Митрофан и Простакова Влияние на Митрофана отца и дяди Обучение Митрофана Почему Митрофан является центральным персонажем? Денис Фонвизин написал комедию «Недоросль» в 18 веке. В ту эпоху в России действовал указ Петра I, предписывающий, что юношам до 21 года без образования было запрещено вступать на военную и государственную службу, а также жениться. Молодые люди до этого возраста в данном документе назывались «недорослями» – это определение и легло в основу названия пьесы. В произведении главным героем является Митрофанушка-недоросль. Фонвизин изобразил его как глупого, жестокого, жадного и ленивого юношу 16 лет, который ведет себя как маленький ребенок, не желает учиться и капризничает. Митрофан является отрицательным персонажем и самым смешным героем комедии – его несуразные высказывания глупость и невежество вызывают смех не только у читателей и зрителей, но и у других героев пьесы. Персонаж играет важную роль в идейном замысле пьесы, поэтому образ Митрофана-Недоросли требует подробного анализа.
Митрофан и Простакова
В произведении Фонвизина «Недоросль» образ Митрофанушки тесно связан с темой воспитания, так как по сути именно неправильное воспитание стало причиной злонравия юноши и всех его отрицательных черт. Его мать – Госпожа Простакова – необразованная, жестокая, деспотичная женщина, для которой главными ценностями являются материальные блага и власть. Свои взгляды на мир она переняла у родителей – представителей старого дворянства, таких же необразованных и невежественных помещиков как она сама. Полученные через воспитание ценности и взгляды передала Простакова и Митрофану – юноша в пьесе изображен «маменькиным сынком» – он ничего не может сам, за него все делают слуги или мать. Получив от Простаковой жестокость по отношению к слугам, грубость и мнение, что образование занимает одно из последних мест в жизни, Митрофан перенял еще и неуважение к близким людям, готовность обмануть их или предать ради более выгодного предложения. Вспомним, как Простакова уговаривала Скотинина взять Софью в жены, чтобы по сути избавиться от «лишнего рта». Тогда как новость о крупном наследстве девушки сделало ее «заботливой воспитательницей», якобы любящей Софью и желающей ей счастья. Простакова во всем ищет свою корысть, поэтому и отказала Скотинину, ведь при женитьбе девушки и Митрофана, во всем слушающего свою мать, деньги Софьи перешли бы ей. Юноша такой же корыстный, как Простакова. Он становится достойным сыном своей матери, переняв ее «лучшие» черты, чем и объясняется финальная сцена комедии, когда Митрофан бросает лишившуюся всего Простакову, уходя служить к новому владельцу деревни Правдину. Для него старания и любовь матери оказались ничтожны перед авторитетом денег и власти.
Влияние на Митрофана отца и дяди
Анализируя воспитание Митрофана в комедии «Недоросль» нельзя не упомянуть о фигуре отца и его влияния на личность юноши. Простаков предстает перед читателем как безвольная тень свой жены. Именно пассивность и желание передать инициативу кому-то более сильному и перенял у отца Митрофан. Парадоксально, что Правдин отзывается о Простакове как о глупом человеке, однако в действии пьесы его роль настолько незначительна, что читатель не может до конца понять, так ли он глуп на самом деле. Даже то, что Простаков упрекает сына, когда Митрофан бросает мать в конце произведения, не указывает на него, как на персонажа с положительными чертами. Мужчина, как и остальные, не пытается помочь Простаковой, оставаясь в стороне, таким образом снова показывая пример безвольности и безинициативности сыну – ему все равно, как было все равно, пока Простакова била его крестьян и по-своему распоряжалась его имуществом. Второй мужчина, который повлиял на воспитание Митрофана – его дядя. Скотинин, по сути, представляет собой личность, которой юноша мог бы стать в будущем. Их даже сближает общая любовь к свиньям, чье общество им намного приятнее, чем общество людей.
Биография Фонвизина. Просветительские идеи драматурга
Денис Фонвизин появился на свет 3 апреля 1745 г. в московской богатой дворянской семье. Предок Фонвизина был рыцарем Ливонского ордена бароном фон Визиным, который в годы правления Ивана Грозного перешел на русскую сторону и принял православие. С 4 лет Денис Фонвизин получал домашнее образование, в 10 лет был отдан в гимназию Московского университета, в котором продолжил обучение на философском факультете. Выделялся своими способностями, делал успехи в изучении языков, особенно немецкого, французского и латыни. Еще во время учебы были напечатаны первые его литературные произведения и переводы в журнале «Полезное увеселение». В 1760 г. в числе первых студентов университета был направлен в Петербург, представлен Ломоносову и Сумарокову, руководившим русским театром. На юношу произвела впечатление увиденная впервые постановка спектакля «Генрих и Пернилл», который он оценил позже как «комедию довольно глупую». Но увлечение театром сыграло впоследствии решающую роль в жизни Фонвизина.
Все предки будущего драматурга состояли на военной службе, предполагалось, что и он, записанный еще в 9 лет в Семеновский полк, продолжит семейную традицию. Но Денис Фонвизин выбрал не военную карьеру, а иной путь, проявив себя как талантливый переводчик. В 16 лет он уже перевел книгу «Басни нравоучительные» Гольберга, несколько произведений Вольтера, Овидия и др. Фонвизина после завершения обучения в университете в 1762 г. зачислили в Коллегию иностранных дел переводчиком, спустя год секретарем министра Ивана Елагина. В 1763 г. была поставлена первая пьеса Фонвизина «Корнион», написанная по переводу повести Жан-Батиста-Луи Грессе. В 1769 г. появилась его первая собственная комедия «Бригадир», которая имела такой успех у публики, что Фонвизина поставили в один ряд с основателем классической драматургии Мольером. Он был приглашен к Екатерине II и лично прочитал пьесу императрице.В этом же году Фонвизин был назначен секретарем к Никите Панину, влиятельному государственному деятелю и наставнику наследника престола, вел дипломатическую переписку, участвовал в составлении проектов государственных реформ.
В 1774 г. Фонвизин обвенчался с Екатериной Роговиковой. В 1779 г. с женой совершил первое путешествие в Европу. Свои впечатления о европейской действительности, культуре, достижениях в науке и литературе он описывал в своих письмах к И. Панину, сестре Ф. Аргамаковой и дипломату Я. Булгакову. Он восторженно описывал достопримечательности, музеи и картинные галереи; отзывы о бытовой стороне жизни европейцев и их менталитете[1] были весьма нелестные.
Денис Иванович Фонвизин служил при Панине до 1782 г., став его доверенным лицом, разделявшим оппозиционные взгляды и идеи, под влиянием которых создал трактат «Рассуждение о непременных государственных законах». В 1781 г. завершил лучшую свою сатирическую комедию «Недоросль», которая спустя год была поставлена сначала в Петербурге, после в Москве. Публикой пьеса была встречена с восторгом, но Екатерине II не понравилось сатирическое изображение дворянских нравов,императрица стала немилостива к Фонвизину до конца жизни.
В 1783 г. в журнале «Собеседник любителей российского слова», выпускавшийся Российской академией наук, стал анонимно выходить написанный Фонвизиным первый словарь русских синонимов «Опыт российского сословника», который лишь формально считался научным трактатом. В основном для словаря была выбрана лексика с политической и социальной окраской. Примеры словоупотребления синонимов представляли собой острую сатиру на господствующие порядки, выставляя знать в невыгодном свете, критикуя правление Екатерины II.
В 1784 г. снова предпринял поездку по европейским странам. В 1785 г. Фонвизин пережил инсульт, был длительное время парализован и прикован к постели, после уехал лечиться в Германию. После выздоровления хотел открыть сатирический журнал, но Екатерина II не позволила, к тому же запретила издание 5-томного собрания сочинений Фонвизина. В 1791 г. писатель четырежды перенес апоплексический удар[2], что привело к параличу. Последние месяцы тяжело больной Фонвизин писал автобиографию «Чистосердечное признание», но завершить ее не сумел. Скончался в декабре 1792 г., погребен в Александро-Невской Лавре.
Обучение Митрофана
По сюжету описание обучения Митрофана никак не связано с основными событиями – борьбой за сердце Софьи. Однако именно эти эпизоды раскрывают многие важные проблемы, которые освещает в комедии Фонвизин. Автор показывает, что причиной глупости юноши является не только дурное воспитание, но и плохое образование. Простакова, нанимая учителей Митрофану, выбирала не образованных умных преподавателей, а тех, кто меньше возьмет. Отставной сержант Цыфиркин, недоучка Кутейкин, бывший конюх Вральман – ни один из них не мог дать Митрофану достойного образования. Все они зависели от Простаковой, а потому не могли попросить ее уйти и не мешать вести урок. Вспомним, как женщина не давала сыну даже подумать над решением арифметической задачи, предлагая «свое решение». Разоблачением бесполезного обучения Митрофана становится сцена беседы со Стародумом, когда юноша начинает придумывать собственные правила грамматики и не знает, что изучает география. При этом неграмотная Простакова тоже не знает ответа, но если учителя не могли посмеяться над ее глупостью, то образованный Стародум открыто осмеивает невежество матери и сына. Таким образом, Фонвизин, вводя в пьесу сцены обучения Митрофана и разоблачение его невежества, подымает остросоциальные проблемы обучения в России в ту эпоху. Дворянских детей учили не авторитетные образованные личности, а рабы, знающие грамоту, которым нужны были гроши. Митрофан – одна из жертв такого старопомещицкого, отжившего себя и, как подчеркивает автор, бессмысленного образования.
Образ Цыфиркина
Этот герой является отставным сержантом, он подрабатывает, преподавая у нерадивого парня, которого зовут Митрофаном. Дополнительно мужчина оказывает помощь чиновникам, среди которых имеются те, кто совсем не может считать. У персонажа довольно необычная фамилия, которая напрямую указывает на род его деятельности. Цыфиркин обучает своих учеников азам арифметики. Он отличается крепким телосложением и внушительными размерами.
Отставной сержант является ответственной, честной и доброй личностью. Убедиться в наличии этих качеств можно при рассмотрении эпизода, где Цыфиркин осознанно не принимает денежное вознаграждение за обучение нерадивого Митрофана, так ничего и не понявшего в математической науке. Краткий эпизод в комедии повествует, что мужчина на протяжении 2 лет нес службу в рядах российской армии, после чего решился сменить род деятельности.
Он переквалифицировался и стал подрабатывать учителем, не имея в этой сфере даже минимального опыта. Такое перевоплощение смешно до абсурда, что и пытается донести Фонвизин в отдельных цитатах произведения. Вполне объяснима невозможность грамотного и правильного обучения мальчишки.
Почему Митрофан является центральным персонажем?
Как становится понятно из названия произведения, юноша является центральным образом комедии «Недоросль». В системе персонажей он противопоставляется положительной героине Софье, которая предстает перед читателем умной, образованной, уважающей родителей и старших людей девушкой. Казалось бы, почему автор сделал ключевой фигурой пьесы безвольного, глупого, с совершенно негативной характеристикой недоросля? Фонвизин в образе Митрофана показал целое поколение молодых российских дворян. Автора волновала умственная и моральная деградация общества, в частности, молодых людей, которые перенимали устаревшие ценности от своих родителей. Помимо того, в «Недоросле» характеристика Митрофана – это сборный образ негативных черт современных Фонвизину помещиков. Жестокость, глупость, необразованность, подхалимство, неуважение к другим, корыстолюбие, гражданскую пассивность и инфантильность автор видит не только в незаурядных помещиках, но и в чиновниках при дворе, которые также забыли о гуманизме и высокой морали. Для современно читателя образ Митрофана – это, прежде всего, напоминание о том, какой становится личность, когда перестает развиваться, учиться новому и забывает о вечных человеческих ценностях – уважении, доброте, любви, милосердии. Подробное описание Митрофана, его характера и образа жизни поможет учащимся 8-9 классов при подготовке доклада или сочинения на тему «Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль»» «Недоросль» характеристика Митрована в комедии Фонвизина – сочинение по теме | источник
Традиции и новаторство комедии «Недоросль»
Пушкин отмечал особую роль Фонвизина как «отца русской комедии», назвал его «сатиры смелым властелином» и «другом свободы», а к его образам и темам обращался в своем творчестве, использовал их в «Евгении Онегине», «Капитанской дочке» и других произведениях. Гоголь писал, что Фонвизиным были вскрыты общественные болезни и с «беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей».
Фонвизин в русскую драматургию привнес жанр общественно-политической комедии, сочетающей в себе реалистичные картины заурядной дворянской провинциальной жизни с просветительскими монологами о добродетели и морали, необходимости образования и достойного воспитания. Написав классицистическую пьесу, Фонвизин нарушил традиции классицизма, стремясь к реалистическому изображению. В его комедии «Недоросль» есть серьезные картины, хотя не допускалось смешение комического и трагического, низкого и высокого стиля. Каждый из персонажей не является олицетворением какого-либо одного положительного или отрицательного качества,характеры их многогранны. Это учителя, нянька Еремеевна, Тришка. Даже Простакова, несмотря на свою порочность, показана как любящая мать. Расширяя классицистические рамки, драматург наделил речь персонажей индивидуальными чертами, помогая раскрыть их социально-психологические особенности. Эти новаторские черты драматургии Фонвизина подготовили в XVIII в. зарождение реализма в русской литературе XIX в.
🗹