Сочинение-анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта»


История создания

Легко догадаться, когда было написано стихотворение, если знать, кому оно посвящено. Лермонтов создал свое творение в 1837 году, именно тогда, когда великий поэт Пушкин был смертельно ранен на дуэли с Дантесом. Слухи о кончине Пушкина разносились с неимоверной скоростью, и Михаил Юрьевич был так же в курсе происходящего. Литератор Святослав Раевский, служивший с Лермонтовым в одном полку Иван Гончаров, Екатерина Долгорукая – все они могли послужить информаторами бунтующему Лермонтову о событиях, происходящих в квартире Пушкина. Как и положено стоящему поэту, свои глубокие переживания он выражает в творчестве. Знакомясь со «Смертью поэта», читатель может оценить всю горечь автора.

Известно, что первоначальная редакция стихотворения заканчивалась строками «И на устах его печать», однако позже Лермонтов дописал продолжение. Заключительным шестнадцати строчкам, вероятно, послужили подробности дуэли Пушкина, рассказанные врачом, который пытался спасти поэта.

Стихотворение о смерти Пушкина стало очень крутым поворотом в судьбе Лермонтова: с одной стороны, за «Смерть поэта» автора отправили в ссылку на Кавказ. Известно, что произведение долгое время было запрещено, и распространялось оно в списках по всему Петербургу. Стихи дошли до Жуковского, Вяземского, семейства Карамзина, но было опубликовано лишь после смерти Лермонтова. С другой стороны, с помощью скандального произведения, написанного в честь погибшего поэта, имя автора прогремело в русской поэзии.

klassreferat.ru

Узнав о смертельной ране Пушкина, полученной на дуэли с Дантесом, Лермонтов сначала создал текст стихотворения без последних 16 строк. Но когда ему стало известно, что в придворных кругах распространяют клевету на Пушкина, называя его виновником дуэли, Лермонтов был крайне возмущен. Свое негодование он излил, как говорит Раевский, в «известном прибавлении», содержавшем 16 строк, первая из которых начинается словами, точно указывающими, кому они адресованы: «А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов…» В дни прощания с Пушкиным Владимир Стасов (будущий художественный критик) — вместе с сокурсниками по Училищу правоведения — ощутил, как «заразителен был жар, пламеневший в этих (лермонтовских) стихах». «Навряд ли когда-нибудь еще в России,— утверждал Стасов,— стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление». В наше время обнаружена неизвестная незавершенная статья о Лермонтове писателя и критика А. В. Дружинина. Вот как в ней оценивается стихотворение «Смерть-Поэта»: «Когда погиб Пушкин перенесший столько неотразимых обид от общества, еще недозревшего до ого понимания, мальчик-Лермонтов в жгучем поэтическом ямбе первый оплакал поэта, первый кинул железный стих в лицо тем, которые ругались над памятью великого человека». Известный теоретик «чистого искусства», нападавший на проявления «тенденциозности» в художествергных произведениях, Дружинин тем Не менее был потрясен гигантской эмоциональной силой лермонтовского «тенденциозного», политического произведения, в котором к позорному столбу навсегда пригвождены гонители великого поэта, палачи Свободы, Гения и Славы. При этом они названы если и не поименно, то настолько прозрачно, что современникам не стоило труда разгадать имена «потомков известной подлостью прославленных отцов». .Они хорошо были известны Лермонтову. В его архиве найдена рукопись «Смерти Поэта» с перечислением на последней странице фамилий обличаемых Лермонтовым «надменных потомков». Кто они? Это «графы Орловы, Бобринские, Воронцовы, Завадовские, князья Барятинские, Васильчиковы, бароны Энгельгардты и Фрсдериксы». «Вот чьи потомки преследовали Пушкина! — пишет И. Андроников. — Их отцы достигли высокого положения при российском дворе и причислены к знати не за гражданские доблести, не за победы в сражениях и не за заслуги перед историей (…). Это — темные убийцы, готовые па все ради положения, богатства и власти»3. Им поэт противопоставляет «обломки игрою счастия обиженных родов». Достаточно вспомнить пушкинское стихотворение «Моя родословная», чтобы понять, что, подобно Пушкину, Лермонтов отвергал наглые попытки царедворцев — Бенкендорфов, Клейнмихелей, Дубельтов, Нессельроде — принизить историческое и национальное достоинство и значение тех русских дворянских родов, которые верой и правдой служили своему Отечеству. В начале второй половины февраля 1837 года Лермонтов был арестован, и его содержали под стражей в Главном штабе.Шеф жандармов Бенкендорф писал об этом Николаю I: «Я уже имел честь сообщить вашему императорскому величеству, что я послал стихотворение гусарского офицера Лермонтова генералу Веймарпу, дабы он допросил этого молодого человека и содержал его при Главном штабе без права сноситься с кем-нибудь извне, покуда власти не решат вопрос о его дальнейшей участи и о взятии его бумаг, как здесь, так и на квартире его в Царском Селе. Вступление к этому сочинению дерзко, а конец — бесстыдное вольнодумство, более чем преступное. По словам Лермонтова, эти стихи распространяются в городе одним из его товарищей, которого он не хотел назвать». На донесении А. Бенкендорфа император написал: «Приятные стихи, нечего сказать. Я послал Веймарна в Царское Село осмотреть бумаги Лермонтова и, буде обнаружатся еще другие подозрительные, наложить на них арест. Пока что я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, но помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону». Приведя эту царскую о резолюцию о, начертанную па письмо Бенкендорфа, И. Л. Андроников справедливо замечает, что сделать с Лермонтовым подобное тому, что было сделано с автором знаменитого «Философического письма» П. А. Чаадаевым (он незадолго до гибели Пушкина был объявлен сумасшедшим), Николай I не мог, ибо тогда нельзя было бы поступить с арестованным поэтом «по закону». На другой день Святослав Раевский отправил камердинеру Лермонтова записку и черновик своего объяснения по «Делу о непозволительных стихах…», с Андрей Иванович! — просил Раевский.— Передай тихонько эту записку и бумаги Мишелю. Надобно, чтобы он отвечал; согласно с нею, и тогда дело кончится ничем… А если он станет говорить иначе, то может быть хуже…» Заканчивалась эта записка просьбой «потом непременно сжечь ее». Записка Раевского попала в руки жандармов и послужила добавочной уликой против него: он был наказан не только «за распространение сих стихов» («Смерть Поэта».— К. Л.), но «и, в особенности, за намерение тайно доставить сведения корнету Лермонтову о сделанном им показании…». Младший родственник поэта рассказывает: «Лермонтова посадили под арест в одну из комнат верхнего этажа здания Главного штаба (…). Под арестом к Мишелю пускали только его камердинера, приносившего обед; Мишель велел завертывать хлеб в серую бумагу и на» этих клочках с помощью вина, печной сажи и спички написал несколько пьес, а именно: «Когда волнуется желтеющая нива…»; «Я, матерь божия, ныне с молитвою…»; «Кто б ни был ты, печальный мой сосед…» и переделал старую пьесу «Отворите мне темницу…», прибавив к ней последнюю строфу «Но окно тюрьмы высоко». В справедливости этого вывода убеждают не только лирические произведения Лермонтова, но и его поэмы «Мцыри» и «Демон», а также роман «Герой нашего времени». Написанная Лермонтовым, когда он находился под арестом, «Молитва» вызвала одобрение такого убежденного атеиста, как В. Г. Белинский, отметившего ее среди других произведений поэта той поры: «чудная «Молитва». И действительно, сколько здесь душевного тепла, сколько тревоги за судьбу другого человека; ничего для себя не просит у богоматери лирический герой стихотворения: «Не за свою молю душу пустынную». Одинокий странник, знающий жизнь и людей, страстно просит уберечь юную невинную девушку от бед и опасностей. Я знал его: мы странствовали с ним В гараж востока и тоску изгнанья Делил и дружбу. Одному из них не суждено было дождаться возвращения из ссылки: Под бедною походкою палаткой Болезнь его сразила, и с собой, В могилу он инее летучий рой Еще незрелых, темных вдохновения, Обманутых надежд и горьких сожалений! Сколько нежной ласки, доброй грусти в словах прощания: Мир сердцу твоему, мой милый Саша! И с какой силой звучит заключительная, седьмая строфа о последнем подарке судьбы тому, чья «могила неизвестная» окружена радовавшей его при жизни величественной синей степью, которую «серебряный Кавказ объемлет», а рядом — любимое Одоевским море, и о нем — пронзительная, щемящая сердце последняя строка стихотворения: А море Черное шумит не умолкая. В лирике Лермонтова стихотворение «Памяти А. И. Одоевского» — одно из самых поразительных но неразрывной, трагических нот прощаиия с близким человеком и мужественного оптимизма, восторга перед героем, в котором, вопреки всему, что его угнетало, жила «вора гордая в людей и жизнь иную». Кавказ, куда Лермонтова привозили на лечение в детские и отроческие годы, оказал на него и на этот раз самое благотворное влияние: «…для меня горный воздух — бальзам; хандра к черту, сердце бьется, грудь высоко дышит — ничего не надо в эту минуту; так сидел бы да смотрел целую жизнь»,— писал Лермонтов из Тифлиса С. А. Раевскому во второй половине ноября — начале декабря 1837 года. В том же письме поэт сообщил другу новость: «Начал учиться по-татарски, язык, который здесь, и вообще в Азии, необходим, как французский в Европе,— да жаль теперь не доучусь, а впоследствии могло бы пригодиться» Стремление овладеть татарским (азербайджанским) языком было вызвано живейшим интересом Лермонтова к восточному фольклору, о чем свидетельствует сделанная поэтом в 1837 году запись народной сказки «Ашик-Кериб», рассказанной ему «каким-либо местным ашугом, несомненно азербайджанцем по происхождению.

Рекомендуем посмотреть:

  • «Смерть поэта» вершинное достижение русской политической лирики XIX века
  • Авторская мысль в стихотворении «Смерть поэта»
  • Тема поэта и общества в произведениях «Смерть поэта» и «Поэт»
  • Литературный анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта»
  • «Смерть Поэта» мятежный дух поэта гражданина — сочинение
  • Смерть поэта (Лермонтов о Пушкине)
  • Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть Поэта» сочинение
  • Сочинение на тему: Смерть поэта
  • Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть Поэта» (Восприятие, истолкование, оценка.)
  • Cочинение «Смерть поэта», «Поэт» и «Пророк»

Жанр, направление, размер

Лермонтов не просто делится своими впечатлениями с читателями и выступает в роли еще одного рассказчика о том, как погиб Пушкин. Вся драматичность произведения ясно наводит на мысль о том, что жанром «Смерти поэта» является элегия. Однако, помимо трагичности, мы можем заметить сарказм и сатиру, казалось бы, абсолютно неуместные в данном тексте. Вникая в строки Лермонтова, можно разглядеть его отношение не только к жертве злой молвы, но и к общественности, и все становится на свои места: в «Смерти поэта» автор сочетает несочетаемое – скорбь и злую иронию, иными словами, элегию и сатиру.

В основном, Лермонтов – представитель романтизма. Возможно, некоторых читателей вопрос о направлении стихотворения поставит в ступор, мол, это же написано о реальном событии, и автор выражает свое реальное отношение к данной ситуации, стало быть, реализм? Несмотря на это, все-таки «Смерть поэта» так же написано в рамках романтизма. Это нам ясно подсказывает бунт автора, его выражение эмоций и попытка встать против всех, так же, как и в его стихотворении вставал против всех Пушкин. Кроме того, основные черты данного направления – это стремление к свободе творчества и расхождение между мечтой и действительностью. Как Пушкин, великий поэт, вечно порывающийся к Свободе, «пал оклеветанной молвой», так и Лермонтов был сослан на Кавказ за свой творческий энтузиазм, а мечты стать великими литераторами, хоть и исполняются, но все же ударяются об жестокую реальность: непонимание со стороны окружающих.

Раз мы говорим о форме произведения, нельзя не затронуть вопрос о размере стихотворения. Свой талант не только литературный, но и ораторский, Лермонтов выразил в четырехстопном ямбе.

Композиция

Условно стихотворение «Смерть поэта» разделено на две части:

  1. Поначалу автор высказывает свое сожаление по большой утрате – гибели великого поэта. Автор действительно искренне огорчен кончиной творца, и это заметно в строках. Он описывает трагедию, случившуюся с Дантесом, параллельно называя виновным не совсем его. Конечно, Лермонтов не отказывается от того факта, что смертельно Пушкин был ранен именно Дантесом, но так как мы говорим о произведении бунтующего автора, который не обошелся без сатиры, — виновными тут оказываются окружающие люди.
  2. Так, во второй части, Лермонтов высмеивает общество, от которого слышит лишь «пустых похвал ненужных хор и жалкий лепет оправданья». Если сначала мы видим тоску, боль и скорбь по безвременно ушедшему поэту, то впоследствии натыкаемся на обвинения общества, непонимающего, клеветавшего света. В своих заявлениях Лермонтов вполне серьезен, говоря даже о том, что людям не избежать своей вины перед грозным судом, ведь отношение окружения к великому Творцу – так же значительная причина смерти Пушкина, и этого не скрыть перед Богом. Автор уверен: ответственность понесут убивавшие поэта морально предатели, внешне кажущиеся невиновными и непричастными к этой печальной истории.

Особого внимания заслуживает эпиграф к произведению, взятый из трагедии Ротру. С самого начала мы настораживаемся строками: «Будь справедлив и накажи убийцу», — и после этого можно догадаться, что название и год создания стихотворения – лишь половина намеков, говорящих о том, что представляет собой данное произведение Лермонтова.

LiveInternetLiveInternet

СМЕРТЬ ПОЭТА Почему император Николай I пытался представить поэта Михаила Лермонтова сумасшедшим? 18 февраля (2 марта по новому стилю) 1837 года корнета лейб-гвардии Гусарского полка Михаила Лермонтова арестовали и препроводили на гауптвахту. Для гвардейской молодежи того времени попасть на гауптвахту считалось событием вполне обыденным. Но Лермонтов очутился под арестом не за гусарские «шалости», его проступок был, как говорится, совсем из другой оперы. До него за подобное, пожалуй, попадал в серьезную опалу только Денис Давыдов. Похоже, что арест был для Лермонтова неожиданным. Он знал, что при дворе крайне негативно восприняли его стихотворение «Смерть поэта», но такой реакции не ожидал. До смерти Пушкина Лермонтов в петербургском обществе особого интереса не вызывал: обычный корнет гвардии, наследник крупного состояния, но молод и в потенциальные женихи пока не годится, вроде бы опубликовал какой-то рассказ и пишет стишки. И вдруг строки, которые буквально пронзают: «Погиб поэт! – невольник чести – Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!»… В несколько дней стихи были переписаны в сотнях экземпляров (писатель Иван Панаев свидетельствовал, что в тысячах) и не только широко распространились в столице, но и появились в других городах России. Их обсуждали, пожалуй, не меньше, чем дуэль и смерть Пушкина. Почему же реакция властей последовала с таким опозданием? Дело в том, что первоначально стихотворение содержало 56 строк и заканчивалось словами «Приют певца угрюм и тесен, И на устах его печать». Написано оно было за день до смерти Александра Сергеевича, а его распространение началось 29 февраля, когда сердце великого поэта перестало биться. Лермонтов, бывший в этот период больным, не был лично знаком с Пушкиным и не входил в круг близких к нему людей, а информацию о дуэли и возможной смерти поэта получил от посетившего его врача. Реакцией Лермонтова на гибель поэта, перед которым он преклонялся, и стали эти пронзительные строки, всколыхнувшие все петербургское общество. Как установило впоследствии следствие, их первичным распространителем стал друг Михаила Юрьевича С. А. Раевский. На допросе Лермонтов скажет о том, как после известия о гибели Пушкина рождалось стихотворение: «Тогда, вследствие необдуманного порыва, я излил горечь сердечную на бумагу, преувеличенными, неправильными словами выразил нестройное столкновение мыслей, не полагая, что написал что-то предосудительное». Простим ему определенную попытку немного обелить себя, главное не это, а несколько коротких но емких слов «я излил горечь сердечную на бумагу». Автограф стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» По большому счету, в первом варианте «Смерти поэта» особой крамолы и не было, а была именно глубокая боль, пронзившая сердца многих. Поэтому и власти отнеслись к стихотворению относительно спокойно. Шеф корпуса жандармов А. Х. Бенкендорф даже посчитал, что «самое лучшее на подобные легкомысленные выходки не обращать внимания, тогда слава их вскоре померкнет». В обществе смерть Пушкина вызвала неоднозначные мнения, продолжали распространяться сплетни и вымыслы, немалое количество людей оправдывали убийцу Пушкина, якобы действовавшего в «соответствии с законами чести». Кстати, подобную точку зрения на роль Дантеса отстаивал близкий к придворным кругам родственник Лермонтова камер-юнкер Н. А. Столыпин. Он навестил Михаила Юрьевича в начале февраля и рассказал ему придворные сплетни по поводу гибели Пушкина. Видимо, именно эти свидетельства об отношении двора к смерти поэта, вкупе с уже имеющейся у Лермонтова информацией, и побудили его 7 февраля дописать к стихотворению еще 16 строк, начинавшихся словами «А вы, надменные потомки известной подлостью прославленных отцов»… Именно эти 16 строк и вызвали яростную реакцию власти. Этот вариант стихотворения доброхоты представили Николаю I, сопроводив его недвусмысленным пояснением – «воззвание к революции». Вот тогда-то и последовала жесткая реакция. Лермонтов был арестован и препровожден на гауптвахту в здании Главного штаба. Франц Крюгер. Портрет Николая I. Ведение следствия «О непозволительных стихах…» Бенкендорф поручил генералу Веймарну, которому предстояло допросить Лермонтова и провести обыски в его петербургской и царскосельской квартирах. Докладывая об этом императору, шеф жандармов выразил и свое мнение о последнем варианте стихотворения: «Вступление к этому сочинению дерзко, а конец – бесстыдное вольнодумство, более чем преступное». На докладную записку Бенкендорфа Николай I наложил резолюцию, ярко характеризующую уровень мышления российского монарха: «…старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он…». По мнению императора, офицер, посмевший обвинять власть и утверждавший, что на неё «есть и божий суд», не может находиться в здравом рассудке. Николай I не был оригинален, подобного мнения придерживались многие властители, как до него, так и после. Слово «преступное», прозвучавшее из уст всесильного шефа жандармов, материализовалось в конкретное решение, принятое императором уже на третий день. О нем Бенкендорфа официально известил военный министр: «Л.-гвардии Гусарского полка, корнета Лермонтова, за сочинение известных вашему сиятельству стихов, перевесть тем же чином в Нижегородский драгунский полк: а губернского секретаря Раевского за распространение стихов и в особенности за намерение тайно доставить сведение корнету Лермонтову о сделанном им показании, выдержать под арестом в течение одного месяца, а потом отправить в Олонецкую губернию для употребления на службу, – по усмотрению тамошнего гражданского губернатора». Доходный дом кн. Шаховской (купца Чугреева).Садовая ул., 61 1875 г. — арх. Ф. И. Черненко — надстроен 4-й этаж 1903 г. — арх. арх. Л. П. Андреев — перестройка, надстроен 5-й этаж (топохрон) Дом принадлежал князю Шаховскому. В то время был трехэтажным, с небольшим фронтоном. Мемориальная доска. Дом № 61 на Садовой улице в Санкт-Петербурге На фасаде мемориальная доска с барельефом М. Ю. Лермонтова работы скульптора Н. В. Дыдыкина — «В этом доме жил Михаил Юрьевич Лермонтов в 1836-1837 гг. Здесь им написано стихотворение «Смерть поэта». Доска была возобновлена в 1962 г. (арх. М. Ф. Егорова). Место, где была мемориальная доска Лермонтову.Доску сняли в 2006 году. «В 1836 Л. вместе с Е. А. Арсеньевой поселился в доме кн. Шаховского на Садовой ул. (позднее надстроен двумя этажами, ныне д. 61; мем. доска), Здесь Л.работал над романом «Княгиня Лиговская» и написал стих. «Смерть поэта». (Петербург // Лермонтовская энц-дия / Гл. ред. В. А. Мануйлов. — М., 1981. С. 413). Из этого дома Лермонтов отправился в ссылку на Кавказ. Корнета Лермонтова отправили под домашний арест готовиться к отъезду на Кавказ, где несли службу нижегородские драгуны. Остановить же стремительное распространение по стране «преступного» стихотворения было уже невозможно. Стихотворение «Смерть поэта» показало всей России, что у погибшего Пушкина есть достойный преемник. Никто не мог тогда и предположить, что Лермонтову отпущено судьбой всего четыре года, а впереди и его ждет роковая дуэль. Впервые стихотворение «Смерть Поэта» (под заголовком «На смерть Пушкина») было опубликовано в 1856 году — через 15 лет после гибели самого Лермонтова. Оно вышло в издаваемом Александром Герценом в Лондоне альманахе «Полярная звезда». Михаил Лермонтов СМЕРТЬ ПОЭТА Отмщенье, государь, отмщенье! Паду к ногам твоим: Будь справедлив и накажи убийцу, Чтоб казнь его в позднейшие века Твой правый суд потомству возвестила, Чтоб видел злодеи в ней пример. Погиб поэт!- невольник чести — Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!.. Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде… и убит! Убит!.. К чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья? Судьбы свершился приговор! Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар? Что ж? веселитесь… Он мучений Последних вынести не мог: Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок. Его убийца хладнокровно Навел удар… спасенья нет: Пустое сердце бьется ровно, В руке не дрогнул пистолет. И что за диво?… издалека, Подобный сотням беглецов, На ловлю счастья и чинов Заброшен к нам по воле рока; Смеясь, он дерзко презирал Земли чужой язык и нравы; Не мог щадить он нашей славы; Не мог понять в сей миг кровавый, На что он руку поднимал!.. И он убит — и взят могилой, Как тот певец, неведомый, но милый, Добыча ревности глухой, Воспетый им с такою чудной силой, Сраженный, как и он, безжалостной рукой. Зачем от мирных нег и дружбы простодушной Вступил он в этот свет завистливый и душный Для сердца вольного и пламенных страстей? Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей?.. И прежний сняв венок — они венец терновый, Увитый лаврами, надели на него: Но иглы тайные сурово Язвили славное чело; Отравлены его последние мгновенья Коварным шепотом насмешливых невежд, И умер он — с напрасной жаждой мщенья, С досадой тайною обманутых надежд. Замолкли звуки чудных песен, Не раздаваться им опять: Приют певца угрюм и тесен, И на устах его печать. _____________________ А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов! Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда — всё молчи!.. Но есть и божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет; Он не доступен звону злата, И мысли, и дела он знает наперед. Тогда напрасно вы прибегнете к злословью: Оно вам не поможет вновь, И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь! тут

Образы и символы

Разобравшись, о чем произведение, стоит обратить внимание на главные символы стихотворения: основной образ — это, конечно же, образ Поэта. Конкретно Лермонтов пишет о Пушкине, но за Поэтом может прятаться и сам автор. В стихотворении он говорит о смерти Пушкина не от руки реального убийцы, а от рук общества, которое губит творца. Нетрудно догадаться, что лирический герой этими строками пытается защитить и себя, как такого же поэта.

Другой символ произведения – образ убийственной толпы, посодействовавшей гибели Солнца русской поэзии. Автор подмечает, что кровь Поэта омывает руки каждого, кто клеветал на него и его семью, кто разносил и обсуждал позорные слухи.

Сам автор выступает защитником Пушкина, защитником творчества и свободы пера. Образ Лермонтова – это роль прокурора, совести, прорвавшейся сквозь лицемерные речи. Он пытается образумить общество, дав ему пощечину и зачитав приговор, чтобы оно само наказало себя.

Темы

Каждое стихотворение может спровоцировать на определенные мысли, и «Смерть поэта» — точно не исключение, а скорее, яркое правило. Одна из главных тем в произведении — тема поэта и поэзии. Главное оружие творца – его литературный талант, именно им пользуется Лермонтов, чтобы защитить честь ушедшего Пушкина. С помощью творчества человек способен сделать мир лучше – это пытаются донести многие литераторы. Однако они так часто сталкиваются с непониманием.

Еще одна тема – это свобода творчества. Автор усиленно намекает, что смерть Пушкина была выгодна многим людям, которым его правда покалывала глаза. Например, доподлинно известно, что Дантес согласился на дуэль после письма, где Александр Сергеевич высмеял его гомосексуальные отношения с приемным отцом. Данный факт он тщетно пытался скрыть, женившись на старшей сестре Натальи Гончаровой.

Итак, поэт и толпа – следующая, и, видимо, самая актуальная тема стихотворения. Ведь если автор не так много уделяет внимания Дантесу, чья рука действительно выстрелила в Пушкина, то это о чем-то говорит. Лермонтов находит новых подозреваемых, а главное алиби окружающей толпы – непонимание. Поэт встает против всех, «против мнений света», но не находит поддержки. Пушкин, как и Лермонтов, одинок среди людей – именно эта невозможность донести свою мысль убивает.

Средства выразительности

Лермонтов в изобилии использует тропы и различные средства выразительности в стихотворении «Смерть поэта». Например, он часто употребляет восклицательные знаки, риторические вопросы и многоточия, чтобы подчеркнуть эмоциональный накал произведения. Кроме того:

  1. В стихотворении присутствует целый ряд ярких и запоминающихся эпитетов: «дивный гений», «свободный смелый дар», «пламенные страсти», «кровавый миг», «глухая ревность», «грозный суд». Именно с помощью этих эпитетов и создается картина, помогающая читателю понять всю остроту переживаний Лермонтова по поводу смерти поэта.
  2. В стихотворении так же присутствуют метафоры. Они призваны сдержать гнев самого Лермонтова: «звон злата», «ловля счастья и чинов», «печать на устах», «взят могилой».
  3. В конце стихотворения присутствует антитеза: чёрная кровь клеветников и праведная кровь самого поэта.

Автор: Кристина Вергара

Проблемы

Одна из главных проблем, поднятая Лермонтовым в стихотворении «Смерть поэта», это — непонимание. Когда человек чувствует себя одиноким в окружении людей, как правило, это еще хуже, чем когда он просто одинок. Толпа символизирует надежду встретить поддержку, и когда шансы обрести понимание медленно движутся к нулю, это способно ранить, тем более, творческую натуру. Что делать с этим недопониманием и как с ним бороться? Лермонтов просто ставит этот вопрос, но не отвечает на него, он лишь старается выразить свой ярый протест против общества, погубившего Пушкина. Именно злая молва вынудила его бросить роковой вызов. Сам он верил своей жене, но не мог больше терпеть анонимных писем и насмешек за спиной.

Стихотворение «Смерть поэта» — отклик на гибель Пушкина, поэтому Лермонтов ставит немаловажную проблему несправедливости в мире. Поэт погиб на дуэли еще молодым, не успевшим воплотить еще столько романов, повестей и стихов. Он сгорел, словно факел во тьме, а бессовестные разносчики сплетен остались в живых с лицемерной скорбью на лицах.

Возможно, какому-то читателю хочется помочь поэту и подсказать ему, но он теряется в догадках, что делать. Подстраиваться под толпу или противостоять ей? Лермонтов противостоит, но за это он был сослан в ссылку. Пушкин противостоял, но в строках Лермонтова, «пал оклеветанный молвой». Может, лучше подстроиться под общество, и жить будет легче? Великие творцы, вошедшие в историю своей библиографией, не хотят рассматривать этот вариант, но читатель невольно задается еще одним вопросом: стоит ли идти против всех, если порой это слишком дорогого стоит? Впрочем, на этот вопрос в строках автора отчетливо читается ответ: стоит.

Темы, проблемы и настроение

  1. Трагическая судьба поэта в обществе
    – основная тема этого произведения Лермонтова «Смерть поэта». Образ поэта уже приравнивается здесь к образу Иисуса, о чем свидетельствуют уже вышеупомянутые венки и антитеза «праведной» крови и «чёрной». Дар поэта имеет божественный источник, поэтому убийство божьего посланника автор трактовал на библейский лад, ведь люди снова подняли руку на того, кто нес им свет, добро и справедливость. Лермонтов показывает, что в смерти творца есть вина не только Дантеса, но и всего светского общества, которое потешалось над ним.
  2. Тема поэта и поэзии
    . Лермонтов подмечает в Пушкине и благородство, и свет его души, и его любовь к правде и справедливости. Он высоко ставит поэта над толпой и обозначает место Пушкина в русской культуре, говоря о том, что его смерть — это потеря национального масштаба.
  3. Тема русской культуры
    тоже становится важной частью стихотворения. Лермонтов делает акцент на то, что убийца был иностранцем, и не мог понять, как важен был Пушкин для развития русской словесности.
  4. Ближе к середине стихотворения появляется основная проблема
    в стихотворении «Смерть поэта» – жестокость людей, жестокость толпы. Поэта обманывают и используют, а пожар его души лишь развлекает зевак. Никто из них понимает, что Россия потеряла в лице Пушкина.
  5. Проблема справедливости
    тоже взволновала автора. Он уже не надеется на земной суд, но возлагает надежду на то, что Бог покарает тех, кто в ответе за гибель поэта.
  6. Настроение стихотворения «Смерть поэта» торжественное и мрачное, особенно в последней строфе, где автор предрекает наказание для губителей и мучителей поэта.

Смысл

Главная мысль стихотворения – это, помимо соболезнований по поводу кончины Пушкина, своеобразное предупреждение и толпе, которая мешает поэту творить, и поэту, любому, способному так же столкнуться с непониманием, как и главный герой стихотворения, и сам автор. Александра Сергеевича не раз критиковали, и, как считает Лермонтов, это послужило веской причиной его смертельного исхода. Именно поэтому автор осуждает толпу, осуждает Дантеса, который «не мог понять в сей миг кровавый, на что он руку поднимал!..».

Главная идея стихотворения «Смерть поэта» — это скорбь по Пушкину, выраженная не только в печали, но и в явном несогласии автора с обществом, которое он обвиняет. Однако Лермонтов уверен, что каждый виновный поплатится в Божьем Суде, неподвластном деньгам и статусу.

Отдельно стоит заметить отношение Лермонтова к Пушкину: автор восхищен творчеством своего героя. Казалось бы, двое талантливых творца должны являться друг другу конкурентами, но Михаил Юрьевич настолько уважает поэта, что готов понести наказание от непонимающей толпы за честь погибшего собрата. Он горой стоит за творчество и за свободу, которая должна быть неподвластна злой молве.

Сочинение-анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта»

Стихотворение М.Ю.Лермонтова – “Смерть поэта” Отмщенье, государь, отмщенье! Паду к ногам твоим: Будь справедлив и накажи убийцу, Чтоб казнь его в позднейшие века Твой правый суд потомству возвестила, Чтоб видели злодеи в ней пример.

Погиб поэт! — невольник чести — Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!.. Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один как прежде… и убит! Убит!.. к чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор, И жалкий лепет оправданья? Судьбы свершился приговор! Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар? Что ж? веселитесь… — он мучений Последних вынести не мог: Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок. Его убийца хладнокровно Навел удар… спасенья нет: Пустое сердце бьется ровно, В руке не дрогнул пистолет. И что за диво?.. издалёка, Подобный сотням беглецов, На ловлю счастья и чинов Заброшен к нам по воле рока; Смеясь, он дерзко презирал Земли чужой язык и нравы; Не мог щадить он нашей славы; Не мог понять в сей миг кровавый, На что он руку поднимал!..

И он убит — и взят могилой, Как тот певец, неведомый, но милый, Добыча ревности глухой, Воспетый им с такою чудной силой, Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной Вступил он в этот свет завистливый и душный Для сердца вольного и пламенных страстей? Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей?..

И прежний сняв венок — они венец терновый, Увитый лаврами, надели на него: Но иглы тайные сурово Язвили славное чело; Отравлены его последние мгновенья Коварным шопотом насмешливых невежд, И умер он — с напрасной жаждой мщенья, С досадой тайною обманутых надежд. Замолкли звуки чудных песен, Не раздаваться им опять: Приют певца угрюм и тесен, И на устах его печать. —

А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов! Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда — всё молчи!.. Но есть и божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет; Он не доступен звону злата, И мысли и дела он знает наперед. Тогда напрасно вы прибегнете к злословью: Оно вам не поможет вновь, И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!

написано в 1837 году

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: