На картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды» мы видим идеальное сочетание цветов и форм. Картина заряжает нас летним настроением, причем на картине изображены дары природы от поздней весны до ранней осени.
В центре натюрморта расположен букет цветов. В этом букете собраны очень красивые июньские цветы: белые и розовые роскошные пионы и синие сибирские ирисы. Композицию дополняют более мелкие белые и синие цветочки и полевая трава. Хотелось бы отметить вазу, в которой стоит букет. Она выполнена в зеленом цвете и украшена удивительным орнаментом и рисунком волков. Она прекрасно вписывается в композицию.
Также на переднем плане мы видим прозрачный стакан воды. Он наполовину заполнен водой. Чуть левее и дальше от края стола лежит ящик с персиками. Персики – это уже плоды июля. У них приятный розовый оттенок. Перед ящиком лежит один разрезанный напополам плод, чтобы показать его спелость.
По правую сторону мы видим плоды августа – груши. Они продолговатые и желтые. Там же находятся плоды сентября – тыква и виноград. Несколько зеленых ягод лежат на краю стола – вот-вот упадут. Остальная кисть винограда лежит на тыкве. Кажется, она не совсем спелая – сквозь оранжевый цвет кожуры проступают зеленые полоски. Но тыква хорошая, большая. Рядом с ней лежит апельсин, который кто-то уже разрезал, а за апельсином лежит яблоко.
На заднем плане, за персиками, стоит корзина с ягодами: зелеными и красными. А за тыквой стоит стеклянный графин, так же как и стакан на половину заполненный водой.
В натюрморте использована различная цветовая гамма: на заднем плане — темная и приглушенная, на переднем – яркая и сочная. Глядя на эту картину, невольно вспоминаешь летнее теплое солнце, сладость фруктов и запах цветов.
Натюрморт – это очень популярный, но, тем не менее, достаточно сложный вид живописи. Не так просто передать пропорции и цвета оригинальных предметов, выстроить правильную композицию.
Сочинение по картине Цветы и плоды Хруцкого 3, 5 класс
Иван Фомич Хруцкий — известный русский художник — живописец. Он написал множество картин: «Натюрморт с вазой», «Натюрморт с птичкой», «Старуха, вяжущая чулок» и другие, которые до сих пор очень популярны. Одним из его известных творений является натюрморт «Цветы и плоды», написанный художником в 1839 году.
Картина исполнена в тёплых коричневых тонах с небольшими яркими пятнами в середине полотна. Этими яркими пятнами обозначено разнообразие пахучих изящных цветов. Красные большеголовые пионы, синие молодые васильки, фиолетовые пожухлые ирисы, – и всё это вкупе с зелёными веточками стебельков и листьев, которые придают букету ещё большую пышность. Рядом с огромной расписной вазой, в которой стоят цветы, одиноко устроился стакан с прозрачной лимонной водой. Жёлтая долька тонко нарезанного лимона всплыла на поверхность и для человека в знойный июньский день, такой напиток послужил бы спасительным глотком жизни.
Слева, на заднем плане, стоит корзина, наполненная огромными ветками спелого винограда. Грозди винограда свешиваются за края лукошка, показывая зрителю всё обилие урожая. С обеих сторон корзина обрамлена стебельками пшеницы, видимо случайно попавшими в вазу. Справа же стоит огромный хрустальный кувшин, наполовину наполненный водой. Его тонкое горлышко плотно закупорено, не позволяя мелким насекомым испортить всю кристальную чистоту питьевой воды.
С переднего плана кувшин загораживает огромная спелая тыква. Вокруг тыквы, небрежно разбросаны груши, яблоки и половина сочного лимона, от которого хочется поморщиться. Видимо кусочек этого самого лимона беззаботно устроился в стакане неподалёку. В нижнем правом углу полотна расположился ещё один кусочек лимона. Возможно, из-за неровной нарезки хозяин кухни, на которой показан натюрморт, отложил его в сторону, отдавая предпочтение более ровному ломтику. На передний план справа автор поместил ящик со сладкими персиками. Некоторые плоды, выпавшие из корзины, от своей спелости разломались пополам, от зрителя не может скрыться эта деталь. От желания скушать один из фруктов, уже тяжело избавиться.
После детального просмотра картины, у зрителя возникает жуткое желание очутиться возле этого стола и вкусить каждый сочный фрукт, опустошить огромные корзины и коробки. Главное, о чём напоминает людям этот натюрморт — прекрасную летнюю пору, когда цветы не прячутся под снегом, а могут преспокойно стоять на столе, разнося по дому незабываемый цветочный аромат.
5 класс, 3 класс
О каких проблемах можно судить по состоянию бутонов?
Внимательно осмотрев цветки, можно выявить следующие заболевания растения:
- Появление на лепестках белого налета, при этом цветы не распускаются и сильно опадают, может свидетельствовать о поражении мучнистой росой.
При таком заболевании листья деформируются, засыхают и осыпаются листья, наблюдается сильное отставание в росте молодых побегов.
- Опадание цветков - при чрезмерном поливе может сигнализировать о заболевании серой гнилью. Симптомом данной патологии также является усыхание ветвей растения и плодов.
- Усыхание и опадание бутонов - может являться симптомом поражения растения плодожоркой-огневкой. Вредитель также ведет к усыханию листьев, отставанию деревца в росте. Выявить вредителя можно по наличию личинок на обратной стороне листьев, а также внутри плодов.
Причиной опадания цветов также может стать дефицит питательных веществ в грунте, слишком высокая температура воздуха. Однако если это случилось с началом периода зимовки, паниковать не стоит, поскольку опадание цветков в середине-конце осени является естественным процессом.
На период зимовки гранат обязательно следует выносить в прохладное помещение. В противном случае с приходом весны можно не дождаться его цветения.
Описание картины
И. Т. Хруцкий является человеком художества Белоруссии. Некоторые произведения Хруцкого относятся к натюрморту. Из всех творений особенное значение имеет полотно «Цветы и плоды». Творение автора считается сложным произведением. На картине показано большое количество немалых и маленьких компонентов, которые тесно связаны между собой.
Прямо посередине нарисована ваза с большим букетом красивых цветков. Ваза сделана из глины и имеет изумрудный оттенок с красивыми рисунками. Ваза является главным элементом всей картины и вписывается на всю поверхность. Под вазой нарисован стол. А на столе автор нарисовал множество фруктов. На краю стола стоит ящик с персиками. На персиках изображена горсть винограда.
Перед ящиком нарисован персик, разделенный посередине. На второй стороне вазы нарисованы груши, виноград, половина лимона. Также не стоит забывать про крупный арбуз. За арбузом можно заметить красивый фужер, заполненный водой. Также около вазы нарисован стакан, на половину заполненный водой. В букете имеется пион, который склонился над стаканом.
Для создания картины были применены различные краски, от тусклых до темных тонов. Все цветы и фрукты отлично гармонизируют друг с другом. Полотно было нарисовано со всей любовью автора. По картине можно полагать, что автор сам выращивает фрукты. На картине все мелкие детали нарисованы до подробностей. На картине солнечный свет падает прямо на букет. Эта картина призывает любить и заботиться о природе всех людей мира.
- Сочинение по картине Шевандроновой На террасе, 8 класс (описание)
Картина Ирины Васильевны Шевандровой «На террасе», как и большинство её картин просвещена детству и юности. Ведь даже при жизни Ирину Шевандрову называли детским художником. - Сочинение по картине Кустодиева Сирень 7 класс
Какой же красивый кустарник — сирень! Посмотрев на нее в солнечный весенний день можно увидеть сотни, если не тысячи оттенков фиолетового! А как же эти маленькие цветочки красиво гармонирует с зеленой листвой! - Описание картины Тамара и Демон Врубеля сочинение
Михаил Александрович Врубель – великий российский художник конца XIX – начала XX века. Одной из наиболее известных картин является «Тамара и Демон» - Сочинение по картине Ромадина Вербы в половодье, 5 класс (описание)
На картине я вижу весенний день. Много воды и неба. Вербы цветут. Я думаю, что это первые «цветы» в ту весну. Видно, что ещё прохладно. Ещё никаких насекомых нет, даже птицы спрятались. - Яблонская Т.Н.
Украинская художница живописец родилась двадцать четвертого февраля 1917 года в городе Смоленске. Семья была творческая, отец – преподаватель словесности, а мать художник график
Художников много, но по-настоящему талантливых, мастерски владеющих своим ремеслом и вкладывающих душу в произведения можно пересчитать по пальцам. Тем ценнее их произведения.
Когда начинает?
Начало периода цветения зависит от сорта, климатических условий, региона произрастания. Так, ранние сорта, которые растут в теплых странах (Иране, Азербайджане), начинают цвести в апреле-мае. Поздние сорта, выращиваемые в средних широтах России, зацветают в июне.
Осенью, с наступлением холодов, цветки, зарождаемые в почках, засыпают, а с наступлением весны они появляются из почек в первую очередь. Хотя гранат может переносить низкие температуры до -20 градусов, некоторые из спящих почек во время зимних холодов могут замерзнуть. Поэтому при выращивании граната в регионах с прохладными зимами растения необходимо укрывать.
Чем моложе растение, тем меньше цветков оно образует. В случае аномально раннего цветения молодое комнатное деревце может дать всего 2-3 цветка, которые, как правило, опадают через несколько дней, не образуя плодов.
Иван Фомич Хруцкий: краткая биография
Будущий художник был рожден в 1810 году 27 января. Место его рождения сегодня известно как Беларусь. Однако в те годы она входила в Российскую империю, поэтому его малая родина — Витебская губерния — была частью России. Родители относились к католической церкви, были очень набожны.
Сам художник с детства проявлял интерес к живописи, поэтому рано начал развивать способности в этом направлении. Он получил образование в ИАХ (Императорской академии художеств) и там же долгое время работал. В свое время имел доступ к картинам Эрмитажа с правом их копирования.
Основные стили живописи, в которых он работал, следующие:
- академическое направление;
- классицизм;
- барокко.
Как в России, так и в Польше Хруцкий известен как прекрасный живописец, специализирующийся в основном на красивых и сочных по краскам натюрмортах. Помимо них, он писал и пейзажи, и портреты, и другие картины. Однако широкую известность в художественных кругах ему принесли именно его прекрасные натюрмортные работы. фрукты») — самая Хруцкого. Натюрморт вызывает массу обсуждений по всему миру до сих пор.
Описание картины Хруцкого «Цветы и плоды»
Картина изображает в центре полотна вазу с цветами. красивых и очень милых мелкие сиреневые и белые цветочки сочетаются с крупными розовыми и голубыми бутонами и раскрывшимися цветами. Пышность букету придают веточки ковыля и какие-то красивые широкие длинные листья полевых трав.
Общее впечатление от вазы с цветами радостное, хорошее. Картина вызывает ощущение свежести и приподнимает настроение.
Описание картины Хруцкого «Цветы и плоды» сможет сделать даже ребенок. Настолько она проста, доступна, но в тоже время глубока и емка на изображенные предметы. Помимо вазы с цветами, на картине четко прорисован стакан с водой. Совершенно прозрачная чистая вода, в которой плавает лимонная долька.
Корзина с цветным виноградом и плетеный ящик с сочными персиками, тыква и груши также выдвинуты на первый план в произведении. На заднем же фоне виднеется графин с водой.
На какой год после посадки?
Время, которое проходит с момента посадки до появления первых цветов, зависит от способа размножения, а также условий выращивания. Так, при несоблюдении правил ухода гранатовое деревце, растущее в открытом грунте в регионе с холодным климатом, может вовсе ни разу не зацвести, или же дать небольшое количество цветов на 5-6 год.
При правильном уходе гранат, выращенный из косточки, зацветает на 3-4 год после посадки. При размножении черенками цветение начинается спустя 2-3 года после укоренения.
Яркие акценты в картинах
Картина Хруцкого «Цветы и фрукты», написанная в 1838 году, практически полностью повторяет сюжет натюрморта «Цветы и плоды». На обеих картинах яркие акценты — ваза с цветами, сочные, будто настоящие, фрукты и ручной работы плетеные ящики под них.
Если описание «Цветы и плоды» сводится к таким ярким пятнам, как стакан с водой с долькой лимона и яркие синие и розовые бутоны цветов в вазе, то «Цветы и фрукты» отличается лишь одним. Фрукты несколько иные, а ваза под цветы совершенно прозрачная, и находится не в центре, а сбоку картины.
Но, несмотря на такую схожесть сюжета и содержания, обе картины заслуживают отдельных рецензий, отдельных обсуждений и описаний. Ведь и различия очевидны, и общее впечатление от картин разное.
Натуральность написания фруктов
Художник Хруцкий картины старался написать максимально естественно. И ему это, несомненно, удавалось. Глядя на сочные персики, крупные виноградины и блестящий соком лимон, сложно не ощутить их вкуса и не захотеть сию же минуту попробовать.
Работа живописца заслуживает отдельной похвалы за нативность, натуральность изображенных предметов. Вот лежит груша. Румяная с одного бока, будто только что сорванная с дерева, где с одной стороны она была прикрыта тенью листвы, а другой обращалась к солнцу. Рядом можно видеть вторую грушу, но уже разрезанную пополам. Она сочная, блестящая от сладкой влаги. Даже семена прорисованы настолько четко и точно, что в натуральности не остается сомнений.
Именно благодаря такой особенности великого художника, как естественность написания натюрмортов, он и сумел прославиться и стать очень знаменитым. Таких людей мало, ведь в XVIII-XIX веках немногие писали натюрморты, тем более такие качественные и прекрасные по исполнению и содержанию.
Описание картины Хруцкого «Цветы и плоды» можно свести и к моменту построения композиции для работы над картиной. Очевидно, что художником были продуманы все мельчайшие подробности расположения каждого предмета, поворот каждого фрукта и плода, положение всех предметов на поверхности стола.
Почему не происходит в положенное время?
Существует несколько факторов, которые могут стать причиной полного отсутствия цветов, их слишком позднего появления, или массового опадания:
- возвратные заморозки;
- недостаточный полив;
- поражение болезнями или вредителями;
- плохое освещение;
- несвоевременная обрезка.
В некоторые особенно урожайные годы, когда на небольшом кустике навязывается слишком много цветов, растение может самостоятельно сбросить лишние цветы, чтобы защититься от истощения. Однако причиной массового опадания цвета также может стать белокрылка, фомоз, мучнистая роса или серая гниль.
Что делать при отсутствии?
Меры по восстановлению здоровья и красоты гранатового дерева зависят от причины, вызвавшей проблему:
- Вредители. При обнаружении белокрылки или плодожорки используются препараты Дарис, Фитоверм, Интра-Вир.
- Недостаток влаги. Хотя гранат отлично переносит засуху и не любит частых интенсивных поливов, продолжительное отсутствие влаги ведет к пересыханию корневой системы и массовому опаданию цветов. Понять, что растению не хватает влаги, также можно по сниженному тургору листьев. В таком случае гранат следует полить.
- Повреждение заморозками. Если почки деревца, растущего в открытом грунте, пострадали от морозов, придется ждать до следующего года или конца сезона, когда растение оправится от заморозка и восстановит цветение.
- Недостаточное освещение. Гранатовое дерево нуждается в качественном освещении, и при его отсутствии отказывается цвести. Если причиной отсутствия цветов является недостаток света, то потребуется позаботиться, чтобы растение находилось под хорошим освещением (искусственным или солнечными лучами) не менее, чем 8 часов в сутки.
- Несвоевременное и неправильное формирование кроны. Обрезку деревьев проводят в феврале-начале марта. Процедура включает удаление поросли, расположенной в нижней части ствола, а также сухих, слабых, растущих внутрь кроны веточек, и укорачивание прошлогодних побегов на 1/3 их длины.
Чрезмерная обрезка зеленой кроны может привести к отсутствию цветов, поскольку большая их часть формируется именно на верхних частях побегов.
Популярность произведения искусства
Насколько популярны натюрморты Ивана Фомича Хруцкого, судить не так уж и сложно. Ведь сегодня его работы «Цветы и фрукты», «Цветы и плоды» являются темами для сочинений школьников. Полотна находятся в Третьяковской галерее и пользуются неизменным вниманием и любовью публики.
В 1838 году Хруцкому была присуждена золотая медаль в области живописи за прекрасную работу «Цветы и плоды». До сих пор его натюрморты копируются и используются для украшений помещений, ресторанных и творческих залов. Любой желающий (а таких немало) может приобрести уменьшенную копию прекрасных работ художника. Но, естественно, натуральные полотна радуют глаз только на стенах знаменитой галереи.
Белорусский и российский живописец Иван Фомич Хруцкий появился на свет двадцать седьмого января тысяча восемьсот десятого. Будущий художник получил среднее образование в Полоцком училище и в тысяча восемьсот двадцать седьмом приезжает в Петербург.
Спустя три года Иван Фомич начинает обучение в знаменитой Академии Художеств. Этот человек вошел в историю искусства своими великолепными натюрмортами. А одно из наиболее известных творений — это картина Хруцкого «Цветы и плоды».
Журнал «Наше Наследие» — История, Культура, Искусство
Светлана Усачева
Мастер «живописи плодов и овощей»
Живопись «цветов и плодов» или «плодов и овощей» до сих пор остается малоизвестной страницей истории русского искусства XVIII–XIX веков. Натюрмортов того времени, в том числе с дарами природы, сохранилось немного, и имена их создателей, как правило, известны лишь узкому кругу знатоков. Исключением стали полотна художника Ивана Фомича Хруцкого. Его «цветы и плоды» неизменно любимы зрителями и для большинства из них исчерпывают представление об отечественном натюрморте первой половины XIX столетия, эпохи классицизма и бидермейера. Уроженец Витебской губернии, входившей в XIX веке, как и другие области Белорусии, в состав Российской империи, Хруцкий представляет как белорусскую, так и русскую художественную культуры. Наследие живописца, в которое наряду с натюрмортами, входят портреты, изображения интерьеров, пейзажи, постоянно находится в поле зрения белорусских и русских специалистов. Хруцкому посвящены монографии и статьи, к 150-летнему и 200-летнему юбилеям художника изданы альбомы, включающие каталоги произведений1. По-разному оценивая творческий потенциал мастера, исследователи единодушно признают его наиболее одаренным представителем академической школы живописи, развивавшим традиции натюрморта-картины.
Хруцкий родился 1810 году, происходил из семьи священника униатской (греко-католической) церкви2 и получил общее образование (а возможно, и первоначальное художественное) в высшем училище Пиаров3 в Полоцке. Точная дата его приезда в Петербург неизвестна, в списках вольноприходящих учеников, посещающих рисовальные классы Академии художеств, имя Хруцкого появляется в середине 1830-х годов4. За плечами молодого человека уже был опыт общения с признанными шедеврами западноевропейского искусства. Известно, что в 1830 году, по рекомендации своего земляка, академика И.И.Олешкевича, он получил билет, дававший право копировать картины из собрания Императорского Эрмитажа5. В Академии Хруцкий, как и многие его соученики, совершенствовался сразу в нескольких жанрах. Он исполнял портреты, пейзажи, жанровые картины, но именно натюрморт сыграл решающую роль в его карьере живописца.
Традиции отечественной академической живописи «цветов и плодов» были заложены в XVIII столетии и тесно связаны с западноевропейскими традициями в этой области. Изображения разнообразных растений, фруктов и овощей вместе с предметами столового и кухонного обихода составляли содержание фламандских и голландских «завтраков», «кухонь», «лавок» и «букетов». В XVIII веке словосочетание «цветы и плоды» обозначало особый жанр. В частности, Шарден был принят в круг академиков как «живописец цветов, фруктов и различных предметов»6. В петербургской Академии художеств «цветы и плоды» дали название специальному классу, образованному в середине 1760-х годов. Здесь жанр натюрморта, с одной стороны, был наиболее тесно связан с «копированием» натуры, то есть воспроизведением в живописи объемов и фактуры различных предметов живой и неживой природы. С другой стороны, иллюзорное натуроподобие отдельных плодов и цветов сочеталось с картинными, «постановочными» свойствами композиций, объединявших идеальные в своем роде предметы и «сочинявшихся» согласно общим правилам классицистического искусства.
Осваивая принципы создания натюрмортов, ученики класса копировали работы голландских, фламандских и французских художников, хранившиеся в Эрмитаже и академической коллекции. Характерным примером западноевропейских эталонов может служить полотно Яна Брейгеля-младшего, поступившее в собрание Академии в 1762 году. Оно описывалось так: «На каменном столе лежат, слева, наклоненная и подпертая дыней корзина; из нея высыпались на стол розы, колокольчики, тюльпаны и другие цветы. Справа, на том же столе — тарелка с виноградом, яблоками, абрикосами, персиками, орехами и вишнями; несколько орехов и кисть винограда лежат на самом столе. Над фруктами летит пестрая бабочка. Две бабочки, муха и гусеница видны в других местах картины»7. На основе образцовых работ ученикам задавались программы для самостоятельного исполнения. В них предлагалось представить «разных родов цветы и плоды с различными насекомыми».
Несмотря на то что класс цветочной живописи был закрыт в конце 1790-х годов, в первой половине XIX века «цветы и плоды» не только сохранились в академическом искусстве как особый жанр, но почти вытеснили в это время из учебной и художественной практики другие разновидности натюрморта. Академическая коллекция пополнилась полотнами современных западноевропейских мастеров. В частности, в ней появились работы немецких живописцев Габриэля Галлер-Фиона и Леопольда Штоля, удостоенных в России академических званий8. В европейском искусстве 1820-х – 1830-х годов цветочные натюрморты объединяли научную точность в фиксации природных форм с декоративной эффектностью сочиненных композиций. «Натюрмортисты эпохи романтизма — настоящие естествоиспытатели и садоводы, как их современники — исторические живописцы — настоящие антиквары и архивисты. Тех занимал выбор костюма, этих — выбор оранжерейного экземпляра. Их задача — подобрать наиболее пышные и красивые модели, объединить в одной картине флору всех стран и всех времен года»9. Примечательно, что упомянутый Леопольд Штоль, находясь в Петербурге, с 1830 по 1834 год состоял живописцем при Императорском ботаническом саде.
Цветочные и плодовые постановки на протяжении первой половины XIX века продолжали играть роль академических штудий, на основе которых изучались свойства различных предметов и их композиционное взаимодействие. Эти цели преследует небольшая картина исторического живописца В.А.Серебрякова, исполненная им, как гласила надпись на обороте холста, в 1829 году, когда он был учеником 3-го возраста10. Натюрмортные программы исполнялись для получения академических званий, но чаще всего вместе с программами из других жанров. Так, в 1832 году В.А.Голике было присуждено звание художника за пять картин разных жанров, в том числе «фрукты и цветы»11. Устойчивое отношение к «цветам и плодам» как самому «малому» из «малых» жанров, способствовало тому, что в количественном отношении натюрморты занимали последнее место на академических выставках. На выставке 1836 года из 254 представленных картин всего 6 относились к жанру натюрморта. Это были «Плоды» Григорьева, «Цветы» Алексеева, «Цветы» Августа Сатори. Автором остальных трех полотен являлся И.Ф.Хруцкий и прямо с выставки они были приобретены коллекционером Г.С.Тарновским12. Возможно, среди приобретений коллекционера была и картина «Цветы и плоды», удостоенная в том же году большой серебряной медали. В 1860-е годы полотно находилось у Ф.И.Прянишникова, а в настоящее время хранится в собрании Третьяковской галереи14.
Этот натюрморт является одним из первых, где Хруцкий предстает как мастер, органично усвоивший академические традиции жанра. Тем не менее приверженность канонам сочетается в картине с живым, конкретным восприятием окружающего мира. Сочетание этих свойств стало определяющим для творчества живописца. В натюрморте 1836 года собраны мотивы, характерные для Хруцкого, — ребристая дыня-канталупа, лубяной короб, подсвечник с оплывшей свечой, шкатулка. Соседствующие с ними, «обязательные» для классических голландских «завтраков», персики и лимон с надрезанной спиралью кожурой не лишают изображение простоты и естественности и даже некоторой прозаичности. Художник, хотя и тщательно подбирал предметы, но не заботился об эффектной декоративности зрелища, а скорее — стремился достоверно отразить свои реальные впечатления, воссоздавая ощущение материальности плодов, растений и вещей. Пространственное единство композиции во многом обусловлено конкретным источником света, который льется из расположенного сбоку окна. Как справедливо считала И.С.Болотина, натюрморт явно исполнен с натуры и в этой работе Хруцкий наиболее близок к произведениям школы А.Г.Венецианова15. Косвенным подтверждением того, что основой творческого метода художника являлись преимущественно натурные наблюдения, может стать небольшая картина из собрания Русского музея16. На ней художник изобразил себя в мастерской за мольбертом. У окна, на столе — постановка из «плодов и цветов».
В 1838 году Хруцкого удостоили малой золотой медали «за картину плодов и цветов и портрет старухи»17. По мнению ряда исследователей, под условным названием «картина плодов и цветов» в данном случае скрывается одно из лучших произведений художника, отражающих академические традиции — «Портрет неизвестной с цветами и фруктами»18. К сюжетному мотиву, представляющему человеческую фигуру с плодами на фоне пейзажа, Хруцкий обращался неоднократно. С его именем связано несколько полотен, где женские и детские модели позируют с корзинами фруктов. В 1837 году президент Академии художеств А.Н.Оленин преподнес « на высочайшее воззрение» императору Николаю I две картины Хруцкого, изображавшие детей, торгующих фруктами. Возвращая картины, император удостоил их автора золотыми часами с цепочкой, «в поощрение к достойнейшим трудам»19. В 1838 году в лотерее, устроенной комитетом Общества поощрения художников, разыгрывались работы Хруцкого «Мальчик с бабочкой» и «Девушка с яблоками»20. Отдавая предпочтение теме, объединяющей сразу несколько жанров, художник не был оригинален. В 1830-е годы В.А.Голике исполнил картину «Девушка с фруктами в костюме итальянки»21. В 1842 году на очередной академической выставке были представлены работы художника Риццони «Женщина с овощами» и ученика Академии Бурдина «Мальчик с виноградом»22. Известно, что в основе подобных изображений лежит западноевропейская традиция. Так, картины, представляющие женские фигуры с плодами, являвшиеся персонификациями времен года, можно встретить у итальянских художников XVII столетия23.
Не исключено, что работы Хруцкого, как и их прототипы, сохранили аллегорический подтекст. А вот портретные свойства в них проявляются менее всего. Это относится и к «Портрету неизвестной с цветами и фруктами». Фигура девушки в театрализованном костюме на фоне обобщенно написанного пейзажа кажется здесь частью пышного натюрморта, подлинного композиционного и смыслового центра картины. Разложенный на столах, превращенных в своеобразный подиум, он привлекает внимание зрителя разнообразием форм, иллюзорным правдоподобием природных и искусственных материалов. Художник добивается удивительного обмана зрения, изображая «оранжерейные экземпляры» фруктов и цветов, металлические и стеклянные поверхности. Вместе с тем он достигает декоративного эффекта, используя классицистические приемы построения композиции, в которой четко выделен центр, явно выражена иерархия крупных и мелких объемов. Локальные цвета колорита, рассеянный условный свет, тщательность гладкого письма подчеркивают не только материальную плотность, вещественность предметов, но и искусственный, постановочный характер натюрморта в целом. Вещи, сгруппированные преимущественно на первом плане картины, ярко освещены и, подобно барельефу, словно выступают в реальное пространство, манят своей ощутимостью.
В целом, в натюрмортах XIX века «…вещь все больше прозаизируется, все больше из предмета духовной ценности становится предметом ценности материальной, показателем уровня благосостояния»24. Изучая содержание полотен Хруцкого с этой точки зрения, нетрудно заметить, что незримым «хозяином» натюрмортов вполне может быть современник живописца — небогатый городской или сельский житель. Если в композициях и манере письма художник следует классицистической, «музейной» традиции, то содержание его полотен не претендует на показ старинной роскоши и редких диковин. Уже упоминавшийся лубяной короб соседствует в картинах с плетеной корзиной, стеклянный графин и стакан с водой располагаются рядом с фаянсовым кувшином, украшенным рельефными фигурками животных. Нельзя не отметить, что кувшин (такие изделия изготавливались в первой половине XIX века на фабрике петербургского купца С.Я.Поскочина) стал одной из наиболее выразительных примет полотен Хруцкого, подчеркивая их демократичный характер. Кувшин с рельефами является композиционным центром одной из самых популярных работ мастера — картины «Цветы и плоды» 1839 года, приобретенной П.М.Третьяковым. Предметы из современного художнику быта собраны в статичную, классическую композицию. Локальные цвета колорита, гладкая манера письма напоминают об академических образцах. В картине Хруцкий использует и характерные для академических программ «оживляющие» детали (муха, присевшая на бочок груши, отрезанный ломтик лимона, трещинка в столе-подиуме). Но важнейшим достоинством натюрморта является живописная «натуральность» плодов и цветов, реалистическая передача материальных свойств вещей. Критики и покупатели полотен Хруцкого особенно ценили «вкусовые» и «тактильные» свойства его живописи, иллюзорное правдоподобие фактуры предметов. Современник мастера, подчеркивая его предрасположенность к жанру «цветов и плодов», писал: «Для собственной пользы сего замечательного Художника, мы советовали бы ему заниматься живописью плодов и цветов: его произведения в других родах не соответствуют его дарованию. Цветы Г. Хруцкого, можно сказать, обманывают обоняние: кажется, что воздух около изображающей их картины, наполнен их благоуханием. Плоды совершенно отходят от полотна и кажутся только что сорванными…»25
В 1839 году академический совет постановил «…художника Ивана Хруцкого как известного Академии отличными трудами в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей удостоить звания Академика»26. Примечательно, что звание Хруцкий получил не за «цветы и фрукты», а «по живописи плодов и овощей», в том числе, за натюрморт «Плоды», представляющие грибы, дичь, овощи и непритязательные вещи кухонного обихода27. Избирая подобные мотивы, он также добивался парадной импозантности картинного образа, используя полотна больших размеров, укрупняя предметы и приближая их к переднему краю холста. Но «кухни» Хруцкого выглядят более естественными в живописном отношении, свет в них создает ощущение единой пространственной среды, в живописном «описании» каждой детали ощущается подлинная любовь художника к миру простых вещей.
Создавая композиции натюрмортов, Хруцкий нередко дополнял уже привычные букеты и уложенные в корзины фрукты и ягоды несколькими выразительными деталями. Именно они придают содержанию полотен неординарный, авторский характер. Наиболее известен в этом отношении «Натюрморт с театральным биноклем», существующий в многочисленных вариантах и копиях. Здесь в роли «главных героев» композиции выступают театральный бинокль, горящая свеча, еще дымящаяся сигара. Сочетание предметов привлекает не только необычностью, но позволяет предположить присутствие символического контекста, почти утраченного жанром в XIX столетии. Так, по мнению С.О.Кузнецова, увеличительные стекла бинокля могут символизировать связь большого человеческого мира с малым миром неподвижных вещей, приближая и раскрывая его внутренние свойства28.
Начало 1840-х годов — пора расцвета творчества Хруцкого. Работы живописца выставлялись в Академии художеств, успешно продавались и даже литографировались. Причем, если «цветы и плоды» Хруцкого отразили важнейшие закономерности классицистического искусства, то другие жанры в его творчестве более тесно связаны с таким художественным явлением первой трети XIX века как бидермейер. Большим успехом пользовались у заказчиков портреты, исполненные мастером. Находясь в Петербурге и выезжая по делам семьи в Витебск, художник исполнил с натуры более двадцати изображений представителей интеллигенции, купцов и чиновников. Одна из лучших работ Хруцкого — портрет Ильи Ивановича Глазунова (1786–1849) — потомственного книготорговца, владельца петербургских книжных магазинов и типографии. В портрете Глазунова Хруцкий наиболее органично сочетал человеческую и социальную характеристику модели. Строгая сдержанность облика героя соотносится с торжественной значительностью его жеста и фона, украшенного малиновой драпировкой. Трезвый объективный подход в передаче внешности не лишает ее образной выразительности. Этого нельзя сказать о большинстве портретных работ художника, где стремление запечатлеть сходство во всех подробностях, своего рода обстоятельное описание персонажей перерастает в буквально предметное восприятие моделей. Характерное для стилистики бидермейера, оно выражается в одинаково пристальном внимании к внешности, деталям костюма, украшениям, окружающей обстановке. «Парадная» схема, воплощаемая живописцем в композициях портретов, нередко сочетается с прозаичной и обыденной характеристикой персонажей, как это происходит в портретах председателя Витебской казенной палаты П.Я.Рубцова и его супруги. Над человеческой индивидуальностью здесь скорее преобладают общепринятые представления о бытовых и эстетических нормах, господствующие в чиновничьей и буржуазной среде. Живописные свойства изображений — тщательность рисунка, яркость и определенность колористического решения, пристальное внимание к деталям — роднят портреты, написанные Хруцким, с его натюрмортами.
В 1844 году Иван Фомич приобрел усадьбу Захарничи в Полоцкой губернии, а в 1845-м — женился на Анне Ксаверьевне Бембновской. С этого момента начался белорусский период творчества живописца, к сожалению, наименее изученный. Основным заказчиком Хруцкого почти на десятилетие (с 1846 по 1854 год) стал виленский архиепископ (с 1852 года — литовский митрополит) Иосиф Семашко. Хруцкий исполнил несколько портретов Семашко в разные годы его жизни31. Митрополит, человек властный и влиятельный, ценил талант и академическое звание художника, что не мешало ему постоянно вмешиваться в его деятельность. Семашко сообщал своему корреспонденту: «Я даже участвовал в его (Хруцкого — С.У.) работе предостережениями, часто небесполезными и удачными. Обыкновенно я сам избирал сюжеты для видов, образов и картин, и часто сам доставлял натурщиков»29. Столь зависимое положение могло усугубляться и тем, что Семашко сыграл решающую роль в присоединении греко-католической церкви к православной, а художник принадлежал к «воссоединенным», то есть бывшим униатам. По заказам церковного иерарха мастер писал иконы для церквей, виды окрестностей Вильно. Важной частью заказа стала галерея портретов церковных деятелей для резиденции митрополита. Сохранившийся портрет духовника Семашко, иеромонаха Викентия Лисовского, входивший в галерею, по-видимому, был исполнен с натуры и относится к творческим удачам автора. Правдивая характеристика внешности портретируемого, пластическая определенность живописной манеры, характерные для Хруцкого, сочетаются здесь с яркой эмоциональной характеристикой образа. Простота и строгость композиции картины, нейтральность темного фона подчеркивают экстатическую отрешенность героя, его внутреннее духовное горение.
В Захарничах Хруцкий обратился к изображениям «комнат» — одной из излюбленных тем в искусстве бидермейера. Сохранилось несколько картин с видами интерьеров усадебного дома, где жили художник и его семья, а также созданная им панорама скромного сельского поместья. Интерьеры дома в Захарничах — наиболее обаятельные работы в наследии живописца. Вероятно, исполненные «для себя», картины сохранили поэтическое ощущение счастливых дней, проведенных в кругу родных и близких людей. Художник словно приглашает заглянуть в закрытый от посторонних взглядов домашний мир, уютный и притягательный. Комнаты оживлены присутствием детей, занятия которых даже дали название одному из произведений: «В комнате (мальчики, рассматривающие альбом с картинками)». Камерное пространство наполнено разнообразными вещами, объединенными в своеобразные натюрморты. Можно подолгу любоваться медным самоваром и фарфоровыми чашками, книгами, игрушками, комнатными растениями, пестрыми тканями. Особое внимание привлекают живописные полотна в резных рамах. Изображая картины в картине, Хруцкий воспроизвел собственные копии с работ современников, в том числе таких известных художников первой половины XIX столетия как Ф.А.Моллер и Ф.А.Бруни. Предметы, представленные в интерьерной, повседневной среде, кажутся порой гораздо более «одушевленными» и образно выразительными, чем на полотнах Хруцкого, относящихся к жанру натюрморта.
В последние годы жизни в Захарничах30 Хруцкий, по-видимому, практически не обращался к живописи. Поэтому существующие датировки некоторых его работ вызывают сомнение. В дальнейшем изучении нуждаются многие произведения, традиционно приписываемые мастеру. Думается, что исследователей ждет здесь еще не одно открытие. Выразив многие общие закономерности развития живописи 1830-х – 1850-х годов в «среднем» ее течении31, Хруцкий остается одним из самых привлекательных и выразительных художников своего времени, соединившим академические традиции с поэзией повседневности.
Примечания
1 Паньшина И.Н., Ресина Е.К. Иван Хруцкий. 1810–1885. Альбом-каталог. Минск, 1990; Кузнецов С.О. Живописец Иван Хруцкий. Проблема интерпретации творчества «среднего художника» XIX в. // Вопросы отечественного и зарубежного искусства. Вып. 4. Проблемы изобразительного искусства XIX столетия. Л., 1990. С. 82-99; Произведения Ивана Хруцкого в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь. Альбом-каталог. Минск, 2010.
2 И.Ф.Хруцкий родился 8 февраля (27 января по старому стилю) 1810 года в местечке Улла Лепельского уезда Витебской губернии.
3 Пиары — католический монашеский орден, занимавшийся образованием юношества.
4 РГИА. Оп.1. Ч.II. Ед.хр.2103. Л. 44.
5 Алексеева Т.В. Художники школы Венецианова. М., 1982. С.132; В списке картин для продажи с аукциона Общества поощрения художеств 15 апреля 1884 года значились копии Хруцкого с портрета Яна Собесского Рембрандта, «Голландской свадьбы» Тенирса и пейзажа Калама. ОР РНБ. Ф.708. Ед. хр. 673. Л. 174.
6 См.: Виппер Б.Р. Проблема и развитие натюрморта. СПб., 2005. С.352.
7 Сомов А. Картинная галерея Императорской Академии художеств. Т. II. Каталог произведений иностранной живописи (оригиналов и копий). СПб., 1874. № 444.
8 Сомов А. Указ. соч. № 637, 638.
9 Виппер Б.Р. Указ. соч. С.52.
10 В.А.Серебряков. Фрукты. 1829. Холст, масло. 24,5х28,4. ГТГ. Инв. 255.
11 В.А.Голике. Фрукты. Холст, масло. 68,5х86. ГРМ. Инв. Ж-3485.
12 Краткий обзор выставки Императорской Академии художеств 1836 года // Первое прибавление к «Художественной газете». 1836, 28 сентября.
13 И.Ф.Хруцкий. Цветы и плоды. 1836. Холст, масло. 60,6х71,5. ГТГ. Инв. 5177.
14 И.С.Болотина. Натюрморт в русской живописи XVIII–XIX веков. Диссертация, представленная на степень кандидата искусствоведения. М., 1971. С.328.
15 И.Ф.Хруцкий. Мастерская художника. Не позднее 1841. Холст, масло. 48,5х53. ГРМ. Инв. Ж-3716.
16 Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской Академии художеств за сто лет ее существования / Под ред. П.Н.Петрова. В 3 ч. СПб., 1864–1866. Ч. 1. С.373.
17 Гипотезу, что данная картина была удостоена малой золотой медали, предложил С.О.Кузнецов. См.: Кузнецов С.О. Указ. соч. С. 85; Е.Г.Фурсикова обнаружила в архивных «Материалах к Отчету Академии за 1837–1838 академический год», что среди «удостоенных к получению золотых и серебряных медалей» значится исполненная Хруцким «картина Цветы и плоды и неизвестная особа». См.: Произведения Ивана Хруцкого в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь. Альбом-каталог. Минск, 2010. С.17.
18 РГИА. Ф.789. Оп.20. Ед.хр.9. Л. 1-3. 1837.
19 Художественная газета. 1838. № 8. С246.
20 Мюллер А.П. Иностранные живописцы и скульпторы в России. М., 1924. С.87; В каталоге живописного собрания Государственного Русского музея картина именуется «Гречанка, торгующая плодами». — (Государственный Русский музей. Живопись. Первая половина XIX века. Каталог собрания. Т. 2. А-И. СПб., 2002. С.158).
21 Указатель художественных произведений, выставленных в залах Императорской Академии художеств. СПб., 1842. С. 8, 12.
22 Маркова В.Э. Итальянский натюрморт XVII века (к проблеме национального своеобразия) // Вещь в искусстве: Материалы научной конференции. 1984. Вып. XVII. М., 1986. С.101.
23 Данилова И.Е. Проблема жанра в европейской живописи. Человек и вещь. Портрет и натюрморт. М., 1995. С.75.
24 Менцов Н. Выставка Императорской Академии художеств 1839 года. Журнал Министерства народного Просвещения. 1840. № 1. С.10. Любезно указано Е.Г.Фурсиковой.
25 РГИА. Ф.789. Оп.1. Ч.II. Ед. хр.2455. Л. 32.
26 И.Ф.Хруцкий Натюрморт (Плоды). 1839. Холст, масло. 80х112. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств. Инв. Ж-314.
27 Кузнецов С.О. Указ. соч. С.92.
28 Н.В.Фаминская. Портреты Яна (Ивана Фомича) Хруцкого // Зарубежные художники и Россия. Сборник статей. СПб., 1991. С. 11-16.
29 Паньшина И.Н., Ресина Е.К. Указ. соч. С.11.
30 И.Ф.Хруцкий умер в Захарничах 25 января (13 января по ст. ст.) 1885 г. и похоронен на местном кладбище.
31 Сарабьянов Д.В. Художники круга Венецианова и немецкий бидермейер // Русская живопись XIX века среди европейских школ. Опыт сравнительного исследования. М., 1980. С.90.
Великолепный натюрморт, или Строгие каноны Академии
Казалось бы, что может быть невиннее, чем изображение щедрых даров земли и к тому же с таким вниманием и любовью к мельчайшим подробностям, декоративностью и одновременно натурализмом. Даже вездесущая муха, севшая на грушу, написана так, что только после неудачной попытки смахнуть ее с полотна, понимаешь, что это лишь живописный прием автора произведения.
Но в те времена, когда была создана картина Хруцкого «Цветы и плоды», обращение к натюрморту было тем более странным, что по утвердившейся в Академии строгой иерархии жанра описание цветов и фруктов считалось достойным лишь учеников. Тех, кто только начинал осваивать живопись. Или вообще для девиц-любительниц. Так как цветы — это приятнейшее для дамского пола украшение.
Картина Ивана Трофимовича Хруцкого «Цветы и плоды». Описание творчества художника
Именно в этом видел смысл натюрморта преподаватель академии и автор правил о рисовании цветов и фруктов художник Яков Иванович Басин. Но самое странное, что как раз и принесли известность художнику Хруцкому.
Ни его портреты, где хорошенькие женщины представлены в идее современных флор и помон, ни картины, повествующие о тихих житейских радостях, а именно эти несколько архаичные по своей манере и лишенные логики по подбору предметов натюрморты. Чем объяснить неожиданную популярность еще недавно презренного жанра?
Области применения
В цветах граната содержится много полезных веществ, благодаря чему их используют для приготовления целебного чая. Такой напиток отлично освежает и тонизирует организм, а также обладает выраженными противовоспалительными свойствами, что позволяет использовать его для лечения ангины, фарингита, стоматита, воспалении суставов, печени, почек, органов слуха и зрения.
Для приготовления гранатового чая потребуется залить 1 ч. ложку цветов и бутонов 250 мл кипятка, и дать настояться в течение 15-20 минут. По вкусовым качествам и цвету такой напиток немного напоминает каркаде, который делают из лепестков гибискуса.
Цветки граната также применяются в косметологических целях. Тоники, изготовленные на их основе, улучшают состояние увядающей, проблемной, жирной кожи. А ополаскиватели усиливают рост волос, придают им блеск и ухоженный, здоровый вид.
Глубокий смысл в создании великолепных произведений
Натюрморт предстает своеобразной игрой или курьезом. Главная его ценность заключалась в создании иллюзии реальности, в обмане зрителя. Отсюда и его название. Но стоит вспомнить, что в эпоху петровских времен кроме натюрморта-обманки вошел в моду и натюрморт-аллегория. Он языком символов раскрывал свой потаенный смысл.
Каждый предмет и растение, абсолютно все, что присутствовало на полотне, соответствовало какому-либо понятию. Розы и пионы говорили посвященному зрителю о быстротечности жизни. Виноград напоминал об искупительной крови Христа. Погасшая свеча заставляла задумываться о смерти. А что касается образа реалистично написанной мухи, то картина Хруцкого «Цветы и плоды» представляет ее, вероятно, лишь для сугубо практических целей. Видимо, считалось, что она отпугнет от произведения других насекомых.
Отношение зрителя к произведениям Ивана Фомича
Восемнадцатого столетия подразумевал обязательное знание языка аллегорий. Остатки этих знаний, вероятно, дошли и до начала девятнадцатого века. И натюрморты Ивана Фомича привлекали одних своей декоративностью, других же влекли своей мыслью о суетности бытия, призывом к умеренности и заботам о своей бессмертной душе.
Так и картина Хруцкого «Цветы и плоды», история создания которой приходится на начало тридцатых годов, не может оставить равнодушным ни одного зрителя. Роскошный натюрморт с предметами, которые художник особенно любил. Фаянсовый кувшин, наполненный богатым сочетанием разнообразных цветов. Рядом простой лубяной туесок. На столе огромное количество самых разнообразных плодов. Персики и груши, тыква и лимон, виноград и яблоки. Изобилие, которое дарит сама матушка-природа.
Восторг людей разного поколения, вызванный шедевром
Многие люди, взорам которых предстает картина Ивана Трофимовича Хруцкого «Цветы и плоды», долго не могут забыть впечатление, полученное от этого произведения. Причем восторг этот присутствует у публики совершенно разного возраста. Кто-то серьезно рассматривает этот натюрморт, пытаясь постичь все его тайны, а кто-то просто умиляется сочетанию необычных красок.
Особенно дорого внимание школьников, которое вызывает картина Хруцкого «Цветы и плоды». Сочинение ребенка, приходящего в музей полюбоваться на это произведение, безумно ярко описывает этот шедевр со всеми его земными дарами из неведомых стран и собранных даже на собственных грядках. И порой именно это мнение гораздо дороже для любого автора, нежели критика известных деятелей культуры.
Значение натюрмортов Ивана Фомича для России
Картина Хруцкого «Цветы и плоды» приобрела огромное значение для искусства. В тысяча восемьсот тридцать восьмом году автор был даже удостоен золотой медали за свои творения. При помощи таких шедевров художник ввел натюрморт в круг признанных жанров, который открыл для России язык вещей, иносказаний. Иван Трофимович выразил мысль о необходимости нравственных ориентиров. Об утонченности души и уходе в личный мир высоких идеалов.
Но в тысяча восемьсот пятьдесят пятом году деятельность восхитительного художника Ивана Хруцкого резко обрывается. Человек, оставивший громадное творческое наследие во всех известных жанрах, находясь в самом зените славы, вдруг исчезает. Растворяется в полной безвестности.
Поселившись в поместье, он превращается в настоящего помещика, который активно занимается хозяйством и рисует преимущественно портреты своих любимых и близких. И, возможно, даже не узнал о том, что его знаменитый натюрморт приобрел для своей галереи сам Третьяков. А ведь это означало признание бесспорного художественного достоинства творения.
К очередному сочинению по картине
будь готов!
Даже не сомневаюсь, что вы сами прекрасно справитесь с этим школьным заданием, просто приведу пример нашего описания «Цветов и плодов». Пусть оно станет отправной точкой для вашего сочинения и вдохновит Вас на литературные подвиги. В сети развелось столько просроченных сочинений, дублирующих друг друга, что захотелось внести свежую уникальную нотку в это засилие плагиата.
Мы с сыном впервые встретились с жанром натюрморта. Здесь нет действия, предыстории, только описание деталей. Чтобы не получилось сухого перечисление предметов изображенных на картине, рекомендует уделить внимание краскам, композиции, настроению.
Итак, поехали! Вот таким вышел наш рассказ.
Как выглядят?
Существует множество разнообразных сортов граната. Одни представляют собой раскидистые деревца, другие растут в виде кустарников, а третьи сорта – карликовые, которые выращиваются в комнатных условиях. Независимо от сорта, цветы граната очень яркие, крупные и эффектные.
Описание и фото цветущего растения
Наблюдать за распусканием граната очень интересно: сначала с характерным звуком разрывается плотная, мясистая оболочка бутона, из которой со временем появляются лепестки.
Когда цветок только начинает распускаться, его лепестки выглядят слегка смятыми, но спустя 1-2 дня они расправляются, приобретая форму колокольчика или кувшинки.
В регионах с теплым климатом, например, в Сочи, можно встретить сорта с пышными махровыми цветками. Их лепестки могут быть окрашены в малиновый, красно-оранжевый, желтый, белый, бело-оранжевый цвет. У гибридных сортов комнатного граната цветки также махровые, довольно пышные.
Особенность гранатового дерева заключается в том, что цветки на его ветвях формируются на протяжении всего сезона. Поэтому на одном дереве можно увидеть как уже созревшие гранаты, так и бутоны, цветки или только начинающие формироваться плоды.
Ботанические характеристики
Гранатовые цветки могут быть 3 типов:
- Мужские – их форма напоминает большой колокольчик с длинными тычинками и короткими пестиками.
- Женские – по форме похожи на кувшинку с длинными пестиками. После окончания цветения образуют завязь.
- Стерильные – имеют форму колокольчиков, которые по размеру заметно меньше, чем женские и мужские, зато стерильных цветков на гранатовых деревьях больше всего.
Плоды формируются только из женских цветков, бутоны которых по внешнему виду похожи на мясистую трубочку с зубчатым краем. После формирования плода этот край сохраняется на его верхней части в виде небольшой короны.
Формирование женских цветков возможно только на крепких прошлогодних побегах. Их внутренняя часть представляет собой многогнездовую завязь, образовавшуюся из сросшихся прилистников, из которых позже сформируются небольшие камеры с зернами.
По сравнению со стерильными и мужскими, женских цветков на деревьях примерно в 5 раз меньше.
Мужские колокольчики имеют конусовидные бутоны, которые после 3-4 дней цветения опадают. Форма стерильных цветков, которые также не образуют плодов, может быть как конусовидной, так и в виде цилиндра или кувшинчика.
Диаметр цветов составляет от 5 до 7 см, при этом стерильные цветки мельче по сравнению с женскими и мужскими.
О том, как цветет гранат, рассказано в видео: