«Преступление и наказание» Ф. Достоевского является одним из важнейших трудов русской классической литературы. Роман изучают в школе, а западные критики ставят наивысшие баллы. Произведению свойственен психологизм. Его суть достаточно проста: молодой человек совершает преступление, а затем несет наказание сначала нравственное, а потом и фактическое по закону. Автор не скрыл от читателя, почему Раскольников убил старуху процентщицу, и раскрыл важный моральный вопрос.
Идея романа
Роман увидел свет в 1866 году. В то время как другие авторы писали о пышных залах столицы и званых ужинах, Федор Михайлович Достоевский во всех красках расписал обратную сторону Петербурга. С первых страниц перед читателем является грязный, душный город. Главный герой хоть и красив, но мрачен. На его пути часто встречаются неприличные картины. Он проживает в тусклой, небольшой комнатке, испытывает нужду и постоянно ведет внутренний монолог.
Автор с начала повествования настраивает на то, что история будет сложной и мрачной. Достоевский постарался подробно описать все атрибуты и людей, которые встречаются на пути главного героя. Нечистоты, пьяницы, падшие женины, духота, неприятные интерьеры — все это символизм романа, чтобы настроить читателя на атмосферу грязи, в которую пришлось окунуться Родиону Раскольникову.
События разворачиваются вокруг студента, который находится в финансовой нужде. Им овладевают сомнения и страх за свое будущее и будущее своей семьи. Его сестра из-за сложностей вот-вот выйдет замуж за неприятного человека, а сам Раскольников бросил учебу из-за нехватки средств. И здесь он решает совершить преступление — убить старушонку процентщицу.
Ее персоне уделяется отдельное внимание. Она — малоприятна. Автор выставляет ее тираничной личностью, которая эксплуатирует свою сестру, а также берет большие проценты с людей. Родион думает с отвращением о ней. Однако, личная неприязнь и нехватка средств — это далеко не единственные причины содеянного.
«Великие» люди
Родион Раскольников — молодой человек из бедной семьи. Некоторое время был студентом, но от учебы пришлось отказаться из-за нехватки финансов. Давал дополнительные уроки, но и это дело прекратил. Герой много размышляет о том, почему одним достается все, а другим ничего. И как бы оправдывая собственную нищету, считает себя личностью «великой».
Мнение о гениальных и великих людях является большей частью рассуждений героя, которые преследуют его на протяжении всего романа. Идеи Раскольникова состояли в том, что хоть он и нищий, но личность великая и это с лихвой окупает его финансовое положение. Молодой человек чрезмерно горд и высокомерен. В противовес гениальным личностям он ставит людей обычных. Они, по мнению мужчины, лишь «расходный материал» в достижении целей личностей великих. Именно такой он и видел Алену Ивановну, старуху-процентщицу. Примером великой личности он считал Наполеона.
Его теория как бы подталкивала к тому, что он вправе использовать старуху, убить, и забрать средства. По слухам, все свое имущество старушка завещала даже не сестре, а в монастырь. Раскольникова раздражало то, что деньги, которые могли бы помочь людям, могут уйти в какой-то монастырь. И это дополняло и так откровенную неприязнь к старухе. Автор описывает ее, как личность неприятную.
Мужчина решает зарубить бабку, он этого хочет. Алена Ивановна была не единственная, кого убил Раскольников. Кроме старухи, под удар топором попадает ее сестра. Мужчина был напуган, ему чудились звуки снизу и постоянно казалось, что его вот-вот разоблачат или поймают. Появление сестры добавило напряжения. Это объясняет, почему Раскольников убил и Лизавету. Идя на дело, мужчина даже не знал, сколько средств дома хранила бабушка. Сумма оказалась небольшая: около трехсот рублей и некоторые скромные драгоценности.
В дальнейшем теория его лопнула как мыльный пузырь. Спустя время, как бы он ни старался избавиться от мук совести, она все же взяла над ним верх. Он осознал, что отнюдь не великий, а убийство разломило его душу и испортило всю жизнь. Раскаяние настигает главного героя, а от прошлых идей он отказывается.
Раскольников убивает старуху-процентщицу
4.2
(17)
Раскольников берет топор
Крадучись спустившись по лестнице, бывший студент взял из дворницкой топор и укрепил его в петле. Он следовал по улице не спеша, чтобы не вызвать подозрений.
Где-то часы пробили половину восьмого. Время бежало поразительно быстро. Раскольников шел, как на казнь. На лестнице старухиного дома ему посчастливилось незамеченным пройти мимо маляров, которые работали в квартире на втором этаже, распахнув входную дверь. Он еще сомневался в своем решении, но позвонил к процентщице. Дверь открыли не сразу: подозрительная хозяйка прислушивалась, — но после третьего звонка запор сняли.
Роскольников уже в квартире старухи
Раскольников почти силой заставил недоверчивую Алену Ивановну впустить его в квартиру и, сказав, что принес обещанную папиросочницу, подал ей сверток. Стараясь развязать узлы, она отвернулась к окну.
Раскольников ударил топором старуху. Убил.
Он расстегнул пальто, высвободил топор и, чувствуя слабость в руках, ударил ее обухом по голове. Старуха вскрикнула, но очень слабо. Тогда он изо всей силы упарил ее еще два раза. Кровь хлынула, и тело повалилось навзничь.
Родион, стараясь не запачкаться кровью, вытащил из старухиного кармана связку ключей и побежал в спальню. Когда он судорожно подбирал ключ к комоду. Возникло желание все бросить и уйти, но было поздно. Вдруг ему показалось, что процентщица еще жива. Он бросился к ней, схватил топор, замахнулся, но та была действительно мертва. Заметив на шее трупа шнурок, Раскольников, перемазав руки кровью, с трудом разрезал его, достал засаленный, туго набитый кошелек и, не глядя, сунул его в карман.
Он возился с ключами, но те не подходили. Наконец удалось открыть сундук, где среди старухиной одежды лежали золотые вещи. Раскольников стал набивать ими карманы, но вдруг услышал. что в соседней комнате кто-то ходит. Он схватил топор и вышел из спальни.
Раскольников убил также Лизавету — случайного свидетеля.
В комнате стояла Лизавета с узлом в руках. Увидев страшного незнакомца, она задрожала и стала отодвигаться в угол. Он бросился на нее, а несчастная даже руки не подняла, чтобы защититься. Родион ударил ее по черепу острием и сразу разрубил всю верхнюю часть лба почти до темени. Она так и рухнула. Раскольников растерялся, заметался по комнате, потом побежал в прихожую. Ему стало страшно, он осознал всю нелепость и безобразие совершенного им, в нем поднялось отвращение к содеянному.
Одумавшись, он увидел, что руки его — в крови. На кухне он вымыл руки и топор в стоявшем там ведре с водой и вытер их о белье, сушившееся на веревках. Осмотрев свою одежду. он ничего не заметил на ней, только на сапогах были пятна. Сообразив, что надо бежать, он вышел в прихожую и только сейчас заметил, что дверь в квартиру приоткрыта.
Раскольников скрылся с места преступления
Он долго стоял у двери и прислушивался. На лестнице раздались шаги. Раскольников вложил топор в петлю и, притворив дверь в квартиру, неслышно закрыл ее на запор. Незваный гость, тяжело отдышавшись («Толстый и большой, должно быть», — пронеслось в голове у Родиона), позвонил несколько раз, потом начал дергать дверь.
У убийцы кружилась голова, он чуть не упал, но опомнился. Человек, решив, что хозяйки заснули, продолжал звонить и дергать дверную ручку. Подошел еще один, судя по голосу — молодой человек. Мужчины решили, что если дверь заперта изнутри и хозяйки не открывают, значит, с ними что-то случилось. Молодой велел толстому остаться, а сам побежал за дворником. Раскольников обомлел. Но вскоре толстому надоело стоять, и он тоже пошел вниз.
Родион осторожно снял запор и стал спускаться по лестнице. Вдруг послышались голоса и шаги. Раскольников успел прошмыгнуть в раскрытую дверь квартиры, из которой маляры уже куда-то ушли. Выждав, пока люди поднялись наверх, он побежал вниз. Мало что соображая, он уже поднимался к себе в каморку, как внезапно вспомнил, что не занес топор в дворницкую. Сделав это, он никем не замеченный, вернулся к себе и без сил упал на диван.
4.2 / 5. 17
.
Основные причины преступления
Личные идеи мужчины, а также его нужда — еще не все причины, по которым он решился на такой страшный шаг. Как уже говорилось выше, автор достаточно детально описывал все, что окружало Раскольникова. Вот лишь некоторые внешние атрибуты, которые повлияли на психологию героя и угнетали его:
- Интерьеры квартир, комнат и казенных помещений. Как правило, они были небольшие, темные и грязные. В некоторых стены были неприятного желтого цвета.
- Душная, жаркая погода. Отсутствует свежесть.
- Улицы, которые чаще всего узенькие, пыльные и грязные.
- Люди, что встречаются главному герою. Он часто натыкается на пьяниц, женщин легкого поведения, людей неприятных или недостойных. Среди его окружения попадаются и откровенные подлецы, например Лужин, который клевещет на сестру Раскольникова.
Внешние атрибуты лишь добавляют психологического напряжения герою. Вокруг все сухое, мрачное, серое. Люди разнузданные. И при этом он беден, а его сестра вот-вот выйдет замуж. Разбирая основные причины, почему Раскольников покушается на жизнь старухи процентщицы, можно выделить следующие:
- Финансовое положение семьи Раскольникова. Его угнетала мысль, что сестра может выйти за Лужина, который был неприятен Родиону. У Сони Раскольниковой настали тяжелые времена, так как она лишилась работы. Обо всем этом мужчина узнает из письма матери, которое герой получает практически в самом начале повествования.
- Раскольников в одном из эпизодов становится свидетелем разговора двух людей, которые обсуждают ту самую старуху. О ней говорят, как о личности подлой, которая наживается на бедности людей. Это лишний раз подкрепляет личную неприязнь героя, а также его теорию о «великих» и «обычных» людях. Он понимает, что от ее смерти никому хуже не станет, а как раз наоборот.
- Особое впечатление Родион получает после знакомства с господином Мармеладовым. Мужчина предстает перед читателем как личность выпивающая и безвольная. Он рассказывает печальную историю о дочери Сонечке, которая вынуждена заниматься непристойным делом, чтобы прокормить семью. Родиона история тронула и лишний раз заставила задуматься о несправедливости этого мира.
- Небольшой эпизод с обманутой девушкой легкого поведения, которую он встретил на бульваре, откладывает свой отпечаток. Основное опасение героя, что его сестра из-за их бедности тоже скатится до такого состояния. Он не может этого допустить.
- Решающим фактором является то, что он случайно узнает о времени и дне, когда старуха будет дома одна. Это подтолкнуло его и окончательно убедило нанести смертельный удар.
Все вышеперечисленные причины позволяют Раскольникову решиться на такой шаг. Он идет убивать во имя «великих», как он думал, целей, а также из-за собственного голода и нужды. Достоевский достаточно четко объясняет, зачем Раскольников убил старуху. На событие повлиял несколько факторов, которые в определенный момент сложились в одно убеждение главного героя, что он не просто обязан это сделать, а он имеет право. Высокомерие героя в итоге завело его в тупик. А после преступления последовало наказание.
Теория и её проверка
Раскольников выносил и впитал своим сознанием теорию, которая стала его наваждением. Именно благодаря ей он решился на смертельный грех. Все люди, по его мнению, делятся на две группы: высшие существа, гении, великие люди, подобные Наполеону (они правят миром, вершат судьбы, добиваются успеха и богатства) и простые “твари”, которые служат “материалом” для достижения целей теми, кто сильнее и умнее. Детище Раскольникова не даёт ему покоя, он страстно желает проверить, относится ли он к первой категории людей, сможет ли он стать Наполеоном?
Убийство не кажется ему чем-то противоестественным, греховным, если оно “приправлено” великими целями, достижением общих благ для большинства за счёт некоторого количества низших человекоединиц. Разрешив себе, таким образом, убить старуху, которая не просто “ненужный человек”, а скорее – “причина страданий” множества людей.
Мораль, совесть и обострённое чувство справедливости подсказывает Раскольникову,что она будет идеальной жертвой. “Она жизнь чужую заедает” – говорит студент во время спора с офицером о ценности жизни “злой, жадной” старушонки. “Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика!” – на деньги, которые прячет старуха можно спасти множество людей от болезней нищеты, унижения и разбитых судеб. Тот факт, что Алёна Ивановна сама может помереть в любой момент, а её средства перейдут в монастырь, а не на благо неимущих подстёгивает Родиона выбрать именное её в качестве объекта проверки своей теории. Ему не жалко старуху, он искренне ненавидит её за жестокость, скупость, за образ жизни и за то, что она наживается на чужом горе.
🗹