Сочинение 9.3 «ВЗРОСЛЕНИЕ»
Текст для сочинения:
(1)Край пруда порос сплошь кувшинками. (2)Лодка взрезала эту гущу с сухим шорохом. (3)В разрывах зарослей проступала вода пруда, как сок арбуза в треугольнике разреза.
(4)Мальчик и девочка стали рвать кувшинки. (5)Оба ухватились за один и тот же нервущийся и тугой, как резина, стебель. (6)Он стянул их вместе. (7)Дети стукнулись головами. (8)Лодку, как багром, подтянуло к берегу. (9)Стебли перепутывались и укорачивались, белые цветы с яркою, как желток, сердцевиной уходили под воду и выныривали со льющеюся из них водою.
(10)Надя и Ника продолжали рвать цветы, всё более накреняя лодку и почти лёжа рядом на опустившемся борту.
— (11)Надоело учиться, — сказал Ника. — (12)Пора начинать жизнь, зарабатывать, идти в люди.
— (13)А я как раз хотела попросить тебя объяснить мне квадратные уравнения. (14)Я так слаба в алгебре, что дело чуть не кончилось переэкзаменовкой.
(15)Нике в этих словах почудились какие-то шпильки. (16)Ну, конечно, она ставит его на место, напоминая ему, как он ещё мал. (17)Квадратные уравнения! (18)А они ещё и не нюхали алгебры.
(19)Не выдавая, как он уязвлён, он спросил притворно равнодушно, в ту же минуту поняв, как это глупо:
—Когда ты вырастешь, за кого ты выйдешь замуж?
— (20)О, это ещё так далеко. (21)Вероятно, ни за кого. (22)Я пока не думала.
— (23)Не воображай, пожалуйста, что мне это очень интересно.
— (24)Тогда зачем спрашиваешь?
— (25)Ты дура.
(26)Они начали ссориться. (27)Нике вспомнилось его утреннее женоненавистничество. (28)Он пригрозил Наде, что, если она не перестанет говорить дерзости, он её утопит.
— (29)Попробуй, — сказала Надя.
(30)Он схватил её поперёк туловища. (31)Между ними завязалась драка. (32)Они потеряли равновесие и полетели в воду. (33)Оба умели плавать, но водяные лилии цеплялись за их руки и ноги, а дна они ещё не могли нащупать. (34)Наконец, увязая в тине, они выбрались на берег. (35)Вода ручьями текла из их башмаков и карманов. (36)Особенно устал Ника. (37)Если бы это случилось совсем ещё недавно, не дальше чем нынешней весной, то в данном положении, сидя мокры-мокрёшеньки вдвоём после такой переправы, они непременно бы шумели, ругались бы или хохотали. (38)А теперь они молчали и еле дышали, подавленные бессмыслицей случившегося. (39)Надя возмущалась и молча негодовала, а у Ники болело всё тело, словно ему перебили палкою ноги и продавили рёбра. (40)Наконец тихо, как взрослая, Надя проронила: «Сумасшедший!» — и он также по-взрослому сказал: «Прости меня». (41)Они стали подниматься к дому, оставляя мокрый след за собой, как две водовозные бочки. (42)Их дорога лежала по пыльному подъёму, кишевшему змеями, невдалеке от того места, где Ника утром увидал змею.
(43)Ника вспомнил волшебную приподнятость ночи, рассвет и своё утреннее всемогущество, когда он по своему желанию повелевал природой. «(44)Что приказать ей сейчас?» — подумал он. (45)Чего бы ему больше всего хотелось? (46)Ему представилось, что больше всего хотел бы он когда-нибудь ещё свалиться в пруд с Надей и много бы отдал сейчас, чтобы знать, будет ли когда-нибудь или нет.
(По Б. Л. Пастернаку*)
* Пастернак Борис Леонидович (1890-1960) — выдающийся писатель XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе.
Пример сочинения 9.3 «Почему мир меняется вокруг взрослеющего ребёнка?»
Что такое взросление? Я считаю, что взросление — это период, который наступает в жизни каждого человека, когда он начинает нести ответственность за свои поступки, слова, действия, продумывает последствия своих решений. Вокруг взрослеющего ребенка меняется мир, так как меняется его мировоззрение. Он определяет для себя жизненные ценности, приобретает некоторые моральные качества, личный опыт. Докажу свою точку зрения примерами из прочитанного текста и читательского опыта.
В тексте Б. Л. Пастернака речь идет о подростках Наде и Нике, которые в лодке разговаривали и поругались. Их ссора переросла в драку, в ходе которой они упали в воду. Ребята кое-как выбрались на берег. В предложениях 37-38 сказано, что случись бы всё это раньше, их реакция была бы совсем другой: «…они непременно бы шумели, ругались бы и хохотали». Но отношения подростков изменились, их занимали другие мысли. Между ними возникли новые чувства, так как герои изменились сами.
Проблема взросления очень популярна в литературе. К примеру, в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского» главному герою пришлось рано повзрослеть. В одиннадцать лет он переехал учиться в райцентр за пятьдесят километров от своего дома. Там ему пришлось самому о себе заботиться, он даже стал играть на деньги, чтобы не быть голодным, что привело к конфликту с ребятами постарше.
Таким образом, взросление — период в жизни человека, когда у него меняется восприятие окружающего мира, когда он начинает нести ответственность за свои слова, поступки и решения, думает о будущем.
Сочинение ЕГЭ: Проблема взросления в тексте Д.С. Гусман «Сегодня я увидела ребёнка…»
Д. С. Гусман, философ и писатель, в данном тексте размышляет о раннем взрослении человека. Должен ли ребенок становиться серьезнее и терять свою непосредственность? Именно этот вопрос находится в центре внимания автора.
Размышляя над этой проблемой, писатель, чтобы показать интерес наивного ребенка к миру, обращает внимание на его любопытство: «С его губ беспрестанно слетали вопросы — так велика была в нём жажда познания. Вопросы, которые он задавал, были простыми и одновременно глубокими именно благодаря своей простоте». Чтобы продемонстрировать, что стало с этим непосредственным и любопытным ребенком под влиянием взрослых, автор отмечает перемены, обусловленные этим воздействием: «И если сначала я увидела ребёнка, то теперь передо мной был взрослый человек, на чьих плечах лежал груз пережитого, груз боли и грусти». Так, оба эти примера, дополняющие друг друга, показывают, как рано меняются дети, подстраиваясь под обычный, серый мир взрослых.
Автор считает, что ребенок должен всегда оставаться непосредственным, любознательным и наивным. Только так он научится любить жизнь по-настоящему.
Я согласна с Д. С. Гусманом. Действительно, очень важно оставаться ребенком в детстве и не спешить взрослеть. Всему свое время, и мы не должны форсировать развитие личности.
Об этом писали многие авторы, в том числе и М. Горький в повести «Детство». Писатель изобразил становление личности юного героя, который был лишен непосредственности и счастья первых лет жизни. Он осиротел, но даже в доме деда для него не нашлось места. Родственники воспринимали его как обузу и жестоко наказывали за малейшую провинность. Только бабушка поддерживала его, но в грубой крестьянской среде ее тоже били и не слушали. Из-за жадности деда Алеша рано пошел в люди и стал работать. Его детство сразу же превратилось во взрослую жизнь, полную испытаний и мытарств. Поэтому он сам вырос озлобленным и некультурным человеком, способным на жестокость. Так, беспечная детская пора необходима для нормального становления личности.
Таким образом, люди не должны терять детскую непосредственность и любопытство, потому что тогда наш мир будет унылым, жестоким и скучным. Дети не должны бояться показывать свои эмоции, задавать вопросы, даже если они кажутся глупыми, ведь жизнь прекрасна и сложна, и ее познание должно начинаться с букваря, а не с учебника высшей математики.
Предыдущая
СочиненияСочинение: Двойники Чацкого в пьесе «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)
Следующая
СочиненияСочинение: «Слово о полку Игореве» — памятник древнерусской литературы
«Книгуру» – повести взросления
Текст: Дарья Золотова
Шорт-лист двенадцатого сезона конкурса на лучшее произведение для детей и юношества «Книгуру» – настоящий калейдоскоп проблем. В каждой книге проблема своя, и чтобы справиться с ней, героям придётся повзрослеть – в том или ином смысле.
Взросление как пазл
Многие книги Короткого списка – переплетение голосов и взглядов, несколько историй в одной. Они могут быть законченными, почти самостоятельными, как во «Всё будет, как сосны» Маръа Малми, – четыре монолога учеников одной школы об обычной жизни, где есть место и сказочному чуду, и совсем несказочным проблемам. Но все они сливаются в одну историю – о финском городке, где есть давняя детская традиция поверять тайны загадочному немому незнакомцу на особой скамейке. Он будет там вечно, как сосны, потому что знает, что на самом деле нужно детям: им нужно быть услышанными.
Тот же приём и в «Кандидатах на вылет» Ларисы Романовской: книга составлена из обрывков мыслей и чувств троих ребят, которых могут выгнать из гимназического класса, а также их родителей и других учеников – только в этот раз не все кусочки складываются в полноценные сюжетные линии. Чётче всех выведена линия мальчика Вани и его мамы, причём именно мама, сама жертва школьной травли, больше всех взрослеет по ходу сюжета.
И у Марии Ботевой в повести «Немного о черепашестве» сюжет рассыпается и ускользает. Остаётся ощущение, что в истории о странноватой новенькой Катерине, тайком начавшей с ней общаться Гале и злополучной находке археологического кружка что-то осталось недосказанным… Зато о черепашестве в остроумных абсурдистских записях, которые Галя постит на своей страничке, сказано всё, и сказано замечательно.
В «Шести баллах по Рихтеру» Екатерины Каретниковой первая часть книги тоже оказывается творчеством героини, воспоминаниями об уже случившемся. Здесь встречаются прошлое и настоящее, фантастика и повседневность, но всё-таки доминирует в сюжете не фантастическая интрига, а любовная: без пары не останется никто. Что, конечно, прекрасно, но вызывает некоторые сожаления: аномальные алые дожди, открывающие проход в другие миры, достойны большего, нежели служить декорацией к любовным историям.
«Никаких репостов» Артёма Ляховича куда тоньше сплетает фантастику с историей первой любви, но здесь интересен не столько сюжет, сколько формат: книга – это лента фейсбука со смайликами, хэштегами и комментами, и читатель листает её, как и положено, от новых записей к старым. Сюжет развивается в обратном фабуле порядке, но кусочки пазла потихоньку складываются. Хотя главный кусочек с самого начала на виду – мы сразу узнаём, что хозяин профиля пропал. Последний же мы получаем в конце, и, если верить ему, не все ошибки можно исправить, даже отмотав время назад. Чужая жизнь – непомерная цена собственного опыта.
Взросление как потеря
В «Дорогая Рита…» Марии Якуниной – продолжении победившей в прошлом сезоне «Восьмёрки», – катализатором перемен тоже становится замаячившая на горизонте смерть. Саша поссорилась с сестрой – но теперь Рита в коме, и прежние обиды не имеют значения… хотя некоторые слова не так просто забыть. Правда, при всём изобилии драматических событий за героев не слишком боишься, особенно если помнишь идею первой книги: всё предопределено и сложится наилучшим образом.
Артёму, главному герою повести Александры Зайцевой и Ксении Комаровой «Здесь был Тём», потеря только предстоит, но он заранее не может с ней смириться. Он обиделся на родителей, не пустивших его жить к деду, и ушёл в себя. Буквально. У всех есть внутренний мир, а у Артёма – внутренний остров: со скалами, джунглями, ехидными чайками и ездовыми свиньями. Но от реальности невозможно спрятаться даже на огороженном морем и воображением острове, и её в конце концов приходится принять.
У Александра Небова из повести Елены Бодровой «Никому не нужно небо» начал ломаться голос, хрустальный голос звезды детского хора. Придётся забыть о пении, вернуться в школу и жить обычной скучной жизнью… Но в первый же учебный день Сашу начинает преследовать странная рыжая Зинаида, всё норовящая забренчать на гитаре и заблажить дурным голосом нелепую песню. Ну и какая тут может быть обычная жизнь?
Взросление как обретение
Жизнь Вани из недлинной повести, давшей название сборнику Ники Свестен «На живую нитку», тоже изменила смешная неугомонная девчонка. Она помогла ему осознать то, что безуспешно пыталась объяснить бабушка-врач – эпилепсия не приговор к одиночеству. Одноклассники вступятся, друзья найдутся, первая любовь будет, и будет прекрасна – надо только всё это разглядеть.
Когда Вике в «Прочь из чёрной дыры» Ольги Лукас было девять, в лесу на неё напала овчарка, натравленная сумасшедшим соседом. Теперь Вике тринадцать, но каждый раз при виде собак её опять переносит в тот лес, и она заново чувствует боль, ужас, а главное – стыд. Ведь она слышала это всегда – собака просто так не укусит, ты спровоцировала, ты сама виновата… Эта книга не про избавление от болезни – от неё так просто не избавиться. Она – про избавление от стыда.
Лиска из повести Маши Сандлер «Кубырь Кубырок» – сирота, бесприданница, а теперь, когда она с назваными братишкой и сестрёнкой вынуждена зимовать вдали от людских поселений, ещё и калека. Тяжело выживать без взрослых в мире, где по лесу бродит нечистая сила, а кровавый ритуал может не только помочь, но и отнять что-то дорогое… или кого-то. Этот мир живёт по законам сказки – жуткой, жестокой, совсем не детской. Но всё-таки даже у таких сказок бывает хороший конец. И порой хороший конец – это понять, где и с кем твоё место на самом деле.
«В реальной жизни всё иначе» Марии Закрученко посвящена поискам своего места уже не в сказочном безвременье, а в современном мире. Травля в школе, непонимание в семье – утешение девочка Саша находит только в фантастическом сериале «Огненная звезда». Именно любовь к сериалу и его главной героине помогает Саше стать сильнее и решительнее, а ещё – найти новых друзей, которые не считают её странной, потому что любят то же, что и она. Закрученко не противопоставляет реальность вымыслу – вымысел у неё дополняет реальность, хоть, конечно, и не может заменить.
Взросление как ответственность
Воображаемый мир помог Саше принять ответственность за свой, реальный, но иногда воображение само по себе – ответственность. Двоечник Творогов в «Творогов / Поиск звука» Нины Дашевской чутко ощущает красоту городских ландшафтов и пишет сочинения за одноклассников, умело подражая стилю каждого. За себя не пишет – зачем? Он совсем немногого хотел бы от жизни – ходить, читать, смотреть на мир и ничего не делать. Но не всегда можно быть просто свидетелем. Иногда не вмешаться нельзя. Иногда свидетельство – само по себе вмешательство.
Трудности с учёбой есть и у девятилетнего Сани из «Выключите орфографию» Евы Немеш. У него дислексия – он путает буквы и слова, с трудом пишет, а в устойчивых выражениях ему слышатся имена таинственных существ: Напажар, Тихонька. Но именно это слабое место в итоге дарит ему силу, которой нет у взрослых, а задание, данное логопедом по зуму, помогает разоблачить самых настоящих преступников.
Повесть Александры Зайцевой «Я, не я, и Жанна» задаёт непростые вопросы и героям, и читателям. Этично ли популярному блогеру писать о членах своей семьи? Какую степень свободы не опасно выделить детям? Насколько взрослым может считаться подросток? Жанна и Полина, мать и дочь, пытаются разобраться в этом на своих страницах в фейсбуке, развернув по пути настоящую интернет-войну отцов и детей.
«Позиция «взрослый – ребёнок» ошибочна изначально, и я продолжаю настаивать на позиции «человек – человек». Так завершается последний Полинин пост в повести, и, пожалуй, под этими словами могли бы подписаться многие авторы и герои книг Короткого списка. Взросление в них – понятие вневозрастное. Иногда и родителям надо повзрослеть, чтобы научиться слышать ребёнка.
Помните? Детям нужно быть услышанными.
🗹