«Повести Белкина» по праву считаются блестящим экспериментом Пушкина в малых прозаических жанрах. Писатель смело пробует различные художественные формы и приемы. Особенно важно в «Станционном смотрителе» описание комнаты Самсона Вырина: оно является примером того, как интерьер помогает автору раскрыть образ героев произведения, создать их психологический портрет.
Картины
Описание обители станционного смотрителя начинается с того, что рассказчик повествует о картинах, которые висят в доме у хозяина. Эти картины изображали историю блудного сына. На первой из них отец прощается со своим сыном, на второй – пиршество и развлечения сына, на третьей – разорившийся сын пасет свиней, на четвертой – сын возвращается к радостному отцу. Все картины сопровождались немецкими стихами.
Картины про блудного сына являются символом в произведении, так как дочь, которая оставит Самсона Вырина и уедет с офицером, также вернется к нему с раскаянием, однако уже после смерти станционного смотрителя. А. С. Пушкин фактически переосмысливает историю блудного сына в «Станционном смотрителе».
Краткое содержание повести
Повествование ведется от первого лица и начинается с того, как рассказчику из-за сильной жары пришлось остановиться на небольшой станции и поменять лошадей. У смотрителя этого места была 14-летняя дочь Дуня, которая отличалась необыкновенной красотой.
Благодаря своему очарованию и обходительности она помогала отцу в его работе, особенно в общении с сердитыми клиентами. Девушка произвела очень приятное впечатление на автора, он долго не мог забыть эту встречу.
Через несколько лет ему снова довелось побывать на той же станции. Рассказчик поразился переменам в жилище смотрителя и в самом мужчине, который выглядел постаревшим и несчастным. За бокалом рома тот поведал ему печальную историю, которая превратила его в больного старика.
Трагический рассказ
Год назад на станцию приехал молодой гусар Минский. Из-за его внезапной болезни Дуне пришлось заботиться о нем несколько дней. Когда же он выздоровел, наступило воскресенье, и Дуня собиралась к обедне. Гусар предложил довести ее, однако из церкви девушка не вернулась домой. Расспросы свидетелей на соседней станции позволили предположить, что Минский увез Дуню в Санкт-Петербург. Страшное известие привело к тому, что смотритель заболел. Едва выздоровев, он отправился на поиски любимой дочки.
Придя по адресу к гусару Минскому, отец Дуни потребовал от него объяснений. Тот лишь сказал, что не вернет ему девушку, она будет счастлива с ним. Он пытался откупиться от старика крупной суммой.
Смотритель, обескураженный таким приемом, попытался поговорить с самой Дуней. Когда девушка увидела в дверях комнаты своего отца, она без чувств упала на ковер. Гусар, сильно разозлившись на старика, грубо выгнал его из дома. С тех пор смотритель жил одиноко, оплакивая свою дочку и потерянное домашнее счастье.
Возвращение дочери
История осиротевшего отца оставила глубокий след в душе рассказчика.
Через несколько лет он решил еще раз доехать до станции и узнать, как поживает его знакомый. Приехав туда, он узнал, что старый смотритель спился и умер около года назад.
Рассказчик попросил отвести его на кладбище. Крестьянский мальчик проводил его и заодно рассказал о том, что недавно какая-то красивая барыня с детьми приезжала на кладбище. С глубокой скорбью она легла рядом с могилой и долго плакала. Так рассказчик узнал, что Дуня раскаялась в своем поступке и оплакивала отца.
Сочинение: образ Самсона Вырина
Самсон Вырин служит в селе Н где-то в российской глубинке и мало чем отличается от всех остальных станционных смотрителей того времени в России. Князь Вяземский в эпиграфе к повести называет этих людей «почтовой станции диктаторами», однако Пушкин в начале своего произведения выступает их своеобразным защитником, рассказывая, насколько тяжела их жизнь.
Он описывает их сущими мучениками четырнадцатого класса, ограждёнными их чином только от побоев, и то не всегда. Их жизнь похожа на каторгу: всю злобу, накопленную во время скучной поездки, путешественники вымещают на них, обвиняя их даже в том, в чём они не виноваты — в плохой погоде, скверной дороге или упрямстве ямщиков. Если не находится лошадей, это становится настоящей катастрофой, и на голову несчастных смотрителей сыплются страшные ругательства. Порой кажется, что их ненавидит весь белый свет, хотя эти бедные люди совершенно не заслужили такого к себе отношения.
Описание характера и внешности, происхождение, возраст и социальное положение Самсона Вырина автор упоминает в тексте произведения. При первой встрече Иван Петрович Белкин, от имени которого пишет свою повесть Пушкин, видит его как человека лет пятидесяти, бодрого, в длинном зелёном сюртуке с тремя медалями на полинялых лентах. Вырин — бывший военный: это становится понятно по отрывку, где упоминается его старый сослуживец, отставной унтер-офицер, в доме которого он останавливается, прибыв в Петербург.
Медали на его сюртуке указывают на то, что в прошлом он участвовал в сражениях.
Вырину присущи такие черты характера:
- простота, честность;
- услужливость, скромность, исполнительность: он кротко и терпеливо сносит все упрёки и оскорбления от богатых проезжающих и исполняет их требования в силу своих возможностей;
- доброта, душевность, открытость, общительность: он не прочь поговорить с доброжелательными проезжающими и даже рассказать им истории из своей жизни, а с Иваном Белкиным они «начали беседовать, как будто век были знакомы»;
- доверчивость: когда гусар Минский, задумав план увезти Дуню, прикидывается больным, смотритель не замечает обмана.
Самсон Вырин также является вдовцом и воспитывает Дуню в одиночку после смерти жены. Он очень гордится своей услужливой дочерью — настоящей красавицей и помощницей. Об этом можно судить по цитатам, приведённым в повести: «Дочка-с, — отвечал он с видом довольного самолюбия, — да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать», «…не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь; уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти…».
Дуня помогала отцу по хозяйству, а всех проезжающих восхищала своей красотой: барыни часто одаривали её то платочком, то серьгами, то другими мелочами, а самые сердитые и уставшие с дороги господа меняли гнев на милость, едва увидев её.
Жилище, в котором обитают Самсон Вырин со своей дочерью, также может многое о нём сказать. Это смиренная, но опрятная обитель, на стенах которой можно увидеть картинки с изображением истории блудного сына. Помимо этого, в помещении находятся горшки с бальзамином, кровать с пёстрой занавеской, стол, перегородка, за которой часто шила Дуня, и другие простые и незатейливые предметы обихода. И отец, и дочь заботятся о создании уюта и поддержании станции в чистоте.
Образ смотрителя после трагедии
Однако через несколько лет, во вторую встречу, Иван Белкин застаёт Самсона Вырина сильно постаревшим, с сединой, глубокими морщинами, давно небритым лицом, со сгорбленной спиной. За три-четыре года горе превращает вполне бодрого мужчину в дряхлого, угрюмого и равнодушного ко всему старика.
В нём с трудом можно узнать того человека, с которым состоялось знакомство автора в начале повести.
Он уже не заботится о содержании своего жилища в опрятности: на окнах теперь нет цветов, а всё вокруг демонстрирует ветхость и небрежение.
Когда автор заводит речь о Дуне, поначалу старик не хочет продолжать эту тему.
Но пунш развязывает ему язык, и он соглашается поведать свою трагедию, не сдерживая слёз.
Поступки Самсона Вырина
Спокойная и размеренная жизнь обычного смотрителя начинает меняться в тот момент, когда проезжий гусар Минский, увидев Дуню, задумывает увезти её, и начинает претворять эту идею в реальность. Гусар прикидывается больным, и старик, всегда заботясь о проезжающих, велит звать лекаря из соседнего города. Через некоторое время Вырин уже привязывается к своему постояльцу, тем более что тот беспрестанно шутил со смотрителем, насвистывал песни, помогал вписывать подорожные проезжих в почтовую книгу.
Имеющий доброе сердце и чистую душу Вырин не мог подумать, что на его добро и искреннюю заботу могут отплатить злом. Поэтому он не почувствовал подвоха и даже сам велел Дуне сесть в кибитку к гусару, чтобы тот довёз её до церкви к обедне: «Чего же ты боишься? — сказал ей отец, — ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви». Впоследствии бедный смотритель уже сильно жалел об этом поступке и считал, что в тот момент на него будто нашло ослепление.
Почувствовав неладное, главный герой бросается искать дочь: спрашивает о ней в церкви, надеется, что она по молодости своей решила проехать до следующей станции, где живёт её крёстная мать. Но, узнав от ямщика, что Дуня всё-таки уехала с гусаром, отчаявшийся отец сильно заболевает горячкой. Едва оправившись, он пешком отправляется в Петербург, зная из подорожной, что именно туда ехал ротмистр Минский. Он надеется вернуть Дуню, называя её «заблудшей овечкой». Им движет только его огромная любовь к дочери, всё остальное для него не имеет значения.
Когда Самсон Вырин находит Минского, он просит его вернуть Дуню, ведь гусар уже наверняка «натешился ею». Он готов простить ей всё, только бы она одумалась и вернулась. Однако ротмистр пытается откупиться от него деньгами, засунув пяти- и десятирублевые смятые ассигнации ему за рукав.
В оцепенении старик выходит на улицу, но, развернув бумажки, чувствует негодование, а на глаза его наворачиваются слёзы. Он бросает ассигнации на землю, притоптав их каблуком.
Проводя анализ этого поступка, можно понять, что смотритель, несмотря на своё бедственное положение, остаётся честным человеком, имеющим собственное достоинство и совесть. Деньги ему не важны, ему нужна дочь. Он считает, что попытка откупиться со стороны Минского — слишком низко и подло. Однако, подумав, он всё же возвращается туда, куда бросил деньги, но их уже подбирает «хорошо одетый молодой человек».
Во вторую встречу Минский обходится со старым смотрителем гораздо более грубо: когда Дуня, завидев отца, падает в обморок, гусар хватает Вырина за воротник и выталкивает на лестницу. «Чего тебе надобно? — сказал он ему, стиснув зубы, — что ты за мною всюду крадешься, как разбойник? или хочешь меня зарезать? Пошел вон!». Старик, привыкший к грубому отношению и на своей службе, не имеет права перечить.
Таким образом, прекрасно понимая отсутствие своих возможностей ввиду бедности и низкого чина, Самсон Вырин с каждым разом всё больше осознаёт собственное бессилие. Меняются и его цели:
- До разговора с Минским — вернуть дочь.
- После получения ассигнаций — хотя бы ещё раз просто увидеть бедную свою Дуню.
- После второго разговора с Минским — вернуться на станцию и надеяться, что с дочерью в Петербурге всё будет в порядке.
В сюжете произведения также говорится: «Приятель его советовал ему жаловаться; но смотритель подумал, махнул рукой и решился отступиться».
Но, вернувшись в родное село, Вырин всё равно не может не беспокоиться о дочери, а сердце его беспрестанно ноет. Он знает, что многих молоденьких девушек так сманивали молодые заезжие повесы, а там и бросали через какое-то время. Он боится, что и Дуню постигнет та же участь, и она, возможно, будет подметать улицы наравне с голью кабацкой. «Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы…» — так говорит он Ивану Белкину, заканчивая свой рассказ.
Даже до потери дочери Самсон Вырин любил немного выпить во время беседы с проезжими, но после произошедшего в выпивке он топит своё горе и по-настоящему спивается за довольно короткий срок.
В его жизни больше нет никаких радостей, а от дочери нет вестей. Он постоянно думает о самом плохом, не знает, ради чего стоит трудиться, и дальше влачить своё жалкое существование.
«Станционный смотритель»: план сочинения
Напоследок остается сказать только одно: Пушкин, намеренно или нет, но снабжает свою повесть одним существенным белым пятном — неясно, почему за 3 года отсутствия Дуня так и не нашла способа увидеться с отцом. Поэтому на эту тему может пофантазировать читатель, который, возможно, захочет заполнить в повествовании Пушкина эту пустоту.
План сочинения (разумеется, примерный) может выглядеть так:
- сюжет;
- описание ключевых событий;
- размышления над мотивами поведения Дуни.
«Мертвые души»
Петр Соколов. Чичиков и Коробочка. Иллюстрация к поэме Николая Гоголя «Мертвые души». Изображение: literaturus.ru
В «Мертвых душах» Николай Гоголь описал похождения авантюриста Павла Чичикова. Писатель тщательно проработал характеры героев и дополнил «говорящими» деталями: описаниями внешности, усадеб и даже предметов интерьера.
Петр Боклевский. Коробочка. Иллюстрация к поэме Николая Гоголя «Мертвые души». Изображение: literaturus.ru
Коробочка. Первое, что попадается Чичикову на глаза в доме Настасьи Коробочки, — это «картины с какими-то птицами». Елена Смирнова, которая изучала творчество Николая Гоголя, писала: «Все упоминаемые в связи с Коробочкой птицы (индюк, куры, сороки, воробьи) прочно связаны в фольклорной традиции с обозначением глупости, бессмысленной хлопотливости или, попросту говоря, безмозглости — качеств, персонифицированных Гоголем в личности его героини».
Петр Боклевский. Собакевич. Иллюстрация к поэме Николая Гоголя «Мертвые души». Изображение: literaturus.ru
Собакевич. В усадьбе степенного помещика Михаила Собакевича «на картинах все были молодцы, все греческие полководцы, гравированные во весь рост: Маврокордато, Колокотрони, Миаули, Канари. Все эти герои были с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу. Потом следовала героиня греческая Бобелина, которой одна нога казалась больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные». Полководцы словно иллюстрируют личность самого Собакевича: его нога обута «в сапог такого исполинского размера, которому вряд ли где можно найти отвечающую ногу, особливо в нынешнее время, когда и на Руси начинают выводиться богатыри». В его образе Гоголь показывал свое отношение к «ложным» богатырям, чья физическая сила не соответствует уровню интеллектуального развития. Писатель добавил, что крепкий и здоровый помещик «казалось, хотел, чтобы и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые».
Петр Боклевский. Ноздрев. Иллюстрация к поэме Николая Гоголя «Мертвые души». Изображение: literaturus.ru
Ноздрев. У азартного кутилы Ноздрева в доме хранится множество ненужных покупок, которые помещик сделал, не подумав: «он накупал кучу всего, что прежде попадалось ему на глаза в лавках: хомутов, курительных свечек, платков для няньки, жеребца, изюму, серебряный рукомойник, голландского холста, крупичатой муки, табаку, пистолетов, селедок, картин…» Картины здесь упоминаются в одном ряду с изюмом и рукомойником неслучайно: Ноздрев совершенно равнодушен к искусству.
Петр Боклевский. Плюшкин. Иллюстрация к поэме Николая Гоголя «Мертвые души». Изображение: literaturus.ru
Плюшкин. В доме старика Плюшкина картин много, но все они покрыты пылью и преданы забвению. Чичиков видит и потускневшие гравюры, и изображения старинных сражений, и даже натюрморт. Полстены занимала «огромная почерневшая картина, писанная масляными красками, изображавшая цветы, фрукты, разрезанный арбуз, кабанью морду и висевшую головою вниз утку». По описанию полотно могло принадлежать художнику голландской школы живописи. Стол Плюшкина, каким его изображает Николай Гоголь, стал бы настоящей находкой для художника той эпохи: на нем «лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь высохший, отломленная ручка кресел, рюмка с какой-то жидкостью и тремя мухами…»
Другие предметы
Автор не говорит подробно о «прочих предметах», окружавших героя. Найти в повести Пушкина «Станционный смотритель» описание элементов интерьера можно в косвенных упоминаниях.
Следует прочитать всё произведение, обращая внимание на такие отрывки:
- В тексте дважды говорится о «перегородке», откуда впервые появилась Дуня, и за которой позже она шила платье. Складные ширмы ставили в домах при недостатке отдельных помещений. Они состояли из створок, украшенных нехитрым узором.
- У обеденного стола стоит лавка, на которую упал внезапно «заболевший» Минский. Широкие скамьи в небогатых домах использовались вместо стульев.
- Кровать в помещении, вероятно, была одна и принадлежала хозяину. Смотритель вынужден был уступить её ротмистру во время его притворной болезни.
- В первый приезд Белкин получает чай из принесённого Дуней самовара. Во следующий раз, без неё, будет просто чайник.
- В комнату ведут сени, где разыгрываются две впечатляющие сцены: поцелуй Дуни в начале и появление «толстой бабы» в печальном конце повести.
Вторая встреча автора и смотрителя
Прошло 4 года, и автора рассказа снова занесло на то же место, и он уступил соблазну и посетил ту же избу. Дом смотрителя и он сам изменились до неузнаваемости. Избушка уже не была прекрасно убрана, не было цветов на подоконнике. Везде царила грязь и запустение. Когда И. П. Белкин вошел в избу, он обнаружил смотрителя спящим на кровати с грязными простынями, одеялом ему служил старый, поношенный тулуп. Рассказчик был поражен превращению смотрителя в старика за 4 года, хотя, когда они виделись последний раз, ему было лет 50. Белкин, конечно, сразу же спросил о Дуне (дочке смотрителя): что с ней, где она. Самсон Вырин сказал, что не ведает о ее сегодняшних делах ничего. А так как Белкин увлекался литературным творчеством, то он, видимо, почувствовал в этой неприглядной на первый взгляд истории какую-то интригу, которая могла послужить хорошей основой для повести или рассказа (так оно и вышло). Литератор-любитель решил разговорить хмурого старика во что бы то ни стало. И вот под пунш смотритель поведал дворянину историю легального похищения Дуни гусаром Минским.
Здесь уже описание станционного смотрителя рисует нам человека не столь благополучного. Главный герой рассказа вызывает жалость и отчаяние у читателя. Лишившись дочери, смотритель словно утратил тот главный стержень, который держал всю его жизнь.
Гусар Минский и судьба Дуни
Гусар, так же как и когда-то автор, появился в избе смотрителя в ненастье. Он долго кричал на смотрителя. Причина была в том, что ему долго не подавали лошадей. Но, увидев Дуню, офицер успокоился. Он тоже попал под магнетическое действие голубых глаз девушки. Он настолько присмирел, что ему даже сделалось дурно. Он пролежал в постели несколько дней, к нему вызвали лекаря. Эскулап прописал ему «спокойствие, только спокойствие». При этом больной совсем не казался больным. С лекарем они отобедали, и тот получил от гусара 25 р. и ушел.
Военный поправился. Когда он уезжал, то предложил Дуне довезти ее до церкви, там как раз начиналась обедня. Дуня сначала не решилась и бросала робкий взгляд на отца, но потом батюшка ее подбодрил, и она села в экипаж к гусару.
Больше смотритель с ней не разговаривал. Он ее пытался искать. И даже дважды встречался с Минским, но все безуспешно: тот вытолкал его взашей, дав немного денег. Так заканчивается рассказ смотрителя И. П. Белкину.
К сожалению, краткое изложение («Станционный смотритель» здесь не исключение) не предполагает описания мытарств главного героя во всех красках.
А что было дальше, автор узнал уже самостоятельно.
То, что главный герой не стал унижаться и молить о встрече с дочерью, – это характеристика станционного смотрителя, которая прекрасно его определяет как человека гордого. Другое дело, почему же дочь не нашла способа повидаться с отцом? Она бы могла тем самым продлить ему жизнь.
🗹