Впервые пьеса «Гроза» была поставлена в Петербурге, в Александринском театре, 2 декабря 1859 года. Она сразу же имела большой успех, о ней говорили и спорили. Спорили в основном по поводу трактовки судьбы и характера главной героини, Катерины Кабановой, а также о главной идее пьесы, наметившей нового «героя времени». «Самоубийство Катерины — сила или слабость?» — вот главный вопрос, на который пытались дать свой ответ многочисленные критики. Среди них особенно выделяется Н.А. Добролюбов.
Мнение Н.А. Добролюбова
Николай Александрович посвятил этому произведению свою статью «Луч света в темном царстве», написанную в 1860 году. В статье критик «Современника» дает детальный анализ пьесы с точки зрения «реальной критики», с революционно-демократической позиции. Это была уже втора статья Добролюбова о «Грозе». Первая, «Темное царство», была написана еще год назад, в 1859 году.
Главная тема этих и многих других статей, посвященных данному произведению, — характер главной героини. Судьба Катерины Кабановой действительно заставляет о многом задуматься, и в данной статье хотелось бы подробно рассмотреть характер главной героини и причины ее несчастной судьбы. Николай Александрович использовал образы «темного царства» и «луча света», которые в дальнейшем часто цитировались при анализе этого произведения. На вопрос: «Самоубийство Катерины — сила или слабость?» — он отвечает, что этот поступок свидетельствует о мужестве главной героини, противостоящей злу «темного царства».
Версии создания произведения
На момент начала работы над драмой «Гроза» Островский уже являлся знаковой фигурой в литературном и театральном обществе страны. Он внёс огромный вклад в развитие театральной постановки, написал несколько пьес, которые пользовались популярностью.
Существует 3 версии создания этого произведения. Первая связана с путешествием автора по Волге в составе большой экспедиции. Александр Николаевич изучал традиции и нравы местных народов, фиксируя всю информацию в своём дневнике. Исходя из этой версии, именно жители таких поволжских городков, как Тамбов, Тверь, Осташково являются прототипами героев знаменитого сочинения.
Вторая версия основана на том, что Островский был вдохновлён историей из реальной жизни. Костромская девушка Александра Клыкова имела судьбу, схожую с главной героиней пьесы. Она, как и Катерина, не нашла счастья в браке, и в итоге решила свести счёты с жизнью.
Наиболее правдоподобной выглядит третья версия создания легендарной драмы. Она основана на биографии писателя и трагедии его личной жизни. Дело в том, что Островский был серьёзно увлечён знаменитой актрисой Любовью Павловной Косицкой. И Александр Николаевич, и его возлюбленная были несвободны. Даже после смерти своего мужа Любовь Косицкая продолжала отвергать чувства Островского. Критики уверены, что именно актриса является прототипом главной героини. К слову, именно Косицкая впервые сыграла роль Катерины и эта работа принесла ей большую известность.
В 1859 году Александр Николаевич закончил работу над произведением и отправил «Грозу» на цензурную проверку в столицу. Драма произвела резонанс среди читателей. Причин для этого было много:
- Старые общественные и семейные порядки угасали, а «Гроза» демонстрировала нетривиальные отношения между мужем и женой, нехарактерное для того времени поведение женщины.
- Тема самоубийств крайне редко обсуждалась в русской литературе XIX века по причине религиозности общества.
- Описанный Островским внутренний конфликт Катерины не позволяет отнести её поступок однозначно к греху или добродетели.
Анализу произведения Островского были посвящены работы известных литературных критиков. Например, Добролюбов написал статью «Луч света в тёмном царстве», Писарев представил «Мотивы русской драмы». Сюжет пьесы по сей день вдохновляет художников, поэтов, музыкантов, режиссёров театра и кино.
Мнение А.А. Григорьева
Интересна точка зрения еще одного критика, Григорьева. Еще за несколько месяцев до выхода в печать статьи «Луч света в темном царстве» он упрекал ее автора в том, что тот предлагает односторонний подход к пониманию Островского, к изображению им жизни. По мнению этого критика, в первой статье Николая Александровича, «Темное царство», Островский предстает карателем и обличителем самодурства.
Однако в оценке главной героини мнения этих двух литераторов совпадают. Они оба говорят о том, что Катерина — героический характер, вышедший из народной среды, отмечают поэтичность ее души и трагизм судьбы. Давайте вместе попробуем ответить на вопрос: «Самоубийство Катерины — сила или слабость?», подробно остановившись на внешней и внутренней стороне характера главной героини.
Разные точки зрения
Развязка пьесы — самоубийство главной героини. К теме суицида во все времена относились неоднозначно. Гибель героев в произведениях — не такое уж и редкое явление для мировой литературы. Самоубийство всегда было принято рассматривать, как нечто противоестественное человеческой природе, грех и недостойный поступок. Островский впервые представил самоубийство, как протест против установленных порядков, осмысленный выбор героини. Это не могло не породить множество дискуссий.
Суицид как проявление силы
Перед тем как обсуждать неоднозначный поступок, описанный Островским, следует вспомнить, почему Катерина покончила жизнь самоубийством. У главной героини было сразу несколько мотивов.
Первой причиной для совершения преступления над собой были сложные отношения Катерины с семьёй.
По традиции XIX века девушку рано выдали замуж за купеческого сына Тихона Кабанова. Этот союз не характеризовался ни любовью, ни взаимным уважением. Ежедневно девушка подвергалась нападкам и издёвкам со стороны своей свекрови Марфы Кабановой. В силу христианского воспитания и кроткого нрава Катерина не могла дать отпор взрослой женщине, а Тихон не смел перечить матери.
Вторым мотивом для самоубийства являются чувства Катерины к Борису. Девушка влюбляется в героя и в силу своей неопытности, доверчивости наделяет мужчину несвойственными для него благородными качествами. Она считает Бориса смелым, воспитанным, высоконравственным и преданным человеком. Однако чувства мужчины оказываются не так сильны, как ожидает Катерина. В самый ответственный момент Борис покидает и предаёт девушку, оставив одну в окружении злобных, безнравственных людей. Совершённая измена оказывается тяжким грузом на душе Катерины.
Главным мотивом для суицида, по мнению критиков, является нестабильное психическое состояние главной героини. Христианские ценности, привитые с детства, не соответствуют окружающей её действительности. Она видит, как жители маленького городка прикрываются ценностями и божьими законами для совершения ужасных поступков.
Литературный критик Добролюбов рассматривает смерть Катерины как поступок сильной личности. «Луч света в тёмном царстве». Этой цитатой он характеризует своё отношение к поступку главной героини.
Катерина не могла больше терпеть слабость нелюбимого мужа, издевательства свекрови, предательство любимого человека и порочность окружающих её людей. В то же время она не имела возможности что-либо изменить. Этого не позволял кроткий характер и воспитание героини. По мнению Добролюбова, единственным выходом из сложившейся ситуации было самоубийство. Жизни в порочном обществе Катерина предпочитает смерть. В этом, по мнению многих критиков, и проявляется сила характера главной героини.
Самоубийство как слабость
Противоположной точки зрения придерживается критик Писарев в своей работе «Мотивы русской драмы». Самоубийство он расценивает как слабый, безвольный поступок, который абсолютно не решает проблемы.
Для того чтобы удостовериться в этом, стоит рассмотреть, какова реакция окружающих на действие Катерины. Для большинства окружающих смерть девушки — ужасное и даже необычное событие. Тихон, несмотря на своё горе, не изменит своего поведения, Марфа Кабанова не станет сожалеть о своём отношении к девушке, Бориса также едва тронет эта история.
По мнению Писарева, Катерина решает совершить суицид вовсе не от безвыходности положения, а из-за невозможности принимать сложные решения. Он описывает характер девушки как:
- слабый;
- безвольный;
- безответственный.
Даже измену критик воспринимает не как ошибку, а как порок. Ведь на покаяние перед мужем женщина решилась не сразу. Страх перед наказанием приходит к Катерине только после третьего свидания с Борисом. Влюблённость главной героини также представляется критику весьма странной. Писарев осуждает её легкомысленность.
