- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Образ и характеристика Лидии Михайловны в рассказе Уроки французского
Одним из основных персонажей произведения является учитель французского языка Лидия Михайловна, являющаяся классным руководителем в пятом классе школы, расположенной в небольшом сибирском районном центре.
Писатель изображает учительницу в качестве молодой женщины двадцати пяти лет, побывавшей замужем.
Характерными чертами Лидии Михайловны являются ее тонкий ум, отзывчивость, чуткое и доброе отношение к окружающих людям.
Лидия Михайловна отличается красивой, привлекательной внешностью, имеющей правильные черты лица и раскосые глаза, которых она немного стесняется и порой прищуривается.
В классе Лидии Михайловны обучается главный герой рассказа, смышлёный мальчишка, приехавший в город из далекой глухой деревеньки, которому не удается постичь сложный иностранный язык.
Однажды заметив на лице мальчика следы от ударов, Лидия Михайловна узнает, что ребенок с целью приобретения стакана молока решил играть со старшеклассниками на деньги.
Сочувствуя бедственному положению мальчишки, учительница принимается оказывать ему всяческую помощь и поддержку. Лидия Михайловна назначает ему дополнительные уроки, которые проводит у себя дома, где пытается угостить ребенка вкусным ужином и десертом, анонимно отправляет посылки в адрес мальчика с продуктами и различными мелочами. Но ее попытки не венчаются успехом, поскольку главный герой обладает скромностью и чувством собственного достоинства, не позволяющим ему признавать существующие проблемы и принимать дары от посторонних людей.
Лидия Михайловна с уважением относится к решению гордого мальчика, уважая его силу воли, но пытается хоть каким-то образом поддержать маленького гордеца. Поскольку женщина имеет неплохую работу с хорошим заработком, она задумывает начать играть с мальчиком на деньги для того, чтобы дать ему возможность заработать на продукты питания самостоятельно.
Данный неблаговидный поступок преподавателя становится известным для окружающих людей и Лидия Михайловна, уволившись с должности, вынуждена покинуть сибирский городок и вернуться на родные кубанские места.
Повзрослев, главный герой постоянно вспоминает уроки, данные ему доброжелательной учительницей, воспитавшие в мальчике человечные и порядочные качества, и ощущает чувство глубокой благодарности к самому лучшему преподавателю французского языка, к Лидии Михайловне.
Сочинение Лидия Михайловна
Лидия Михайловна — классный руководитель, а также учительница французского языка главного героя. Она является довольно хорошим и великодушным человеком, который готов помочь своим ученикам в любой сложившийся ситуации. С короткой стрижкой, тихой и легкой речью, приятными духами и красотой она быстро достигла уважения к себе в своем классе.
Неудивительно, что В. Распутин решил посвятить начало своего произведения «Уроки Французского» именно этой героине. Она внимательна, наблюдательна и честна с самой собой. Осторожно действуя, она старается помочь главному герою, одинокому ребенку, который пытается справиться с голодом. Молодая учительница замечает в нем потенциал, из-за чего приглашает к себе домой, нестандартно «убив двух зайцев». Она надеется накормить и дать урок французского языка мальчику, однако он оказывается настоящим примером человеческого достоинства, в следствии чего отказывается от предложенного обеда, даже если в желудке играли нотки голода. За это она полюбила мальчика, ведь ценила в людях честность, трудолюбие и гордость, что имелось в мальчишке с лихвой.
Осознав, что она потерпела поражение, Лидия решает принять другой метод. Она посылает посылку с богатыми принадлежностями: сахаром, макаронами и гематогеном. Однако и это решение терпит крах. Её задумка становится раскрытой, и учительнице не остается ничего другого, кроме как снизойти до низости: играть с учеником в карты на деньги. Она делает это в надежде на то, что на выигранные деньги мальчик пойдет и купит себе что-то съестное, при этом рискуя не столько своей репутацией, насколько своим достойным местом работы.
Конечно же, Лидия Михайловна подозревала о неудаче и знала, на что шла, зато чувствовала, что может закрыть чью-то боль, в ответ чего быть нужно. Читатель с горем наблюдает, как учительнице приходится уехать из города из-за горестного разоблачения и запрета азартной игры. Но ей удается заложить те семена труда и упорства, которые она пыталась донести до своего ученика через обычные уроки. Она тот человек, которого мальчик будет помнить с благодарностью. Молодая, зоркая и красивая Лидия навсегда останется в памяти мальчика, ведь кто как не она заложила в его сердце плоды великого человека.
Краткая биография
На момент описанных в рассказе событий Лидии Михайловне было всего 25 лет. Она успела поработать на Кубани, после чего ее отправили в маленькую районную школу. Ее задачей было обучение детей французскому языку.
Интересно то, что именно ее внешность Распутин описывает подробно:
- правильное и мягкое лицо;
- черные коротко стриженные волосы;
- глаза с небольшой косинкой.
Со стороны могло показаться: образ учительницы из «Уроков французского» рисует строгого и властного педагога. На самом деле она только поддерживала маску, стараясь казаться влиятельнее. Интересно, что писатель не описывает детально внешность директора школы.
Лидия Михайловна — открытый и смелый человек, она не боится заниматься с главным героем. Ей хотелось помочь его и она тайком отправила ему посылку. Он очень обиделся, а учительница почувствовала неловкость.
Ученик составляет подробное описание учительницы. Он видит ее красоту, аккуратность, чувствовал запах духов. Поразила его и квартира — чистая, уютная, заставленная книгами. В ней даже был радиоприемник, неслыханная по тем временам вещь.
Вариант 3
Рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского» – это история деревенского мальчика. Пятикласснику пришлось приехать в районный центр и жить у чужих людей. Все потому, что в селе была только начальная школа. Мальчишка был умный, способный и целеустремленный. Он стал первым ребенком из их деревни, который поехал учиться в старшую школу. Еще сохранились отголоски войны. Простые люди жили бедно, приходилось голодать. К тому же у мальчика была анемия. В одиннадцать лет началась его новая – самостоятельная жизнь.
Единственным человеком в городе, которому парнишка не был безразличен стала его классная руководительница. Лидия Михайловна – молодая женщина. На тот момент ей было около двадцати пяти лет. Скорее всего уже побывала замужем. В ее манерах и жестах чувствовался опыт и уверенность. Преподавала она французский язык, который нелегко давался школьнику из-за произношения. Несмотря на молодость и небольшой педагогический стаж, она была самым внимательным педагогом. И особенно интересовалась ребятами, у которых была классным руководителем. От нее ничего нельзя было скрыть.
Героиня умная, красивая, аккуратная и женственная, приятно пахнет духами. У нее модная короткая стрижка и темные волосы. Глаза слегка косят, чтобы это скрыть она их все время щурит. Лицо ее правильное, но не слишком живое. Нет активной мимики, она редко улыбалась на уроках. Хотя иногда шутила с ребятами. Ее улыбка была тугой и почти не раскрывалась до конца. Голос достаточно тихий, сдержанный будто что-то ему мешает, не дает волю.
Автор отмечает, что с годами учителя приобретают слишком строгое выражение лица, даже самые добрые. Но у Лидии Михайловны всегда была озорная хитрость в глазах. Сама же она считала, что человек стареет не с возрастом, а когда губит ребенка у себя в душе. При личном общении Лидия была веселой, живой и даже озорной как девчонка. Работа педагога накладывает определенные рамки. Но героиня уверена, что педагог не должен всегда быть серьезным и скучным.
Дома у нее чисто и аккуратно. Девушка не только хороший педагог, но и отличная хозяйка. В доме было много книг и редкая для того времени вещь – радиоприемник.
Лидия по-своему наивна. Она очень была удивлена, когда узнала, что в деревне нет ни макарон, ни гематогена. Да денег как таковых тоже нет. Зато она с тоской вспоминает о кубанских яблоках и родном крае.
Со своим учеником они во многом похожи. Обоим присущи настойчивость и целеустремленность. И желание добиться своего. Преподавателем французского героиня стала потому, что в школе ей этот предмет не давался. И она хотела доказать, что сможет его выучить не хуже других. Когда директор застает героев за игрой, Лидия Михайловна не начинает оправдываться или врать. А смотрит Василию Андреевичу прямо в глаза и спокойно отвечает.
И педагог и ученик очень гордые. Мальчик не принимает подарков, еды и денег. А Лидия Михайловна упорно ищет способ помочь ребенку. Но сама в финале гордо принимает на себя удар и уезжает.
Лидия Михайловна – хороший человек и прекрасный учитель. Возможно, она где-то и допустила ошибку. Но исключительно из добрых побуждений. Она навсегда оставила светлый след в душе автора.
Как педагог
Учительнице удалось возбудить интерес рассказчика к французскому языку, который давался ему с большим трудом. Она совершенно бескорыстно занимается с мальчиком, желая помочь ему не только по предмету, но и материально, спасая от голода.
Лидия Михайловна в произведении не только мастерски преподавала свой предмет, но и замечала все изменения, происходящие со школьниками: «Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания». Так, Лидия Михайловна вела себя не только как учитель, но и как человек, которому неравнодушна жизнь ее учеников.
Внешний вид
Судя по описанию автора, учительница Лидия Михайловна — молодая девушка. На вид ей не более 25 лет, она обладает привлекательной внешностью и имеет опрятный вид. Её чёрные волосы коротко подстрижены, а глаза слегка раскосые. Женщина красиво одевается и пользуется приятными духами.
Правильные черты лица учительницы и прищуренный, чтобы скрыть косинку, взгляд, не оставляют равнодушными окружающих её людей. Классная руководительница редко полностью раскрывается в улыбке, но это не делает её выражение лица жёстким. Походка у девушки мягкая, в ней читается смелость и уверенность в себе.
Образ учителя в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»
Валентин Григорьевич Распутин один из немногих русских писателей, для которых Россия – не просто географическое место, где он появился на свет, а Родина в самом высоком и наполненном смысле этого слова. Ещё его называют «певцом деревни», колыбели и души Руси.
Будущий
прозаик родился в сибирской глубинке – посёлке Усть-Уда. Тут, на таёжном берегу могучей Ангары, Валентин Распутин рос и мужал. Когда сыну исполнилось 2 года, родители переехали жить в деревню Аталанка.
Здесь, в живописном Приангарье, расположилось родовое гнездо отца. Красота сибирской природы, увиденная Валентином в первые годы жизни, так поразила его, что стала неотъемлемой часть каждого произведения Распутина.
Мальчик рос удивительно смышлёным и пытливым. Он читал всё, что попадалось в его руки: обрывки газет, журналы, книги, которые можно было раздобыть в библиотеке или в домах односельчан.
После возвращения с фронта отца в жизни семьи, как казалось, всё наладилось. Мама работала в сберкассе, отец, герой-фронтовик, стал заведующим почтовым отделением. Беда пришла оттуда, откуда её никто не ждал.
На пароходе у Григория Распутина украли сумку с казёнными деньгами. Заведующего судили и отправили отбывать срок на Колыму. Трое детей остались на попечении матери. Для семьи начались суровые, полуголодные годы.
Учиться Валентину Распутину пришлось в посёлке Усть-Уда, за полсотни километров от деревни, где он жил. В Аталанке имелась только начальная школа. В будущем писатель отобразил свою жизнь этого сложного периода в замечательном и удивительно правдивом рассказе «Уроки французского».
Лидия Михайловна – учительница французского языка и классный руководитель главного героя повести. «Лидия Михайловна, по праву классного руководителя, интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от нее что-либо было трудно».
Она родилась на Кубани, но позже оказалась в городе, где и стала учительницей: «Я нынче хотела поехать на Кубань, а приехала почему-то сюда».
Имя.
Имя Лидия имеет следующее значение: «Лида очень общительна, причем стремится общаться со всеми на равных, не очень-то обращая внимание на чины и регалии», «Она редко стремится показать свое превосходство и потому обычно среди окружающих слывет человеком простым и незакомплексованным».[13]
Портрет.
Лидия Михайловна – молодая девушка 25 лет. У нее правильное лицо, немного косые глаза, черные коротко стриженые волосы. Учительница редко улыбается. Главный герой отзывается о своей учительнице так: «Она сидела передо мной аккуратная вся , умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какоё-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное».
Она активная и увлеченная: «Иной раз полезно забыть, что ты учительница, — не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное — не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому».
Она прекрасно понимает, что не знает многого и свободно говорит об этом. Эта девушка очень весёлая, «ребенок в душе», и в детстве, по ее словам, была такой же отчаянной и активной.
Интерьер.
Описание квартиры учительницы: «В комнате было много книг, на тумбочке у окна стоял большой красивый радиоприемник; с проигрывателем — редкое по тем временам, а для меня и вовсе невиданное чудо».
Лидия Михайловна живет в городе, в «учительских домах». Она содержит свою квартиру в чистоте и порядке.
Поступки.
Учительница внимательная и заботливая, она присматривает за своими учениками и, по возможности старается помочь им в трудных ситуациях: «…Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания…»
Лидия Михайловна с пониманием относится к ситуации главного героя и всячески старается ему помочь с учебой. Она пытается подкармливать его, несмотря на протесты с его стороны. Но она старается сделать это незаметно, чтобы не задеть гордость мальчика, хотя он, впоследствии, все же понимает, что это делает его учительница.
«— Это вы сделали, — сказал я дрожащим, срывающимся голосом.
— Что я сделала? О чем ты?
— Вы отправили в школу эту посылку. Я знаю, вы…
— Почему ты решил, что это я?
— Потому что у нас там не бывает никаких макарон. И гематогену не бывает.
— Как! Совсем не бывает?! — Она изумилась так искренне, что выдала себя с головой.
— Совсем не бывает. Знать надо было.
Лидия Михайловна вдруг засмеялась и попыталась меня обнять, но я отстранился. от нее.
— Действительно, надо было знать. Как же это я так?! — Она на минутку задумалась. — Но тут и догадаться трудно было — честное слово! Я же городской человек».
Мальчик пытается заработать себе на пропитание азартной игрой , за выигрыши его избивают старшие дети. Это сразу замечает учительница, но не сообщает об этом директору школы, защищая мальчика.
Она решила найти другой способ помочь ему: научила его играть в «пристенок». Сначала играли «на интерес», потом, увидев его уверенность, Лидия Михайловна предложила мальчику играть на деньги.
Первое время она поддавалась ему, но мальчик заметил это, и ей пришлось перестать. Вскоре он научился хорошо играть, стал выигрывать, зарабатывая себе на пропитание. «Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш».
Когда директор застал их за игрой, Лидия Михайловна сразу призналась, что это была ее идея, и взяла всю ответственность на себя, осознавая что это грозит для нее увольнением. «— Вы играете на деньги с этим?.. — Василий Андреевич ткнул в меня пальцем, и я со страху пополз за перегородку, чтобы укрыться в комнате. — Играете с учеником?! Я правильно вас понял?
— Правильно».
Но, даже тогда, когда она уехала из города обратно на Кубань, она продолжила заботиться о мальчике и прислала ему коробку с макаронами и яблоками: «Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл её, достав опять топор из-под лестницы, — аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока.
Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».
Заключение
В представленных выше произведениях учителя не просто преподают свой предмет, они помогают своим ученикам в разных жизненных ситуациях и подают им пример правильной жизненной позиции своими поступками и моральными устоями.
Эти образы авторы произведений создали на основе реальных событий из жизни людей того времени, используя основные литературные приемы создания художественного образа.
Литература
- Быков В.В. Обелиск; Сотников: повести : пер. с бел./ Василь Быков.- М.: Детская литература, 2010
- Распутин В.Г. Нежданно-негаданно: Повесть и рассказы.- М.: Детская литература, 2003
- Интернет
Перейти к содержанию проекта «Образ учителя в русской литературе 20 века»
Работа в школе
Лидия Михайловна работает в школе, которая находится в районном центре Сибири. Она выступает не только в роли учительницы французского языка, но и по совместительству занимает должность классного руководителя пятиклассников.
Заходя в класс, молодая женщина всегда здоровается со своими учениками и внимательно осматривает их. Она имеет привычку отпускать шутливые, но в то же время обязательные к исполнению замечания. Для характеристики Лидии Михайловны из рассказа «Уроки французского» можно использовать следующие слова:
- отзывчивая;
- добрая;
- великодушная;
- целеустремлённая;
- настойчивая;
- ответственная.
«Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество»
Проект «Со словарями по жизни» в конференции «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество» (кафедра филологического образования МИОО) 12.12.2014
Пленарное заседание конференции открыла профессор института русского языка им. В.В. Виноградова, доктор филол. Наук, академик РАЕН, председатель фонда им. О.Н. Трубачёва «Славянский мир» Галина Александровна Богатова докладом «Словари как духовная основа жизни языка». В заключение пленарного заседания прошло награждение призеров Конкурса общешкольных словарных проектов, проведенного в рамках проекта «Со словарями по жизни». (Фотографии с процедуры награждения и работы секции можно посмотреть также в фото-отчете о конференции: https://filnauka.blogspot.ru/). В рамках конференции была проведена секция «РОЛЬ И МЕСТО РАБОТЫ СО СЛОВАРЕМ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ», посвященная осмыслению методов и приемов формирования культуры работы со словарями. Руководила секцией Ольга Николаевна Левушкина – доцент Московского института открытого образования, кандидат пед. наук. Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 1236 (СП-250), г. Москвы Лидия Михайловна Видерман выступила с докладом «Составление словаря как вид учебной деятельности, способствующий формированию лингвокультурологической компетенции учащихся». Светлана Ивановна Болдовская — учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 1234 (немецкого отделения гимназии № 1513) г. Москва – рассказала о развитии творческих способностей учащихся на основе работы со словарями. Учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназии № 1563 г. Москвы Екатерина Владимировна Коняшкина выступила с докладом «Формирование культуры работы со словарями средствами школьного телевидения». Оксана Владимировна Дрябина – учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназии № 1409 г. Москвы – рассказала о филологических минутках на школьном телевидении. Учитель начальных классов ГБОУ Гимназия № 1592 (отделение 2043) г. Москвы Елена Николаевна Соловьева выступила с докладом «Обращение к словарям во внеклассной деятельности как способ ос-мысления духовности русского языка». Доклады вызывали большой интерес и обсуждались бурно. Участниками секции были описаны разнообразные современные пути формирования у учащихся культуры работы со словарями:
По окончании работы конференции были подведены итоги работы секций.
Популярные сочинения
- Мой любимый день недели сочинение
Меня зовут Вера, я учусь в школе. Сегодня я хочу в своем сочинении рассказать о любимом дне недели. На самом деле все дни по-своему хороши, но особенно хочу выделить дни недели как понедельник и субботу. - Что такое жестокость — сочинение рассуждение
Что такое жестокость? Это грубое, бесчеловечное отношение к кому-либо, намеренное причинение ему физического или морального вреда. К сожалению, я думаю, каждый человек в своей жизни хоть раз сталкивался - Главная мысль Истории одного города Салтыкова-Щедрина
Зачастую для того, чтобы понять основную мысль того или иного произведения нужно неоднократно его перечитать, вчитываясь в каждую строку и понимая момент за моментом.
Сочинение 3
Валентин Распутин подарил миру русской литературы большое количество гениальных произведений, которые читаются и по сей день. К числу таких произведений можно отнести рассказ, который известен всем под этаким школьным названием «Уроки французского». В данном тексте представлен анализ одного из ключевых образов героев. Большую роль играет учительница в данном рассказе.
Учитель в данном произведении представлен как источник знаний для ученика, его помощник, а также человек, обладающий всеми качествами для самопожертвования.
Учительницу главного героя зовут Лидия Михайловна. Она учит французский язык. Главный персонаж имел некоторые трудности с изучением данного произведения. Он отставал от своих сверстников, потому наставница, как герой, решила позаниматься с мальчиком индивидуально. Они назначили время для дополнительных занятий. Но так вышло, что учительница кроме иностранного языка учила мальчика и жизни.
Учительница смогла разжечь у главного героя интерес к изучению французского языка, который герой очень тяжело изучал. Женщина совершенно бесплатно занимается с ним, а также кормит его. Она играет с ним в одну интересно. Игру за деньги.
В данном произведении учительницу можно сравнить с матерью, так как она опекает главного героя, как это могла бы сделать настоящая мать.
Учительница по имени Лидия Михайловна обладает всеми качествами отличного учителя. Она заботится о маленьком мальчике, хотя она не имеет с этого вывода. Она просто добрый человек.
Каждый человек обладит качествами, которые характеризует его как личность.
Мне кажется, что, читая произведение Валентина Распутина, невольно хочется провести сравнительную линию с современными учителями и учительницами. Чего уж здесь скрывать – есть совершенно, полярно разные наставники. Чтобы быть хорошим учителем, не достаточно получить образование. Необходимо, чтобы существовало желание и сердце лежало к преподаванию. Совершенно многие могут повлиять на определение судьбы бедненького, робкого школьника. Никто не станет спорить, что 15 успеха в изучении предмета зависит именно от учителя. Лидия Михайловна стала для главного героя именно таким человеком, который привил любовь к французскому и не только.
🗹