(На фото: Станционный смотритель, Могилев, Беларусь. Автор: Alkhimov Maxim, 2012)
Ранней осенью 1830 г. Пушкиным была закончена работа над повестью «Станционный смотритель» из цикла «Повести Белкина». Период конца 20 – х, начала 30- х гг. 19 столетия характеризуется появлением в русской литературе множества сочинений нравоучительного характера. Как правило, главными их героями были, так называемые «маленькие люди», находящиеся на самом низу социальной лестницы. Одного из таких людей автор и делает своим главным персонажем.
В центре повествования история станционного смотрителя Самсона Вырина и его дочери Дуни, которая, влюбившись в проезжего гусара, оставила отца и уехала с возлюбленным в город. Попытки отца вернуть дочь оказались безуспешными и он, вернувшись домой, вскоре после описываемых событий умер.
Автор ведёт своё повествование в форме воспоминаний Ивана Петровича Белкина, со слов которого, якобы, и были записаны все повести цикла.
(А.Ванециан. Иллюстрация маслом к произведению А.С.Пушкина «Повести Белкина», 1947)
По мнению исследователей творчества Пушкина, данная повесть написана в жанре сентиментализма, хотя в ней присутствует немало моментов, характеризующих автора, как мастера реализма и романтики. Александр Сергеевич намеренно вложил нотки сентиментализма в рассказы Белкина, соответственно характеру его повествований. Все произведения цикла можно отнести к жанру небольшого романа, не смотря на то, что писатель именует их повестями, настолько психологически они насыщены.
Всё произведение пронизано идеей символизма. Во времена Пушкина к званию «станционный смотритель» относились с некоторым презрением, не вызывающем почтения и уважения. Должность, которая сама собой символизировала состояние постоянного унижения и оскорбления. Основная символика проявляется в картине, которая висит на стене, это — «Возвращение блудного сына», которая и выражает главную идею повести. Старый смотритель страстно ждал одного, возвращения своей ушедшей из дома дочери, в любом виде и состоянии. Образ станционного смотрителя дал определяющее направление в развитии идей произведений, защищающих честь и достоинство маленьких людей, так как он реалистичен и драматичен.
Основная идея повести в том, что так называемые «маленькие люди» — это такие же, живущие полной эмоциями и чувствами жизнью, люди. Их духовный мир и нравственные качества достойны уважения.
Картина на библейский мотив не зря висит на стене. Она изначально несёт в себе глубокий смысл. Ведь сюжет картины и самого повествования родственны. Библейская история говорит о сыне, покинувшем отца, но потом с раскаянием, вернувшимся к нему. Здесь происходит та же история, но с той лишь разницей, что раскаяние пришло слишком поздно и отец не дождался возвращения блудной дочери.
В чём смысл повести? Наверное, в очень простых истинах. В сочувствии тем, кто унижен и страдает. Что дети должны слушать и почитать своих родителей и не бросать их, а помогать в старости. В том, что позднее раскаяние может быть очень горьким. А ещё это рассказ о любви, о всепрощающей любви родителей к детям, готовой простить всё, даже предательство. Именно о той любви, которую даровал нам Бог.
Главные герои и их характеристика
Каждый из героев имеет свое значение для повести в целом. Главным персонажем можно считать самого станционного смотрителя,
Самсона Вырина
. Однако и остальные персонажи также важны, как и он. Ведь без них не было бы подано основной идеи повествования.
Дочка Вырина — Дуня
. Покладистая и мирная, хозяйственная молодая девушка. Следит за станционным домом, ведет хозяйство, любит своего отца и старается не перечить ему.
Минский Ротмистр
— офицер, который увез Дуню в другой город, далеко от ее родного края, жилища. Несмотря на ее переживания и душевные терзания ее отца, посчитал правильным забрать ее с собой, полагая, что в Петербурге им будет хорошо вместе.
Краткий пересказ повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»
На одной из станций находится небольшой дом, в котором проживает сам смотритель Самсон Вырин и его дочь Дуняша. Она очень любима своим отцом, а тот старается делать так, чтобы Дуняша жила хорошо. Дуня очень красивая молодая девушка, покладистая и любознательная.
Однажды мимо станции проезжал один богатый офицер Ротмистр Минский, который, увидев Дуняшу, влюбился в нее и решил во что бы то ни стало остаться на станции, чтобы стать ближе к этой семье. Он притворяется больным и под этим предлогом остается на станции.
Решив расположить к себе отца Дуни, Ротмистр предлагает девушке подвести ее к церкви, которая находится на окраине их села. Дуня собиралась в церковь к обедне. Воспользовавшись этим случаем, он везет Дуняшу не к церкви, а в Петербург, не сказав ни слова ее отцу.
Отец, забеспокоившись, решил дойти до церкви, чтобы убедиться, что с его дочерью все в порядке. Там он обнаруживает, что Дуни в церкви нет. Несколько позже смотритель узнает, что гусар отвез ее в Санкт-Петербург. Эта ситуация очень расстроила и разозлила смотрителя. Ему приходится собираться и ехать за своей любимой дочерью.
Приехав в Петербург, Самсон Вырин требует у гусара вернуть ему дочь. Но тот считает, что Дуне будет лучше жить с ним, поскольку он богатый и самодостаточный человек. Вырин не оставляет попыток вернуть свою дочь и пробирается тайком в дом офицера Минского. Дуня, увидев отца, падает в обморок. Минский вновь прогоняет отца Дуняши.
От горя Вырин не знает, куда ему деться. Он уезжает обратно на свою станцию и постепенно спивается. Через некоторое время он умирает, так и не вернув своей дочери.
Спустя годы, на могилу смотрителя приезжает молодая красивая и богатая женщина с тремя детьми и очень долго лежит на могиле.
Споры о чиновнике
Смещение выборки — термин социологии. Неминуемое смещение выборки произойдет, если проследить две отчетливые тенденции русской литературы в описании мелких чиновников — сострадательную и обличительную.
В Российской империи чиновником именовался человек, состоящий на государственной службе и имеющий классный чин в соответствии с Табелью о рангах. В 1827 году тайная политическая полиция констатировала: «Чиновники. Под этим именем следует разуметь всех, кто существует своей службой»2. Первоначально слово «чиновник» не имело неодобрительной оценочной окраски. У Даля читаем: «Чиновник — служащий государю и жалованный чином»3. Но на излете первой трети XIX века чиновниками стали именовать преимущественно тех, кто находился на статской службе — в министерствах, департаментах, в губернских и уездных канцеляриях.
И. Иткин. Самсон Вырин.
Первоначально русская классическая литература воспитывала у читателей лишь чувство сострадания к маленькому человеку в чиновничьем вицмундире. Примером тому и «Станционный смотритель».
Мы вместе с Пушкиным жалеем смотрителя почтовой станции Самсона Вырина, имевшего самый низкий чин XIV класса Табели о рангах. Станционный смотритель — маленькое и не очень заметное колесико в системе управления Российской империей.
«Тогда еще не было ни городских телеграфов, ни телефонов, а для спешной передачи приказаний начальства скакали по всем направлениям «сорок тысяч курьеров», о которых сохранится долговечное воспоминание в комедии Гоголя.
Это, разумеется, не было так скоро, как телеграф или телефон, но зато сообщало городу значительное оживление и свидетельствовало о неусыпном бдении начальства»4.
По всем почтовым трактам государства Российского днем и ночью скакали фельдъегеря, не жалея ни лошадей, ни ямщиков, ни самих себя.
И днем и ночью, не зная ни сна, ни отдыха, провинциальный чиновник Самсон Вырин обеспечивал бесперебойную работу государственного механизма.
П. Заболоцкий. Портрет унтер-офицера 2-й гренадерской роты лейб-гвардии Московского полка Андреева. 1836 год.
Анализ произведения
В результате тщательного анализа и обдумывания повести Пушкина, а также некоторых отзывов критиков, можно понять, что мотивом произведения выступает, главным образом, разобщенность мыслей и действий близких людей. Финал произведения очень драматичен.
И, несмотря на то, что Дуня завуалирована под молодую женщину с детьми в описании повести, читатель без труда узнает ее, горюющую на могиле отца.
Каждый персонаж сложен и небезупречен. В результате такого явления, как сословная иерархия, случилась основная трагедия повести, так как богатый мужчина смог заполучить желаемую женщину себе, не спросив разрешения ее отца и даже выгнав его на улицу.
Войны дворянина Вырина
Пушкин очень точен в деталях — выразительных и очень информативных для наблюдательного исследователя. В 1816 году, когда начинается действие повести, Самсону Вырину было около пятидесяти лет. Следовательно, он родился примерно в 1766 году. В это время Российская империя вела многочисленные войны, в которых принял участие герой повести. Прежде чем стать станционным смотрителем, он долгие годы служил в армии нижним чином (рядовым солдатом и 12 лет унтер-офицером10), участвовал в ряде сражений, выслужил первый офицерский чин прапорщика, но не успел заслужить офицерских наград.
«Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах»11.
Зеленый сюртук — это предмет офицерского гардероба, носимый вне строя. Гражданскому чиновнику полагался вицмундир. «Сущий мученик четырнадцатого класса» Самсон Вырин в 1816 году имеет не гражданский чин коллежского регистратора, а военный чин отставного прапорщика12. Однако офицерских знаков отличия, орденских крестов, у смотрителя нет. Монаршее благоволение или Аннинская шпага — максимальная награда, на которую мог рассчитывать армейский прапорщик. Мы вправе лишь предполагать, какие солдатские медали украшали его военный сюртук.
Судя по возрасту, смотритель начал служить еще в Екатерининскую эпоху и мог получить одну из тех медалей, что были учреждены Екатериной II для нижних чинов, отличившихся в сражениях: «За храбрость на очаковских водах» (1788), «За храбрость при взятии Очакова» (1789), «За храбрость на финских водах» (1789), «За храбрость при взятии Измаила» (1791), «За труды и храбрость при взятии Праги» (1795). Среди наград Самсона Вырина могли быть и серебряные медали Александровской эпохи: «За труды и храбрость при взятии Гянджи» (1804), «За переход на шведский берег» (1809), «За проход в Швецию чрез Торнео» (1809), «За отличие при взятии приступом Базарджика» (1810).
Наконец, весьма вероятно, что Самсон Вырин был отмечен серебряной медалью «В память Отечественной войны 1812 года» (1813). Эту, пожалуй, самую знаменитую медаль Российской империи с гордостью носили на груди четверть миллиона воинов Русской армии — от солдата до фельдмаршала. «Приятнее всех наград были медали за 1812-й год… они составили… какую-то дружескую, братскую связь между русскими военными»13.
В тот момент, когда Пушкин завершил свою повесть, в Почтовом департаменте всё еще служили ветераны войны 1812 года, начавшие службу нижними чинами, награжденные солдатскими медалями из числа тех, что перечислены выше, но не имевшие офицерских наград. В Москве — поручик Василий Осипович Горецкий. В городе Тим Курской губернии — подпоручик Тихон Фролович Фролов. В городе Бирск Оренбургской губернии — коллежский секретарь Павел Иванович Фещов. В городе Лохвица Полтавской губернии — поручик Леонтий Васильевич Богданов. В городе Шацк Тамбовской губернии — коллежский секретарь Иван Харитонович Харитонов14. Каждый из них мог бы претендовать на роль прототипа литературного героя.
Отмеченный тремя медалями Самсон Вырин — ветеран нескольких войн. Он сражался и проливал кровь в битвах с турками, персами, шведами, французами. Выслужил на поле чести офицерский чин прапорщика, который в ту эпоху давал права потомственного дворянства.
Пушкин и тут в каждой строке историчен.
Любимая дочка станционного смотрителя Дуня — потомственная дворянка, со временем ставшая законной супругой умыкнувшего ее ротмистра Минского, и мать троих детей. А еще, можно утверждать, полковница или генеральша. (Она приезжает на могилу отца с тремя детьми в карете, запряженной шестеркой лошадей. Историк знает, что еще 3 апреля 1775 года манифест Екатерины II строго регламентировал число лошадей в экипажах чиновных особ. Запрягать в экипаж шесть лошадей во время городского выезда дозволялось лишь носителям генеральских чинов и их женам. Но согласно новому расписанию от 18 сентября 1824 года право требовать на почтовых станциях шесть лошадей получили полковники и им равные чины VI класса15.)
Государство Российское не могло обеспечить Самсона Вырина пенсией, но на старости лет дало возможность обрести кров и кусок хлеба на почтовой станции в качестве чиновника, сохранившего право на военный мундир. 8 февраля 1821 года Александр I повелел: станционных смотрителей из числа отставных военных офицеров в статские чины (классы) не переименовывать16. Жалованье станционного смотрителя составляло 70 рублей в год17. Учитывая обстоятельства времени и места — более чем четырехкратное падение курса государственных ассигнаций и тот колоссальный дефицит бюджета, который существовал после окончания наполеоновских войн, — большего для прапорщика Вырина сделать было нельзя18.
А теперь вернемся к «коэффициенту искажения».
Дом станционного смотрителя в Выре.
История создания
Год написания повести отличается от года ее публикации. Написан «Станционный смотритель» был 14 сентября 1830 г., тогда как издали его уже в 1831 г.
Повесть послужила созданию мемориального музея под названием «Дом станционного смотрителя», который был построен в деревне Выра в Ленинградской области.
В повести можно проследить тщательное описание комнат этого дома, которые можно наблюдать и в музее. Многим школьникам задают написать сочинение или изложить основные события и моменты произведения в читательском дневнике.
Эта повесть является золотой классикой. Очень популярна она в старших классах средней школы. Поэтому детям очень интересно будет побывать в этом музее, чтобы явно ощутить отношения и быт той эпохи.
Темы «Станционного смотрителя»
В произведении Александра Сергеевича четко прослеживается две основных темы. Автор хотел передать низменность так называемого «маленького человека» и его никчемность по отношению к другим, более богатым людям. Вторая тема — любовь. Она может быть любовью отца к своей дочери или дочери к отцу, а также любовь мужчины к женщине.
Рассмотрим обе темы отдельно:
- Тема «маленького человека»
явно прослеживается с самого начала произведения. Смотритель небогат, в отличие от состоятельного офицера. В результате их разницы в сословиях и произошла такая драматичная история. - Тема любви
вечна и можно много рассуждать об этом. В повести, в первую очередь, прослеживается тема любви отца к своему ребенку. Кроме того, любовь мужчины, который встретил женщину, также можно отследить в произведении.
Смысл повести и ее драма не только в неравенстве людей, но и в невозможности распоряжаться своей жизнью молодой девушке Дуне и проблеме ее отца. Ведь он так и не смог вернуть к себе своего ребенка. Несмотря на это, Дуня, судя по окончанию произведения, осталась жить с гусаром, имела достаток и родила детей.
Невозможно рассуждать, счастлива ли осталась эта женщина, но она явно была очень опечалена кончиной своего отца.
Публикация произведения
Выход книги был встречен первоначально критикой неоднозначно. Многие современники акцентировали своё внимание на антиромантизме повестей, посвящённых жизнеописанию мелких чиновников, военных, мелкопоместных уездных помещиков. Это и неудивительно, потому что все они привыкли видеть героев Пушкина байроновского характера. Можно сказать, что отношение было довольно посредственное, но и без яркой критики.
Гораздо позже был оценён именно «Станционный смотритель» Достоевским в 1876 г., когда он писал, что «всё у нас идёт от Пушкина и его поворота к народу…». Настоящую популярность и любовь массового читателя повести получили в советские времена, когда произведения Пушкина, в том числе и «Смотритель», издавались миллионными тиражами с хвалебными рецензиями самых именитых писателей.
Проблематика повести
Главной проблемой, которую можно проследить в «Станционном смотрителе», можно считать проблему отцов и детей. Не всегда нравы и воспитание молодых людей позволяют совершить такой поступок, который совершил богатый молодой гусар.
Тем не менее Дуня не могла ему противиться, ведь здесь выступает еще одна проблема повести — это разница в деяниях мужчин и женщин. Некая бесправность вторых четко прослеживается в «Станционном смотрителе».
Третьей основной проблемой можно назвать иерархию и разницу в состоянии и происхождении людей. Тот, кто богаче и состоятельнее, позволяет вести себя более откровенно и агрессивно, считая, что ему доступно многое.
Тема
Проведя анализ произведения «Станционный смотритель», выясняем многогранную тематическую содержательность этой небольшой повести.
Основные герои повести – отец и дочь, и вечная тема отцов и детей проходит на протяжении всего повествования. Отец, человек старой закалки, очень сильно любит свою дочь, цель его жизни – уберечь её от всех жизненных невзгод. Дочь Дуня в отличие от отца мыслит уже по-другому, по-новому. Ей хочется разрушить сложившиеся стереотипы и вырваться на свободу из серой, будничной деревенской жизни в большой город, сверкающий яркими огнями. Её безумная идея внезапно претворяется в жизнь и она легко покидает отца, уехав с первым попавшимся кандидатом на обладание ею.
В побеге Дуни из отчего дома проскальзывает тема романтической страсти. Дуня понимает, что смотритель будет против такого решения, но в погоне за счастьем девушка даже не пытается сопротивляться поступку Минского и безропотно следует за ним.
В повести Пушкина, помимо основной любовной темы, автором затронуты и другие проблемы общества, существовавшие в то время. Тема «маленького человека» касается нелегкого положения мелких служащих, которых считают обслугой, пустым местом и соответственно к ним относятся. В этом отношении к таким служащим и есть смысл названия повести, обобщающий всех «маленьких людей» с единой судьбой и нелёгкой долей.
В повести глубоко раскрыта проблематика нравственных отношений, выявлена психология каждого из героев, их точка зрения, и в чём для каждого из них заключается суть существования. В погоне за своим призрачным счастьем Дуня на первое место ставит свои личные интересы, забывает о родном отце, который готов ради любимой дочери на всё. У Минского совершенно другая психология. Это богатый человек, который не привык в чём-либо себе отказывать, и увезти малолетнюю дочь из дома отца для него является очередной его прихотью. Сам собой напрашивается вывод, что каждый человек поступает в зависимости от своих желаний, и хорошо, если эти желания подчинены разуму, ибо в другом случае они приводят к драматическому исходу.
Тема «Станционного смотрителя» многогранна, и многие проблемы, охваченные в этой повести, до сих пор являются актуальными. То, чему учит произведение Пушкина, и поныне случается повсеместно, и жизнь человека зависит лишь от него самого.
Чему учит произведение
Сказать кратко о «Станционном смотрителе» можно, хотя основных идей можно выделить как минимум три. Множество цитат, прослеживаемых в тексте, подтверждают сословную разницу отца Дуняши и молодого гусара. В их разговоре, поведении, отношениях можно различить композицию скрытой вражды и разницу в материальном положении.
Эпизод, в котором описывается, как гусар прогоняет отца Дуни, говорит о том, что он считает себя выше смотрителя и всячески старается это показать. Несмотря на разницу в возрасте, которую стоило бы учитывать Минскому, он не стал спрашивать разрешения Вырина и просто увез молодую девушку из родной обители.
Выводом может служить горе молодой девушки, которая приезжает на могилу к своему отцу, после его кончины. Несмотря на то, что выглядит она в определении красивой и богатой, ее душевная травма достаточно явна.
Жанр
Сам писатель называет свое произведение повестью, хотя каждое творение из знаменитого цикла «Повести Белкина» можно отнести к жанру маленького романа, настолько глубоко их психологическое содержание. В сентиментальной повести «Станционный смотритель» чётко просматриваются основные мотивы реализма, настолько правдоподобно выглядит главный герой, который мог встретиться и на самом деле.
Эта повесть является первым произведением, начинающим тему «маленьких людей» в русской литературе. Пушкин достоверно описывает жизнь и быт таких людей, нужных, но незаметных. Людей, которых безнаказанно можно оскорблять и унижать, совершенно не думая о том, что это живые люди, у которых есть сердце и душа, которые так же, как и все, могут чувствовать и страдать.
🗹