Смешное и трагическое в комедии Фонвизина «Недоросль»


Сочинение: Сатира в комедии «Недоросль» (Д.И. Фонвзин)

(624 слова) Денис Иванович Фонвизин являлся известным русским литератором эпохи правления Екатерины Великой. Именно Фонвизин стал создателем бытовой комедии в России. Одним из главных произведений Дениса Ивановича является пьеса «Недоросль», которая остаётся одной из актуальных книг в наше время. Фонвизин был глубоко убеждён в необходимости просвещения и образования, как и все мы. Свои убеждения писатель подкрепил аргументами из реалий, которые его окружали. Работу над созданием комедии «Недоросль» Фонвизин завершил в 1782 году. Данное произведение было создано в духе классицизма. В нем автор мастерски раскрыл очень важные проблемы. В этом ему во многом помогли сатирические элементы. Рассмотрим поподробнее, какие функции выполняет сатира в комедии «Недоросль».

Сатира отображает и высмеивает человеческие пороки. Для этих целей Фонвизин создал клишированных героев, образы которых воплощают глупость и никчемность. Их речевая характеристика обусловливает комический эффект. Безграмотные и грубые слова из уст помещиков звучат очень смешно, нелепо и в то же время заставляют задуматься о том, что так быть не должно. Также сатирический посыл выражает гротеск. Например, Скотинин отличается преувеличенной любовью к свиньям, а Митрофан настолько глуп, что в это верится с трудом. Стоит обратить внимание и на говорящие фамилии. Простаковы произошли от слова «простак», означающего наивного, недальновидного и глупого человека, которого легко обмануть. Действительно, герои оторваны от реальной жизни, они совершенно не разбираются в ней. У них все «просто»: не хочет Софья замуж — похитим и заставим, нужно платить жалование учителям — обманем и так далее. Во всем этом герои не видят никаких проблем и сложностей. Присутствие сатиры в произведении «Недоросль» свидетельствует о том, что оно относится к жанру комедии. Именно сатира выступает основным средством выявления настоящих человеческих пороков.

Рассмотрим образы героев поподробнее, чтобы выявить все сатирические приемы писателя. В образе Митрофана писатель изобразил глупого и смешного человека. На первый взгляд, читателю может показаться, что персонаж является бессмысленным и бесполезным в произведении: он мало действует, почти всегда скрывается за спиной матушки. Однако именно благодаря ему читатель без особых затруднений осознаёт, на каких человеческих пороках и ошибках писатель делает акцент. Главный герой не отличался стремлением к учёбе и труду, благодарностью и благонравием, скромностью или хотя бы каким-то положительным качеством. Митрофанушка стремился только к женитьбе, и даже это желание опошлено глупцом и не осознанно. В образе Митрофана перед читателем предстаёт неуклюжий и невежественный человек, состоящий из одних недостатков. Все его слова вызывающе безграмотные и грубые, все поступки не по возрасту и не по статусу. Этот сатирический гротеск убеждает нас в необходимости просвещения, ведь без него личность деградирует до уровня Митрофана.

Автор использует элементы сатиры и в описании образов родителей персонажа. Так, Денис Фонвизин высмеивает чрезмерно властную натуру госпожи Простаковой. Деспотический характер героини делает ее речь и поведение нелепыми. Грубая речь госпожи свидетельствует об отсутствии у нее воспитания и элементарного уважения к окружающим. Ей опять же не хватает просвещения и благонравия. Супруг госпожи Простаковой вызывает неприязнь у читателей из-за своего постоянного заискивания. Используя прием сатиры, автор высмеивает манеры поведения этого героя. Скотинин выглядит нелепо из-за своей чрезмерной жажды наживы. Герой, не испытывая никаких чувств к девушке, желает получить ее состояние. И свиньи в этом состоянии его интересуют больше всего. И фамилия, и склонность персонажа наталкивают нас на мысль о сопоставлении героя и его любимых животных. Как и свиньи, Скотинин не отличается чистоплотностью и разборчивостью: он готов потребить все, что только есть на свете, не разбираясь в тонкостях. Такие сатирические параллели тоже являются комическими средствами в пьесе.

Можно заметить, что Денис Иванович очень тщательно поработал над каждым образом в своем произведении. Писатель сумел мастерски разоблачить пороки и недостатки своих персонажей. Автор ввёл в произведение элементы сатиры не для того, чтобы подчеркнуть весёлую атмосферу, а показать весь трагизм сложившейся ситуации. Фонвизин продемонстрировал читателю, как за смехом скрываются невежество, скупость и тирания. Несомненно, отсутствие образования привели к развитию этих негативных качеств у героев. Писатель смог вызвать у читателей заинтересованность благодаря сатире, но главная идея состоит в дидактическом влиянии пьесы на современников.

Автор: Виктория Комарова

klassreferat.ru

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» — произведение 18 века. В нем герои четко делятся на две группы: положительные и отрицательные. Здесь сочетается и смешивается смешное и грустное, комическое и трагическое. В отрицательных персонажах ярки те черты, которые автор осуждает: невежество, грубость, подлость, хамство, непорядочность. Положительные герои осуждают эти пороки, выражая мысли самого писателя. К отрицательным персонажам «Недоросля» относятся госпожа Простакова, Тарас Скотинин и Митрофан Простаков. Простакова – дворянка, мать Митрофанушки и сестра Тараса Скотинина. Ее фамилия указывает на необразованность и невежество героини, а также на то, что в конце пьесы она попадает впросак. Эта героиня – жестокая крепостница. Она считает совершенно нормальным владеть человеческими душами, издеваться над подвластными ей людьми. Чего стоит обращение этой героини со старой няней Еремеевной, преданной Простаковым всей душой. Матушка недоросля крайне необразованна. Она не знает самых простых вещей. Но, хуже того, Простакова считает, что образование совершенно не нужно, ведь в жизни помогает продвинуться совсем другое: деньги, связи. Как тут не вспомнить жизненные принципы Фамусова и всего московского общества из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Простакова груба, невежественна, непорядочна. Но главная черта в характере Простаковой – безумная, какая-то животная любовь к сыну. Она считает, что все, что выгодно для Митрофана, хорошо, что невыгодно, то плохо. При этом способ, которым достигается выгода, не имеет значения. Эта героиня может вцепляется в шею своему брату и т. д. Можно сказать, что ее нравственные и моральные понятия полностью искажены, их попросту нет. П.А. Вяземский так писал о Простаковой: «Смесь наглости и низости, трусости и злобы, гнусного бесчеловечия ко всем и нежности, равно гнусной, к сыну, при всем том невежество, из коего… истекают все сии свойства…» Мне кажется, Д.И. Фонвизин видит две причины «злонравия» героини. Первая причина – невежество Простаковой, не облагороженное воспитанием. Вторая — указ Екатерины II «О вольности дворян», который невежественные дворяне поняли как полную власть над своими крепостными людьми. В конце пьесы Простакова повержена. Она теряет все: власть над крепостными, имение, сына. Ее поражение – это поражение всей прежней системы воспитания, всего образа жизни дворян 18 века. Брат Простаковой, Тарас Скотинин, под стать своей сестре. Это очень невежественный и глупый человек. Единственный интерес его жизни – свиньи, разведением которых он занимался. Ради денег Скотинин хотел жениться на Софье, племяннице Стародума. Поэтому он соперничал со своим племянником Митрофаном и постоянно ругался с госпожой Простаковой: «Дойдет дело до ломки, погну, так затрещишь». По-моему, этот герой является «достойным» представителем своей семьи: он нравственно и морально деградировал, превратился в животное, о чем говорит его фамилия. Причина такого падения Скотинина – в невежестве, отсутствии правильного воспитания. «Не будь тот Скотинин, тот чему-нибудь учиться захочет»,- заявляет он. Сын госпожи Простаковой, Митрофанушка, – главный в своем семействе. Ему пытаются дать хорошее образование, ведь в новое время без него никуда. Но недоросль не испытывает никакого желания учиться. Он до такой степени «темный» человек, что становится и смешно и горько, когда читаешь его «экзаменационные» ответы учителям. Митрофан груб и жесток. Он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет. Я считаю, что Митрофан остановился в своем развитии. Софья, воспитанница госпожи Простаковой, так говорит о нем: «Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет». В недоросле сочетаются черты тирана и раба. Когда план госпожи Простаковой женить сына на Софье не удается, Митрофан ведет себя как раб. Он униженно просит прощения и покорно принимает от Стародума «свой приговор» — идти служить. «По мне, куды велят», — говорит он, понурив голову. Мне кажется, рабское воспитание привито герою и его крепостной нянькой Еремеевной, и всем миром Простаковых-Скотининых, у которых совершенно извращены понятия о чести. Я думаю, через образ Митрофана Фонвизин показывает деградацию русского дворянства: из поколения в поколение его невежество увеличивается, люди постепенно превращаются в зверей. Недаром Скотинин называет Митрофана «чушка проклятая». Таким образом, в комедии Фонвизина «Недоросль» есть как черты комедии, так и черты трагедии. Через смешное драматург показывает нам пороки дворянского общества 18 века, всю их страшную и разрушающую силу, пагубно влияющую на развитие общества в целом и отдельных личностей в частности.

Рекомендуем посмотреть:

  • Примитивная натура Простаковой и Скотинина в комедии «Недоросль»
  • Дворянство в комедии Фонвизина «Недоросль»
  • Воспитание достойного гражданина по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
  • Краткая характеристика произведения «Недоросль» Фонвизина Д.И.
  • Образ и характер Митрофана Фонвизин Д.И. «Недоросль»
  • Фонвизин Д.И. «Недоросль» Образ Митрофанушки
  • Неоднозначность добра и зла в образах комедии «Недоросль» Фонвизина
  • Комическое и трагическое в комедии «Недоросль»
  • Смысл названия комедии «Недоросль»
  • История создания комедии «Недоросль»

Знаменитая комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» отличается большой социальной глубиной и резкой сатирической направленностью. С нее, в сущности, и начинается русская общественная комедия. Пьеса продолжает традиции классицизма, но более позднего, зрелого русского классицизма, испытавшего сильное влияние просветительской идеологии. Сказалось в этой пьесе и воздействие так называемой слезной комедии, т. е. пьесы, сочетающей в себе трогательное и комическое начала. Такая пьеса отличалась не только разрушением привычных жанровых форм, но и сложностью, противоречивостью характеров новых героев, которые соединяли в себе и добродетели, слабости.

В «Недоросле», по замечанию первого биографа Фонвизина, автор «уже не шутит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если же и смешит, то тогда внушаемый им смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных». Объектом осмеяния в комедии Фонвизина становится не частная жизнь дворян, а их общественная, служебная деятельность и крепостническая практика.

Не довольствуясь одним изображением дворянского «злонравия», писатель стремится показать и его причины. Автор объясняет пороки людей их неправильным воспитанием и дремучим невежеством, представленным в пьесе в разных его проявлениях.

В финале пьесы также соединились трогательное и глубоко моралистическое начало. Здесь госпожу Простакову настигает страшное, абсолютно непредугаданное ею наказание. Её отвергает, грубо отталкивает Митрофан, которому она посвятила всю свою безграничную, хотя и неразумную любовь.

Чувство, которое испытывают к ней положительные герои — Софья, Стародум и Правдин, — сложно, неоднозначно. В нем и жалость, и осуждение. Сострадание вызывает не Простакова, а попранное человеческое достоинство. Сильно звучит и заключительная реплика Стародума, обращенная к Простаковой: «Вот злонравия достойные плоды» – т.е. справедливая расплата за нарушение нравственных и общественных норм.

Фонвизину удалось создать яркую, поразительно верную картину моральной и общественной деградации дворянства конца XVIII в. Драматург использует все средства сатиры, обличает и критикует, высмеивает и осуждает, но его отношение к «благородному» сословию далеко от взгляда стороннего человека. «Я видел, — писал он, — от почтеннейших предков презренных потомков… Я дворянин, и вот что растерзало мое сердце».

Комедия Фонвизина являет собой подлинный расцвет русской драматургии ХVIII века, но одновременно это — чрезвычайно важная веха в истории нашей драматургии. Следующие за ней — «Горе от ума» Грибоедова и «Ревизор» Гоголя. «…Все побледнело, — писал Гоголь, — перед двумя яркими произведениями: перед комедией Фонвизина «Недоросль» и Грибоедова «Горе от ума»… В них уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но раны и болезни нашего общества… Обе комедии взяли две разные эпохи. Одна поразила болезни от непросвещения, другая — от дурно понятого просвещения».

Жанровое своеобразие произведения заключается в том, что «Недоросль», по словам Г. А. Гуковского, «полукомедия, полудрама». Действительно, основа, костяк пьесы Фонвизина — классицистическая комедия, но в нее привнесены серьезные и даже трогательные сцены. К ним можно отнести разговор Правдина со Стародумом, трогательно-назидательные беседы Стародума с Софьей и Милоном. Слезной драмой подсказан образ благородного резонера в лице Стародума, а также образ «страждущей добродетели» в лице Софьи.

🗹

Встречи с ними, с каждым разом, еще приятнее, проверенные феи в Краснодаре по вызову, отдых для любящих себя мужчин -oopskrasnodar.ru. Семейные пары тоже найдут услуги куртизанок полезными. Позитивные проверенные феи в Краснодаре по вызову, восхитительные и горячие, они такие грациозные и молоденькие, что удовольствие неизбежно. Не упусти свой шанс.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: