спокойствия.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Петька на даче», что будет полезно для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Сюжет — краткое содержание

Служа в парикмахерской, Петька казался всем ленивым, равнодушным ко всему и даже дурачком.

Над ним издевались подмастерья, а единственный друг Николка пил водку и ругался плохими словами.

Однажды мать повезла Петьку на дачу, и в дороге мальчик был поражен новыми впечатлениями, а на даче испугался природы.

На даче Петька познакомился с гимназистом Митей, который стал брать мальчика с собой на рыбалку, купаться и в крепость.

Петька ожил, развеселился, научился мечтать, но пришло время возвращаться в город, и Петька устроил громкий скандал.

В городе Петька вновь превратился в апатичное существо, но помнил о даче и рассказывал о ней Николке, который страшно ему завидовал.

Краткое содержание произведения можно прочитать здесь, там же вы найдете еще один вариант краткого содержания для читательского дневника

Герои произведения

В рассказе Андреева присутствует всего один главный герой. Им был десятилетний мальчик Петя. Описать его можно следующим образом:

  • работал помощником в парикмахерской;
  • постоянно не высыпался;
  • зажатый.

Помимо главного героя в книге есть несколько других персонажей. Каждый из них по-своему интересен и вносит свой вклад в развитие сюжета. Кратко о второстепенных героях:

  • Осип Абрамович — собственник парикмахерской и начальник Пети;
  • Николка — единственный товарищ главного героя, в скором времени станет подмастерьем;
  • Прокопий и Михайла — работники Осипа Абрамовича;
  • Надежда — мама Пети, добрая женщина, кухарка;
  • Барин — хозяин дачи, у которого трудилась мама главного героя;
  • Митя — товарищ Пети по даче, гимназист.

На протяжении повествования герои находились в постоянном взаимодействии друг с другом. Пересказ произведения поможет проанализировать их отношения.

Пословицы к произведению

Дети — цветы жизни.

Где веселое детство — там радость.

Всякий труд ценен, да не всякий полезен.

Два раза молодым не бывать.

Дерево стало кривым, когда было молодым.

Другие читательские дневники

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Отзывы читателей

Андреев не просто описал жизнь простого мальчика из рабочей семьи. Он смог передать то, как каторжный труд сказывался на ребенке. Петю считали дурачком, ленивым и бесполезным мальчиком. На самом деле он был измотан тяжелым трудом. Жизнь на даче снова вернула его к радости, но как только Петя оказался в городе — все вернулось к изначальному положению. Этот рассказ нужно читать всем.

Анастасия

Рассказ посвящен проблеме детского труда. Подневольная работа заставляет детей рано взрослеть и отказываться от детства. Это плохо сказывается на их состоянии, они становятся вялыми и апатичными. Нельзя делать из школьников полноценных работников. Рассказ сильный и печальный. В нем скрыт глубокий смысл, который показывает острую социальную проблему.

Мария

Это грустный рассказ, который показывает, каким несправедливым может быть мир. Ранний подневольный труд убивает детство и лишает ребенка радости. Петя был вынужден работать и это негативно сказывалось на его здоровье. Только на короткий миг он стал счастливым. Этот рассказ нужно читать тем, кто не ценит современного мира.
Лидия

Авторские афоризмы

«…Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место, о котором он не мог ничего сказать, где оно и какое оно…»

«…Были лица равнодушные, злые или распущенные, но на всех на них лежала печать крайнего утомления и пренебрежения к окружающему…»

«…В этой парикмахерской, пропитанной скучным запахом дешевых духов, полной надоедливых мух и грязи, посетитель был нетребовательный…»

«…ему хотелось бы куда-нибудь в другое место… Очень хотелось бы…»

Основные темы рассказа

  • Детство. В этом рассказе явно прослеживается превращение маленького мальчика в старичка. Он даже внешне приобретает старческие черты. У Петьки явно намечаются морщины. Постоянное желание спать тоже напоминает старость. Как пожилые люди впадают часто в дрему, так и десятилетний мальчик постоянно хочет спать. Сон для него спасение, уход от постылой реальности. Разве такая жизнь для ребенка должна быть? Грязная опостылевшая парикмахерская с вечно орущим Осипом Абрамовичем. Такая картина закладывается в его сознании с детства. А это очень страшно. Однако в душе мальчик не старик. Это раскрывается, когда он приезжает в деревню. Здесь он ребенок, даже морщинки разгладились.
  • Противопоставление: деревня и город, бедность и богатство. Николка представлен в рассказе как обиженный на всех и вся подросток. Он сам карабкается по жизни как может. Черствость стала основной чертой его характера. Брошенный всеми, оставшись без матери, он изо всех сил старается выжить, понимая, что хорошего ждать нечего. Единственную надежду он видит в Осипе Абрамовиче, который сделал его подмастерьем.
  • Тема материнской любви предстала в образе Надежды. Она, как всякая мать, переживает за своего сына, уговаривает хозяев приютить его на даче, старается дать ему повкуснее кусочек. Она бы все сделала для его счастья, но ее возможности ограничены.
  • Бедность. Весь рассказ пропитан этой темой. Грязная, убогая парикмахерская, картина, засиженная мухами еще не вся бедность. Гораздо беднее Надежда, которая из-за своей нищеты отдала сына в рабство. Рассказ написан давно, но актуален и сегодня. Все проблемы, которые подняты в произведении, не исчерпали себя за прошедшие десятилетия и остались насущными по сей день.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

История создания рассказа

Это рассказ написан на основе реальной житейской истории, рассказанной московским цирюльником Иваном, который по чистой случайности оказался однофамильцем автора. Он рассказал о своем детстве, о том, как жили дети из бедных семей. Как они взрослели очень рано. Вместо того, чтобы бегать и играть, как положено детям, такие ребятишки начинали трудовую жизнь.

Неудивительно, родители не могли прокормить, обуть, одеть своих детей. Их заработков хватало на самое скудное, почти нищее существование. И такие ребята попадали в ученики к ремесленникам. Родители были рады тому, что дети сыты целый день, иногда на ужин принесут кусочек. Кроме того, они приобщались к ремеслу, так как другого образования им бы родители не дали.

Конечно, к таким детям относились соответственно. У хорошего учителя их не обижали, обучали ремеслу, передавали свой опыт. Но все равно они были на положении слуг. Детства они, по сути, не видели. Хотя цирюльник Иван, рассказавший эту историю, добился многого в жизни, получил даже диплом в Париже на конкурсе, но о детстве вспоминал с грустью.

Темы

Тематика рассказа «Петька на даче» поможет аргументировать свою точку зрения в любом эссе, родственном по содержанию:

  • Основная тема в рассказе «Петька на даче» — детство. Что чувствует ребёнок, попавший в совсем не детскую обстановку? Он превращается в маленького старичка с тонкими морщинами, становится беспомощным и запуганным, не видит ничего, кроме грязной парикмахерской, не чувствует ничего, кроме грубости Осипа Абрамовича. Ребёнок – это ещё не сформировавшаяся личность. То, что заложат в него взрослые, может остаться с ним на всю жизнь. Мальчик может просто потерять детство, находясь в бесконечно повторяющихся днях, не наполненных новыми впечатлениями, не дающих ему ничего, кроме муки. Герой всё время хочет спать, потому что чувствует в этом отдушину и бегство от реальности. Его постоянное ощущение бесконечного сна становится верой в то, что когда-нибудь он проснётся. И он, действительно, просыпается, когда поезд несёт его в новый и чистый мир. Такой контраст заставляет читателя увидеть состояние ребёнка.
  • Противопоставление бедности и богатства, города и деревни также заставляет нас задуматься над тем, как глубока пропасть между этими крайностями. Николка — как раз тот человек, который наверняка пронесёт в себе те злобные и грязные чувства, впитав их в себя в детском возрасте, ведь он брошен в городской среде на произвол судьбы. Он перестал сопротивляться, поэтому от его взгляда всегда исходит некое презрение к окружающему миру, дерзость и ухмылка, посланная нелёгкой действительности. Митя, в противовес мальчикам, вырос на воле, где он предоставлен природе и свету. В весь как бы пропитан солнцем: он весёлый, смелый, общительный и открытый. Он занимается тем, что любит: изучает вместе с Петей развалины старинного дворца, рыбачит и придумывает различные игры.
  • Также в рассказе основной темой является любовь. Она исходит от матери Пети, которая всеми силами пытается улучшить жизнь ребёнка, но пока ей это мало удаётся. Она уговорила барина разрешить привезти своего ребёнка к ним на время. Когда Надежда с сыном едет в поезде, она не пытается его остановить или отругать за то, что он бегает от окна к окну и наблюдает за голубым небом. Напротив, она защищает его от господина, нахмуренно глядящего на мешающего ему ребёнка. В конце своего путешествия Петя шепчет маме, чтобы она спрятала удочку, с которой он ходил на рыбалку. Она в ответ обещает выполнить его просьбу, говоря о том, что, может быть, Петя сможет снова посетить дачу. Надежда радуется тому, что ребёнок окреп на воле. Также тема любви звучит в новых детских ощущениях Пети: он любит цветы, которые растут на полянке, он следит за красотой неба, по которому плывут маленькие белые облачка. В нём просыпается привязанность к природе. Всё пережитое он вряд ли забудет по приезде в город. Такие впечатления останутся в маленьком сердце и будут жить в нём до новой поездки за город.
  • Тема бедности – одна из острых тем, затронутых автором в рассказе «Петька на даче». Немытый Петька, грустная и одинокая Надежда, которая не может содержать своего сына – это первый план. А на заднем плане, как декорации к страшной обстановке, читатель видит грязную парикмахерскую. На стене висит картина с изображением нагих женщин, пыльная и засиженная мухами. Перед нами предстаёт и бедный духовно квартал, где расположены неподалёку от парикмахерской дома «дешёвого разврата». В окрестностях бесконечно слышится ругань, жители и прохожие постоянно наблюдают драки и пьянство. Л.Н. Андреев описывает, как муж бьёт свою пьяную жену на улице, и она лежит на земле с растрёпанными волосами. И на этом фоне находится ребёнок, чьё сознание ещё не сформировано. Все неясные ему ужасы происходят на его глазах. Он растёт в безобразной среде, день за днём проживая одинаково и серо, поэтому иссушается его душа.
  • Среди этого хаоса духовной и материальной нищеты можно разглядеть еле-еле проглядывающуюся, но такую важную тему, на которую хочется уповать ежедневно – это надежда. В Пете, бесспорно, останется надежда на возвращение в Царицыно, на встречу с Митей. Светлая надежда звучит в словах матери: «Может, ещё приедешь». Ведь на даче осталась удочка, ведь жизнь не заканчивается одной парикмахерской, ведь где-то она всё-таки есть, и Петя её нашёл! Не зря его мать зовут Надеждой, ведь именно она повезла его в мечту, она показала ему новый чудесный мир.

Суть: о чём рассказ?

Главный герой – десятилетний мальчик Петя из бедной семьи. Его отдали в качестве ученика к парикмахеру Осипу Абрамовичу, где он выполнял тяжёлую работу. Парикмахер сердито глядит на ребёнка, шепча угрожающе: «Вот, погоди!». Значит, ребёнка ждёт наказание. Петя всё время хочет спать. Около глаз и под носом у него появились тонкие морщинки, а на голове нехорошие струпья. Он был худой и слабый. Мальчику казалось, что всё происходящее вокруг неправда, а лишь сон. Он был апатичен, но при этом его тянуло в другое место. Этим самым другим местом оказалась дача в Царицыно, где жили господа Петиной мамы.

Мама забирает ребёнка на дачу, в дом, где она работала у хозяев кухаркой. В поезде мальчику было удивительно и ново видеть за окном меняющиеся картины. Он никогда не был в деревне, поэтому, когда увидел полянки, леса и реку, всё это казалось ему странным, но интересным. Со временем Петя проникся новой жизнью. Он понял, что именно этого так просила его рвущаяся в неизвестность душа. Он подружился с мальчиком Митей, гимназистом, который помог ему освоиться в новом месте, вдвоём они играли и рыбачили. В нём проснулась детская игривость, пропали с лица морщинки, немного прибавился вес. Природа оживила ребёнка. Пробыв там некоторое время, он вдохнул свободу.

Но вдруг ему говорят, что пора возвращаться обратно. У Пети случилась истерика: он заплакал, упал и начал кататься по земле, но затем успокоился и покорно вернулся в город. По пути обратно мальчик уже не наблюдал за сменяющимися пейзажами за окном. Когда он оказался в парикмахерской, то вновь слышал крики Осипа Абрамовича, вздрагивал и бежал на его зов. Ночью он рассказывал Николке о том, что такое дача.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: