В знаменитую Болдинскую осень 1830 года А.С. Пушкин за 11 дней написал удивительное произведение – «Повести Белкина», — включавшее пять самостоятельных историй, рассказанных одному человеку (его имя вынесено в заглавие). В них автору удалось создать галерею провинциальных образов, правдиво и без прикрас показать жизнь в современной писателю России.
Особое место в цикле занимает повесть «Станционный смотритель». Именно она заложила основы для развития темы «маленького человека» в русской литературе 19 века.
Знакомство с героями
Историю станционного смотрителя Самсона Вырина рассказал Белкину некий И.Л.П., титулярный советник. Его горькие размышления о том, каково отношение к людям этого ранга, с самого начала настраивают читателя на не очень веселый лад. Всякий останавливающийся на станции готов их обругать. То лошади плохие, то погода и дорога скверные, а то и вовсе настроение не заладилось – а во всем виноват станционный смотритель. Основная мысль повести – показать тяжелое положение простого человека без высокого чина и ранга.
Все притязания проезжавших спокойно сносил Самсон Вырин – отставной солдат, вдовец, воспитывавший четырнадцатилетнюю дочь Дунечку. Это был свежий и бодрый человек лет пятидесяти, общительный и чуткий. Таким увидел его при первой встрече титулярный советник.
В доме было чисто и уютно, на окнах росли бальзамины. А всех останавливающихся поила чаем из самовара Дуня, рано научившаяся вести хозяйство. Она же своим кротким видом и улыбкой смиряла гнев всех недовольных. В обществе Вырина и «маленькой кокетки» время для советника пролетело незаметно. Гость прощался с хозяевами, как со старыми знакомыми: настолько приятным показалось ему их общество.
Маленький человек в повести Пушкина «Станционный смотритель»
«Станционный смотритель». Иллюстрация к повести: появление Минского с нагайкой
Повесть «Станционный смотритель» написана Пушкиным в 1830 году и вышла в печать в 1831. Она входит в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
Тема маленького человека
В этом произведении впервые в русской литературе начинает звучать тема маленького человека. Эта тема присуща такому направлению, как реализм. Ведь романтизм, предыдущее литературное направление, интересовался только выдающимися, великими личностями.
Пушкин, таким образом – первооткрыватель этой глубокой реалистической темы в литературе. Уже через три года он продолжит эту тему в поэме «Медный всадник» (1833), где будет также показан чиновник невысокого ранга, Евгений, страдающий от внешних обстоятельств и кончающий свою жизнь весьма бедственно.
Особенность произведений о маленьком человеке – их трагизм. Эту традицию подхватит Гоголь в 1842 году в своей «петербургской повести» «Шинель». Само словосочетание «петербургская повесть» у Гоголя — это аллюзия на пушкинское определение жанра «Медного всадника».
Что же такое маленький человек в произведениях русских писателей 19 века?
Образ Самсона Вырина
Давайте рассмотрим образ главного героя повести «Станционный смотритель».Самсон Вырин – безответный, кроткий почтмейстер.
Эта должность в табели о рангах – самая низкая из всех чинов, поэтому многие позволяют себе срывать на бедном Вырине свои негативные эмоции.
Автор от лица повествователя, путешествующего господина Белкина, замечает, однако, что охотнее побеседовал бы с таким человеком, как Вырин, чем с каким-нибудь другим более высокопоставленным напыщенным чиновником:
Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые. Из их разговоров (коими некстати пренебрегают господа проезжающие) можно почерпнуть много любопытного и поучительного. Что касается до меня, то, признаюсь, я предпочитаю их беседу речам какого-нибудь чиновника 6-го класса, следующего по казенной надобности
Ведь Самсон Вырин прост, добродушен. С большой любовью он относится к своей дочери, Дуне. Он подкупает автора своим человеческим началом — простотой и добротой. Рассказчик признается:
Легко можно догадаться, что есть у меня приятели из почтенного сословия смотрителей. В самом деле, память одного из них мне драгоценна
Итак, «драгоценной памятью» рассказчик называет память о Самсоне Вырине.
Образ Дуни
Совсем не таковы черты характера Дуни, его ненаглядной любимой дочери. Она ни в чем не похожа на своего отца. Как он сам заверяет, вся в покойницу мать.
Если Вырин внешне сер, обычен, непригляден и потому притягивает на себя все нагоняи, то дочь его необыкновенно обаятельна и привлекательна, и потому покоряет всех посетителей станции одним своим видом. Если он прост, то она кокетлива и умеет вести себя по-светски.
Поэтому вначале кажется, что дочь – его спасение и благословение. Она замечательная помощница по дому и во всех его делах.
Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит. Барыни дарили ее, та платочком, та сережками. Господа проезжие нарочно останавливались, будто бы пообедать, аль отужинать, а в самом деле только чтоб на нее подолее поглядеть. Бывало, барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихает и милостиво со мною разговаривает. Поверите ль, сударь: курьеры, фельдъегеря с нею по получасу заговаривались. Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала
Однако мы узнаем, что Дуня, к сожалению, не обладает ни глубиной его натуры, ни теплотой его сердца. Уехав без предупреждения с гусаром Минским, она становится его содержанкой, а затем и супругой. Но ни одного известия она не подала отцу о своем положении, чтобы положить конец его тревогам.
Когда же Вырин пытался навестить ее в Петербурге у Минского, то встретил у ее возлюбленного самый холодный и унизительный прием. Минский и не думает общаться с ним уважительно, как с отцом своей возлюбленной.
От такого унижения и от невозможности видеться с дочерью, от переживаний за нее Вырин теряет здоровье, спивается и уже через три года умирает. Он не ведает, что его дочь вполне удачно вышла замуж и родила троих детей. Ведь дочь и не подумала за три года навестить отца.
Почему? Нам сложно найти ответ на этот вопрос. Но она приезжает на его могилу и долго плачет на ней, лежа прямо на земле.
Как изменился Вырин…
Повесть «Станционный смотритель» продолжается описанием второй встречи рассказчика с главным героем. Спустя несколько лет судьба вновь забросила его в те края. Он подъезжал к станции с тревожными мыслями: все могло произойти за это время. Предчувствие и в самом деле не обмануло: вместо бодрого и жизнерадостного человека перед ним предстал поседевший, давно не бритый, сгорбленный старик. Это был все тот же Вырин, только теперь весьма неразговорчивый и угрюмый. Однако стакан пунша сделал свое, и вскоре рассказчик узнал историю Дуни.
Года три назад проезжал мимо молодой гусар. Девушка ему приглянулась, и он на несколько дней притворился больным. А когда добился от нее взаимных чувств, увез тайком, без благословения, от отца. Так свалившаяся беда изменила давно устоявшуюся жизнь семейства. Герои «Станционного смотрителя», отец и дочь, больше уже не свидятся. Попытка старика вернуть Дуню закончилась ничем. Он добрался до Петербурга и даже смог увидеть ее, богато одетую и счастливую. Но девушка, взглянув на отца, упала без чувств, и его попросту выгнали. Теперь Самсон жил в тоске и одиночестве, а главной его спутницей стала бутылка.
История создания повести
Александр Пушкин работал над произведением, находясь в 1830 году в Болдино. Повесть была написана быстро, всего за несколько дней, и уже 14 сентября она была окончена. Известно, что в Болдинское имение его привели некоторые денежные вопросы, но эпидемия холеры заставила его задержаться.
В это время было написано много прекрасных и замечательных произведений, среди которых самым выдающимся является «Станционный смотритель», краткий пересказ которой можно прочитать в этой статье.
Это интересно: эпифора это что такое, где применяется в литературе, примеры.
История о блудном сыне
Еще при первом своем приезде рассказчик заметил на стенах картинки с подписями на немецком языке. Они отображали библейскую историю о блудном сыне, забравшем свою долю наследства и промотавшем ее. На последней картинке смиренный отрок вернулся в родной дом к простившему его родителю.
Эта легенда очень напоминает то, что произошло с Выриным и Дуней, потому она неслучайно включена в состав повести «Станционный смотритель». Основная мысль произведения связана с идеей беспомощности и беззащитности простых людей. Вырин, хорошо знакомый с устоями высшего общества, так и не смог поверить, что его дочь может быть счастлива. Не убедила и сцена, увиденная в Петербурге, – все может еще измениться. Он ждал возвращения Дуни до конца жизни, но их встреча и прощение так и не состоялись. Возможно, Дуня просто долго не решалась предстать перед отцом.
Анализ произведения
Рассказ ведется от имени автора, который сам встречается и с Выриным, и с его дочерью. Писатель рассказывает о своих впечатлениях и размышлениях, в том числе и о положении станционных смотрителей, «которых только ленивый не ругал». Читатель между строк улавливает авторское отношение к «маленькому человеку», его незавидной участи и тяжелой жизни.
Далеко не случайно автор так подробно описывает опрятное и аккуратное жилище Самсона :
- чистые занавески на окнах,
- цветы на подоконниках;
- картины, иллюстрирующие притчу о блудном сыне;
- подробно останавливается на описании всех 4 картин: блудный сын покидает отца, забрав свою долю наследства, затем прогуливает все имущество с друзьями, долго скитается без денег, голодает и возвращается, кается перед отцом в своем поступке.
Автор подробно описывает красоту девушки — дочери смотрителя, говорит о ее невинном кокетстве и умении вести себя со строгими проезжающими. Отец явно гордится дочерью, она составляет всю его радость и счастье.
Спустя несколько лет автор вновь заезжает на эту же станцию, вспоминая о красавице-дочке смотрителя, но не узнает ни самого старика, который опустился, стал неряшливым и неопрятным, ни самой, прежде уютной, комнаты. Везде виднелись следы запустения и заброшенности.
Только выпив чаю с ромом, Самсон Вырин немного разговорился и рассказал, что произошло с ним и его дочерью. В этом отрывке автор слышит рассказ покинутого и обманутого отца и понимает, что разлука с дочерью разбила сердце старика и лишила его радости жизни.
Отправившись за Дуней в чужой город, отец, прежде всего хотел спасти ее от нищеты и позора. Он считал, что после того, как богач натешится красотой девушки, он выгонит ее без сожаления, а она останется одна, без средств к существованию и ей будет стыдно вернуться к отцу, которого она когда-то оставила.
Заключительная часть опять написана от имени автора, который спустя какое-то время вновь проезжал через станцию. Там он узнал, что старый смотритель умер, а Дуня приезжала, но не застала отца живым. Она долго лежала на могиле отца, поскольку став матерью, поняла, как болит родительское сердце за своих детей.
Возвращение дочери
В свой третий приезд рассказчик узнает о смерти старого знакомого. А сопровождавший его на кладбище мальчик поведает ему о барыне, приезжавшей уже после того, как умер станционный смотритель. Содержание их разговора дает понять, что все у Дуни сложилось хорошо. Она приехала в карете с шестью лошадями, в сопровождении кормилицы и трех барчат. Вот только отца в живых Дуня уже не застала, потому и покаяние «заблудшей» дочери стало невозможным. Барыня долго лежала на могиле – так по традиции просили прощения у умершего человека и навсегда прощались с ним – а затем уехала.
Краткое содержание
Самсон Вырин, работающий на маленькой станции смотрителем, часто терпит упреки и выговоры от проезжающих, вымотанных дальней дорого, усталостью, плохой погодой и просто недовольных жизнью. Каков он есть в реальности, таким его видит читатель глазами автора.
У Самсона есть молоденькая и очень красивая дочь Дуня, которая может своей ласковой улыбкой и поведением успокоить любого самого капризного проезжающего.
Однажды на станцию приезжает молодой гусар и богач Минский. Вначале он очень рассержен задержкой, но увидав Дуню, успокаивается и вдруг объявляет себя больным. Проведя 3 дня на станции, он уезжает, а Дуня вместе с ним, ничего не сказав отцу.
Спустя какое-то время Вырин отправляется пешком в Петербург разыскивать дочь. Он боится, что она окажется на улице, брошенная и оскорбленная. С трудом отыскав дом, где проживает Минский с Дуней, он отправляется туда. Но девушка, увидев отца, падает в обморок, а Минский выгоняет старика из дома, сунув ему в карман немного денег.
Деньги смотритель выбрасывает на улице и их тут подбирает какой-то молодой человек. Вернувшись домой, старик начинает пить и вскорости умирает.
Через несколько лет Дуня приезжает на станцию. Она превосходно одета, явно богата и в карете вместе с ней трое детей. Она узнает о смерти отца, идет на кладбище и долго лежит на его могиле.
Станционный смотритель: основная мысль повести
Почему же счастье дочери принесло невыносимые душевные страдания ее отцу?
Самсон Вырин всегда считал, что жизнь без благословения и в качестве любовницы – это грех. И вина Дуни и Минского, наверное, прежде всего в том, что и их отъезд (смотритель сам убедил дочь проводить гусара до церкви) и непонимание при встрече в Петербурге лишь укрепили его в этом убеждении, которое, в конце концов, доведет героя до могилы. Есть еще один важный момент – произошедшее подорвало в отце веру. Он искренне любил свою дочь, которая была смыслом его существования. И вдруг такая неблагодарность: за все годы Дуня ни разу не дала знать о себе. Она словно вычеркнула отца из своей жизни.
Изобразив небогатого человека самого низкого чина, но с высокими нравственными ценностями и чуткой душой, А.С. Пушкин обратил внимание современников на положение людей, находившихся на низшей ступени социальной лестницы. Неспособность протестовать и смирение с судьбой делают их беззащитными перед жизненными обстоятельствами. Таковым оказывается и станционный смотритель.
Основная мысль, которую хочет донести до читателя автор, — необходимо быть чуткими и внимательными по отношению к каждому человеку, независимо от его характера и социального положения. Только это поможет изменить царящие в мире людей безразличие и озлобленность.
Тема и главная мысль
Александр Сергеевич Пушкин одним из первых поднимает тему «маленького человека». Он открыто говорит о его чувствах, его страданиях, душевных переживаниях.
Основная мысль «Станционного смотрителя» заключается в простой истине:
- всем родителям, невзирая на их имущественное и социальное положение, дороги их дети;
- нельзя забывать своих родителей, нельзя их бросать.
Если формулировать идею «Станционного смотрителя» кратко, можно повторить слова, ставшие афоризмом: «Как вы относитесь к своим родителям, так и ваши дети станут относиться к вам».
По идее «Станционного смотрителя» Пушкина можно понять, как он сам относился к такой проблеме. У автора-рассказчика болит сердце за постороннего, в сущности, человека, которого он случайно встретил в своих разъездах. Он понимает всю его родительскую боль, отчаяние, переживания за единственную дочь и непрекращающуюся боль от разлуки.
Если внимательно прочесть повесть «Станционный смотритель», основную мысль произведения можно сформулировать самостоятельно: «Почитай и уважай своих родителей и будешь счастлив в своих детях».
Текст «Станционный смотритель» автор поместил в сборник «Повести Белкина», которые изучаются в школьной программе литературы. Произведение учащиеся изучают в 6 классе. Прочитав его, ученики смогут сами понять тайный смысл и сформулировать идею. Результатом их анализа станет написание сочинения, где они коротко изложат свои размышления по поводу прочитанного.
Проблематика повести
Главной проблемой, которую можно проследить в «Станционном смотрителе», можно считать проблему отцов и детей. Не всегда нравы и воспитание молодых людей позволяют совершить такой поступок, который совершил богатый молодой гусар.
Тем не менее Дуня не могла ему противиться, ведь здесь выступает еще одна проблема повести — это разница в деяниях мужчин и женщин. Некая бесправность вторых четко прослеживается в «Станционном смотрителе».
Третьей основной проблемой можно назвать иерархию и разницу в состоянии и происхождении людей. Тот, кто богаче и состоятельнее, позволяет вести себя более откровенно и агрессивно, считая, что ему доступно многое.
Сочинение 3
«Станционный смотритель» — небольшое произведение А.С.Пушкина, вошедшее в сборник «Повести Белкина». Именно оно дало начало одной из основных тем русской литературы — изображение «маленького человека».
Самсон Вырин, главный герой, — станционный смотритель, «сущий мученик 14-го класса», которого может обругать всякий проезжающий, чином выше, всякий может выместить на нем свое плохое настроение. Вынужденный покорно сносить оскорбления, Вырин не ропщет, старается всем угодить.
У него есть своя радость: Вырин счастлив как отец. Хозяйство в скромной обители ведет дочь Дуня. Она хороша собой, аккуратна, чистоплотна. Станционному смотрителю доставляет удовольствие, когда проезжающие засматриваются на его Дуню. Он гордится красавицей дочкой и частенько посылает ее утихомирить разошедшегося постояльца или принести чай в комнату к гостю.
Вот и гусар Минский притворился больным, чтобы Дуня ухаживала за ним. И когда он покидает почтовую станцию, увозит с собой и дочку Вырина. При этом Минский не считается с чувствами отца, он не считает нужным просить благословения, да и Дуня покидает родительский дом, даже не поставив в известность отца: она выбрала свою судьбу.
Вмиг жизнь С.Вырина утратила смысл, его мирок, центром которого была Дуня, разрушился. Погоревав, Вырин отправляется в Петербург, ему известно, как печально может сложиться судьба дочери. Он готов простить и спасти свою ненаглядную Дуню, поступившую столь опрометчиво. Однако дочь ему увидеть не довелось, Минский, видимо, решил, что бедный чиновник явился за выкупом; ему и в голову не приходит, что у Вырина могут быть какие-то чувства. Впервые в жизни маленький человек бунтует: деньги , полученные от Минского, Самсон Вырин в гневе выбрасывает.
Печальна судьба С.Вырина. Рассказчик с горечью говорит о том, что станционный смотритель в одиночестве спился, опустился и вскоре умер от тоски.
Пушкин правдиво изображает пренебрежительное отношение к бедному чиновнику . Писатель впервые показал чувства маленького человека и заставил сопереживать ему, но он не оправдывает своего героя. Человек должен иметь чувство собственного достоинства!
Кто же виноват в трагедии? В первую очередь, сам Вырин, который рабски переносит свое положение и позволяет грубость в свой адрес. Также весь мир станционного смотрителя замкнулся на Дуне, он гордится ее красотой, мечтает о богатом женихе, но мало заботится о нравственном воспитании дочери. Как и в библейской притче, Дуня приедет и будет горько рыдать на могиле отца, но раскаяние придет слишком поздно. Родительская любовь не должна перерастать в слепое обожание. Таковы нравственные уроки этой небольшой повести.
6 класс. 7 класс
🗹