Краткое содержание Дикий помещик Салтыкова-Щедрина

????? «Дикий помещик» за 1,5 минуты и подробно за 3 минут.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин часто работал в сатирическом жанре. Называя свои произведения сказками, он несколько смягчал их резкость и обходил жесткие цензурные рамки, сквозь которые в Николаевской России иными способами прорваться было невозможно. «Дикий помещик» – острая, наполненная гиперболами и сдобренная толикой фантастики сатира, ярко иллюстрирующая положение крестьян в Российской империи после реформы 1861 г.

Очень краткий пересказ произведения «Дикий помещик».

Действие сказки происходит во второй половине XIX в. в одной из деревень, в имении, принадлежащем князю Урус-Кучум-Кильдибаеву. Владелец поместья жил, не зная горя, обслуживаемый крестьянами, только не нравился ему «мужицкий дух», а потому он решил от мужиков своих избавиться: запретил им буквально все, за малейшее нарушение запретов карая штрафами.

Мужикам стало совсем невыносимо жить так, и они взмолились Богу: «Забери нас отсюда вместе с малыми детьми, все равно пропадать!». В один прекрасный день молитва мужиков была услышана, и не осталось в имении Урус-Кучум-Кильдибаева ни одного представителя крестьянского сословия. Вначале глупый помещик обрадовался, воздух-де очистился, и стал звать к себе в гости приятелей.

Приезжали актер со своим театром, генералы в отставке, но все надолго не задерживались. Ругая помещика, у которого даже перекусить теперь нечем стало, гости быстро убирались восвояси.

Между тем Урус-Кучум-Кильдибаев понемногу дичал. Он оброс шерстью, почти забыл речь, питался сырым мясом, ловя зайцев, и подружился с медведем. При этом продолжал стоять на своем: «Не должно быть мужика!». Тем временем на рынке пропали продукты, а в казну перестали поступать налоги.

Обеспокоенное начальство велело мужика найти и вернуть, а помещику мягко внушить, что, дескать, он неправильно поступает. Мужики появились, вновь в уезде закипела жизнь, «запахло мякиной и овчинами», потекли деньги в казну.

Помещика изловили, помыли, причесали, только к нему так и не вернулся человеческий облик. С тех пор он, порученный надзору дворового Сеньки, раскладывал гранпасьянс да мычал.

О том, как князь изводил крестьян

Итак, Бог не помог помещику избавиться от «мужиков», поэтому князь взялся за дело самостоятельно.

Первое, что предпринял Урус-Кучум-Кильдибаев, – это наложение на крестьян штрафов в огромных размерах. Тогда уже не помещик стал молить Бога об исчезновении «мужиков», но сами «мужики» просили Господа о своем исчезновении. Тяжелые условия жизни вынудили крестьян желать собственного ухода, вместе с детьми и всеми ценными вещами.

Дорогие любители классики! Предлагаем ознакомиться с “кратким содержанием произведения “История одного города”, которое написал Салтыков-Щедрин

Бог внял мольбам народа. Вскоре во владениях Урус-Кучум-Кильдибаева не осталось ни одного крестьянина. «Холопский дух», который так сильно докучал князю, вдруг исчез, чему герой несказанно обрадовался. Решив отпраздновать это событие, князь разослал приглашение для гостей. Однако никто из приглашенных аристократов не захотел идти к гости к герою, ведь окружение сочло князя глупцом, раз тот остался без прислуги. Раньше дом помещика полнится частыми гостями, но сейчас визитеры, если и наведывались к князю, то быстро уезжали, так как дом был неопрятный, слуг не было, а значит, не было и угощений. Голодные гости не стремились повторно посещать князя.

Князь ищет выход

Отказ приглашенных отметить радостное событие избавления от «мужиков» вызвал в князе сомнения в себе. Тогда Урус-Кучум-Кильдибаев обратился к гранпасьянсу, который показал, что князю не свойственна глупость. Князь планирует выписать из Британии механизмы – технику, способную заменить ручной крестьянский труд работой машины. Однако, увлеченный планами и мечтами, помещик питается чем попало (в основном, сладостями), а также ходит в грязной одежде с неумытым лицом.

Однажды в дом помещика наведался капитан-исправник. Тот упрекнул князя в том, что подати до сих пор неуплачены, ведь оплата податей лежит на плечах крестьян. Если же нет крестьян, то некому пополнять казну. Базары пустуют, купить продукты там невозможно.

На улицах нет людей, а лавки не пополняются ни мясом, ни мукой, ни дичью. Капитан называет князя глупцом и спешно покидает владения князя. Однако и это происшествие не заставило Урус-Кучум-Кильдибаева усомниться в собственных принципах и убеждениях.

Главные герои и их характеристика:

Князь Урус-Кучум-Кильдибаев – дворянин, помещик, обладающий «мягким, белым и рассыпчатым» телом, проживает в своем имении. Он был полностью обеспечен всем, что только можно пожелать: было у него много земли, садов, замечательный дом, а главное – были крестьяне, которые за всем эти добром ухаживали и приумножали его. Князь отличался спесивым нравом и невероятной глупостью, что отмечали все, кто приезжал к нему в гости.
В начале произведения Урус-Кучум-Кильдибаев – холеный, ухоженный сибарит. К концу сказки его внешность претерпевает значительны изменения: он обрастает шерстью, не бреется, начинает ходить на четвереньках и мычит, так как отвыкает от членораздельной речи. Он «дичает».

Основная идея сказки

Аграрная реформа 1861 года не освободила крестьян, а лишь поставила их в чрезвычайно затруднительное положение, поскольку они должны были выплачивать выкупное и подушное, а также арендовать землю у помещиков. Помещики сами были абсолютно беспомощны и полностью зависели от труда крестьян, но не ценили их, считая бессловесным скотом. В сказке высмеивается паразитический образ жизни, при котором отмирает все человеческое.

Прочитав краткое содержание «Дикий помещик», обязательно познакомьтесь с полным текстом сказки. Это произведение обязательно вас заинтересует, и вы захотите прочесть и другие творения автора.

Второстепенные герои и их характеристика:

  1. Актер Садовский – близкий знакомый помещика, который порой заезжает к нему «на огонек». Ставит пьесы в домашнем театре, возит с собой «актерок».
  2. Генералы – мужчины в годах, когда-то, видимо, прошедшие суровую школу воинской службы, а теперь коротающие время за игрой в карты да обедами. Охотно собрались у глупого помещика, когда тот пригласил их в гости, в надежде на сытное угощение.
  3. Мужики – собирательный образ, крестьяне, которые носят «посконные портки» и ходят в мякине. Описаны Салтыковом-Щедриным как плохо одетые, бедные, но работящие люди – именно на них держится весь мир. Благодаря им в государственные закрома исправно поступают налоги, благодаря им растет хлеб, всегда есть запасы мяса и молока. Благодаря им живет и благоденствует помещик.
  4. Капитан-исправник – представитель начальства, заметивший неполадки в имении Урус-Кучум-Кильдибаева и исчезновение крестьян. От имени высшего руководства возвращает крестьян на место, отчитывает помещика и устраивает дело так, что прежние порядки восстанавливаются.
  5. Сенька – лакей, находившийся в личном услужении у глупого помещика.

Краткое содержание сказки «Дикий помещик» подробно.

Жил-был в некоем имении глупый помещик, который терпеть не мог своих мужиков. Все его в жизни устраивало, кроме одного: его нежное обоняние не выдерживало крепкого мужицкого запаха. Он просил бога, чтобы тот убрал как-нибудь мужиков, но бог знал, что помещик не наделен умом, а потому не спешил реагировать на его просьбы.

Автор: Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Стал помещик этот – князь Урус-Кучум-Кильдибаев – думать, как бы извести крестьян, чтобы ничего не мешало ему наслаждаться жизнью. Почитав правительственные газеты, он понял главный их посыл как разрешение действовать по своему усмотрению, и решил взять мужика измором, задавив его непомерными штрафами.

Мужики терпели, пока могли, но однажды взмолились богу, чтобы забрал их, так как жизнь стала совершенно невыносимой. И чудо свершилось: поднялся вихрь, толпа крестьян вместе с малыми детьми поднялась в небо и исчезла.

Помещик обрадовался. Через некоторое время воздух чище стал, больше не пахло овчиной. Но и ухаживать за землей, садом и самим Урус-Кучум-Кильдибаевым стало некому: даже дворовые пропали. Еды в доме не стало, помещика никто не мыл, не брил и не переодевал. Ему стало скучно, он позвал к себе гостей.

Сначала приехал актер Садовский с актрисами. Но понял, что пьесу поставить никак не удастся: декорации подготовить и занавес поднять некому. Обругал он помещика и уехал.

Затем приехали генералы, сыграли в карты. А когда пришло время обеда, помещик вынес им по печатному прянику. Генералы рассердились, уехали по домам. Тогда помещик остался в полном одиночестве.

Он старался уверить себя, что все сделал правильно, попросив Бога избавить его от мужика. Целыми днями теперь бродит он по дому, раскладывает гранпасьянс и тоскует по своей прежней жизни. Мало-помалу стал без крестьян потихоньку дичать.

Однажды к помещику прибыл капитан-исправник, объяснил ему, что государственные органы ждут поступления денег, которые раньше обеспечивали крестьяне, и сделал прямой намек на то, что правительство останется помещиком недовольно.

Капитан-исправник уехал, назвав, как и прочие, князя Урус-Кучум-Кильдибаева глупцом. Помещик задумался: не грозит ли ему за такой своевольный поступок какое наказание?

Но решил помещик, что мнение свое менять не будет и останется тверд в своих убеждениях. Шли дни, он совсем одичал, свел дружбу с медведем, охотился на зайцев, поедал их сырыми, вместе со шкурой.

Как-то раз начальство собралось на совет, на котором постановило: так больше продолжаться не может. Уезд обнищал без мужика, есть нечего, участились грабежи и разбои.

Высшие начальники могут всерьез наказать за то, что налоги и подати никто не сдает уже давно. И поручило начальство капитану-исправнику мужика вернуть, а помещику мягко внушить, чтобы он прекратил глупостями заниматься.

Кто знает, чем бы завершилась история, но начальству повезло: в то время, когда оно приняло свое постановление, над губернским городом пролетел рой мужиков. Их тут же изловили, вернули в имение, заставили работать. Вновь потекли денежки в казну, на базаре появились мясо, молоко и хлеб.

Помещика же поймали, отмыли, запретили читать газеты и поручили надзору лакея Сеньки. Он жив и доныне, раскладывает пасьянс, но в разум так и вошел. Тоскует по прежней дикой жизни и иногда мычит.

Отзыв

Мне очень понравилась сатирическая сказка Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Она помогает наиболее ярко и полно представить положение крепостных в царской России, абсурдность существования класса помещиков, которые не умеют работать и жить без чужой помощи. Главная мысль книги «Дикий помещик», которую хотел донести автор, заключается в том, что вся земля держится благодаря работающим «мужикам». Без «мужиков» помещики не способны сделать ничего, все хозяйство держится на них. Их труд должен цениться, и они достойны уважения. Мое мнение о сказке «Дикий помещик» совпадает с мнением автора и считаю, что сейчас эта проблема не является актуальной для нас. К счастью, в наше время любая работа ценится и уважается другими людьми, а крепостное право давно отменили. Но благодаря этому произведению, мы можем узнать, как жили люди раньше, и с какими проблемами им приходилось бороться. Прочтение сказки помогло сформировать мое отношение к крепостному праву. Нетрудно догадаться, что оно негативное.

Произведение «Дикий помещик» заставило меня задуматься, всегда ли я поступаю правильно, когда не слушаю окружающих и продолжаю идти к своей цели. В сказке помещика несколько раз называют глупым окружающие люди. Даже медведь, который стал его другом, признается, что считает помещика и его поступки глупыми. Но он настойчиво продолжает верить, что его задумка и непобедимая воля к своей цели приведет к посту министра, он будет ходить и писать циркуляры: «Быть твердым и не взирать!». Мне хочется верить, что этим автор хотел показать только его глупость и непонимание того, что за такими словами должна стоять реальная и адекватная цель, которая принесет хоть кому-то пользу.

Салтыков-Щедрин учит читателя быть мудрее и избавляться от предрассудков. Необходимо постоянно развивать себя и трудиться, иначе мы ничем не будем отличаться от глупого помещика, который остался в прошлом. Мое впечатление от сказки «Дикий помещик» положительное: она весьма поучительна и способна рассмешить.

Автор: Майя Лаошвили

Кратко об истории создания произведения «Дикий помещик».

Сказка Михаила Салтыкова-Щедрина увидела свет в 1869 г., спустя 8 лет после крестьянской реформы. Надежды крестьян на освобождение и спокойную жизнь не сбылись: они так и не стали хозяевами той земли, на которой трудились с юных лет до глубокой старости. Наоборот, после реформы бывшим крепостным стало еще тяжелее, налоги превратились для многих из них в непосильное бремя, и им легче было бы исчезнуть с лица земли, чем влачить жалкое существование. Правительство же словно не видело злоупотреблений помещиков и желало только одного: постоянного притока денег.

Сказку, написанную Салтыковым-Щедриным во время ссылки в Вятку, практически сразу напечатали, так как острейшая сатира была подана под соусом фантастики и гротеска. На публикацию решился Николай Некрасов, редактор журнала «Отечественные записки».

Произведение Салтыкова-Щедрина раскрыло обществу тяжелейшее положение крестьян и показало, что ситуация в стране становится все более сложной и нестабильной.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: