Главная основная мысль повести Тимур и его команда Гайдара

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Главная мысль повести Тимур и его команда Гайдара

В произведении великого русского писателя Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда» раскрывается множество тем, основной из которых является тема бескорыстной помощи ближним.

Тимур — обычный мальчик, который собрал свою команду из дворовых мальчишек для того, чтобы помогать тем, кому действительно нужна помощь. Они организовали собственный штаб, от которого протянули верёвки с консервными банками к дому каждого из членов команды. Это нужно было для того, чтобы держать связь и вызывать ребят, когда это необходимо. Дисциплина в команде тоже поддерживалась строго. Все были разделены на пятёрки и у каждой был командир, который был ответственен перед Тимуром. Удивительно то, что мальчики делали добрые дела втайне ото всех, так как они поступали так не из-за желания получить похвалу или награду, а из-за того, что действительно имели доброе сердце. Автор раскрывает качества Тимура ещё и с помощью Жени. Когда ребята застукали её в их штабе, то сильно сердились, но Тимур за неё заступился.

Также в произведении большое внимание уделено патриотизму и памяти участников Великой Отечественной Войны. Их дома были отмечены красной звездой — символом уважения и почёта. Этим людям тимуровцы помогали особенно активно и трепетно.

У тимуровцев также были и враги — шайка Квакина. В их противостоянии автор напоминает, что добро всегда побеждает зло.

Образ Тимура является примером того, каким должен быть настоящий пионер. Умный, добрый, находчивый и справедливый. Ведь если каждый станет таким, как Тимур, то мир будет намного лучше.

Сочинение 3

В повести говорится о мальчишках, которые организовали команду скорой помощи, и она реагировала на чужую беду и несчастье. Они помогали, чем могли всем, кому это было необходимо. Время было нелегкое, приносить пользу можно было не только на фронте, нужно просто оглянуться вокруг.

В маленький поселок недалеко от Москвы на лето съезжаются ребята на отдых. Один из главных героев племянник капитана Гараева, Тимур – серьезный и отзывчивый мальчик. Именно он собрал вокруг себя друзей и предложил им помогать людям, которым необходима помощь. Они не афишировали свой труд. Тимуровцы создали настоящий отряд, с командованием, со штабом и с членами отряда, которые исполняли приказы.

Женя и Ольга приехали из Москвы, на время. Отец сестер полковник Александров в это время был на фронте. Жене понравился Тимур, он был честный и справедливый. Они подружились. Помощь, которую команда Тимура оказывала в поселке, была тайной. Никто из жителей не знал, кто же помогал старикам носить воду или складывать дрова.

Главной мыслью в повести является тема бескорыстной помощи. Автор показал, как важно уметь видеть вокруг людей, видеть их проблемы и трудности и оказывать им помощь. Даже не хвастаясь и не дожидаясь похвалы за свои поступки.

В поселке ведь было две команды ребят, была еще одна под руководством местного хулигана Квакина Мишки. Они то, себя показали с плохой стороны: обрывали фрукты в садах, ломали деревья, разоряли огороды.

Сравнивая обе компании понятно, что любой человек может сделать выбор сам, каким быть хорошим или плохим. Совершать добрые дела не сложно, нужно самому стать лучше.

Когда пришла телеграмма о приезде Жениного отца в Москву, Тимур пришел на помощь. Он отвез подругу на мотоцикле дяди в Москву. Благодаря находчивости Тимура Женя успела повидать отца.

Вернувшись в поселок, они узнали, что Гараев отправляется на фронт.

Тимур уехал с мамой.

Прочитав повесть, понимаешь, что нужно помогать старшим и относиться к ним с уважением. А для этого самому стараться быть честным и справедливым.

«Тимур и его команда» рассказ о дружбе и взаимовыручке, об отзывчивости и доброте. Повесть очень интересная и поучительная.

История создания

Изначально рассказ не задумывался как полноценное литературное произведение. Гайдар писал сценарий к фильму, который был должен выйти на экраны в 1940 году. Однако сюжет так захватил писателя, что он решил сделать из него повесть и с успехом водворил свою идею в жизнь.

Повесть окончена 27 августа 1940 года. Тогда же в первый раз она опубликована в газете «Пионерская правда». Фильм на её основе увидел свет в том же году, но в 1976 выпущена ещё одна кинолента, которая и полюбилась современным зрителям.

Интересный факт. Изначально история имела совсем другое название «Дункан и его команда». Главным героем в ней был мальчик Вовка Дункан. Однако под давлением режиссёров писателю пришлось поменять имя персонажа на более советское. Так появился Тимур Гараев — темноволосый, высокий мальчик 13 лет, который обладал умом и смекалкой, был добрым и смелым подростком.

Автор назвал героя именем сына, так как хотел видеть в мальчике все те черты, которыми наделил своего персонажа.

Однако многие утверждают, что прототипом Тимура стал сам Гайдар. Именно он обладал теми качествами, что и главный герой. Достоверно известно, что уже в 15 лет писатель стал командовать ротой солдат, а такой ответственный пост не получить без определённого рода заслуг.

Основная мысль

Данная повесть призывает к тому, чтобы люди совершали добрые дела и поступки, так как они могут быть совершены в раннем возрасте. Несмотря на то, что автор хотел показать многие моменты идеологии в его стране в те годы, данное произведение содержит в себе очень много поучительных моментов, которые хотят отразить всю глубину и правдивость того, какое воспитание следует давать своим детям. Также, благодаря тому, что автор хотел отобразить такие жизненные обстоятельства, которые создавали определенный настрой на то, чтобы появлялось желание совершать добрые деяния и поступки, данная повесть является очень яркой, глубинной и интересной. Согласно авторской концепции, в данной истории будут показаны ребята, которые приняли твердое решение по тому, что они и в дальнейшем будут совершать деяния для людей. И несмотря на то, что эти люди не являются их знакомыми или родными людьми, это не останавливает команду в их поступках и делах.

Изначально герои приняли для себя такую концепцию, при которой, в первую очередь, они будут оказывать посильную помощь тем людям, которые особенно в ней нуждаются. К данной категории людей можно отнести людей, которые прошли фронт, людей в возрасте, а также всем тем, кто относится к социально незащищенному слою населения. Все поступки и дела, которые они делают, не афишируются ими, и не делаются для каких-либо еще целей. Хочется отметить, что ребята действительно действуют как хорошая и слаженная команда, которая преследует цель совершать благие дела и намерения. Друзья сильно осуждают и не понимают, как можно быть корыстным и злым человеком, особенно когда у человека имеются возможности совершать благие дела. Они рассуждают о добре и мудрости, а также размышляют на тему того, как же должна выглядеть идеальная и справедливая система, и приходят к выводу, что все зависит от людей, и решений, которые они принимают. Ведь, если каждый человек будет заботиться об окружающих людях, то мир станет намного лучше и прекрасней.

Главный герой отображен в данном произведении весьма мужественным и смелым молодым человеком, который обладал лидерскими качествами и умением вовремя поддержать тех ребят, которые в этом нуждаются. Будучи еще совсем юным человеком, он несет философию добра, которую старается воплощать в делах и поступках. Он считает, что жить необходимо честно и по совести. Произведение получилось очень интересным и искренним.

«Тимур и его команда» и волонтёры 21 века

Введение

Тему моей работы «Актуальность повести А.Гайдара «Тимур и его команда» в наше время» я выбрала, потому что мне очень понравилось это произведение, когда мы изучали его в шестом классе. Меня очень тронула история ребят, бескорыстно совершающих добрые поступки. Мне захотелось понять, возможно ли такое служение людям в наше время.

Тема моей работы актуальна, так как в любое время есть люди, нуждающиеся в помощи. А значит должны быть люди, готовые её оказать.

Цель моей работы – показать, что повесть А.Гайдара «Тимур и его команда» актуальна в наши дни, так как она воспитывает в юных читателях милосердие, желание бескорыстно совершать добрые поступки, умение быть верным другом, быть частью одной команды, жить во имя высокой цели, служить людям и Родине. Эти качества являются необходимыми для людей любой эпохи, и воспитывать их в юном поколении необходимо.

Задачи моей работы: 1. Изучить историю создания и идейное содержание повести А. Гайдара «Тимур и его команда», 2. Изучить историю волонтёрского движения в России, 3. Найти информацию о современных тимуровских отрядах, 4. Рассказать о том, какие добрые дела совершают учащиеся нашей школы.

В процессе работы над исследованием была изучена художественная, публицистическая и научная литература, а также было проведено интервьюирование преподавателей и учеников нашей школы.

  1. Повесть А. Гайдара «Тимур и его команда»: история написания и идейное содержание
  1. История написания повести А. Гайдара «Тимур и его команда»

Повесть «Тимур и его команда» принадлежит к числу наиболее загадочных произведений Гайдара — как по истории создания, так и по силе неугасающего общественного воздействия.

Автор не оставил нам ответа на вопрос, чем ему был подсказан замысел. Но предыдущие разборы уже показали: в каждой книге Гайдара непременно присутствует «личное» — личное наблюдение, личное переживание, личный опыт.

Известно и другое: в зрелую пору творчества ни один даже самый маленький его рассказ не возникал на «голом месте». Каждое новое произведение словно отпочковывалось от предыдущих — в них развивались уже затронутые темы, выведенные характеры, разработанные сюжеты.

Книга о Тимуре не была исключением. В ней воплотился жизненный, литературный и педагогический опыт писателя.

Тема формирования нового, социалистического характера, проходящая через все творчество Гайдара, получила свое полное художественное выражение в незаконченном цикле произведений о Тимуре (повесть «Тимур и его команда», одноименный киносценарий, киноповесть «Комендант снежной крепости», киносценарий «Клятва Тимура»), над которыми писатель работал в 1940—1941 годах.

Центральное место в этом цикле по праву занимает повесть «Тимур и его команда», сразу вызвавшая необычайный интерес у юного читателя и по сегодняшний день являющаяся одним из самых любимых произведений наших детей.

В чем секрет большого успеха книги?

У каждого возраста есть свои любимые литературные герои: у юношества — Овод, у самых маленьких—Дядя Степа, неустрашимый и смешной Буратино. Гайдаровский Тимур стал героем ребят среднего школьного возраста; он удовлетворил их потребность в живом, близком идеале, которому можно следовать и в реальность которого можно верить. Читатели-сверстники не просто «затащили» Тимура в свой детский мир. Деятельный, активный, он сошел со страниц книги в жизнь и здесь как бы продолжил — в новых масштабах — свои дела. Развернувшееся в годы Великой Отечественной войны тимуровское движение ответило патриотическим стремлениям младшего поколения нашего народа.

Повесть появилась чуть позже одноименного сценария. Сам киносценарий, судя по дневникам Аркадия Гайдара, он начал писать в конце 1939 года в Старой Рузе, а закончил в апреле 1940 года на Кавказе. Ещё продолжались съёмки, а писатель начал работать над одноимённой повестью. Заметки о работе над повестью перемежаются в дневнике записями о том, что происходит в мире: «Давно уже Франция разбита… Пишу «Тимур и его команда», работа идёт неровно, рывками». Повесть «Тимур и его команда», как и кинофильм, должна была помочь советским ребятам найти своё место в военных испытаниях. Она была закончена 27 августа1940 года и впервые напечатана в «Пионерской правде», в 1941 году трижды выходила отдельным изданием, а в январе вышел на экраны фильм «Тимур и его команда» режиссера. Позже, в 1976 году на Одесской киностудии была создана еще одна киноверсия. В 2014 году вышел художественный фильм «Тимур и команда» режиссёра Натальи Галузо. Фильм рассказывает увлекательную историю мальчика, который на время летних каникул приезжает в деревню к дедушке. Там ему в руки попадает книга Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Прочитав повесть, мальчик решает собрать свою команду для помощи тем, кто в ней нуждается.

    1. Идейное содержание повести А.Гайдара «Тимур и его Команда»

Работая над повестью, Гайдар стремился создать образ положительного героя-современника, характер и дела которого должны были стать образцом поведения. Однако писатель никак не мог предположить, что его книга найдет такое необычайное продолжение в жизни советских ребят.

Думая о воспитании человека нового общества, М. Горький настойчиво подчеркивал, что «дети должны быть с малых лет вооружены именно верою в человека и в великий смысл его творчества, — это сделает их крепкими духом, стойкими борцами».

Гайдар писал не просто повесть. И на экраны должен был выйти не просто детский фильм. Книга и кинокартина о Тимуре — это была программа того, что делать детям, когда начнется война. Это был приказ, который входил в силу по первой же боевой тревоге.

В основу сюжета повести Гайдар положил историю игры, которую затеяла летом группа ребят в одном из подмосковных дачных поселков. Герои произведения живут в тревожной атмосфере предвоенного времени, где-то уже идет война, и поэтому игра Тимура и его друзей имеет большую серьезную цель — помощь семьям тех, кто находится в Красной Армии. Через историю этой игры, вокруг которой завязываются и определяются в повести главные сюжетные конфликты, Гайдар, собственно говоря, и решает основную тему произведения — тему воспитания современного ребенка.

Создавая повесть о Тимуре, писатель несомненно отчетливо представлял себе всю важность и значительность игры в жизни ребенка. Нетрудно заметить, что многие герои других его произведений также постоянно участвуют в играх, причем большей частью в таких, которые копируют жизнь, вовлекают ребенка в большие жизненно важные дела.

Вопрос об игре, как одной из важнейших форм проявления инициативы маленького гражданина, всегда сохраняет свою актуальность и значительность, ибо с игрой теснейшим образом связана общественная деятельность детей. Известно, как часто успех общественного предприятия, в котором участвуют дети, зависит от того, насколько оно интересует и увлекает ребенка, в какой мере несет в себе элементы игры. При этом игра как форма деятельности не может мешать осуществлению серьезных целей, ибо к подлинной игре ее участники относятся с полной серьезностью. Книга Гайдара о Тимуре полемически была направлена и против тех, кто не желал видеть в игре детей ничего иного, кроме развлечения, и против тех, кто вообще отрицал игру, хотел уложить все многообразие возможной общественной деятельности ребенка в какие-то официально узаконенные рамки. Разумеется, Гайдар вовсе не думал противопоставлять ту организацию, какую создал Тимур, обычным школьным организациям. Но, сознательно поставив своих героев в несколько необычные условия, он поднял в повести важный комплекс вопросов о различных путях проявления инициативы детей, о развертывании их самодеятельности. Эти вопросы он рассматривал, учитывая особенности возраста и психологии детей, постоянно имея в виду, что ребенку свойственна тяга к необычайному, увлекательному, к игре.

Так он пришел к мысли о возможности создания новой формы игры, принципиально отличающейся от многих прежних детских игр своим ярко выраженным общественным характером, слиянием ее с жизнью. «— Почему во все века ребята неизменно играли в разбойников? — спрашивает Гайдар. — Ежели подумать хорошо, то ведь разбой всегда считался плохим делом и всегда наказывался. А между тем, ребята — чуткий народ, они зря играть не будут. Тут дело в другом. Дело в том, что, играя в разбойников, ребята играли в свободу, выражая вечное стремление к ней человечества».

«Советские же дети, — рассуждает Гайдар, — живут в иных условиях, в иное время, не похожее ни на какие другие времена, и поэтому игры у них другие. Они не будут играть в разбойников, которые сражаются с королевскими стрелками. Они будут играть в такую игру, которая поможет советским солдатам сражаться с разбойниками»7.

Гайдар очень верно и тонко уловил новый характер, новое направление стремлений советских детей, обусловленное иным общественным строем. Именно поэтому такой жалкой, ненужной представляется игра в «шайку» одного из героев повести —Мишки Квакина. В черновых материалах к сценарию о Тимуре есть такая запись о Квакине:

«Тимур. Кто такой Квакин? Он, кажется, был пионером?

Мальчик. Был, да выгнали.

Тимур. Понятно. Теперь ему скучно, вот он и подобрал хулиганскую ораву».

Во взглядах Гайдара на игру, на ее серьезное значение в воспитании инициативы, сплоченности, пробуждении общественных интересов детей нашли художественное выражение важнейшие принципы передовой педагогической мысли и педагогической науки.

Так же, как и другие писатели, он развивает в своем произведении замечательную мысль А. С. Макаренко о том, что в настоящей игре у ребенка вырабатывается правильное отношение к людям, к коллективу, черты будущего характера.

В игре, которую ведут герои книги, есть одна очень примечательная особенность: ребята не имитируют, не изображают реальное, настоящее дело, а творят его; игра и дело здесь переплетены, слиты воедино. Игра Тимура и его друзей не может существовать без тех серьезных жизненных целей, которые в ней реализуются; но и практические дела ребят были бы невозможны, если бы они не оказались органически включенными в увлекательную игру.

На какое-то время игра захватывает всю жизнь членов тимуровской команды, становится формой проявления их общественных интересов; в ней находит выражение тяга детей к общественной деятельности. Через игру Гайдар приводит своих героев к осознанию необходимости настоящего дела, к пониманию этого дела, как радостного и желаемого. Удивительный секрет успеха «Тимура и его команды» заключается в том, что Гайдар сумел подойти к принципиальному разговору о высоких моральных нормах, требованиях, предъявляемых к человеку в обществе, так же легко, просто и естественно, как это сделал Маяковский в стихотворении «Что такое хорошо и что такое плохо».

«Тимур и его команда» – произведение социалистического реализма.

Дела, которыми заняты Тимур и его команда, — это одновременно дела рядовые, будничные, если расценивать их с точки зрения житейских практических результатов, — и незаурядные, необычные, если смотреть на них со стороны их значения для внутреннего роста мальчиков и девочек, участвующих в этих делах. Человек формируется и растет в общественной деятельности. Именно так растут герои повести Гайдара; в них накапливаются крупицы мужества, доброты, силы, самоотверженности.

Дети участвуют в игре, которая открывает им возможность уже сегодня действенно, ощутимо служить и помогать Родине и которая способствует формированию в них настоящих человеческих качеств. Герои повести, обыкновенные, но чудесные ребята, предстают в перспективе своего становления, роста.

Гайдар строит книгу так, что смысл деятельности Тимура и его друзей открывается читателю не сразу. Вместе с героиней произведения Женей Александровой читатель приходит к постепенному уяснению всего происходящего, к неожиданным открытиям. Вот Женя случайно попала в штаб тимуровской команды. Она сначала лишь объективный и беспристрастный свидетель всего, что здесь происходит; Начинается заседание штаба, и Коля Колокольчиков сообщает, что в саду дома номер тридцать четыре по Кривому переулку неизвестные мальчишки обтрясли яблоню… сломали две ветки и помяли клумбу». Потом следует информация, что «в доме номер двадцать пять у старухи-молочницы взяли в кавалерию сына»; что в доме «номер двадцать два девочка плачет», отчего плачет — не говорит, а всего ей четыре года, и т. п. Женя слышит, как каждый из ребят получает определенное задание, но она не может понять—для чего это? Что это дает? Кому это нужно? Тимур объясняет ей, что он и его товарищи решили помогать семьям тех, кто ушел в Красную Армию, и когда он заканчивает свой рассказ волнующей просьбой помочь четырехлетней девочке, у которой погиб отец, Женя чувствует, как что-то новое, большое вошло в ее жизнь. Она не только поняла Тимура, она сама стала верной участницей его удивительной игры. Озорная веселая девочка, она сильно меняется с этого момента. И перемену, происшедшую в ней, сразу же верно оценивает ее отец—полковник Александров. Заглянув в глаза дочери, он говорит ей: «Да, хорошо! Ты молодец человек, Женя!»

Радостно и увлеченно раскрывает Гайдар непосредственную связь игры Тимура с жизнью. Конечно, когда мальчишки чертят план местности, обмениваются «командами» «по установленной форме», общаются с помощью «штабных» телефонов, — это игра, но когда они тайно успевают ежедневно наполнить водой бочку в одном доме, сложить дрова во дворе другого, помогают отыскать пропавшую козу и т. д. — это реальная помощь взрослым.

Главным героем повести является, конечно, Тимур — обаятельный мечтатель и фантазер, — настоящий вожак ребят. Он обладает чудесными человеческими качествами — мужеством, непоколебимой выдержкой, душевной широтой, жизнерадостностью. Гайдар ни разу не произносит ни одного из этих слов, но замечательные черты мальчика обнаруживаются в каждом его поступке.

Игра в команды становилась гражданской позицией. Игра становилась школой мужества.

1.3. Чему учит читателей повесть А. Гайдара «Тимур и его команда»?

Повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» учит тому, что с детских лет человек должен воспитывать в себе высокие моральные качества. Помогать близким людям, старикам, одиноким, больным, всем, кому он в силах помочь. Воспитывать в себе дисциплинированность, верность, учиться быть настоящим другом и членом команды, деятельность которой имеет общую благородную цель. Не бояться быть честным, не проходить мимо нарушений, воровства, оказывать сопротивление обидчикам, быть достойным гражданином своей страны.

  1. Добровольческие организации в России: от Древней Руси до наших дней
  1. Тимуровское движение

Именно после появления книги о Тимуре началось неформальное тимуровское движение. Появились и соответствующие отряды. Сами тимуровцы стали, по сути, частью идеологической системы Советского Союза. При этом им удалось сохранить некий дух волонтерства. Тимуровцы были образцовыми подростками. Они бескорыстно совершали хорошие поступки, оказывали помощь престарелым людям, помогали колхозам, детским садам и многое-многое другое. Одним словом, появилось настоящее массовое движение школьников. Кто был основателем тимуровского движения? Самый первый отряд появился в 1940-м в Клине, что в Московской области. Кстати, именно здесь Гайдар написал свою повесть о Тимуре и его команде. В этом отряде было всего лишь шесть подростков. Они учились в одной из клинских школ. Вслед за ними такие отряды возникли и по всей территории Советского Союза. Причем, порой в одной из небольших деревень существовали 2-3 таких команды. Из-за этого происходили и курьезы.

Во время Великой Отечественной войны тимуровское движение в СССР росло в арифметической прогрессии. В 1945-м в Советском Союзе уже было порядка 3 миллиона тимуровцев. Эти подростки на самом деле оказались незаменимыми. Такие отряды функционировали в детских домах, в школах, при дворцах пионеров и внешкольных учреждениях. Подростки шефствовали над семьями офицеров и солдат, продолжали помогать собирать урожай. Также отряды провели колоссальную работу в госпиталях. Так, тимуровцам Горьковской области удалось организовать для раненных почти 10 тысяч представлений художественной самодеятельности. Они постоянно дежурили в госпиталях, по поручению солдат писали письма, выполняли ряд разнообразных хозяйственных работ. Другой пример тимуровского движения произошел летом 1943-го. Пароход «Пушкин» отправился по маршруту «Казань — Сталинград». На судне в качестве груза — подарки, которые были собраны тимуровцами республики.

А в осажденном гитлеровцами Ленинграде движение тимуровцев приобрело особое значение. В 753 тимуровских отрядах северной столицы действовали двенадцать тысяч подростков. Они оказывали помощь семействам фронтовиков, инвалидам и пенсионерам. Им приходилось заготавливать для них топливо, убирать квартиры и получать по карточкам продовольствие. Кстати, в начале 1942-го по всей территории СССР были проведены первые слеты тимуровцев. На этих мероприятиях они рассказывали о результатах своей успешной деятельности. Также к этому времени появляются первые песни о тимуровском движении, среди них «Четверка дружная ребят», «Как высоко над нами наше небо» и, конечно, «Песня тимуровцев» Блантера. Позднее были написаны такие популярные музыкальные композиции, как «Гайдар шагает впереди», «Песня красных следопытов», «Орлята учатся летать», «Тимуровцы» и пр.

Возвращаясь к периоду войны, одной из известных тимуровских команд был отряд из шахтерского городка Пласт, что в Челябинской области. В нем участвовало двести подростков. А возглавляла его 73-летняя Александра Рычкова. Отряд был создан в августе 1941-го. На первом же сборе Рычкова заявила, что трудиться придется буквально на износ. При этом не будет никаких скидок на возраст. Она объявила, что, если кто-то передумает, может сразу уйти. Но никто не ушел. Подростков разбили на отряды и назначили главных. Каждый день Рычкова раздавала план работ. Они помогали нуждающимся, рассказывали горожанам о ситуациях на фронтах, проводили концерты для раненных в госпитале. Кроме того, они собирали лекарственные растения, металлолом, заготавливали дрова, трудились на полях, шефствовали над семействами фронтовиков. Также им доверяли и серьезное дело: тимуровцы заползали в отвалы шахт и отбирали горные породы. Заметим, несмотря на работу, подростки всё-таки продолжали ходить на школьные уроки. В результате, за шесть месяцев команда из Пласта смогла завоевать поистине безукоризненную репутацию. Даже чиновники выделили ребятам комнату для своего штаба. О тимуровцах из этого шахтерского городка неоднократно писали в периодике. Между прочим, данный отряд упоминается в энциклопедии Великой Отечественной войны.

В 1942-м педагоги были в некотором смятении. Дело в том, что тимуровские отряды, по сути, начали вытеснять пионерские дружины. Напомним, книга о Тимуре повествовала о «самодисциплинирующемся» коллективе. В нем все обязанности подростки брали на себя и сами решали все проблемы, без контроля взрослых. В итоге, руководители ВЛКСМ приняли решение, связанное с объединением пионеров и тимуровцев. Через некоторое время комсомольцам удалось взять их под свой контроль. По большому счету, в данной ситуации были и свои очевидные плюсы, и большие минусы. Деятельность тимуровцев стала считаться дополнительной формой работы пионерии.

Сразу после победы над фашистскими захватчиками тимуровцы продолжали помогать фронтовикам, инвалидам, престарелым. Также они старались ухаживать за могилами красноармейцев. Но одновременно движение начало угасать. Быть может, причиной стало то, что тимуровцы не испытывали особого желания «вливаться» в ряды пионерской организации. Они теряли свободу выбора. Возрождение движения началось только при хрущевской «оттепели».

А в 70-х при редакции известного советского журнала «Пионер» был сформирован так называемый Всесоюзный штаб Тимура. С завидной регулярностью проходили и сборы тимуровцев. Активно слагались и читались стихи про тимуровское движение. В 1973-м в лагере «Артек» состоялся первый Всесоюзный слёт. На мероприятии присутствовали три с половиной тысячи делегатов. Им тогда удалось принять даже программу тимуровского движения, направленную на его активное развитие. Заметим, такие команды был созданы в Болгарии, Польши, Венгрии, Чехословакии и ГДР.

Таким образом, в наше время традиции тимуровского движения сохранились. Такие отряды существуют в нескольких регионах. Скажем, в Шуе, что в Ивановской губернии, функционирует молодёжное движение тимуровцев. Как и раньше, они не только помогают нуждающимся, но и стараются быть полезным обществу.

    1. История добровольческих организаций России

История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей обществу в целом или отдельным людям, основана на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследует целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста. Она может принимать различные формы: от традиционных видов взаимопомощи до совместных усилий тысяч людей, направленных на преодоление последствий стихийного бедствия, урегулирование конфликтных ситуаций, искоренение бедности. Добровольная помощь включает в себя действия, предпринимаемые на местном, общенациональном и международном уровнях, а также на уровне международного сообщества в целом, которые осуществляются, невзирая на границы.

Слово волонтер произошло от французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского voluntarius, и в дословном переводе означает доброволец, желающий. В 18-19 веках волонтерами назывались люди, добровольно поступившие на военную службу. Волонтером может быть любой человек, желающий посвятить свое свободное время добровольному труду, а также обладающий таким качеством как ответственность. На сегодняшний день институт волонтерства распространен во многих странах мира, становясь все более значимым педагогическим ресурсом развития общества. Во Всемирной Декларации Добровольчества, принятой в январе 2001 года (объявленного Годом Добровольцев), отмечается, что добровольчество — фундамент гражданского общества, оно привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости. В Декларации подчеркивается, что добровольчество — способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализации прав и обязанностей граждан, личностного роста, через осознание человеческого потенциала.

Развитие волонтерства на Руси начинается вскоре после 988 года, с принятием христианства. В русской православной среде издавна и до сих пор существует традиция работы во славу Божию, когда добровольцы приходят потрудиться в монастыри. Еще при Ярославе Мудром, повелевшем отдавать всех талантливых детей без различия сословий в «книжное учение», существовали сиротские училища, которые содержались за счет милостыни, собиравшейся с соседних деревень.

История волонтерства в допетровской России неразрывно связана с принципами христианской добродетели. Как в мирное, так и в военное время Церковь вдохновляла свою паству на бескорыстное служение, помощь и поддержку ближнего. Ярчайший пример — подвиг Минина и Пожарского, добровольческая деятельность которых остановила тяжелейшую польскую интервенцию в тот момент, когда на краю гибели была не только русская государственность, но и сама русская национальность. Одна из самых ярких страниц истории волонтерства нашей страны, и, в частности, волонтерства в Москве, связана с русско-турецкой войной. В конце 1870-х годов монахини московской Свято-Никольской обители стали первыми в мире сестрами милосердия, которые добровольно отправились на фронт для оказания помощи раненым бойцам. К началу Первой мировой войны это добровольческое движение распространилось среди женщин-волонтеров и за рубежом (Красный Крест). Конечно, волонтерство в России было не только организованным. Всегда находились деятельные одиночки, жаждавшие помочь угнетенным и обездоленным, ведь это — в самом характере русского человека. Особенно трепетное отношение у многих было к заключенным. Большинство христолюбивых русских людей считало своей обязанностью по праздникам, а часто даже и в будни, навещать «сидельцев», одаривать их деньгами и едой, а то и ухаживать за ними. Некоторые из волонтеров-одиночек были настоящими подвижниками.

2

.
3. Современные волонтёрские организации России
К сожалению, на сегодняшний день общая численность добровольцев в России едва превышает 1,5% от всего населения. В основном это, конечно, молодежь. Одна из наиболее острых проблем – разобщенность и безынициативность современного российского общества. Это и всеобщее недоверие, особенно среди тех, кому волонтеры оказывают поддержку, ведь проявления бескорыстия в нынешнем эгоцентрическом бездуховном обществе многих настораживают.

Не смотря на немногочисленность людей, вовлечённых в современное волонтёрское движение в России, сегодня существуют очень разнообразные по своей деятельности добровольческие организации. В Москве существует группа «Доноры – детям». Волонтеры устраивают занятия кружков в гематологическом отделении, детские конкурсы и походы в театр для детей и родителей, организовывали сбор средств на поиск доноров костного мозга и лекарства. В феврале 2002 года при поддержке и содействии НИИ детской онкологии и гематологии РОНЦ РАМН им. Н.Н.Блохина по инициативе граждан разных стран, объединенных стремлением помочь больным детям создан благотворительный Фонд «Настенька». Фонд ставит своей целью повышение качества диагностики и лечения детей с онкологическими заболеваниями, всестороннюю помощь семьям больных детей. Существует также объединение волонтеров, оказывающих помощь детям, волею судьбы вынужденным проводить свое детство в больнице «Отказники.Ру». В Нижнем Новгороде также есть подобная организация – «Дети без мам». В последнее время всё больше людей присоединяется к поисково-спасательным отрядам, занимающимся поиском пропавших людей. Наиболее известен сегодня отряд «Лиза Алерт». На счету этих ребят уже множество спасённых жизней.

2.4. «Тимуровцы XXI века» и другие детские волонтёрские организации

В наши дни существует организация «Тимуровцы XXI века». Сегодня в ней насчитывается 570 детей. В 2014 году ребята завоевали первую национальную Российскую премию Добрых Дел «Сможем вместе», которую вручали в театре «Геликон-опера» и Гран-при в конкурсе агитбригад. Появилась эта организация в городе Клине. С 2010 года ребята на различных городских мероприятиях устраивают благотворительные ярмарки, где продают сувениры и полезные в быту вещи, сделанные своими руками: подушки, кухонные доски, игрушки, табуретки, а собранные деньги передают семьям, нуждающимся в лечении тяжелобольных детей. В посёлке Нижегородец Нижегородской области недавно появился детский отряд, который называется «Тимуровец». По примеру команды Тимура ребята помогают пожилым людям убраться в доме и привести в порядок сады и огороды. А Ханкайском районе Приморского края также появился отряд современных тимуровцев. В настоящее время они оказывают помощь участникам Великой Отечественной войны.

2.5. Добрые дела учащихся нашей школы

В нашей школе тоже есть неравнодушные ребята, которые добровольно оказывают помощь нуждающимся в ней. Уже два года мы сотрудничаем с фондом помощи детям, болеющим онкологическими заболеваниями, НОНЦ. Мы собираем для детей санитарно-гигиенические средства.

А ещё недавно в нашей школе прошёл благотворительный концерт, собранные средства также пошли в НОНЦ.

В этом году мы также помогали детям из школы-интерната № 97 и собирали гигиенические средства и корма для животных из фонда «Сострадание».

В первом полугодии в нашей школе проходила акция «Доброе сердце». Многие классы реализовывали в рамках этой акции разнообразные проекты. Например, 4 «а» класс участвовал в сборе санитарно-гигиенических средств для онкобольных детей, изготавливал кормушки для птиц и организовал уход за комнатными растениями. Для благотворительного концерта девочки из этого класса разучили танец, который им полюбился настолько, что они продолжают танцевать его в свободное время и сегодня – ради собственного удовольствия.

Заключение

Проведённое исследование показало, что повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» актуальна в наше время.

В процессе работы были сделаны следующие выводы, доказывающие её актуальность;

1. Идейное содержание повести в наше время продолжает быть важным и интересным, ведь те нравственные качества, которые автор хотел развить в юных читателях, одинаково значимы во все времена. Желание бескорыстно помогать окружающим, бороться со злом, умение быть преданным другом и истинным патриотом — это те качества, которые необходимо воспитывать в человеке в любую историческую эпоху.

2. Изучение волонтёрского движения в России помогло понять, что люди желали быть полезными друг другу, обществу во все времена. Первые упоминания о бескорыстном добровольном служении людям относятся к периоду Древней Руси. Изучение истории добровольческого движения показало, насколько грандиозными могут быть его результаты. Например, народное ополчение под руководством Минина и Пожарского и создание организации сестёр милосердия поражают своим масштабом и значимостью. В современном обществе волонтёрское движение становится более популярным, хотя до сих пор процент участия в нём жителей нашей страны совсем небольшой. Особое развитие сегодня получили фонды помощи больным детям, набирают оборот поисково-спасательные отряды.

3. В наше время существуют детские организации, которые называют себя «тимуровцами». Они исповедуют те же принципы бескорыстного служения людям, которые исповедовали участники первого тимуровского движения. В Нижегородской области тоже есть такая организация.

4. Желание творить добрые дела присуще ученикам нашей школы. Уже второй год ребята принимают участие в благотворительных акциях. Я надеюсь, что с каждым годом таких ребят будет становиться всё больше.

Приложение

Список литературы

  1. А. П. Гайдар «Тимур и его команда», — Энас-книга, 2021 г.
  2. Камов Б.Н. А.П. Гайдар. Грани личности. Принципы творчества. – М., 1979.
  3. Осыкин Б.И. А. Гайдар. Литературная хроника. – Воронеж. 1975.
  4. Левдер И. А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания / Левдер И. А. // Социальная работа. – 2006. -№2.
  5. Локтионова Т. А. История возникновения и становления волонтерства в России // Молодой ученый. — 2012. — №8
  6. Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная работа. – 2003. — №3.
  7. О. Ищенко. Современные тимуровцы. «Приморские зори» №1, 2015
  8. И. Кострицина. Тимуровское движение: история возникновения, идеология и интересные: FB.ru: https://fb.ru
  9. Основы социальной работы / Под. Ред. Павленок // 2009.

23

Отзыв

Повесть рассказывает о давно прошедших временах, но она кажется современной, например, в ней описываются тимуровцы – в наше время их называли бы волонтерами. Очень понравился главный герой – он не хвалился своей добротой, не давал пустых обещаний, а просто делал то, что считал необходимым. Иногда казалось, что его поступки – поступки взрослого мудрого человека, а не ребёнка. Мальчик делал добрые дела по велению совести, не ожидая благодарности. Считаю, что Тимур – это самый достойный литературный герой, на него можно равняться и считать своим кумиром.

Источник

Главные герои

1) Тимур – 13 лет, лидер отряда мальчишек, оказывающих помощь тем, кто в ней нуждается. Честный, добрый, справедливый, благородный.

2) Женя Александрова – 13 лет, дочь полковника Александровна, находящегося на фронте.

3) Ольга – старшая сестра Жени, 18 лет. Приняла Тимура за хулигана и запретила Жене с ним общаться.

4) Мишка Квакин по прозвищу «Фигура» – главарь шайки хулиганов, обворовывающих чужие сады.

5) Григорий Гараев – дядя Тимура, инженер-механик автозавода, спокойный, рассудительный человек.

6) Гейка, Сима Симаков, Коля Колокольчиков – тимуровцы, отважные, бескорыстные подростки.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: