В. Г. Распутин «Уроки французского»: анализ, краткое содержание


Василий Андреевич, директор школы

Строгий человек с манерой громко разговаривать. В школе дети очень его боялись. Провинившегося ученика в присутствии всех учащихся директор школы заставлял объяснить, что его толкнуло на плохой поступок. Застав учительницу с автором, играющих на деньги в «пристенок», директор от возмущения не находит слов. Разбираться в сути поступка педагога он не стал, посчитав это преступлением.

Пословицы к произведению:

Свет не без добрых людей.

Сделав добро, не кайся.

Доброе дело само себя хвалит.

С голоду хлебная корка слаще пирога.

Доброго держись, а от худого удались.

Назад к содержанию

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Второстепенные персонажи

Дядя Ваня.

Шофер, который по работе возит в райцентр груз. Один раз в неделю дядя Ваня привозит мальчику продукты.

Федька.

Сын хозяйки квартиры, где жил главный герой. Федька познакомил его с на деньги. Федька и его семья подворовывают еду у главного героя, когда тот находится в школе.

Вадик.

Городской мальчик из 7 класса той же школы, где учится главный герой. Хитрый, злой подросток, который насмехается и обижает тех, кто младше и слабее. Дружит с хулиганом Птахой. Избивают главного героя несколько раз за то, что он играет лучше всех.

Птаха.

Друг Вадика, остался на второй год в пятом классе, школу посещает как придётся. Драчун, хулиган, не имеющий своего мнения.

Тишкин.

Одноклассник автора, который часто присутствовал при играх на деньги, но сам не участвовал. Он первым «сдал» мальчишку учительнице французского, рассказав откуда у него синяки и побои.

Игра на деньги

Игра учительницы с учеником на деньги, казалось бы, — безнравственный поступок. Однако что стоит за ним? Ответ на этот вопрос дает в произведении В. Г. Распутин («Уроки французского»). Анализ позволяет вскрыть мотивы, движущие Лидией Михайловной.

Видя, что в послевоенные голодные годы школьник недоедает, учительница приглашает его под видом дополнительных занятий к себе домой, чтобы подкормить. Она ему присылает посылку, якобы от матери. Но мальчик отказывается от ее помощи. Затея с посылкой успехом не увенчалась: в ней были «городские» продукты, и этим учительница себя выдала. Тогда Лидия Михайловна ему предлагает игру на деньги и, конечно, «проигрывает» для того, чтобы мальчик на эти копейки смог себе купить молока. Женщина счастлива, что этот обман ей удается. И ее вовсе не осуждает Распутин («Уроки французского»). Анализ, проведенный нами, позволяет даже сказать, что писатель ее поддерживает.

История создания

Рассказ “Уроки французского”, действие которого происходит в конце сороковых годов, был написан в 1973 году. Опубликован в том же году в комсомольской газете г. Иркутска “Советская молодёжь”. Произведение посвящено матери близкого друга писателя Александра Вампилова-учительнице Копыловой Анастасии Прокопьевне.

По признанию самого автора, рассказ глубоко автобиографичен, именно детские впечатления легли в основу рассказа. После окончания четырёхлетней школы в своём родном селе будущий писатель вынужден был переехать в районный центр Усть-Уда, чтобы продолжать учёбу в старшей школе. Это был тяжёлый период для маленького мальчика: жизнь у чужих людей, полуголодное существование, невозможность одеваться и питаться, как положено, непринятие деревенского мальчика одноклассниками. Всё, что описывается в рассказе, можно считать реальными событиями, ведь именно такой путь прошёл будущий писатель Валентин Распутин. Он считал, что детство – самый главный период в формировании таланта, именно в детстве человек становится художником, писателем или музыкантом. Там же он черпает своё вдохновение всю оставшуюся жизнь.

В жизни маленького Вали была такая же Лидия Михайловна (это реальное имя учительницы), которая помогала мальчику, старалась скрасить его тяжёлое существование, посылала посылки и играла в “пристенок”. После того, как вышел рассказ, она нашла своего бывшего ученика и произошла долгожданная встреча, с особым теплом он вспоминал разговор, который состоялся с Лидией Михайловной во взрослом возрасте. Она забыла многие вещи, которые помнил писатель с детства, он хранил их в памяти много лет, благодаря чему появился чудеснейший рассказ.

Нравственные проблемы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского».

Нравственные проблемы в рассказе

В.Г. Распутина «Уроки французского».

Цели:

  • Формировать систему нравственных ценностей (уважение, любовь, сочувствие).
  • Развивать навыки аналитико-исследовательской работы по тексту ; культуру связной устной речи; мышление.
  • Создать условия для выражения эмоционально-личностных оценок поступков и судеб героев.

Методические приёмы:

  • аналитическая беседа;
  • проблемные вопросы;
  • рассказ учителя;

Виды деятельности учащихся.

  • Подбор материала из художественного произведения для ответа на заданный учителем вопрос.
  • Выразительное чтение отрывков из повести.
  • Пересказ эпизодов повести с элементами анализа текста.
  • Анализ образа героя.
  • Самостоятельная формулировка вывода урока.

Ход урока.

Фамилию учителя можно и забыть,

важно, чтоб осталось слово «учитель»

В. Астафьев

Учитель

: Ребята, вы дома должны были попробовать одним предложением сказать, о чём рассказ «Уроки французского». (Ответы детей)

Можно много говорить об этом, поэтому проблем, поднятых в рассказе достаточно много: тема трудного детства, тема взаимоотношения учителя и ученика, о трудных взаимоотношениях подростков, о мужестве, о доброте, о становлении характера. Для меня же это произведение об учителе.

Когда-то Виктор Гюго сказал: «Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие, развертывающие с ним, составляющие неотъемлемую часть его».

— Как вы можете объяснить эти слова? ( Человек растёт, и вместе с ним растёт и развивается всё то, что заложено в детстве. Не зря психологи говорят о том, что детство влияет на всю последующую жизнь человека, что психологические раны и травмы, полученные в детстве, так или иначе, скажутся во взрослом возрасте)

-А каким же было детство Валентина Распутина? Об этом нам расскажут исследователи его творчества, ваши одноклассники.

Портрет В.Г. Распутина.(или презентация)

1 ученик:

Родился В.Г.Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области в поселке Усть-Урда, расположенного на берегу Ангары. Детство частично совпало с войной: в первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пошел в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь была трудной, временами полуголодной.

Здесь, в Аталанке, научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Библиотека начальной школы была очень маленькой – всего две полки книг. «Свое знакомство с книгами я начал с воровства. Мы с приятелем одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книги. Потом приходили, возвращали прочитанные и брали новые»

— вспоминал автор. Окончив 4 класса в Аталанке, Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась в 50 км от родной деревни. Необходимо было перебраться туда жить, причем одному.

2 ученик:

Да, детство Распутина было трудным. Не всякий, кто хорошо учится, умеет оценивать поступки свои и чужие, а вот для Валентина Григорьевича учеба стала трудом нравственным. Учиться было сложно: нужно было преодолеть голод (мать с попутками передавала ему раз в неделю хлеб и картошку, но их всегда не хватало). Распутин все делал только на совесть.
«Что мне оставалось? – затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было…. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок» — вспоминал писатель
. Оценивали его знания только на отлично, кроме разве что французского (не давалось произношение). Это и была в первую очередь нравственная оценка.

Учитель:

Рассказ «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокофьевне Копыловой, матери его друга и известного драматурга Александра Вампилова, которая всю жизнь проработала в школе. В основу рассказа легло воспоминание детской жизни, оно, по словам писателя, «было из тех, которые греют даже при слабом прикосновении к ним».

II. Рассказ о Лидии Михайловне
Молоковой.

  • Героиня знаменитого рассказа Валентина Распутина «Уроки французского» жила в Нижнем Новгороде (она совсем недавно умерла, дожив до преклонных лет)
  • Случайно школьница Лидия Данилова ( после замужества она стала Молоковой) оказалась во время войны в Сибири вместе с родителями. Случайно поступила на отделение французского в Иркутский педагогический институт. Собиралась-то она в университет на исторический, но она напугалась величественности и могущественности здания университета. Абитуриентка забрала документы и ушла в педагогический. Там оставались места только во французской группе…
  • Случайно оказалась она и в районной школе, в глухом поселке Усть-Уда. Это было самое худшее место, куда можно было попасть по распределению. И почему-то оно досталось студентке с отличным дипломом. «За дерзость», — объясняет сама героиня.
  • В подшефном восьмом классе молоденькая учительница поначалу не произвела серьезного впечатления. Ребята попались озорные
  • А Валентин Распутин учился в параллельном классе. Там собрались ученики посерьезней

Этот рассказ автобиографичен. Учительница в произведении названа действительно своим именем Лидия Михайловна. Несколько лет назад она жила в Саранске, преподавала в Мордовском университете, воспитала двух дочерей. Когда вышел в свет в 1973 году этот рассказ, она сразу узнала себя в нем, отыскала Валентина Григорьевича, несколько раз встречалась с ним.

Учитель:

Ребята, попробуйте восстановить жизнь того времени по рассказу, что за время описано, какой период истории нашей страны? (Ответы детей)

В. Г. Распутин — сибиряк. Его Родина — глухая деревушка Усть-Уда в Иркутской области. Садов нет, так как деревья вымерзают от холода. В рассказе мы столкнёмся с тем, что герой никогда не видел яблок. Да, речь идёт о времени, когда совсем недавно завершилась война. Быт суров , люди не всегда милосердны: дети плохо одеты, недоедают, многие обычные для нас продукты они не только не ели, но и никогда не видели. И особенно тяжело жить было в городе, так как в деревне голодное время все-таки переносится легче. «Голод здесь совсем не походил на голод в деревне», — пишет В. Распутин. Почему? Ответить на этот вопрос мы можем, внимательно вчитавшись в текст рассказа.

Перед нами судьба одиннадцатилетнего подростка, обобщенный образ которого воплотил Распутин, так и не назвав мальчика конкретным именем, так как, с одной стороны, этот рассказ — автобиография, с другой — типичная история ребенка послевоенной поры.

«Там мне ничего не пришлось выдумывать, –
говорил Распутин. – Всё это происходило со мной.За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня».
Характеристики героев.

Давайте вспомним:

  • — Почему мальчик, герой рассказа, оказался в рай). — Каковы были успехи героя рассказа в школе? (по всем предметам, кроме французского, держались пятерки). — Каково было душевное состояние мальчика? («Так было мне плохо, горько и постыло! – хуже всякой болезни».). — Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги? (Был болен, покупал на эти деньги на базаре баночку молока). — Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами? («Они били меня по очереди… не было в тот день… человека несчастнее меня»).

— Прочитайте эпизод, когда рассказчик первый раз появляется в школе с синяками. Оцените реакцию Л.М., её поведение. Как это её характеризует? (Проявила педагогическое мастерство: не стала выяснять при всём классе, заботливая, понимающая.

Вывод:

Итак, давайте подведём итог. Каким же мы видим мальчика в рассказе. Дайте ему характеристику
.
(Он добросовестный, упорный, настойчивый. Когда он сталкивается с несправедливостью, упрямство и желание доказать правду берёт верх, за что он и бывает побит. Но есть в нём и неуверенность, и некоторая беспомощность, робость. Он терялся от всякого пустяка: прятал ноги, чтобы учительница не видела его обуви. Необычность поведения учительницы поражала мальчика).

Вывод: Одиннадцатилетний герой впервые волею обстоятельств оторван от семьи, он понимает, что на него возложены надежды не только родных и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению сельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков. А теперь, обратившись к образу учительницы французского, проанализируем, какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика.

Характеристика Лидии Михайловны

:

  • Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик? (Она относилась к нему с пониманием и Начнём с портрета учительницы, что особенного отмечено в нем? Найдите в тексте портретное описание (чтение описания «Лидии Михайловны тогда было….»; «В лице ее не было жестокости…»)
  • Каково было отношение мальчика к учительнице? Найти в тексте. («Я пугался и терялся…. Она представлялась мне человеком необыкновенным»)
  • сочувствием, ценила его целеустремленность).
  • Как мальчик относится к дополнительным занятиям? Понял ли он, с какой целью Л.М. заставила его заниматься?
  • Что ещё предпринимает Л.М., чтобы помочь своему ученику? ( В связи с этим учительница начала заниматься с героем дополнительно, рассчитывая его дома покормить; присылает посылки от имени матери). Как реагировала учительница на его отказы ужинать?
  • Почему Лидия Михайловна решила послать посылку мальчику и почему эта затея не удалась? (Она хотела помочь ему, но наполнила посылку «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. Гордость не позволила мальчику принять подарок)

Что движет учительницей? Чем отличаются жалость и милосердие?

ЖАЛОСТЬ — 1. сострадание, соболезнование

2. печаль, сожаление

МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь кому-н.
или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия (Ожегов С.И «Толковый словарь»)

  • Итак, исчерпав возможности помочь герою законно, Л.М. решается на отчаянный поступок. Какой?
  • Прочитайте монолог учительницы, в котором она объясняет своё желание играть.

( Иногда надоедает быть учительницей, учить и учить без конца… Иной раз полезно забыть, что ты учительница. Для учителя, может быть, самое важное – не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому.)

Что нового узнаём о её характере?

  • Какие правила она нарушает? Правильно ли она поступает?
  • Как теперь относится герой к своей учительнице? Докажите текстом. (Перестал бояться, относится как к человеку, забывает, что перед ним учитель.)

Вывод:

Лидия Михайловна идет на рискованный шаг, играя с учениками на деньги, из человеческого сострадания: мальчик крайне истощен, а от помощи отказывается. Кроме того, она рассмотрела в своем ученике недюжинные способности и готова любыми способами помочь им развиваться.

Учитель:

— Как вы относитесь к поступку Лидии Михайловны? (мнение детей).

Вывод:

Играя на деньги со своим учеником, Лидия Михайловна, с точки зрения педагогики, совершила поступок безнравственный. «Но что стоит за этим поступком?» – спрашивает автор. Видя, что её ученик в голодные, послевоенные годы недоедает, она старалась ему помочь: под видом дополнительных занятий приглашала домой, чтобы подкормить, присылала посылку, будто от матери. Но мальчик от всего отказался. И учительница решается играть с учеником на деньги, подыгрывая ему. Она идет на обман, но счастлива, потому что ей это удается.

Доброта

вот что привлекает всех читателей в героях рассказа.

А какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, учитель?

— понимание; — человеколюбие; — отзывчивость; — гуманность; — доброта; — справедливость; — честность; — сострадание.

А в чем схожи характеры учительницы и мальчика? (Оба они – люди честные, совестливые, правдивые и упрямые в достижении своей цел. Они удивительно сильные люди, способные противостоять жизненным обстоятельствам.)

Вывод

: Учительница французского своим примером показала, что на свете есть доброта, отзывчивость, любовь. Это есть духовные ценности. Посмотрим на предисловие к рассказу. В нем выражены мысли взрослого человека, его духовная память. Он назвал
«Уроки французского» «уроками доброты». В.Г. Распутин
говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет прямой отдачи, оно бескорыстно. Добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку. Я надеюсь, что доброта и сострадание играют большую в жизни человека и будете всегда добрыми, готовыми прийти на помощь друг другу в любую минуту.

  • Какие же уроки преподала Л.М. герою? (Не только французского языка, которому рассказчик научился, но и уроки доброты, милосердия, которые, наверное, намного важнее.)
  • В чём же необыкновенность учителя французского языка? (Лидия Михайловна наделена способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы).
  • Перечитайте последние абзацы повести. Почему повесть об учителе, о ребятах, о милосердии заканчивается такой фразой? С чем ассоциируются у героя яблоки? («Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка…в ней лежали макароны и три красных яблока…Раньше я видел их только на картинке, но догадался, что это они».

Яблоки ассоциируются с добротой и милосердием. Автор говорит: У милосердия как бы появился запах – запах яблок)

Учитель:

Ребята, а в произведении есть ещё один герой, и он играет не последнюю роль. Кто это?

Просмотр отрывка из фильма

(эпизод, когда входит директор школы и застаёт их за игрой в пристенок)

— А, по вашему мнению, как должен был поступить учитель? Представьте, что не эти слова сказал директор, когда вошёл. Подумайте и озвучьте вы. Что должен был сказать он как педагог, как психолог, как человек, в конце концов! (озвучивание фильма)

Вывод: Слайд 11.

Директор школы- человек-робот, он не смог понять ни ученика, ни Л.М. Да и не попытался это сделать. Он даже мальчика называет «этот». ( «Вы играете с этим…») И только потом поправился «с учеником». Существовали ли вообще для него ученики и дети, как личности? Определи поступок Л.М. как преступление, совращение, растление, он увольняет учителя. Станиславский говорил свои ученикам: « Увы, видеть плохое мы все умеем, увидеть хорошее, прекрасное – куда труднее».

Вывод:

Да, настоящий учитель — это тот, кто помогает своим ученикам стать людьми, просто людьми. Настоящий учитель — это тот, кого помнят всю жизнь. Настоящий учитель — это моя школьная учительница, которая помогла мне стать тем, кем я стала. И те учителя, которые окружают вас сейчас и пытаются дать вам не только уроки по предмету, но и уроки доброты, желают вам действительно всего хорошего. И через несколько лет мы уже сможем увидеть, что же мы смогли в вас заложить, а что упустили. Не зря Астафьев сказал: Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель».

Почему мы, так же и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталась с нами после.

В. Распутин

Тема

В произведении поднимается тема человеческого неравнодушия, доброты и помощи тем, кто нуждается. Проблема морального выбора и особой “нравственности”, которая не принимается обществом, но имеет обратную сторону – светлую и бескорыстную.

Молодая учительница, сумевшая рассмотреть беду мальчика, его плачевное положение, стала ангелом-хранителем на определённый отрезок его жизни. Только она рассмотрела за бедностью старание и способности мальчика к учёбе. Уроки французского, которые она давала ему на дому, стали уроками жизни, как для мальчика, так и для самой молодой женщины. Она очень скучала по родине, достаток и уют не давали ощущения радости, а “возвращение в безмятежное детство”, спасало её от будней и тоски по дому.

Деньги, которые получал главный герой рассказа в честной игре, позволяли ему купить молока и хлеба, обеспечить себя самым необходимым. Кроме того, ему не приходилось участвовать в уличных играх, где за своё превосходство и мастерство в игре его избивали мальчишки от зависти и бессилия. Тему “Уроков французского” Распутин обозначил с первых строк произведения, когда упомянул о чувстве вины перед учителями. Основная мысль рассказа в том, что помогая другим, мы помогаем и себе. Оказывая помощь мальчику, поддаваясь, хитря, рискуя работой и репутацией, Лидия Михайловна поняла, чего не хватало ей самой, чтобы чувствовать себя счастливой. Смысл жизни в том, чтобы помогать, быть нужным и не зависеть от мнения окружающих. Литературная критика подчёркивает ценность творчества Распутина для всех возрастных категорий.

Краткий анализ

Год написания – 1973.
История создания – впервые рассказ был опубликован в 1973 году в газете “Советская молодёжь”.

Тема – доброта, неравнодушие, значение учителя в жизни ребёнка, моральный выбор.

Композиция – традиционная для жанра рассказа. Имеет все составляющие от экспозиции до эпилога.

Жанр – рассказ.

Направление – реализм.

Композиция

Рассказ имеет традиционную для своего жанра композицию. Повествование ведётся от первого лица, что делает восприятие очень реалистичным и позволяет вводить много эмоциональных, субъективных деталей.

Кульминацией является сцена, где директор школы, не достучавшись в комнату учительницы, заходит к ней и видит играющих на деньги педагога и ученика. Примечательно, что идея рассказа подана автором в философской фразе первого предложения. Из неё же вытекает и проблематика рассказа: чувство вины перед родителями и педагогами – откуда оно?

Вывод напрашивается сам собой: они вложили в нас всё самое лучшее, они верили в нас, а смогли ли мы оправдать их ожидания? Рассказ заканчивается резко, последнее что мы узнаём – это посылка с Кубани, которая пришла мальчишке-рассказчику от бывшей учительницы. Он впервые видит настоящие яблоки в голодный 1948 год. Даже на расстоянии это волшебная женщина умудряется приносить радость и праздник в жизнь маленького человека.

Послевоенное время

Время действия произведения – 1948 год, время «скорого будущего», когда «для всех обещали счастливое время», как только страна «залечит раны войны».

Этот период характеризуется трудным положением людей, особенно деревенских. Так, семья главного героя была настолько бедна, что мальчик иногда несколько дней подряд ничего не ел. Картошка – вот основная пища рассказчика. Как он рассказывал: «Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестрёнку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе». Это действительно трагичные картины.

Проблематика произведения, однако, в основном не связана с конкретным временем. В. Распутин поднимает вопросы, актуальные в любые времена.

Жанр

Жанр рассказа, в который облачил Валентин Распутин своё повествование, идеально подходит для изображения правдивых жизненных событий. Реалистичность рассказа, его небольшая форма, возможность окунаться в воспоминания и раскрывать внутренний мир персонажей различными средствами – всё это превратило произведение в маленький шедевр – глубокий, трогательный и правдивый.

Исторические особенности времени также отразились в рассказе глазами маленького мальчика: голод, разруха, обнищание деревни, сытая жизнь городских жителей. Направление деревенской прозы, к которому относится произведение, было распространено в 60-х-80-х годах 20 века. Суть его была в следующем: оно раскрывало особенности деревенского быта, подчёркивало его самобытность, поэтизировало и в чём-то идеализировало деревню. Так же прозе этого направления было свойственен показ разрухи и обнищания деревни, её упадка и тревоги за будущее села.

Финал рассказа

Почти мелодраматическим является финал рассказа, который создал Распутин («Уроки французского»). Анализ произведения показывает, что посылка с антоновскими яблоками (а мальчик их никогда не пробовал, так как был жителем Сибири) как будто перекликается с неудачной первой посылкой с макаронами — городской едой. Этот финал, оказавшийся отнюдь не неожиданным, готовят и новые штрихи. Сердце деревенского недоверчивого мальчика в рассказе открывается перед чистотой учительницы. Рассказ Распутина удивительно современен. Писатель изобразил в нем мужество молодой женщины, прозрение невежественного, замкнутого ребенка, преподал читателю уроки человечности.

Идея рассказа состоит в том, чтобы мы учились чувствам, а не жизни у книг. Распутин отмечает, что литература — это воспитание чувств, таких как благородство, чистота, доброта.

Значение творчества Распутина

Творчество Валентина Распутина неизменно привлекает все новых читателей, поскольку рядом с бытовым, обыденным в его произведениях присутствуют всегда нравственные законы, духовные ценности, неповторимые характеры, противоречивый и сложный внутренний мир персонажей. Размышления писателя о человеке, о жизни, о природе помогают находить в окружающем мире и в себе неисчерпаемые запасы красоты и добра.

На этом завершаем анализ рассказа «Уроки французского». Распутин уже сейчас принадлежит к числу классических авторов, произведения которых изучаются в школе. Безусловно, это выдающийся мастер современной художественной литературы.

Валентина Распутина по праву можно назвать «деревенским» писателем, так как на страницах его произведений часто разворачиваются события именно с представителями деревни, в то же самое время, автор всегда вплетает добрую иронию, доброту и легкую грусть.

Произведение «Уроки французского» в жанровом плане представляет собой рассказ. Именно эта форма, охватывающая относительно небольшой промежуток жизни главного героя, наилучшим образом раскрывает основную тему: отношение ученика и учителя, духовное и нравственное становление ученика посредством взаимодействия с учителем.

В рассказе затрагивает целый ряд проблем: это и адаптация сельского выходцы к условиям жизни в городе, тяжесть послевоенной жизни, взаимоотношения в мальчишеском коллективе, как модели общества и безусловно проблема тонкости грани между нравственным и аморальным.

Сюжет рассказа строится вокруг 11-тилетнего мальчика, приехавшего из сибирской деревни «обучаться грамоте» в районной школе. Будучи старательным и упорным учеником, он добивается успехов в учебе. Послевоенное время заставляет главного героя довольно рано повзрослеть, а постоянный голод не дает покоя. Его учительница французского Лидия Михайловна замечает способность мальчика к учебе, его старательность, упорство и стеснительность из-за тяжелого финансового состояния. В своем стремлении ему помочь, учительница дарит посылку с едой, пытается накормить у себя дома, куда позвала его под предлогом дополнительных занятий по французскому. Однако, будучи человеком гордым и имеющим самоуважение, главный герой отвергает все ее попытки помочь. И Лидия Михайловна решается на необычный шаг – игру на деньги со своим учеником. С таким поворотом событий и связана основная мысль рассказа. Является ли поступок учительницы безнравственным и аморальным?

С первого взгляда так и есть, ведь такое поведение можно отнести к педагогическому преступлению, но автор подчеркивает, с какой именно целью был совершен этот поступок. Ведь искреннее, где-то возможно, неуклюжее желание помочь мальчику, возможно, было реализовать, только дав ему ощущение справедливости и честности полученных денег. В данном случае, путем честной игры в «пристенок». Кульминацией произведения является тот момент, когда учительницу, играющую на деньги со своим учеником, застает врасплох директор школы. Так на пути бескорыстной помощи в становлении личности главного героя, Лидия Михайловна приносит в жертву свою репутацию и работу. Автор пытается ответить на множество вопросов: возможен ли был другой исход этой истории? Нет. Действия директора были обусловленными нормами морали в обществе. Был ли этот урок полезен? Да. Главный герой, наконец, смог раскрыть свою душу перед учительницей, осознав, что именно она сделала ради него. И в конце рассказ сквозит ностальгией и добротой, которая переполняет мальчишку, заставляя его самого стать еще чуточку лучше.

План: 1. Приезд 11-ти летнего мальчика в районную школу. 2. Успехи в учебе и постоянный голод. 3. Знакомство с ребятами и игрой в «чику» 4. Драка и разговор с учительницей французского 5. Индивидуальные уроки с Лидией Михайловной 6. Игра на деньги с учительницей 7. Застигнутые врасплох директором 8. Прощание

Главные герои

Продолжим «Уроки французского» Распутина В. Г. описанием главных героев. Ими в рассказе являются 11-летний мальчик и Лидия Михайловна. Ей было в то время не больше 25 лет. Автор отмечает, что в ее лице не было жестокости. Она отнеслась к мальчику с сочувствием и пониманием, смогла оценить его целеустремленность. Учительница в своем ученике рассмотрела большие способности к обучению и была готова помочь им развиваться. Эта женщина наделена состраданием к людям, а также добротой. Ей пришлось пострадать за эти качества, лишившись своей работы.

В рассказе мальчик поражает целеустремленностью, желанием выучиться и выйти в люди при любых обстоятельствах. В пятый класс он пошел в 1948 году. В деревне, где жил мальчик, была лишь начальная школа. Поэтому ему пришлось отправиться в райцентр, находившийся за 50 км, для того, чтобы продолжить обучение. Впервые 11-летний мальчик волею обстоятельств оказался оторван от своей семьи, от привычного окружения. Но он понимает, что на него возлагают надежды не только родные, но и деревня. По мнению односельчан, он должен стать «ученым человеком». И герой все свои усилия прилагает для этого, преодолевая тоску по дому и голод для того, чтобы не подвести своих земляков.

С добротой, мудрым юмором, человечностью и психологической точностью изображает взаимоотношения с молодой учительницей голодного ученика Распутин («Уроки французского»). Анализ произведения, представленный в этой статье, поможет вам в них разобраться. Неспешно течет повествование, богатое бытовыми подробностями, однако его ритм постепенно захватывает.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: