Фигура Л.Н. Толстого является фундаментальной для всей русской литературы. Его социально-философские романы, раскрывающие самые сложные мировоззренческие вопросы на фоне жизни в Российской империи девятнадцатого века, вошли в сокровищницу мировой литературы. Одним из самых великих творений писателя является роман «Анна Каренина». Сложно найти человека, который не знает хотя бы названия этого произведения. И сейчас Многомудрый Литрекон вместе с Вами постарается понять, почему так сложилось. В этом нам поможет подробный, но лаконичный разбор книги.
История создания
За некоторое время до начала работы над романом Толстой узнал, что его знакомая Мария Сухотина, недавно бросившая мужа и вышедшая замуж повторно, бросилась под поезд. Однако несмотря на явную параллель, катализатором работы над полноценным произведением выступило иное событие.
Как рассказывал сам Толстой, идея романа родилась у него после того, как, читая произведения Пушкина, он наткнулся на фразу: «Гости собирались на дачу…». Дав волю воображению, писатель начал составлять список гостей, продумывать персонажей и место действия, а уже чуть погодя, вложив в сюжет произведения случай из реальной жизни, Толстой окончательно наметил очертания будущего шедевра мировой литературы.
Часть вторая
Кити приболела. Ее здоровье с каждым днем ухудшалось. Щербацкие были обеспокоены. Приглашенный на дом знаменитый доктор рекомендовал отправить больную за границу, где должный уход и грамотное лечение быстро поставят на ноги. Усугубляет физическое состояние психическая сторона вопроса. Девушка страдала по Вронскому и никак не могла отвлечься от мыслей о нем.
Вронский настойчиво преследовал Анну, каждый раз при встрече говоря о своей любви. Ей были приятны его ухаживания. При виде его ее глаза светились радостью, губы непроизвольно улыбались. Чаще всего они пересекались у Бетси, двоюродной сестры Вронского. Первое время Каренина противилась вспыхнувшему в сердце чувству, не позволяя вольностей по отношению к ней. На одном из очередных вечеров, куда были приглашены Каренины, Алексей замечает, как смотрит на его супругу Вронский. Ему это было неприятно. Казалось, все в обществе знают об их романе, кроме него.
Уже дома он высказывает свое недовольство. Не пристало так себя вести замужней даме. Зачем эти пересуды и насмешки за спиной. Анна создает видимость, что не понимает о чем речь и к советам мужа прислушиваться не собиралась. Она впервые за все годы позволила себе влюбиться и отказаться от этого было выше ее сил.
Влюбленные начинают встречаться. Анне стыдно за то, что она изменяет мужу. Вместо ожидаемой радости на сердце лишь горечь. Левин успешно занимается хозяйством. Его сердечные раны после отказа Кити успели затянуться, но визит Стива всколыхнул в душе былые воспоминания. Стива рассказывает о проблемах со здоровьем у Кити и предъявляет другу обвинения в недостаточной настойчивости.
Связь с Карениной не одобряла мать Вронского. Из-за этой распутницы сын отказался от повышения. Пересуды еще больше обострились после того, как Вронский не удержавшись на лошади во время скачек, падает. Анна не смогла сдержать нахлынувших эмоций, искренне волнуясь за любимого. Вскоре женщина узнает, что находится в положении. Она сообщает радостную новость любовнику. Вронский настаивает на разводе. Обманутый супруг страдает. Он догадывается что жена изменяет. Кити после успешно проведенного лечения собирается вернуться в Россию.
Жанр и направление
Прежде всего, стоит сказать, что роман явно относится к литературному направлению реализма. Толстой стремится описать жизнь обычных людей, являющихся порождением среды, в которой они живут. Характеры персонажей максимально приближены к характерам людей, которых мы могли бы встретить в те времена. Писатель стремится создать достоверную атмосферу, которая не вызовет у читателя чувство фальши и неестественности.
Жанр романа можно определить, как социально-философский роман. Он сочетает в себе и мировоззренческие рассуждения Толстого о человеческой жизни, и его взгляды на важные проблемы российского общества девятнадцатого века.
Часть восьмая
Только после смерти любимой женщины, Вронский осознал, насколько она была ему дорога. За последние дни он сильно сдал. Его с трудом узнавали. Дочь пришлось отдать Каренину на попечительство. Алексей едет в составе добровольцев на войну в Сербию. Здесь его больше ничто не держит. Глядя на приближающийся состав, сразу вспомнилась недавняя трагедия, вызвав очередной приступ душевных мук.
Левины возвращаются в имение. Константин все чаще предается размышлениям на тему религии. Он не может определиться, что лучше, верить в бога или нет. Не находя ответа на волнующий вопрос, он страдает. Чтение философских книг тоже не помогло. В итоге он полностью посвящает себя хозяйству. Когда день загружен работой, времени предаваться раздумьям не остается.
Начавшийся дождь с грозой заставил Левина поволноваться. Он бежит в лес, где Кити с сыном были на прогулке. По дороге ему попалось упавшее дерево. Плохие мысли роем кружились в голове. Увидев, что Кити в безопасности, ему сразу полегчало на душе. После дождя, когда они купали сына, Левин понял, что сегодня в нем произошли внутренние перемены. Он впервые почувствовал, как любит сына. Выйдя во двор и взглянув на небо он вновь задумался о вере и боге. Наконец-то он обрел смысл жизни.
Суть
Основная сюжетная линия романа рассказывает нам о том, как Анна Каренина-жена высокопоставленного чиновника из привилегированного дворянского общества — навещает свою невестку Дарью, чтобы помочь ей уладить конфликт с её непутёвым мужем Степаном Облонским.
Однако, спасая брак своего брата, Анна ставит под угрозу свой. Между ней и молодым офицером Алексеем Вронским начинается роман. В конце концов, Каренина понимает, что она беременна. Муж Анны, Алексей Каренин, узнав об измене жены, намеревается развестись с ней, однако, видя страдания супруги во время родов, прощает её и признаёт новорождённого ребёнка, он даже готов смириться с её изменами и не мешать её счастью.
После родов Анна продолжает мучится от жизни с нелюбимым мужем, стыдясь его внезапного благородства. Вместе с Алексеем она сбегает за границу, оставив любимого сына и супруга.
Со временем между влюблёнными намечается разрыв. Анна начинает тяготиться своим отчуждённым от остального общества положением, а её законный муж, ставший посмешищем в обществе, не позволяет её видеться с сыном.
Узнав о том, что мать Вронского планирует женить Алексея, озлобленная на весь мир Каренина бросается под поезд и погибает.
Параллельно основной сюжетной линии Толстой рассказывает о жизненном пути провинциального помещика Левина: его женитьбе, семейной жизни, хозяйственной деятельности и философских рассуждениях. В этой части романа и заключается ответ на поставленные в романе вопросы. В образе Левина предстает сам автор и учит нас правильной жизни, далекой от света и его одурманивающего действия.
Второстепенные герои романа Толстого «Анна Каренина»
Кити
— полное имя: Екатерина Щербацкая, княжна из благородной семьи. Знает себе цену, в меру горда и воспитана. Влюбляется в Алексея Вронского, который флиртует с ней до знакомства с Анной. В то же самое время ей делает предложение Константин Левин. Девушка оказывается в ситуации выбора, ведь Константин ей тоже небезразличен. Впоследствии видит, что Вронский фактически променял ее на Каренину. Это наносит ей сильный душевный удар. Позже они встречаются с Левиным и Кити понимает, что хотела бы быть его женой. Молодые люди вступают в брак и едут жить в деревне. Поначалу Кити тяжело привыкнуть к семейной жизни, но она прикладывает большие усилия в работе над своим характером, чтобы сохранить семью. В результате, все заканчивается благополучно. В образе Кити Толстой показал лучшие черты девушки — красота, хозяйственность и ум.
Левин
— помещик из благородной семьи, живет в деревни. Имеет пытливый ум: рассуждает о смысле бытия, уверен, что хозяйство в России не нужно так, как это делается за границей. После сложных жизненных обстоятельств женится на Кити. В их семье не все так гладко, поначалу молодые люди очень долго привыкают друг к другу. Но множество событий и трудностей, происходящих в их жизни, они решают вместе и это сплачивает их, между ними устанавливается прочная духовная связь. Для Толстого Левины — показательная семья, которая может называться счастливой.
Главные герои и их характеристика
- Анна Каренина
— уважаемая, красивая и хорошо образованная светская дама, павшая жертвой любви. Она — любящая мать и страстная любовница, умная собеседница и блестящая хозяйка дома. Изысканностью манер и оригинальностью рассуждений образ Анны Карениной пленяет многих читателей. Но пойдя против законов общества, она оказалась не готова к последствиям, что и стало причиной её трагического конца. - Алексей Вронский
— красивый, молодой офицер, искренне любящий Анну. Это упорный, здравомыслящий и сильный человек, способный на самопожертвование и благородство. К сожалению, именно его искренне чувство и погубило его возлюбленную. Как и Каренина, он не был готов к последствиям её измены. В конце романа, потеряв любовь всей своей жизни, он впадает в апатию и начинает искать смерть на полях сражений. - Алексей Каренин
— холодный, ответственный и умный, но ведомый и не приспособленный к реальной жизни человек. Простив измену Анны, он стал посмешищем в глазах общества. Бегство жены окончательно сломило его, превратив в озлобленного и замкнутого мистика. Каренин был слабым мужчиной, зависимым от мнения общества и своего положения при дворе, поэтому его семейная жизнь рухнула, и он ничего не смог с этим сделать. - Степан Облонский
(Стива) — брат Анны. Непутёвый, легкомысленный, общительный и ветреный человек. Своими денежными тратами и изменами мучает жену и подвергает свою семью тяжёлым испытаниям. Стива сам по себе добр и способен на бескорыстные хорошие поступки, и все же из-за своей ведомости он становится заложником той среды, в которой оказался благодаря браку сестры. Именно общество является источником пороков Степана. - Дарья Облонская
(Долли) — заботливая, самоотверженная и любящая мать, страдающая от непутёвого мужа. Завидует Анне из-за её вольного образа жизни после побега от Каренина. Однако ближе к концу романа понимает трагичность жизни Анны и понимает необходимость пусть и несовершенной, но законной семьи. Героиня отчаянно экономит и лавирует между банкротством и тем высоким уровнем, на котором она должна находиться из-за происхождения. Она измотана многочисленными родами и тревогами за судьбу детей, но по-прежнему добра и сильна духом. - Кити Щербацкая
— младшая сестра Дарьи Облонской, жена Левина. На протяжении всего романа проходит путь от ветреной светской девушки до порядочной жены и любящей матери. Девушке свойственны пороки ее среды (зависимость от мнения света, лицемерие, легкомыслие), но она избавляется от них и находит себя в семейной жизни, где проявляет совершенно иные черты характера: терпение, милосердие, понимание и смирение. - Константин Левин
— отображение самого Толстого в романе. Скромный провинциальный помещик, который стремится поднять доходность своих имений и изучить сельское хозяйство, внеся и свой вклад в науку и практику. В конце романа через семейную жизнь и физический труд приходит к просветлению и душевному спокойствию, которых ему так не хватало. Он — однолюб и ревнивец, упрямый спорщик и бережливый хозяин, но во всех проявлениях его характера мы видим целостность и естественность образа.
Другие персонажи
- Агафья Михайловна, экономка Лёвина. 1, XXVI
- Лёвин, Николай Дмитриевич, старший брат Константина Лёвина. 1, XXIV
- Лидия Ивановна, графиня, приятельница Каренина. 1, XXXII
- Марья Николаевна (Маша), сожительница Николая Лёвина. 1, XXIV
- Мягкая, княгиня. 2, VI
- Серпуховский, генерал, приятель Вронского. 3, XXI
- Тверская, Елизавета Фёдоровна (Бетси), княгиня, подруга Анны. 2, IV
- Щербацкий, Александр Дмитриевич, князь, отец Кити. 1, XIV
- Кознышев, Сергей Иванович, старший брат Константина Лёвина по линии матери, 1, V
;
1,VII;3, IIи др.
Темы
- Любовь
. В романе показывается, как даже самая нежная и искренняя, но иррациональная любовь приносит людям лишь страдания. Автор рассматривает все грани этого чувства, показывая разные случаи. Но лишь один из них приводит героев к счастью — отношения Кити и Левина, которые становятся эталоном любви духовной и физической. Анна и Алексей тоже любили друг друга, но их пример показывает лишь то, как разборчиво стоит подходить к выбору спутника жизни. Каренина вышла замуж по расчету, не любя, поэтому ее судьба сложилась трагически. Вне брака любовь обречена на непонимание и отторжение со стороны общества, поэтому отношения главных героев изначально были обречены. - Семья — основная тема романа
. Автор заявляет о необходимости семьи, о неспособности человека существовать без неё. На примере семьи Левиных он нам показывает нам, как, по его мнению, можно создать идеальный союз. Он основан на взаимной откровенности и разумности выбора. Константин и Екатерина прошли долгий путь осознанию необходимости совместной жизни, это решение было взвешено и определено точно. Но начали они не с приторных комплиментов, а с шокирующих признаний, которые позволили супругам откровенно и без прикрас увидеть друг друга еще до свадьбы. Таким образом, автор против союза вслепую, который широко практиковали в его время. - Судьба
. В начале романа под колёсами поезда, на котором ехала Каренина, погибает сторож. Героиня видит в этом плохое предзнаменование. Именно после этого случая жизнь Анны рушится, а в конце она так же заканчивает свою жизнь под колёсами поезда.
Грустные последствия измены
Углубляющийся психологический диссонанс, двусмысленность общественного положения не могут компенсировать ни искусственное окружение, создаваемое Вронским, ни роскошь, ни чтение, ни привычка к успокоительным лекарствам с морфием. Анна начинает беспочвенно ревновать Вронского, чувствует свою зависимость от его любви и желаний, что делает ее настроение депрессивным.
Постепенно она начинает приходить к мысли о смерти, чтобы не только разорвать создавшийся замкнутый круг, в который она сама себя завела, но при этом еще «наказать Вронского», сделать виноватым во всем случившемся его.
Психиатрии известны и такие причины суицида. В романе заключительной точкой прогрессирующего депрессивного состояния явился весьма жесткий способ самоубийства.
Проблемы
В романе невероятно богатая проблематика, которую сложно описать полностью, не выйдя за рамки одной статьи. Если Вас особенно волнует какой-либо проблемный вопрос, задайте его в комментариях, и Многомудрый Литрекон ответит.
- Общество и его губительное влияние — основная проблема романа
. Автор показывает лицемерие и двойные стандарты дворянского общества, которое, снисходительно относясь к Облонскому и Вронскому, остервенело нападает на Карениных, разрушая их жизни. Л. Н. Толстой назвал это «грубой силой», которая вторглась в жизнь семьи и властно начала распоряжаться судьбами людей. Олицетворением этого давления стала княгиня Бетси, которая сначала вовлекла Анну в преступную связь с Вронским, а потом сама же и отвернулась от нее. Она же не позволила Каренину простить Анну, полагая, что это положение мучительно для них обоих, и его можно уладить только разрывом. - Трагедия Анны Карениной
. Пытаясь найти любовь, которую она не знала ранее, по-настоящему добродетельная Каренина лишается всего, к концу романа превращаясь в одинокую и презираемую всеми истеричку, зависимую от успокоительных препаратов. Эту женщину никто не смог понять, а ведь ее связь вышла за рамки порока и стала любовью. Но общество видит все иначе: когда человек скрывает свое волокитство, его уважают и любят, но когда он идет на Голгофу ради своей любви и не скрывает чувства, от него все отворачиваются. - Поиск смысла жизни
. Левин на протяжении всего повествования ищет свое место в мире и мучается от неведения. Даже женившись на любимой женщине, он был близок к самоубийству из-за того, что не видел в жизни смысла. Но случайное озарение возвратило ему душевную гармонию. Автор показал на его примере, как тяжело человеку найти себя и осознать свое предназначение.
Менее значимые персонажи
Дворяне
- Анастасия, свояченица Свияжского. 3, XXVI
- Боль, графиня. 7, VI
- Василий (Васька), молодой человек, приятель Сафо Штольц. 3, XVIII
- Весловский, Василий (Васенька), троюродный брат Щербацких. 6, VI
- Вронская, Варвара (Варя), жена Александра Вронского. 4, XXIII
- Вронская, графиня, мать Алексея Вронского. 1, XVIII
- Вронский, Александр Кириллович, граф, брат Алексея Вронского. 2, XXIV
- Голенищев, знакомый Вронского. 5, VII
- Гриневич, Михаил Станиславович, камер-юнкер, сослуживец Степана Аркадьевича. 1, V
- Калужский, князь. 3, XVIII
- Корсунский, Егор (Егорушка), дирижер бала. 1, XXII
- Львов, Арсений, муж Натали. 7, IV
- Львова, Наталья Александровна (Натали), сестра Кити. 5, IV
- Неведовский, дворянин. 6, XXVI
- Нордстон, Мария, графиня, подруга Кити. 1, XIV
- Облонская, Варвара, тетка Анны. 5, XXXII
- Облонская, Лилия Степановна (Лили), дочь Степана Аркадьевича. 3, VIII
- Облонская, Татьяна Степановна (Таня), дочь Степана Аркадьевича. 1, III
- Облонский, Алексей Степанович (Алёша), сын Степана Аркадьевича. 3, VIII
- Облонский, Григорий Степанович (Гриша), сын Степана Аркадьевича. 1, III
- Облонский, Николай Степанович, сын Степана Аркадьевича.
- Облонская, Мария Степановна, дочь Степана Аркадьевича.
- Свияжский, Николай Иванович, помещик, приятель Левина. 3, XXVI
- Синявин, граф, гость на свадьбе Лёвина. 5, V
- Снетков, Михаил Степанович, предводитель дворянства. 6, XXVIII
- Стремов, государственный деятель, оппонент Каренина. 3, XVIII
- Тушкевич, любовник княгини Тверской. 3, XVII
- Чарская, княжна, гостья на свадьбе Лёвина. 5, V
- Шильтон, баронесса, приятельница Петрицкого. 1, XXXIV
- Шталь (мадам Шталь), дама, встреченная Щербацкими на водах. 2, XXX
- Штольц, Сафо, гостья княгини Тверской. 3, XVIII
- Щербацкая, княгиня, мать Кити. 1, XIV
- Щербацкий, Николай, двоюродный брат Кити. 1, IX
Прочие персонажи
- Воркуев, издатель. 7, X
- Гагин, знакомый Туровцына. 7, VII
- Ганна, англичанка, воспитанница Анны. 7, X
- Демин, командир полка Вронского. 3, XXI
- Друбецкая, гостья на свадьбе Лёвина. 5, V
- Калинина, штабс-капитанша, просительница, пришедшая к Облонскому. 1, III
- Камеровский, ротмистр, приятель Вронского. 1, XXXIV
- Катавасов, университетский товарищ Лёвина. 5, II
- Корд, грум, ухаживающий за лошадью Вронского перед скачками. 2, XXI
- Корсунская, гостья на свадьбе Лёвина. 5, V
- Крицкий, друг Николая Лёвина. 1, XXIV
- Лизавета Петровна. 7, XIII
- Марья Евгеньевна, знакомая Щербацких на водах. 2, XXXII
- Меркалова Лиза, знакомая княгини Тверской. 3, XVIII
- Метров, известный учёный, знакомый Катавасова. 7, III
- Михаил Петрович, помещик, гость Свияжского. 3, XVIII
- Никитин, Филипп Иванович, сослуживец Степана Аркадьевича. 1, V
- Николаева, фрейлина, гостья на свадьбе Лёвина. 5, V
- Песцов, знакомый Степана Аркадьевича. 4, IX
- Петрицкий, товарищ Вронского. 1, XXXIV
- Петров, Михаил Алексеевич, живописец, встреченный Щербацкими на водах. 2, XXXIII
- Петрова, Анна Павловна, жена живописца Петрова. 2, XXXIII
- Слюдин, Михаил Васильевич, управляющий делами Алексея Каренина. 2, XXVI
- Туровцын, знакомый Степана Аркадьевича. 4, IX
- Чириков, шафер на свадьбе Лёвина. 5, II
- Яшвин, ротмистр. 2, XIX
Слуги
- Аннушка, горничная Карениной. 1, XXIX
- Василий Лукич, гувернер Серёжи Каренина. 5, XXVI
- Василий Фёдорович, приказчик Лёвина. 1, XXVI
- Василий, лакей в гостинице Дюссо. 4, VII
- Егор, лакей в гостинице Дюссо. 4, XIV
- Карл Фёдорович, управляющий в поместье Вронского. 6, XXII
- Корней, камердинер Каренина. 4, III
- Кузьма, слуга Лёвина. 1, XXVI
- Линон (Linon), гувернантка Кити. 1, IX
- Матвей, камердинер Стивы. 1, II
- Матрёна Филимоновна, няня в доме Облонских. 1, II
- Михаил Иванович, учитель Серёжи Каренина. 5, XXVI
- Петров (Капитоныч), швейцар в доме Карениных в Петербурге. 4, XVII
- Терентий, кучер в Ергушове. 3, VIII
- Филипп, кучер Лёвина. 6, XXIV