Идея для написания
Действие рассказа происходит в конце сороковых годов. Впервые произведение было опубликовано в 1973 году в газете «Советская молодежь» в городе Иркутске. Свое творение автор посвятил маме своего близкого товарища — учительнице Анастасии Прокопьевне Копыловой.
В основу рассказа легли детские впечатления и воспоминания. По словам самого автора, это автобиографическое творение. После того как Распутин окончил четвертый класс, ему пришлось переехать в районный центр, чтобы продолжать обучение. Это был сложный период в жизни будущего писателя. Он жил у чужих людей, постоянно недоедал, не имел возможности хорошо одеваться, многие одноклассники не принимали простого деревенского мальчишку. Все действия и события, описанные в рассказе, можно считать реальными, так как именно такой путь Распутину пришлось пройти.
В тяжелый период жизни маленького мальчика поддерживала только учительница Лидия Михайловна. Она помогала Распутину, присылала посылки и писала письма.
После публикации рассказа женщина нашла своего бывшего ученика, эта встреча была наполнена теплыми воспоминаниями. Теперь уже повзрослевший Валентин напоминал своей любимой учительнице многие моменты, которые хранились в его памяти на протяжении всей жизни.
Характеристики текста
В рассказе автор использовал традиционную композиционную структуру. Повествование ведется от первого лица, и именно этот момент придает рассказу реалистичность. В произведении писатель затрагивает такие темы, как:
- Неравнодушие.
- Доброта.
- Оказание помощи нуждающемуся.
Учительница, которая смогла разглядеть и почувствовать беду маленького мальчика, стала для него ангелом-хранителем. Благодаря своей внимательности она смогла увидеть талант и старание ребенка, который находился в трудном положении. Уроки французского, которые проводила Лидия Михайловна на дому, внесли изменения в жизнь мальчика.
Находясь вдали от дома, маленький Валя всегда чувствовал поддержку и понимал, что он не один. Именно это помогло ему с уверенностью двигаться вперед к своей цели. Основная мысль рассказа «Уроки французского» заключается в том, что, помогая другим, мы помогаем в какой-то степени себе. Описание правдивых событий и небольшой размер творения говорит о том, что оно относится к жанру реалистичный рассказ. После его публикации критики давали только положительную рецензию книги.
Пересказ в тезисах
Программа 6 класса предусматривает умение учащегося тезисно изложить пройденный материал. Это нельзя назвать собственно пересказом рассказа «Уроки французского» — скорее попыткой передать свое понимание основных мыслей произведения. В нескольких главах автор рисует перед читателем следующую картину.
- Мальчик (писатель предпочитает не называть имя главного героя) оказывается совсем один в чужом для себя месте, где вынужден не только учиться, но и в прямом смысле слова выживать. Царил голод, а скудные запасы, присылаемые из дома, таяли раньше времени из-за воровства других учеников.
- Постоянный голод подталкивает мальчика к мысли о необходимости добыть деньги, но, так как работать он еще не мог, единственно доступным способом стала строго запрещенная азартная игра.
- Классный руководитель Лидия Михайловна, узнав о «преступлении», решает не выдавать своего подопечного, а помочь ему своими силами.
- Способ, выбранный Лидией Михайловной, не вписался в принятые рамки «добропорядочного поведения», формально ею были нарушены строгие запреты, а потому ей пришлось уволиться из школы и уехать.
Действующие лица
Изучая краткое содержание «Уроков французского» для читательского дневника, можно отметить, что в тексте имеется несколько основных персонажей. Благодаря им рассказ наполнен событиями, которые происходили с маленьким мальчиком. В произведении автор использовал следующие образы:
- Мальчик-рассказчик. Скромный, одинокий способный ученик. Он родом из бедной семьи, и именно поэтому часто подвергался издевательствам со стороны одноклассников.
- Мама мальчика — добрая и умная женщина. Она в одиночку была вынуждена воспитывать троих детей.
- Лидия Михайловна — молодая женщина двадцати пяти лет, преподавательница французского языка. Именно она проявила сочувствие и постоянно помогала мальчику.
- Василий Андреевич — директор школы, в которой обучался мальчик. Строгий человек, разговаривающий очень громко.
- Дядя Ваня — водитель, перевозивший груз в райцентр. Каждую неделю он привозил мальчику продукты.
- Федька — сын женщины, у которой мальчик временно проживал. Хитрый и прозорливый паренек, воровавший еду.
- Вадик — ученик седьмого класса. Злой мальчик, который оскорблял и унижал тех, кто младше и слабее него.
- Птаха — драчун и хулиган. Его оставили на второй год в пятом классе. Он практически не ходит в школу.
- Тишкин — одноклассник рассказчика. Он никогда не играл на деньги, но часто присутствовал при этом.
Герои произведения настолько разные и имеют свои жизненные позиции, что про каждого из них можно написать отдельное краткое сочинение. «Уроки французского» затрагивают сразу несколько актуальных тем: добро и зло, правда и ложь, справедливость и равнодушие.
Основная идея
О чем этот рассказ Распутина? Только ли описание злоключений подростка, вынужденного самостоятельно решать отнюдь не детские проблемы? Конечно, нет.
Ребенку на заре его жизненного пути встретился удивительный человек – человек с огромным добрым сердцем и раскрытой душой. Лидия Михайловна еще молода – автор то и дело, рассказывая о ней, сравнивает ее с «девчонкой», но она уже прекрасный педагог. Это не только ее профессия, но и призвание. Не словами, а поступком своим она преподает ученику урок доброты, который запомнился ему на всю жизнь. Лидия Михайловна, разумеется, знала, что поступает наперекор школьным правилам и прекрасно понимала, что при таком педантичном директоре последствия для нее могут быть тяжкими, пощады ждать не приходилось. Но для нее гораздо важнее внешних правил и законов оказался ребенок, лишенный помощи и поддержки взрослых, еще не умеющий сам за себя постоять в условиях беспощадного мира. Она пожертвовала работой, чтобы дать возможность способному мальчишке доучиться, не бросить школу, элементарно выжить. При этом она сумела не задеть его болезненную гордость.
Уроки, подобные этому, не забываются никогда.
Разделение на части
Для того чтобы подробней изучить произведение Распутина, необходимо разбить его на смысловые части. Каждый подзаголовок описывает основные события, например:
- Переезд мальчика.
- Знакомство с «плохими» ребятами.
- Избиение.
- Душевный разговор с учительницей.
- Отдельные занятия.
- Игра на деньги с Лидией Михайловной.
- Отъезд учительницы и получение посылки.
Подобное разделение поможет написать сочинение на эту тему и подготовиться к пересказу на урок литературы. Кроме этого, читатель может определить по плану кульминацию всего произведения.
Сюжетная линия
История начинается с 1948 года. Главный герой окончил четвертый класс в своем родном селе. В деревне мальчик славился своим умом, он был круглым отличником. Только существовала проблема — для того чтобы учиться дальше, ему необходимо было поехать в райцентр.
Жители села посоветовали матери переводить ребенка для дальнейшего обучения. Она долго думала и приняла решение отправить сына, сняв квартиру у своей знакомой. В новой школе мальчику удалось быстро освоиться. Единственной проблемой было изучение французского языка.
Вскоре мальчик подпал под влияние плохой компании и начал играть на деньги. Мама каждый раз присылала ему по 50 копеек, чтобы герой пил молоко. Но этого не хватало, и он стал ставить их на кон. Мальчику часто везло, и он выигрывал в два раза больше. Вадик — главный в этой компании — решил жульничать, чтобы весь выигрыш доставался ему. Герой узнал об этом и рассказал всем, за что был сильно избит.
Заметив синяки, Лидия Михайловна оставила мальчишку после занятий и стала расспрашивать о его жизни. Как только она узнала, что парнишка из бедной семьи и постоянно недоедает, ей стало его жалко. Герой боялся, что она расскажет обо всем директору школы Василию Андреевичу и его выгонят из школы. Но учительница приняла другое решение, она сказала мальчику, чтобы он каждый день после уроков приходил к ней на дополнительные занятия по французскому языку.
Через некоторое время мальчику приходит посылка с продуктами. Он понял, что это Лидия Михайлова прислала, и отдал коробку назад. Учительница жалела мальчика всем сердцем и сопереживала ему, но он был слишком гордым, для того чтобы принять от нее помощь. После этого женщина решила немного схитрить и предложила своему ученику сыграть на монетки. Она всячески жульничала в его пользу, а он казался довольным и думал, что выигрывает честно.
Однажды они начали громко спорить, и это услышал директор школы. Когда он узнал, что преподаватель играет с мальчиком на деньги, то не стал разбираться в ситуации и сразу же ее уволил. После этого учительница уехала к себе на родину. Через некоторое время мальчик получил посылку с макаронами и яблоками. Он сразу понял, от кого она, но вернуть ее не смог.
Олицетворением добра и милосердия в рассказе является учительница французского языка. Она пренебрегала всеми правилами и рисковала работой ради того, чтобы помочь несчастному мальчику.
Краткое содержание рассказа
Краткое содержание рассказа Валентина Распутина можно изложить так.
Повествование приходится на тяжелые послевоенные годы в Сибири, на Ангаре. Окончивший начальную школу подросток отправлен матерью в районный центр для дальнейшего обучения. Содержать его вдали от дома – непомерно тяжелый груз для голодавшей семьи. Мать буквально отрывает от сердца то мешок картошки, то буханку хлеба, то 5 рублей денег, лишая себя и младших детей необходимого, чтобы дать путевку в жизнь старшему. Сын, понимая это, не признается матери, что у него потихоньку таскают продукты. Он недоедает, почти падая в голодные обмороки, однако продолжает хорошо учиться. Лишь французский язык никак не дается ему: он бегло читает, переводит, но слушать его произношение невозможно. Чтобы спастись от дикого голода, ребенок придумал выход из положения: научился играть в азартную игру «чику» с местным и мальчишками и понемногу выигрывает, покупая на выигрыш хлеб и молоко. Верховодивший у игроков физически крепкий и нахальный семиклассник Вадик вместе с подхалимом Птахой избивают героя, поняв, что он раскрыл их нечестную игру.
Классный руководитель Лидия Михайловна, видя следы драки на лице ученика, заставляет его во всем признаться, однако не выдает директору. Учительница берет на себя труд подтянуть мальчика по предмету. Поначалу она не знает о бедственном положении ребенка, так как он, из чувства гордости, никому не рассказывает об этом, но постепенно догадывается. Под предлогом необходимости дополнительных занятий Лидия Михайловна приглашает мальчика к себе домой, старается накормить его, однако гордый мальчишка не согласен «брать милостыню».
И тут доброе сердце молодой учительницы подсказывает ей маленькую хитрость: она начинает играть с подопечным в «пристенок» — детскую игру на деньги. При этом она ловко «случайно» проигрывает, и мальчик оказывается законным обладателем полного кармана мелочи. На эти «кровно заработанные» деньги он вновь может купить себе хлеб с молоком, чтобы дожить до следующей посылки из дома. С его точки зрения, это уже не милостыня.
Финал закономерен: однажды в разгар запрещенной игры в комнату к учительнице входит директор школы. Лидия Михайловна всю вину берет на себя и ее увольняют. Мальчик остается в школе, продолжая образование. Французский, кстати, для него теперь уже не проблема: Лидия Михайловна научила его легко и бегло говорить, не глотая звуки.
Один раз уже подросший ученик получает посылку, наполненную макаронами и яблоками. Он понимает, кто прислал ее, ведь такого «богатства» в его деревне отродясь не бывало. Увидеть это чудо можно было лишь на картинках в книжках.
Отзывы читателей
Рассказ имеет немного страниц, но включает в себя очень много важных моментов. Я видела фильм по мотивам этого произведения, но он не смог передать те чувства и эмоции, которые ощущаешь во время прочтения книги.
Валентина
Я еще со школы помню это произведение, его обложку и рисунки. Тогда в детстве я, наверное, не поняла основной мысли, но сегодня я понимаю, что это рассказ о жизни и добром человеке, который умеет заботиться и любить.
Анастасия
Если говорить кратко, то аннотация этой книги говорит о человечности. Сегодня многие не обращают внимания на окружающих и живут только своей жизнью, им плевать на чужие проблемы и страдания.
Алла