К слову, такими качествами характера, как смирение, безволие и неспособность делать сложный выбор можно охарактеризовать не только Катерину, но и большую часть дворянства второй половины XIX века. Людям этого типа проще погибнуть и предпочесть вечные страдания, чем решить свои проблемы, изменить привычный уклад или пойти против общественного мнения.
По мнению Писарева, в этом действии Катерины проявилась слабость характера, которая была присуща большей части нового поколения дворянства.
Островский впервые смог поднять проблему выбора между жизнью с ложными ценностями и добровольной гибелью. В пьесе «Гроза» сила и слабость Катерины олицетворяет муки выбора общества того времени. В русском дворянстве начинались глобальные перемены. Молодые люди больше не хотели жить по старым правилам и порядкам. Несмотря на то что знаменитая драма описывала общественные проблемы XIX века, эта тема остаётся актуальной и в наши дни.
Патриархальное купечество в изображении Островского
Следует сказать, что у Островского это было уже не первое произведение, изображающее патриархальное купечество. Его быт был описан и в других пьесах автора конца 1840х — начала 1850х годов, например в комедии «Свои люди — сочтемся!». Однако в ранних пьесах Александра Николаевича еще не было столь яркого образа, подобного Катерине. Характер героини, происходившей из купеческой среды, — настоящее художественное открытие, которое создает Островский Александр Николаевич («Гроза»).
На первый взгляд возникновение героини, имеющей столь нехарактерный для патриархальной среды города Калинова взгляд на жизнь, кажется случайным. Однако это было не так. Ее судьба, ее стремление к счастью по велению сердца, а не по «закону», — результат происходивших в то время в обществе глубинных процессов, постепенно разрушающих патриархальный строй купечества. Пьеса «Гроза» насыщена диалогами о «конце света», «последних временах», о том, что молодежь перестала чтить традиции и обычаи; и на этом фоне разворачивается сюжет произведения.
Символизм «Грозы»
«Гроза» — символическая пьеса, ее символика связана с фольклором, и этим она отличается от ранних пьес Островского. В произведении многое напоминает сказочный мир, даже сам образ города Калинова вызывает ассоциации с миром сказки. Герои как будто живут в своей собственной замкнутой реальности, ограниченной пределами узкого калиновского миропонимания.
В реальности, которую создал Островский Александр Николаевич («Гроза»), нет действующих лиц, хотя бы немного выходящих за эти пределы. Даже Катерина, стремящаяся к иной жизни, имеет весьма смутное представление о том, какова же эта другая жизнь. Она лишь осознает, что нынешнее существование ей опостылело. Возлюбленный Катерины, племянник Дикого Борис, похож на чужеземца, прибывшего в этот сонный город из чужой страны, в которой была совершенно другая жизнь. Однако и он тоже превращается в подданного «темного царства» Калинова, и вовсе не напоминает образ Ивана-царевича, спасающего свою возлюбленную.
Катерина похожа на «спящую красавицу». Но ее «пробуждение» отнюдь не было радостным. Сладкий сон Катерины Кабановой — жизнь в доме любящих родителей — был грубо прерван выходом замуж за нелюбимого человека. Тихон слабоволен, во всем подчиняется своей матери, которая является в пьесе подлинным тираном.
Краткое содержание
В сочинении «Был ли иной путь у Катерины в пьесе «Гроза» стоит напомнить о самом сюжете произведения, чтобы лучше провести анализ развития других вариантов истории. В одном городе, который находится на Волге, жило семейство Кабановых: Марфа Игнатьевна, Тихон, Катерина и Варвара. Кабаниха была деспотичной женщиной, командовала сыном Тихоном и унижала невестку Катерину. Кабанов всегда слушался маменьку, по-своему любил жену, но никогда не заступался за нее. Часто он выпивал вместе с богатым купцом, которого звали Савел Прокофьич Дикой. Купец имел такой же крутой нрав, как и Кабаниха.
Катерина была честной девушкой, очень набожной, старалась во всем угодить свекрови, но ей тяжело было среди них. Она не могла находиться в таком деспотическом, «домостроевском» обществе. К Дикому приезжает племянник Борис — образованный молодой человек. Он и Катерина влюбляются друг в друга. Но женщина не могла обманывать мужа и во всем ему созналась. Бориса Дикой отправляет из города, а Катерина, понимая, что больше не может так жить, кончает жизнь самоубийством. Конечно, многим читателям жаль девушку. Поэтому и было включено сочинение «Был ли иной путь у Катерины в пьесе «Гроза» в школьную программу.
Внешний конфликт
Что же привело к такому трагическому финалу? Самоубийство Катерины — сила или слабость? В пьесе нет конкретных виновников случившегося. Виноват весь калиновский мир. Главная героиня явилась жертвой уклада жизни, сложившегося как будто под действием злых чар, которые удерживают в подчинении весь город. Жители Калинова не способны им противостоять. В лучшем случае они лишь молча сочувствуют Катерине или дают ей советы, как обмануть Кабаниху и организовать свидание с возлюбленным. Однако любое предложение калиновцев вызывает в ее душе протест, так как все они предполагают некоторый компромисс с нравами города, с ее положением купеческой жены.
Калиновцы привыкли повиноваться судьбе, а Катерина бросает ей вызов, и город ее отвергает. Главная героиня олицетворяет мечты о переменах. Они притягивают ее, манят, в отличие, например, от Кабанихи, которой мерещатся «последние времена» и «конец света». Катерина осознает, что обречена в своем стремлении к новому, и, убедившись в том, что на перемены этот замкнутый мир неспособен и поддержки ждать не от кого, героиня решает уйти из жизни. Однако при попытке дать ответ на вопрос: «Самоубийство Катерины — победа или поражение?» стоит рассмотреть еще и внутренний конфликт героини.
Сочинение на тему почему катерина решилась на самоубийство
Это самое “любимое” занятие русских классиков – искать “героя нашего времени”. Поиск своего героя Островский проводит на Катерине. Катерина представляет собой женский образ, вступивший в борьбу с темной силой и обрекает себя на неминуемую смерть. Среди жертв Катерина выделяется открытым характером, смелостью и прямотой. Все написанное мною в сочинении и является причиной дальнейшей судьбы Катерины. Катерина – молодая замужняя женщина, родилась и провела детство в другом городе или деревне в кругу своей матери. Екатерина была в детстве свободна и летала как птица. Маменька в ней души не чаяла, одевала меня как куклу, работать не принуждала. Выйдя замуж за сына самодурихи, этот огонек погас. Живя в доме Кабанихи, личность Катерины подавляется. Катерину унижает все, то есть Кабанова. Кабанова – одна из представителей этого мрачного темного уголка, и считал, что он единственный. Она показывает всем, что она святая, и хочет, чтобы таковыми являлись все. Кабанова жила и заставляла жить Катерину по книге о домоводстве. Это все равно что затащить луч света в темное царство. Недаром говорит русская пословица, что дом для женщины – каторга. Ко всему прочему добавляется костер любви к Борису, в который постоянно кто-нибудь подливает масла Представление о любви у Катерины коренятся в патриархальном представлении о любви, как о преступном, бесовском наваждении, так как Катерина – женщина патриархального уклада и она была преданна всем сердцем своему мужу Баранову. А Тихон сам по типу маленький человек. Жестокая Кабаниха подавила в своем сыне все, что присуще мужчине. Он ищет маленькую дырочку, чтобы вырваться и жить нормальной жизнью. Фактически Кабанов променял жену на возможность напиться. Он отказывается ее понимать, и под воздействием Варвары она совершает грех. И далее, изменив Тихону, в душе Катерины возникает внутренний конфликт, все начинает рушиться, как карточный домик.. Катерину я бы сравнил с чайником, который стоит на огне, где огонь – ревность мужа и Кабаниха. Чайник закипает, закипает, а потом вода проливается и… Катерина изменяет мужу во время его отъезда с Борисом. Только мимолетный роман с Борисом встрепенул ее, но и то, мучась от переживаний, она рассказала о своем приключении мужу… И она не смогла скрыть свои чувства от злейших врагов, прежде всего от Марфы Игнатьевны. Она, как человек, по внутреннему укладу отличающийся от своих сверстников, молодых жителей Калинова, не приемлет ложь и приспособленчество, которые люди ее окружающие приняли как неотъемлемую часть своей жизни. Измена мужу тоже был большой грех. Некоторые, наверно, конечно, изменяли в браке, но их это не пугало. Екатерина думает о Грозе, что эта кара Божья, и все время прячется от нее и, когда над городом гроза, с ней происходят самые страшные вещи. Именно во время грозы она падает в обморок и после этого явления природы она решается пойти на самый страшный грех для человека, на самоубийство. По христианской вере человек, покончивший жизнь самоубийством, будет все свое дальнейшее существование жариться в аду. Недаром Катерина вскричала: “О гиена огненная!” . Кабаниха настраивает враждебно к ней своего сына, а Дикой посылает Бориса в Сибирь. Оставшись Катерина одна, она долго думала, что ей делать. Катерина изнемогает, хочет умереть. Она убегает из дома и бежит к Волге, вспоминая ласки Бориса. Катерина находится на развилке двух дорог: любовь, а значит смерть и позор, или мучительная жизнь под гнетом Кабанихи, которая заставляла ее делать то, что она сама делала с удовольствием. А посередине высокий берег реки, с которого бросилась Катерина, подталкиваемая “грозой”, то есть все нарастающим конфликтом между этими двумя мирами. У нее не было друга, который бы ее понял и поддержал, быть может, Катерина и не стала бы прыгать. Затем она представляет могилку с эстетической точки зрения. И несмотря на то, что самоубийство является огромным грехом в христианских верованиях, Катерина вспомнила пословицу “Из земли вышел, в землю вошел”, посмотрев на щебечущих птичек, Катя сделала свой последний выбор. Катерина начинает сходить с ума и кончает жизнь самоубийством. После этого все семейство Кабановых вдруг расшиблось. Если герой совершает самоубийство, то все его жалеют, но в драме Н.А.Островского “Гроза” можно только порадоваться за смерть Катерины. Действительно, гибель Катерины – это открытый протест доведенной до придела личности против всех форм. Покончив жизнь самоубийством, Катерина считает, что это единственное решение в ее положении. Не понятно, чем вызвано это убийство: психическим состоянием или не желая подчиняться темному царству. Совершая ошибки, за которые потом расплачиваешься, нас мучает совесть, и мы часто не находим лучше варианта, чем застрелиться, повеситься или утопиться Смерть от самоубийства лучше, чем моральная смерть от царства. Катерину никто не понял, и она погибла от своей безысходности. sheser
Внутренний конфликт
Трагедия «Гроза» самоубийство Катерины определяет не только как ее внешний конфликт с «темным царством», но также и как внутренний конфликт героини. В ее душе происходит борьба между старым и новым. Мысль о нарушении морального долга преследует Катерину: она считает, что согрешила, что ей никогда не получить прощения. Это религиозное сознание греха особенно тяжело и мучительно для главной героини. Ей попеременно овладевают сознание собственной вины и героическое отчаяние. Каждый свой поступок главная героиня воспринимает как шаг по направлению к пропасти, считая, что обратной дороги нет. Надежды на спасение Катерина не видит, к ней ни разу не приходит мысль о возможности прощения грехов и спасения души.
Социальный, философский и психологический аспекты трагедии
Таким образом, в понимании трагической судьбы главной героини можно выделить несколько аспектов.
Первый аспект — социальный, ведь для того, чтобы стать счастливой, Катерина должна либо покинуть Калинов, либо разрушить весь социально-бытовой уклад этого города. Ни то ни другое в данной ситуации невозможно, героиня является пленницей этого заколдованного мира.
Причины самоубийства Катерины включают и философский аспект — это нежелание подчиняться, противостояние собственной судьбе. Здесь героиня также не может оказаться победительницей. У нее есть два выхода: либо смириться с судьбой, со своей ролью жертвы «темного царства», либо уйти из жизни. В пьесе (Островский «Гроза») самоубийство Катерины представляется как закономерный финал.
Психологический аспект трагедии — внутреннее противоречие между осознанием своего тяжкого греха и свободной волей, побуждающей героиню переступать через внутренние нравственные запреты. Следует отметить, что форма, которую принимает этот запрет у Катерины, — религиозная — не имеет особенного значения. Ведь самоубийство — еще более тяжелый, чем прелюбодеяние, грех.
Все три аспекта взаимосвязаны, и все они важны для полного понимания причин трагической смерти героини и ответа на вопрос: «Самоубийство Катерины — победа или поражение?». Так, обычная супружеская измена превратилась в «Грозе» в масштабную трагедю личности, а сама по себе эта измена является скорее не причиной, а лишь следствием ее противостояния калиновскому миру.
Возможные варианты развития сюжета
Лучшим выходом из ситуации для молодой женщины было уехать с Борисом. Именно на это она надеется во время их последнего свидания, что он заберет ее с собой. Но молодой человек был чем-то похож на Тихона — не имел своего мнения, боялся ослушаться дядю и не был готов защитить Катерину. Поэтому он уезжает, оставляя бедную женщину.
Что можно еще написать в сочинении «Был ли иной путь у Катерины в «Грозе»? Другой вариант — это развестись с Тихоном. Но не следует забывать, что в то время получить развод было практически невозможно. Для этого нужно было пройти множество инстанций, которые бы Катерине ничего кроме унижения не принесли. Если для дворянских сословий развод был долгим и трудоемким процессом, то для купечества это практически не представлялось возможным.
Третий вариант — уйти в монастырь. Но замужнюю ее отправили бы обратно в семью Кабановых.
Четвертый, самый страшный — это избавиться от мужа и свекрови. Но такой поступок Катерина не смогла бы пойти: у нее слишком чистая, светлая душа, она очень набожная, поэтому не стала бы женщина нарушать заповеди.
В сочинении «Был ли иной путь у Катерины» можно упомянуть, что связь можно было скрыть — Варвара посоветовала ей хитрить. Но это противоречило бы принципам молодой женщины — она не смогла бы никого обманывать.
Вернуться в дом родителей тоже не представлялось возможным: ее бы нашли и вернули с позором обратно. Неужели для бедной женщины был только тот выход, который приготовил Островский?
Любовь Катерины к Борису
Любовь у Катерины не является высшей потребностью души, как у героини «Бесприданницы» Ларисы Огудаловой. Это лишь форма протеста против быта купеческой среды, символ свободы. К Борису Катерина относится не как к возлюбленному, а как к воплощению своей мечты о свободе.
Эти персонажи так и не находят общий язык: главная героиня смогла подняться над бытом калиновского общества, а Борис оказался неспособен на это. Так почему Катерина решилась на самоубийство?
Героиня решила утопиться не от «несчастной любви» и даже не от греховной, «невозможной» — ее толкнул на это калиновский быт, поскольку подобное желание не могло осуществиться в узких рамках этого города. Таким образом, у Островского впервые быт становится формой жизни, отражением стремлений человека, появляется так называемая «философия быта».
Философия быта
В этом произведении он наделен специальной функцией: отражением низменного, материального в жизни людей, под которым прячется все возвышенное и духовное. Разрушение быта предвещает скорый развал привычных общественных отношений.
Даже сюжетно-композиционные элементы «Грозы» подчинены вниманию к нему. В произведении отмечается статичность сюжета, пропуск самой любовной интриги, а также множество сцен, которые не связаны с развитием сюжета, но необходимы для описания бытовой среды города. Неторопливое развитие событий соответствует темпу жизни калиновцев, размеренному и неторопливому. Обширная предыстория главной героини, а также предыстории второстепенных героев создают ощущение, что события начинаются еще задолго до начала повествования. Финальная сцена не исчерпывает полностью своего смысла, намекая этим на возможность повторения описанных событий в реальной действительности.
🗹