- Сочинения
- По литературе
- Островский
- Система образов в Грозе
Система образов в «Грозе» достаточно необычная, нетривиальная. Как правило, каждый герой имеет свое предназначение, принадлежит к определенному социальному слою. Допустим, Дикой. Можно сказать, это «хозяин жизни». Все вокруг стремятся его не беспокоить, не сердить – дескать, в гневе он страшен. Конечно же, это не может быть плюсом. Сама по себе агрессивность и вспыльчивость человека – это минус, а не плюс.
Но есть и люди, которые Дикого не боятся. Допустим, Кудряш. Он открыто говорит, что прогибаться не будет — мало того, если что, и ответить может. Сам Дикой постоянно зол, потому, что ему все время не хватает собственных полномочий. Можно сказать, он жаждет большего, стремится все выше и выше вознести свой статус.
Дикой самодур. Но, лишь внешне. На самом деле, это неуверенный в себе, несчастный человек. Который считает, что сила и власть сделают его лучше других.
А вот Кабаниха – типичный образец домостроя, который уже давно отжил свое. Но такие люди, как она, не желают этого признавать, живут в соответствии со старым укладом. Она третирует молодых, по ее убеждениям, для их же блага. Но сама не понимает, что этим ничуть не помогает, а напротив, портит людям жизнь. Хотя, кто знает – возможно, ею движет типичное чувство немолодого человека, который верит, что пока к его наставлениям кто-то прислушивается, значит, он нужен детям, и ему есть место в этом мире.
Что же касается старых порядков, Кабанова уж слишком обеспокоена их беспрекословным выполнением. Более, чем на половину важных для нее вещей можно спокойно махнуть рукой – и никто не пострадает. Кабаниха давно смирилась с самодурством, а вот с тем, что не является истиной в последней инстанции – смириться не может.
Борис – это образ, находящийся в отдалении ото всех. Он двойственен. С одной стороны, образован и интеллигентен, с другой подл и двуличен. Возможно, он введен в творение потому, чтобы показать читателю, что идеальных людей не бывает, у каждого есть некая «слабина».
В двойственности с ним схож Тихон. С одной стороны, это глас маменьки. С другой, недалекий, беспомощный человек. Он очень любит Катерину, но не может ослушаться Кабаниху, боится ее. Так и живет, губимый своими комплексами и отсутствием силы воли. Тем не менее, в диалогах он жалуется, что маменька житься не дает супруге и что ему ее жалко.
Антипод Тихона — Варвара. Уж она-то за словом в карман не полезет! Тем не менее, жизнь с Кабанихой наложила свой отпечаток. У девушки неправильные ценности. Но также она умеет приспосабливаться. К жесткости матери, к ничтожеству брата, к собственным недостаткам. Однако у нее есть желание перемен и сила воли. Она чем-то схожа с Кудряшом, только он сильнее, настойчивее, проницательнее.
Что же касается Кулигина – это типичный «русский гений», светило, что остается не в полной мере признанным.
Популярные сочинения
- Сочинение от лица вратаря по картине Григорьева Вратарь (7 класс)
Сегодня играем решающий матч. Я, конечно, на воротах. Мы пришли на наш пустырь сразу после уроков. Пришлось размести опавшие листья - Роль знаний в жизни человека сочинение
С созданием мира появляется и человек. С самого рождения человек начинает бороться. Он проходит через множество испытаний, чтобы построить себя как личность. В течение многих лет он обзаводится мудростью и становится разумным существом - Безответная любовь — сочинение-рассуждение
Конечно, всегда хочется, чтобы любовь была взаимной. А тут получается, что ты к человеку испытываешь чувства сильные, на всё ради него готов, а ему наплевать.
Главные герои
Кабаниха | Марфа Игнатьевна Кабанова – один из ярких центральных образов произведения. Это властная, грубая женщина, которая терроризирует все семейство. Будучи воспитанной по старинным обычаям, она тщательно придерживается их списка. По ее глубокому убеждению весь мир держится на страхе, и любые отношения построены на тирании. Так, муж должен непременно бить жену и детей, а хозяин – своих подчиненных. Это типичный образчик закостеневшего патриархального купечества, погрязшего в хамстве и невежестве. |
Тихон Кабанов | Сын Кабанихи – человек мягкий, добрый и безвольный, с ранних лет находящийся под полным влиянием жестокой матери. Обладая слабым характером, он не предпринимает никаких попыток избавиться от ненавистных оков материнской власти, несмотря на то, что они доставляют ему душевные муки. Не отыскав иного решения проблемы, Тихон с молчаливого одобрения Кабанихи с головой уходит в пьянство. В обществе этих людей разврат, чревоугодие и пьянство являются своеобразными привилегиями. |
Катерина | Супруга Тихона – молодая женщина с покладистым характером, воспитанная в строгих патриархальных правилах. Она искренне пытается полюбить своего слабовольного супруга, однако ничего, кроме жалости, к нему не испытывает. Катерина, привыкшая к совершенно иному укладу в семье, становится главной жертвой тирании свекрови, которая боится, что сын окажется под ее влиянием. Пытаясь вырваться из этого царства лжи и насилия, Катерина заводит роман на стороне, о чем впоследствии раскаивается и кончает жизнь самоубийством. |
Система образов в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
В 1856 году А. Н. Островский отправляется в экспедицию по Волге вместе со многими театралами и писателями. В результате… автор пишет пьесу “Гроза”, в которой отражена жизнь интересующего автора социального слоя: мещанства и купечества, представленного в произведении с помощью собирательного образа города Калинова, названного Добролюбовым “темным царством”.
Название — ключ к пониманию произведения. Образ грозы прежде всего ассоциируется с общим состоянием мира. Старые устои общества уже изжили себя, и становится актуальной проблема нравственного и исторического обновления. Также гроза символизирует конфликт. Центральным в произведении становится социальный внешний конфликт, который реализуется с помощью образов жителей города.
Калинов представлен самодурами (угнетающими) и угнетенными. Рассмотрим образ Марфы Игнатьевны Кабановой. Она живет по законам Домостроя и патриархального мира. Для нее важно соблюдение обрядовости жизни, только это может сохранить порядок в доме. (Но так как “Гроза” — произведение критического реализма, для него характерна социальная и психологическая типизация. Следовательно, дом олицетворяет город Калинов, а значит, и Россию в целом.)
На страхе разрушения устоев, порядков основана и жестокость Кабанихи, зачастую доходящая до античеловечности. Например, Марфа Игнатьевна настаивает на том, чтобы Тихон бил Катерину (чтобы знала, кого уважать), и торжествует по поводу ее смерти, обвиняя в разрушении порядка.
Также яркими чертами Кабанихи становятся деспотизм и властолюбие. “Если она тебя бояться не будет, то меня и подавно. Какой же порядок в доме будет-то?”
Под влиянием свекрови, общества, жизнь которого основана на страхе и лжи (ведь сама Варвара говорит, что на лжи “…весь дом держится…”), Катерина должна была стать типичным его представителем. Но Катерина становится достойным противником Кабанихи. Катерина тоже сильная личность. Она так же, как и Марфа Игнатьевна, считает, что нет ничего, что могло бы искупить грех. Но от уродливой жизненной логики Кабанихи Катерину спасает способность видеть красоту и искренняя вера в Бога. Ей чужды ценности “темного царства”. Это частично становится основой внешнего конфликта, который представлен в произведении с помощью психологических пар. Его главная особенность в том, что мировоззрение людей разрушает жизнь друг друга. Например, так произошло в семье Кабановых. Кабаниха предстает сложной личностью. Несмотря на свою внешнюю жесткость по отношению к близким, она искренне любит своих детей и не понимает, что ломает их жизнь.
Варвара, дочь Марфы Игнатьевны, постоянно изворачивается, лжет, даже перед Богом (например, когда ворует ключ, который мать держала за образом). Для нее практически не существует ничего святого, потому она уходит из семьи.
Тихон — загубленная личность. Он не может воспротивиться приказам маменьки и делает все, что она требует. В результате финальная сцена пьесы становится еще более трагичной. Лишь под влиянием смерти жены в Тихоне пробуждаются чувства, а главное, душа, и он обвиняет горячо любящую его мать в происшедшем. Внешний конфликт разрешается крушением семьи и непосредственно связан с образом надвигающейся в самом начале повествования грозы, несущей разрушение устоявшимся порядкам “темного царства”. Но нравственная сущность некоторых его представителей противоречива, в их душе происходит активная внутренняя борьба, что становится основой для внутреннего конфликта в произведении. Прежде всего, рассмотрим образ Катерины. Желание истинной чистой любви выше доводов разума. Но Катерина осознает греховность желания, и это становится тяжким гнетом для ее души. Согрешив, Катерина более не обращается за помощью к Богу, но и жить с мыслью о грехе не может, и, соответственно, счастья с Борисом никогда не достигнет. Из-за излишней впечатлительности Катерине видятся недобрые предзнаменования и в изображении геенны огненной, и в словах полусумасшедшей старухи: “…красота… в омут ведет…” и “…все в аду гореть будем…”
В результате на вопрос “куда теперь?” Катерине видится только один ответ: “В могиле лучше… Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо… Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех!”
Но, кроме Катерины, внутренний конфликт происходит и в душе Тихона. Влияние матери подавляло в нем индивидуальное начало. Но причинить боль жене он не в состоянии, так как сильно ее любит и переживает за нее. Он говорит: “…я ее вытащу, а то так и сам… что мне без нее!” Смерть жены сильно влияет на его внутреннее состояние. В нем возрождается желание, стремление противостоять, и он находит в себе душевные силы сказать матери: “Вы ее погубили!”
Так как пьеса “Гроза” произведение критического реализма, герои и типичны, и индивидуальны. Авторская позиция растворена в повествовании и прямо не выражается. Лишь иногда некоторые герои становятся резонерами. Финал открыт, но добро не побеждает и зло не торжествует.
Сочинение 2
Пьеса под названием «Гроза» написана известным русским писателем драматургом Константином Островским. Именно этот человек является основателем театра в России. Он создал прекраснейшую пьесу, наполненную глубоким смыслом. Она называется в честь природного явления – грозы.
Не мало героев имеются в этом драматургическом произведении. Каждый из героев обозначает что-то и символизирует. Каждый из образов по-особому богат и глубок.
В данном тексте представлен анализ системы образов.
Героями, которые олицетворяют власть над всем и желание владеть всем, являются Дикой и Кабаниха. Кабаниха – прескверная женщина. Она непрерывно донимает свою невестку, постоянно исправляя ее, угнетая. Она желает все время держать все вещи под своим чутким, как она считает, контролем. Но таким образом она портит жизнь другим. Это печально. Дикой, кстати, тоже тупой и властный старикашка, его сердце не знает добра.
Вторая группа образов – это Кудряш и Варвара. Варвара – это сестра мужа главной героини, а Кудряш, это ее парень. Варвара и ее молодой человек ассоциируют жизнь не то что бы беззаботную, а жизнь во вранье. Именно эта девушка подталкивает главную героиню на измену мужу. Варвара живет по принципу: «если никто не узнает, то все пройдет».
Третий тип персонажей – маменькин сынок, слабохарактерный муж Катерины, который сделал несчастной свою жену постоянным поклонением матери. Он был несамостоятельным и не мог даже слова сказать своей матери, которая постоянно гнобила Катерину. На примере Тихона Островский показывает, какими вырастают маменькины сынки.
Борис – тип мужчина однозначно корыстных. Он приехал в Калинов за наследством умирающего дяди. При этом он успел влюбить в себя замужнюю женщину, ответить ей взаимностью, а после как нельзя подло сбежать. Чем же он лучше трусливого Тихона? Да ничем.
И, пожалуй, самый главный персонаж – это Катерина. Несчастная женщина, которую довели до настоящего протеста. Она покончила жизни самоубийством из-за несчастий, которые накрыли ее. Она женщина добродушная, душевная, мудрая, добрая. Но так получилось, что она оказалась в таком обществе. Это и убило ее.
Другие сочинения: <- Нравственные итоги в пьесе Гроза? ОстровскийГерои произведения Снегурочка ->
Второстепенные персонажи
Варвара | Дочь Кабанихи и полная противоположность своему братцу Тихону. Вынужденная приспособиться к непростой жизни в собственном доме, она все же остается смелым и свободным человеком. Кабаниха не является для нее авторитетом, и она живет по собственным убеждениям. Варвара совершенно не печется о нравственности, и не переживает по поводу рассказов и сплетен окружающих. |
Кудряш | Дружок Варвары, с которым она состоит в отношениях. Типичный представитель «темного царства»: отличается дерзостью, развязностью, хамством. Это честолюбивый молодой человек, все стремления которого связаны с богатством и властью над людьми. Повесть его незамысловатой жизни мало чем отличается от большинства жителей провинциального городка. |
Кулигин | Механик-самоучка, человек с пытливым живым умом. Это один из немногих персонажей пьесы, чье имя вызывает лишь положительные эмоции. Человек с благородным и добрым сердцем, он отказывается жить согласно устоявшимся канонам. Он страстно мечтает о всеобщем благе, честном труде, знаниях. Однако многим мечтам Кулигина так и не суждено сбыться. |
Савел Прокофьевич Дикой | Купец, обладающий большим весом в местном обществе. Это полная противоположность Кулигина: он всем сердцем ненавидит и осуждает людей, игнорирует знания и прогресс, душа его черства, словно камень. И речи быть не может о том, чтобы Дикой оказал кому-либо безвозмездную помощь. Истинным удовольствием для него является унижение и запугивание людей. |
Борис | Молодой, прилично образованный человек, родной племянник Дикого. Поначалу создает впечатление справедливого и честного юноши, однако на поверку оказывается насквозь прогнившим пошлым лицемером. Не оправдав надежд влюбленной в него Катерины не желая брать на себя ответственность за отношения, он трусливо сбегает, оставляя девушку в одиночестве. |
Феклуша | Приживалка Кабанихи, способная с завидной легкостью втереться в доверие к любому человеку. Ловко используя лесть и невежество местных жителей, она обеспечивает себе довольно обеспеченную и спокойную жизнь. Любые перемены и новизна пугают хитрую невежественную старуху, поскольку несут угрозу ее привычному обывательскому мирку, в котором нет места культуре, образованию, вежливости. |