Урок «Проблема воспитания гражданина (по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»)»

  • Краткие содержания
  • Фонвизин
  • Недоросль

В рассказе описывается жизнь одной деревенской семьи по фамилии Простаковы. У барыни Простаковой был сын по имени Митрофан. Мать заказала ему кафтан у портного. После чего разозлилась на портного. Потому что кафтан был узким для 16 – летнего Митрофана. Портной Трижка оправдывался, как мог. Но барыня слушать не стала. Ее муж господин Простаков был послушным человеком. В этот раз он высказал свои взгляды насчет узкого кафтана. Также свое мнение высказывает Тарас Скотинин, являющийся братом госпожи. Кафтан сшили для Митрофана ко дню обручения Тараса и Софьи. Софья была родственницей отца Митрофана и жила у них дома. Ее вырастила мать в Москве, а отец скончался. Но полгода назад умерла и мать девушки. После кончины Простаковы взяли ее к себе. Сама Софья не знала, за кого должна выйти замуж.

Через определенное время Софья получает письмо от пропавшего дяди. Тут Простакова расстроилась. Поскольку ее надежды на свадьбу не оправдались. Простакова обвинила Соню в обмане. Но проверить свои догадки не могла. Поскольку она, ее муж и брат не умели читать. Прочитать письмо помог сосед Правдин. В письме было написано, что дядя оставляет своей племяннице все свое состояние. Узнав такую новость, Простакова решает женить на Софьи своего недоросля сына Митрофана. К Правдину приехал его друг Милон, который был офицером. Милон был влюблен в одну девушку, которая осталась сиротой. Но об этом он не рассказывает своему товарищу. Его возлюбленной была Софья. Они встретились и очень сильно обрадовались. Потом Софья рассказывает о скором замужестве за Митрофана. Милон начинает ревновать. Его ревность утихает, когда он узнает о недоразвитости Митрофана.

Узнав об отказе женитьбы, Скотинин приходит в бешенство и набрасывается на Митрофана. Его заслоняет его няня Еремеевна. Учителя приходили сами к Митрофану. Но Митрофан выражает недовольство и говорит, что не хочет учиться. Простакова узнала, что него напал Тарас. Она утешила сына и сказала, что он скоро женится. В селение приезжает дядя Софьи. По дороге он встретился с Правдиным, и они поговорили.

Дядя Стародум приехал освободить Софью от этих невежд Простаковых. Он встретился с племянницей и обещал ее освободить. В это время в комнату вошли Тарас и Простакова. Брат с сестрой там же подрались. Узнав, что приехал богатый дядя Софьи Простакова начинает льстить и проявляет гостеприимность. Простакова рассказала гостю о скорой свадьбе. Стародум категорически против свадьбы. Он обещал, что скоро он увезет Софью в Москву и выдаст ее замуж за достойного человека. От такого заявления Софья очень сильно расстроилась. Потом дядя ей объяснил, что она сама вольна в своих решениях. Простакова расхваливает своего сына и об его образовании.

В конце Стародум, его племянница и Милон уехали из города. А семья Простаковых остались в своей деревне.

Очень кратко

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Образы Митрофанушки, Простаковой, Скотинина

Смысл «говорящих» фамилий и речевые характеристики персонажей. Афоризмы комедии

В комедии роль характеристик выполняют «говорящие» имена. Имя Митрофана в переводе с греческого означает «подобный матери», он действительно своими нравами напоминает мать, выросшую в семье Скотининых. Образ Митрофанушки стал нарицательным, его имя синонимом неуча, лентяя и бездельника.

Митрофанушке уже скоро 16 лет, он почти четыре года на домашнем обучении, но учится бестолково и поверхностно и все еще числится в недорослях. Для родителей, особенно матери, ослепленной любовью, он вся еще дитя и ребенок, которого нужно «понежить». Сынок за такую любовь платит матери грубостью. У избалованного и изнеженного Митрофанушки главная потребность – это вкусно и много поесть, хотя после обильных трапез он мучается от переедания. Окруженный безграничной опекой, он растет лоботрясом и тунеядцем. У него уже сформировался характер: он малодушен, лукав, жесток, груб с учителями и со своей кормилицей. Софья дает меткую характеристику Митрофанушке, замечая, что он «достиг последней степени своего совершенства», т.е. предела своего развития. Он и сам не стремится развиваться, говоря: «Не хочу учиться, а хочу жениться».

Его образованием занимаются три учителя. Отставной сержант Цыфиркин, честный служака, учит арифметике уже 2 года, но Митрофан с трудом считает до трех. Недоучившийся семинарист и дьячок Кутейкин обучает грамоте почти 3 года, но подопечный едва читает по слогам.

Немец Вральман, в прошлом служивший кучером, но выдающий себя за образованного человека, нанят за немалые деньги для обучения «всем наукам» и французскому языку, но научить ничему не способен. Педагогика этого лицемера и лгуна основана на том, что голова у Митрофанушки «слабее его брюха», а даже то «не выдерживает излишней набивки». Простакова довольна лишь этим учителем, ведь он «ребенка не неволит», к остальным относится пренебрежительно.

В дворянской семье до предела извращены все понятия о разумном, не существует приличий, совести и чести, царит произвол и ложь. Хозяйка дома властная, грубая, невежественная, своевольная, держит под гнетом собственную семью. Простаков именуется «женин муж», Скотинин – «сестрин брат», Митрофанушка – «матушкин сын». Простакова мужа своего ни в грош не ставит, брата готова обмануть, сына любит с животным инстинктом, поощряет его неуважение к отцу, который представлен безвольным подкаблучником и простоватым глупцом. Она вынуждена обучать сына для будущей службы,но науки в ее представлении бесполезны: арифметика нужна лишь только для того, чтобы деньги считать, а географию знать надобно только извозчикам, чтобы отвезти, куда следует. В ее понимании родительского долга воспитание низведено лишь к проблемам питания детинушки, объедающемуся до дурноты.

Простакова о себе говорит, что рук не покладая, то бранится, то дерется, «тем и дом держится». Значительную роль играет характеристика речи героев «Недоросли». Госпожа Простакова к своему мужу обращается «урод» и «рохля», кормилицу Еремеевну, служившую ей верой и правдой зовет «старой ведьмой», «бестией», «собачьей дочерью», без вины виноватого портняжку Тришку – «скотом» и «вором». Сквернословие госпожи Простаковой показывает ее истинное лицо, выставляя напоказ бескультурье, хамство, цинизм. Оттого ее обращения к богатому Стародуму: «отец родной» и «гость бесценный» звучат фальшиво, лишь подчеркивают ее лицемерие и корыстолюбие.

Изображая из себя благодетельницу, Простакова приютила в доме сироту-родственницу Софью ради ее имения, чтобы тайком обкрадывать. Не считаясь с мнением Софьи, хочет выдать ее за Скотинина, который рад получить с приданым[4] будущей невесты деревеньки, где водятся отменные свиньи. Простакова труслива перед богатым Стародумом, а внезапно разбогатевшую его племянницу пытается пристроить за своего сыночка, готова с помощью похищения Софьи добиться своего.

Стародум хозяйку дома называет «чертом», Правдин «презлой[5] фурией».В образе Простаковой изображена жестокая крепостница, с крепостных крестьян она уже ничего «содрать не может» и жалуется на это с недоумением, своих дворовых за людей не считает. Но прежде всего Фонвизин осуждает среду, в которой такие помещицы благоденствуют, безнаказанно творят произвол. На примере финала пьесы автор показывает, что власть помещиков над крепостными должна быть ограничена.

В образе Скотинина также изображен жестокий помещик, обирающий своих крестьян до последней нитки. Брат Простаковой невежественен, как и его сестра, падок на деньги и жесток. Интересы Тараса Скотинина низменные, «смертная охота» у него только к свиньям, для него они выше людей. Он восторженно говорит о здоровенных свиньях в их окрестностях, которых если поставить на «задние ноги», будут «выше каждого из нас целой головою». Он любит прогуляться по скотному двору, где ему хорошо. Скотинин отмечает родственное сходство с племянником, который тоже любит свинок. Простаков, соглашаясь, что «какое-нибудь сходство» есть, наводит невольно на мысль, что есть нечто свиноподобное в этих людях в их тяготении к скотскому образу жизни. Не случайно Митрофанушка записывает под диктовку Кутейкина похожий на библейский, но вымышленный текст: «Аз есмь[6] скот, а не человек». Фонвизин употребляет слово «скот» в значении «существо, лишенное души,способности думать».

К положительным образам комедии «Недоросль» можно отнести Софью, чье имя переводится как «мудрость». Она умна и хорошо воспитана. Оставшись сиротой, оказалась под опекой своих дальних родственников корыстолюбивых Простаковых, которые пользуются доходами от оставшегося ей в наследство имения. Для Простаковых и Скотинина Софья и ее наследство лишь источник наживы. Благодаря своему дяде Стародуму Софья обретает свободу и становится невестой офицера Милона, благородного и честного человека, которого давно любит.

В образе Стародума показан уже немолодой дворянин, приверженец просветительских идей, «говорящая» фамилия характеризует его как человека ушедшей петровской эпохи, времени, «когда придворные были воинами», а «воины не были придворными». Он воспитывался отцом, служившим Петру Великому, убежденном в том, что прежде всего нужно обладать сердцем и душой, а на все остальное влияет переменчивая мода, в том числе на умы и знания «как на пряжки, на пуговицы». Без души самая просвещенная«умница – жалкая тварь», «невежда без души – зверь». Стародум живет по заветам отца, при нынешнем дворе Екатерины он остаться не смог и подал в отставку. В молодости он воевал и служил при императорском дворе, но разочаровавшись в чуждых ему придворных нравах, службу оставил, отправился в Сибирь, где честным трудом нажил состояние. Его единомышленник, справедливый и честный чиновник Правдин, с сожалением говорит, что таких людей нужно от двора не удалять, а призывать, как к «больным врача призывают». Стародум ему возражает, ведь неисцелимо больным врач не может помочь, а самому можно и заразиться.

Стародум изъясняется классическим книжным языком, его фразы афористичны: «наличные деньги – не наличные достоинства», «в большом свете водятся премелкие души», «золотой болван – всё болван» и пр. В рассуждениях Стародума высказываются мысли самого Фонвизина о недугах придворных порядков, о пресечении помещичьего произвола и ответственности дворянства перед государством.В финале как приговор не одной Простаковой, но всей существующей системе, звучат слова Стародума: «Вот злонравия достойные плоды».

Проблемы воспитания истинного гражданина в комедии «Недоросль»

Идейно-этическая направленность

В комедии «Недоросль» затронуты вопросы гражданского воспитания молодого поколения, опору страны в будущем, подчеркивается роль образования для достижения «благосостояния государства». Драматург полагал, что просвещение способно определить нравственные цели в обществе, а невежество граждан, воспитанных малообразованными иностранцами-учителями, неспособными привить чувство национального достоинства, губительно для страны. Стародум, отмечая последствия «дурного воспитания», спрашивал: «Что для Отечества может выйти из Митрофанушки?». Уродливое нравственное воспитание дало свои плоды: Митрофан превратился в бесполезного для общества человека, безразличного ко всему, кроме потребностей собственного желудка, не способного «радеть о своем Отечестве». У Фонвизина тема воспитания рассматривается как формирование личности гражданина, человека полезного для общества.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: