Образ и характеристика Берлиоза в романе Мастер и Маргарита Булгакова

  • Сочинения
  • По литературе
  • Булгаков
  • Образ и характеристика Берлиоза в романе Мастер и Маргарита

Одним из весьма интересных персонажей романа Михаила Булгакова (Мастер и Маргарита), является Берлиоз. Читатель знакомится с персонажем уже с самых первых страниц этого грандиозного романа. Это происходит на Патриарших, где Берлиоз и поэт Бездомный заводят весьма интересную беседу. Несмотря на то, что он был второстепенным персонажем, он играет очень важную и даже можно сказать большую роль в данном произведении. Михаил, так звали Берлиоза, критиковал произведение поэта Бездомного, тем самым он вызвал большое негодование со стороны юного талантливого писателя.

Внешность Берлиоза была не броской, обычный, ни чем не приметный мужчина, невысокого роста, к тому же немного полноват. Он тщательно старался прикрыть свою лысину, одевая, шляпы, с широченными полями. Ходил он обычно в костюмах, классического цвета, по внешности был интеллигентом.

Проживал этот персонаж в коммунальной квартире в самом центре Москвы. Квартира у него была просторная, и находилась довольно-таки в приличном состоянии. К сожалению у Берлиоза не было ни детей ни жены, он был абсолютно одинок. Официально в браке он состоял, но его дорогая супруга предпочла ему балетмейстера. Родных, которые находились бы по близости, у него тоже не имелось. Единственный человек, который был рядом с ним практически каждый день, была его домработница. Ее звали Груня, именно она тянула на своих хрупких женских плечах весь дом.

Михаил, был не только литератором в одном из Московских журналов, но и числился председателем ассоциации литераторов. Практически все его коллеги относились к нему с большим уважением.

Берлиоз стал первым персонажем произведения, который попал под руки Воланда. Произошло это именно в тот момент, когда они беседовали об Иисусе Христе с писателем Бездомным. Как рас в этот момент появился иностранец. Именно он предсказал Михаилу смерть от колес поезда. После его кончины, Воланд полностью пользовался его квартирой как своей. Именно в этой квартире Воланд приводил в реальность свои могущественные, коварные планы. Благодаря этому квартира приобрела для себя невыносимо страшную репутацию.

Автор произведения особо не выделял этого персонажа, но его история захватывает дух читателя. Особое чувство страха и жалости вызывает кончина Берлиоза, такой страшной и жестокой смерти не заслуживает даже самый плохой герой любого иного произведения.

Роковая встреча

В начале романа он и поэт Иван Бездомный беседуют об Иисусе Христе. По мнению председателя, Иван в своём сочинении должен был опровергнуть сам факт существования Христа вместо того, чтобы создавать его негативный образ. Необходимо понимать, что события романа происходят в Москве 1930-х гг. В это время в стране господствовал атеизм, резко отвергались все религиозные догматы, и поэтому Берлиоз как гражданин не мог допустить даже самого факта существования Христа. В беседе с Иваном председатель приводит множество аргументов в пользу своей точки зрения.

Однако в разговор вмешивается незнакомец (Воланд), который оспаривает все доводы председателя. Он рассказывает историю Иешуа Га-Ноцри и говорит, что он был её свидетелем. Литераторы не верят незнакомцу и считают его сначала шпионом, а потом безумцем. Но иностранец предрекает Берлиозу безвременную кончину и говорит, что на неё невозможно повлиять. Берлиоз не верит своему собеседнику и считает, что человек сам управляет своей судьбой. Однако скоро предсказание незнакомца сбывается: несчастный Берлиоз поскальзывается на подсолнечном масле, о котором его предупреждал незнакомец, и трамвай отрезает ему голову.

Внешность и социальное положение героя

М. А. Берлиоз не отличается красотой и имеет своеобразную внешность: маленький рост и упитанность, которая говорит о спокойной жизни и уверенности в завтрашнем дне. Серый костюм, шляпа и очки в чёрной роговой оправе отражают его ум, эрудицию и интеллигентность. Сейчас Берлиоз одинок, но когда-то он был женат. Его жена, как говорят, ушла от него к какому-то балетмейстеру. Ближайшие его родственники — тётя и дядя из Киева. Детей у него нет. Живёт герой на Садовой улице в одной квартире с директором театра Варьете Степаном Лиходеевым. Работа для Берлиоза всегда стоит на первом месте. Михаил Александрович — председатель правления литературной ассоциации МАССОЛИТа, а так же редактор журнала. Его очень уважают коллеги. Берлиоз красноречив, поэтому умеет донести свою точку зрения до собеседника, а также убедить в её правдивости.

«Нехорошая квартира»

Особое значение в романе имеет московская квартира, расположенная по адресу: улица Большая Садовая, 302-бис, пятый этаж, кв. № 50. В этой квартире начинают происходить странные явления, прежде всего загадочные исчезновения людей. Несмотря на это, в квартиру заселяются Берлиоз и Степан Лиходеев — директор Варьете. После них в этой квартире появляются Воланд и его свита, которые устраивают в ней «бал сатаны».

По-видимому, обитатели этой квартиры были настолько «черны», что сами привлекли в неё «нечистую силу». Последний хозяин квартиры Берлиоз особенно приглянулся Воланду как объект для наказания.

Месть Воланда, смерть Берлиоза

После знакомства с иностранным гражданином, приехавшим в Москву, Миша слышит от гостя странные слова, звучавшие как предсказание. Воланд рассказывает литератору о гибели под трамваем. Это должно произойти перед отъездом в Кисловодск. Персонажу суждено поскользнуться и попасть на трамвайные рельсы прямо во время движения транспорта поблизости. Из-за своего атеизма Берлиоз отказывает верить в такое, поэтому герой не раздумывая, уходит. Страшно, что мнимое предположение дьявола в человеческом обличии обращается реальностью для героя.

Таким способом властитель тьмы решает наказать Михаила Александровича за атеизм, неверие в нечистую силу. Трагедия происходит на Патриарших прудах. Рука мужчины соскальзывает с турникета, нога скользит по разлитому Аннушкой маслу. Берлиоз падает под движущийся трамвай. Ему отрезает голову.

Во время сатанинского бала Воланд беседует с покойным литератором, рассуждая о существовании дьявола и Иисуса Христа. Действующие лица пытаются говорить спокойно и размеренно. Буквально несколько дней назад умерший рассказывал, что отрезание головы прекращает жизнь в человеке, обращающегося в золу. Пришедшие на бал гости выступают ярким примером, что утверждения мужчины были неверными.

Берлиоз отправляется в то самое небытие, о котором рассуждал, а нечисть выпивает из чаши, в которую превращается голова литератора, за бытие.

Булгаков намеренно убивает своего персонажа. Руководитель ассоциации литераторов должен быть умереть, так как автор в целом высмеивает МАССОЛИТ. Происходит это из-за шаблонности мышления, беспрекословного подчинения героя власти. Это и приводит к тому, что председатель обзаводится роскошной (по тем меркам) дачей в элитном районе Москвы. Он заслужил расправу от кота Бегемота и Фагота, потому как лично говорит Воланду о своем всестороннем атеизме.

Цитаты

«Нет ни одной восточной религии, в которой, как правило, непорочная дева не произвела бы на свет бога. И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых».

«- Простите мою навязчивость, но я так понял, что вы, помимо всего прочего, еще и не верите в бога? — он [Воланд] сделал испуганные глаза и прибавил: — Клянусь, я никому не скажу.

— Да, мы не верим в бога, — чуть улыбнувшись испугу интуриста, ответил Берлиоз. — Но об этом можно говорить совершенно свободно».

Экранизации

Берлиоз как второстепенный персонаж фигурирует в части экранизаций романа «Мастер и Маргарита», но далеко не во всех. Персонаж появляется в итало-югославской экранизации 1972 года «Il Maestro e Margherita», где эту роль исполнил актер из Югославии Фабиян Совагович.

Актер Фабиян Совагович

Музыку к фильму написал знаменитый итальянский кинокомпозитор Эннио Морриконе, известный миру по саундтреку к фильму «Омерзительная восьмерка» Квентина Тарантино, за который Морриконе получил «Оскар».

Михаил Данилов в образе Берлиоза

В российской экранизации 1994 года режиссера Юрия Кары роль Берлиоза исполнил актер Михаил Данилов, а озвучил Сергей Юрский. Эта роль стала последней в актерской карьере Данилова.

Александр Адабашьян в образе Берлиоза

В телесериале «Мастер и Маргарита» режиссера Владимира Бортко, который вышел на экраны в 2005 году, роль Берлиоза сыграл актер Александр Адабашьян. Интересно, что Адабашьян на двадцать лет старше собственного персонажа, которому по книге должно быть сорок лет. Внешность актера также не совпадает с книжным обликом героя, поскольку булгаковский Берлиоз лыс.

История происхождения

Образ Михаила Александровича Берлиоза, влиятельного человека в московском литературном сообществе, руководителя писательской организации, вероятно, списан Булгаковым с кого-то из советских идеологов того времени.

Михаил Булгаков

Прототипом персонажа может оказаться Леопольд Авербах – основатель Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), или дипломат Федор Раскольников, или публицист и журналист Михаил Кольцов. Мог быть прототипом Берлиоза Владимир Блюм — театральный критик и журналист, который публиковал рецензии в и «Правда», а мог и Демьян Бедный, знаменитый пролетарский поэт.

Фамилией Михаил Александрович Берлиоз обязан французскому композитору XIX века Гектору Берлиозу. Этот выбор сделан Булгаковым не случайно. Некоторые музыкальные произведения Гектора Берлиоза тематически пересекаются с сюжетными линиями романа «Мастер и Маргарита». Например, третья часть «Фантастической симфонии», которая носит название «Сон в ночь шабаша».

Председатель МАССОЛИТа

Берлиоз Михаил Александрович в «Мастере и Маргарите» выполняет важную функцию относительно авторского замысла. М. А. Булгаков высказывает свое отношение к литературному кругу того времени. Он высмеивает МАССОЛИТ (Мастерская социалистической литературы). Данную аббревиатуру писатель дал по аналогии с Мастерской коммунистической драматургии (МАСТКОМДРАМ), существовавшей в реальности. Здесь же автор отсылает читателя и к аббревиатурам РАПП, МАПП и к другим аббревиатурам, которые касались идеологии коммунистов.

Писатель показывает, что Берлиоз, который был непосредственным представителем МАССОЛИТа, живет так, как это было необходимо власти. Он не руководствовался своими взглядами и убеждениями, он говорит то, что было принято в обществе того времени.

И именно такие люди были в центре внимания. Берлиоз был довольно важным человеком в литературных кругах. И хотя его постоянно путают с композитором Берлиозом (который существовал в реальности), имя его было постоянно на слуху. Берлиоз определял литературную политику в Москве. А значит, там царили бездарные писатели и поэты. Литераторы, подобные Мастеру, были непригодны для власти. Задачей Берлиоза становится подчинить всю литературу новой власти. Именно поэтому с Мастером шла ожесточенная борьба, его произведения имели антипартийный характер.

Берлиоз, самостоятельно не занимаясь писательством, учит молодых литераторов, как правильно писать произведения. Именно в такой момент, когда Берлиоз критикует произведение Ивана Бездомного о Христе, персонаж встречается с Воландом. И знакомство с ним для Берлиоза было определяющим и трагичным.

Сочинение Берлиоз в произведении Мастер и Маргарита

В этом романе Михаил Берлиоз живёт не так уж долго. Собственно, с его странной смерти и начинается роман. Это тот самый, для кого Аннушка масло разлила. Но, конечно, его образ ещё много раз упомянут в романе – его похороны, похищение его головы, превращение его черепа в чашу.

Сам Михаил был важным и весьма самодовольным, как и многие москвичи в романе, человеком. Он возглавлял важную литературную организацию, считал, что играет важнейшую роль в этой жизни, что всё знает. Он взялся даже спорить с самим дьяволом Воландом, хотя и не зная, кто пред ним, о могуществе человека, об Иисусе. Он смеялся над аргументами ученого Воланда, что человек ничем особо не может распоряжаться, так как ничего не знает о своей судьбе. Ивану Бездомному он убедительно до этого доказывал, что образ богочеловека существует во всех культурах… Умничал, в общем. Показывал своё неверие.

Впрочем, нельзя отказать ему в интеллигентности, спор с иностранцем он вёл аккуратно, сдерживал возмущенного Ивана. Конечно, он не поверил в предсказания Воланда, а поспешил на собрание, которому не суждено было состояться.

Берлиоз – функционер, о котором особенно никто не жалеет. Все лишь удивляются и ужасаются странным обстоятельствам его смерти. Он плохо влияет на молодого «поэта» Ивана, но и на других тоже. Получается, что он гасит в них веру, убеждает отказаться от творческой свободы за материальные блага. Действует не хуже самого Воланда! Выполняет его работу…

Если о портрете, то персонаж этот был вполне себе функционер – упитанный и лысый. У него был приличный костюм, очки и шляпа. Ещё он был небольшого роста. У него была квартира, в которой и поселился после его смерти Воланд со свитой.

Самое страшное, что Берлиоза заставили увидеть, что существуют потусторонние силы, в которых он не верил. На балу Воланд оживил его голову… В глазах Михаила было страдание. И хозяин бала отправил его душу в «ничто», раз уж Михаил ни во что не верил.

Жизнь и смерть Гектора Берлиоза

Композитора Гектора Берлиоза по праву называют первым французским симфонистом мирового масштаба. Ведь во Франции вплоть до последней трети XIX века писались, в основном, оперы. Берлиоз буквально взорвал музыкальную жизнь Парижа своей «Фантастической симфонией». Кроме того, Берлиоз – первый композитор французской национальной школы. Все его предшественники, писавшие оперы по-французски, были либо немцами, либо итальянцами.

Берлиоз принадлежал к направлению романтизм. Герои его музыки – страстные борцы.

Как и другие романтики, он увлекался революционными идеями, обработал «Марсельезу», посвятил монументальные композиции – «Реквием» и «Траурно-триумфальную симфонию» – героям Июльской революции 1830-го года.

Луи Гектор Берлиоз (11 декабря 1803 – 08 марта 1869) – французский композитор, дирижер, музыкальный критик.

Родился в провинциальном городе Ла-Кот-Сент-Андр на юго-востоке Франции в семье врача.

Детские годы провел в провинции, где слышал народные песни и познакомился с древними мифами. Начал заниматься музыкой в 12 лет, тогда же он стал писать небольшие композиции и аранжировки. Из-за запрета отца, Берлиоз никогда не учился играть на фортепиано. Он научился хорошо играть на гитаре, флажолете (старинная флейта высокого регистра, свирель) и флейте. Он изучал гармонию только по учебникам без преподавателя.

По настоянию отца стал учиться медицине, но вскоре бросил университет, чтобы серьезно заняться музыкой.

Поначалу занимался самообразованием, затем поступил в Парижскую консерваторию.

Начиная с 1828 года, Берлиоз начал писать критические статьи о музыке.

В 1830-м году Берлиоз окончил консерваторию.

В 1833 году Никколо Паганини попросил Берлиоза написать концерт для альта с оркестром, где сам Паганини намеревался выступить в качестве солиста. Так появилась симфония «Гарольд в Италии» с солирующим альтом.

16 декабря 1838 года, после концерта, на котором Берлиоз дирижирует «Фантастической симфонией» и симфонией «Гарольд в Италии», Пагании бросается перед ним на колени и в слезах восторга целует ему руки. На следующий день Берлиоз получает письмо от Паганини, где тот называет его преемником Бетховена, и чек на двадцать тысяч франков.

С триумфом Берлиоз выступал в России (1847 г., 1867-1868 гг.).

В 1850 году композитор стал главным библиотекарем Парижской консерватории. В 1856 — был назначен членом Академии искусств.

Смерть и похороны Берлиоза

На закате жизни Берлиоза преследовали одни потери: в 1860 умерла младшая сестра Адель, в 1862 году — жена, в 1864 – в возрасте 26 лет скончалась последняя возлюбленная, Амели, а в 1867 Берлиоз лишился и единственного сына Луи, который был капитаном торгового судна и во время стоянки в Гаване заболел желтой лихорадкой (болезнь, переносимая насекомыми) и умер. После этой утраты Берлиоз так и не смог восстановиться.

Болезнь длилась долго (со смерти сына и до марта 1869 года).

В последние месяцы жизни Берлиоз фактически превратился в тень самого себя и. скорее, напоминал скелет, нежели живого человека.

К марту он теряет память. Последними осмысленными словами был его ответ друзьям.

Они, отдавая себе отчет, что смерть композитора не так уж далека решили утешить его, солгав, что наконец-то к нему пришло признание во Франции (композитор при жизни был

признан практически во всей Европе, кроме родной страны), но даже на смертном одре Париж не признал его. На это Берлиоз ответил:

«Слишком поздно! Они идут ко мне, но я, я ухожу».

Больше он не произнес ни одного слова. Ничего не понимал, ничего не слышал.

В половине первого дня 8 марта Гектора Берлиоза не стало.

В свидетельстве. Составленном мэрией Парижа, говорилось:

«Смерть Луи-Гектора Берлиоза, 9 марта 1869 года.

Префектура департамента Сены. Выписка из подлинной книги регистрации смертей IX округа Парижа.

Вторника девятого марта тысяча восемьсот шестьдесят девятого года в один час тридцать минут пополудни. Акт о смерти Луи-Гектора Берлиоза, сочинителя музыки, члена Института, офицера ордена Почетного легиона, шестидесяти пяти лет от роду, родившегося в Ла-Кот-Сент-Андре (Изер), скончавшегося вчера в полдень по месту своего жительства, вдовца после первого брака с Генриеттой Смитсон, также вдовца после второго брака с Марией-Женевьевой Мартин. Вышеупомянутый акт составлен в присутствии и по заявлению Л. Луи Морана, домовладельца, пятидесяти двух лет от роду, и Жана Ладона, служащего, пятидесяти трех лет от роду, проживающих оба в Париже по улице Сен-Map, в доме 22, которые в качестве свидетелей подписались вместе с нами. Леон Онэ, помощник мэра, кавалер ордена Почетного легиона и т. д. …»

Похороны Луи Гектора Берлиоза, состоявшиеся 11 марта, были, по свидетельствам современников, самыми заурядными. О погребении было объявлено в извещениях, наскоро отпечатанных на дешевой бумаге.

Тело композитора везли на катафалке низшего разряда, только с двумя лошадьми. Ничего общего с той пышностью, которой Франция окружила похороны немца Мейербера и итальянца Россини. Гениального маэстро родина провожала с равнодушием, близким к презрению.

На черном покрове гроба был только один венок – от Гренобля – единственного города Франции, проявившего внимание к смерти композитора.

Перед траурной процессией несколько музыкантов из Национальной гвардии играли похоронный марш – традиционная почесть офицеру Почетного легиона, каковым являлся Берлиоз. Колесницу сопровождали несколько академиков.

Отпевание проходило в церкви Троицы, где не было никаких знаков траура и скорби.

Гроб установили на невзрачном постаменте, освещенном зеленоватым светом четырех свечей.

Пока погребальное шествие двигалось к кладбищу, молодая женщина, облаченная в траур, с лицом, скрытым под длинной темной вуалью, преклонила колени перед могилой, в которой скоро должен был упокоиться великий композитор, и бросила в нее венок из красных роз. Когда погребальная колесница приблизилась, женщина быстро исчезла. Это была племянница Гектора Берлиоза.

Сразу за этим почтительным знаком последовало малоприятное событие: когда похоронная колесница проезжала через кладбищенские ворота, лошади понесли, музыканты, сопровождавшие шествие, попадали, катафалк опрокинулся на ближнюю могилу. Лошадей удалось успокоить с большим трудом.

На панихиде немногочисленные друзья композитора славили покойного и говорили о необычайности его судьбы.

На другой же день после похорон Гектора Берлиоза французский композитор Эрнест Рейер решил воздать тому, кого считал своим учителем, дань уважения, достойную его.

На кладбище Монмартр Берлиозу был поставлен весьма скромный памятник.

Траурные произведения Гектора Берлиоза

Коротко расскажем о двух из них: «Траурно-триумфальной симфонии» и «Реквиеме».

Траурно-триумфальная симфония

1840 год. Десятая годовщина июльской революции во Франции, вошедшей в истории также под названием Второй Французской революции или «Трех славных дней». Накануне юбилея было решено перенести прах погибших в мавзолей на площади Бастилии. Для сопровождения перенесения министерство попросило Берлиоза написать симфонию.

Маэстро подходит к задаче, естественно, творчески. Концепция произведения, без сомнения, великолепна! Каждой его части отведена своя роль.

Первая часть – марш – должна звучать во время шествия. Это, своего рода. Повествование о событиях трех дней восстания.

Вторая – своего рода, траурная речь без слов, должна была сопровождать перенесение праха погибших.

Далее должен был следовать «Апофеоз», звучащий в момент установления триумфальной колонны, который должен вселить в публику эмоциональный подъем и гордость.

По решению Берлиоза, исполнять все это должен духовой оркестр, ибо он лучше всего может подчеркнуть триумфальность произведения. Выбор падает не просто на духовой оркестр, а военный.

Композитор нанимает на исполнение военный оркестр в двести человек и дирижирует им в костюме гвардейца с саблей в руках. Однако… Шум и непригодная для музыки акустика улиц и площади, людской гул и абсолютно равнодушное отношение к музыке разрушило и траурность, и триумфальность симфонии.

Но концертное исполнение симфонии имело огромный успех!

Реквием Берлиоза

В 1837 году пэр Франции Адриен де Гаспарен учредил денежную премию для ежегодного присуждения молодому композитору, которому поручалось сочинить духовное музыкальное произведение. Его выбор пал на Гектора Берлиоза. Как раз в то время правительство специальным декретом установило ежегодное исполнение траурной мессы в память жертв Июльской революции 1830 года. Было решено, что во время первого торжества должно прозвучать новое произведение. Исполнение должно было состояться в Доме инвалидов; предполагалось приурочить его к годовщине смерти маршала Мортье, погибшего от взрыва при покушении на жизнь короля Луи-Филиппа, и других жертв террористического акта 1835 года.

Берлиоз с радостью взялся за работу, поскольку ему давно хотелось создать грандиозное произведение, которое он представлял себе в исполнении 500 или 600 музыкантов. Работа шла быстро; Композитору пришлось даже использовать нечто вроде нотной стенографии, чтобы успевать записывать. 29 июня 1837 года «Реквием» был завершен. Берлиоз посвятил свое произведение его заказчику – де Гаспарену.

Начались репетиции, но внезапно церемонию отменили.

В октябре того же года Берлиоз неожиданно узнаёт, что 5 декабря в Доме инвалидов состоится траурная церемония захоронения останков генерала Дамремона, павшего при взятии Константины (завоевания Франции в Алжире). С большим трудом Берлиоз добивается разрешения исполнить на церемонии своей «Реквием».

4 декабря состоялась генеральная репетиция; на следующий день – публичное исполнение, после которого газета «Фигаро» издевательски написала:

«Итак, предстоит услышать «Заупокойную мессу», которая вот уже два года стучит во все могилы знаменитостей, но ей упрямо отвечают: «Не туда попали». Наконец месса нашла себе покойника или покойников».

«Реквием» написан на традиционный латинский текст, с небольшими изменениями, внесёнными самим композитором. Произведение состоит из 10 частей:

  1. Requiem et Kyrie. Introit
  2. Dies irae. Prose — Tuba mirum

III. Quid sum miser

  1. Rex tremendae
  2. Quaerens me
  3. Lacrimosa

VII. Offertoire. Choeur des ames du Purgatoire

VIII. Hostias

  1. Sanctus
  2. Agnus Dei

Общая продолжительность звучания – около 90 минут.

Это монументальное сочинение потребовало необычного по величине и составу оркестра. Необычность состояла в том, что в него входило огромное количество ударных: 8 литавр, 2 больших барабана, 4 тамтама, 10 пар тарелок. Основной оркестр был дополнен четырьмя, находящимися за кулисами. В них входили медные духовые: 4 корнета, 4 тромбона, 2 тубы в первом; по 4 трубы и тромбона во втором и третьем; в четвертом к ним добавлены еще 4 офиклеида (инструменты, по внешнему виду напоминающие фаготы). Исполнителей на струнных было 108 человек: 50 скрипок, 20 альтов, 20 виолончелей и 18 контрабасов. Хор насчитывал 210 человек; кроме того, в одной из частей предполагалось соло тенора.

Беспокойный, драматический характер «Реквиема» отличает его от двух других наиболее известных произведений этого жанра реквиемов Моцарта и Верди. Даже те части, в которых предполагается скорбная и лирическая музыка, у Берлиоза звучат, скорее, отчаянно, гневно, протестно. Здесь почти нет распевных, задушевных мелодий, зато широко используются хроматизированные вокальные темы и речитатив на одной ноте.

«Реквием» — произведение со сложной драматургией: в нем нет единой линии развития, преобладают скачки и резкие смены эмоций, построенные на контрастах, сопоставлении разных начал: повествовательного, драматического, лирического. Собственно, в этом и заключался талант и необычность Берлиоза как композитора.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: