«Понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться – учиться долго, всю жизнь». Эссе по обществознанию.

На страницах классических произведений писатели часто поднимают вопросы, связанные с культурой. Это не случайно, ведь интерес к культуре обогащает внутренний мир человека, а, значит, вопросы культуры напрямую пересекаются с вопросами нравственности, которые так или иначе красной нитью проходят через всю классическую литературу. На сочинении ЕГЭ по русскому языку целый блок тем связан с культурой. Свои рассуждения выпускник может и должен подтвердить идеями классиков. В данном материале собраны основные проблемы и конкретные аргументы из литературы по теме «Культура», которые можно использовать на экзамене.

Отсутствие культуры и бездуховность

  1. Уровень культуры и духовного развития привилегированных слоёв российского общества становится основным объектом критики в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль». Один из персонажей произведения Стародум предлагает свои классификацию дворян по уровню духовности. Он делит всех на просвещенных, не просвещенных, но богатых душой и тех, кто не просвещен и лишен души. Третью разновидность представляет семейство Простаковых, вокруг которых разворачивается сюжет повести. Митрофанушка и его маменька – это типичные невежды, грубые и глуповатые люди, которых выгода заботит гораздо больше, чем духовные ценности. Совсем другой пример дворянки олицетворяет Софья – девушка с богатым внутренним миром. Её сватают в невесты Митрофанушки, который вместо учебы предпочитает женитьбу, но автор в сюжете своего произведения показывает, что она ему совершенно не пара, и по заслугам наказывает глупую и далекую от культурных ценностей семейку.
  2. В очерке «Леди Макбет Мценского уезда», описывая образ и характер главной героини, Н. С. Лесков указывает, что она «к чтению была не охотница». Тема культуры не является в этом произведении основной, но в контексте она звучит достаточно ярко. Екатерина Измайлова – женщина, далекая от нравственных ценностей и идеалов, которые можно подчерпнуть в литературе. Она и её возлюбленный Сергей легко переступают через моральные ценности и идут на преступления ради своих чувств. Пусть Лесков и показывает «бунт души», но в то же время душе главной героини явно не хватает духовности, что в совокупности с другими факторами определяет её взгляд на мир и объясняет поступки этого персонажа.
  3. Искаженная система ценностей подрастающего поколения – также следствие отсутствия культуры и бездуховности, что ярко иллюстрирует в своей пьесе «Дорогая Елена Сергеевна» писательница Л. Разумовская. Ребята пытаются подкупить учителя подарками, чтобы получить доступ к своим экзаменационным работам, исправить ошибки и улучшить результат. Их поступок не имеет ничего общество с высокими представлениями об образовании. Ими движет не стремление к знаниям, а желание получить хорошие оценки. Учитель Елена Сергеевна, чья миссия — сеять разумное, доброе, вечное, не поддается на уговоры своих учеников, показывая пример высокой морали и педагогической этики. Отказ побудил детей подвернуть учителя унижениям, история закончилась трагично. Педагог ушел из жизни. Она преподала выпускникам очень ценный урок, который заставил их задуматься и многое переосмыслить, но цена оказалась слишком высока.
  4. Бездуховность, стремление к низменному и малозначительному – такие черты дворянского общества обнажает Н. В. Гоголь в персонажах своей поэмы «Мертвые души». Один всё время строит планы, которые, очевидно, не будут реализованы, второй, как Кощей над златом, чахнет над безделушками, страдая болезнью накопительства. У каждого помещика свой порок, являющийся следствием отсутствия культуры. Да и весь сюжет произведения построен на меркантилизме и бескультурье высшего сословия, против которого писатель решительно восстает, создав одно из самых глубоких по социальной и нравственной проблематике произведений русской литературы.

Сочинение на тему «Культура речи» (5-9 класс) RuMozg

Культура речи – довольно сложное понятие, для его определения стоит сначала ответить на вопросы о значении в отдельности “культуры” и “речи”.

Сами по себе слова встречаются в повседневной жизни нам очень часто, речью вообще пользуемся практически ежеминутно. Что же эти понятия означают в отдельности, и какое значение принимают в совокупности?

Речь – это способность выражать свои мысли с помощью звуков или слов.

Мы пользуемся этими навыками каждый день, когда желаем друг другу доброго утра, выражаем благодарность, просим об одолжении, делимся впечатлениями, рассказываем интересную историю, отвечаем у доски, разговариваем по телефону.

Другими словами, передаем или обмениваемся информацией. Книги – тоже своего рода речь, только письменная, так и письма, и электронные послания или сообщения.

Совет

С определением культуры все немного сложнее. У этого слова существует несколько значений. Встречая на своем пути незнакомого человека и начиная общение с ним, мы как-то невольно относим его к категории “культурный” или “некультурный”. Это зависит от его манер и поведения.

Влияние искусства на человека

  1. Тяга к искусству способна изменить жизнь человека и помочь ему найти место в жизни. Так произошло с героем романа Короленко «Слепой музыкант». Петрусь от рождения лишен возможности видеть этот мир, он погружен в царство звуков и проникается миром музыки. Она стала делом его жизни. Слепые люди по-особенному, тонко и глубоко понимают музыку, что неоднократно подтверждалось мировой культурой. Можно привести много примером незрячих людей, которые обнаружили в себе музыкальный талант и добились успехов на этом поприще. Это говорит о том, что даже человек, имеющий проблемы со здоровьем, благодаря культуре может получить новые возможности, вдохновиться и жить полной жизнью.
  2. Макар Девушкин – главный герой романа Достоевского, не относится к числу бездуховных людей. Напротив, писатель симпатизирует и сочувствует ему, пытаясь показать читателю душу этого маленького человека, оказавшегося на обочине жизни. Он беден в буквальном смысле, но в метафорическом и духовном очень даже богат. Важную роль в культурном просвещении и внутреннем обогащении героя сыграла его встреча с Варварой, которую он взял под свою опеку. В переписке героев присутствуют споры о литературе. Макар предпочитает «низкопробные» произведения и искренне дружит с одним из столичных «графоманов», Варвара же пытается приучить его к классике — произведениям Пушкина и Гоголя. Именно благодаря литературе герой встал на путь духовного развития. Тексты классиков преобразили его душу.
  3. Тема влияния искусства на человека прослеживается в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Гениальная картина, написанная Бейзилом, пленит и её автора, и натурщика – главного героя картины. Портрет стал зеркалом, отразившем все порки героя. Есть в этом же романе эпизод, когда Дориана поглощает книга, подаренная ему лордом Генри. Искусство — это великая сила, говорит нам Уайльд своим произведением. Оно способно поработить человека. Дориан Грей обнажил все самые темные стороны своей души, но это ложный путь, ведь искусство создано, чтобы нести свет и благо. На этом противоречии и строится проблематика романа.
  4. Искусство способно раскрыть и окрасить душу даже самого черствого и меркантильного человека. Этому посвящен рассказ А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда», Главный герой Яков работает гробовщиком, материальный мир полностью его поглотил, он только и делал, что подсчитывал убытки. Но звуки скрипки растопили его сердце и душу. Всю жизнь он игнорировал окружающих, а они сторонились Якова. Гробовщик не замечал даже собственную жену, и лишь после её смерти осознал, что жил не правильно, пожалел о бесцельно потраченном времени. А заставила его измениться музыка. Он открылся миру, научился чувствовать его. Скрипка сыграла «саунд-трек» трагической судьбы героя, в которой он сам же и виноват.

Сочинение на тему: «Культура речи»

Сочинение на тему: «Культура речи» 5.00/5 (100.00%) 2 votes

«Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)».

Толковый словарь русского языка С. Ожегова

Я уверен, что без любви и уважения к родному языку не может быть и разговора о духовной культуре человека и культуры его речи.

Эта культура является свидетельством общего развития личности и говорит о степени приобщения человека к духовным ценностям родного народа, его культурным достояниям.

С уверенностью можно сказать, что основой культуры речи представителей любого народа является грамотность, то есть соблюдение общепринятых норм в использовании литературных, лексических, фонетических, морфологических, синтаксических и стилистических средств языка.

Кроме того, я убежден, что культурная речь должна быть не только правильной, но и синтаксически разнообразной, а также лексически богатой.

Чтобы добиться умения использовать все возможности своего родного языка, нужно внимательно вслушиваться в речь других людей, не лениться и пользоваться словарями, вдумчиво читать научную, художественную и другую литературу, обращая внимание на использование отдельных слов, замечая и запоминая особенно удачные выражения, принимая во внимание правильное построение предложений.

Нужно активно развивать свою речь, учиться как можно лучше письменно и устно излагать свои собственные мысли, при необходимости исправлять себя, правильно строить свои высказывания и перестраивать сказанное, учиться искать нужные фразы и наилучшие варианты их использования.

Совет

Грустно признавать, но единственной неизменной составляющей общения наших современников на сегодняшний день является так называемый сленг.

Истинное и ложное в искусстве

  1. Писатели часто обращаются к проблеме противоречия подлинного искусства и жалкой пародии на него на примере своей родной сферы – писательства и литературной деятельности. Ярким примером служит роман «Мастер и Маргарита», где М. А. Булгаков рассуждает и о том, что есть подлинная литература. В его книге есть два полярных образа литератора. Первый – Мастер, создатель гениального романа, общественность признала его больным и упрятала в сумасшедший дом. Зато поэт Иван Бездомный, автор низкопробной литературы – чувствует себя отлично. Он официально признан литератором, так как является сотрудником МАССОЛИТа. Это организация, где произведения создаются «на потребу» власти. Её руководитель Берлиоз – типичный приспособленец. Не случайно Булгаков «убивает» персонажа уже на первых страницах романа. Автор показывает, что настоящее искусство невозможно загнать в рамки, сломить гонениями и репрессиями, оно не подчиняется идеологии и пропаганде. Символично, что Берлиоза переезжает поезд, а настоящее искусство оказывается вечным, потому что «Рукописи не горят».
  1. Служение искусству или удовлетворение вкусов толпы? На эту тему рассуждали многие великие писатели. Она поднимается в «Театральном прологе» к знаменитому «Фаусту» Гете, раскрываясь в споре между директором театра, режиссером и шутом. У каждого из них своё понимание того, каким должно быть представление. Режиссера волнует лишь то, что понравится аудитории, для клоуна главное — быть смешным, и лишь поэт выбирает служение музам, говорить с позиции истинного искусства.
  1. Превращение искусства в ремесло, которое приносит деньги и славу – путь многих творцов. От соблазна не смог отказаться герой повести Н. В. Гоголя «Портрет». Некогда нищий художник начинает чувствовать вкус денег , и его произведения начинают всё меньше и меньше иметь отношения к изобразительному искусству, это было «рисование на заказ». Увидев картины подлинного мастера, живописец понял свою ничтожность и тронулся рассудком. Принципиально иное понимание миссии художника демонстрирует главный герой романа «Луна и грош», написанного классиком английской литературы С. Моэмом. Уже в самом названии книги отражено главное противоречие, в котором герой Чарльз Стрикленд выбирает «луну» — то есть свет искусства. Когда-то он был биржевым маклером, но материальная прибыль («грош»), перестала его интересовать, и он бросает всё, чтобы стать художником в подлинном смысле этого слова.

Роль культуры в обществе

  1. Книги являются проводником в мир культуры. На этих бумажных носителях хранятся вечные сюжеты, моральные ценности, уроки прошлого. Всё это имеет большую важность для жизни общества. А каким же будет мир без книг? На этот вопрос в своей мрачной антиутопии попытался ответить Рей Брэдбери. Название у книги показательное – «451 градус по Фаренгейту». Это температура, при которой горит бумага. В мире, созданном фантастом, книги строго запрещены. Диагноз, поставленный автором, очевиден – ничего хорошего от такого общества ждать не приходится. Это пустой и бессмысленный мир, где часть героев «смирились» с необходимостью отказаться от книги, а часть полностью потеряли себя как личностей.
  1. О важности культуры в человеческой жизни и необходимости сохранения культурных ценностей пишет в своем сочинении «Раздумья» знаменитый ученый-филолог Дмитрий Сергеевич Лихачев. Культура формируется веками и передается из поколения в поколения, видоизменяясь, но транслируя не приходящие ценности. Культура, по Лихачеву, тесно связана с памятью, это богатейшее наследие, на котором зиждется общественная жизнь. «История культуры – есть история памяти», — убежден ученый.

Сочинение на тему: КУЛЬТУРА РЕЧИ

Культура речи — это умение выразить свои мысли четко и ясно. Если собрать все высказывания о языке, получится боль­шая и довольно поучительная книга. Вот некоторые мысли о культуре речи.

«Заговори, чтобы я тебя увидел» (Сократ), «Сло­во, идущее от сердца, проникает в сердце» (Низами), «Языко­вая малограмотность всегда является признаком низкой куль­туры и всегда сопряжена с малограмотностью идеологической» (К.

Паустовский), «Речевая культура человека — это зеркало его духовной культуры» (В. Сухомлинский).

А вот пословицы: «Слово не воробей, вылетит — не пойма­ешь», «Грохочет, как пустая бочка», «Произнесенное слово наполовину принадлежит другим», «На словах города строит, а на деле ничего не стоит».

Важно

Чтобы правильно и красиво говорить, следует, с моей точки зрения, обогащать свой словарный запас, правильно произно­сить слова, использовать крылатые выражения, пословицы и поговорки, читать художественную литературу, слушать радио­передачи. Необходимо бороться со «словесным мусором». Вся­чески избегать слов жаргонной лексики, таких, как «шамать», «клево», «блеск», «мура», «кимарить» и др.

Нужно излагать мысли кратко. Лучше промолчать, если хорошо не знаешь предмета разговора. «Молчи, — сказал Пи­фагор, — или говори, что было бы лучше молчания».

Следует говорить правду. Имеет значение не только, что ска­зано, но и как сказано. Б. Шоу говорил, что есть 50 способов сказать «да» и 50 способов сказать «нет», но только один спо­соб написать это.

Меня привлекает плавная речь. Многократные повторения слов, резкие контрасты в ритме — все это оставляет неприятное впечатление у собеседника.

Лев Успенский заметил: «Мне на моем веку приходилось встречать субъектов из бывших — то ли офицеров, то ли адво­катов, которые владели искусством, ни на полтона не повышая голоса, не произнося ни единого «неприличного» слова, так обратиться к официанту в ресторане, к женщине, почему-то им не понравившейся, к нежелательному посетителю, что по срав­нению с этим оскорбительным лакированным хамством любой мат показался бы просто несколько провинциальной грубос­тью».

Однако, человек может в совершенстве обладать всеми пере­численными выше качествами, но вежливым при разговоре его не назовешь.

  • речевая культура человека зеркало его духовной культуры сочинение
  • Культура речи Эссе
  • заговори чтобы я тебя увидел сочинение
  • речевая культура человека-зеркало его духовной культуры сочинение
  • речевая культура человека зеркало его духовной культуры

Источник: https://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-kultura-rechi.html

Культура поведения

  1. Уровень культуры человека проявляется в его поведении и отношении с окружающим миром. Бездуховный, некультурный и не начитанный человек ведет себя грубо, не стесняется в выражениях. Такие герои предстают перед нами в пьесе «Недоросль». Одному из персонажей Денис Иванович дает говорящую фамилию Скотинин. Не отличаются культурой поведения и госпожа Простакова, и её сын Митрофанушка.
  1. Участь бездуховного и некультурного дворянина ярко и сатирически изображена в сказке «Дикий помещик» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Герою не нужно было ни о чем заботиться, пока в стране было крепостное право, и он не утруждал себя вопросами культуры, как духовной, так и повседневной. Всё за него делали слуги. Но крепостничество пало, и герой обнажил своё истинное лицо, одичав и становясь всё больше и больше похожим на зверя.
🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: