Аркадий Гайдар — один из известнейших писателей, чьи книги были очень популярны у советских школьников и во многом не потеряли актуальности и сегодня. В своих сказках, рассказах, повестях и романах он пропагандировал доброту, взаимопомощь и патриотизм. Одно из самых знаменитых его произведений — повесть «Тимур и его команда». Главные герои ее и их характеристика позволяют понять, как должен выглядеть настоящий человек. Благодаря персонажам повести читатель учится быть милосердным и готовым к любым ситуациям.
Идея произведения
Повесть Гайдара «Тимур и его команда» раскрывает идею добрых дел, которые совершают дети. Произведение наделено глубочайшим воспитательным смыслом. Гайдар хотел поднять важную тему нравственных качеств людей и сформировал окружающие условия, которые бы на них повлияли. Основной идеей произведения стала доброта, которую способен проявить каждый человек.
Персонажи повести желают помогать всем: от семей военнослужащих, до пожилых людей, нуждающихся в поддержке. Команда Тимура стремится к безвозмездному проявлению добрых чувств, без огласки. Ребята старались помочь исправиться тем, у кого это не получалось сделать самостоятельно. Исключительной кажется их организованная дисциплина и способность к серьезному восприятию мира. При том что перед читателем дети, которые думают как взрослые и стараются принимать очень ответственные и самостоятельные решения.
Основную идею автор озвучивал именно в диалогах детей, когда те поднимали темы справедливого отношения и честности, правды и лживости. Именно они изначально стали толчком для создания «Тимура и его команды». А. П. Гайдар написал историю, оказывавшуюся в центре неслучайно: в годы юности автор и сам создавал подобную группировку, чтобы помогать людям. Сделав себя и других детей вдохновителями, писатель сформировал образы, которые до сих пор становятся примером для подражания. Название сразу настраивает читателей на то, что повесть будет посвящена смелостью и отзывчивостью пионера Тимура и его дружных помощников.
Изначально имя главного героя было иным, но издательство отказывалось издать повесть с названием «Дункан и его команда». Немного подумав, писатель дал герою имя собственного сына.
Когда это произведение появилось на свет, его усердно продвигали, так как оно стало основой последующей «заформализованности» юношеской инициативы. В 1947 работа Гайдара оказалась в подборке знаменитых детских книг, которая была опубликована на обложке ежегодного библиографического издания «Детская литература».
История создания
Автор написал свое известное сочинение в жанре повесть, персонажи отчасти сказочные, отчасти реальные. Гайдар наблюдал за ребятами, живущими в его дворе, и брал от них лучшие качества:
- честность;
- смелость;
- взаимовыручку;
- верность;
- любовь к отчизне.
Что касается главного героя «Тимура и команды», этот образ собирательный. Хотя многие склоняются к мнению, что прототипом вожака отряда стал сам писатель. Аркадий Гайдар, будучи мальчишкой, был командиром Красной Армии.
Повесть была издана более 200 раз, переведена на 75 языков. Ее включили в энциклопедию 100 книг, которые рекомендуют к прочтению школьникам. Первая публикация состоялась осенью 1940 года в газетном издании «Пионерская правда».
По мотивам произведения снят художественный фильм, премьера картины состоялась в 1940 году. С полным списком актеров можно ознакомиться на сайте Википедия. Также имеются онлайн-записи повести, в качестве диктора выступили театральные актеры.
Тематика повести
Главной мыслью произведения стало бескорыстное и доброе отношение ребят друг к другу. Писатель хотел повлиять на детей, воспитать своей работой в них ответственное и справедливое отношение, наполненное милосердием и благородством. Автор крайне ценил нравственность, именно поэтому добро в его произведениях побеждает зло. Бескорыстные и честные поступки становятся основой поведения главных персонажей повести.
Показательно, что во время написания произведения автор знал о приближении войны, поэтому старался дать людям совет в назидание о лучших качествах характера, о которых не стоит забывать. Особенно важной становится тема патриотизма, любовь к родному краю пронизывает всю повесть.
Проблему неравнодушия и бережности по отношению к людям раскрывает Гайдар в своем рассказе «Тимур и его команда». Главные герои стараются безвозмездно помогать окружающим, предлагая защиту нуждающимся. Писатель поддерживает идею о важном чувстве доброты, чтобы забыть об эгоизме.
Также основной становится тема дружбы между Тимуром и командой. Они действуют как единое целое, выступают общим сильным и храбрым фронтом. Еще одна важная проблема — взаимоотношения поколений. Она освещает конфликты взрослых и детей, потому что первые не могут понять деятельность ребят. Изначально эта проблема становится непоправимой, но к концу произведения две разные стороны начинают объединяться.
Центральное место в повести занимает главный герой Тимур, которой олицетворяет лучшие качества пионеров, готовых к бескорыстному поведению по отношению к окружающим. Все его друзья имеют важные патриотические качества, проявляют любовь к Родине, несмотря ни на что.
Композиция повести основана на конфликтности ситуации и сравнительном анализе взглядов команды Тимура и шайки Квакина.
Писатель часто использует юмор в повествовании. Это напоминает читателям, что главные персонажи все-таки дети. Повесть способна научить патриотизму, помощи нуждающимся людям — в этом суть ответственного и порядочного отношения.
Главные герои
Тимур | Смелый, решительный, отважный герой рассказа Гайдара, настоящий пионер. Создал свой отряд, который помогает местным жителям в хозяйственных делах. Ребята берут под свою защиту семьи военных. Следят за порядком. Тимур – ответственный человек, верный и надежный друг, хороший товарищ. Справедливый и честный мальчик, он ведет непримиримую борьбу против шайки Квакина, местного хулигана, охраняет покой местных граждан. |
Женя | Девчонка лет тринадцати, одна из дочерей командира Красной армии. Вместе со старшей сестрой приехала на дачу. Бойкая и смелая девчонка, познакомившись с Тимуром, проникается сознанием того, какую полезную деятельность развернула команда ребят. Становится членом их команды, помогает во всех делах. Очень сильно любит своего отца и сестру Ольгу. Дружит с Тимуром. |
Гараев | Приходится дядей Тимура. Молодой, талантливый человек, ответственный и решительный. Воспитывает Тимура. Инженер Гараев хорошо поет, играет в местном театре. Веселый, общительный молодой человек, катает Ольгу на мотоцикле. Влюбился в Ольгу, сестру Жени. Он ждет повестку, и получив ее, капитаном танковых войск уходит на фронт. |
Ольга | Старшая дочь полковника Александрова. По решению отца, вместе с Женей отправилась на подмосковную дачу. Строгая сестра, старается воспитывать Женю. Ольге 18 лет, и она пытается казаться взрослой и самостоятельной девушкой. Часто ругает Женю за ее проделки и шалости, но на самом деле, горячо и искренне любит свою младшую сестренку. Честная и справедливая, объясняет Георгию Гараеву, что она ошиблась в своем суждении об его племяннике Тимуре. Провожает Гараева на фронт вместе с командой Тимура, и присоединившимися к ним местными жителями. |
Михаил Квакин | Местный атаман хулиганов. В отличие от команды Тимура, его шайка приносит лишь неприятности местным жителям. Они опустошают сады, огороды, занимаются хулиганством. По сравнению со своими хулиганами, Квакин – умный и думающий парень, где-то даже справедливый и честный. Со временем к нему приходит понимание того, что он и его шайка делают некрасивые поступки, что они, фактически, постепенно становятся противниками Советской власти. Есть надежда, что Квакин Михаил станет настоящим человеком. |
Характеристика Тимура
В «Тимуре и его команде» основная фигура представлена в виде мальчика-пионера. Пусть это и сказочный образ, однако он стал кумиром для его сверстников по всему миру. Многие критики считали, что этот персонаж является основоположником волонтерской работы. Образ Тимура наполнен вдохновением и любовью автора.
«Тимуровец» давно стало житейским словом. Определение этому понятию — образцовый пионер, безвозмездно совершающий хорошие поступки на благо социалистического общества.
Тимур известен и популярен. Он является идеальным типажом подростка, ставшего лидером с острым желанием благородно поступать, придерживаясь чистых идеалов. Тимур живет в дачном поселке и собирает группу ребят, чтобы делать добрые поступки и поддерживать стариков, малышей и вообще всех тех, кто беззащитен и нуждается в помощи от озорных проделок других подростков.
Команда Тимура помогает семьям фронтовиков. Они не распространяют информацию о себе, а предпочитают просто тайно поддерживать окружающих. В этом романтичность их образов. У группы даже есть своя эмблема — пятиконечная звезда на воротах тех домов, которые попали под защиту «тимуровцев».
Замысел Гайдара кроется в том, что этот символ связан с патриотизмом и самоотверженными поступками. Читатели смотрят на главного героя через призму его взаимоотношений с другими людьми, например, Женей. Ребята постоянно преодолевают конфликты вместе, поступая честно и героически, и, помимо этого, постепенно в повествовании развивается нравственное противостояние с хулиганами и миром взрослых людей. Обыденность окружающей обстановки сталкивается с идеализированными образами подростка. И главным испытанием героя становится недопонимание.
Основные черты персонажа
Писатель умеет затрагивать душевные струны детей, которые, читая это произведение, станут восхищаться главными действующими лицами. Тимур обладает всеми чертами социального героя. Он постоянно носит красный галстук как собственный знак. Тимур очень яркий персонаж повести, поэтому можно вывести целый список важных черт характера, которыми обладает герой:
- Смелый и решительный он с отвагой смотрит опасностям прямо в лицо.
- Создал отряд, чтобы помогать людям.
- Тимур не только ответственный, но и настоящий друг, ценит товарищество.
- Он справедлив и честен, непримиримо ведет борьбу против отрицательных персонажей, охраняя народ.
Тимур обладает не только яркими чертами характера, но и скромностью. Его борьба с шайкой Квакина и добрые поступки делают персонажа истинным героем, но при этом мальчишка никогда не хвалился своими действиями. Он видел миссию в искренней и безвозмездной помощи.
Краткое описание персонажей
Главные герои:
- Тимур – «высокий темноволосый» мальчик 13-ти лет; вместе со своей командой ребят помогал людям, чьи родственники ушли в Красную Армию.
- Женя Александрова – девочка 13-ти лет, подружилась с Тимуром и помогала ему.
- Ольга Александрова – девушка 18-ти лет, умела играть на аккордеоне; беспокоилась за свою сестру Женю.
- Георгий Гараев – дядя Тимура, инженер-механик на автомобильном заводе, в свободное время играл и пел в заводской опере.
Другие персонажи:
- Мишка Квакин – предводитель «шайки хулиганов».
- Полковник Александров – отец Оли и Жени.
- Вдова и маленькая дочь лейтенанта Павлова.
Образ наставника
Группа Тимура стремится посвятить себя общему делу со своим предводителем. Каждого из команды можно назвать ответственным, смелым и решительным. Дисциплина и дружба помогают ребятам поддерживать крепкие товарищеские отношения. Они готовы вступиться друг за друга. У Тимура есть дядя, по фамилии Гараев, который воплощает образ наставника:
- Его жизнерадостность и творческая натура вдохновляют ребят.
- Этот персонаж имеет невероятно гибкий ум и находчивость. Он так же, как и вся группа, обладает решительностью.
- Старается воспитать из своего племянника хорошего человека.
🗹В преддверии войны он осознавал, что ему придет повестка. Однако, будучи привязанным к любимой женщине и племяннику, он был готов защищать свою Родину.