Главная мысль рассказа “Уроки французского” – основное в произведении Распутина

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Главная мысль рассказа Уроки французского

В своем произведении «Уроки французского » В. Г. Распутин затронул множество проблем послевоенного времени, постоянное безденежье, голод, тяжелый быт. Также затронуты проблемы взросления, становления личности, проблема добра и зла, милосердие и сострадание к людям.

Главный герой — бедный, голодный подросток. Он болен лейкемией. Каждый день юноша играл в азартные игры – «чику». Делал он это для того, чтобы купить хоть что- то домой из продуктов. Главный герой играл с другими подростками на деньги и часто выигрывал. Однажды, соперники подло поступили с юношей и сильно его избили. Впрочем, в произведении это является одной из главных мыслей — становление личности. Этих подростков звали Вадик, Птаха и Тишкин. Вадик был жестоким, подлым, не любил проигрывать. Птаха был безвольным, не мог высказать собственное мнение, подчинялся, кто был сильнее. Тишкин был трусливым, хотел всем угодить. К сожалению, эти проблемы взросления есть и в настоящем времени. Ведь никто не идеален и все люди разные. Но главное правильно воспитывать детей, чтобы не было стыдно за ребенка.

В рассказе мальчик ходил в школу. Ему очень тяжело давались уроки французского. Лидия Михайловна, его учительница по иностранному языку , видела , что у юноши тяжелая жизненная ситуация. Ей хотелось помочь мальчику, она присылала ему посылки. Но юноша отказывался от помощи. Тогда женщина предложила ученику играть каждый день в «чику» и специально проигрывала, чтобы мальчик мог выиграть рубль и купить себе еды. Вскоре об этом поступке узнал директор и уволил преподавателя с работы. Лидии Михайловне пришлось уехать домой на родину. Но , даже оставшись без работы, женщина продолжала помогать подростку и не держала на него зла.

Скорее всего, автор произведения хотел затронуть несколько важных тем. Каждый решит для себя сам, что важнее. Думаю, вся суть в названии. События на уроках французского языка имеют самое основное значение. Важно не только следовать правилам, но и оставаться, прежде всего, человеком. Поступки учителя говорят о многом, но именно в этом человеке по- настоящему раскрывается тема добра, сострадания, правильных поступков.

Сюжет — краткое содержание

  1. В деревне не было пятого класса, и мальчик отправляется в райцентр, чтобы продолжить учебу.
  2. Ему не дается французское произношение, он одинок и часто голодает.
  3. Мальчик начинает играть на деньги, но ребята бьют его, потому что мальчик часто выигрывает.
  4. Учительница решает помочь мальчику. Но тот отказывается принимать подарки и соглашается лишь играть на деньги.
  5. Директор застает учительницу и мальчика за игрой, и учительницу выгоняют из школы.
  6. Мальчик получает посылку с настоящими яблоками.

«Уроки французского»: анализ произведения

Несмотря на простоту и линейность сюжета, автор раскрыл темы, о которых стоит задуматься каждому. Что хотел донести своим читателям Валентин Распутин? «Уроки французского» — это не просто детский рассказ, а размышления о природе счастья и смысла жизни. Это докажет анализ произведения:

История написания

В рассказе «Уроки французского» Распутин вспомнил собственное детство. Многие события сюжета происходили в его биографии:

  1. После окончания младшей школы он переехал в город Усть-Уда для дальнейшего обучения. Жизнь с чужими людьми, постоянное недоедание и отсутствие денег хорошо запомнились автору.
  2. Лидия Михайловна — реальный человек. Она была учительницей маленького Вали, поддерживала его в трудный период, отправляла посылки с едой и научила игре своего детства.

Пословицы к произведению:

Свет не без добрых людей.

Сделав добро, не кайся.

Доброе дело само себя хвалит.

С голоду хлебная корка слаще пирога.

Доброго держись, а от худого удались.

Назад к содержанию

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Краткое содержание «Уроки французского» для читательского дневника

ФИО автора: Распутин Валентин Григорьевич

Название: Уроки французского

Число страниц: 31. Распутин Валентин Григорьевич. «Уроки французского». Издательство «Эксмо». 2015 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1973 год

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Авторские афоризмы

«…Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, – нет, а за то, что сталось с нами после…»

«…Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестаёт быть ребёнком…»

«…Не знаю, как в математике, а в жизни самое лучшее доказательство от противного…»

«…Когда что-то не выходит, всё сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься…»

«…Игру на деньги ничем другим подменить нельзя. Этим она хороша и плоха одновременно…»

Игра на деньги

Учительница решается на отчаянный шаг – игру на деньги с мальчиком. Тонкая грань между нравственностью и аморальностью здесь налицо. Не может педагог играть в азартные игры. Азарт и учитель – противоположные понятия. Здесь игра – единственный способ помочь. Другой способ ребенок не приемлет. Он не понимает еще многих чувств, не верит в силу взаимопомощи и возможности бескорыстного отношения. Вокруг подростка много лжи и обмана. Учительница позволяет парню выиграть на еду, которую он сможет купить для себя, думая, что заработал деньги: не отнял, ни украл, а честно выиграл. Парнишка выигрывает только столько, сколько ему необходимо. Он не рвется за богатством, наживой, не хочет подчинять друзей, пользуясь своим умением.

Учителя застает за игрой директор. Его не интересует причина, он боится потерять вою репутацию, поэтому увольняет педагога. Девушка уезжает к себе на Кубань. Но даже издалека она продолжает заботиться о мальчике, посылая ему яблоки. Основная мысль произведения «Уроки французского» – главное в человеке доброта и человечность.

Толкование непонятных слов

Квартировать — снимать квартиру.

Полуторка — грузовая машина грузоподъемностью в 1,5 т.

Чайная — род общественной столовой, где посетителям предлагаются чай и закуски.

Гольный кипяточек — чистый, без примесей.

Вякать — болтать, говорить, возмущаться.

Притайка — то, что спрятано.

Грамотей – грамотный человек.

Бредни – небольшая рыболовная сеть, которую люди, идущие бродом по мелководью, тянут за собой.

Колхоз – предприятие, созданное для коллективного ведения сельского хозяйства.

Центральная тема

В рассказе писатель поднимал несколько проблем. В первую очередь он показал, как важно быть неравнодушным. Если бы не помощь Лидии Михайловны, мальчик мог свернуть на кривую дорожку. Проблематика произведения — особый моральный выбор, который не поддерживается обществом.

Учительница не только хотела помочь герою справиться с учебой. Она помогла ему деньгами, вернулась в пору безмятежного детства.

В то же время герой смог отказаться от игры с хулиганами. Они не раз избивали его, но ему были нужны деньги. На них мальчик покупал только батон и молоко. Эти продукты стали настоящим спасением. Помощь Лидии Михайловны тоже была кстати, так как герой перестал общаться с хулиганами.

Основная мысль работы: когда человек помогает кому-то, то он помогает себе. Учительница смогла стать счастливой, хотя она рисковала карьерой.

Но даже увольнение не расстроило ее. Ведь она помогла мальчику.

Мальчик и учитель

Основной сюжет рассказа построен на событиях послевоенного времени. Героев в произведении немного, а проблем, которые поднимает текст не сосчитать. Главная мысль, которую пытается раскрыть Распутин, – взаимоотношения людей. Подростки учатся командовать над равными себе. Директор не вникает в поступки подчиненных ему учителей. Родственники не ценят доверия. Примером правильного поведения является линия: мальчик-рассказчик и учительница Лидия Михайловна. Женщина не испугалась помочь голодному больному ребенку. Она теряет работу и уезжает к себе на родину, но продолжает начатое и посылает мальчику посылки с фруктами. Учительница хочет, чтобы рассказчик понял, что есть добрые люди и их больше.

Сюжет

В 1948 году главный герой должен был пойти в пятый класс. В своей деревне он имел славу грамотея и школьная программа ему давалась легко. Односельчане посоветовали матери отдать толкового сына в школу в райцентре, который находился в пятидесяти километрах от деревни. Мать согласилась и отправила сына квартировать к своей знакомой.

В новом классе герой быстро освоился, начал хорошо учиться. Проблемы были лишь с французским языком, особенно с произношением.

Вскоре мальчик попал в сомнительную компанию, где ребята на деньги играли в «чику». Мать присылала герою 50 копеек, чтобы он пил молоко. Однако этого было мало, и герой стал на эти деньги играть, чтобы получить возможность покупать молоко каждый день. Он выигрывал один рубль и уходил. Заметив это, Вадик – самый главный в компании – принялся жульничать. Герой уличил его во лжи, за что был сильно избит.

Увидев синяки на лице мальчика, Лидия Михайловна оставила его после уроков и расспросила о жизни. Так она узнала, что он родом из бедной крестьянской семьи и из-за постоянного чувства голода был вынужден играть на деньги. Мальчик очень боялся, что учительница обо всём расскажет Василию Андреевичу, и его исключат из школы, однако всё обернулось иначе. Лидия Михайловна велела приходить к ней домой после уроков, чтобы дополнительно заниматься французским.

Спустя время герой получил посылку с гематогеном, сахаром и макаронами. Он сразу понял, чьих это рук дело, и вернул продукты Лидии Михайловне. Учительница всем сердцем жалела мальчика, однако он был слишком гордым для того, чтобы принимать помощь.

Тогда Лидия Михайловна предложила своему ученику сыграть в «замеряшки» – игру с монетками, которые нужно было особым образом кидать об стену. Мальчик счёл это честным соревнованием, в то время как учительница всячески старалась жульничать в его пользу, чтобы дать мальчику возможность выигрывать. Однажды во время игры они стали так громко спорить, что на их голоса пришёл Василий Андреевич, живший по соседству. Узнав, что учительница играет с учеником на деньги, он тут же уволил её.

Лидия Михайловна уехала к себе на Кубань, а спустя время мальчик получил посылку с макаронами и красными яблоками.

Главные герои

Главный герой, рассказчик – одиннадцатилетний мальчик из бедной крестьянской семьи, честный, порядочный, решительный, очень смышлёный.

Лидия Михайловна – учительница французского языка, молодая женщина, добрая, отзывчивая, чуткая.

Василий Андреевич – директор школы, важный, строгий и требовательный.

Вадик – семиклассник, жестокий, несправедливый, лидер среди сверстников и ребят помладше.

Мама – простая работящая женщина, добрая, жалостливая.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Уроки французского»

для самых компанейских —

Главные герои «Уроки французского»

для самых любопытных —

Анализ «Уроки французского» Распутин

Мораль и безнравственность

Носителями положительных качеств являются мальчик и учительница. Рассказчик, передавая свою историю, объясняет, как история детства стала уроком на всю жизнь. Ребенок понял, что нельзя быть недоверчивым. Люди в большинстве своем добры. Жестоких меньше. В рассказе к ним следует отнести Вадика, Птаху, Тишкина. Это такие же, как рассказчик подростки, но они подлые и безнравственные уже в начале своего пути. Нетрудно догадаться, какими станут в будущем. Вадик не терпит тех, кто умнее и удачливее. Мальчишку избивают за то, что он играет лучше, чем Вадик и его друзья. Птаха не имеет своего мнения, подчиняется сильным бездумно и бессмысленно. Он станет в ряды тех, кто своим равнодушием усилит горе и несчастья людей. Тишкин – предатель, подлиза и трус.

Выделить основную цель произведения требуется при выполнении любой работы по художественному произведению. Написать сочинение «Главная мысль рассказа «Уроки французского» станет проще после знакомства с предлагаемым материалом.

Предыдущая

СочиненияЛидия Михайловна (Уроки французского) – описание и характеристика учительницы в рассказе Распутина

Следующая

СочиненияХарактер главного героя “Уроков французского” – характеристика и черты мальчика в рассказе Распутина

Сочинение на тему «Главная мысль рассказа «Уроки французского»

Главная мысль рассказа «Уроки французского» (6 класс)

Произведение «Уроки французского» было написано В.Распутиным и опубликовано в газете «Советская молодёжь» в городе Иркутске в 1973 году.

Автор описывает жизнь в сибирской деревне после войны. Главный герой хорошо учиться в начальной школе в родном селе. Однако, окончив эту школу, он отправляется в район, чтобы получать образование дальше. В незнакомом для него месте он сильно страдает от голода, одиночества, тоски по дому, а ещё от того, что ему не даётся французский язык. Молодая учительница, Лидия Михайловна, его классный руководитель и преподаёт тот самый французский язык. Мальчик учится на пятёрки по всем предметам, учит и ненавистный французский, но у него ужасное произношение. Кроме того, подгоняемый голодом и тоской, он решается на игру на деньги. Герой приходит на пустырь, где играют Вадик и Птаха, а также другие ученики его школы. Он быстро обучается нехитрой науке, старается забрать нужный ему рубль и уйти. Деньги он тратит на хлеб и молоко, потому что считает, что оно поможет справиться с малокровием. Однако, лидеры не прощают ему побед, подстраивают ловушку и избивают. Так происходит несколько раз. Но мальчику негде взять денег, и он снова идет играть. Наш отличник приходит в школу с разбитым лицом, и учительница пытается добиться от него правды. Лидия Михайловна считает, что с мальчиком нужно немного позаниматься, и он усвоит её предмет. Так и происходит. «Наказание превращалось в удовольствие»,- говорит герой о своих успехах во французском языке. Но учительница добивалась не только хороших знаний, она решила помочь маленькому одинокому человеку и пыталась покормить его у себя дома, передала посылку с макаронами, якобы от матери героя. Однако, он всё понял и отвергал, ему было стыдно принимать от учителя такие подарки. Тогда Лидия Михайловна решилась на крайние меры: она придумала играть с мальчиком на деньги, в замеряшки. Деньги, которые ученик выигрывал, он снова тратил на питание. Однако, вскоре об их занятиях узнал директор школы, и учительница уволилась. Она всю вину взяла на себя, и мальчика никто не ругал. Герой продолжил учёбу. Однако на всю жизнь запомнил он уроки французского – те самые уроки доброты и понимания, которые преподала ему Лидия Михайловна. Среди зимы от неё пришла посылка с Кубани, там были красные яблоки.

Твори добрые дела, не рассуждай и не медли, если нужна твоя помощь, и ты можешь её оказать – это и есть главная мысль рассказа.

Вариант 2

Произведение «Уроки французского» было написано В.Распутиным и опубликовано в газете «Советская молодёжь» в городе Иркутске в 1973 году.

Автор описывает жизнь в сибирской деревне после войны. Главный герой хорошо учиться в начальной школе в родном селе. Однако, закончив эту школу, он отправляется в район, чтобы получать образование дальше. В незнакомом для него месте он сильно страдает от голода, одиночества, тоски по дому, а ещё от того, что ему не даётся французский язык. Молодая учительница, Лидия Михайловна, его классный руководитель и преподаёт тот самый французский язык.

Мальчик учится на пятёрки по всем предметам, учит и ненавистный французский, но у него ужасное произношение. Кроме того, подгоняемый голодом и тоской, он решается на игру на деньги. Герой приходит на пустырь, где играют Вадик и Птаха, а также другие ученики его школы. Он быстро обучается нехитрой науке, старается забрать нужный ему рубль и уйти. Деньги он тратит на хлеб и молоко, потому что считает, что оно поможет справиться с малокровием. Однако, лидеры не прощают ему побед, подстраивают ловушку и избивают. Так происходит несколько раз. Но мальчику негде взять денег, и он снова идет играть.

Наш отличник приходит в школу с разбитым лицом, и учительница пытается добиться от него правды. Лидия Михайловна считает, что с мальчиком нужно немного позаниматься, и он усвоит её предмет. Так и происходит. «Наказание превращалось в удовольствие»,- говорит герой о своих успехах во французском языке. Но учительница добивалась не только хороших знаний, она решила помочь маленькому одинокому человеку и пыталась покормить его у себя дома, передала посылку с макаронами, якобы от матери героя. Однако, он всё понял и отвергал, ему было стыдно принимать от учителя такие подарки. Тогда Лидия Михайловна решилась на крайние меры: она придумала играть с мальчиком на деньги, в замеряшки. Деньги, которые ученик выигрывал, он снова тратил на питание. Однако, вскоре об их занятиях узнал директор школы, и учительница уволилась. Она всю вину взяла на себя, и мальчика никто не ругал. Герой продолжил учёбу. Однако на всю жизнь запомнил он уроки французского – те самые уроки доброты и понимания, которые преподала ему Лидия Михайловна. Среди зимы от неё пришла посылка с Кубани, там были красные яблоки.

Твори добрые дела, не рассуждай и не медли, если нужна твоя помощь и ты можешь её оказать – это и есть главная мысль рассказа.

Другие сочинения: <- Портрет Сони в рассказе В дурном обществе? ДругиеПортрет Маруси с цитатами в рассказе В дурном обществе ->

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: