- Анализ стихов
- Лермонтов
- Из-под таинственной, холодной полумаски
Ранняя любовная лирика М. Ю. Лермонтова наполнена ощущением трагизма из-за невозможности счастливых отношений. Пылкие строки автора, обращённые к возлюбленной, часто носят обвинительный характер. Лишь в некоторых лирических произведениях герой спокоен и полон нежности по отношению к любимой. Именно таким является стихотворение позднего периода творчества поэта – «Из-под таинственной холодной полумаски…».
Критики склонны считать, что это обращение к Варваре Лопухиной, которой М. Ю. Лермонтов симпатизировал в последние годы жизни. Сложно подтвердить или опровергнуть это предположение, но можно точно сказать, что стихотворение посвящено прекрасной незнакомке, с которой лирический герой столкнулся на балу. Скорее всего, девушка состоит в браке, так как не отвечает своему поклоннику и скрывает лицо за маской.
Учитывая, что образ маски часто связан у поэта с фальшью и лицемерием светского общества, трудно не удивиться, ведь здесь он приобретает иное значение: влюблённые вынуждены скрывать взаимную симпатию согласно этикету того времени. Но даже немногие признаки внимания со стороны девушки делают героя невероятно счастливым, о чём свидетельствуют риторические восклицания: «Счастливец! Видел я и локон своевольный, / Родных кудрей покинувший волну!».
Лирический герой очарован таинственной красавицей. Об этом говорят эпитеты «пленительные глазки», «лукавые уста», «живые речи». На балу он не смог разглядеть все детали портрета девушки, поэтому в душе юноши живёт лишь прелестный плод воображения, «бесплотное виденье», элементы которого дополнены фантазией.
Герой живёт лишь этой случайной встречей, которая, как ему кажется, произошла уже давным-давно. Это позволяет надеяться на то, что когда-то в будущем герои вновь увидятся, «как старые друзья». А пока молодой человек бережёт драгоценные воспоминания о произошедшем: «Ношу в душе моей, ласкаю и люблю».
Несмотря на элегический тон стихотворения, оно звучит жизнеутверждающе. Хочется верить, что неожиданно вспыхнувшие чувства обоих не исчезнут по окончании бала, что произойдёт ещё одна судьбоносная встреча, которая позволит им объясниться.
Среди пёстрой толпы, которую поэт обычно считал собранием «приличьем стянутых масок», столкновение с возлюбленной становится настоящим чудом. Именно поэтому для автора так важно запечатлеть этот момент в душе.
История создания
Осенью 1831 года Лермонтов познакомился с младшей сестрой одного из своих друзей – Варварой Лопухиной. Он был очарован естественной красотой девушки, не успевшей подвергнуться влиянию модных столичных тенденций. Пылкая натура Варвары и ее увлечение поэзией покорили сердце молодого Лермонтова.
В скором времени Михаилу Юрьевичу пришлось переехать в Петербург, что помешало развитию отношений с Варварой. Молодой человек обзавелся новыми знакомыми и лишь изредка вспоминал о девушке.
Три года спустя родители Лопухиной настояли на браке с богатым, но немолодым помещиком. Эта новость стала тяжелым ударом для поэта. Он воспринял ее как измену, и до конца жизни нес эту боль в сердце. Лермонтов встречался с ней на светских мероприятиях, но по обычаям тех времен, не имел права завести разговор с замужней женщиной. Чувства поэта после одной из встреч отображены в стихотворении.
Тема
В стихотворении раскрывается тема любви. Оно существенно отличается от ранних любовных произведений поэта. Если во времена любви к Е. Сушковой Михаил Юрьевич выражал свои чувства пылкими строками, то в анализируемом произведении любовь спокойная, умеренная.
В центре стихов два образа – лирический герой и незнакомка в маске. Мужчина вспоминает, как когда-то заслушался приятным голосом женщины. Лицо красавицы пряталось под маской, но даже она не могла скрыть красоту героини. Поклонник замечает пленительные глаза и «лукавые уста», «девственные ланиты» и белую шею. Настоящим счастливцем чувствует себя лирический герой, когда видит локон, выбившийся из прически. Эта художественная деталь создана в романтическом ключе.
Прекрасная женщина в маске стала для лирического героя эталоном красоты. Ее образ поселился в душе мужчины. Герой признается, что любит и ласкает этот образ. Нетрудно догадаться, что влюбленный герой не имеет возможности проявить свои чувства в жизни. В последнем катрене мужчина выражает надежду, что когда-то сможет еще раз встретиться с красавицей. Он знает, что надеяться на любовные отношения тщетно, поэтому говорит, что увидятся они «как старые друзья».
Жанр
Восторженные описания женской красоты и обилие средств художественной выразительности позволяют заключить, что жанр стихотворения – элегия. В произведении чувствуются грустные ноты, передающие тоску автора по возлюбленной.
Написано произведение шестистопным ямбом, придающим строкам произведения музыкальное звучание.
Читайте по теме: Здесь можно посмотреть анализ других стихотворения для 5 класса, в т.ч. история создания, тема, композиция, жанр, средства выразительности.
Анализ стихотворения «Из-под таинственной, холодной полумаски» Лермонтова
Последним любовным увлечением в жизни Лермонтова стала В. Лопухина, уже состоявшая в браке. Поэту давно наскучило шумное человеческое общество, он предпочитал оставаться в одиночестве. Но ради возлюбленной последнюю зиму 1841 г. перед отъездом на Кавказ он проводит на светских балах. Это дает ему возможность постоянно встречаться с Лопухиной. Правда, эти встречи обычно проходили в молчании, так как согласно правилам хорошего тона женам было запрещено общаться с неизвестными мужчинами. Под впечатлением от одной из таких встреч Лермонтов написал стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумаски…» (1841 г.).
Бал-маскарад, являвшийся самым популярным светским развлечением, подробно описан в различных произведениях русских поэтов и писателей. Лермонтов в своем творчестве также неоднократно обращался к этой теме. Особую пикантность такому балу придавали маски, которые скрывали истинное лицо человека. Случайно оброненное слово, жест, улыбка становились источниками догадок и слухов. Нередко незначительное происшествие на маскараде приводило к скандалам и даже дуэлям.
«Холодная полумаска» не может скрыть от влюбленного поэта облик своей хозяйки. Он узнает любимую по голосу, «пленительным глазкам» и «лукавым устам». Остальные детали с легкостью дорисовывает его воображение. Автор не может ошибиться в догадке. Даже «шеи белизну» и «локон своевольный», которые могут принадлежать любой женщине, он уверенно соотносит с возлюбленной. На основании этих отрывочных наблюдений поэт воссоздает цельный облик девушки. Благодаря этому он легче переносит невозможность близких отношений, ведь в его душе теперь поселилось «бесплотное виденье», которое он окружил благоговением и любовью.
Встреча в таинственной и загадочной обстановке оставляет неизгладимый след в душе Лермонтова. Ему кажется, что мимолетные взгляды и улыбки наполнены тайным смыслом. Благодаря им возникает незримая связь с любимой женщиной. Это дает ему надежду на сближение и развитие любовных отношений. В другой ситуации, уже ни от кого не скрываясь, они смогут встретиться «как старые друзья».
Лопухина действительно ответила на чувства Лермонтова. Но поэт не хотел разрушать ее брак. К тому же разочарование в жизни и ссылка на Кавказ не позволяли Лермонтову надеяться на счастливое будущее. Он сам отказался от своего счастья и уехал в поисках быстрой смерти. Но при этом поэт до конца жизни хранил в памяти «бесплотное виденье», ставшее его последним радостным воспоминанием.
Автор: · 29.08.2018
Лирика М. Ю. Лермонтова — очень тонкая материя. Каждая строка его стихотворных сложений как открытая душевная рана. Невзирая на то, что поэт имел репутацию увлекающегося и мечтательного человека, он всегда отдавался творчеству со всей силой самовыражения, трепетно и под вуалью легкой отрешенности рифмуя пережитое. Каждая женщина, которой Лермонтов посвящал строки, искренне и страстно занимала его мысли. Но была лишь одна девушка, память и любовь к которой сохранились в сердце до конца его дней.
Средства выразительности
Характерной особенностью лирики Лермонтова является наличие большого количества разнообразных тропов. С их помощью Михаил Юрьевич создавал выразительные образы, которые помогали читателям более глубоко проникнуться атмосферой произведения и переживаниями героя.
Автор сравнивает нежный голос любимой девушки с мечтой. Восклицательные предложения передают силу романтических переживаний героя.
Эпитеты
Переживания героя и облик его дамы сердца описываются с помощью образных определений:
- «таинственная, холодная полумаска»;
- «голос отрадный»;
- «пленительные глазки»;
- «лукавые уста».
Метафоры
Дополняются возвышенные чувства героя посредством таких выражений:
- «светили твои пленительные глазки»;
- «локон своевольный, родных кудрей покинувший волну»;
- «живые речи».
Краткое содержание
Стихотворение начинается с описания того, как лирический герой встретил свою возлюбленную. Он не может открыто проявлять чувства и ему остается только смотреть, как из-под холодной полумаски виднеются ее глаза. Голос женщины ласкал слух героя, а ее улыбка очаровывала. Во второй строфе он описывает запретные части тела:
- девственные ланиты (щеки);
- белую шею;
- локон волос.
Этих черт хватило для того, чтобы лирический герой воссоздал в своем воображении портрет идеальной женщины. Он носил этот образ в своей душе, берег его и защищал. Эта любовь утешала его и поддерживала.
В последней строфе герой выражает надежду на встречу. Стоит немного подождать и они снова столкнутся как добрые друзья. Это позволяет ему обрести желание жить.
Литературные приемы
В «Из-под таинственной холодной полумаски» Лермонтов использует для создания облика героини контраст: то она кажется герою холодной и далекой в полумаске. Но под ней он уверен, что она излучает тепло и доброту. Конечно, при описании женского облика поэт применяет романтические штампы, но образ все равно получается самобытным.
Также для того, чтобы стихотворение было плавным и музыкальным, Лермонтов использует ассонансы, инверсии и параллелизм. По своему настроению оно скорее оптимистичное, нежели печальное. Об этом говорит последняя строка, в которой выражена надежда поэта на встречу с незнакомкой.
«Из-под таинственной холодной полумаски» Лермонтова — это лирическое стихотворение, проникнутое надеждой. Здесь нет сильных чувств, а тихое любование и нежная привязанность к образу таинственной незнакомки, случайно встреченной на балу лирическим героем поэта. Возможно, вся история о Лермонтове и Лопухиной — правда, но независимо от того, кому было адресовано стихотворение, оно занимает достойное место среди лирических произведений.
Полезные ссылки
А вы хорошо знаете это стихотворение?
- Основные темы лирики М. Ю. Лермонтова
- Вопрос 1 из 8
В каком году было создано стихотворение М. Ю. Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски»?- 1841
1838
- 1832
- 1830
(новая вкладка)
Стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумаски» поражает прекрасным женским образом. Школьники изучают стихотворение в 5 классе. Предлагаем узнать о произведении больше, ознакомившись с кратким анализом «Из-под таинственной, холодной полумаски» по плану.
Темы и настроение
- Основная тема стихотворения — это, конечно, любовь. Она движет всеми помыслами и действиями поэта, она меняет и раскрывает его изнутри. Любовь к Варваре Лопухиной поистине прошла проверку временем и обстоятельствами: Лермонтов сохранил свое светлое чувство к Вареньке до конца жизни.
- Также мы видим ностальгию по ушедшим временам, которую мы тоже можем назвать темой произведения. Автор с горестью и тоской вспоминает те времена, когда шансы были еще не утеряны.
- Настроение лирического произведения то же, что и у самого автора. Его снедает горестная печаль от невозможности обрести счастье рядом с любимой женщиной и одарить ее им же. При этом темп стихосложения спокоен и не отличается пылкостью выражения. Это все было свойственно позднему периоду творчества Лермонтова.
Образы и символы
Важным символом стихотворения является маска, сквозь которую поэт без труда узнает свою возлюбленную. Дело в том, что в пору создания этого лирического произведения были популярны маскарады. К этой теме Лермонтов не раз обращался в своем творчестве. И побывав на одном из таких маскарадов, он имел возможность встретить свою возлюбленную, Варвару Лопухину. На тот момент она уже состояла в браке, и поэт понимал невозможность близких отношений с ней, отчего чувствовал себя подавленным.
Стихотворение, безусловно, автобиографично, хоть достоверно и не установлено, что оно посвящено именно Варваре. Об этом свидетельствуют лишь догадки современников и очевидцев событий.
Лирический герой, в роли которого выступает сам автор, способен узнать свою любимую женщину даже под маской. Он отличает ее черты, замечает изящество линий ее стана и лица, ловит каждый звук ее голоса. Тот образ, который скрыт под маскарадной маской, бесконечно любим им, вызывает трепетный стук сердца и напоминает о сильном чувстве, сокрытом внутри. Остальное уже рисует воображение поэта, он грезит, что когда-то они смогут встретиться с возлюбленной «как старые друзья», тщетно надеясь выйти за рамки недозволенности и запретности. Автор будто раскаивается в том, что не смог одарить дорогую женщину счастьем, и отказывается признавать права на нее другого мужчины, помещика Бахметева.
Лопухина отвечала взаимностью на чувства Лермонтова. Об этом нам говорит первое четверостишие его произведения. Это, в свою очередь, дарило поэту вдохновение и силы творить. Говорили, что и Варвара, подобно Михаилу Юрьевичу, сохранила эту любовь, вспыхнувшую между ними, до самой смерти. Отчасти гибель поэта ее и подкосила. Но автор оставил нам эти нежные строки, в которых придает особую пикантность образу своей возлюбленной, чье узнаваемое им лицо волнующе скрывается под маской.
Мотивы в стихотворении
При анализе «Из-под таинственной холодной полумаски» Лермонтова следует более подробно рассмотреть мотивы, которые есть в этом произведении. Это мотив встречи, ведь герой встречает на бале-маскараде таинственную незнакомку. Несмотря на то что она кажется ему холодной, он пытается запечатлеть в своем сердце образ этой загадочной красавицы.
Далее идет мотив узнавания, когда герой узнает речи и другие черты. И мотив надежды на следующую встречу, на которой они уже будут старыми друзьями. Но герой был бы этому рад, потому что смог бы еще раз увидеть ту красавицу и просто пообщаться с ней.
Основная идея
Поэт обращает к нам внутреннюю сторону своей жизни, а не ее оболочку. Он ясно рисует истинную картину любви: ведь далеко не всегда и не каждому она приносит гармонию и радость. Любовь может доставлять тяжелые страдания, будучи при этом взаимной. Торжество действительности над мечтой, общественных рамок над эмоциями – это и есть главная мысль стихотворения. Чувства далеко не всегда приносят счастье, зачастую они разбиваются о реалии жизни.
Лермонтов говорит о том, насколько непростыми могут быть отношения между любящими друг друга людьми, желающими быть вместе, но не имеющими возможность обрести это счастье. Однако даже такое положение вещей имеет смысл в жизни человека, способного любить. И своим примером поэт, будто призывает нас ни под каким предлогом не отказываться от своей любви, не бояться самому себе признаться в этом чувстве к другому человеку, даже если у этой дороги нет четкого маршрута и радужных перспектив.
🗹