Происхождение имени
Имя персонажа автор взял из поэмы И. Гёте «Фауст», где оно было одним из имен Мефистофеля, т. е. Сатаны. Интересно, что в «Фаусте» имя Воланд упоминается лишь однажды, а при русских переводах часто опускается. В немецком языке существует имя Фаланд (в переводе «обманщик», «лукавый»). Оно было упомянуто Булгаковым в сцене, где служащие варьете пытались вспомнить имя мага, который приехал с представлением в театр. Воланд — редкое имя Дьявола. Автор сначала скрывает происхождение иностранца. Затем устами Мастера и самого Воланда сообщает, что на Патриаршие прибыл сам Сатана.
Внешний вид
Описание Воланда (ударение на «о») в романе довольно подробное. Он выглядит как мужчина в возрасте примерно 40 лет. Но на самом деле дьявол бессмертен, поэтому сколько он прожил, не знает никто. Все персонажи, с которыми он повстречался, описывали профессора по-своему. Только в одном они совпадали — мессир хромал, так его наказала одна знакомая ведьма.
Внешний вид у него довольно интересный:
- тёмные волосы;
- несимметричные брови;
- глаза разного цвета;
- зубы покрыты коронками;
- лоб в морщинах;
- кожа сухая.
Воланд представлен как гладковыбритый мужчина среднего роста с тёмной шевелюрой и кривым ртом. У него разные глаза — левый чёрный, а правый зелёный. Его зубы с одной стороны украшены платиновыми коронками, а с другой — золотыми. Лицо покрыто загаром, а кожа на вид сухая. Мессир разговаривает низким голосом с хрипотцой.
Его одежда в течение всего романа менялась в зависимости от случая. На торжественных мероприятиях Воланд надевал классический дорогой костюм. А дома выглядел неряшливо: засаленный халат, стоптанные туфли, старая пижама. Когда сатана принял своё истинное обличье, то был в черной сутане, накидке, перчатках.
Внешность и характер персонажа
Михаил Афанасьевич описывает князя тьмы как высокого брюнета около сорока лет в дорогом сером костюме и заграничных туфлях. В его руках — трость с головой пуделя на рукояти, а на голове — серый берет. Так выглядит повседневная одежда Сатаны. Настоящая одежда Воланда состоит из чёрной сутаны, траурного плаща, «подбитого огненной материей», чёрных туфель и перчаток. В руках он держит шпагу с золотой рукоятью.
В романе Воланд, повелитель Тьмы, противопоставлен Иешуа, который олицетворяет силы добра и света. Однако Сатана Булгакова отличается от общепринятых представлений о нём, а также от его возможного прототипа — Мефистофеля Гете.
Воланд Булгакова наделён положительными чертами характера. Наказывая людей, он не развлекается и не склоняет их к греху. Он вершит справедливый суд, всегда предоставляя людям право выбора светлой или тёмной стороны. По мнению С. Д. Довлатова, Воланд олицетворяет не зло, но справедливость. Он не жаждет зла и не смущает людские души, а лишь наказывает людей за аморальность. В характере Воланда присутствуют черты высокой нравственности: он никогда не лжёт, всегда выполняет свои обещания, не отличается излишней жестокостью или порочностью.
Внешность героя
Роман повествует о Дьяволе, который в человеческом обличии приходит на Землю и наблюдает за людьми. Он делает свои выводы и большую часть романа является скорее наблюдателем, чем вершителем судеб. Примечательно, что образ Булгаковского Дьявола совершенно отличается от библейского.
С самого начала романа Воланд окружен ореолом таинственности. Внешность его периодически меняется, а в глазах зевак и вовсе становится преувеличенной. Воланд носит с собой трость, появляется в свете всегда в дорогом костюме. Его глаза имеют разный цвет: один из них зеленый, другой – черный. В самой внешности Воланда присутствует величие, но приятной внешность Воланда назвать нельзя. У него перекошен рот, вставлены зубные коронки по обеим сторонам. Тем не менее, эстетически персонаж не является отталкивающим и отвратительным.
Свита Воланда
Мессир всегда находится в сопровождении одного или нескольких членов своей свиты. Эти персонажи — его помощники, у каждого из которых есть своя роль и обязанности.
- Коровьев-Фагот — демон-рыцарь. Развязный, наглый, неприятный человек в клетчатом костюме, который всегда шутит, ломается, кривляется.
- Кот Бегемот — огромный чёрный кот, который умеет говорить, ходит на задних лапах и ведёт себя как человек. Они с Коровьевым — лучшие друзья, всегда и везде неразлучны.
- Азазелло — грубый и жестокий человек небольшого роста с широкими плечами, «разбойничьей рожей» и рыжими волосами. Он выполняет всю грязную работу: убийства, отравления, похищения…
- Гелла — рыжая ведьма с зелёными глазами. Обладая прекрасной внешностью, Гелла никогда не носит одежду. Обычно она выполняет работу по дому или мелкие поручения Воланда.
Прообразы Воланда
Как уже говорилось, Воланд — это вариация гётевского Мефистофеля. Кроме того, в его чертах есть признаки сразу некоторых персонажей «Театрального романа» — неоконченного произведения Булгакова. Однако относительно возможных прообразов Воланда есть и неожиданные версии.
Некоторые исследователи считают, что таким прототипом мог стать сам товарищ Сталин. Действительно, во внешности и характере у Воланда есть что-то от «вождя народов». Сталин относился к Булгакову значительно более дружественно, чем к другим «неправильным» писателям, и Булгаков, в свою очередь, также уважал Сталина.
Другие исследователи называют в качестве прообраза Воланда… Иисуса Христа. Многое в Воланде выдаёт то самое «второе пришествие Христа». Как и полагается «второму пришествию», «спаситель» появляется неузнанным и имеет мрачную и суровую внешность. Воланда называют «мессир», что может указывать на «Мессию». Черты мифического «спасителя» присутствуют у Воланда в избытке.
Вывод
Образ Воланда в романе нетипичен для традиционного религиозного представления о Дьяволе. Булгаков наделил персонажа положительными чертами характера, которые позволяют ему не преумножать зло, а просто следить за ним. Играя роль надсмотрщика за преступниками, Воланд и его свита позволяют читателю вспомнить о том, что жизнь не чёрно-белая, и понятие о добре и зле может иметь различные оттенки или размываться.
Характеристика образа Воланда может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Непривычность образа
Главным отличием булгаковского Дьявола от привычного для народа образа является отношение к людям. Герой предстает не наглым обманщиком, а скорее замкнутым исследователем. Он наблюдает за людьми, ожидает принятия решения каждым из них. Профессор черной магии предстает перед читателями воспитанным и изящным старцем в красивой дорогой одежде. Булгаков не делает из Воланда Сатану в привычном обличии. Благодаря этому он показывает, что Дьявол не всегда выглядит так, как мы ожидаем и может явиться в самых различных образах. Образ Сатаны в романе «Мастер и Марагрита» весьма обаятелен. Героя автор показывает мудрым и рассудительным. Он уверен в себе и представителен. Привычных подлостей и гадостей Булгаковский Сатана не совершает. Этим он и отличается от привычного для всех людей образа.
Свита и окружение
Такой неоднозначный персонаж Булгакова, Воланд, вершил правосудие не в одиночку. У него были свои соратники, которые прислуживали и помогали ему. Это удивительные и неординарные личности. Свита Воланда:
- Коровьев, или Фагот;
- кот Бегемот;
- Азазелло;
- Гелла.
Хотя в литературе прислужники дьявола обычно сеют хаос, компания в романе Булгакова, скорее, связана с шутками и каламбурами. Воланд наделял своих помощников заданиями, которые помогли бы им раскрыть пороки и наказать виновных. Таким образом они очищают людей от их темных сторон.
Действия Фагота и Бегемота привели к пожару в доме Грибоедова. Но они дали людям второй шанс для воздвижения нового храма культуры и побудили их к творчеству. Азазелло выступал в качестве переговорщика, так как ему приходилось общаться с другими персонажами. А Гелла верно служила Воланду уже много лет, она была ловкой и умелой.
Свита Воланда совмещает в себе добро и зло. Она заставляет человека выбрать правильный путь, сбрасывает с его глаз пелену, которая скрывает действительность. Сам мессир в этом случае становится вершителем судеб.
Характеристика Воланда в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)
Уважаемые читатели нашего интернет-журнала Литеровед, предлагаем вам сочинение на тему «Характеристика Воланда в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)», в котором раскроем все характерные черты одного из самых загадочных и запоминающихся героев гениального произведения М.А. Булгакова.
Есть книги, которые на долгие годы становятся спутниками человека. Они словно не подвластны старению и увяданию, а остаются всегда молодыми и актуальными. Каждое новое поколение, перечитывая эти книги, всякий раз открывает для себя что-то новое и важное, что помогает глубже понимать не только прошлое и настоящее, но и тот мир, в котором им посчастливилось родиться и жить, то есть понимать жизнь со всеми ее тайнами и секретами. Роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, бесспорно, можно отнести к числу именно таких произведений. Оно дорого для читателей глубиной мысли, своим немеркнущим художественным очарованием, захватывающим сюжетом и правдивостью изображенных картин.
В романе много героев, но одним из самых ярких и загадочных персонажей произведения является Воланд. Произведение изначально задумывалось как роман о дьяволе, о чем свидетельствуют первые названия произведения: «Копыто инженера», «Черный маг», «Сын Гибели», «Гастроль Воланда», «Жонглер с копытом». И только после нескольких редакций автором были включены в повествование образы Мастера и Маргариты, и произведение получило название, которое привычно для современного читателя, — «Мастер и Маргарита».
Воланд – это и есть тот самый дьявол, нечистая сила, повелитель зла. В романе о нем говорят как о князе тьмы и духе зла.
Впервые в романе повелитель тьмы появляется на Патриарших прудах в образе иностранца чуть старше сорока лет. Вид у незнакомца был ухоженный: лицо с немного кривым ртом, глубокими морщинами на облысевшем лбу и острым подбородком гладко выбрито, одет модно и со вкусом. На нем был дорогой костюм серого цвета, ноги обуты в заграничные туфли, подобранные в цвет костюма, серый берет на голове был лихо заломлен за ухо. Под мышкой незнакомец нес трость с черным набалдашником, похожим на голову пуделя. Он был высокого роста, будто возвышался над всеми прохожими. Автор отмечает, что на зубах у него были коронки, с одной стороны платиновые, с другой – золотые.
В другой раз читатель видит героя в домашней обстановке. На нем грязная, длинная, заплатанная на плече ночная рубашка, на ногах стоптанные ночные остроносые туфли. Халат его был засаленный и старый. Вместо трости герой использовал шпагу, на которую опирался. Однако настоящий наряд сатаны состоит из длинного черного плаща, подбитого огненной материей, черных туфель, длинной острой шпаги с золотой рукоятью и черных перчаток. В любой одежде сатана выглядит внушительно и завораживающе.
Описывая портрет Воланда, писатель делает особый акцент на глаза героя, несколько раз отмечая, что один глаз черный, а другой зеленый. Такая особенность органов зрения наталкивает читателя на мысль о двойственности внутреннего мира героя, в нем сочетаются человеческие и сверхчеловеческие качества. Действительно, он, как и простые смертные, подвержен болезням и слабостям. Перед балом он жалуется на боль в колене, которая, по его мнению, досталась ему от «очаровательной ведьмы», с которой он познакомился на Чертовой горе еще в шестнадцатом веке. Булгаковский герой умеет быть серьезным, задумчивым, но может и остроумно шутить, паясничать, иронизировать. Однако Воланд умеет и знает то, что не умеет и не знает ни один человек: герой может перемещаться во времени, он знает и прошлое, и будущее всех людей на планете, поэтому может предсказывать им, например, смерть, как председателю МАССОЛИТа Михаилу Александровичу Берлиозу. Воланд умеет читать чужие мысли и видит человека, как говорят, насквозь. Он сразу признается, что определил в Никаноре Ивановиче Босом, председателе домоуправления, плута и мошенника. И оказывается прав. Но самое главное – Воланд бессмертен, он живет вечно.
Герой обладает удивительной способностью перемещаться во времени и пространстве. Когда-то он был на балконе у Понтия Пилата, пятого прокуратора Иудеи; беседовал с Кантом, великим мыслителем. Он приехал в Москву, чтобы узнать, насколько изменились люди с течением времени, что их волнует и заботит, как расставлены у них приоритеты в жизни. Для достижения этих целей он устраивает москвичам своеобразный экзамен в виде сеанса черной магии в театре-варьете, результат которого нисколько не удивил Воланда: за тысячи лет люди нисколько не изменились. У них в приоритете так же, как и раньше, материальные ценности, а нравственные, духовные задвинуты на вторые позиции. Гуляя по Москве 30-х годов двадцатого столетия, встречаясь с людьми, беседуя с ними, Воланд делает вывод, что человечество в большинстве своем все так же волнуют вопросы, связанные с выгодой, материальными благами, оно все так же легкомысленно, и хотя людям не чуждо милосердие, однако их безнадежно испортил квартирный вопрос.
Как мы уже сказали, Воланд – это сам дьявол. Но чем больше читатель знакомится с героем романа, тем больше он недоумевает, так как булгаковский Воланд предстает перед нами в совершенно ином образе. Люди привыкли, что дьявол – это воплощение зла, наглый обманщик, однако в произведении Воланд – замкнутый исследователь, терпеливый наблюдатель. Он не совершает никакого зла, а предоставляет человеку право выбора, от которого зависит, будет ли этот человек впоследствии наказан или нет. Сеанс черной магии в театре-варьете – это тоже своего рода наблюдение. Герою было интересно, какой выбор сделают современные москвичи: смогут ли отказаться от тех материальных ценностей, которые будут предложены на сцене, или же отнесутся к предложению команды черного мага с настороженностью. Воланд также наблюдает за Маргаритой после бала и ждет, попросит ли она за своего возлюбленного, Мастера, неожиданно исчезнувшего из уютной квартирки на Арбате, и за его сожженный роман, или сделает другой выбор. У Воланда каждый получает по заслугам. Он добр к Маргарите, которая вынесла все тяготы и достойно сыграла роль королевы бала у сатаны, поэтому дарит ей и ее возлюбленному вечный покой в царстве тьмы. А москвичей, забывших, что, кроме красивых нарядов и денег, есть в мире и другие, более важные и нужные, ценности, наказывает, оставив тех, кто решил приобрести на сеансе черной магии новые одежды, без выбранных нарядов. Он наказывает бездушных родственников, которые радуются смерти близких, если речь идет о получении наследства. Получают по заслугам и продажная администрация, и нечестные работники общепита, и мнимые литераторы, заботящиеся не о правдивости в искусстве, а о получении квартир, дач, путевок в санаторий и возможности посещать «Грибоедов». Не миновали наказания и Никанор Иванович Босой за доносительство и взятки, Степан Лиходеев – за пьянство. Так герой вершит справедливость.
Складывается впечатление, что характер Воланда состоит из положительных качеств: он никогда не лжет, предпочитая говорить правду, выполняет данные обещания, нет в нем излишней жестокости, кровожадности и порочности. Он вежливый, тактичный, благоразумный, умеет расположить к себе человека, очаровать его с первой минуты разговора. Ведя беседу, Воланд говорит мягко и дружелюбно, при этом часто улыбается или смеется, хотя глаза его остаются совершенно холодными, не выражают никаких эмоций. С ним интересно разговаривать, дискутировать, так как герой умен и начитан, знает несколько иностранных языков, умеет на них общаться. Он изъездил весь мир, побывал везде, поэтому много видел и знает, может подержать любую тему разговора.
Читая произведение, ловишь себя на мысли, что образ Воланда не внушает никакого страха, от него веет благородством и спокойствием. Читатель думает: в чем же подвох, может ли сатана быть таким положительным? И, закрывая последнюю страницу гениального произведения, отвечает на свой вопрос: наверное, может.
Образ Воланда, действительно, ни одного читателя не может оставить равнодушным: его можно любить или ненавидеть, его можно критиковать, им можно восхищаться, его можно бояться, но оставаться равнодушным совершенно невозможно. Это, действительно, один из самых загадочных, неоднозначных и привлекательных образов «закатного романа» великого русского писателя и драматурга М.А. Булгакова. Об этом свидетельствуют многочисленные критические статьи, научные и исследовательские работы, в которых авторы выражали свое видение этого загадочного, незаурядного образа.
Популярные сочинения
- Взаимоотношения учителя и ученика сочинение
На мой взгляд, одними из самых сложных и в то же время недооцененных и взаимоотношений являются отношения именно учителей и учеников. Недаром эта тема очень популярна в фильмах - Сочинение по стихотворению Лермонтова Утес (6 класс)
М.Ю. Лермонтов – поэт с очень чуткой и тонкой душой. Поэзия и природа помогали ему описывать свои переживания через скрытые образы. Стихотворение «Утес» он написал на закате своей жизни - Моя первая учительница — сочинение
Переход из класса в класс является очень трудным испытанием для каждого ученика. Быстрая смена предметов поначалу даётся нелегко. А новые учителя кажутся строгими и требовательными
Символика Воланда
Если давать характеристику Воланда из «Мастера и Маргариты», то можно заметить, что он использовал некую символику. Она ничем не помогала, но придавала ему более таинственный образ. Основные символы внешнего вида и поведения дьявола:
- театральность;
- чертовщина;
- пудель;
- луна.
Всем действиям Вологда присуща театральность. В его одежде и поведении есть много неестественных, ярких деталей. Он любит неожиданные появления и эффектные исчезновения, странные костюмы. Даже его бас звучит так, словно дьявол участвует в театральном спектакле.
С чертовщиной можно столкнуться практически в каждом событии, происходящем в романе. Многие персонажи повторяют слова, указывающие на тёмные силы.
Жители Москвы словно сами призывают сатану, а он отвечает на их приглашение. Но чертовщина больше связана с самими горожанами, чем с Воландом.
На протяжении всего романа за сатаной следует луна. Ее свет, как и в других литературных произведениях, всегда представляет темные силы. Ведь все плохие дела обычно вершатся под покровом ночи. Но в романе Булгакова луна представлена как разоблачающий элемент. Она выставляет истинную сущность людей и помогает вершить правосудие. Именно ее сияние делает Маргариту ведьмой, даже волшебный крем не возымел бы такого действия.
Согласно Википедии, черный пудель олицетворяет Мефистофеля. Но он встречается и в романе Булгакова. Собачья голова украшала рукоять трости Воланда. А также она была изображена на медальоне королевы и появилась на подушечке, которая стояла под ногой Маргариты.
🗹