Сочинение по картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»

Картина Царевна-Лебедь художник Врубель

История и описание картины Михаила Врубеля «Царевна-Лебедь». В конце статьи сочинение для 3 класса школы.

Картину «Царевна-Лебедь» написал великий русский художник Михаил Александрович Врубель (1856-1910). Работа была создана в 1900 году. Холст, масло. Размеры: 142,5 x 93,5 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Михаил Врубель вдохновился на создание картины после премьеры оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», которая была основана на сказке А.С.Пушкина. Музыкальная драма была поставлена 1 декабря 1900 года. Саму Царевну-Лебедь тогда сыграла супруга художника Надежда Забела-Врубель, а сам Михаил Александрович создавал эскизы декораций и костюмов героев постановки. Увиденное на сцене вдохновило его на создание нового полотна, которое впоследствии было признано настоящим шедевром русской живописи, одной из самых лучших картин Врубеля.

Сочинение по картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»

Сочинение по картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»

Выдающийся русский художник Михаил Алек­сандрович Врубель родился 5 (17) марта 1856 года в Омске. Отец мальчика был строевым офицером, участником Крымской кампании, потом он стал во­енным юристом. Михаил Врубель рано начал рисовать. С восьми лет он посещал рисовальные классы Общества поощрения художников. Потом мальчик обучался рисованию у частного педагога и посещал рисовальную школу. Юноша получил прекрасное образование.

После окончания Ришельевской Классической гимназии он поступил на юридический факультет Петербургского университета. После оконча­ния университета Врубель поступил в Академию художеств.

Творческую манеру Врубеля отличает декоративность и цветовое богатство. Врубель умел ценить красоту природы, был удивительно талантлив. Он создал множество потрясающих произведений, которые восхищают зрителей великолепием и гармонией.

Восхищение и восторг вызывает у зрителя карти­на М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь». При взгляде на это произведение нам хочется воскликнуть: «Сказ­ка, волшебство, необыкновенная красота!» Создаётся впечатление, что какие-то неведомые силы перенесли тебя в то самое царство Гвидона, где творились чуде­са, описанные великим русским поэтом А. С. Пуш­киным в своей знаменитой сказке. И вот одно из чудес предстаёт перед нами — Царевна-Лебедь, кото­рая явилась воплощением неземной красоты героинь русских народных сказок.

С картины на нас смотрит красивая девушка с пре­красным, но печальным лицом. Её большие карие и необыкновенно красивые глаза смотрят с грустью. Соболиные брови придают взгляду особую вырази­тельность. Бледное лицо обрамляют чёрные волосы, заплетённые в русскую косу. Контраст цветов подчёр­кивает красоту девушки. На алых губах нет и тени улыбки. Чувствуется, что на душе героини неспокой­но. Возможно, она предчувствует расставание, какое- то печальное событие или скучает о ком-то. Её взгляд проникает в самое сердце, пробуждает сочувствие, заставляет сопереживать.

Голову прекрасной царевны украшает необыкно­венной красоты кокошник: замысловатые узоры, само­цветные камни белого, голубого и бирюзового цветов, нежное плетение с мелкими бусинками, выполненное в русских национальных традициях, украшающее лоб — всё сверкает, добавляет красоты и великоле­пия.

Со сказочного венца на плечи царевны ниспадает лёгкая прозрачная, словно сотканная из воздуха, вуаль, украшенная серебряной нитью. Героиня нежно держит её, прижимая руку к самому сердцу, как делают девушки в моменты тревоги и переживаний. Нежную руку украшают драгоценные кольца, как бы напоминая о том, что перед нами — царевна.

За спиной сказочной царевны — огромные бело­снежные крылья. В вечернем сиянии они излучают необыкновенный перламутровый свет, который при­даёт картине нежность, великолепие, добавляет ощу­щение волшебства. Крылья символизируют чистоту и невинность героини.

На заднем плане картины — тёмное, глубокое, неспокойное море, которое почти сливается с таким же тёмным, с багровыми отливами, и мрачным небом. Создаётся ощущение тревоги, надвигающейся опас­ности. Только светлая полоска неба на горизонте, разделяющая море и грозный небосвод, вселяет на­дежду на светлое будущее, победу добра над злом и счастливый конец, который традиционно завершает все народные сказки.

На заднем плане слева изображён чудесный ост­ров с многочисленными строениями и дворцом, окна которого освещены ярким алым светом. Всё это — творение прекрасной Царевны-Лебедь, которая, как и все героини русского фольклора, преданно и беззаветно любит, помогает, поддерживает, вдохновляет на подвиги и восхищает.

Глядя на картину М. А. Врубеля Царевна-Лебедь, невольно задумываешься о вечных ценностях, начинаешь верить в то, что в нашей обыденной жизни непременно найдётся место удивительному чуду!

LiveInternetLiveInternet

barucaba.livejournal.com

«…Ты светлая звезда таинственного мира, Куда я возношусь из тесноты земной, Где ждет меня тобой настроенная лира, Где ждут меня мечты, согретые тобой…»

Пётр Вяземский

Все сказочные фольклорные сюжеты о превращении человека в Лебедя, включая классический русский образ Царевны-Лебеди, восходят к гиперборейской традиции. Морское божество Форкий — сын Геи-Земли и прообраз русского Морского царя сочетался браком с титанидой Кето. Их шесть дочерей, родившихся в гиперборейских пределах, изначально почитались как прекрасные Лебединые девы. О Форкидах, подобных Лебедям, обитающих на краю земли, окутанной вечной ночью, рассказывал еще Прометей в великой трагедии Эсхила. Сказочные создания, по преданиям, как и полагается Лебединым девам, часто появляются у реки, сбрасывают лебединое оперение и плещутся в прохладной воде. Лебединые девы, сбросившие лебединое одеяние, превращаются в волшебных красавиц. Образ Лебедя, Человека-Лебедя и лебединой символики проходит через всю историю культуры народов Евразии: от древнейшего ковша в виде Лебедя, найденного при раскопках первобытной стоянки (III—II тыс. до н.э.) на Среднем Урале и петроглифов Онежского озера до нежных античных Богинь с лебедиными крылами. Крылатые девы со стилизованным оперением встречаются и на русских вышивках. Дева-Лебедь (Леда, Лада) — древний и всеобъемлющий образ. Сюжет брака человека с Лебедем или превращения в Лебедя распространен у многих народов, он нашел отражение и в ряде фольклорных образов, в т.ч. Царевна-Лебедь. И Пушкин каким-то непостижимым чутьем уловил истинную, божественную природу Лебеди из сказки, рассказанной ему Ариной Родионовной. Поэт искал главную линию событий, которая так свободно потом соединила все его мысли. В первом варианте волшебные превращения и прочие чудеса происходят благодаря Царице-матери. В окончательном — их творит царевна-Лебедь. Главная тайна и чудо в том, что в своем многолетнем пути к этому поразительному прозрению поэт вплотную подошел к древнейшим народным истокам образа божественного Лебедя. Портрет-описание вечно юной богини, какой ее увидел молодой князь Гвидон:

Тут она, взмахнув крылами, Полетела над волнами И на берег с высоты Опустилася в кусты. Встрепенулась, отряхнулась И царевной обернулась: Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит; А сама-то величава, Выступает будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит.

Ария Царевны-Лебедь из оперы Римского-Корсакова

1900 г. В этой работе художника есть что-то таинственное и тревожное — недаром «Царевна-Лебедь» была любимой картиной Александра Блока.

* * * Шлейф, забрызганный звездами, Синий, синий, синий взор. Меж землей и небесами Вихрем поднятый костер. Жизнь и смерть в круженьи вечном, Вся — в шелках тугих — Ты — путям открыта млечным, Скрыта в тучах грозовых. Пали душные туманы. Гасни, гасни свет, пролейся мгла… Ты — рукою узкой, белой, странной Факел-кубок в руки мне дала. Кубок-факел брошу в купол синий — Расплеснется млечный путь. Ты одна взойдешь над всей пустыней Шлейф кометы развернуть. Дай серебряных коснуться складок, Равнодушным сердцем знать, Как мой путь страдальный сладок, Как легко и ясно умирать. 1906

Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Тайные чары все же покоренного злого колдовства. Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра. Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и той особенной величавой красотою, свойственной народным сказам.

Сочинение 2

Она такая красивая эта царевна! Такая загадочная и необычная… И в сказке у неё есть волшебная тайна, ведь она заколдованная принцесса. Но тут еще больше интересного. Это ведь картина, а не просто иллюстрация!

У неё печальные огромные глаза. Они, правда, очень большие… И бледная она очень. Волосы черные, брови, ресницы. Будто карандашом нарисована! И цвет лица такой неровный. Или это так свет падает. И губы не накрашенные.

Корона на голове похожа на огромную снежинку. Она будто Снегурочка! Но это лебедь – вот крылья с перьями. Корона красивая, серебряная с каменьями. Камни такие большие: Синие и зеленые. И ещё такое кружево на лбу, тоже из серебра. И кружева на платье тоже серебряные. Если это костюм, то его можно легко переделать из лебедя в Снегурочку, в Снежинку. (Крылья просто убрать.)

На руке у неё кольца, тоже с камнями. В общем, у Лебедя денег куры не клюют! И это хорошо.

Ткань прозрачная и лёгкая, красивая. Фон кажется темным. Но я смотрю внимательно: тут красивое море голубое с темным, небо, горы… Царевна всё затмевает. Но там тоже красиво вокруг. Айвазовский бы нарисовал этот пейзаж, а девушку бы просто сделал очень маленькой.

Город там за ней тот самый – из сказки. Приятный вид. Небо немного серое. Не очень погода. Царевна сама похожа на белое облако. Её оперение занимает часть картины… Она почти летит. Внизу белый – совсем прозрачный.

Коса у неё такая длинная! Не помню, как в сказке. Но мне казалось, что царевна должна быть блондинкой. А тут такие черные волосы! Но для контраста классно. Блондинка бы потерялась в белом оперении. И румянец во всю щеку тут не нужен… Она ведь немного печальная царевна. Тут – совсем Несмеяна! Но она красивая – это самое главное. Принц её поцелует, она превратится снова в девушку. Хотя птицей ведь тоже не так плохо – она может летать! Такие крылья! Я бы тоже хотела так полетать… Годик. А потом пусть и принц подъезжает.

Я видела картину такую у наших знакомых. Она для них – образец красоты. А я сначала подумала, что это их любимая сказка. Но я не спорю – царевна хороша. Вот только мне нравятся не такие бледные, грустные. Нужно как-то веселей, радостней. Я б такую картину у себя не повесила – даже в зале. От неё может стать грустно.

Важно, что у этого автора ещё есть картина «Демон», а он похож на брата царевны. Похожий стиль! Но сложный. Опять там грусть и тоска. Мне, простите, не очень нравится. Ну, ладно… Красивая всё равно.

Символизм и мистика

В символизме лебедь считается олицетворениям вдохновения, благодаря которому можно познать самые темные и таинственные стороны жизни. Так и на полотне художника: бледная кожа девушки, ее темные волосы и хрупкие длинные пальцы вызывают восхищение и словно манят и притягивают к себе, особенно сильный пол. А воды замерзшей реки и блеклость огней передают ускользание движения, складывается впечатление, что изображенный персонаж это всего лишь бесплотное призрачное видение, которое вот-вот исчезнет.
Рассматривая Царевну Врубеля, хочется узнать, куда она идет? Какова история ее жизни? Из-за чего тоска в ее глазах? Художнику прекрасно удалось передать всю таинственность и мистичность образа, олицетворяющего то, что манило людей во все времена – сказки, мифы и непостижимость тайны бытия.

Врубель, на мой взгляд, создал потрясающую картину, которая впечатляет своей красотой и великолепием. На картине изображена невероятно красивая и удивительная царевна. Мне очень понравилось, как художник изобразил ее внешность. С какой точностью он изобразил глаза, в которых отражается нежность, грусть и доброта. Ее тонкие и хрупкие руки, бережно держат фату. Впечатляет ее белая одежда, напоминающая крылья прекрасного лебедя, которая искрится в лучах заката и сияющие украшения царевны. Героиня картины ассоциируется у меня в первую очередь со сказочным персонажем А.С.Пушкина, с нежностью и легкостью.

В картине много светлых и темных цветов. Это сочетание позволяет прочувствовать образ царицы, понять ее печаль и грусть. На мой взгляд, художник использовал холодные оттенки, за счет которых получилось отобразить водную гладь и нежность царицы, что так похожа на лебедя.

«Царевна-Лебедь» — одна из самых загадочных картин Врубеля

«Царевна-Лебедь» (1900 г) – это одна из самых загадочных картин Врубеля. Сюжетно этот образ связан с русскими сказками и мифологией, а также со знаменитыми литературными образами – царевны-лебеди из «Сказки о царе Салтане» А. Пушкина, а также героини оперы Н. А. Римского-Корсакова по сюжету всё той же сказки Пушкина. Партию Царевны-Лебеди из оперы пела жена Врубеля – Надежда Забела-Врубель. Художник любил воплощать образ горячо любимой жены во многих своих картинах.

Однако в этой картине живописца нет никакого даже отдалённого сходства ни с женой – лицо Царевны-Лебеди нисколько на неё не похоже, ни с героинями сказок Пушкина и Римского-Корсакова. Там – сплошной мажор, радость, это хотя и волшебные, но вполне «земные» образы. Царевна-Лебедь из сказки выходит замуж за любимого человека, и с её помощью жизнь сказочных героев налаживается и протекает благополучно и счастливо.

Вариант 2

При помощи всего двух основных цветов – серого и белого художнику удалось в тончайших деталях передать всю красоту и волшебство удивительного персонажа.

Сказочная Царевна стоит в пол-оборота, как будто, замерла лишь на мгновение. Это очень красивая, стройная девушка. Ее белоснежное лицо с правильными чертами лица приковывает внимание. Оно очень бледное и печальное. Огромные, широко распахнутые глаза с темными зрачками смотрят прямо на зрителя и завораживают. Кажется, что в них стоят слезы.

Густые черные ресницы и брови красиво обрамляют блестящие глаза и перекликаются с пышными черными волосами. Они заплетены в тугую длинную косу, которую слегка скрывает тонкая прозрачная фата, расшитая по всему контуру дивными узорами. Все завитки серебристой каймы на невесомой ткани прорисованы очень четко. Царевна придерживает фату рукой. Кисть руки такая же бледная, как и лицо. Тонкие пальцы украшают массивные перстни с камнями.

На голове у Царевны величественная корона. Она высокая, серебряная с резными узорами и множеством мелких драгоценных камней. Но они не яркие, не отвлекают внимание от лица, наполненного грустью. Переплетение серебряных нитей срывает лоб красавицы и еще больше акцентирует внимание на ее глазах.

За спиной девушки огромные белые крылья, они почти раскрыты и готовы поднять ее в воздух. Крупные перья левого крыла очень четко прорисованы. Низ больше похож на пушистое платье с пышной юбкой и множеством складок, но это тоже перья. Белый цвет перьев и фаты красиво оттенен серебристыми узорами и короной, отчего образ Лебеди получился величественный и утонченный.

На дальнем плане художник изобразил море. Оно неприветливое, темно-серое, на горизонте оно сливается с тяжелым свинцовым небом. На таком холодном фоне белоснежная Лебедь выглядит еще более хрупкой и ранимой. Слева вдалеке виден город с оранжевыми огнями, на который спускаются сумерки. Солнце садится. Время пришло: ей пора улетать.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: