Гражданская война начала двадцатого века оставила неизгладимый след в нашей истории. Ей посвящено великое множество книг, стихотворений и песен. Трудно пройти мимо этой темы и остаться безучастным. Эта война расколола общество надвое, и даже по сей день мы можем ощущать её последствия. Никто не будет спорить, что самым значимым и знаменитым произведением русской литературы о Гражданской войне является роман М. А. Шолохова «Тихий Дон», разбор которого предлагает Вам Многомудрый Литрекон. Практически избавленный от идеологической ангажированности, он не может оставить равнодушным никого вне зависимости от убеждений и мировоззрения.
История создания
Уроженец станицы Вёшенской Шолохов лично мог наблюдать то, о чём написал в своём романе. Работу над произведением он начал в 1925 году, и уже в начале 1928 года первые части произведения были опубликованы в журнале «Октябрь». Несмотря на некоторое противодействие со стороны идеологов партии, посчитавших книгу недостаточно просоветской, уже к 1932 году роман был закончен и полностью опубликован. Судьба романа «Тихий Дон» была весьма драматичной, ведь в эпоху реакции, наступившую после революции и Гражданской войны, советская цензура затмила царские аналоги. Писателю пришлось лично побеседовать с Иосифом Сталиным, и эта встреча, а также заступничество Горького, помогли Шолохову защититься от нападок и издать книгу без купюр.
Практически сразу же возникла проблема авторства. Многие считали, что двадцатилетний Шолохов просто не мог создать столь выдающийся литературный памятник. Поползли слухи о плагиате. Высказывалось, и продолжает высказываться мнение, что Шолохов опубликовал исправленный дневник некоего белогвардейского офицера.
Так или иначе, сторонники теории плагиата ни тогда, ни сейчас не имеют никаких прямых доказательств, и авторство не вызывает вопросов у подавляющего числа читателей. Творчество Шолохова и дальше развивалось стремительно, хотя нельзя отрицать, что его дебют в серьезной литературе стал самым знаковым и известным его произведением.
Жанр, направление, композиция
«Тихий Дон» — это, несомненно, типичный представитель реалистического литературного направления. Автор стремится к созданию достоверной атмосферы, в которой персонажи соответствуют окружающему миру и гармонично развиваются в соответствии с происходящими вокруг событиями.
Жанр произведения — исторический роман. Шолохов старается как можно точнее изобразить в своём творении реальные исторический события, в которых принимают участие герои. В повествовании время от времени появляются исторические личности того периода, вроде Троцкого или Подтёлкова. Присутствуют названия реальных городов и боевых частей. Соблюдена география.
Композиция романа уникальна тем, что порой повествователь отрывается от героев, рассказывая нам о движении целых армий и государств, но потом всегда возвращается к повествованию от лица простого человека. Помимо конкретных действий героев и событий, книга наполнена психологизмом и философскими рассуждениями. Особое место в произведении занимает описание природы и её взаимодействие с душевным состоянием персонажей.
Смысл названия
Название романа «Тихий Дон» звучит весьма иронично, ведь по ходу почти всего повествования в этом краю бушует страшная братоубийственная война, уничтожающая всё вокруг.
Можно предположить, что автор откровенно иронизирует над своей малой родиной. Используя выражение, пользовавшееся популярностью у старых поколений казаков, Шолохов показывает крушение старого мира и постепенное исчезновение того самого «тихого», дореволюционного Дона. Подробнее об этом Вы можете узнать из краткого сочинения-рассуждения, которое посвящено раскрытию смысла заглавия «Тихого Дона».
Суть
Роман рассказывает нам о жизни простого донского казака — Григория Мелехова. На протяжении всего повествования этот персонаж проходит свой жизненный путь, постоянно меняясь.
Уже в первых главах романа герой сталкивается с противоречиями реальной жизни, будучи вынужденным выбирать между семьей и любовницей Аксиньей.
Далее жизнь кидает Григория сначала в мясорубку Первой мировой войны, а потом в горнило войны гражданской. Отличающийся стремлением к справедливости, главный герой мечется между «красными» и «белыми», но не может найти себя ни у тех, ни у других, становясь врагом для всех.
По ходу романа главный герой теряет дом, брата, жену, родителей, дочь и даже любовь всей своей жизни — Аксинью. Он вынужден скрываться и вести жизнь преступника. В конце концов, отчаявшийся и сломленный Мелехов сдаётся властям, чтобы в последний раз увидеть сына. Подробное и точное краткое содержание романа Вы найдете здесь.
Вариант 4
Действия романа Шолохова «Тихий Дон» развиваются во время гражданской войны. Исторические события тесно переплетены с историей жизни главного героя произведения Григория Мелехова, с судьбой его друзей и родных.
В самом начале повествования Григорий описывается молодым человеком, красивым, энергичным и жизнерадостным. Он заядлый рыбак и охотник, при этом прекрасно держится в седле, одним словом, настоящий казак. Григорий любит свою землю, он простой труженик и политическая сторона жизни его мало интересует. Печалит его только одно обстоятельство: он глубоко несчастен в браке. Родители настояли на его женитьбе на Наталье, которую он совсем не любит. Его настоящая любовь – Аксинья, отношения с которой, полные романтизма, развиваются на протяжении всего романа, но тут тоже всё сложно, ведь Аксинья — замужняя женщина.
Когда начинается война, Григорий отправляется в армию, тем самым сбегая от проблем в семье и своих запутанных мыслей и чувств.
Там его мировоззрение переворачивается с ног на голову. Он начинает сомневаться в своей преданности царской власти. Григорий выступает на стороне красных, а между тем, его старший брат оказывается по другую сторону баррикад, он воюет на стороне белых.
Наблюдая жестокие сцены, когда большевики расправляются с беззащитными пленными, он совсем перестает понимать, что происходит. Так он и мечется от одних к другим, то разделяя политику белых, то соглашаясь с красными. В конце концов он присоединяется к Буденному, воюя против поляков, тем самым пытаясь оправдать себя перед большевиками.
Устав от этих противоречий, от этой жестокой войны, где брат идёт на брата из своих идейных соображений, он решает сбежать на Кубань, вместе со своей возлюбленной Аксиньей, чтобы начать там жизнь заново. К слову сказать, между своей законной женой и любимой женщиной он тоже никак не может сделать выбор.
По дороге за ними начинается охота и Аксинья погибает на его глазах. Вся затея с побегом теряет смысл. Григорий возвращается в родной хутор на руках с маленьким сыном. В кого превратила эта война лихого казака? Она отняла у него веру, а вместе с ней людей, которые были ему дороги. Финал этой истории остаётся открытым и читателю остаётся только гадать, наладится ли жизнь Григория и его сынишки.
Главные герои и их характеристика
Система образов в романе невероятно многоранна и богата: в повествовании упоминаются более 700 героев. Поэтому здесь Многомудрый Литрекон перечислил только основных персонажей книги, но если Вам кого-то не хватило, напишите об этом в комментариях, и он пополнит список героев.
- Григорий Мелехов
— справедливый, умный и сильный донской казак. Правдоискатель, смельчак, но в душе стремится к мирной и простой жизни хлебороба. Мягкосердечный, но отважный и умелый воин. Являет собой живую демонстрацию разрушительной силы войны. По ходу повествования теряет всё самое дорогое, превращаясь в бледную тень самого себя. - Наталья Мелехова
— сильная и гордая, но робкая и слишком эмоциональная жена Григория по договорённости между родителями. Символ семьи в романе. Красивая девушка, верная жена и любящая мать. В первых главах романа одерживает победу над символом любви в романе — Аксиньей. Однако с началом гражданской войны семейные узы распадаются, и Григорий снова отдаляется от неё. Озлобившаяся Наталья делает аборт и мучительно умирает. - Аксинья Астахова
— находчивая, бойкая и волевая любовница Григория. Самая красивая женщина станицы. Претерпела изнасилование в детстве и несчастливый договорной брак с жестоким и мстительным Степаном Астаховым. Пытается заполнить внутреннюю пустоту любовью, страстной и разрушительной. Символ первобытной страсти. Искренне любит Григория. Погибает в конце романа на пороге своего счастья, в последний раз отправляясь за Мелеховым. - Ильинична
— терпеливая и мудрая мать Григория. Символизирует собой материнство. Сильная старая казачка. Несмотря на тяжёлую жизнь, сохранила в себе доброту и любовь к детям. Теряет почти всех своих детей и мужа. Перед смертью мечтала в последний раз увидеть сына, но так и не дождалась его. Подробнее об этом образе написано в эссе, посвященном судьбам казачек. - Дуня Мелехова
— упрямая и смелая сестра Григория. Влюблена в убийцу своего брата — красного казака Михаила Кошевого. В конце романа выходит за него замуж, что символизирует окончательную смерть дореволюционных порядков и победу нового мира. Подробнее о ее образе Многомудрый Литрекон написал в эссе, раскрывающем образы казачек в романе. - Пантелей Прокофьевич
— хозяйственный, но грубый и невежественный казак старой закалки. В мирное время предстаёт перед нами авторитарным лидером семьи Мелеховых. Символизирует консервативную часть казачества. Ярый противник советской власти. С началом войны теряет контроль над членами семьи. Деградирует, как личность, превращаясь в жадного мародёра, одержимого страхом потерять своё богатство. Бежит от красной армии и умирает от тифа вдали от дома. - Петр
— брат Григория, белый офицер, получивший награды не за риск и смелость на фронте, а за умение угодить начальнику. Он пошел в отца и тоже стремится нажиться на войне. Всегда действовал осторожно и умеренно, подстраивался к любой власти и весьма символично погиб от руки принципиального Кошевого. - Дарья
— жена Петра. Это один из немногих негативных женских образов среди казачек, добродетель и стойкость которых автор ставит очень высоко. Дарья — «баба порченная, с ленцой». Циничная и грубая женщина изменяла мужу, но после его смерти распоясалась окончательно и заболела сифилисом, которым был заражен офицер, гулявший с ней. Она убила себя сама, чтобы слухи по хутору не поползли. - Михаил Кошевой
— «красный» казак, который еще до войны стал большевиком и посещал кружок Штокмана. Это сильный и волевой человек, который твердо стоял на своей позиции и не сомневался в том, во что верил. Он предан партии и ее делу, его типаж отличен от того, которые распространен в среде казаков. Михаил не хочет наживать и копить, его предназначение — служба во благо общества. - Митька Коршунов
— брат Натальи, служил в белогвардейских карательных отрядах. Является антиподом Кошевого. Митька развращен с отрочества: он совратил дочь Мохова и даже приставал к родной сестре. Потом он воевал, а в гражданскую войну присоединился к движению казачества против большевиков. Он, жестокий и беспринципный, примкнул к отряду палачей и убивал мирных жителей. - Прохор Зыков
— верный ординарец Григория, который полюбил его как брата и следовал по пятам, куда бы он не пошел. Это антипод Григория: мягкий и трусоватый, ограниченный и лишенный амбиций, робкий и покорный, он сдается раньше Григория и находит свое место при советской власти, однако до конца с нежностью вспоминает о друге и даже плачет, жалея его. - Евгений Листницкий
— сын крупного помещика и военного. Офицер, доблестно служивший на фронте, честный, храбрый, но слабовольный и испорченный средой дворянин. Он до последнего стремится противостоять революции, но критически относится к руководству и тактике Белой Гвардии. Получив инвалидность, женится на вдове друга и хочет найти покой дома, но Ольга изменяет ему с генералом, чего он не может пережить, как и гибели той России, которую он любил. Заканчивает жизнь самоубийством.
Шолохов “Тихий Дон” сочинение
Михаил Шолохов написал замечательное произведение – роман “Тихий Дон”. О чем же он? О жизни простого донского казачества, о его быте, нравах и традициях, о любви и о войне. И неотъемлемой, важной частью романа являются женские образы. Необычайно яркие, разнообразные, жизненные и непохожие друг на друга. Они все производят сильное впечатление.
Самые выделяющиеся из них – образы простых крестьянок: Натальи и Аксиньи. И, не смотря на их простое происхождение и воспитание, это неповторимые личности. Они противопоставлены между собой из-за полной противоположности.
Между ними проходит ясная черта разграниченности, четко отделяя одну женщину от другой. Их можно сравнить с Луной и Солнцем. Одна – яркое пламя, бешеная игра чувств, неподвластный и бушующий огонь.
Такова Аксинья с безумной любовью, вечнойборьбой за нее и безграничной верой в лучшее будущее. Но совсем другая Наталья.
Как Луна – прекрасна и холодна, всегда уравновешена и разумна, ясной и чистой мудростью веет от нее.
Она не создана для борьбы, лишь для ожидания, для веры в милосердную судьбу, которая возможно даст ей счастье. Я бы сказала, что она даже несколько апатична Даже внешность этих двух женщин разительно отличается.
Яркая красота Аксиньи: черные волосы, глаза и брови, полное красивое тело. И спокойная, светлая красота Натальи: светлоокая, с русыми волосами, девически стройная. Лед и пламя – две совершенно разные женщины связаны любовью к одному человеку – Григорию Мелехову.
Слишком прекрасна и тускла для него Наталья в сравнении с Аксиньей.
Обратите внимание
Он навсегда пламенно и горячо полюбил ту, что живет чувствами, по зову сердца. Но может ли быть счастливой их судьба. Счастье, построенное на лишениях и муках, – это только самообман.
Нет, их недолгая радость совместной жизни краплена кровью, окрашена черным цветом чужого горя.
Потому что есть покинутый дом, семья, очаг, есть брошенный муж и есть Наталья, отброшенная и покинутая, как ненужная вещь, которая обожглась о любовь: безответную и обреченную, навсегда оставившую рубец на ее израненной душе.
Наталья выступает в романе в качестве святой мученицы. Как безгранична ее верность и привязанность, е стойкость и терпение.
Она хорошая жена и хозяйка: работящая, молчаливая и послушная. Но ее покорность раздражала Григория. Как отличается от нее своенравная и самостоятельная Аксинья. Наталья создана для семьи, Аксинья – для свободы.
Одна привязана к дому, другая – к любимому человеку. Я думаю, Аксинью можно оправдать, что она забрала мужа у Натальи – сердцу не прикажешь, это известно каждому.
Но как вынести брошенной жене этот позор, осмеяние окружающими и вдруг навалившееся ясное осознание невозвратимой потери?
Отсюда неудавшаяся попытка самоубийства, оставившая молодую и полную сил женщину калекой. Мне очень жаль Наталью, она не заслужила такой судьбы. И не мудрено, что она сломала уставшую от мук Наталью, такую жизнь не каждый в силах вынести.
Важно
Но Аксинья поражает своей силой характера и воли. Она ни за что не откажется от борьбы за свое счастье. И мне кажется, что Аксинья не решилась бы на самоубийство.
Всегда жизнерадостная, веселая и горячая, она любит и чувствует жизнь такой, какой бы она не была.
И мне больше по душе характер Аксиньи, чем Натальи – образ бойца, а не смиреной мученицы.
Но, как бы не были эти две женщины различны, есть в них несколько одинаковых черт: чувство материнства, образ хозяйки, хранительницы очага и семейного благополучия. И я считаю, что без них женщина неполноценна.
Темы
- Любовь
. Автор показывает, как иррациональная страсть приносит людям одни несчастья: «ненавидящей» любовью отравлен Степан, ревнивым и жадным влечением околдована Наталья, жалостью и лаской обманута Аксинья в доме Листницкого, да и сам сын пана становится жертвой игры страстей. В то же время с разрушением семьи и всех основ старого общества именно любовь может поддержать человека и спасти его от отчаяния: любовь к Григорию становится смыслом жизни загнанной в угол Аксиньи, а он связывает с ней все надежды на будущее. - Казачество
. Вырисовывая перед нами казачество во всём его противоречии, писатель думает о том, сможет ли это сословие пережить грядущую бурю. Ближе к концу он сам даёт ответ на этот вопрос. Казаки – неотъемлема часть старой царской России, и с её гибелью исчезают и казаки со своими традициями и бытом. - Поиск правды
. Григорий Мелехов пытался построить лучший мир, в котором не будет несправедливости и горя. Однако, будучи идеалистом, он отвергает путь кровавой междоусобицы. По его мнению, нельзя бороться за правду руками, измазанными в крови. В итоге Григорий становится чужим для всех сторон конфликта и увязает в крови по пояс. - Семья
. Семья, по мнению Шолохова — самая важная часть жизни человека. Большой трагедией для него становится распад семьи Мелеховых с началом гражданской войны. Два брата стоят по разные стороны конфликта; отец придерживается консервативной позиции, а дочь влюбляется в революционера; Григорий не может выбрать между двумя женщинами. Все эти противоречия разрушают семью. - Человек и природа.
В романе природа становится отражением души человека. Все герои связаны с окружающим миром. Так, автор всех своих героев сравнивает с растениями, природными явлениями и животными: Лиза и Володя Моховы росли «как кусты дикой волчьей ягоды», любовь Аксиньи «цвела придорожным дурнопьяном», волосы Петра были «пшеничного» цвета, Наталья была как месяц — «не холодит и не греет». В финале жизнь Григория писатель не единожды называет «волчьей». Сам герой тоже не скупится на сравнения и ассоциирует себя со зверем. - Быт
. С особой нежностью изображён быт простых людей, который способствует объединению людей и созданию гармонии. Казаки работали и любили свое дело. Так, когда Григорий нанялся в работники в Ягодное, он постарел, потолстел и стал ленивым, на себя не похожим, потому что тосковал по работе в поле. На войне он с тоской вспоминал о том, что не убран хлеб. Именно в этом он видел свое призвание. - Традиции и жизнь казаков.
Писатель описывает казачью жизнь, ка нечто жестокое и архаичное. В этой среде есть место инцестам, нравственному и физическому насилию над женщинами и детьми, пьянству, разврату, венерическим болезням, воровству, кровной вражды. Но в то же время он симпатизирует этим людям и отстаивает их право жить так, как завещали им их предки. Он понимает, что казаки не могут измениться в одночасье, это трудный и болезненный процесс, который смогут пройти не все. - Пейзаж
. Детальное описание донских степей погружает нас в атмосферу тех краёв и того времени. Зачастую пейзаж отображает внутренний мир героев или наоборот контрастирует с ним. Тема природы связана с темой любви. Так, Аксинья и Григорий сблизились во время бури, именно ей уподобляются их страстные отношения. - Труд
. Идеал человеческой жизни Шолохов видит в честном труде на своей земле. Именно к этому стремится главный герой. За трудовой народ выступают и большевики, которым явно симпатизирует автор.
Сочинение по роману «Тихий Дон» | Инфошкола
21 Сентябрь 2021 админ Главная страница » Сочинения
В русской литературе, да, пожалуй, и в мировой, существуют всего два произведения такого масштаба, где частное сливается с общим, конкретные картины жизни выдуманных персонажей переплетены с историческими событиями и лицами и существуют с ними на равных правах; где строго соблюдается принцип объективности в воссоздании действительности, где показан и философски осмыслен широкий срез эпохи, где общечеловеческий аспект преобладает над идейными убеждениями и пристрастиями писателя. Это «Война и мир» Л. Н. Толстого и «Тихий Дон» Шолохова.
Можно сказать, что в основе шолоховской эпопеи тоже заложена антитеза воины и мира. Нормальный, человеческий быт донских казаков противопоставлен античеловеческой сущности войны.
Особенно подчеркивается трагизм гражданской, братоубийственной войны.
Трагедия русского народа в эпоху страшного перелома показана через судьбы донских казаков, а более конкретно — через судьбу мелеховской семьи и жизненный путь Григория.
Действие четырех книг «Тихого Дона», состоящих из восьми частей, охватывает около десяти лет: с мая 1912 по март 1922 года. В романе более 600 персонажей, многие из которых погибают.
Повествование включает большое количество исторических документов, вставные эпизоды (например, исторический эпизод с официальным героем Кузьмой Крючковым и дневник убитого Тимофея), которые почти не связаны с основным действием и главными персонажами.
Название романа соответствует эпическому размаху произведения, символизирует течение жизни, величественность природы и мудрость ее законов. Однако есть в слове «тихий» и значительная доля горькой иронии.
Какая может быть тишина в эти трагические годы! В эпиграфах романа, взятых из старинных казачьих песен, дается народное восприятие образа «батюшки тихого Дона» , который «украшен молодыми вдовами», « цветен … сиротами», « наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами» .
Автор романа-эпопеи представляется как человек, беззаветно влюбленный в донскую землю, в культуру и быт казаков, прекрасно знающий традиции, диалект, песни и обряды казачества.
Он симпатизирует идеям казачьего самоуправления, не любит «иногородних », т. е.
Важно
не казаков, недолюбливает, как и его герои, интеллигенцию и дворянских офицеров, относится к труду землепашца как к празднику, поэтизируя картины полевых работ.
Шолохов изображает в романе казачество — элитное военно-земледельческое сословие, которое формировалось по аналогии с дворянством. Его герои — люди свободолюбивые, гордые, тонко чувствующие природу, имеющие свой колоритный язык.
Их нравственные устои и жизненный уклад характеризуются сочетанием двух взаимоисключающих начал: крепкой традиции и внутренней свободы, формального христианства и природного язычества.
Это сказывается в их характерах, в устройстве семьи, в отношении к жизни. Несколько столетий казачество сохраняло в неизменности свои традиции, которые и1’l»еют глубокие корни в русской народной культуре, давно утраченной.
Получается, что именно этот глубоко индивидуальный, яркий, колоритный народ выражает трагедию всего русского народа, как и образ непохожего на других, «горбоносого, диковато-красивого» казака с турецкой кровью, Григория Мелехова, отражает судьбу донского казачества.
Однако при всей любви к казакам Шолохов далеко не идеализирует их, показывая их жестокость (расправа с турчанкой, бабкой Григория, которую заподозрили в колдовстве, предыстория Аксиньи, побои, которые она терпит от мужа и т. д.), зависть и злорадство, невежество, кичливость званием казака, которая приводит к жестоким дракам с «иногородними».
Близкие к природе, вольные, свободолюбивые люди часто живут страстями, не укрощенными интеллектом или духом. Шолохов много раз подчеркивает звериные черты в казаках, особенно в юном Григории частенько просматривается нечто «ввероватое».
Однако есть в них и природная чуткость, и сострадание, особенно тонкое восприятие животного мира, они жили в относительной гармонии с природой, пока ее не разрушила война.
Совет
Им было за что воевать, что отстаивать, поэтому именно казаки были самыми непримиримыми врагами советской власти, которая уничтожала основы их бытия. «Земля кликала к себе, звала неустанно день и ночь, а тут надо было воевать, гибнуть на чужих хуторах»,- часто повторяет автор.
Война нарушила равновесие, разрушила единство народа, пробудив звериные инстинкты и чудовищную жестокость, причем даже в женщинах, призванных созидать, а не разрушать. Сцены убийств у Шолохова порой болезненно натуралистичны: Дарья убивает кума Котлярова, Митька Коршунов вырезает всю семью Кошевого, а Кошевой, в свою очередь, убивает древнего деда Гришяку и жжет дома своих врагов.
Автор поднимается над идейными пристрастиями и создает объективную картину самоуничтожения и насильственного истребления казачьего народа, его быта, его будущего.
Войне он противопоставляет любовь к земле, к родным, проверенную испытанием и временем любовь к женщине, символизирующую неистребимую силу жизни. В этом заключается глубокий гуманный смысл роман
Источник: https://info-shkola.ru/sochinenie-po-romanu-tixij-don/
Проблематика
- Война
. Шолохов осуждает войну, которая заставляет людей убивать друг друга. Несёт лишь разрушения и озлобление. Ломает судьбы и оскверняет человеческие души. Проблема войны в произведении подробнее раскрыта в этом эссе. - Социальная несправедливость
. Писатель не идеализирует дореволюционную жизнь, изобличая несправедливости старого строя. Главными мишенями становятся помещичье дворянство и офицерство. Именно из-за этих жадных и порочных людей начинается и затягивается гражданская война. Их равнодушие к судьбе народа особенно сильно проявляется в сцене посещения госпиталя, когда георгиевский кавалер Григорий видит скучающую и безразличную «особу императорской фамилии», которая с надменным видом раздает бойцам иконки как милостыню. - Женская доля
. Шолохов показывает женскую жизнь как череду страданий и лишений. Символом и олицетворением женских страданий становится Василиса Ильинична. Эта казачка состарилась и подурнела раньше времени из-за побоев и грубости мужа-пьяницы. Она бесхитростно рассказывает невестке, как неделями лежала и не могла подняться, скованная ушибами и ранами от супруга, который позволял себе гулять и не ночевать дома. Лишь любовь к детям способна сгладить мучения женщины, которые лишь усиливаются с началом исторических катаклизмов. - Революция
. Принимая необходимость революции, Шолохов не может смириться с кровопролитием, лишениями и страданиями, которые приходят вслед за ней. В этом он винит не только представителей правящего класса, которые не смогли смириться со своим низвержением, но и обычных людей, которые затягивали войну из-за своего эгоизма. Нежелание работать на общее благо и выйти за рамки своих национальных предрассудков побудило казаков бунтовать против перемен.
Война в произведении “Тихий Дон”
За любовной линией сюжета романа Шолохова встает гражданская война. Она влетает в жизнь людей пулей, забирает их и нарушает привычный уклад. Война в произведении «Тихий Дон» жестока своей реальностью и правдивостью.
Арена битв
Исторические события стали основным повествованием второго тома. Россия пыталась выйти из невзгод и разрушений Первой Мировой войны. Она еще не пережила всех тягот, как началась гражданская война. События военных лет описываются автором детально. Шолохов не боится описывать мелкие сцены, которые не имели значения для решения войны, но давали понимание происходящего.
Фронт растянулся по огромной территории. Непонятно где проходят битвы. Генералы стоят над картами военных действий, разрабатывают операции, а люди воюют по своим законам. Их битва идет там, где они. Генеральские планы остаются на бумаге. Автор так подробно описывает войну, что читателю кажется: он принимал участие в этих битвах, видел все своими глазами.
Военные эпизоды иногда не связаны друг с другом, но их суть пронзительно проникает в душу читателя, делает его очевидцем прошедших событий.
Казаки покидают родные станицы, идут навстречу врагу, не боясь страшной смерти. В душе много сомнений, непонимание, за что воюет народ. Гибнет цвет казачества в ужасе, «во вшах».
Подвиг
Классик показывает военные баталии с позиции участника, чувств, возникающих внутри. Война идет вокруг, а сказывается на психологическом состоянии человека. Интересна позиция автора, дающего новое восприятие подвигов. В обычном понимании, подвиг – это героическое действие, совершаемое ради людей, в сложных, часто опасных, условиях. Подвиг – доблесть, отвага, синонимичные понятия. В романе подвиг не носит такого характера. Воины бегут в разные стороны от звуков орудия, на поле боя солдаты калечат себя и друг друга. Штыки становятся предметом, ведущим к уродству. Битвы без побед и поражений становятся подвигами. Доблестью гордятся люди, нравственно искалеченные войной, убивающие себе подобных. Этим они совершают подвиг. Общечеловеческие ценности уходят в сторону. На их место встают сиюминутные политические авантюры, стремление быстро поднять по военной карьере, приукрасить свое поведение, объяснять убийства благими порывами.
Эпитеты войне
Описание войны в «Тихий Дон» не сравнимо с обычным. Слова, которые выбирает автор для описания военных действий, не придают красоты и величия. «Мертвоглазые», умирающие под «артиллерийскую панихиду», люди истлевают на всех фронтах. Простой казак боится бойни. Природа предупреждает об ужасах предстоящих событий. Сыч ревет на колокольне, стонет над могилами. Ночная птица переселяется на кладбище, кричит оттуда, тревожа набожных людей. Фронт – смертельный жгут, пережимающий страну на части.
В душах людей на войне пустота, как в колодце без воды. Чернота поселяется внутри мужчин и женщин. Казачество не понимает ни белых, ни красных. Их тянет к степи, к земле, к Дону, но путь домой закрыт. Изображение картин мирной жизни противоположно военным действиям.
Трагизм войны
Классик пытается донести до читателя важную мысль: война вносит в жизнь человека трагедию. Человек появился на земле совсем с другой целью, он не должен строить свою судьбу на гибели других. Ничто не становится утешением на войне. Григория Мелехова не успокаивает и не отвлекает то, что в обычной жизни имело смысл: «водка ли, баба ли». Казачество стремится сохранить детей, сестер, жен и матерей. Поэтому автор не лишает главного героя всего, он оставляет ему сына. Умирающая Наталья просит детей передать отцу просьбу: пусть он жалеет их. Примирение разных сторон одной битвы в умении увидеть будущее. Роман отображает всю жестокость, которая стоит за страшным словом.
Тема войны – основная в романе. Война мешает людям любить, рожать, трудиться. Написать сочинение «Война в произведении «Тихий Дон» сложно. Проблемы, поднимаемые автором, имеют психологическую и историческую основу. Материал станет помощником в обосновании своего мнения по теме.
Основная идея
Писатель показывает, какие несчастья обрушивает на людей война. По его мнению, все они стремятся к миру, но война озлобляет их, превращая в ожесточенных зверей, рвущих друг друга на куски. Но в то же время писатель говорит о необратимости исторических процессов. Он приходит к выводу, что, как бы это ни было печально, старый мир должен погибнуть, чтобы дать дорогу чему-то новому. В этом и заключается смысл романа «Тихий Дон».
Но все же главная мысль произведения — это утверждение идеалов гуманизма и справедливости, которые искал Григорий Мелехов на войне. Однако его ошибка заключалась в том, что борьба — не то место и время, когда стоит отыскивать идеалы. Они ждали его в мирной жизни, от которой он отгородил себя сам.
Рассуждение
Главная роль в романе, отведена Григорию Мелехову. Молодой казак, испытывающий симпатию к своей замужней соседке (её звали Аксинья) и симпатия эта обоюдна. Пока муж Ксюши находился на военных сборах и Григория и Аксиньи закрутился роман, о котором узнал её муж.
После скандала на хуторе, отец Гриши насильно женит своего сына на одной хуторной красавице, дочке своего знакомого, Наталье, но сердце Григория отдано Аксиньи, Забегая вперёд, скажу, что несмотря на то что Григорий полюбил свою жену, он никогда не забывал о Ксюше, и был с ней до самого конца.
Позже Григория призывают на войну, туда он идёт весёлым, легкомысленным парнем, даже не представляя, как изменится концу военных действий. Более того, он даже не догадывается, что война продлится так долго, и что она станет значимой частью его жизни. Человек может изменить ход войны, так же как и война может изменить человека, в конце, уже не узнать того юного Григория Мелехова, он стал мужчиной, с суровым взглядом и сединой.
Из-за долгой продолжительности войны, многие казаки (и не только), бросают фронт, офицерам стреляют в спины, тогда то и появляются лозунги «власть рабочим». Появляются «красные», которые начинают войну против правительства, к ним то и присоединился Григорий. В оппозицию к «красным» приходят «белые». Сначала Григорий загорается идеей коммунизма, но вскоре понимает, что он не хочет никакой войны, а хочет спокойно жить, пахать землю,рыбачить, пасти коров. Казаки уходят к себе домой, и выясняется, что их земля, имущество, которое многие копили десятками лет, теперь общее, и должно делиться поровну.
Григорий так и не нашёл своего места, и метался от большевиков, к меньшевикам, и обратно.
За всё время войны, у Григория родилось трое детей, девочка, от Ксюши, и девочка с мальчиком, от Наташи. Но обе дочки умерли. Так же как и отец, и мать, так же как его брат со своей женой, Наташа, Аксинья… За годы войны, он лишился всей своей семьи, кроме сына и сестры. Он лишился своей молодости, получив взамен седину и множество ранений.
В войне не бывает выигравших — только проигравшие. (Артур Невилл Чемберлен (с))
🗹