Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Уроки жизни» по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»


Чёрная курица, или подземные жители А. Погорельского (1829) — презентация

Елиза Маек 2 Алексей Алексеевич Перовский (псевд. Антоний Погорельский) ( ) Побочный (внебрачный) сын влиятельного екатерининского вельможи графа Алексея Кирилловича Разумовского и Марии Михайловны Соболевской, получил фамилию «Перовский» от названия имения отца. Мать добилась для него и других детей дворянского звания (ср. ситуацию Жуковского). Получил прекрасное образование (домашнее и университетское). В Москве познакомился и подружился с В. Жуковским, П.А.Вяземским и В.Л.Пушкиным.

Елиза Маек – создаёт (вместе с др.) Общество любителей российской словесности, изучающее русскую литературу и фольклор; участвует в войне с Наполеоном 1816 – переезд в имение Погорельцы с сестрой и её маленьким сыном, попечителем (опекуном) которого он становится – П. печатает первые в России фантастические повести, восхитившие А.С. Пушкина («Лафертовская маковница» «Изидор и Анюта», «Пагубные последствия необузданного воображения «, » Путешествие в дилижансе » ).

Елиза Маек 4 Увлечение русских романтиков немецкой философией и литературой (любомудры); Создание произведений, в которых повествование строится на постоянном переплетении сверхъестественного и реального, яви и сна (образцом служат повести Золотой горшок, Щелкунчик Гоффмана) и использование народной фантастики (суеверий, веры в колдовскую силу, в демонические существа).

Елиза Маек 6 Локализация во времени и пространстве « Лет сорок тому назад, в С.-Петербурге на Васильевском Острове, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона, который еще до сих пор, вероятно, у многих остался в свежей памяти, хотя дом, где пансион тот помещался, давно уже уступил место другому, нисколько не похожему на прежний. В то время Петербург наш уже славился в целой Европе своею красотой, хотя и далеко еще не был таким, каков теперь.

Елиза Маек 7 Переход к описанию дома, в котором поселился герой, и характеристика его самого. Постепенное вовлечение читателя в мир Алёши и его увлечений немецкой литературой (« Алеша, будучи еще в десятилетнем возрасте, знал уже наизусть деяния славнейших рыцарей, по крайней мере так, как они описаны были в романах. Любимое его занятие (…) было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие веки… Особливо в вакантное время (…) юное воображение его бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по темным, дремучим лесам »).

Елиза Маек 9 Казалось, будто…. Лишь только кухарка удалилась в дом, Чернушка слетела с кровли и подбежала к Алеше. Она как будто знала, что он ее избавитель : кружилась около него, хлопала крыльями и кудахтала веселым голосом. Все утро она ходила за ним по двору, как собачка, и казалось, будто что — то хочет сказать ему, да не может. По крайней мере он никак не мог разобрать ее кудахтанья. (…)

Елиза Маек 10 Ночные приключения Ночь была месячная, и сквозь ставни, неплотно затворявшиеся, упадал в комнату бледный луч луны. Алеша (…) взглянул на стоявшую подле него кровать, немного освещенную месячным сиянием, и заметил, что белая простыня, висящая почти до полу, легко шевелилась. Он пристальнее стал всматриваться: ему послышалось, как будто что-то под кроватью царапается, и немного погодя показалось, что кто-то тихим голосом зовет его: — Алеша, Алеша!

Елиза Маек 11 Королевский подарок – ненавязчивая мораль « — Возьми это семечко, — сказал король. — Пока оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой, какой бы тебе ни задали, с тем, однако, условием, чтоб ты ни под каким предлогом никому не сказывал ни одного слова о том, что ты здесь видел или впредь увидишь. Малейшая нескромность лишит тебя навсегда наших милостей, а нам наделает множество хлопот и неприятностей ».

Елиза Маек 12 Сонное видение или явь? Подземное царство Проснувшись на другое утро, он лежал в своей п остеле. Долго не мог он опомниться и не знал, что ему делать… Чернушка и министр, король и рыцари, голландки и крысы — все это смешалось у него в голове, и он насилу мысленно привел в порядок все виденное им в прошлую ночь. Вспомнив, что король подарил ему конопляное зерно, он поспешно бросился к своему платью и действительно нашел в кармане бумажку, в которой завернуто было конопляное семечко. » Увидим, — подумал он,- сдержит ли свое слово король ! Завтра начнутся классы, а я еще не успел выучить всех своих уроков «.

Елиза Маек 13 Dziadek do orzechow (1816) E. T. A. Hoffmanna ( )- utwor napisany dla dziecka przyjacio l, osadzony w aurze Bo z ego Narodzenia. Akcja rozgrywa si e w typowym domu mieszcza n skim w noc wigilijn a. Ma l a dziewczynka o imieniu Maria otrzymuje na gwiazdk e prezent od swojego ojca chrzestnego w postaci Dziadka do orzechow. Zabawka jest niezgrabna, s mieszna, ma du za g l ow e i…., ale m a dre oczy i mi l y u s miech. Ma l a M. pokocha l a go od razu i na noc postawi l a na szklanej szafie, nie przewiduj a c, z e zdarzy si e co s niezwyk l ego. M. zostaje w pokoju sama ze swymi zabawkami, ktore nagle o z ywaj a. I wtedy okazuje si e, z e Dziadek do orzechow by l zaczarowanym krewnym pana Drosselmeier i aby powroci c do ludzkiej postaci, musi pokona c Krola Myszy. Prosi wi e c M. o zdobycie dla niego miecza, ta daje mu miecz o l owianego z o l nierzyka, przy jego pomocy Dziadek do orzechow pokonuje on 7-g l owego Mysiego Krola. Walka jest straszna….. Dziadek do orzechow zwyci ez a jednak przeciwnika i (ju z jako pi e kny m l odzieniec) zabiera M. w cudown a podro z do krolestwa lalek, gdzie wszystko jest niezwyk l e: domy i bramy zbudowane z l akoci, w stolicy p l ynie cytrynowa rzeka,

Елиза Маек 14 en czy jawa? Ca l y ten epizod opowiedziany jest w taki sposob, z e czytelnik nie wie, czy bohaterce wszystko si e przy s ni l o, czy zdarzy l o si e naprawd e. Nie wierz a jej opowie s ci krewni, k l ad a c wszystko na karb wybuja l ej fantazji dziewczynki i s a dz a c, z e sen by l wywo l any opowiadan a poprzedniego wieczoru przez ojca chrzestnego Ba s ni a o twardym orzechu, ktorej bohaterem by l rownie z Dziadek do orzechow. Jednak rano pi e kny ksi aze przyje z d z a po M. i narrator informuje, z e m l odzi pobrali si e i M. zosta l a jednocze s nie krolow a krainy, pe l nej […] najpi e kniejszych i najcudowniejszych rzeczy, ktore si e widzi, je z eli ma si e oczy po temu [ E. T. A. Hoffman, Historia o Dziadku do orzechow i Krolu Myszy, prze l. J. Kramsztyk, [w:] ten z e, Opowiadania, Warszawa 1977, s. 290). Hoffman — jak na typowego romantyka przysta l o — po raz kolejny dowodzi, z e wy la cznie od cz l owieka zale z y, czy potrafi dostrzec woko l siebie rzeczy niezwyk l e, cudowne, z e granica pomi e dzy s wiatem trywialnym i cudownym le z y w naszej wyobra z ni.

Елиза Маек 15 Реалии петровского времени «Сам учитель ездил закупать провизию для стола: белую архангельскую телятину, огромный окорок и из Милютиных лавок киевское варенье». «Сначала повел он его в сад, устроенный в английском вкусе». Можно сказать, что у Погорельского, как у Гоффмана, фантастика не просто соседствует с повседневностью, но часто прячется за ней.

Елиза Маек 16 Реалии петровского времени В назначенный день поутру явился парикмахер и показал свое искусство над буклями, тупеем и длинной косой учителя. Потом принялся за супругу его, напомадил и напудрил унее локоны и шиньон и взгромоздил на ее голове целую оранжерею разныхцветов, между которыми блистали искусным образом помещенные два бриллиантовых перстня, когда-то подаренные мужу ее родителями учеников.

Елиза Маек 17 Кто не сдержал слово ? Алёша не выдерживает испытания ( его нрав портится ) Прощание с Чёрной курицей « На другой день поутру дети, проснувшись, увидели Алешу, лежащего на полу без памяти. Его подняли, положили в постель и послали за доктором, который объявил, что у него сильная горячка.

Елиза Маек 18 И все же сонное мечтание…? Недель через шесть Алеша, с помощью Божиею, выздоровел, и все происходившее с ним перед болезнию казалось ему тяжелым сном. Ни учитель, ни товарищи не напоминали ему ни слова ни о черной курице, ни о наказании, которому он подвергся. Алеша же сам стыдился об этом говорить и старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей, хотя уже и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг, которых, впрочем, ему и не задавали.

Елиза Маек 19 Обращения к читателю « В другой раз и при другом случае я, может быть, поговорю с вами пространнее о переменах, происшедших в Петербурге в течение моего века, теперь же обратимся опять к пансиону, который…» Я забыл сказать вам, что к этому дому принадлежал довольно пространный двор…

Елиза Маек когда сделалось темно и настала пора идти домой, он сам затворил курятник, удостоверившись наперед, чтолюбезная его курочка уселась на шесте. Когда он выходил из курятника, ему показалось, что глаза у Чернушки светятся в темноте, как звездочки, и что она тихонько ему говорит : — Алеша, Алеша ! Останься со мною !

Елиза Маек 21 E. T. A. Hoffmann ( ), pisarz, kompozytor i rysownik, jeden z najwszechstronniejszych tworcow epoki romantyzmu; przebywa l w Warszawie, gdzie za l. towarzystwo muz. i organizowa l koncerty symfoniczne; od 1808 w Niemczech; komponowa l opery (Undine 1814), singspiele, utwory orkiestrowe; w tworczo s ci lit. wprowadza l elementy fantastyki, tajemniczo s ci, grozy […] Bracia Serfio n scy , zbior zawieraj a cy m.in. ba s niow a Histori e o dziadku do orzechow, nowel e Panna de Scudery) sta l si e tematem wielu utworow muz., m.in. R. Schumanna, J. Offenbacha. P. I. Czajkowskiego, R. Wagnera; romans grozy Diable eliksiry ( ; wyd. pol. 1910), satyr.-groteskowa powie sc Kota Mruczys l awa pogl a dy na z ycie…(1820); (Pisarze s wiata. S l ownik enc., s. 244)

Елиза Маек 22 Влияние Гоффмана – Щелкунчик ( E. T. A. Hoffmann ( ) — Dziadek do orzechow (1816) Влияние поэтики немецкого романтизма ( разделение мира на реальный, в котором живет Алёша, и сказочный, мир снов и видений ( привидений ). Только от человека зависит, сможет ли он найти в обычном мире нечто необычное, фантастическое. Граница между реальным миром и миром волшебным кроется в человеческом воображении. Дети обладают умением входить в сказочный мир.

Елиза Маек 23 Мышиный король из Щелкунчика и зверинец сказки Погорельского Из сада пошли они в зверинец. Там показали Алеше диких зверей, которые привязаны были на золотых цепях. Всматриваясь внимательнее, он, к удивлениюсвоему, увидел, что дикие эти звери были не что иное, как большие крысы, кроты, хорьки и подобные им звери, живущие в земле и под полами. Ему это очень показалось смешно, но он из учтивости не сказал ни слова.

Елиза Маек 27 Сказки В. Одоевского ( ) Писатель, литературный критик, учёный, педагог, музыкант, философ – автор сборника Русские ночи. Сказки « фольклорные » — Мороз Мороз ович (на сюжет СУС 480 о мачехе и падчерице ) Городок в табакерке – первый опыт русской « научной сказки ».

Елиза Маек 28 Сказочный мир музыкальной табакерки « Папенька поставил на стол табакерку. » Поди — ка сюда, Миша, посмотри — ка «, — сказал он. Миша был послушный мальчик ; тотчас оставил игрушки и подошел к папеньке. Да уж и было чего посмотреть ! Какая прекрасная табакерка ! пестренькая, из черепахи. А что на крышке — то ! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, — и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые ; а деревья — то также золотые, а листики на них серебряные ; а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу. — Что это за городок ? — спросил Миша. — Это городок Динь — Динь, — отвечал папенька и тронул пружинку… Мишу ведет по городку Динь — Динь мальчик — колокольчик, рассказывает ему, чем занимаются Дядьки — молоточки, увидел царевну Пружинку…

Елиза Маек 29 Разговор мальчика с Царевной — пружинкой и нарушение запрета ( пробуждение ) Сударыня царевна ! Зачем вы надзирателя под бок толкаете ? — Зиц — зиц — зиц, — отвечала царевна. — Глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На все смотришь, ничего не видишь ! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся ; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали ; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели ; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было ! Зиц — зиц — зиц. Мише захотелось узнать, правду ли говорит царевна. Он наклонился и прижал ее пальчиком — и что же ? В одно мгновение пружинка с силою развилась, валик сильно завертелся, молоточки быстро застучали, колокольчики заиграли дребедень и вдруг пружинка лопнула. Все умолкло, валик остановился, молоточки попадали, колокольчики свернулись на сторону, солнышко повисло, домики изломались… Тогда Миша вспомнил, что папенька не приказывал ему трогать пружинку, испугался и… проснулся.

Елиза Маек 30 — Что во сне видел, Миша ? — спросил папенька. Миша долго не мог опамятоваться. Смотрит : та же папенькина комната, та же перед ним табакерка ; возле него сидят папенька и маменька и смеются. — Где же мальчик — колокольчик ? Где дядька — молоточек ? Где царевна Пружинка ? — спрашивал Миша. — Так это был сон ? — Да, Миша, тебя музыка убаюкала, и ты здесь порядочно вздремнул. Расскажи же нам по крайней мере что тебе приснилось ! — Да видите, папенька, — сказал Миша, протирая глазки, — мне все хотелось узнать, отчего музыка в табакерке играет ; вот я принялся на нее прилежно смотреть и разбирать, что в ней движется и отчего движется ; думал, думал и стал уже добираться, как вдруг, смотрю, дверка в табакерку растворилась… Тут Миша рассказал весь свой сон по порядку. — Ну, теперь вижу, — сказал папенька, — что ты в самом деле почти понял, отчего музыка в табакерке играет ; но ты это еще лучше поймешь, когда будешь учиться механике. — НАЗИДАТЕЛЬНОСТЬ

Елиза Маек 31 Мультфильм (2004 г.), а также аудиокниги, радио — и телеспектакли, театральные постановки, переиздания книги с новыми иллюстрациями. Городок в табакерке не перестает забавлять и учить.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

2014-2015 учебный год

г. Лабытнанги

Тема урока: А Погорельский «Чёрная курица или подземные жители».

Цели урока:

— провести всесторонний анализ второй и 3 части сказки; — пополнить знания об авторе, о писателях того времени; — вызвать интерес к жизни и творчеству А. Погорельского; — воспитывать нравственные качества учащихся на примере главного героя; — расширять словарный запас; — развивать навык беглого и внимательного чтения; — развивать умение ориентироваться в тексте; — развитие образного представления.

Оборудование: кроссворд, устаревшие слова и их значения, жетоны, книги.

I. Организационный момент.

— Давайте в начале урока вспомним русскую пословицу:

“Чтение – вот лучшее…” (учение)

— Закончите фразу. — А кого мы называем хорошим, серьезным читателем ?

(Человека, который понимает прочитанное, запоминает детали, новые слова, может анализировать текст)

II. Викторина.

— Посмотрим, насколько вы внимательные читатели.

(За правильный ответ ученик получает жетон)

  1. Послушайте диалог (с. 99 – 100) и определите, кому принадлежат эти реплики. (А. Погорельский и племянник Алеша)
  2. Где жил А. Погорельский? (На Украине, в имении).
  3. Что такое имение? (Помещичья усадьба в деревне).
  4. Как оно называется? (Погорельцы).
  5. Являются ли слова имение и имя однокоренными?
  6. Что такое псевдоним? (Вымышленное имя).
  7. Назовите настоящее имя А. Погорельского? (Алексей Алексеевич Перовский).
  8. Для кого была написана сказка? (Для племянника Алеши).
  9. Кем стал племянник в будущем? (Поэт, писатель, драматург).

— Молодцы, вы хорошо поработали. Встаньте те, кто получил больше одного жетона. — В русской литературе фамилия Толстой встречалась неоднократно. Какой именно Толстой является племянником Погорельского?

(Выбирают из трех фамилий: Л.Н. Толстой, А.К. Толстой, А.Н. Толстой).

III. Проверка домашнего задания.

— Какую новую страницу в детской литературе открыл А. Погорельский? (Написал первую литературную сказку для детей). — Как называется эта сказка ? (“Черная курица или подземные жители”).

Отправимся туда снова и встретимся с уже полюбившимися нам героями: Чернушкой и Алешей.

Дома вы давали характеристику Алеши, выделяли его человеческие качества, открывшиеся нам в первой части.

Назовите качества, докажите словами из текста.

(Рассудительный, боязливый, храбрый, любопытный, наблюдательный).

— В тексте вам встретились слова, передающие характер эпохи и не совсем понятные нам сейчас. Вы выписывали эти слова в “Тетрадь по чтению”. Проверим, запомнили ли вы лексическое значение этих слов. Положите перед собой листок и соедините слово с его значением.

(Один ученик работает у доски).

Рукомойник

Молодцы!

— Где можно уточнить значения непонятных нам слов? (В толковом словаре). — Какие сказочные события произошли в первой части?

IV. Работа с текстом до чтения второй части.

“Алеша хотел было остановиться, но Чернушка ему не позволила”.

— Предположите, какие события могли произойти с Алешей дальше.

В этом вам помогут опорные слова:

проснулась старушка рыцари приподнялись долго-долго шли сражаться обморок

Прочитайте вторую часть самостоятельно, подчеркивая карандашом незнакомые слова.

V. Работа с текстом во время чтения 2 части.

1) — Подтвердились ли наши предположения? — Кто такие рыцари? — Зачитайте описание рыцарей. (с.106) — А в нашей сказке рыцари являются положительными или отрицательными героями? Почему? (Отрицательные герои, воюют с Чернушкой). — Зачитайте сцену битвы. — Выделите в предложении глаголы, показывающие стремительное развитие событий. (Соскочили, ударили, бросились). — А что же случилось с Алешей? (Ему сделалось страшно, сердце в нем сильно затрепетало, и он упал в обморок). — Как бы вы вели себя на месте Алеши?

2) — Что нового узнали о мальчике? Какие качества можно добавить? (Нетерпеливый, непослушный).

3) — Какие слова вызвали у вас затруднения и вы выделили их при чтении?

VI. Физминутка.

VII. Комментированное чтение 3 части.

— Интересно ли вам, что будет дальше. Как вы думаете, увидит ли Алеша Чернушку еще раз? Почему?

1 ) Читаем 1 абзац.

— Алеша получил большое впечатление от увиденного ночью.

Докажите это словами из текста.

(Долго не мог опомниться, виденное не выходило у него из головы).

— Почему он так хотел выбежать во двор? Кого он хотел увидеть?

(Чернушку, хотел снова попасть в сказку).

— Посмотрите, как интересно построено последнее предложение абзаца.

Перечитайте его.

— Какую смысловую роль играет союз но ?

(Действия предметов противопоставляются).

— Он с нетерпением ждет минуты, чтобы выйти из дому, но, как нарочно, идет сильный снег.

Сама природа против желания мальчика.

2) Чтение диалога.

— Что расстроило Алешу за обедом? (Курица пропала, давно была назначена на кухню). — Чего он ждал с нетерпением? (Когда настанет время ложиться спать).

3) Чтение диалога в лицах.

— Как Алешу характеризует Чернушка? (Добрый, ветреный, никого не слушает с первого слова). — А каким еще стал Алеша? (Послушным)

Мир, в который он попал ночью, напомнил ему сказку, и чтобы попасть туда снова он готов измениться, стать послушным.

4) Чтение до конца.

— Кого встретил Алеша, проходя через комнаты? — Нарушил ли Алеша запрет Чернушки на этот раз? Зачитать.

Молодцы! Вы настоящие читатели.

VIII. Кроссворд.

— Я предлагаю вам разгадать кроссворд, в который вошли слова из текста.

Если вы запишите слова правильно, то отгадаете ключевое слово.

(Работа в парах).

По вертикали:

  1. Что явилось в серебряных шандалах?
  2. Из чего сделаны куклы?
  3. Куда давно была назначена курица?
  4. Как называет автор комнаты старушек?

— Какое ключевое слово получилось? (Чернушка).

IX Итог.

— Докажите, что эта сказка написана специально для детей? (Понятна нам, герой ребенок, волшебство). — Что нового узнали о писателе, об Алеше?

Погорельский: добрый, верит в чудеса и его герои такие же.

X. Релаксация.

— Кому понравилась эта сказка, и кто согласен со словами Оли, что эта сказка чудесная, поднимите жетон.

Эту сказку с интересом читали ваши бабушки и дедушки, мамы и папы, а теперь и вы.

Она многократно переиздавалась. (Показ книг).

Если у кого- то из вас появилось желание прочитать сказку полностью, может начать чтение на каникулах.

Длинный выступ (у печки, у стены) для лежания
Сени Глиняные плитки
Лежанка Подсвечник
Изразцы Небольшой висячий умывальник
Шандал Помещение между жилой частью дома и крыльцом
🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: