- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Образ Петербурга в романе Евгений Онегин
На протяжении всего романа «Евгений Онегин» образ Петербурга неразрывно связан со становлением личности Евгения Онегина. Этот город, как и сам главный герой, показан в развитии.
В самом начале Петербург представляется лишь Летним садом, где гуляет маленький Евгений. Но уже в пятнадцатой строфе первой главы этот город словно взрослеет вместе с Онегиным, отражая юность и беспечность героя. Петербург выглядит современно, элегантно, но в это же время лицемерно, горделиво и равнодушно, полностью отражая картину быта и нравов представителей петербургского дворянского общества. Это и просторный бульвар, где утром высший свет выходит на прогулку, и где Онегин появляется только ради приличия. Это и дорогой ресторан с французской кухней, где подают только изысканные блюда и пьют самое лучшее вино и шампанское. Это и театр с блистательным балетом, очаровательными актрисами и почетными гостями, где Онегин, чувствуя недовольство и рассеянность, с равнодушием смотрит на сцену.
Высшее сословие Петербурга того времени было заметно подвержено французскому влиянию. Поэтому даже в рабочем кабинете Евгения, украшенном по французской моде и уставленном различными заграничными вещами, виден образ Петербурга.
Красочным изображением этого города является и роскошный бал, на который отправляется Онегин. Автор рисует яркие кареты, блеск великолепных домов, большой зал с множеством гостей, роскошно одетых дам и модных кавалеров.
В тридцать пятой строфе первой главы образ столицы показывается для читателя уже картинами быта. Неугомонный, полный веселья и празднества Петербург пробуждается под стук барабана военных. Пушкин изображает остальную часть общества: спешащего на рынок купца, извозчика, хлебника и немца, открывающего свою лавочку.
Автор описывает жизнь Петербурга с восхищением, уделяя внимание каждому закоулку и явлению этого города, точно и живописно подбирая нужные слова. Но в то же время Пушкин говорит только о внешней стороне этого города, делая акцент на модных тенденциях, показывая зависимость современного общества от всего заграничного. Александр Сергеевич не раскрывает душу этого города, не заглядывает внутрь, точно так же, как и не показывает душу главного героя, Евгения Онегина.
Таким образом, Александр Сергеевич Пушкин проводит некую параллель образа Петербурга и взросления Евгения Онегина. Город показывается живым, он растет вместе с главным героем, отражает его настроение, его привычки, характер, тем самым занимая важное место в повествовании романа.
Сочинение Петербург в Евгении Онегина
В своем романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин в красках изобразил русскую географию рубежа двадцатых — тридцатых годов девятнадцатого века. Ему удалось точно и подробно показать как жителей провинции, так и столичных обывателей. Особое место в романе занял Санкт-Петербург и его представители. Сам город представляет собой не только место действия сцен романа, но выступает отдельным героем, который имеет свое лицо, характер и привычки.
В романе Петербург выступает местом, где начинается и заканчивается действие произведения, поэтому ему отводится особая, важная роль. Этот город неразрывно связан с главным героем романа – Евгением Онегиным, который представлен в творении Пушкина другом еще одного важного персонажа – романтического поэта Владимира Ленского.
С самого начала произведения мы проникаем в жизнь петербургского дворянского общества, которое определяется писателем как современное и элегантное. Пушкин крайне подробно рисует картину нравов и быта петербуржцев от нарядов представителей дворянства и блюд, вкушаемых в заведениях высокого класса до мероприятий, посещаемых высшими персонами. На примере жизни Евгения Онегина, автор показывает читателю распорядок дня типичного представителя дворян того времени. Александр Сергеевич подробно показывает посещение Евгением Онегиным театра, далее его возвращение домой и пребывание в рабочем кабинете. Рассматривая интерьер этой комнаты, читатель может заметить, с какими странами у России был товарный обмен на тот момент. Кроме того автор мягко иронизирует заметное французское влияние на жизнь высшего сословия Петербурга того времени.
Описывая течение жизни столицы, Пушкин по-настоящему восхищается Петербургом, каждому уголку и явлению этого города он точно и ярко подбирает красивые слова, словно рисует красками его картину. Также можно заметить некоторую параллель Петербурга с Венецией, которую ненавязчиво проводит автор в описании прекрасной столицы.
Кроме того в первой половине произведения Санкт-Петербург предстает перед нами как город, где постепенно расцветает декабристское движение, а жители существуют в ожидании серьезных изменений. Во второй же половине романа перед читателем возникает Петербург, живущий в мертвящем упоенье света.
Таким образом, Санкт-Петербург занимает важное место в повествовании романа «Евгений Онегин». Здесь он является городом, где проживает дворянство первой половины девятнадцатого века. Он предстает перед взором читателя живым, разнообразным и многоплановым. Петербург — это не просто место действия романа, а отдельный персонаж, которому уделено много внимания и описания, чья роль крайне важна в произведении.
Москва и Петербург в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”
Предмет: | Литература |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 05.03.2019 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти рефераты по литературе на любые темы и посмотреть как они написаны:
Много готовых тем для рефератов по литературе |
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Особенности жанра поэмы в творчестве М.Ю. Лермонтова. (На примере одного произведения) |
Тема семьи в одном из произведений русской литературы |
“Я голос ваш, жар вашего дыханья…” (По лирике А. Ахматовой) |
Сцена захвата казака-убийцы в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. (Анализ эпизода из главы “Фаталист”) |
Введение:
В гении, яркая культурно-историческая картина жизни девятого века. Для читателя, как любителя искусства и истории, автор описан в двух городах — Москве и Санкт-Петербурге. Мир поэзии и убеждения тесно связан с этими местами. Каждый год большое внимание уделяется, в том числе и на авто-отдыхе. Бесценный город, который заменяет другой с другой стороны, в интересах сюжета и развития сюжета. Столица — Петербург. Акция меняется на начало и конец в Петербурге. В городе есть клавиатура в продукте. Петербург в первую очередь связан с центральным отключением.
В начальной строке читатель славится живым стилем жизни и хозяевами местного леса. Десятилетняя ценность придается современной жизни, новым продуктам, модным тенденциям («Деньги закрыты после последней моды»). Петербург — центр современности, здесь также появляются новые тенденции, а также более широкие связи с западной частью страны. В первой главе слова «модный» и «современный» повторяются. Глаз глазами А. С. Пышкина О глазе Алекс Акендрех пишет в предыдущей главе произведения.
Примечательно, что город не был разбит непотребителем. Между тем, когда его попросили, люди не пострадали, но он отказался. Во время визита Татьяны и ее матери в Москву автопорт описывает видимость, которую они видели. Он также обращает внимание на Петровский дворец с красными крыльями, где Холополеон некоторое время прятался во время пожара.
Москва и Петербург в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”
Также А. С. Пышкин более детально рассмотрел въезд Лапинса в Москву. (Между тем, товарищ по дороге на въезде в город увидел прежде всего купол церкви, который виден московскому Незабываемому образу). Далее в автопарке рассказывается, как Ларины проезжают по Тверской улице, въезжают в Ниа — с Хвостовыми воротами. Осторожно обратите внимание: твердое лицо мебели показано в Алеккандром Сергеевич. Точная точность и ясность его слов не идет ни в одно из описаний других автомобилей, которые пытались кратко показать этому человеку.
Московский пейзаж показан более подробно, чем Санкт-Петербург. В отличие от красоты Петербурга, панорама москвичей захватывает дух. Алеккандр Сергеевич изобразил жизнь своей любимой героини в Москве. Слышно слово «звон колоколов». Подойдя к окну, девушка наблюдает не обычные сельские районы, а живописный город: «двор, кухня, кухня и заборы». Татьяна пришла сюда в «яркую ночь». Мероприятие собрало не одну тысячу человек, набрало баллы, познакомилось с одинокими женщинами и мужчинами, которые имели возможность найти место для жизни.
Тахтян воспользовался возможностью, чтобы узнать об их будущем надежном генерале, удостоенном звания тарелки. К слову, автофон также был разрешен в Москве. А. С. Пышкин изобрел Мокки с твердой и непроницаемой краской. Описывая сцену, в которой половина города ждет сдачи города в эпоху Петра Великого, Александр Сергеевич, очевидно, имеет четкий обзор зала. В главе VI автор является поэтическим памятником Москвы.
А пока она тоже его выкупила — на Пюшкинской площади стоит памятник великому поэту. Подводя итог вышесказанному, нельзя не отметить, что Москву описал Алеккандром Сергеевичем более ярко и живо, нежели Петр. Скорее, причина этого кроется в любви, искренности и нежности, что, как следствие, переживается в городе.
В своем удивительном романе в стихах «Евгений Онегин» Пушкин полностью и красочно отразил свою современность. Он посвятил большое место описанию двух столиц России — Москвы и Санкт-Петербурга.
Роман начинается с описания жизни Евгения Онегина, представителя петербургского высшего общества. Онегин родился и вырос в Санкт-Петербурге, вел образ жизни, свойственный столичной знатной молодежи.
Высшее общество Санкт-Петербурга совершенно неприхотливо. Он ценит только поверхностную способность производить хорошее впечатление. Никто не собирается смотреть глубже. Я думаю, что в таком обществе легко светить поверхностным людям:
Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно; Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил.
Евгений Онегин ведет богемный образ жизни: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. В лирических отступлениях автор говорит о петербургской культурной жизни:
Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла все кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит.
Думаю, важно отметить, что Пушкин изображает только облик Петербурга. Он показывает жизнь и обычаи петербургского дворянства, ориентируясь на новизну, моду, показывая город как центр современной жизни, мир новых тенденций. Здесь все одеты по последней моде, прекрасно говорят по-французски, путешествуют на балы и праздники. Что касается души, то светское общество мало интересуется ею. Более того, почти никто из петербургских дворян не верит в это, не думает об этом. Общественная жизнь Санкт-Петербурга очень напряженная и яркая.
Он пропитан «вихрем событий»: «Три дома на вечер зовут: будет бал, детский праздник». Петербургские модники, такие как Евгений Онегин, проводят свои жизни в этом «вихре», бездумно сжигая его.
Пушкин подробно описывает реальные места в Петербурге, которые были популярны среди дворян. Все эти места посещает Онегин. Это французский ресторан Talon, где
roast-beef окровавленный, И трюфли, роскошь юных лет, Французской кухни лучший цвет, И Страсбурга пирог нетленный Меж сыром лимбургским живым И ананасом золотым. Это и театр, это и Невский бульвар.
Москва описана Пушкиным в тех же подробностях. Семья Лариных приводит Татьяну на ярмарку невест, где она, в конце концов, находит своего мужа. В самом начале седьмой главы поэт описывает все достопримечательности Москвы. Это Петровский замок, который Наполеон скрывал от огня, Тверская улица, многочисленные церкви, которыми так прославилась Москва:
Но вот уж близко. Перед ними Уж белокаменной Москвы, Как жар, крестами золотыми Горят старинные главы.
Московская жизнь Татьяны также показательна. Она просыпается рано утром: ее разбудил «ранний звон колоколов». Затем героиня проводит весь день в гостях. Татьяна навещает своих московских родственников, идет на балы. Московское дворянство мало чем отличается от провинциального. Все эти маски, те же пустые разговоры, та же мелкая суета. Татьяна здесь чувствует себя некомфортно. Пушкин признается в любви к Москве, в которой сам нашел свое счастье:
Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе! Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось…
Москва и Петербург — два города, которые Пушкин описал с большой точностью и в мельчайших деталях. Автор в своем романе создал «энциклопедию» этих городов, надежно представляя нам свою жизнь.
Москва — святыня России, ее сердце. Неудивительно, что захватчики всех времен и народов, татары, французы или немцы, чтобы остановить жизнь России, стремились остановить ее сердце, то есть захватить Москву.
«Сердце» и «судьба» — эти слова мы произносим, когда хотим сказать что-то важное для нас. Для автора романа «Евгений Онегин», для Александра Сергеевича Пушкина в самом сердце России два важнейших момента его жизни произошли в Москве: приказ царя об окончании ссылки Пушкина, произошедший во время коронации Николая I в Москве где поэт срочно отправился на тысячу восемьсот двадцать шестого года, а брак Александра Сергеевича Пушкина стал началом его новой жизни.
Рассматривая героев своего романа на фоне Санкт-Петербурга и русской деревни, Пушкин, создавая настоящую энциклопедию русской жизни, не мог не привезти свою героиню в Москву, и это воспринимается как шаблон. Пушкин, конечно, не мог передать такого ценного значения для всей русской жизни, как Москва.
Описание любви Москвы и Пушкина к ней в романе «Евгений Онегин» попадает в седьмую главу. Здесь уместно вспомнить три эпиграфа. Это стихи поэтов Дмитриева, Баратынского и Грибоедова.
Эпиграф Дмитриева: «Москва, России дочь любима, где равную тебе сыскать?»
Эпиграф Баратынского: «Как не любить родной Москвы?»
Эпиграф Грибоедова «Гоненье на Москву’ что значит видеть свет Где ж лучше? Где нас нет».
Сам Пушкин искренне и неформально признается в любви к Москве:
Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе! Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!
Пушкин подчеркивает, что гордая Москва не поклонилась врагу, даже когда враг захватил ее, она не сдалась, не поклонилась, а ответила огнем. Описывая въезд героини романа Татьяны Лариной в Москву, он перечисляет достопримечательности Москвы, в том числе Петровский замок, в котором Наполеон прятался от огня. Пушкин пишет с патриотизмом и гордостью:
Но не пошла Москва моя К нему с повинной головою.
Человек, читающий эти строки огромной важности, невольно бьется с гордостью за силу и величие этого города.
Пушкин подробно описал въезд Лариных в Москву. Многочисленные церковные главы, которые придали городу уникальный облик, были первыми, кто обратил на себя внимание тех, кто приближался к Москве в пушкинскую эпоху. В начале 1820-х годов в Москве насчитывалось около двухсот семидесяти церквей, а также более двух десятков монастырей:
Но вот уж близко. Перед ними Уж белокаменной Москвы, Как жар, крестами золотыми Горят старинные главы.
Далее Пушкин рассказал, как телега Татьяны ехала по Тверской Ларине и проехала через Тверскую заставу, которая находилась в районе нынешнего Белорусского вокзала:
Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах.
Тверская улица была описана Пушкиным с необычайным талантом и точностью, и так же ярко, как не было описано ни одним из его современников. Московский пейзаж представлен в «Евгении Онегине» гораздо больше, чем петербургский пейзаж, на фоне единой красоты которого подчеркивается разнообразие московских видов. Это достигается за счет цепочки контрастных кварталов: дворцы — лачуги, монастыри — модные магазины, киоски — сады, львы на воротах — стада галок на крестах Ларины остановились у «Харитоня в переулке».
Московские адреса были обозначены церковными приходами, а это значит, что Ларины поселились в приходе церкви св. Харитония. Это место было известно Пушкину в Москве по детским воспоминаниям, он некоторое время жил в Большом Харитоньевском переулке. Москва — одно из самых обширных описаний у Евгения Онегина; четыре строфы посвящены этому. Пушкин увеличил свой счет до пяти, добавив пустое число, создавая впечатление, что утомительная прогулка длилась еще дольше. Он резко отличается от кратких, как бы отрывочных, петербургских зарисовок.
Пушкин описал московскую жизнь Татьяны: утром она просыпается «ранний звон колоколов», но, сидя у окна, она видит не обычную сельскую дистанцию, а московский пейзаж: перед ней незнакомый двор, конюшня, кухня и забор.
Татьяна была привезена в Москву на «Ярмарку невест», то есть в Благородное Собрание, где собрались несколько тысяч человек, где проходили балы, встречи молодых людей, где устраивалась их судьба. Судьба самого Пушкина также решена в Москве. Это Благородное Собрание было расположено на Большой Дмитровке. Там Татьяна познакомилась со своим будущим мужем, генералом 1812 года., Ее судьба была решена. Она вышла замуж.
Заключение
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что Пушкин описал Москву с большой естественностью и живостью, на что его вдохновили чувства искренней любви, сочувствия и тепла, которые он испытывал к Москве как к городу. Он нашел слова с подробным описанием того, как это выглядит.
Но, тем не менее, говоря о Москве, Пушкин показал ее как гордый и смелый храм, в описании сцены ожидания Наполеона для капитуляции Москвы в Петровском замке он явно испытывал гордость за Москву, и, читая Пушкина, мы также испытываем это чувство
Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклонённой С ключами старого Кремля: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинною главою. Не праздник, не приёмный дар, Она готовила пожар…
В шестой главе романа «Евгений Онегин» Пушкин создал поэтический памятник Москве, и она с любовью и благодарностью подарила ему свой подарок — памятник великому поэту.
Сочинение 2
В своем романе гениальный поэт особенно выделил Северную столицу — Санкт-Петербург. Этому городу писатель отводит важную роль, так как сюжет романа был завязан именно там. Главный герой, Евгений Онегин, родился «на брегах Невы». Писатель знакомит читателей с жизнью дворянского общества. Дворяне любили хорошо проводить свободное от дел время в увеселительных заведениях, ресторанах. Посещение балов также входило в их постоянный круг обязанностей, как и времяпровождение в светских раутах. Жизнь аристократов была бурной, и Пушкин превосходно изобразил это на примере Санкт-Петербурга. Его главный герой посещает не только питейные заведения, но и ходит в театры и работает у себя дома.
Петербург изображен как город, который ждет перемен. Это столица, где происходили волнения декабристов, и читатель воспринимает его в сравнении с Москвой, а писатель даже олицетворяет с Венецией. И это не мешает представить свой отличительный образ неповторимого Петербурга.
Герой романа Евгений Онегин был очарован Петербургом, да и сам автор лестно отзывался о красоте города. Невский проспект, Набережная Невы, Фонтанка, Летний сад, Театральная площадь и другие восхитительные места оставляют самые приятные воспоминания. Жить в собственном доме в те времена могли себе позволить только очень богатые люди. Планировка такого дома приравнивалась к дворцовому стилю. Петербург — центр моды и красоты. Он представлен в романе как законодатель мод. Ему приписывают европейские новшества и блеск высшего общества. Но Пушкин думал, что в этом благородном обществе, легко очерстветь душой и потерять добро. Петербург — холодный и суровый город. В нем не хватает тепла и уюта. Красивые и грандиозные здания хорошо гармонируют с яркими и шумными гуляньями. Но автор в душе мечтает о теплых местах.
Свой роман Пушкин начал писать в 1823 году и закончил в 1830. В самом романе Петербург сыграл наиболее важную роль. В середине своего повествования автор описывает Москву. Он как бы хочет противопоставить две главные столицы и выявить различие. Знакомство с Москвой автор увековечил стихотворением известным почти каждому — «Москва, как в сердце…».
Эти строки Пушкин писал после ссылки. Его возвращение в Москву после долгого отсутствия сказалось на теплых стихах про столицу. Петербург славится разными достижениями в области культуры и искусства, но для автора он остается холодной северной Пальмирой, а Москва стоит на семи холмах и представлена в виде панорамы. И там будет показано изобилие золотых крестов, соборов и огромных колоколов. Это отличает Москву и показывает ее православные традиции, в другом, отличном от Санкт-Петербурга, аспекте.
Другие сочинения: <- Образ и характеристика Руслана в поэме Руслан и Людмила? ПушкинЛюдмила в поэме Руслан и Людмила ->
14 января – дуэль и гибель Ленского.
Весна 1821 – февраль 1822 г. – время действия седьмой главы.
Начальная дата определяется первыми стихами главы:
Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга.
Таянье снегов в средней и северней полосе России происходит между началом марта (1 марта – день праведницы Евдокии, в народном календаре – «Авдотья-плющиха»; 9 марта, на «Сорок мучеников», праздновали начало весны) и серединой апреля, когда растаявший снег вызывает разливы рек (16 апреля – день Агафьи, Хионии, Ирины, в народном календаре – «Арина – урви берега»). Конечная дата может быть выведена из того, что в строфе XLI княжна Алина сообщает как о недавнем событии, что «Грандисон»
ее
«в сочельник навестил».
Сочельник (бывал «рождественский» и «крещенский») – канун зимних праздников Рождества или Крещения, то есть речь вдет о предпраздничном визите конца 1821 или начала 1822 г. Между тем Ларины прибыли в Москву еще по зимнему, правда, позднему (
«проходит и последний срок»
– 7, XXXI, 2) пути, то есть в феврале 1822 г.
Февраль – март 1821 г. – отъезд Онегина в Петербург.
Устанавливается на основании того, что во время переезда «деревенских Приамов»
и
«чувствительных дам»
(7, IV, 5-6) в деревню Онегина там
«уж нет»
и
«грустный он оставил след»
(7, V, 13-14).
Лето 1821 г. – замужество Ольги и ее отъезд (7, VIII-XII).
Лето 1821 г. – посещение Татьяной деревенского кабинета Онегина и чтение книг в его библиотеке.
3 июля 1821 г. – отъезд Онегина из Петербурга (начало путешествия):
Июля 3 числа Коляска венская в дорогу Его по почте – понесла
(VI, 476).
Конец января – февраль 1822 г. – поездка Татьяны с матерью в Москву.
1822 г. (вероятно, осень) – замужество Татьяны.
Устанавливается на основании слов князя N
, который в 1824 г. говорит Онегину, что женат
«около двух лет»
(8, XVIII. 2).
Август – сентябрь 1823 г. – пребывание Онегина в Крыму:
Три года по<?сле> вслед за мн<?ою> Скитаясь в той же стороне Онегин вспом<?нил обо мне>
(VI, 489).
П был в Крыму с 15 августа по середину сентября 1820 г.
Осень 1823 г. – встреча Онегина и автора в Одессе.
Август 1824 г. – ссылка П в Михайловское и возвращение Онегина в Петербург.
<?Недолго вместе мы бродили><?По берегам Эвксинских вод>Судьбы нас снова разлучилиИ нам назначили поход
Онегин очень охлажденныйИ тем что видел насыщенныйПустился к невским берегамА я от милых Южн
<?ых>
дамОт
<?жирных>
устриц черноморскихОт оперы от темных ложИ слава богу от вельможУехал в тень лесов Т
<?ригорских>
В далекий северн
<?ый>
уездИ был печален мой приезд
(VI, 505).
П выехал из Одессы 31 июля 1824 г.
Осень 1824 – весна 1825 г. – время действия восьмой главы.
Март 1825 г. – конец романа.
XXXIX строфа восьмой главы рисует мартовский пейзаж Петербурга.
Проблема прототипов.
Определение прототипов тех или иных персонажей ЕО занимало как читателей-современников, так и исследователей. В мемуарной и научной литературе накопился довольно обширный материал, посвященный попыткам связать героев пушкинского романа с теми или иными реально существовавшими лицами. Критический просмотр этих материалов заставляет крайне скептически отнестись и к степени их достоверности, и к самой плодотворности подобных поисков.
Одно дело, когда художественный образ содержит намек на некоторое реальное лицо и автор рассчитывает на то, что намек этот будет понят читателем. В этом случае такая отсылка составляет предмет изучения истории литературы. Другое дело, когда речь идет о бессознательном импульсе или скрытом творческом процессе, не адресованном читателю. Здесь мы вступаем в область психологии творчества. Природа этих явлений различна, однако оба они связаны со спецификой творческого мышления того или иного писателя. Поэтому, прежде чем искать прототипы, следует выяснить, во-первых, входило ли в художественный план писателя связывать своего героя в сознании читательской аудитории с какими-либо реальными лицами, хотел ли он, чтобы в его герое узнавали того или иного человека. Во-вторых, необходимо установить, в какой мере для данного писателя характерно исходить в своем творчестве из конкретных лиц. Таким образом, анализ принципов построения художественного текста должен доминировать над проблемой прототипов.
Это решительно противоречит наивному (а иногда и мещанскому) представлению о писателе как соглядатае, который «пропечатывает» своих знакомых. К сожалению, именно такой взгляд на творческий процесс отражается в огромном количестве мемуарных свидетельств. Приведем типичный пример – отрывок из воспоминаний М.И. Осиповой:
«Как вы думаете, чем мы нередко его угощали? Мочеными яблоками, да они ведь и попали в „Онегина“; жила у нас в то время ключницей Акулина Амфиловна – ворчунья ужасная. Бывало, беседуем мы все до поздней ночи – Пушкину и захочется яблок; вот и пойдем мы просить Акулину Памфиловну: „принеси, да принеси моченых яблок“, – а та разворчится. Вот Пушкин раз и говорит ей шутя: „Акулина Памфиловна, полноте, не сердитесь! завтра же вас произведу в попадьи“. И точно, под именем ее – чуть ли не в „Капитанской дочке“ – и вывел попадью; а в мою честь, если хотите знать, названа сама героиня этой повести… Был у нас буфетчик Пимен Ильич – и тот попал в повесть»
(Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1. С. 424).
А. Н. Вульф записал в дневнике в 1833 г.:
«…я даже был действующим лицом в описаниях деревенской жизни Онегина, ибо она вся взята из пребывания Пушкина у нас, „в губернии Псковской“. Так я, дерптский студент, явился в виде геттингенского под названием Ленского; любезные мои сестрицы суть образцы его деревенских барышень, и чуть не Татьяна ли одна из них»
Популярные сочинения
- Описание действия или трудового процесса сочинение (7 класс)
Все профессии очень важны для общества, но больше всего меня привлекает процесс пошива одежды. Портные и портнихи проектируют, изготавливают или ремонтируют одежду - Сочинение на тему Летние радости 5 класс
Лето самая лучшая пора года. Летом всегда весело. Солнце согревает землю, хочется гулять и веселиться целый день. Прекрасно, что у меня есть друзья, которые меня в этом поддерживают и мне никогда не бывает скучно. - Сочинение-описание картины Сирень в корзине Кончаловского для 5, 7 класса
Мир цветов удивителен и богат. Этой теме уделяли и продолжают посвящать свои произведения представители разных областей искусства.