Благой. Творческий путь Пушкина, 1826-1830. Глава 2. На берег выброшен грозою. Часть 6.

  • Анализ стихов
  • Пушкин
  • Телега жизни

Лирика Пушкина слишком универсальна и всепоглощающа. Она не только интригует она, будто затрагивает всю жизнь человека. Через свои произведения автор словно передает собственные жизненные наблюдения и даже пытается познать и дать ответы на многие вопросы, интересующие его так давно. Широко спектра в лирике писателя обретают философские темы. Пушкин старается размышлять о жизни в целом, увлекаться законами Вселенной. Это словно не дает ему покоя. Ярким философским стихотворением того времени стало «Телега жизни». Когда писателя отправили в ссылку подальше от Петербурга, он все время был в плохом расположении духа. Он будто проклинал время и людей, которые так с ним поступили. Именно эти события в жизни поэта и подтолкнули его искать в происходящем какой-то философский смысл.

Данное стихотворение достаточно интересное. Автор описывает простую поездку на телеге, которую уподобляет жизни. Получается, что сама телега — это символ самого жизненного пути, со всеми преградами и неудобствами. Повозкой управляет ямщик, он словно время, неумолимое и беспощадное, везет вперед по начертанному пути. Время пролетает так незаметно, словно не было всяких проблем и тягостей. С помощью применения эпитетов автор раскрывает весь драматизм ситуации. Пушкин прекрасно описывает каждый возраст. Жизнь начинается с молодости, Пушкин сравнивает этот период с утром. В это время человек полон сил и энергии, он стремится жить. У него есть цель, он к ней движется. Человек словно хочет испытать и попробовать все на свете. Будучи молодым, герой не всегда задумывается о том, что его ждет. Он ощущает себя властелином мира. Человек словно прогоняет свою жизнь, он стремится скорее стать взрослым, не думая о том, что это время быстро пройдет, его не вернешь.

Полдень для героя словно зрелость. Здесь к нему приходит опыт. Он уже получился шишки от ошибок. Герой ведет себя уже более осмотрительно и уверенно. Познав реальность человек, старается опасаться неприятностей. Но если уже получается в них попасть, каждый старается поскорее выбраться и разобраться с ними. Теперь люди понимают, что жизнь не вечна, она принимает стремительных оборотов. Оказывается, она может быть жестокой и коварной, за каждым углом может таиться опасность. Такие мысли возникают в голове зрелого человека. Это полностью приближает его к старости. Старость, словно тот тихий, уютный вечер. Но в то же время человек чувствует себя лишним в суете мирской. Он все больше отстает от других, больше боится и не хочет перемен. Его устраивает покой, тишина и стабильность. Жизнь остается прежней, только вот герой начинает ее понимать, потихоньку привыкая к ее переменам.

Люди рождаются и умирают, это естественный порядок в природе. Жизнь может пролететь, словно один день. Но герой живет с ней в одном ритме, стараясь не теряться и не отставать. Все произведения наполнено некой гармонией и пониманием правил жизни, которые, к несчастью, изменить нельзя.

По плану 10 класс

Краткий анализ стиха «Телега жизни» А. С. Пушкин

Вариант 1

В стихотворении “Телега жизни” А. С. Пушкин отразил этот путь в древних образах-символах: жизнь — путь, молодость — утро, зрелость — день, старость — вечер, смерть — ночь. Для него жизненный путь — бессмысленное движение из небытия в небытие, свершающееся “само собой”, независимо от воли человека.

Сознательно сниженный, деромантизированный образ телеги, дребезжащей на рытвинах и ухабах, не дает обмануться насчет позиции автора: нет в жизни ничего возвышенного и прекрасного. Ужасает читателя подчеркнуто бесстрастный, равнодушный тон повествования: так есть, бороться бессмысленно, ибо как бы ни вел себя человек, чего бы ни хотел,

Ямщик лихой, седое время,

Везет, не слезет с облучка.

Пушкин дает нам тонкие психологические зарисовки каждого возраста. В молодости (метафора «утро жизни» ) человек полон энергии, радости жизни. Он несется жизни навстречу, жаждет познать все ее радости, испить жизнь до дна. В молодости человек не думает о том, что с ним может что-то случиться. Он – властелин мира. Юности не свойственны лень или стремление к покою.

Вариант 2

Каждый человек может охарактеризовать понятие «времени» по-своему. Если обратиться к словарю, то время — форма последовательной смены состояний объектов и процессов (характеризует длительность их бытия). Существуют также универсальные свойства времени — неповторимость, необратимость, длительность. А ведь, действительно, время необратимо!

Наша жизнь изменчива — моменты счастья и печали. Как правило, человек хочет продлить мгновение радости, но мы не властны над временем. Все хорошее когда-нибудь заканчивается, начинается что-то новое, ведь от судьбы не убежишь, и кто знает, что будет завтра. Поэтому в таких случаях мы говорим, что время расставит все на свои места.

Для каждого периода жизни у человека есть свое отношение ко времени. В детстве нам кажется, что время тянется слишком долго. Нам хочется скорее стать взрослыми, устроиться на работу, создать семью. В юности мы уже немного осознаем свои поступки и не пытаемся «гнать лошадей».

В зрелом возрасте, оглядываясь назад, осознаем свои ошибки, и хочется вернуть время, но понимаем, что это невозможно. А в старости? В старости некоторые люди просто спокойно доживают свой век. Мне кажется, что жизнь можно сравнить с часами: в детстве пытаемся ускорить время, т. е. заводим часы, а потом уже невозможно их остановить.

Александр Сергеевич Пушкин отчетливо отобразил в стихотворении «Телега жизни» изменчивость нелегкого бытия. У автора время суток ассоциируется с периодами жизни:

С утра садимся мы в телегу

Кричим: пошел…

Но в полдень нет уж той отваги;

Кричим: полегче, дуралей!

Под вечер мы привыкли к ней

А время гонит лошадей.

На мой взгляд, время — мудрый советчик и наставник, поэтому не следует торопить события, пусть все будет, как задумано судьбой!

Пушкин путешествует. От Москвы до Эрзерума

По «государевой дороге» и тверским проселкам

1799

Сентябрь(?) — октябрь(?).

Из Москвы в Петербург. Той же осенью родители-Пушкины возили младенца Александра в сельцо Михайловское Опочецкого уезда Псковской губернии, на показ деду Осипу Ганнибалу. Поездка на перекладных, в собственном экипаже.

1800

Август(?) — ноябрь(?).

Из Петербурга в Москву. Вместе с семейством, в собственном экипаже.

1811

16(?) — 20(?) — 19(?) — 23(?) июля.

Из Москвы в Петербург. С дядюшкой Василием Львовичем и его невенчанной женой Анной Николаевной Ворожейкиной. В почтовой карете.

На тройке пренесенный

Из родины смиренной

В великий град Петра…

Дорожные расходы братья Пушкины разделили меж собой поровну. Почему именно дядя, а не отец повез в Петербург отрока Александра, где тому предстояло держать экзамены в Лицей? Причина чисто житейская — в семействе Пушкиных ожидалось прибавление: в октябре 1811 года Надежда Осиповна родила сына Михаила.

«…Дядя мой Василий Львович, по благорасположению своему ко мне и ко всей семье моей, во время путешествия из Москвы в Санкт-Петербург, взял у меня взаймы 100 рублей ассигнациями, данных мне на орехи покойной бабушкой моей Варварой Чичериной и покойной тетушкой Анной Львовною…»

Сто рублей, подаренные будущему лицеисту «на орехи», дядюшка Василий Львович так и не вернул…

Пушкинская Москва. Красная площадь

1826

4–8 сентября.

Из Михайловского в Москву по вызову Николая I. В сопровождении фельдъегеря. В собственном экипаже, на перекладных.

Предыстория этой необычной поездки такова. 28 августа Николай I скрепляет подписью собственную резолюцию: «Высочайше повелено Пушкина призвать сюда. Для сопровождения его командировать фельдъегеря. Пушкину позволяется ехать в своем экипаже свободно, под надзором фельдъегеря, не в виде арестанта. Пушкину прибыть прямо ко мне. Писать о сем псковскому гражданскому губернатору».

Из Пскова в Михайловское, в ночь с 3 на 4 сентября, прискакал офицер с письмом губернатора. Перепуганная явлением грозного «гостя» Арина Родионовна залилась слезами. Пушкин успокаивает бедную нянюшку, проявляя недюжинное самообладание: тотчас велит садовнику Архипу доставить ему из Тригорского пистолеты. Почему поэт хранил свои пистолеты у соседки, добрейшей Прасковьи Александровны Осиповой, и что таилось за его странным распоряжением? Уже не узнать… Но русская словесность понесла в ту сентябрьскую ночь невосполнимую утрату — в пылающий камин летели «крамольные» листы: автобиографические записки, черновики «Бориса Годунова», стихотворные пьесы!

На сборы времени не дано, и в пять утра, на заре нового дня, дорожный экипаж двинулся в путь. Вначале в Псков, к губернатору Борису Антоновичу фон Адеркасу, а оттуда, вечером, — в Первопрестольную, к царю.

История сохранила и имя фельдъегеря, сопровождавшего поэта: Иван Федорович Вальш. А сам Пушкин тотчас по приезде в Псков отправил тригорской соседке письмо, где очень мило ее успокаивал: «Дело в том, что без фельдъегеря у нас грешных ничего не делается; мне также дали его для большей безопасности. Я еду прямо в Москву, — пишет он далее, — где рассчитываю быть 8-го числа текущего месяца…»

Расчеты поэта оправдались, и, минуя Боровичи, Новгород, Яжелбицы, Вышний Волочок, Торжок, Тверь, Клин, Черную Грязь (всего 740 верст!), утром он уже в Москве. Взмыленные лошади замирают у ворот Главного штаба. Дежурный спешно доносит генералу И.И. Дибичу: «…Сейчас привезен с фельдъегерем Вальшем, из Пскова, отставной 10 класса Пушкин, который оставлен мною при дежурстве впредь до приказания». Дибич шлет записку: «Нужное, 8 сентября. Высочайше повелено, чтобы Вы привезли его в Чудов дворец, в мои комнаты, к 4 часам пополудни».

Ровно в назначенный час в Кремле происходит историческая встреча Пушкина с русским самодержцем. «Что сделал бы ты, если бы 14-го декабря был в Петербурге?» — прямо спросил Николай. «Встал бы в ряды мятежников», — последовал честный ответ. Аудиенция имела для поэта благие последствия: ссылка отменялась, ему разрешалось жить в обеих столицах, и сам царь милостиво соизволил стать цензором новых творений.

Пушкин же из Кремля спешит на Старую Басманную, в гости к дядюшке Василию Львовичу. А Москва уже полнится слухами о счастливом возвращении опального поэта!

2–8 ноября.

Из Москвы в Михайловское с остановками в Твери, Торжке, где Пушкин покупает для княгини Веры Вяземской шитые золотом пояса, и Новгороде. На перекладных, в собственном экипаже.

От Сергея Соболевского получает «на дорогу» радищевское «Путешествие из Петербурга в Москву». Опальную книгу ее владелец хранил с большими предосторожностями, а вот приятелю в дальний путь дать не побоялся.

В Михайловском, на пороге отчего дома, Пушкин радостно встречен нянюшкой и дворовыми. «Ты знаешь, что я не корчу чувствительность, но встреча моей дворни… и моей няни — ей богу, приятнее щекотит сердце, чем слава, наслаждения самолюбия и пр…» (Из письма князю Петру Вяземскому.)

23 ноября—19 декабря.

Из Михайловского в Москву с вынужденной остановкой в Пскове. На перекладных. У села Козырьково коляска опрокинулась, и Пушкин серьезно пострадал.

1827

19–23 мая.

Из Москвы в Петербург. В почтовой карете. По приезде в столицу поселился в гостинице Демута на Мойке.

1828

19–23 октября.

Из Петербурга в Малинники. На почтовых до Торжка, далее — «на вольных».

Вечером 19 октября вместе с друзьями Пушкин поднимает бокалы за славный День Лицея, и сразу после застолья уезжает в Малинники, что в Старицком уезде Тверской губернии, к Вульфам. Друзья желают «доброго пути. Пушкину-французу»!

Усердно помолившись Богу,

Лицею прокричав ура,

Прощайте, братцы: мне в дорогу,

А вам в постель уже пора.

4–6 декабря.

Из Малинников в Москву. На перекладных. Проехал 215 верст через Старицу, Волоколамск, Клин. В Москве остановился в гостинице «Север».

1829

5–6 января.

Из Москвы в Старицу. На перекладных. Приехал в Крещенье и сразу же попал на бал в дом старицкого исправника В.И. Вельяшева, дочь коего Катенька очаровала поэта.

16–18 января.

Из Малинников в Петербург. «На вольных». Вместе с Алексеем Вульфом проезжают Торжок, Вышний Волочек, Яжелбицы, Новгород, Чудово, Тосно, Ижору. На почтовых станциях, ожидая, когда перепрягут лошадей, играют в шахматы и, по воспоминаниям Вульфа, в пути говорят «про современные отечественные события, про литературу, про женщин, любовь». По дороге от Торжка до Петербурга путешественники «наслаждаются» доступными им радостями: в Валдае — баранками, в Вышнем Волочке — свежими сельдями, в Яжелбицах — ухою из форелей.

В пути явились и стихотворные строки, обращенные к Катеньке Вельяшевой: «Подъезжая под Ижоры…»

Пушкинский Петербург. Вид на Дворцовую площадь

10–14 марта.

Из Петербурга в Москву. На почтовых. В день отъезда Екатерина Карамзина желает Пушкину счастливого путешествия. Путь ему предстоит долгий: до Тифлиса и Арзрума.

12–14 октября.

Из Москвы в сельцо Павловское Тверской губернии. На «перекладных». Навещает Павла Ивановича Вульфа и его брата Ивана Ивановича в Берново.

7(?) — 9(?) ноября.

Из Павловского в Петербург. На перекладных.

1830

5—12 марта.

Из Петербурга в Москву с заездом в Малинники Тверской губернии. На перекладных. В Москве, прямо «из кибитки», Пушкин попадает в Благотворительное собрание, где встречает Натали Гончарову.

16–19 июля.

Из Москвы в Петербург. О выезде поэта, «за коим… был учрежден секретный полицейский надзор», докладывал московский полицмейстер. В Петербург Пушкин приехал днем и, выйдя из коляски на Невском проспекте, встретил отца. В доме родителей поэт простился с братом Левушкой, уезжавшим на Кавказ.

10–14 августа.

Из Петербурга в Москву с остановкой в Твери. В почтовом дилижансе. «10 августа выехали мы из Петербурга с Пушкиным. обедали в Царском Селе у Жуковского. В Твери виделись с Глинкою. 14 числа утром приехали мы в Москву».
(Из памятной книжки князя Петра Вяземского.
)

1831

15–18 мая.

Из Москвы в Петербург. С юной красавицей-женой. В собственной карете. До почтовой станции, первой на пути, Пушкина и его жену провожал друг поэта Павел Войнович Нащокин.

Для Натали все было ново — ведь то было первым ее большим путешествием! И первым вместе с мужем, — вдвоем им довелось ехать еще лишь в сентябре 1834-го, возвращаясь из Полотняного Завода в Москву.

В Петербурге молодые супруги остановились в гостинице Демута, далее их путь лежал в Царское Село.

3–6 декабря.

Из Петербурга в Москву. В почтовом дилижансе. Часть пути поэт едет в летней карете, в Валдае пересаживается в зимний экипаж. Останавливается у Нащокина, в доме в Гагаринском переулке. «Завтра буду писать тебе, — сообщает жене по приезде. — Сегодня мочи нет, устал».

24–27 декабря.

Из Москвы в Петербург. Нащокин, вероятно, вновь проводил друга до заставы. В газетном перечне прибывших в столицу пассажиров названо имя Пушкина.

1832

17–21 сентября.

Из Петербурга в Москву «поспешным дилижансом». Остановился в гостинице «Англия».

10–12 октября.

Из Москвы в Петербург. В почтовом дилижансе. О приезде поэта есть сообщение в «Санкт-Петербургских Ведомостях».

1833

17–25 августа.

Из Петербурга в Москву с заездом в Павловское, к Вульфу, и в Ярополец, к теще Наталии Ивановне Гончаровой. До Торжка путешествует вместе с Сергеем Соболевским: «…Теперь отправляюсь в сторону, в Ярополец, а Соболевского оставляю наедине с швейцарским сыром».

В собственном экипаже, на перекладных.

«Дороги проселочные были скверные; меня насилу тащили шестерней», — сообщает жене. По пути из Яропольца в Москву Пушкин заезжает в село Захарово, связанное с воспоминаниями детства, где его встречает дочь Арины Родионовны Марья.

17–20 ноября.

Из Москвы в Петербург. В собственном экипаже, на перекладных. По просьбе Нащокина берет с собою Льва Нарского, младшего брата невесты друга.

1834

17–20 августа.

Из Петербурга в Москву. На перекладных. Пушкин приезжает в Москву, на несколько часов останавливается в доме Гончаровых на Никитской и едет к жене на Полотняный Завод.

11–14 октября.

Из Москвы в Петербург. На «перекладных». Приезжает к семье, в дом Баташева на Французской набережной.

1836

29 апреля—2 мая.

Из Петербурга в Москву с остановкой в Твери (с 1 на 2 мая Пушкин ночует в тверской гостинице). На «перекладных». Гостит у Нащокина, в доме в Воротниковском переулке.

20–23 мая.

Из Москвы в Петербург. На перекладных. На прощанье Павел Войнович дарит другу кольцо с бирюзой — талисман от насильственной смерти.

Путешествие в Петербург — последнее в страннической жизни Пушкина.

Стихотворение «Телега жизни» – анализ по плану

Вариант 1

Восприятие, толкование, смысл

Философская тематика в стихотворениях Пушкина, его жизненные размышления и наблюдения прослеживаются на протяжении всего творческого пути поэта. Одним из самых ранних философских произведений Александра Сергеевича является стихотворение «Телега жизни», написанное в 1823 году. Это был не лучший период в жизни Пушкина.

Поэт находился в Одессе, где служил в канцелярии генерал-губернатора Воронцова. Ему приходилось заниматься массой мелких и скучных поручений, которые день ото дня вгоняли поэта в депрессию и философское восприятие действительности.

Известно, что стихотворение «Телега жизни» впервые было напечатано в журнале «Московский телеграф» с литературными правками Вяземского. По просьбе самого Пушкина Петр Андреевич заменил в тексте некоторые нецензурные выражения. Данный факт красноречиво говорит о том, что «Телегу жизни» Пушкин писал не в лучшем расположении духа. Да и сам образ дребезжащей телеги сложно назвать оптимистичным. Не удалая русская тройка, не шикарная карета, а именно телега ассоциируется у поэта с человеческой жизнью.

В этом стихотворении автор применил традиционную перекрестную рифмовку, сочетая женские и мужские пары. Оно написано четырехстопным ямбом с использованием пиррихия.

Первые четыре строки произведения играют роль вступления. Неумолимый ямщик символизирует время, которое гонит телегу жизни вперед. Его никак нельзя остановить, даже сделать небольшую паузу для отдыха. «Телега на ходу легка», а жизнь человека – быстротечна. Все радостные и печальные моменты, сопровождающие ее, пролетают очень быстро. С помощью ярких и метких эпитетов Пушкин раскрывает весь драматизм человеческой жизни: «седое время», «лихой ямщик».

В «Телеге жизни» Александр Сергеевич тонко описывает психологические аспекты основных этапов человеческого бытия. Юность он считает утром жизни. Это время, когда человек полон радости и энергии. Он стремится навстречу новому, неизведанному, хочет все успеть и познать, выпить бокал до дна. В пору рассвета никто не задумывается о чем-то плохом. Молодость дает ложную, но приятную уверенность в том, что человеку принадлежит весь мир. Ей не свойственны лень и апатия, желание отдохнуть.

Зрелость Пушкин сравнивает с полднем. Она предполагает уже другое поведение, поскольку с ошибками и жизненным опытом к человеку приходит трезвая оценка действительности. В зрелости человек более осторожен, он опасается «косогоров и оврагов», обдумывает, как их преодолеть. Почти все поступки человек старается подчинить логике, хотя они достаточно хаотичны по своей природе.

В зрелые годы особенно остро ощущается стремительность жизни, а также опасности, которые подстерегают человека на каждом шагу. В зрелом возрасте в приоритете надежность и стабильность. Перемены переносятся достаточно болезненно. Поэтому все чаще приходится притормаживать ямщика, кричать ему: «Полегче, дуралей!».

Однако времени нет дела до наших переживаний и опасений. Оно беспрерывно гонит телегу жизни к финишу. Вместе с закатом в дверь стучится старость. «Вечер жизни» – состояние усталости, дремоты, желания заслуженного отдыха и покоя. Человек едет в телеге и ждет уютного «ночлега».

Жизнь в своем вселенском воплощении не меняется и в старости, она существует по тем же законам. Однако человеку очень сложно охватить и понять их своим разумом, проникнуть в глубины бытия. Последняя строка стихотворения «…а время гонит лошадей» – философский акцент всех размышлений автора. Против законов природы нет противодействия. Жизнь все предусмотрела заранее.

Следует отметить, что предложения в стихотворении «Телега жизни» довольно обобщенны. Это говорит о том, что лирический герой не выделяется из общей массы людей, не противопоставлен обществу. В равной мере все стараются приспособиться к жизни и ее законам, привыкнуть к сюрпризам и причудам, встречающимся на пути.

Произведение «Телега жизни» наполнено особенной пушкинской гармонией, принятием жизненных правил и законов, которые невозможно изменить.

Вариант 2

Лирика А.С. Пушкина всеобъемлюща и универсальна. Она затрагивает все стороны человеческой жизни, дает ответы на множество вопросов, отражает ценные наблюдения поэта.

Одной из самых обширных тем в лирике Пушкина является, безусловно, философская тематика. Размышления и наблюдения о жизни, о законах Вселенной всегда тревожили ум поэта. Одним из ранних философских стихотворений, посвященных вопросам человеческого существования, является стихотворение «Телега жизни» (1823).

Это произведение имеет интересную форму. Поэт уподобляет жизнь каждого человека поездке на телеге. Поэтому стихотворение имеет иносказательный смысл, поездка на телеге здесь становится символом жизненного пути человека. Первое четверостишие играет роль некоего вступления, вводной части:

Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка;

Ямщик лихой, седое время,

Везет, не слезет с облучка.

Неумолимый ямщик – время – везет телегу жизни. Время не остановится, не сделает передышки, паузы. Поэтому человеческая жизнь пролетает быстро («телега на ходу легка»), несмотря на все тяготы и заботы, которые могут ее сопровождать. Пушкин с помощью эпитетов раскрывает весь драматизм быстротечности человеческой жизни: «ямщик лихой», «седое время».

Второе четверостишие рисует нам юность и молодость человека:

С утра садимся мы в телегу;

Мы рады голову сломать

И, презирая лень и негу,

Кричим: пошел! …

Пушкин дает нам тонкие психологические зарисовки каждого возраста. В молодости (метафора «утро жизни») человек полон энергии, радости жизни. Он несется жизни навстречу, жаждет познать все ее радости, испить жизнь до дна. В молодости человек не думает о том, что с ним может что-то случиться. Он – властелин мира. Юности не свойственны лень или стремление к покою. Человек гонит жизнь, кричит ей «пошел!», ведь хочется поскорей повзрослеть, узнать и испробовать все.

В зрелости человек ведет себя уже иначе:

Но в полдень нет уж той отваги;

Порастрясло нас; нам страшней

И косогоры и овраги;

Кричим: полегче, дуралей!

Полдень жизни приносит человеку опыт. Жизнь уже «порастрясла», то есть наставила шишек, позволила сделать множество ошибок. Теперь человек ведет себя более осмотрительно: он опасается «косогоров и оврагов», думает, как бы их преодолеть, не попасть в них. Поэтому теперь человеку кажется, что жизнь очень стремительна, она несет много опасностей. Можно было бы и сбавить темп, быть более осмотрительной и осторожной. Мне кажется, что такие мысли – признак приближающейся старости. Человек начинает выпадать из общего ритма, начинает отставать, бояться. Ему больше хочется покоя и стабильности, чем перемен. Человек считает, что жизнь не поддается никаким закономерностям, а просто несется, как «дуралей».

И вот незаметно наступает старость:

Катит по-прежнему телега;

Под вечер мы привыкли к ней

И, дремля, едем до ночлега —

А время гонит лошадей.

Жизнь все та же: она существует по своим, высшим, законам. Человек не понимает и не осознает их, но привыкает к причудам и сюрпризам, которые она ему преподносит. «Вечер жизни» — это дремотное состояние, полусон. Человек просто едет в телеге, ожидая «ночлега», то есть смерти.

Знаменательна последняя строка стихотворения: «А время гонит лошадей». Несмотря ни на что, жизнь идет своим чередом. Люди умирают и рождаются — и это вечный закон природы. Происходит круговорот, мудрая жизнь идет вперед, все предусмотрено ею и предсказано заранее.

Уподобление человеческой жизни одному дню (развернутая метафора) несет в себе очень глубокий смысл. С одной стороны, жизнь быстротечна, она пролетает, как один день. С другой стороны, человек – часть природы, Вселенной. Он живет по одним с ней ритмам, проживает одинаковые состояния: утро – веселая молодость, полдень – разумная зрелость, вечер – спокойная, умиротворенная старость.

Примечательно, что предложения в стихотворении носит обобщенный характер (за счет личных местоимений 1 лица мн. числа). Это говорит о том, что и лирический герой относит себя к основной массе людей, которым не под силу осознать и понять законы природы. Они лишь стремятся приспособиться к жизни, привыкнуть к ней. На мой взгляд, это подтверждает мысль Пушкина о глобальности и великой мудрости Вселенной, познать которую никому не дано.

Вообще, на мой взгляд, это стихотворение наполнено удивительной, только Пушкину присущей, гармонией, любовью к жизни, пониманием и приятием ее законов. Поэтому можно с полной уверенностью говорить об оптимистичности стихотворения «Телега жизни».

Это произведение написано четырехстопным ямбом с пиррихием. Для его создания использована традиционная перекрестная рифмовка, сочетание мужских и женских рифм. Все вместе делает это произведение шедевром ранней философской лирики А.С. Пушкина.

Вариант 3

Лирика Пушкина слишком универсальна и всепоглощающа. Она не только интригует она, будто затрагивает всю жизнь человека. Через свои произведения автор словно передает собственные жизненные наблюдения и даже пытается познать и дать ответы на многие вопросы, интересующие его так давно. Широко спектра в лирике писателя обретают философские темы. Пушкин старается размышлять о жизни в целом, увлекаться законами Вселенной.

Это словно не дает ему покоя. Ярким философским стихотворением того времени стало “Телега жизни”. Когда писателя отправили в ссылку подальше от Петербурга, он все время был в плохом расположении духа. Он будто проклинал время и людей, которые так с ним поступили. Именно эти события в жизни поэта и подтолкнули его искать в происходящем какой-то философский смысл.

Данное стихотворение достаточно интересное. Автор описывает простую поездку на телеге, которую уподобляет жизни. Получается, что сама телега — это символ самого жизненного пути, со всеми преградами и неудобствами. Повозкой управляет ямщик, он словно время, неумолимое и беспощадное, везет вперед по начертанному пути. Время пролетает так незаметно, словно не было всяких проблем и тягостей. С помощью применения эпитетов автор раскрывает весь драматизм ситуации.

Пушкин прекрасно описывает каждый возраст. Жизнь начинается с молодости, Пушкин сравнивает этот период с утром. В это время человек полон сил и энергии, он стремится жить. У него есть цель, он к ней движется. Человек словно хочет испытать и попробовать все на свете. Будучи молодым, герой не всегда задумывается о том, что его ждет. Он ощущает себя властелином мира. Человек словно прогоняет свою жизнь, он стремится скорее стать взрослым, не думая о том, что это время быстро пройдет, его не вернешь.

Полдень для героя словно зрелость. Здесь к нему приходит опыт. Он уже получился шишки от ошибок. Герой ведет себя уже более осмотрительно и уверенно. Познав реальность человек, старается опасаться неприятностей. Но если уже получается в них попасть, каждый старается поскорее выбраться и разобраться с ними. Теперь люди понимают, что жизнь не вечна, она принимает стремительных оборотов. Оказывается, она может быть жестокой и коварной, за каждым углом может таиться опасность.

Такие мысли возникают в голове зрелого человека. Это полностью приближает его к старости. Старость, словно тот тихий, уютный вечер. Но в то же время человек чувствует себя лишним в суете мирской. Он все больше отстает от других, больше боится и не хочет перемен. Его устраивает покой, тишина и стабильность. Жизнь остается прежней, только вот герой начинает ее понимать, потихоньку привыкая к ее переменам.

Люди рождаются и умирают, это естественный порядок в природе. Жизнь может пролететь, словно один день. Но герой живет с ней в одном ритме, стараясь не теряться и не отставать. Все произведения наполнено некой гармонией и пониманием правил жизни, которые, к несчастью, изменить нельзя.

LiveInternetLiveInternet

Александр Сергеевич Пушкин

Хоть тяжело подчас в ней бремя, Телега на ходу легка; Ямщик лихой, седое время, Везет, не слезет с облучка.

С утра садимся мы в телегу; Мы рады голову сломать И, презирая лень и негу, Кричим: пошел! . . . . . . .

Но в полдень нет уж той отваги; Порастрясло нас: нам страшней И косогоры и овраги: Кричим: полегче, дуралей!

Катит по-прежнему телега; Под вечер мы привыкли к ней И дремля едем до ночлега, А время гонит лошадей.

Во время южной ссылки Александр Пушкин почти все время пребывал в довольно мрачном расположении духа, мысленно проклиная не только собственную судьбу, но и людей, причастных к его изгнанию из Санкт-Петербурга. Именно в этот период в творчестве поэта появляются саркастические и даже издевательские нотки, автор пытается обобщить все происходящее и наделить неким философским смыслом.

Итогом таких попыток можно считать стихотворение «Телега жизни», которое было написано в 1823 году. Поэт в это время находился в Одессе и вынужден был служить в канцелярии генерал-губернатора Михаила Воронцова, выполняя мелкие и никому особо не нужные поручения.

Михаил Воронцов. Рисунок Пушкина

Согласно воспоминаниям очевидцев, последней каплей, которая переполнила чашу терпения поэта, стала поезда за город с целью выяснить, насколько сильно пострадали посевы пшеницы от полчища саранчи. Считается, что именно после этого случая Пушкин не только составил дерзкий отчет для своего начальника, но и написал стихотворение «Телега жизни», в котором излил всю свою желчь и язвительность.

Философское отношение к действительности, которую поэт был не в состоянии изменить, натолкнуло его на весьма удачный литературный образ. В результате Пушкин сравнил человеческую жизнь с телегой, которая «на ходу легка», хотя порой и вынуждена вести тяжелый груз. К нему автор причисляет мысли, чувства и поступки людей, которые, тем не менее, не в состоянии ускорить либо замедлить ход жизни-телеги. Повлиять на это можем лишь мы сами, когда «рады голову сломать» ради того, чтобы поскорее добраться к намеченной цели, какой бы призрачной и нелепой она ни казалась со стороны.

Юность Пушкин сравнивает с ранним утром, когда человек лишь садиться в телегу и несется на ней во всю прыть по ухабам и бездорожью, не считаясь со временем и собственными силами. Однако когда наступает полдень, который в трактовке автора символизирует зрелость разума и тела, «нам страшней и косогоры, и овраги». Это означает, что с годами человек не только приобретает некоторую мудрость, но и становится куда как более осторожным, понимая, что на извилистой дорожке даже в добротной и прочной телеге можно запросто свернуть себе шею.

Ну и, наконец, в жизни практически каждого человека наступает тот период, когда ему уже вообще никуда не хочется ехать. У Пушкина вечер символизирует старость, когда человек, проехавший огромный путь, уже настолько сроднился со своей жизнью-телегой, что уже попросту перестает замечать ее привлекательные стороны, радоваться и огорчаться, любить и страдать. На этом этапе все мы «дремля, едем до ночлега, а время гонит лошадей».

Таким образом, Пушкин сравнил человеческую жизнь с поездкой на скрипучей телеге, и это путешествие лишь вначале дает каждому из нас ощущение радости, вдохновляет на дерзкие поступки и заставляет не замечать препятствий. Однако с возрастом жизнь становится в тягость даже оптимистам, которые, не видя для себя более интересного пути, теряют к такой поездке всякий интерес и раздражаются каждый раз, когда попадают в ухабы.

Примечательно, что это стихотворение было опубликовано практически сразу же после того, как Пушкин вернулся из южной ссылки. Однако в журнале «Московский телеграф» вышла видоизмененная версия этого произведения, из которого Петр Вяземский убрал нецензурные выражения, к которым поэт любил прибегать в моменты крайнего раздражения. Пушкин же, отправляя рукопись Вяземскому, заранее предупредил, что тот может вносить правки по своему усмотрению, признавая тем самым, что «Телега жизни» была написана им под воздействием затяжной депрессии.

Текст: pishi-stihi.ru

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: