Музыкальная пьеса-сказка «Снегурочка» (другое название — «Весенняя сказка») была завершена знаменитым русским драматургом Александром Николаевичем Островским к 31 марта 1873 года. Она имеет пролог и четыре действия. Однако несмотря на название, это произведение — отнюдь не детская сказка.
Спустя менее чем полтора месяца, в мае, пьеса уже была поставлена на сцене Большого театра. Музыку к сказке написал 33-летний Петр Ильич Чайковский.
В статье мы приведем анализ пьесы и героев «Снегурочки» Островского. Будут изложены основные сюжетные ходы произведения, рассказана его история создания и дальнейшая судьба постановки на театральных подмостках.
О чём написана сказка
В рассказе американского писателя Н. Готорна брат и сестра вышли гулять после снегопада и слепили себе сестричку. Их отец не верит, что малышка – это ожившая снежная фигура. Он хочет согреть её, уводит в жарко натопленный дом, и этим губит.
В сборнике А.Н. Афанасьева была напечатана русская сказка. В ней бездетные старики слепили из снега дочку. Весной она затосковала, с каждым днём становилась все печальней. Дед и баба велели ей идти играть с подружками, а те уговорили прыгнуть через костёр.
В пьесе А.Н. Островского дочь Мороза и Весны-Красны является на землю берендеев и должна растаять от солнечных лучей, когда обретёт любовь. Чужая, никем не понятая, она умирает во время праздника. Окружающие быстро забывают про неё, веселятся и поют.
Чему учит сказка
Сегодня мы находим в волшебной истории другой смысл, объясняем с её помощью явления нашей жизни.
Часто родителям трудно понять непохожесть своего ребёнка, принять его. Они забывают, что его рождение чудесно само по себе. Старик и старуха радовались, обретя дочь, но теперь им нужно, чтобы она стала как все и играла с другими девочками.
Снегурочка – осколок сказочного мира, прекрасная льдинка. Люди хотят объяснить чудо, найти ему применение, приспособить к жизни. Стремятся сделать его близким и понятным, отогреть, расколдовать. Но снимая чары, они уничтожают и само волшебство. В сказке Н. Готорна девочка, созданная тонкими детскими пальчиками для красоты и веселья, погибает в грубых руках практичного и разумного взрослого.
«Снегурочка» — трогательная и печальная история о закономерностях времени и необходимости следовать законам природы. Она рассказывает о хрупкости волшебства, о красоте, которая существует просто так, а не для того, чтобы приносить пользу.
Источник
Краткое содержание Снегурочки
Все герои являются жителями вымышленного Берендеева царства. Чтобы лучше понять смысл Снегурочки, нужно кратко вспомнить содержание сюжета.
Интересно! История появления сказки довольно необычна. В 1873 году в Малом театре проходил ремонт, актеры были вынуждены временно разместиться в Большом театре. Московская комиссия, управляющая театрами, решила воспользоваться сложившейся ситуацией и устроить необычное представление с участием артистов драмы, оперы и балета, предложив Островскому написать пьесу.
Много лет назад Весна-Красна согрешила с Морозом, после чего у них родилась дочь – Снегурочка. Девушка подросла, жизнь в лесу ей стала скучна. Снегурочке хочется гулять, веселиться вместе с берендеями. Весна считает, что дочери пришла пора влюбиться и выйти замуж. Но Мороз признается, что любовь погубит девушку, так как Ярило из мести к Морозу растопит Снегурочку своими лучами.
В людском мире
Но позже родители все-таки решают отпустить дочь к берендеям, отдав на воспитание тому, кто первый ее найдет в лесу. Им оказался Бобыль, увезший девушку к себе. Красота девушки поразила все мужское население царства, а Мизгирь даже отказался от своей невесты Купавы, влюбившись в Снегурочку. Но девушка остается холодна, отвергая всех женихов. Это не нравится приемным родителям, рассчитывающим разбогатеть, выдав дочь замуж. Берендей, обеспокоенный затяжными холодами, решает устроить праздник в честь Ярилы. Чтобы ублажить рассерженное Солнце, царь велит в этот день устроить свадьбы всех помолвленных пар.
Накануне праздника молодежь устроила пляски на поляне. Снегурочка надеялась, что Лель, к которому она испытывала симпатию, выберет ее, но тот отдает предпочтение Купаве. Расстроенная героиня бежит к матери-Весне, прося ее научить любви. Девушку не пугает даже возможная гибель. И Весна, несмотря на свои опасения, дает ей такую возможность, надев на голову дочери свой венок. После этого девушка должна влюбиться в первого, кто ей встретиться на пути. Им оказался Мизгирь. Счастливый юноша приводит возлюбленную на гору, представляя собравшимся берендеям как свою невесту. Но с появлением первых лучей Солнца Снегурочка тает, а ее возлюбленный с горя бросается в озеро, чтобы соединиться с любимой.
Интересно! При написании пьесы Островский работал в тандеме с тогда еще неизвестным композитором П. И. Чайковским, который и написал музыку к сказке.
Берендеи продолжают веселиться, уверенные, что теперь Ярило смягчится и даст им больше тепла и урожая.
Снегурочка в массовой культуре[править]
Исходно в сказке Снегурочка была дочкой бездетной пожилой пары, которая слепили себе куклу из снега и льда, и она ожила. Всё у этой девочки, было благополучно — пока летом она не пошла с подружками в лес погуляти… Снегурочка! Дружба дружбой, а если ты — снежная девушка, то даже за компанию не стоит прыгать через костёр вместе с подружками. Они себе, в крайнем случае, задницы опалят (или кое-что ещё), а от тебя останется только лужа воды. И каково будет твоим приёмным бабушке и дедушке?
В этом сюжете совершенно не раскрыты её отношения с Дедом Морозом. А ведь есть версия, что она была принесена ему в жертву [1]! Впрочем, о плохом лучше забыть — и считать, что она его внучка. Популярность персонажа после оперы Римского-Корсакова в России выросла, и одетая в синее девушка (в т. ч. в виде ёлочной игрушки) стала спутницей дедули. в 1929 в ходе сталинского закручивания гаек бедная девушка была запрещена вместе с дедушкой, ёлочкой и всем, что связано с охмуряющим народ Рождеством. Но довольно быстро власти поняли, что «разве сказки нужны только детям? Cказки взрослым гораздо нужней» (Александр Городницкий), и в 1937 вся рождественская субкультура была легализована — но строго привязана к светскому Новому году.
И с тех пор Снегурочка стала неотъемлемой частью сознания (пост)советского человека. Да посудите сами!
Фольклор[править]
- Анаграмма — Снегурочка превращается то в Огнесручку, то в Негросучку.
- Детский фольклор:
« | «Я дурочка-Снегурочка, мой папа — Дед Мороз, а мамочка — фиалочка, а ты — сопливый нос. | » |
— Дразнилка |
- Родителям на заметку: если ваше чадо мужского пола обмолвится, что хотело бы подарок не от Деда Мороза, а от Снегурочки — подарки ему под ёлку можно уже не класть. Вырос мальчик.
Литература[править]
- Вениамин Каверин, «Легкие шаги» — снегурочка Настенька мечтала стать человеком. Получилось.
- Кир Булычёв: «Снегурочка» — инопланетянка, спасённая землянами. И хотя она тоже на углеродной основе, но родом с планеты, на которой роль универсального растворителя играет аммиак. Она нормально существует при низких температурах, при –45 °C ей жарко, а прикосновение к землянину вызовет у обоих ожог. И угораздило же их с героем рассказа друг в друга влюбиться… Хотя К. О. подсказывает, что при таких параметрах организма биохимия тоже должна очень сильно отличаться!
- «Колдун и Снегурочка». Профессор Колба находит проход в мир, где живут Деды Морозы и Снегурочки, и решает отправиться туда. Алисе он поручает присмотреть за его псом Дружком. Через некоторое время Алиса получает письмо от профессора, где говорится, что профессора заколдовали. Алиса с Дружком устремляются на помощь.
- «Заповедник сказок» — Алиса Селезнёва ищет пропавшего директора заповедника сказочных существ с подачи гнома Свена, которого послал Дед Мороз. Снегурочка здесь его внучка, реальное существо из т. н. «легендарной эпохи» (как и все прочие). Пытается помочь Алисе, но увы, летнее тепло для неё смертельно опасно. Зато помогает дедушке во время финального конфликта. А потом начинает звонить Алисе каждый день с предложением покататься на коньках. Летом, да.
Кино[править]
- «Снегурочка» (1914, реж. Владислав Старевич). Известно лишь то, что он существует (или существовал).
- «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975) — Кащей Бессмертный похитил Снегурочку, чтобы Новый год не наступил. Экранное воплощение 90 % новогодних утренников.
- «Моя мама — Снегурочка» (2007). Это деловая женщина Елена, которая усыновила малыша Степашку.
- «Жестокий романс» (1984) — песня «Снегурочка» (Что так Снегурочку тянуло) в исполнении Ларисы.
- «Ледяная внучка» (1980). Очень, очень отдаленно напоминает пьесу Островского, где вместо Леля гончар, а вместо Мизгиря коварный князь. Но конец счастливый.
- Невзрачный злодей — князь. Полный мерзавец, подлец, интриган и тиран. Мягкий голос, непримечательная внешность…
Телесериалы[править]
- «Улицы разбитых фонарей», серия «Целую. Ларин» (1998 г.) — убийцы в костюмах Деда Мороза и Снегурочки отправили в иной мир целую компанию в баре.
- «Сыщики», арка из 2 серий «Не стреляйте в пианиста» — немного помягче: Дед Мороз и Снегурочка только грабят магазины.
Телевидение[править]
- «Городок»: В новогоднем выпуске, посвященном году Свиньи, Дед Мороз и Снегурочка показали тех, «кто уже свинью подложил и еще может подложить».
- Сюжет «Ненастоящие деды Морозы» в рубрике «Ужасы нашего Городка». Стоянов играет сержанта милиции, который не хочет верить, что Деда Мороза и Снегурочки не существует. Он набил «обезьянник» отловленными на улице актёрами и проверял, нет ли среди них настоящего. На костре
.
Мультфильмы[править]
- «Ну, погоди!» — в 8-м выпуске Волк нарядился Снегурочкой и спел дуэтом с Зайцем «Расскажи, Снегурочка, где была? Расскажи-ка, милая, как пила?» А потом по закону жанра сорвал с себя наряд, преследуя Зайца.
- «Снегурка» (1969) — экранизация народной сказки.
- «Когда зажигаются ёлки» и множество других мультфильмов на новогоднюю тему. Названныйинтересен тем, что Снегурочка спасает Деда Мороза. (От конфуза, доставив на праздник два потерявшихся подарка).
Мультсериалы[править]
- «Маша и Медведь» (10-я серия, «Праздник на льду»): в конце Маша — в костюме Снегурочки.
- «Барбоскины» — в одной из новогодних серий Тимоха надел костюм Снегурочки.
- «Сказочный патруль» — Снежка и есть та самая Снегурочка (в смысле, внучка Деда Мороза).
Визуальные романы[править]
- Cartagra (японский аналог чистилища). У девочки по имени Юра Кодзуки были бесцветные, но вполне зрячие глаза. Средневековые дебилы шарахались от неё, потому что, по японским поверьям, такие глаза характерны для юки-онна
— японского аналога Снегурочки. Только вот эта Снегурочка крайне жестока, опасна и мстительна, как метели в японских предгорьях, с которыми её отождествляют.
Музыка[править]
- «Сектор Газа», «Снегурочка» — здесь она развратная особа, отмороженная по части секса с нечистью.
- «Дискотека Авария», «Новогодняя» — не лучше. Дед Мороз, объясняя, почему явился без Снегурочки, говорит: «Мы вместе шли с Камчатки, Но она ушла на…».
Всякое-прочее[править]
- Голландского Санту — Синт-Клааса — вместо Снегурочки или эльфов его сопровождают негры-рабы, а в реале, разумеется, загримированные белые актёры. Имидж пострадал… А чешского Микулаша — чёрт и ангел.
- Снегурочку, как и Кая, может заколдовать Снежная королева.
- И вообще под Новый Год число вводимых куда можно и нельзя Снегурочек взлетает до небес.
Объяснение сюжета
Все произведение Островского пронизано любовной темой. Автор считает любовь важнее земного существования. Главный смысл Снегурочки проявляется в момент, когда девушка бросается к матери с просьбой научить ее любить. Жизнь без любви для нее бессмысленна, ее душа не может смириться с холодным сердцем. Поэтому девушка готова пожертвовать жизнью ради познания любви.
Интересно! Существует несколько вариантов русской народной сказки о снегурочке. Но при написании своей пьесы Островский опирался на сказку «Девочка-Снегурочка», так как в ней героиня погибала.
Примечательна в «Снегурочке» и фигура царя Берендея, через образ которого Островский выразил социальный смысл сказки. Берендей – мудрый, добрый правитель, заботящийся о своем народе. Он строго следит за соблюдением норм и обычаев царства, безжалостно изгоняя нарушителей, таких как Мизгирь. Жители берендеева царства живут в единении с природой, ценя верность и любовь к ближнему. Именно так представлял себе Островский идеальное общество.
Но центральной темой является конфликт противоположностей, отображающий смысл сказки Снегурочка. Мороз и Солнце, зимняя стужа и теплое время, холод души и пожар любви – несмотря на то, что эти понятия противоборствуют, они тесно связаны, не существуя один без другого. Этот же конфликт представлен в душе Снегурочки: жить, не зная любви, либо полюбив – погибнуть.
Персонажи
Для дальнейшего анализа сказки «Снегурочка» Островского рассмотрим второстепенных персонажей.
Бобыль по имени Бакула и Бобылиха — приемная семья Снегурочки. К слову сказать, бобылями на Руси называли самых бедных крестьян, не имеющих земельного надела. Поэтому Дед Мороз и надеется, что на такую «невесту», как приемная дочка бобылей, никто не позарится. По характеру же Бобыль — гуляка и лентяй, а Бобылиха мечтает о тепле, богатстве и неге без всякого труда.
Купава — дочь Мураша, богатого жителя слободы. Это местная красавица, к которой сначала посватался Мизгирь.
Царь Берендей — беспокоящийся о будущем своего народа и о благосклонности к нему бога Ярилы. Его ближний боярин — Бермята. Жена Бермяты — Елена Прекрасная.
Радушка, Малуша — слободские девушки, подруги Купавы.
Брусило, Малыш, Курилка — слободские парни.
Анализ сказки пьесы Снегурочка произведения Островского
Александр Николаевич Островский известен своими произведениями, которые стали неотъемлемой частью жизни каждого человека. За его прозорливость и очень светлые, но в то же время с ноткой трагичности произведения они нашли отклик в фильмах и в театре. Свое знаменитое произведение Снегурочка он написал в 1873 году по мотивам сборника сказок Александра Афанасьева. Особое написание в стихах и без рифмы и элементы балета придает произведение некую изюминку и своеобразность.
После выхода произведения в день своего рождения, в юбилей, музыку к будущей пьесе написал Петр Ильич Чайковский. Благодаря гармонии текста и музыкальных линий это произведение стало многоуровневым и многозадачным с историей о снегурочке и о легендах с обрядами и песнями. Вся эта фантастическая и волшебная пьеса является воплощением сказочных мотивов с торжественными мотивами.
Сюжет произведения развивается в царстве Берендея. Основной конфликт это желание любить и не быть одинокой. Отец Мороз замечает это и пытается предупредить мать Весну-Красну, что Ярило хочет растопить Снегурочку горячими лучами из-за нарушенных канонов безбрачия.
Жизнь Снегурочки не всегда была радостна и счастлива. Оказавшись в семье крестьянина Бобыля она не чувствует, что дорога им. Для них она приманка для успешной партии в замужестве. Она красива и мила, но желание быть любимой дает о себе знать. Однако свое внимание она обращает на пастуха Леля, который дарит свои песни всем в округе. Когда на пороге появляется Мизгирь, то она понимает, что любви к нему она не испытывает. Он опьянен любовью и в страстном порыве пытаясь доказать, что он добился своего, везет Снегурочку на гору, где она под лучами жаркого солнца тает. Все чувства переполняющие Мизгиря заставляют его бросится в озеро из-за потери любви. В ответ на это Ярило не сожалеет о смерти двух влюбленных, а даже наоборот наказывает их за непослушание. Вместо траура он заставляет всех петь веселую песню, так ка для него эта гибель ничего не значит.
Говорящие птицы занимают свое определенное место в пьесе. Они распевают о состоявшемся строе
Эта пьеса воплощение красоты и волшебства, но при этом есть трагедия, которая с помощью добра в душе каждого человека побеждается. Все человеческие пороки предстают перед нами, но недостатки меркнут на фоне любви и желанного счастья. Теперь душа Снегурочки свободна и счастлива. В последние минуты жизни она стала любимой и ей дорожили так же как и мать с отцом.
Что есть в оригинале и в большинстве адаптаций[править]
- Айрис и Боб — Бермята, Купава, Мураш, Радушка, Малуша, Брусило… и ни с того, ни с сего вдруг Елена Прекрасная с совершенно греческим именем! Обоснуй: Бермята взял в жёны иностранку. Правда, откуда она там взялась, это уже другой вопрос…
- Басы могущества — Мороз, да и Весну сюда можно отнести: у неё должно быть роскошное глубокое контральто.
- Бетти и Вероника — в двух экземплярах: Снегурочка и Купава, Лель и Мизгирь.
- Вторая любовь — Снегурочка для Мизгиря (если, конечно, Купаву он вообще любил, что под вопросом), Лель для Купавы.
- Жгучий брюнет — Мизгирь, как правило, изображается таким, в противовес обычно белокурому Лелю. Аверсия в фильме 1968 года: там у Мизгиря русые волосы, хотя и более тёмного оттенка, чем у Леля. Причём в тексте пьесы и либретто оперы прямо упомянуто, что у него «кудри русы», но на это, как правило, не обращают внимания.
- Затмить адаптацией/Не в ладах с богословием — реальный мифологический статус Ярилы не до конца понятен: то ли умирающий и воскресающий бог, то ли просто ритуальный персонаж, персонификация плодородия (по созвучию имени с яровой
), то ли вовсе мистификация (очень хотелось романтикам-фольклористам доказать, что у славян была развитая структурированная мифология не хуже греко-римской или германо-скандинавской. Не доказывается? Не беда, придумаем!) Так или иначе, солярным божеством он точно не был. Но в силу популярности «Снегурочки» просочился в канон, и теперь ему на серьёзных щах поклоняются совершенно реальные долбославы. С Лелем ситуация примерно похожая: фольклористы XIX века выписывали его этаким славянским Эротом — по созвучию с традиционными припевами любовных песен «лели/люли/полюли». Тут драматург, конечно, поступил тактичнее и где-то ближе к истине: примерно такого характера песни Лель и исполняет, и на божественный статус уж никак не претендует.
История создания
Появлению пьесы на свет русский литературный мир обязан счастливой случайности: в самом начале 1873-го года для капитального ремонта было закрыто здание Малого театра, и группа актёров временно переехало в Большой. Решив воспользоваться возможностями новой сцены и привлечь зрителей, было решено устроить необычный для тех времён спектакль-феерию, задействовав сразу балетную, драматическую и оперную составляющую коллектива театра.
Именно с предложением написать пьесу для этой феерии и обратились к Островскому, которой, воспользовавшись возможностью претворить в жизнь литературный эксперимент, согласился. Автор изменил своему обыкновению искать вдохновение в неприглядных сторонах реальной жизни, и в поисках материала для пьесы обратился к творчеству народа. Там он и нашёл сказание о девочке-Снегурочке, которое и стало базисом для его великолепного произведения.
В начале весны 1873-го Островский вовсю трудился над созданием пьесы. И не один — поскольку постановка на сцене невозможна без музыки, драматург работал совместно с ещё совсем молодым тогда Петром Чайковским. Согласно мнению критиков и литераторов, именно в этом кроется одна из причин удивительной ри — слова и музыка сочинялись в едином порыве, тесном взаимодействии, и проникались ритмом друг друга, изначально составляя одно целое.
Символично, что последнюю точку в «Снегурочке» Островский поставил в день своего пятидесятилетнего юбилея, 31 марта. А уже чуть больше чем через месяц, 11 мая, состоялся показ премьерного спектакля. Он получил довольно разные отзывы среди критиков, как положительные, так и резко-отрицательные, но уже в 20-м веке литературоведы прочно сошлись во мнении, что «Снегурочка» — ярчайшая веха в творчестве драматурга.
Судьба постановки
Премьеру пьесы и критики, и публика приняли с некоторым недоумением. Согласно описанию и анализу «Снегурочка» Островского была настоящей весенней сказкой-феерией. Но у драматурга к тому времени была сложившаяся репутация сатирика-реалиста, бытописателя и обличителя человеческих пороков. А тут русская национальная сказка. Такое нарушение привычного амплуа у многих вызвало вопросы. Вероятно, отсюда и один из эпитетов, как приговор вынесенный критиками пьесе — «бессодержательная».
Однако спустя восемь лет, в 1881 году, русским композитором Н. А. Римским-Корсаковым была написана опера, основанная на пьесе Островского, премьера которой состоялась в феврале 1882 года. И вот она-то имела оглушительный успех.
Мы привели описание и анализ произведения Островского «Снегурочка».
7главная мысль рассказа снегурочка
Как можно охарактеризовать лягушку из сказки «Лягушка-путешественница»? В данном тесте несколько верных вариантов ответов. Болтливая Злая Печальная Из обретательная Как вёл себя артиллерист после выстрела в произведении «Акула»? Побежал спасать сына Упал подле пушки и закрыл лицо руками Затрудняюсь Как вёл себя артиллерист после выстрела в произведении «Акула»? Побежал спасать сына Упал подле пушки и закрыл лицо руками Затрудняюсь ответить Сел в кресло В баснях рассказывается о недостатках людей не прямо, а …. иронично иначе иносказательно Сочинение по картине Григорьева «Вратарь» 7 класс даю 35 баллов Русский поэт. Учился в Московском университете. Окончил Санкт-Петербуржскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. И.А. Крылов В.Ф. Од оевский М.Ю. Лермонтов Как Рукодельница могла вернуть ведёрко в сказке «Мороз Иванович»? Ей не нужно было ничего делать Она должна была три дня послужить Просто поговорить с Морозом Ивановичем Ей нужно было приготовить еду Сложные вопросы из сказки аленький цветочек о чудище
Анализ произведения
Описание произведения
В основе сюжета — жизненный путь девушки-Снегурочки, рождённой от союза Мороза и Весны-Красны, своих отца и матери. Снегурочка живет в выдуманном Островским берендеевом царстве, но не у родных — от отца-Мороза, который охранял ее от всех возможных бед, она ушла, — а в семье Бобыля и Бобылихи. Снегурочка жаждет любви, но полюбить не может — даже её интерес к Лелю продиктован желанием быть единственной и уникальной, желанием, чтобы пастушок, равномерно дарящий всем девушкам тепло и радость, был ласков с ней с одной. А Бобыль и Бобылиха и не собираются одаривать её своей любовью, у них есть задача поважнее: нажиться на красоте девушки, выдав её замуж. Снегурочка равнодушно взирает на мужчин-берендеев, ради неё меняющих свою жизнь, отвергающих невест и нарушающих общественные устои; она внутренне холодна, она чужда полным жизни берендеям — и поэтому привлекает их. Впрочем, и на долю Снегурочки выпадает несчастье — увидев Леля, благосклонного к другой и отвергнувшего её, девушка бросается к матери с просьбой позволить полюбить — или погибнуть.
Именно в этот момент Островский до предела ясно выражает центральную мысль своего произведения: жизнь без любви — бессмысленна. Снегурочка не может и не хочет мириться с пустотой и холодом, существующим в её сердце, и Весна, которая суть олицетворение любви, позволяет дочери испытать это чувство, несмотря на то, что ей самой мнится дурное.
Мать оказывается права: полюбившая Снегурочка тает под первыми лучами жаркого и ясного солнца, успев, впрочем, открыть для себя новый, наполненный смыслом мир. А её возлюбленный, до того оставивший невесту и изгнанный царём Мизгирь, расстаётся с жизнью в пруду, стремясь воссоединиться с водой, которой стала Снегурочка.
Подробнее: Пьеса А.Н. Островского «Снегурочка»: краткое содержание сказки
Адаптации[править]
Мультфильм И. Иванова-Вано и А. Снежко-Блоцкой (1952)[править]
Кадр из м/ф
В 1952 году киностудия «Союзмульфильм» выпустила мультфильм «Снегурочка» по мотивам оперы Римского-Корсакова. Вокальные партии поют солисты Большого театра, музыку исполнил оркестр того же ГАБТа, хотя музыки той в мультфильме осталось с гулькин нос — пара хоровых номеров, песня Мороза, пол-арии Снегурочки да песни Леля. Тем не менее, мультфильм представляет собой достойную «краткую выжимку» сюжета, к тому же он очень красив — выполнен в технике ротоскопии, с великолепными рисованными фонами, комбинированными съёмками и таким новаторским на то время приёмом, как люминесцентные краски.
- Бисёнэн — Лель.
- Босоногий ангел (финал) — девушки во главе с Купавой. А у Снегурочки на ногах вроде что-то есть.
- Светлее и мягче — чем пьеса и опера. Для детей всё-таки.
- Скромнее и целомудреннее — по той же причине убран весь эротический подтекст, какой только можно убрать (целиком его затереть всё равно не получится, это один из основных смыслов пьесы, но постарались изо всех сил).
- Героизм в адаптации — полностью убраны козлиные поступки Мизгиря, которых в оригинальной пьесе и опере предостаточно: например, хамство Купаве и попытка изнасилования Снегурочки. И его становится искренне жаль, когда он погибает.
Фильм 1968 года[править]
Киностудия «Ленфильм», режиссёр — Павел Кадочников (он же сыграл царя Берендея). Наиболее близкая к тексту пьесы адаптация. Примечательна полностью оригинальной музыкой, ни следа Римского-Корсакова, и живописными натурными съёмками в Костромской области.
- Белый — цвет женственности: Снегурочка — очень светлая блондинка в чисто-белом платье.
- Заявленная способность — удивительная красота Снегурочки. Она симпатичная, конечно, но и Купава, и некоторые другие девушки-берендейки явно красивее. Актрисе, к сожалению, категорически не идёт этот синтетический белокурый парик.
- Другая смерть в адаптации: Мизгирь не бросается в озеро, а падает замертво на землю.
- Юный тенор — Лель (за него поёт литовский оперный певец Виргилиус Норейка).
- Торговец и воин — Мизгирь, хотя и не дрался, но деревенских задир на место поставил. И не трус — не побоялся ни царского гнева, ни лесной нечисти.
Фильм 1971 года[править]
«Весенняя сказка», киностудия «Беларусьфильм», режиссёр — Юрий Цветков. На сей раз снова Светлее и мягче. Добавлены многочисленные комичные детали, которых вообще не было в пьесе (чего стоит только берестяной рупор Берендея).
- Аккуратные локоны — У Прекрасной Елены волосы уложены локонами на европейский манер, в то время как все остальные девушки и женщины ходят с распущенными волосами или с косами.
- Белый — цвет женственности — И снова Снегурочка светлая блондинка, всегда одетая в белое (хотя всё-таки волосы у неё более естественного золотистого цвета, чем серебристо-белая коса в фильме 1968).
- Вопиющий неканон — такое ощущение, что фильм хотели сделать совсем для детей, но почему-то остановились на полдороге, и целевая аудитория вышла какой-то неясной. С одной стороны, мы имеем бойкий мультипликационный видеоряд на начальных титрах и разрядку смехом каждые пять минут, убраны тяжёлые моменты вроде разборок Мороза и Весны и попытки самоубийства Купавы. При этом все отрицательные черты Леля и Мизгиря оставлены (да, и попытка изнасилования тоже присутствует), а в финале Снегурочка тает (хотя это показано очень схематично, судьба Мизгиря остаётся неизвестной – в одном кадре Снегурочка говорит «я таю», в следующем берендеи весело пляшут, вообще никак не прокомментировав, что это было). Не говоря уже о том, что практически ничего не говорится о происхождении самой Снегурочки, так что непонятным остаётся, откуда она взялась, почему она должна растаять и почему она не умеет любить. Впрочем, тем, кто с пьесой уже знаком, фильм вполне может понравиться – актёры замечательные, и музыка (оригинальная и немного Римского-Корсакова в обработке) очень приятная.
- Отупеть в адаптации — Берендей из мудрого правителя-философа сделался добродушным, но рассеянным старичком.
- Проблема Тома Бомбадила: С прикрученным фитильком для родителей Снегурочки. Мороз отсутствует совсем, а Весна появляется только ради сцены с даром любви — хотя до этого её вообще никто не вспоминает.
- Отсутствует Леший (от Мизгиря Снегурочка отбивается и убегает самостоятельно).
- Внезапно, аверсия с гораздо менее важной для сюжета Прекрасной Еленой. Это единственная адаптация, где она есть.
Третье действие
Начинается ночь накануне Ярилиного дня. Начинается веселье, и запевалой стал пастух Лель. Постепенно девушки начинают мириться с парнями, всё идёт на лад. Лель целует Купаву на глазах у Снегурочки. Что чувствует дочь Мороза? Ревность? Нет, в сердце холодной девушки заговорила гордость.
Мизгирь ослеплён любовью, и хочет во что бы то ни стало взять в жёны Снегурочку. Но дочь Мороза отказывается. Чуть позже вмешивается леший. И молодого купца начинает манить мираж холодной девушки. И Мизгирь будет бегать за этим миражом всю ночь.
После разговора с Лелем и Купавой Снегурочка наконец-то поняла, что жизнь без любви пуста.
Главные герои
(Сцена из балета-спектакля «Снегурочка»)
Снегурочка — центральная фигура произведения. Девушка необычайной красоты, отчаянно желающая познать любовь, но при этом холодная сердцем. Чистая, отчасти наивная и абсолютно чуждая людям-берендеям, она оказывается готова отдать всё, даже свою жизнь, в обмен на знание о том, что такое любовь и почему все так жаждут её. Мороз — отец Снегурочки, грозный и строгий, стремившийся уберечь свою дочь от всевозможных бед.
Весна-Красна — мать девушки, которая несмотря на предчувствие беды не смогла пойти наперекор своей природе и мольбам дочери и наделила её способностью любить.
Лель — ветреный и весёлый пастушок, первым пробудивший какие-то чувства и эмоции в Снегурочке. Именно из-за того, что оказалась отвергнута им, девушка бросилась к Весне.
Мизгирь — торговый гость, или, иначе говоря, купец, полюбивший девушку настолько сильно, что не только предложил за неё все свои богатства, но и оставил Купаву, несостоявшуюся свою невесту, тем самым нарушив исконно соблюдавшиеся обычаи берендеева царства. В конце концов он обрёл взаимность той, кого любил, но ненадолго — и после ее гибели сам расстался с жизнью.
Стоит отметить, что несмотря на большое количество персонажей пьесы, даже второстепенные герои получились яркими и характерными: что царь Берендей, что Бобыль и Бобылиха, что бывшая невеста Мизгиря Купава — все они запоминаются читателю, обладают своими отличительными чертами и особенностями.
Как можно охарактеризовать лягушку из сказки «Лягушка-путешественница»? В данном тесте несколько верных вариантов ответов. Болтливая Злая Печальная Из обретательная Как вёл себя артиллерист после выстрела в произведении «Акула»? Побежал спасать сына Упал подле пушки и закрыл лицо руками Затрудняюсь Как вёл себя артиллерист после выстрела в произведении «Акула»? Побежал спасать сына Упал подле пушки и закрыл лицо руками Затрудняюсь ответить Сел в кресло В баснях рассказывается о недостатках людей не прямо, а …. иронично иначе иносказательно Сочинение по картине Григорьева «Вратарь» 7 класс даю 35 баллов Русский поэт. Учился в Московском университете. Окончил Санкт-Петербуржскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. И.А. Крылов В.Ф. Од оевский М.Ю. Лермонтов Как Рукодельница могла вернуть ведёрко в сказке «Мороз Иванович»? Ей не нужно было ничего делать Она должна была три дня послужить Просто поговорить с Морозом Ивановичем Ей нужно было приготовить еду Сложные вопросы из сказки аленький цветочек о чудище
Композиция и главная тема произведения
«Снегурочка» — произведение сложное и многогранное, в том числе и композиционно, и ритмически. Пьеса написана без рифмы, но благодаря уникальному ритму и певучести, имеющейся буквально в каждой строчке, звучит плавно, как и любой рифмованный стих. Украшает «Снегурочку» и богатое использование просторечных оборотов — это вполне логичный и оправданный шаг драматурга, который при создании произведения опирался на народные сказки, повествующие о девочке из снега.
То же утверждение о многогранности справедливо и применительно к содержанию: за внешне простой историей Снегурочки (вышла в реальный мир — отвергала людей — получила любовь — прониклась человеческим миром — погибла) таится не только утверждение о том, что жизнь без любви бессмысленна, но и множество других, не менее важных аспектов.
Так, одна из центральных тем — взаимосвязь противоположностей, без которой невозможен естественный ход вещей. Мороз и Ярило, холод и свет, зима и тёплое время года внешне противоборствуют друг с другом, вступают в непримиримое противоречие, но в то же время красной линией по тексту проходит мысль, что одного без другого не существует.
Помимо лиричности и жертвенности любви, интерес представляет и социальный аспект пьесы, отображённый на фоне сказочных устоев. Нормы и обычаи берендеева царства соблюдаются неукоснительно, за нарушение грозит изгнание, как и случилось с Мизгирём. Эти нормы справедливы и в какой-то степени отражают представление Островского об идеальной старорусской общине, где в цене верность и любовь к ближнему, жизнь в единстве с природой. Фигура царя Берендея, «доброго» царя, который, хоть и вынужден принимать суровые решения, расценивает судьбу Снегурочки как трагическую, печальную, вызывает однозначно положительные эмоции; такому царю легко симпатизировать.
При этом в берендеевом царстве справедливость соблюдается во всём: даже после гибели Снегурочки вследствие её принятия любви, исчезает гнев и спор Ярилы, и берендеевцы снова могут наслаждаться солнцем и теплом. Торжествует гармония.
Читательский дневник по сказке «Девочка Снегурочка» Владимира Даля
Автор: Владимир Иванович Даль
Название: «Девочка Снегурочка».
Жанр произведения: сказка.
Главные герои: Снегурочка, старики, Лиса, Жучка.
Второстепенные герои: Медведь, Волк.
Характеристика главных героев:
Снегурочка — добрая, умная и милосердная девочка.
Находчивая и смелая.
Жучка — доверчивая.
Купилась на обман лисы и осталась без дома.
Преданная и верная.
Старики — бездетные. Слепили девочку из снега.
Лиса Патрикеевна — хитрая, коварная, обманщица.
Характеристика второстепенных героев:
Волк и Медведь — лесные звери, хотели съесть девочку.
Краткое содержание сказки «Девочка Снегурочка»
Жили-были дед и баба.
Не было у них детей, и часто старики смотрели на то, как играют деревенские ребята.
Однажды взяли они во дворе снежок, положили в горшок, а утром нашли девочку, маленькую и хорошенькую.
Жила у стариков Жучка и весной обманула её лиса.
Старик выгнал Жучку и ушла собака в лес.
А летом отправилась Снегурочка в лес за ягодами и заблудилась.
Залезла на дерево, а мимо медведи ходят, волки, все на девочку зубы точат.
И лиса прибежала, стала уговаривать Снегурочку спуститься.
Но не верит девочка диким зверям.
И прибежала Жучка из леса, облизала Снегурочку и домой отвела.
Простили старики Жучку и осталась она снова с ними жить.
План сказки:
1. Рождение Снегурочки.
5. Возвращение Жучки.
Основная мысль произведения «Девочка Снегурочка»
Главная мысль сказки в том, что любую вину можно простить или искупить честным трудом.
Основная идея сказки в том, что нельзя судить близких слишком строго за их невольные ошибки.
Чему учит сказка
Сказка учит нас верить и не терять надежды.
Учит прощать, искупать свою вину.
Учит не доверять диким зверям, незнакомцам.
Краткий отзыв по сказке «Девочка Снегурочка» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что никогда нельзя судить сгоряча.
В приступе гнева так легко наделать непоправимых ошибок.
Надо успокоиться и только потом думать, как поступить.
Вот герои этой сказки сгоряча выгнали собаку, которая ошиблась, пожалев лису.
И остались без друга и сторожа.
А если бы Жучка не нашла в лесу Снегурочку, остались бы старики вновь бездетными.
Это очень хорошая и поучительная сказка.
Автору удалось показать, что опасно действовать на эмоциях, принимать важные решения на скорую руку.
Мне очень понравилась верная Жучка, которую жестоко оказали за ошибку.
Но собака сохранила верность хозяевам и выручила Снегурочку, потерявшуюся в лесу.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что верные друзья на дороге не валяются.
Их нужно беречь, ценить, и уметь прощать.
Пословицы к сказке:
Друг познаётся в беде.
Хорошая собака без хозяина не останется.
Верь не речам, а делам.
Не всякому верь, запирай крепче дверь.
Старый друг лучше новых двух.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Вот и побежали девчонки со Снегурочкой под ручки, а как в лес пришли да увидали ягоды, так все про всё позабыли, разбежались по сторонам, ягодки берут да аукаются, в лесу друг дружке голос подают.
Ягод понабрали, а Снегурочку в лесу потеряли.
Словарь неизвестных слов:
Ветошка — старая тряпка.
Побрать — взять, забрать, собрать.
Прогалина — небольшая полянка.
Ещё читательские дневники по произведениям Владимира Даля:
Сказка «Война грибов с ягодами»
«Сказка о Георгии Храбром и о волке»
Библиотека произведений автора пополняется.
Источник
Сказка – ложь, да в ней намек…
«Метаистория – это ныне находящаяся вне поля зрения науки и вне ее методологии совокупность процессов, протекающих в тех слоях иноматериального бытия, которые, пребывая в других видах пространства и других потоках времени, просвечивают иногда сквозь процесс, воспринимаемый нами как история. Метаистория познается путем последовательного преодоления трех стадий: мистического озарения, направленного созерцания и, наконец, истолкования. Метаистория всегда мифологична и оценивает события с точки зрения морали». Д.Андреев
🗹