Сочинение Фрида в романе Мастер и Маргарита Булгакова характеристика и образ

  • Сочинения
  • По литературе
  • Булгаков
  • Фрида в романе Мастер и Маргарита

Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» густо заселен второстепенными персонажами, которые нужны, чтобы дать возможность главным героям проявить те или иные черты, выступить в определенной роли. Фрида оказывается необходима М.Булгакову, чтобы главная героиня его романа Маргарита смогла проявить качество, очень важно для понимания ее характера, — милосердие.

Фрида появляется трижды в романе – в московских главах 23 и 24. На великом балу у Сатаны Маргарита приветствует висельников и убийц, среди которых оказывается и Фрида. Если бы не комментарии Коровьева, Маргарита не узнала бы о ее преступлении. Рассказ о том, как девушка убила невинного младенца, произвел на Маргариту сильное впечатление. Раз Фрида оказалась на балу у Сатаны, значит, ее казнили за преступление. Но казнь продолжилась и после смерти: камеристка тридцать лет продолжает класть на ночной столик носовой платок, который стал причиной смерти ее сына – в лесу она засунула его мальчику в рот, дождалась, пока тот задохнется, и закопала его в землю. Коровьев уточняет, что Фрида все мечтает пожаловаться на свой платок, хотя из уст самой преступницы Маргарита не слышит никаких просьб.

Фрида оказалась единственной из гостей, с кем у Маргариты вышел, пусть и незначительный, но разговор. Четыре раза преступница повторила ей свое имя, которое потом продолжало звенеть у хозяйки бала в голове. Маргарита, на тот момент не зная, чем помочь Фриде, посоветовала ей, узнав, что та любит шампанское, напиться пьяной, чтобы ни о чем не думать.

Так как Коровьев и Бегемот под руки подхватили Фриду и увлекли ее в толпу, Маргарите не удалось продолжить с ней беседу. Второй раз она встретила ее на балу у бассейна с шампанским: на совершенно пьяном лице даже в бессмысленности глаза Фриды показались ей умоляющими.

Свое видение истории Фриды Маргарита проявила, когда поинтересовалась, почему нет на балу хозяина кафе, который совратил девушку, то есть отца этого никому не нужного младенца. Именно его Маргарита этим вопросом определила также виновным в произошедшем преступлении. Бегемот, который с ней не согласился и даже вмешался в разговор — «при чем же здесь хозяин?», «не он же душил младенца в лесу?», был Маргаритой наказан: она ему больно выкрутила ухо. Для свиты Сатаны Фрида – всего лишь «скучная женщина»: в ее преступлении они не видели ничего интересного. На Маргариту же убийство ребенка произвело такое впечатление, что она, когда Воланд предоставил ей возможность в благодарность за проведение бала что-то для себя попросить, она попросила не вернуть ей Мастера, а перестать подавать Фриде платок.

История с Фридой заканчивается тем, что ей было даровано прощение самой Маргаритой, которой Воланд велел сделать это, сославшись, что вопрос этот не в сфере компетенций его ведомства. Когда же Фрида крестом простерлась перед Маргаритой, Воланд все-таки поучаствовал в ее судьбе – махнул рукой, чтобы она пропала из глаз.

Образ и характеристика Фриды

Булгаков — непревзойденный исследователь человеческой души, её психофизических состояний. Трагические судьбы человеческой жизни, автор органично объединят в свой рассказ, тем самым, добавляя колоритности сюжету.

Один из реальных образов в романе — образ Фриды, девушки, которая появляется на балу у Дьявола и слёзно просит Маргариту о помощи, об освобождении от долгих лет мучений.

Фрида Келлер — реальная девушка, Булгаков нашёл этот образ в одной из истории болезней швейцарского психиатра. Юную девицу совратил управляющий кафе, плодом невзаимной любви стал ребёнок, которого девушка сдала в приют до пятилетнего возраста. Теряющая рассудок девушка, забрала ребёнка с приюта и удушила его в лесу. Позже была заключена в тюрьму, где отличалась примерным поведением.

Ещё одна история, которая легла в основу создания образа Фриды — юная девушка из Селезии. Она убила новорожденного ребёнка, засунув ему в рот платок.

Так объединение орудия убийства и судеб девушек стало краеугольным камнем для сотворения этого образа мученицы.

В романе “Мастер и Маргарита” автор повествует о Фриде к которой каждую ночь приходит надсмотрщица и кладет платок — доказательство убийства её ребёнка.

Исторический образ правдиво описан Булгаковым, вплоть до соответствия годов происходящего. Свой поступок девушка объясняет, что её подталкивала неведомая сила. Этим искусителем людских душ в романе является Сатана к которому, и приходит узница.

М. Булгаков описывает Фриду, как красивую девушку, лет двадцати, однако подмечает одну деталь: беспокойные и назойливые глаза, которые свидетельствуют о её психической неуравновешенности. И желанием оправдаться в глазах других своим скромным и покладистым поведением.

О психическом заболевании свидетельствует постоянный голос в голове Фриды, который зовет её. Участники бала отмечают, что эта девушка приходит не в первый раз и постоянно ведёт разговор о платке и её несчастье. Женщина не признает своей страшной ошибки, а лишь жалуется на собственные проблемы.

Милосердное сердце Маргариты побуждает её просить о прощении этой женщины. Воланд прощает её, и она исчезает с глаз героев.

В этом образе Булгаков изображает один из пороков людской сущности: жестокость, психические изъяны и желание быть оправданным несмотря ни на что.

Фрида из романа «Мастер и Маргарита»: обзор персонажа, его характеристика

Реальным прототипом послужила некая Фрида Келлер из Швейцарии, история которой в целом совпадает с рассказом Коровьева и была известна Булгакову. В архиве писателя сохранилась выписка из книги швейцарского психиатра Огюста Фореля, описавшего этот случай. Келлер родила своего ребёнка в 1899 году, хотя убийство было совершено в мае 1904, что важно, в пасхальную неделю (согласно католической традиции). Со слов Коровьева, Фриде уже тридцать лет подкладывают этот носовой платок, в назидание за её грех, что по срокам примерно соответствует времени действия московских глав романа.

«Королева французская», «светлая королева Марго». Прямая связь Маргариты Николаевны с Маргаритой Валуа, свадьба которой с Генрихом Наваррским ассоциируется с кровавой Варфоломеевской ночью, несомненна. Сама Марго, её мать Екатерина Медичи, организовавшая эту резню, как и всё семейство Медичи, навсегда связаны с дворцовыми интригами, изменами, отравлениями, убийствами. И Коровьев, фактически дирижирующий балом, из огромного потока гостей обращает внимание Маргариты лишь на тех, кто напоминает ей об этих преступлениях, её собственных грехах: господин Жак подсыпал отраву любовнице короля, граф Роберт отравил свою жену будучи любовником королевы. А ещё госпожа Тофана, продававшая яд, которым отправляли на тот свет надоевших мужей — ведь жила же Маргарита с нелюбимым мужем и изменяла ему. И вот, «бывший регент», обращает внимание королевы бала на Фриду. Чудовищность убийства женщиной своего ребёнка, невинного младенца, очевидна. Но Маргарита не осуждает Фриду: «А где же хозяин этого кафе?». После чего грубо осаживает Бегемота, рискнувшего сказать слово в его защиту. И во всей кутерьме бала запомнилось ей только совершенно пьяное лицо Фриды с бессмысленными и умоляющими глазами.

Булгаковская Маргарита и Фрида связаны, несомненно, с героиней «Фауста» Гёте — Гретхен. Любовница Фауста, родившая от него внебрачного ребёнка, убила его и была осуждена на казнь. И когда после бала у Марго появилась возможность «потребовать» вознаграждение у Воланда, первым её желанием, импульсивным, было освобождение Фриды от наказания — того самого платка — ежедневного напоминания о сотворённом ею детоубийстве. Прощая Фриду, Маргарита прощает саму себя. Но между этими двумя и Гретхен есть принципиальная разница. Гретхен покаялась в своём грехе и, отказавшись пойти за дьяволом, спасла свою душу. Поэтому нет её на балу у Воланда. Допустимо сравнение Маргариты с Лилит, первой женой Адама, которая, согласно каббалистической традиции, улетела от Адама и стала женой сатаны. Поэтому Маргарита сочувствует Фриде — ведь Лилит убивает младенцев и ею пугали детей.

По большому счёту, Фрида несамостоятельный персонаж. Она присутствует в романе лишь для того, чтобы полнее раскрыть образ Маргариты. А ещё даёт возможность «одним глазком» заглянуть в ад — собственно где ей каждую ночь кладут этот проклятый платок, вызывающий у неё мучительное душевное страдание и отчаяние. «Она уж и сжигала его в печи и топила его в реке, ничего не помогает» — милосердию нет места в «ведомстве» Воланда, потому бесконечно наказание за сотворённое зло, непрерывна боль и состояние «неумирающей смерти».

Подарочные книги «Мастер и Маргарита» в кожаном переплете представлены в каталоге магазина Мосподарок в нескольких вариантах.

Почему хныкала Фрида?

Почему хныкала Фрида?

Вспомнилось, как в прошлом году ходили на экскурсию, посвященную роману, увидели дом в Большом Гнездниковском переулке недалеко от Тверского бульвара, где Булгаков познакомился с Еленой и перенес это место на страницы книги для первой встречи Мастера и Маргариты, как я написала пост об этом, и там в Инстаграме у меня возник спор с одной любительницей романа.

Меня упрекнули в том, что мне не жалко Фриду — девушку с Бала Сатаны, ту самую «бедняжку», которую преследует носовой платок с синей каемочкой и которая хнычет и жалуется Маргарите. Что только она ни делала с платком — сжигала, выбрасывала, резала, а каждое утро просыпается и видит его вновь.

Платок преследует Фриду, потому что она убила своего новорожденного сына, запихав этот платочек ему в рот. И, может, это со мной что-то не так, но мне кажется странным, что Маргарита, зная историю Фриды, не только жалеет ее, но и в решающий момент, когда Воланд собирается исполнить ее желание (всего одно), говорит не о мастере, которого так любит и ради которого и продала душу дьяволу, а просит о прощении Фриды.

Многие оправдывают убийцу, потому что по сюжету хозяин кафе, в котором работала Фрида, изнасиловал ее, а через 9 месяцев она родила сына, которого отнесла в лес, убила и закопала в земле. Меня привлек момент, когда на балу, услышав эту историю, Маргарита спрашивает «А где же хозяин этого кафе?», на что Кот Бегемот восклицает «Да при чем тут он? Ведь он не душил младенца в лесу», и после этих слов возлюбленная мастера с гневом бросается на кота.

Я бы тоже задала такой вопрос на месте Бегемота. Не потому, что считаю хозяина кабака невиновным, наоборот. Он понесет свое наказание, если не в суде, то перед Богом. Кара настигнет его, но сейчас ведь речь не о нем, а о Фриде. Был там еще момент на балу, когда вроде Азазелло показал на одного грешника и поведал, что поделился с ним рецептом приготовления яда для устранения конкурента.

Так вот к чему я веду — ни Азазелло отравил конкурента и ни хозяин кабака запихнул ребенку платок. У людей был выбор, и они сделали его по собственной воле. Меня удивило, что многие девушки оправдывают Фриду тем, что ей было бы сложно растить ребенка (забегая вперед, скажу, что не было бы, и позже напишу почему). В жизни всегда много искушений, соблазнов и испытаний. Каждый из нас может оказаться в сложной ситуации, перед сложным выбором, но если мы принимаем решение, то это НАШЕ решение и мы несем за него ответственность, только мы, а не кто-то другой. Это лично мое мнение.

Ну вот простой пример — Иванов проспал на работу, и руководитель спрашивает его, почему он не пришел на работу вовремя, а тот искренне не считает себя виноватым в том, что это он сам лег поздно, что это он до утра смотрел сериалы или по дороге в офис решил заскочить по личным делам в магазин, и отвечает «А Петров и Сидоров тоже опоздали!». При чем тут Сидоров и Петров, если речь идет конкретно о тебе и конкретно ты должен отвечать за конкретно твой поступок?

И мне непонятно, почему Маргарита с такой легкостью перенесла всю ответственность за убийство ребенка с Фриды на хозяина кафе. Как говорят булгаковеды, просто писатель не считал Фриду виновной.

Что касается Фриды, то у нее был реальный прототип. В булгаковском архиве сохранилась выписка из книги известного швейцарского психиатра Огюста Фореля о его пациентке Фриде Келлер. Она работала швеей, захотела зарабатывать больше и начала подрабатывать в выходные в кабаке, с хозяином которого у нее возникла связь. От него Фрида забеременела, родила сына, сдала в приют, по правилам которого должна была забрать его в 5-летнем возрасте. Когда настал срок, ее тетя из Мюнхена хотела взять мальчика к себе, но Фрида забрала сына, убила в лесу, закопала его и хладнокровно сообщила в приют, что он уехал в Мюнхен. Она вовсе не была беспомощной бедняжкой, которая не знала как прокормить ребенка. Поэтому мне ее не жалко. И не стыдно за то, что не жалко. А вам жалко Фриду?

Фрида

— персонаж романа «Мастер и Маргарита», участница Великого бала у сатаны. Ф. просит Маргарит, чтобы та замолвила за нее слово перед князем тьмы и прекратила ее пытку: вот уже тридцать лет Ф. кладут ночью на стол платок, которым она удавила своего младенца.

В булгаковском архиве сохранилась выписка из книги известного швейцарского психиатра и общественного деятеля, одного из основоположников сексологии Августа (Огюста) Фореля (1848-1931) «Половой вопрос» (1908): «Фрида Келлер — убила мальчика. Кониецко — удавила младенца носовым платком».

Фрида Келлер, послужившая прототипом Ф., — это молодая швея из швейцарского кантона Сен-Галлен, родившаяся в 1879 г. Первоначально она зарабатывала всего 60 франков в месяц. Как о. Ребенка Фрида Келлер поместила в приют, откуда, однако, его необходимо было забрать по достижении пятилетнего возраста.

Форель дает яркую картину душевного состояния Фриды в дни, предшествовавшие трагедии: «И вот, с понедельника Пасхи 1904 г., т. е. с той минуты, когда ребенку предстояло покинуть приют, одна лишь мысль медленно, но зловеще начинает овладевать ее дезорганизованным и объятым страхом мозгом, мысль, кажущаяся ей единственным просветом в ее отчаянном положении — мысль о необходимости избавиться от ребенка».

За несколько дней до визита в приют «ее видели мечущейся по квартире в поисках за каким-то шнурком. Внешний вид ее говорил о придавленном внутреннем состоянии. Наконец, она решилась. Сестры ее были извещены, что ребенок ее будет отправлен к тетке из Мюнхена, которая ждет ее в Цюрихе. Схватив ребенка за руку, она отправилась с ним в Гагенбахский лес. Здесь в уединенном месте она долго раздумывала, не решаясь на свое ужасное дело. Но, по ее словам, какая-то неведомая сила подталкивала ее.

Вырыв могилку руками, она удавила ребенка шнурком, и, убедившись в его смерти, зарыла трупик и обходным путем отправилась в отчаянии домой. 1-го июня приют был извещен ею о благополучном прибытии ребенка в Мюнхен, 7-го июня трупик после сильного дождя был найден на поверхности земли какими-то бродягами, 11-го того же месяца Фрида заплатила последний долг приюту за ребенка, а 14-го она была арестована.

Фрида не переставала объяснять свой поступок неспособностью содержать ребенка, а также необходимостью соблюдать тайну, которая заключала в себе позор ее вынужденного материнства, обусловившего внебрачное рождение. По свидетельству знавших ее, она отличалась кроткостью, добротой, любовью к труду, скромностью, любила детей. Заранее обдуманное намерение было признано ей самой, причем она не высказала никаких забот в интересах смягчения своего преступления.

Такие случаи по местным законам (ст. 133) заслуживают смертного приговора, который и был ей вынесен. Фрида Келлер при этом потеряла сознание. Верховный Совет Сен-Галленского кантона большинством всех против одного вместо смертной казни назначил ей пожизненное заключение в каторжной тюрьме».

В дополнении, сделанном в 1908г., Форель рассказал о пребывании Фриды в тюрьме: «Вначале она содержалась в течение 6 месяцев в одиночном заключении. После этого она была переведена в качестве прачки в прачечную при тюрьме и отличалась хорошим поведением. В интеллигентских кругах города Сен-Галлена начинают возрастать в ее пользу симпатии». Это позволило автору «Полового вопроса» выразить надежду, что «бедную Фриду Келлер» вскоре освободят.

В том же самом дополнении Форель кратко изложил историю 19-летней работницы из Силезии Кониецко, которая при аналогичных обстоятельствах 25 февраля 1908 г. родила ребенка, «причем она удушила младенца, засунув ему в рот и нос скомканный платок». Суд учел смягчающие вину обстоятельства и приговорил Кониецко к двум годам тюрьмы, что дало Форелю повод для негодующего восклицания: «Как милостиво! Этот верх милосердия звучит злою иронией», поскольку, как справедливо полагал швейцарский ученый, «чаще действительным убийцей является не мать, фактически убившая ребенка, но низкий отец, покинувший беременную или не пожелавший признать ребенка».

Булгаков контаминировал в образе Ф. героинь обеих историй. Ф., обладая основными чертами биографии Фриды Келлер, убивает своего ребенка еще в младенчестве и при помощи носового платка, подобно Кониецко. Таким образом, это событие оказывается перенесено в май 1899 г. — время, когда Фрида Келлер родила ребенка. Тогда утверждение Коровьева-Фагота на Великом балу у сатаны о том, что вот уже тридцать лет камеристка кладет на стол Ф. платок, которым она задушила младенца, оказывается абсолютно точным, поскольку события «Мастера и Маргариты» в московской его части разворачиваются как раз в мае 1929 г.

Автору романа в эпизоде с Ф. важен был именно невинный младенец, его страдания, как последняя мера добра и зла. Вместе с тем, писатель, подобно Форелю, несмотря на весь ужас преступления, назвал (устами Маргариты) главным виновником насильника — отца ребенка. Булгаков учел и приведенные швейцарским ученым данные о психических отклонениях, имевшихся у Фриды Келлер. Форель отмечал, что она страдала головными болями из-за перенесенного в детстве воспаления мозга. Платок, который Ф. видит каждый вечер на своем столике — это не только символ терзающих ее мук совести («и мальчики кровавые в глазах», используя слова из пушкинского «Бориса Годунова»), но и признак наличия у нее болезненной навязчивой идеи.

Фрида Келлер, вероятно, была в конце концов освобождена и, скорее всего, пережила автора «Мастера и Маргариты». Кониецко же вообще отделалась сравнительно легким наказанием. Однако Булгаков поместил Ф. среди умерших, как если бы вынесенный судом смертный приговор был приведен в исполнение.

Внимание писателя привлек тот факт, что свое преступление Фрида Келлер совершила на Пасхальную неделю 1904 г., да еще в мае, (здесь речь идет о Пасхе западных христиан, не совпадающей с православной), что соответствовало и пасхальной приуроченности действия «Мастера и Маргариты». Не оставил он без внимания и слова о том, что некая неведомая и неодолимая сила подталкивала швею из Сен-Галлена на преступление. У Фореля этой силой выступает психическая болезнь Фриды, для которой ребенок подсознательно стал символом ее несчастья и позора. Автор «Полового вопроса» писал: «Несмотря на любовь к детям, Фрида своего ребенка не любила, она его никогда не ласкала, не баловала, не целовала и, будучи в других случаях доброй и отзывчивой женщиной, весьма безучастно относилась к собственному ребенку».

У Булгакова искусителем Ф. подразумевается дьявол, который и призвал ее потом на свой бал. Однако Ф., благодаря милосердию Маргариты, даруется прощение, к которому призывал и Форель в отношении Фриды Келлер. История Ф. также во многом перекликается с историей Маргариты (Гретхен) в «Фаусте» Иоганна Вольфганга Гёте (1749-1832).

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: