Почему флягин убил цыганку грушу. Характеристика героя Груша, Очарованный странник, Лесков. Образ персонажа Груша. В чем смысл жизни

  • Сочинения
  • По литературе
  • Лесков
  • Образ и характеристика Груши в повести Очарованный странник

Одним из основных персонажей произведения является Груша, молодая цыганская девушка.

Писатель представляет Грушу в образе необычайно красоты женщины с выделяющимися на лице завораживающими глазами, отличающейся артистичностью натуры, страстностью и гордым характером.

Иван Флягин, являющийся главный героем повести, служивший в доме княжеского семейства, с первого взгляда влюбляется в цыганку, очарованный ее внешними данными и невероятно завораживающим голосом.

В былые времена князь, попавших под чары цыганской красотки, выкупает Грушу у старосты табора за неимоверно большие деньги, но спустя время остывает к девушке, которая не имеет образования, с которой дворянину становится скучно.

Искренне любившая князя девушка, вскоре узнает новость о предстоящей свадьбе любимого мужчины с богатой невестой, имеющей хорошее приданное. Ревнующая и отчаявшаяся женщина, ждущая от князя ребенка, оказывается отправленной бездушным и черствым князем в лес, из которого ей, обманув сопровождающих девиц, Груше удается выбраться.

Поняв, что князь более никогда не вернет ее в свой дом, цыганка решает покончить жизнь самоубийством, но, будучи истинной христианкой, понимает, что собирается совершить тяжкий греховный поступок, но не в силах жить как самая стыдная женщина.

Измученная горем, Груша умоляет Ивана помочь ей уйти из жизни, заколов ее кинжалом, но Флягин не решается совершить убийство, а просто спихивает Грушу с крутого обрывистого берега в речной поток. После смерти возлюбленной Иван передает все свои сбережения в ближайший женский монастырь с просьбой мольбы об упокоенной душе цыганки.

Повествуя о трагической судьбе героини, писатель раскрывает драматизм гармоничной натуры Грушу, которая, превратившись из-за предательства любимого человека в разрушившуюся личность, выбирает единственный способ обретения спокойствия, но не в силах совершить грех умоляет об избавления от мучений близкого друга, взявшего на себя ее грехопадение.

Тест по творчеству

Вариант 2.

1.
К какому жанру древнерусской литературы близка повесть «Очарованный странник»:
А. Апокриф Б. Хождение В. Житие Г. Поучение

2. Назовите отчество Ивана Флягина:

А. Ларионыч

Б. Северьяныч

В. Степаныч Г. Максимыч

3. С каким былинным богатырем сравнивает:

А. Добрыня Никитич Б. Илья Муромец В. Никита Кожемяка Г. Алеша Попович

4. Что попросил Иван Флягин за спасение графской семьи:

А. Свобода Б. Деньги В. Гармонь Г. Конь

5. Расставшись с цыганом, Флягин нанялся работать:

А. Лекарем Б. Коневодом В. Нянькой Г. Пастухом

6. бежал в степь:

А. Скрывался от хана Джангара Б. В поисках новой жизни В. Из-за убийства Савакирея Г. Вслед за возлюбленной

7. Сколько времени герой провел в степи:

А. Десять лет Б. Три года В. Месяц Г. Один год

8. Как удерживали Ивана Флягина в степи:

А. Держали в колодках в яме Б. Подщетинили пятки В. Отдали в жены самую красивую девушку Г. Богатыми подарками

9. убил Грушу:

А. Из-за неразделенной любви Б. Это произошло случайно В. Чтобы Груша не вернулась к князю Г. Чтобы спасти ее душу от греха – убийства

10. После убийства:

А. Пошел в рекруты Б. Попал в острог В. Ушел в монастырь Г. Бежал в степь

11. Чем завершились скитания главного героя:

А. Обзавелся своей семьей Б. Постригся в монахи В. Вернулся на родину Г. Собирается на войну

12. Что не относится к биографии Ивана Флягина:

А.

Нянька барскому ребенку
Б.
Актер в балагане
В.
Солдат
Г. Крепостной кузнец
13. Какое имя не принадлежит главному герою:

А.

Голован

Б.

Петр Сердюков

В.

отец Измаил
Г. брат Диомид
Вариант 1

1. повесть 2. странствующий герой 3. сказовый, от первого лица. 4. русский человек со всем справится 5. Ивана Флягина 6. с Ильёй Муромцем 7. Голован 8. гармонь. 9. из – за убийства Савакирея 10. “подщетинили” пятки. 11. 10 лет 12. стремясь спасти её от греха убийства 13. собирается идти на войну

Вариант 2

ОТВЕТЫ: 1Б, 2Б, 3Б, 4В, 5В, 6В,7А, 8Б, 9В, 10А, 11Б, 12Г, 13Г

Судьба… Непостижимая сила, что на протяжении всей жизни преподносит нам невероятно сложные испытания. Найти в себе волю для их преодоления или же опустить руки, поддаться соблазну и плыть с манящей легкостью по реке жизни – вот он, главный выбор, вот основа человеческого пути.

Определенно произведение Н.С. Лескова «Очарованный странник» является сказом о судьбе простого крестьянина Ивана Флягина. Его жизненный путь загадочен, нередко наполнен таинственными событиями и испытаниями.

В образе Ивана нашли своё воплощение положительные и отрицательные черты русского национального характера.

Иван Флягин подобен проходящим через разные испытания героям былин. Флягин так же силён, как древнерусские богатыри, так же искусно обращается с лошадьми, даже бранит коня на сказочный манер.

Повествователь также подчёркивает и портретное сходство крестьянина с богатырём: «он был в полном смысле слова богатырь», а также «типический, простодушный, добрый». Богатырь, которому свойственна «откровенность простой души», он отличается детским простодушием, тонко чувствует красоту природы. Однако, вместе с тем, он довольно чёрств: он не понимает, почему ужасаются слушатели, которым он рассказывает о состязании насмерть с «татарином». Жестокость Ивана проявляется в его «мести» кошке, ограниченность его сознания видна в отношении к собственным детям: Флягин не признаёт их своими, потому что они некрещёные. В этом герое уживаются антагонистичные черты: бессмысленная жестокость — доходящая до самопожертвования доброта; импульсивность, вспыльчивость — терпение; подверженность искушениям — интуитивное чувство правды, бескомпромиссность в ее отстаивании.

Автор показывает процесс вытеснения из души героя низменных, животных инстинктов высокими моральными ценностями: путешествуя по необъятной Руси, Иван Северьяныч движется от собственного эгоизма к пониманию нужд других людей и готовности пострадать за них.

Одно из самых ярких и переломных моментов в произведении стало страшное испытание чувством.

Данное с рождения Ивану чувство прекрасного, разви¬ваясь, постепенно перестает быть только внутренним переживанием — оно обогащается чувством горячей привязанности к предмету любования. Точкой начала развития этих чувств является роковая встреча Флягина с цыганкой Грушей. Этой встрече предшествует крайняя степень духовной пустоты, выражающаяся в бессмысленных и диких запоях, потому странник и отдается чувству без остатка.

Знакомство происходит в трактире. Нельзя не восхититься мастерством писателя, нарисовавшего образ, который поистине можно считать самым ярким и метафорическим в этой повести. Не раз чудно сказывается о «красе, природы совершенстве» девушки. Но она обладает необычной красотой. Не просто так Лесков многократно сравнивает ее с «яркой змеей» — опасной, неприрученной, но до ужаса прекрасной. И глаза у той змеи говорящие – живые, дурманящие: «черные, так и жгущие огнем», с длинными ресницами, взмах которых подобен «шевеленью птичьих крыльев». И пальцы ее — «как осы, ползают и рокочут».

Неспроста оба животных, которым уподобляется цыганка, смертельно опасны именно своими укусами, которыми в аллегорическом смысле является восхитительное пение Грушеньки. Ее голос «уязвляет», «сводит с ума», «то томит, просто душу из тела вынимает, а потом вдруг как хватит совсем в другом роде, и точно сразу опять сердце вставит».

Она кажется ему идеальной внешне, но и внутренняя красота не скрывается от глаз Флягина. И эта неукротимая красота отнимает свободу и разум у Ивана.

Лесковскому герою, долгое время увлеченному красотой коня, неожиданно открыва¬ются новые горизонты красоты: красота женщины, таланта, красота челове¬ческой души. Пережитое очарование Грушей дает возмож¬ность раскрыться душе Ивана в полной мере. Он сумел понять другого человека, почувствовать чужое страдание, проявить братскую самоотверженную любовь и преданность.

Но события разворачивается в трагическую историю женской судьбы, вынужденной любить безответно. Поначалу цыганка охвачена взаимным романтическим чувством к князю. Но любовь Флягина безусловно сильнее и значительнее. Чувства героя настолько глубоки, а в самой любви столько самоотречения, что становится совершенно очевидно превосходство этого высокого чувства над суетливой увлеченностью князя. И правда: вскоре его чувства остывают — он оскорбляет и бросает цыганку ради дамы благородного происхождения.

А Груша — тонкая натура, что неотделима от окружающего ее мира и стремится жить в гармонии с ним. Вместе с разрушением окружающей гармонии происходит и разрушение ее личности. Из-за своих переживаний Грушенька потеряла былую красоту, легкость характера, превратилась в одержимую тень. Её судьба в чем-то пересекается с судьбой Бэлы из романа «Герой нашего времени».

И, оставленная князем, она находит только в его слуге – Иване подлинное душевное, дружеское участие. Бесчестье для цыганки – более страшный грех, чем смерть, поэтому она не может спокойно жить после такого предательства, и видит выход из своего положения только в смерти.

Лесков подчеркивает, что женщина – всего лишь игрушка в руках мужчин, в руках общества, родственников, которые продали девушку князю, даже не задумываясь о ее дальнейшей судьбе. Что остается ей, оставленной всеми, один на один со своей ревностью и жгучей ненавистью к сопернице и осознанием собственной безысходности? Смерть — единственный выход для героини, ведь она, в силу своей горячей цыганской крови, не может «успокоиться смирением» и «простить ради прошлых минут счастья».

Поэтому, встретившись с Иваном, увидев в нем родную душу, она просит его: «Больше нет сил так жить да мучиться, видючи его измену и надо мной надругательство… Ударь меня раз ножом против сердца».

Груша не может решиться на самоубийство. Она – христианка, поэтому знает, что совершит большой грех. Кроме того, героиня боится совершить еще больший грех: «Если я еще день поживу, я и его, и ее порешу, а если их пожалею, себя решу… убью свою душеньку».

«Один ты любил меня, мил сердечный друг мой» — сказала она Флягину перед смертью. Это была не любовь мужчины к женщине, а христианская любовь брата к сестре, полная самоотверженного сострадания.

Глубоко прочувствав горе Груши, Флягин убивает ее, чтобы спасти от тяжкого греха: самоубийства и убийства того ребенка, что она носила под сердцем, убийства вероломного князя и его молодой жены. Тем самым он взял на себя самый страшный смертный грех. Однако смерть цыганки, так или иначе, остается самоубийством, и Ивана Северьяновича мучает одна мысль: «Грешна душа теперь погибшая, и моя обязанность за нее пострадать и ее из ада выручить”.

Вспомним историю о «попике-запивашке», который молился за спасение душ грешников-самоубийц. Какова ее связь с данной историей? Для Ивана Северьяновича важно убеждение в заступничестве за таких несчастных грешников, как Грушенька. То есть самый первый рассказ Флягина – красноречивый признак того, что герой будет помнить о своей любви всю жизнь.

Но примечательно, что герой не смог ударить ножом в сердце девушки, потому и столкнул ее со скалы в реку. Возможно, он хотел тем самым облегчить ее участь. Или же у него не хватило духа совершить непосредственное убийство. Но более интересна другая версия. В христианстве пролитие крови является символом суда, искупления грехов. Нежелание Ивана проливать кровь является показателем его духовного развития: если в самом начале его молодая и грубая душа была готова вершить суд над кошкой, обидевшей птенцов, то в этом эпизоде его душа проявила свою зрелость, свое нравственное богатство. Река же может выступать символом духовного очищения. Вода рек является священной в библейской мифологии: ею крестят при первом посвящении, омывают грехи, очищают тело и душу, она снимает усталость — физическую и душевную. Падение Груши в реку в символическом смысле означает ее духовное исцеление.

Трудна и мучительна была жизнь Н. С. Лескова. Непонятый и неоцененный современниками, он получал удары от правых критиков как недостаточно лояльный и от левых, того же Н. А. Некрасова, который не мог не видеть глубину таланта писателя, но не печатал его в своем «Современнике». А Лесков, волшебник слова, плел узоры русской речи и опускал своих героев в те бездны, в которых мучительно существовали герои Достоевского, а потом поднимал их к небесам, где был мир Льва Толстого.

Он проложил в нашей прозе тропинку, которая связывала этих двух гениев. Особенно это заметно, когда погружаешься в строй рассказа «Очарованный странник». Иван Флягин, характеристика которого будет представлена ниже, то спускается в преисподнюю, то взмывает к вершинам духа.

Анализ эпизода «Происшествие с Грушей» (повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник»)

Человек, проживая жизнь, встречает на своем пути много разных людей. У каждого из них – своя судьба, свои проблемы и душевные раны. Иногда случается так, что мы играем значительную роль в жизни другого человека, а иногда, наоборот, другие оставляют глубокий след в наших сердцах. По сути, жизнь и есть постоянная смена окружающих нас людей: одни уходят, другие приходят, и лишь некоторые проходят с нами рука об руку весь длинный путь. Произведение Н.С. Лескова «Очарованный странник» — история судьбы крестьянина Ивана Флягина. Его жизненный путь загадочен, нередко наполнен таинственными событиями. И на его пути встречалось много разных людей. Одна из них – цыганка Груша, с которой наш герой знакомится в трактире. Кто она – одна из многих или та, которая надолго останется в памяти? Какую роль цыганка и крестьянин сыграли в жизни друг друга? Попытаюсь ответить на эти вопросы, проанализировав эпизод «Происшествие с Грушей». Неудивительно, что эта девушка привлекла внимание Флягина: «Я увидел, как это у нее промеж черных волос на голове, будто серебро, пробор вьется и за спину падает, так я и осатанел, и весь ум у меня отняло. Пью ее угощение, а сам через стакан ей в лицо смотрю, и никак не разберу: смугла она или бела она, а меж тем вижу, как у нее под тонкою кожею, точно в сливе на солнце, краска рдеет и жилка бьет…». Флягин воспринимает девушку как совершенство, идеал, созданный самой природой. Груша привлекает его внимание не только внешностью. На мой взгляд, Иван прекрасно чувствует, ее внутренний мир, ее духовную красоту. На его просьбу спеть девушка отвечает согласием. Это самая удивительная песня, которую когда-либо слышал наш герой! Груша начала петь сначала грубовато, мужественно, но вскоре в голосе появились ноты печали и тоски, которые «просто душу из тела вынимали». Он просит ее петь снова и снова… Груша прекрасно понимает, что этот простой человек восхищается не только ее внешностью, но и чувствует ее душевный мир. Девушка сразу выделяет его из толпы. Сам Иван Флягин предстает в этом эпизоде с неожиданной стороны. Трактир, в который пришел главный герой, был предназначен для богатых людей, прежде всего для дворян. Флягин, крестьянин, явно не «вписывался» в это общество. Но хозяин трактира, отец Груши, не только не отсадил его подальше от дворян, а наоборот, посадил его в самый центр, объяснив это тем, что «вы еще пока не знаете, как иной простой человек красоту и талант оценить может». То есть, мы Флягин предстает перед нами чутким, восприимчивым к красоте, эмоциональным человеком. Но главное событие в этом эпизоде – это не песни и пляски Груши, и не признание Флягина обществом. Все гораздо трагичнее, как трагична женская душа, измученная безответной любовью. Мы узнаем, что Грушенька была влюблена в князя Ивана Северьяныча. Но чувства его были недолговечны, и вскоре девушка-цыганка стала ему не нужна, поскольку в городе появилась «секретарская дочка Евгения Семеновна» благородных кровей. Груша не могла смириться с утратой любимого человека. Выход для нее был только в одном – не жить! Во Флягине она увидела родную душу, почувствовала его особое отношение к ней. Поэтому именно Ивана она требует поклясться, что он найдет в себе силы убить ее. Сама она не смогла решиться на этот поступок, потому что была девушкой верующей: «Моих больше сил нет так жить да мучаться, видючи его измену, и надо мной надругательства. Если я еще день проживу, я и его, и ее порешу, а если их пожалею, себя решу, то навек убью свою душеньку! Пожалей меня, родной мой, мой миленый брат». Флягин сначала не мог совершить убийство, но, в конце концов, он из жалости к Груше решился на это. Да, конечно, этот поступок нельзя назвать нравственным. Однако, если посмотреть с другой стороны, Иван не мог позволить, чтобы девушка сама наложила на себя руки, совершила такой страшный грех. Как человек, глубоко чувствующий чужую боль, он был готов принять этот грех на свою душу. Читая все произведение, мы находим спорными многие поступки Флягина. В начале повести он случайно погубил невинного человека, потом украл лошадей у графа, в этом эпизоде столкнул с обрыва девушку. Я пыталась задуматься над тем, как бы поступила я в этих ситуациях. Прошла бы мимо Грушиного горя, обрекая ее на пожизненные страдания? Дала бы ложную надежду на новую любовь? Вряд ли… Но я бы не нашла в себе смелости столкнуть ее в реку. А Флягин сделал это, взяв грех на душу, но облегчив страдания Груши. Значит ли это, что главный герой – добрый? Или злой? Нет, не значит. На эти вопросы сложно ответить однозначно… Этот эпизод раскрывает истинное лицо каждого из героев, показывая их в безвыходных ситуациях. Флягин дал обещание Груше, которое не мог не выполнить. В противном случает жизнь Груши превратилась бы в бесчестье и страдание: «Не убьешь меня, я всем вам в отместку стану самою стыдной женщиной». Что же касается Ивана Северьяныча, виновника трагедии девушки, то он не воспринял ее смерть близко к сердцу, ведь он не мог любить так самоотверженно и беззаветно, как Груша. А для Груши жизнь без любви не имела смысла.

Внешний вид героя

Очарованный странник представлен у Лескова как типичный русский богатырь. Роста он огромного, и длинный черный подрясник и высокий колпак на голове делают его еще крупнее.

Лицом Иван смугл, ему за 50. Его волосы густы, но со свинцовой проседью. Статью и мощью он напоминает Илью Муромца, добродушного богатыря из русских былин. Так выглядит Иван Флягин, характеристика которого выявит связь внешнего и внутреннего, его странствий и динамики его развития.

Детство и первое убийство

Он вырос в конюшне и знал нрав каждой лошади, умел справиться с самым норовистым конем, а для этого требуется не только физическая сила, но сила духа, которую конь почувствует и даже в ребенке признает хозяина. И подрастала сильная личность, которая нравственно была несколько неразвита. Подробно рассказывает автор, что представлял собой в это время Иван Флягин. Характеристика его дана в эпизоде, когда он просто так, от полноты сил, которые некуда применить, играючи убил ни в чем не повинного монаха. Был всего лишь взмах кнута, которым одиннадцатилетний мальчик ударил монаха, а лошади понесли, и монах, упав, сразу же умер без покаяния.

Но к мальчику явилась душа убитого и пообещала, что будет он погибать много раз, но все-таки пойдет в монахи, не сгинув на дорогах жизни.

Спасение барской семьи

И тут же рядом Лесков, как бусины нанизывает, ведет сказ о прямо противоположном случае, когда, снова ни о чем не помышляя, спасает жизнь свои господам Иван Флягин. Характеристика его — это смелость и удальство, о которых несмышленыш даже не думает, а только снова просто действует безо всякой мысли.

Ребенка вел Бог, и он же его спас от верной гибели в глубокой пропасти. Вот в какие бездны сразу бросает Лесков своего персонажа. Но он с младых ногтей совершенно бескорыстен. За свой подвиг попросил гармонь Иван Флягин. Характеристика последующих его действий, например, отказ от больших денег за выкуп девочки, с которой заставили его нянчиться, покажут, что он никогда не ищет себе выгод.

Второе убийство и побег

Совершенно спокойно в честном бою убил (а дело состояло в споре, кто кого запорет нагайкой), как будто так и положено, татарина Иван Флягин. Характеристика этого поступка показывает то, что 23-летний молодой Иван не дозрел до оценок собственных действий, а готов принять любые, даже аморальные правила игры, которые ему предлагают.

И в результате он прячется от правосудия у татар. Но в итоге — он в плену, в тюрьме татарской. Десять лет проведет Иван у своих «спасителей-иноверцев» и будет тосковать по родине, пока не убежит. И будут его вести целеустремленность, выносливость и сила воли.

Испытание любовью

На жизненном пути Ивану встретится красавица-певунья, цыганка Грушенька. Она так хороша внешне, что у Ивана дух захватывает от ее красоты, но богат и ее духовный мир.

Девушка, чувствуя, что Флягин ее поймет, рассказывает свое немудреное вечное девичье горе: любимый поиграл с ней и бросил. А жить она без него не может и боится, что или убьет его вместе с его новой возлюбленной, или руки на себя наложит. И то и другое пугает ее — это не по-христиански. И просит Груша Ивана взять грех на душу — убить ее. Смутился и не решился вначале Иван, но потом жалость к безответным мучениям девушки перевесила все его сомнения. Сила ее страдания привела к тому, что столкнул Грушу в пропасть Иван Флягин. Характеристика этого поступка состоит в особой стороне человечности. Убивать страшно, и Христова заповедь говорит: «Не убий». Но Иван, преступая через нее, выходит на высший уровень самопожертвования — он жертвует своей бессмертной душой для спасения души девушки. Он, пока жив, надеется отмолить этот грех.

Сочинение Анализ эпизода «Происшествие с Грушей» (повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник»)

Человек, проживая жизнь, встречает на своем пути много разных людей. У каждого из них – своя судьба, свои проблемы и душевные раны. Иногда случается так, что мы играем значительную роль в жизни другого человека, а иногда, наоборот, другие оставляют глубокий след в наших сердцах. По сути, жизнь и есть постоянная смена окружающих нас людей: одни уходят, другие приходят, и лишь некоторые проходят с нами рука об руку весь длинный путь. Произведение Н.С. Лескова «Очарованный странник» — история судьбы крестьянина Ивана Флягина. Его жизненный путь загадочен, нередко наполнен таинственными событиями. И на его пути встречалось много разных людей. Одна из них – цыганка Груша, с которой наш герой знакомится в трактире. Кто она – одна из многих или та, которая надолго останется в памяти? Какую роль цыганка и крестьянин сыграли в жизни друг друга? Попытаюсь ответить на эти вопросы, проанализировав эпизод «Происшествие с Грушей». Неудивительно, что эта девушка привлекла внимание Флягина: «Я увидел, как это у нее промеж черных волос на голове, будто серебро, пробор вьется и за спину падает, так я и осатанел, и весь ум у меня отняло. Пью ее угощение, а сам через стакан ей в лицо смотрю, и никак не разберу: смугла она или бела она, а меж тем вижу, как у нее под тонкою кожею, точно в сливе на солнце, краска рдеет и жилка бьет…». Флягин воспринимает девушку как совершенство, идеал, созданный самой природой. Груша привлекает его внимание не только внешностью. На мой взгляд, Иван прекрасно чувствует, ее внутренний мир, ее духовную красоту. На его просьбу спеть девушка отвечает согласием. Это самая удивительная песня, которую когда-либо слышал наш герой! Груша начала петь сначала грубовато, мужественно, но вскоре в голосе появились ноты печали и тоски, которые «просто душу из тела вынимали». Он просит ее петь снова и снова… Груша прекрасно понимает, что этот простой человек восхищается не только ее внешностью, но и чувствует ее душевный мир. Девушка сразу выделяет его из толпы. Сам Иван Флягин предстает в этом эпизоде с неожиданной стороны. Трактир, в который пришел главный герой, был предназначен для богатых людей, прежде всего для дворян. Флягин, крестьянин, явно не «вписывался» в это общество. Но хозяин трактира, отец Груши, не только не отсадил его подальше от дворян, а наоборот, посадил его в самый центр, объяснив это тем, что «вы еще пока не знаете, как иной простой человек красоту и талант оценить может». То есть, мы Флягин предстает перед нами чутким, восприимчивым к красоте, эмоциональным человеком. Но главное событие в этом эпизоде – это не песни и пляски Груши, и не признание Флягина обществом. Все гораздо трагичнее, как трагична женская душа, измученная безответной любовью. Мы узнаем, что Грушенька была влюблена в князя Ивана Северьяныча. Но чувства его были недолговечны, и вскоре девушка-цыганка стала ему не нужна, поскольку в городе появилась «секретарская дочка Евгения Семеновна» благородных кровей. Груша не могла смириться с утратой любимого человека. Выход для нее был только в одном – не жить! Во Флягине она увидела родную душу, почувствовала его особое отношение к ней. Поэтому именно Ивана она требует поклясться, что он найдет в себе силы убить ее. Сама она не смогла решиться на этот поступок, потому что была девушкой верующей: «Моих больше сил нет так жить да мучаться, видючи его измену, и надо мной надругательства. Если я еще день проживу, я и его, и ее порешу, а если их пожалею, себя решу, то навек убью свою душеньку! Пожалей меня, родной мой, мой миленый брат». Флягин сначала не мог совершить убийство, но, в конце концов, он из жалости к Груше решился на это. Да, конечно, этот поступок нельзя назвать нравственным. Однако, если посмотреть с другой стороны, Иван не мог позволить, чтобы девушка сама наложила на себя руки, совершила такой страшный грех. Как человек, глубоко чувствующий чужую боль, он был готов принять этот грех на свою душу. Читая все произведение, мы находим спорными многие поступки Флягина. В начале повести он случайно погубил невинного человека, потом украл лошадей у графа, в этом эпизоде столкнул с обрыва девушку. Я пыталась задуматься над тем, как бы поступила я в этих ситуациях. Прошла бы мимо Грушиного горя, обрекая ее на пожизненные страдания? Дала бы ложную надежду на новую любовь? Вряд ли… Но я бы не нашла в себе смелости столкнуть ее в реку. А Флягин сделал это, взяв грех на душу, но облегчив страдания Груши. Значит ли это, что главный герой – добрый? Или злой? Нет, не значит. На эти вопросы сложно ответить однозначно… Этот эпизод раскрывает истинное лицо каждого из героев, показывая их в безвыходных ситуациях. Флягин дал обещание Груше, которое не мог не выполнить. В противном случает жизнь Груши превратилась бы в бесчестье и страдание: «Не убьешь меня, я всем вам в отместку стану самою стыдной женщиной». Что же касается Ивана Северьяныча, виновника трагедии девушки, то он не воспринял ее смерть близко к сердцу, ведь он не мог любить так самоотверженно и беззаветно, как Груша. А для Груши жизнь без любви не имела смысла.

В чем смысл жизни?

Скиталец, странник, калика перехожий, Иван — искатель истины. Для него главное — найти смысл жизни, сопряженный с поэзией. Образ и характеристика Ивана Флягина в повести «Очарованный странник» дают возможность автору воплотить мечтательность, свойственную самому народу. Иван передает дух искательства правды. Иван Флягин — горемыка, испытавший на своем веку столько, что хватило бы на несколько человек. Он берет на свою душу несметные страдания, которые выводят его на новую, более высокую духовную орбиту, на которой соединяются жизнь и поэзия.

Другие сочинения по этому произведению

Загадочная русская душа» в повести Н. Лескова «Очарованный странник Анализ эпизода из повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» В чём очарование Ивана Флягина? (поповести Н. С. Лескова «Очарованный странник») В чём смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»? Женские образы в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Жизненный путь Ивана Флягина (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник») Иван Флягин — правдоискатель земли русской (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник») Иван Флягин в повести Лескова «Очарованный странник» Иван Флягин — главный герой повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Иван Флягин – образ, воплощающий черты русского национального характера Кто такой Иван Северьяныч Флягин: грешник или праведник? Мир образов Лескова Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». Образ Флягина Очарованный странник — самый значительный герой Н. С. Лескова Почему повесть Н. С. Лескова названа «Очарованный странник»? Праведен или грешен Иван Флягин Россия в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» Русский национальный характер в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Русский национальный характер — цель изображения повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Русский характер в рассказах Н. С. Лескова Свобода и необходимость в «Войне и мире» Л. Н. Толстого и «Очарованном страннике» Н. С. Лескова Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. Лескова «Очарованный странник» Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Смысл странствий Ивана Флягина (По очерку Лескова «Очарованный странник») Странник Лескова Творчество Н.С. Лескова (Рассказ «Очарованный странник») Тема странничества в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Анализ текста повести «Очарованный странник» Какие черты русского национального характера воплощены в Иване Северьяновиче Флягине Жанр, сюжет, композиция, образ главного героя Характеристика Ивана Флягина в повести Лескова «Очарованный странник» Житие русского грешника в повести «Очарованный странник» Смысл слова «Странник» в одноименной повети Лескова Русские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере«Очарованный странник») Сюжет и проблематика повести “Очарованный странник” Жизненные перипетии главного героя повести «Очарованный странник» Традиции древнерусской литературы в повести «Очарованный странник» Иван Северьяныч Флягин человек особенный, исключительный, странной и необычной судьбы Загадки лесковского сказа на примере повести «Очарованный странник» Законы художественного мира Лескова Флягин — характеристика литературного героя Русские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере «Очарованный странник») Образ Ивана Флягина в повести Н. Лескова «Очарованный странник» Образ Флягина в повести «Очарованный странник» Сюжет повести Лескова «Очарованный странник» Повествовательная организация повести «Очарованный странник» Смысл названия повести Николая Лескова “Очарованный странник” Образ Ивана Флягина в повести Лескова «Очарованный странник» Герой повести-очерка Лескова «Очарованный странник» Иван Флягин правдоискатель земли русской История создания повести «Очарованный странник» Нравственность и гуманизм русского человека в повести «Очарованный странник» Изображение русского национального характера в произведениях Н.С.Лескова (на примере произведения «Очарованный странник»).
Трудна и мучительна была жизнь Н. С. Лескова. Непонятый и неоцененный современниками, он получал удары от правых критиков как недостаточно лояльный и от левых, того же Н. А. Некрасова, который не мог не видеть глубину таланта писателя, но не печатал его в своем «Современнике». А Лесков, волшебник слова, плел узоры русской речи и опускал своих героев в те бездны, в которых мучительно существовали герои Достоевского, а потом поднимал их к небесам, где был мир Льва Толстого.

Он проложил в нашей прозе тропинку, которая связывала этих двух гениев. Особенно это заметно, когда погружаешься в строй рассказа «Очарованный странник». Иван Флягин, характеристика которого будет представлена ниже, то спускается в преисподнюю, то взмывает к вершинам духа.

Характеристика Ивана Флягина как рассказчика

Сказ Флягина-Лескова намеренно замедлен, как в эпической раздумчивой песне. Но когда исподволь накапливаются силы событий и характеров, то он становится динамичным, стремительным. В эпизоде обуздания лошади, с которой даже англичанин Рарей не может справиться, способ повествования динамичный и острый. Описания коней даны так, что вспоминаются народные песни и былины. Конь в 6-й главе сравнивается с птицей, которая не своей силой несется.

Образ предельно поэтичен и смыкается с гоголевской птицей-тройкой. Эта проза должна читаться декламационно, замедлено, как стихотворение в прозе. И таких стихотворений наберется много. Чего стоит эпизод в конце 7-й главы, когда исстрадавшийся странник молится так, что снег под коленями растаял, а там, где слезы капали, утром травка появляется. Это говорит лирический поэт — страстотерпец. Эта и другие миниатюры имеют право на отдельное существование. Но вставленные Лесковым в большое повествование, дают ему необходимую окраску, обогащающий отсвет.

План-характеристика Ивана Флягина

При написании сочинения можно руководствоваться таким кратким планом:

  • Вступление — очарованный странник.
  • Внешность персонажа.
  • Скитальчество.
  • Оберег для жизни.
  • «Греховность» Ивана.
  • Немеряные богатырские силы.
  • Черты у героя.

В заключение следует сказать, что сам Н. С. Лесков прошел по земле очарованным путником, хотя видел жизнь во всей ее многослойности. Поэзия жизни раскрывалась Н. С. Лескову в созерцании и раздумии, в слове. Может быть, ключом к «Очарованному страннику» является стихотворение Ф. Тютчева «Пошли Господь свою отраду…». Перечитайте и обдумайте путь странника.

Эпитет «очарованный» увеличивает ощущение поэтичности фигуры путника. Обвороженный, пленяющий, околдованный, сведенный с ума, покоренный — диапазон этого душевного качества велик. Для писателя очарованный странник был характерной фигурой человека, которому можно было передоверить часть своих мечтаний, сделать его выразителем заповедных дум и чаяний народа.

Судьба… Непостижимая сила, что на протяжении всей жизни преподносит нам невероятно сложные испытания. Найти в себе волю для их преодоления или же опустить руки, поддаться соблазну и плыть с манящей легкостью по реке жизни – вот он, главный выбор, вот основа человеческого пути.

Определенно произведение Н.С. Лескова «Очарованный странник» является сказом о судьбе простого крестьянина Ивана Флягина. Его жизненный путь загадочен, нередко наполнен таинственными событиями и испытаниями.

В образе Ивана нашли своё воплощение положительные и отрицательные черты русского национального характера.

Иван Флягин подобен проходящим через разные испытания героям былин. Флягин так же силён, как древнерусские богатыри, так же искусно обращается с лошадьми, даже бранит коня на сказочный манер.

Повествователь также подчёркивает и портретное сходство крестьянина с богатырём: «он был в полном смысле слова богатырь», а также «типический, простодушный, добрый». Богатырь, которому свойственна «откровенность простой души», он отличается детским простодушием, тонко чувствует красоту природы. Однако, вместе с тем, он довольно чёрств: он не понимает, почему ужасаются слушатели, которым он рассказывает о состязании насмерть с «татарином». Жестокость Ивана проявляется в его «мести» кошке, ограниченность его сознания видна в отношении к собственным детям: Флягин не признаёт их своими, потому что они некрещёные. В этом герое уживаются антагонистичные черты: бессмысленная жестокость — доходящая до самопожертвования доброта; импульсивность, вспыльчивость — терпение; подверженность искушениям — интуитивное чувство правды, бескомпромиссность в ее отстаивании.

Автор показывает процесс вытеснения из души героя низменных, животных инстинктов высокими моральными ценностями: путешествуя по необъятной Руси, Иван Северьяныч движется от собственного эгоизма к пониманию нужд других людей и готовности пострадать за них.

Одно из самых ярких и переломных моментов в произведении стало страшное испытание чувством.

Данное с рождения Ивану чувство прекрасного, разви¬ваясь, постепенно перестает быть только внутренним переживанием — оно обогащается чувством горячей привязанности к предмету любования. Точкой начала развития этих чувств является роковая встреча Флягина с цыганкой Грушей. Этой встрече предшествует крайняя степень духовной пустоты, выражающаяся в бессмысленных и диких запоях, потому странник и отдается чувству без остатка.

Знакомство происходит в трактире. Нельзя не восхититься мастерством писателя, нарисовавшего образ, который поистине можно считать самым ярким и метафорическим в этой повести. Не раз чудно сказывается о «красе, природы совершенстве» девушки. Но она обладает необычной красотой. Не просто так Лесков многократно сравнивает ее с «яркой змеей» — опасной, неприрученной, но до ужаса прекрасной. И глаза у той змеи говорящие – живые, дурманящие: «черные, так и жгущие огнем», с длинными ресницами, взмах которых подобен «шевеленью птичьих крыльев». И пальцы ее — «как осы, ползают и рокочут».

Неспроста оба животных, которым уподобляется цыганка, смертельно опасны именно своими укусами, которыми в аллегорическом смысле является восхитительное пение Грушеньки. Ее голос «уязвляет», «сводит с ума», «то томит, просто душу из тела вынимает, а потом вдруг как хватит совсем в другом роде, и точно сразу опять сердце вставит».

Она кажется ему идеальной внешне, но и внутренняя красота не скрывается от глаз Флягина. И эта неукротимая красота отнимает свободу и разум у Ивана.

Лесковскому герою, долгое время увлеченному красотой коня, неожиданно открыва¬ются новые горизонты красоты: красота женщины, таланта, красота челове¬ческой души. Пережитое очарование Грушей дает возмож¬ность раскрыться душе Ивана в полной мере. Он сумел понять другого человека, почувствовать чужое страдание, проявить братскую самоотверженную любовь и преданность.

Но события разворачивается в трагическую историю женской судьбы, вынужденной любить безответно. Поначалу цыганка охвачена взаимным романтическим чувством к князю. Но любовь Флягина безусловно сильнее и значительнее. Чувства героя настолько глубоки, а в самой любви столько самоотречения, что становится совершенно очевидно превосходство этого высокого чувства над суетливой увлеченностью князя. И правда: вскоре его чувства остывают — он оскорбляет и бросает цыганку ради дамы благородного происхождения.

А Груша — тонкая натура, что неотделима от окружающего ее мира и стремится жить в гармонии с ним. Вместе с разрушением окружающей гармонии происходит и разрушение ее личности. Из-за своих переживаний Грушенька потеряла былую красоту, легкость характера, превратилась в одержимую тень. Её судьба в чем-то пересекается с судьбой Бэлы из романа «Герой нашего времени».

И, оставленная князем, она находит только в его слуге – Иване подлинное душевное, дружеское участие. Бесчестье для цыганки – более страшный грех, чем смерть, поэтому она не может спокойно жить после такого предательства, и видит выход из своего положения только в смерти.

Лесков подчеркивает, что женщина – всего лишь игрушка в руках мужчин, в руках общества, родственников, которые продали девушку князю, даже не задумываясь о ее дальнейшей судьбе. Что остается ей, оставленной всеми, один на один со своей ревностью и жгучей ненавистью к сопернице и осознанием собственной безысходности? Смерть — единственный выход для героини, ведь она, в силу своей горячей цыганской крови, не может «успокоиться смирением» и «простить ради прошлых минут счастья».

Поэтому, встретившись с Иваном, увидев в нем родную душу, она просит его: «Больше нет сил так жить да мучиться, видючи его измену и надо мной надругательство… Ударь меня раз ножом против сердца».

Груша не может решиться на самоубийство. Она – христианка, поэтому знает, что совершит большой грех. Кроме того, героиня боится совершить еще больший грех: «Если я еще день поживу, я и его, и ее порешу, а если их пожалею, себя решу… убью свою душеньку».

«Один ты любил меня, мил сердечный друг мой» — сказала она Флягину перед смертью. Это была не любовь мужчины к женщине, а христианская любовь брата к сестре, полная самоотверженного сострадания.

Глубоко прочувствав горе Груши, Флягин убивает ее, чтобы спасти от тяжкого греха: самоубийства и убийства того ребенка, что она носила под сердцем, убийства вероломного князя и его молодой жены. Тем самым он взял на себя самый страшный смертный грех. Однако смерть цыганки, так или иначе, остается самоубийством, и Ивана Северьяновича мучает одна мысль: «Грешна душа теперь погибшая, и моя обязанность за нее пострадать и ее из ада выручить”.

Вспомним историю о «попике-запивашке», который молился за спасение душ грешников-самоубийц. Какова ее связь с данной историей? Для Ивана Северьяновича важно убеждение в заступничестве за таких несчастных грешников, как Грушенька. То есть самый первый рассказ Флягина – красноречивый признак того, что герой будет помнить о своей любви всю жизнь.

Но примечательно, что герой не смог ударить ножом в сердце девушки, потому и столкнул ее со скалы в реку. Возможно, он хотел тем самым облегчить ее участь. Или же у него не хватило духа совершить непосредственное убийство. Но более интересна другая версия. В христианстве пролитие крови является символом суда, искупления грехов. Нежелание Ивана проливать кровь является показателем его духовного развития: если в самом начале его молодая и грубая душа была готова вершить суд над кошкой, обидевшей птенцов, то в этом эпизоде его душа проявила свою зрелость, свое нравственное богатство. Река же может выступать символом духовного очищения. Вода рек является священной в библейской мифологии: ею крестят при первом посвящении, омывают грехи, очищают тело и душу, она снимает усталость — физическую и душевную. Падение Груши в реку в символическом смысле означает ее духовное исцеление.

Сочинение

Человек, проживая жизнь, встречает на своем пути много разных людей. У каждого из них — своя судьба, свои проблемы и душевные раны. Иногда случается так, что мы играем значительную роль в жизни другого человека, а иногда, наоборот, другие оставляют глубокий след в наших сердцах. По сути, жизнь и есть постоянная смена окружающих нас людей: одни уходят, другие приходят, и лишь некоторые проходят с нами рука об руку весь длинный путь.

Произведение Н. С. Лескова «Очарованный странник» — история судьбы крестьянина Ивана Флягина. Его жизненный путь загадочен, нередко наполнен таинственными событиями. И на его пути встречалось много разных людей. Одна из них — цыганка Груша, с которой наш герой знакомится в трактире. Кто она — одна из многих или та, которая надолго останется в памяти? Какую роль цыганка и крестьянин сыграли в жизни друг друга? Попытаюсь ответить на эти вопросы, проанализировав эпизод «Происшествие с Грушей».

Неудивительно, что эта девушка привлекла внимание Флягина: «Я увидел, как это у нее промеж черных волос на голове, будто серебро, пробор вьется и за спину падает, так я и осатанел, и весь ум у меня отняло. Пью ее угощение, а сам через стакан ей в лицо смотрю, и никак не разберу: смугла она или бела она, а меж тем вижу, как у нее под тонкою кожею, точно в сливе на солнце, краска рдеет и жилка бьет…». Флягин воспринимает девушку как совершенство, идеал, созданный самой природой. Груша привлекает его внимание не только внешностью. На мой взгляд, Иван прекрасно чувствует, ее внутренний мир, ее духовную красоту. На его просьбу спеть девушка отвечает согласием. Это самая удивительная песня, которую когда-либо слышал наш герой! Груша начала петь сначала грубовато, мужественно, но вскоре в голосе появились ноты печали и тоски, которые «просто душу из тела вынимали». Он просит ее петь снова и снова…

Груша прекрасно понимает, что этот простой человек восхищается не только ее внешностью, но и чувствует ее душевный мир. Девушка сразу выделяет его из толпы.

Сам Иван Флягин предстает в этом эпизоде с неожиданной стороны. Трактир, в который пришел главный герой, был предназначен для богатых людей, прежде всего для дворян. Флягин, крестьянин, явно не «вписывался» в это общество. Но хозяин трактира, отец Груши, не только не отсадил его подальше от дворян, а наоборот, посадил его в самый центр, объяснив это тем, что «вы еще пока не знаете, как иной простой человек красоту и талант оценить может». То есть, мы Флягин предстает перед нами чутким, восприимчивым к красоте, эмоциональным человеком.

Но главное событие в этом эпизоде — это не песни и пляски Груши, и не признание Флягина обществом. Все гораздо трагичнее, как трагична женская душа, измученная безответной любовью. Мы узнаем, что Грушенька была влюблена в князя Ивана Северьяныча. Но чувства его были недолговечны, и вскоре девушка-цыганка стала ему не нужна, поскольку в городе появилась «секретарская дочка Евгения Семеновна» благородных кровей. Груша не могла смириться с утратой любимого человека. Выход для нее был только в одном — не жить! Во Флягине она увидела родную душу, почувствовала его особое отношение к ней. Поэтому именно Ивана она требует поклясться, что он найдет в себе силы убить ее. Сама она не смогла решиться на этот поступок, потому что была девушкой верующей: «Моих больше сил нет так жить да мучаться, видючи его измену, и надо мной надругательства. Если я еще день проживу, я и его, и ее порешу, а если их пожалею, себя решу, то навек убью свою душеньку! Пожалей меня, родной мой, мой миленый брат».

Флягин сначала не мог совершить убийство, но, в конце концов, он из жалости к Груше решился на это. Да, конечно, этот поступок нельзя назвать нравственным. Однако, если посмотреть с другой стороны, Иван не мог позволить, чтобы девушка сама наложила на себя руки, совершила такой страшный грех. Как человек, глубоко чувствующий чужую боль, он был готов принять этот грех на свою душу.

Читая все произведение, мы находим спорными многие поступки Флягина. В начале повести он случайно погубил невинного человека, потом украл лошадей у графа, в этом эпизоде столкнул с обрыва девушку. Я пыталась задуматься над тем, как бы поступила я в этих ситуациях. Прошла бы мимо Грушиного горя, обрекая ее на пожизненные страдания? Дала бы ложную надежду на новую любовь? Вряд ли… Но я бы не нашла в себе смелости столкнуть ее в реку. А Флягин сделал это, взяв грех на душу, но облегчив страдания Груши. Значит ли это, что главный герой — добрый? Или злой? Нет, не значит. На эти вопросы сложно ответить однозначно…

Этот эпизод раскрывает истинное лицо каждого из героев, показывая их в безвыходных ситуациях. Флягин дал обещание Груше, которое не мог не выполнить. В противном случает жизнь Груши превратилась бы в бесчестье и страдание: «Не убьешь меня, я всем вам в отместку стану самою стыдной женщиной». Что же касается Ивана Северьяныча, виновника трагедии девушки, то он не воспринял ее смерть близко к сердцу, ведь он не мог любить так самоотверженно и беззаветно, как Груша. А для Груши жизнь без любви не имела смысла.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: