- Сочинения
- Литература
- Островский
/
/
События драмы А.Н. Островского «Гроза» (1959 г.) разворачиваются на фоне жизни города Калинова. На географической карте его нет. Это обобщённый образ поволжского патриархального городишки 19 века. В нём проходит жизнь мещан, купцов, служащих присутственных мест, неимущих бедняков.
Главная героиня Катерина чувствует себя в Калинове и в доме Кабановых будто в клетке. Это объясняется и устройством быта горожан, и сложившимися моральными устоями.
Жизнь людей в Калинове течёт за высокими заборами в прочно сколоченных теремах. Калиновцы отгораживаются от окружающей жизни, чтобы никто не видел, как убого и бездарно проходит их время. На ночь спускают собак от воров и разбойников.
По словам Кулигина, механика-самоучки, духовное существование в купеческих домах скудное и дикое. Обитателям города чуждо проявление добрых чувств. Они тиранят друг друга: старшие держат в узде молодёжь. Отношения между поколениями замешаны на злобе, ненависти и слезах беззащитных членов семейств.
Изо дня в день жизнь горожан строится вокруг главного вопроса – обогащения. Зажиточные калиновцы богатеют, вышибая копейку у бедняков и подрывая дела у конкурентов. Например, у купца Дикого в порядке вещей прогнать работника, не заплатив ему за труд. Он даже бахвалится этим как умением наращивать капитал.
Слов «милосердие», «пожертвование», «благое дело» нет в употреблении у богатых горожан. В этом городе жизнь остановилась. В нём нет источников ни духовного, ни технического развития.
Достижениям прогресса не пробиться сквозь закостеневшие взгляды людей на мир. Механик Кулигин – исключительная личность в городе. Он не может убедить земляков ни в необходимости установки громоотвода, ни в общей пользе городских часов. Хозяевам города жаль денег на всё, что не принесёт им быстрой прибыли.
Представления о железной дороге они получают из слов бестолковой невежественной странницы Феклуши, пугающей их паровозом как огнедышащим адским чудовищем.
Ощущению безнадёжного застоя в головах и жизни обитателей городка противопоставлено чувство свежести природного пейзажа. В эпизоде вечерней прогулки передана прелесть речной прохлады, запаха трав. Это отрадный момент в пьесе. Но передан он опять-таки через восприятие Кулигина.
Земляки же его будто и не замечают красоты природы. Они выходят на вечерний бульвар только для того, чтобы показать себя, похвастать нарядами и послушать сплетни. А затем опять закрыться за заборами на замки и засовы и поедом есть своих близких и перемывать кости знакомым.
Всё молодое, живое стремится бежать из Калинова, как это сделали Варвара Кабанова с Кудряшом. Трагически ушла из отупляющей, дикой калиновской действительности и главная героиня Катерина, бросившаяся в Волгу.
Следовательно, образ города Калинова и его обитателей в пьесе «Гроза» усиливает критическую направленность произведения против бездуховности и невежественности мещанско-купеческого сословия русского общества середины 19 века.
Сочинение 2
В пьесе «Гроза» автор описывает жизнь довольно странных людей, с разноречивым характером, живущих в провинциальном городе Калинов, где-то на берегу Волги. Страх жителей тёмного города, открыть для себя, что то новое, застопорила их на одном месте. Местное население настолько отчуждено от реальности, что не могут представить, какая есть жизнь за приделами их городка.
Над местным населением главенствуют два князька. Купец Дикой, Совел Прокофьевич и купчиха Марфа Кабанова по прозвищу (Кабаниха). Два жадных, деспотичных, самодура, у которых единственная цель в жизни обогащение.
Один из местных предводителей тёмного царства, Совел Прокопьевич Дикой жадный, трусливый человек, постоянно унижающий людей. Свою неистовую ненависть он выплёскивает не только на горожан, но и на своих близких. Его странная фамилия говорит сама за себя.
Описанная автором, купчиха Кабаниха, имеет двух взрослых детей, Варвару и Тихона. Вполне самостоятельных, людей, но не имеющих собственного мнение в этой семье, они живут в каком-то отдаленном от реальности своем мире. Достойный наибольшего внимания персонаж, это Катерина, жена Тихона.
Катерина выросшая, светлым, добрым человеком, не зная оскорблений и печали в родительской семье, выходит замуж, не по любви. Прожив некоторое время в браке, встречает Бориса, племянника купца Дикого, и влюбляется.
Роль, отведённая Борису в пьесе, довольно неоднозначная. Его страх перед дядей и, в тоже время желание получить законное наследство, заставляют его расстаться с Катериной и уехать в Москву.
Чрезмерная набожность Катерины ни как не даёт покоя, нахождение в постоянном смятение, предстоящим выбором, между верностью к мужу и любви к Борису. В какой- то степени, отъезд мужа, повлиял на опрометчивый шаг, измену. Катерина не в силах больше врать всё рассказывает Тихону.
Нахождение под постоянным гнётом свекрови, нежелание понимать эту серую жизнь Калинова, отказ Бориса забрать Катерину с собой, всё это направляет несчастную девушку в бездну событий. Она решается на самоубийство.
После всех происходящих событий в городе, все-таки грянула, гроза и люди начинают понимать. Старый, деспотичный строй рушится, и на его место приходит более светлая жизнь. Так что гибель Катерины в какой-то степени повлияла на перемены в городе Калинов.
Другие темы: <- Характеристика города Калинова от лица Кулигина? ОстровскийХарактеристика Варвары в пьесе Гроза ->
`
Сочинение: Город Калинов и его обитатели (по драме Островского «Гроза»)
После первой же пьесы А. Н. Островского стали называть Колумбом Замоскворечья, но это было лишь начало. Он открыл для зрителей и читателей не только Замоскворечье, но со всеми подробностями быта, нравов, истории показал всю Россию. Действие его пьес происходило то в языческие времена в царстве Берендея, то в смутное время в Москве, а то переносилось во вторую половину XIX века в уездный городишко Калинов.
Пьесу «Гроза» Островский написал после путешествия по Волге, где ему открылся новый, невиданный мир русской жизни, что дало основание критикам сказать: «Грозу» не Островский написал… «Грозу» Волга написала».
Воображение автора переносит нас в небольшой приволжский городок Калинов, с купеческими лабазами, старинной полуразрушенной церковью и многими новыми, с садом над рекой и необъятными просторами вдали. Тихая, медленная, сонная жизнь. Но это лишь на первый взгляд. За высокими заборами и глухо запертыми воротами идет своя жизнь. Семья — дело тайное. Но от этих тайн одним весело, а другие волком воют. Сильные тиранят слабых, едят поедом, а в мещанстве ничего нет, «кроме грубости да бедности нагольной», чиновничество кляузничает да судится. Жестокие нравы в городе Калинове, жестокие. И хозяева жизни известны: Дикие да Кабановы.
Савлу Прокофьевичу Дикому «везде место», до всего есть дело, потому что он хозяин, потому что богат, а богатство свое по копейке складывает. Копейки — пустяк, а из них тысячи составляются. Поэтому так не любит Дикой деньги отдавать и причины выискивает, чтобы деньги в руках остались, а уж если и отдаст, все одно обругает. Так поступает он с племянником Борисом, задерживая под разными предлогами наследство. Словно с цепи срываясь, ругает Кулигина, попросившего денег на благоустройство города. Не ругает он только тех, кто может дать ему отпор, зато потом свой гнев на домашних выместит, совсем их загонял. Поэтому жена его и умоляет всех: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!»
Другой представляется Кабаниха: блюстительницей старины, семейных устоев, веры. Но благочестие ее лишь маска. Под ней — властная хозяйка, привыкшая к беспрекословному подчинению, ханжа. Она мягко стелет, да жестко спать. Своими тихими попреками она измучила всю семью: сын Тихон лишен воли и самостоятельности, дочь Варвара вынуждена лгать, а невестка ничем угодить не может. И все это прикрыто рассуждениями о «прелестях» домостроя и грехах тяжких.
Вот от таких-то людей, без ума и сердца, от «темного царства» Диких и Кабановых, от их самодурства глохнет и чахнет человеческое в человеке.
Тихон Кабанов — человек по натуре незлобивый, добрый, но безвольный. Он боится матери, не перечит ей в делах, даже семейная жизнь его идет по материнской указке. Надо жену поучить — поучит, а прикажут — побьет, хоть и не в его это характере. Зато вдали от материнского ока он проявляет «самостоятельность» — пьет и гуляет без меры.
Варвара, сестра Тихона, иная. Она смелее брата, но действует не открыто, а исподтишка, обманом и хитростью. Она давно раскусила ханжество матери и не желает подчиняться ей, но и протестовать не хочет, а когда терпеть невмочь, бежит из дома с Кудряшом.
Кудряш ей под стать. Он силен, свободолюбив, «рабствовать» не умеет, может за себя постоять. Но методы его примитивны: постращать хорошенько, поругаться, «уважить» по-своему. Работая на Дикого, Кудряш, видимо, и себя не забывает.
Из жителей города выделяется только Кулигин, механик-самоучка. Он любознателен, умен, все занимает его: природа, наука, городские нравы. Он старается понять не только природу, но и объяснить причины социальной несправедливости. Его наблюдения над жизнью мудры, хоть и не способствуют ее исправлению. Он не находит ничего лучше, чем призывать к терпению и покорности.
Странен в городской среде и Борис, племянник Дикого. Его жизнь здесь напоминает ссылку, да и по сути своей таковой является. Отец Бориса, женившись на «благородной», отделяется от купечества, и дети его воспитаны и образованы по-другому. Попадая в чужой ему мир, Борис не чувствует себя свободным. Он зависит от произвола дяди, терпит его откровенные издевательства из-за наследства, не пытаясь изменить свою судьбу. Даже любовь не всколыхнула его, он не способен к сопротивлению, а продолжает плыть по воле волн.
Не такова Катерина. Это сильная, цельная, но в то же время поэтическая натура. Недаром так часто она говорит о птицах, завидует их полету. У нее легкая, летящая, свободная душа, не привыкшая к подчинению. Она не прощает обид, как в детстве, когда не побоялась уйти из дома от несправедливости. «Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!» — говорит она Варваре. Катерина не умеет лгать и притворяться, поэтому кается принародно перед мужем и свекровью в преступной, с точки зрения «темного царства», любви. Но для себя она не преступница. Любовь для нее — воля, настоящая жизнь. Ей нужен свет, простор, во имя него она готова на все, а когда свет гаснет, гаснет и желание жить. Вернуться домой — что лечь в могилу. И Катерина не идет на компромисс, она предпочитает смерть физическую смерти духовной.
Гибель Катерины всколыхнула затхлое болото «темного царства» города. В тех, кто никогда на это не был способен, зажглись искры протеста. Бессловесный Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин высказался открыто. Наконец-то город Калинов и его обитатели начали понимать, что так жить, как они жили, нельзя. Но для этого им нужен был свой луч света.
Источник: 100 сочинений для школьников и абитуриентов. М.: КЕЛВОРИ ЛТД, 1996
Популярные сочинения
- Основной конфликт пьесы Гроза сочинение
Порой часто можно встретить конфликт в произведениях русских классиков, буквально все их работы держатся на единой концепции конфликта. То же самое можно увидеть и в пьесе Александра Николаевича Островского - Сочинение Примеры памяти из литературы
Воспоминания – это окно в прошлое, и через это окно можно размышлять о принятых ими решениях и о будущем, которое ждет впереди. Тема памяти остро поднимается в пьесе Артура - Учитель моей мечты — сочинение рассуждение
Учитель мой мечты – строгий, но справедливый. За провинность он наказывает, но за успехи не жалеет добрых слов. Учитель мечты раскрывает во мне способности к предмету, о которых я не подозреваю
Примечания
1 Здесь и ниже произведения Островского цит. по изд.: ОстровскийА.Н. Полн. собр. соч.: В 16т. М., 1949–1953. Римскими цифрами указывается том, арабскими — страница. 2 Лебедев Ю.В. Русская литература ХIХ века. 10-й класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., 2000. Ч.2. С.37. 3 Дудышкин С.С. Две народные драмы // Драма А.Н.Островского «Гроза» в русской критике. Л., 1990. С.69. 4 Журавлёва А.И. А.Н. Островский —комедиограф. М., 1981. С.189. 5 См.: Литягин А.А., Тарабукина А.В. К вопросу о центре России (топографические представления жителей Старой Руссы) // Русская провинция: миф — текст — реальность. М.–СПб., 2000. С.334–347; АбашевВ. Пермь как центр мира // Абашев В. Пермь как текст. Пермь, 2000. С.102–115. 6 Цит. по: Ревякин А.И. «Гроза» А.Н. Островского. М., 1962. С.214. 7 Журавлёва А.И. Указ. соч. С.193. 8 Мельников-Печерский П.И. «Гроза». Драма в пяти действиях А.Н.Островского // Драма А.Н. Островского «Гроза» в русской критике. С.99. 9 Там же. С.100. 10 Сумбатов-Южин А.И. Романтизм и Островский // Там же. С.301.
Апологеты «темного царства»
Очевидно, что вовсе не самостоятельным является образ «затерянного» города в драме Островского «Гроза». Самым богатым горожанином выступает купец Дикой Савел Прокофьич. Это типаж неразборчивого в средствах человека, привыкшего унижать простых людей, недоплачивать им за работу. Так, в частности, сам он рассказывает об эпизоде, когда к нему с просьбой одолжить деньги обращается мужичок. Савел Прокофьич сам не может объяснить, почему тогда он пришел в бешенство: обругал, а затем едва не пришиб несчастного…
Он также является настоящим тираном для своей родни. Его супруга ежедневно умоляет посетителей не злить купца. Его домашнее буйство заставляет домашних прятаться от этого самодура по кладовкам да чердакам.
Отрицательные образы в драме «Гроза» дополняет также богатая вдова купца Кабанова — Марфа Игнатьевна. Она, в отличие от Дикого, «ест поедом» своих домашних. Причем Кабаниха (таково ее уличное прозвище) старается полностью подчинить своей воле домочадцев. Ее сын Тихон полностью лишен самостоятельности, представляет собой жалкое подобие мужчины. Дочь Варвара же «не сломалась», однако изменилась внутренне кардинально. Ее принципами жизни стали обман и скрытность. «Чтобы все было шито-крыто», — как сама утверждает Варенька.
Невестку же Катерину Кабаниха доводит до суицида, вымогая соблюдения надуманного старозаветного порядка: кланяться входящему мужу, «выть на людях», провожая супруга. Критик Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» пишет об этом издевательстве так: «Грызет долго и неотступно».
Калинов как царство несчастных людей
Образ «затерянного» города в драме Островского «Гроза» действительно был подобен сказочному «темному царству». В нем жило очень мало по-настоящему счастливых людей. Если простые люди беспросветно работали, оставляя на сон всего часа три в сутки, то работодатели пытались закабалить их еще в большей степени, чтобы еще более обогатиться на труде несчастных.
Зажиточные же горожане — купцы — отгородились от сограждан высоченными заборами и воротами. Однако, по словам того же купца Дикого, нет за этими запорами счастья, ибо отгородились «не от воров», а чтобы не было видно, как «богатые… поедом едят домашних». А еще они за этими заборами «грабят родственников, племянников…». Избивают домашних так, что те «пикнуть не смеют».
Усредненный образ провинциального города
Не только лишь со столицей ассоциировался образ «затерянного» города в драме Островского «Гроза». Автор, работая над материалом для своей пьесы, целенаправленно посещал целый ряд населенных пунктов России, создавая типовые, собирательные образы: Кострому, Тверь, Ярославль, Кинешму, Калязин. Таким образом, городской житель увидел со сцены широкую картину жизни средней полосы России. В Калинове российский горожанин узнавал мир, в котором он жил. Это походило на откровение, которое нужно было увидеть, осознать…
Было бы несправедливым не отметить, что Александр Островский украсил свое произведение одним из самых замечательных женских образов в русской классической литературе. Прототипом для создания образа Катерины для автора послужила актриса Косицкая Любовь Павловна. Ее типаж, манеру говорить, реплики Островский просто вставил в сюжет.
Не оригинален был и выбранный героиней радикальный протест против «темного царства» — суицид. Ведь не было недостатка в историях, когда в купеческой среде человека «живьем съедали» за «высокими заборами» (выражения взяты из рассказа Савела Прокофьича городничему). Сообщения о подобных самоубийствах периодически появлялись в современной Островскому прессе.
Свежий взгляд на российскую действительность
Явным новаторством стал продемонстрированный зрителю образ в драме Островского «Гроза». Драматург, родившийся в купеческом московском районе, досконально знал мир, презентованный им зрителю, населенный мещанами и купцами. Самодурство купцов и нищета мещан достигли совершенно уродливых форм, чему, конечно же, способствовало пресловутое крепостное право.
Реалистичная, словно списанная с жизни, постановка (вначале — в Петербурге) дала возможность закопавшимся в будничных делах людям вдруг со стороны увидеть мир, в котором они живут. Не секрет — беспощадно-уродливый. Беспросветный. Действительно — «темное царство». Увиденное было потрясением для людей.
🗹