- Сочинения
- По литературе
- Булгаков
- Алоизий Могарыч в романе Мастер и Маргарита
Мастер поведал Ивану Бездомному, как у него неожиданно завелся друг, хотя он сам признается, что не склонен сходиться с людьми. Но этот человек ему почему-то понравился.
Алоизий Могарыч жил по соседству, Сведя знакомство с Мастером, отрекомендовался журналистом и покорил его своим интересом к литературе и его творчеству. Он уговорил Мастера дать ему роман, который внимательно прочел, восторженно отозвался и потрясающе точно прокомментировал все детали, объясняя, почему те или иные главы не могут быть напечатаны. А еще толковал своему другу смысл газетных статей, которые были непонятны Мастеру, да и вообще, был достаточно умен и знал толк во многих житейских вопросах и явлениях. В том, что Мастеру казалось странным в окружающих его реалиях внешнего мира, Алоизию было все предельно понятно.
Только Маргарита, интуитивно недолюбливала этого человека, он производил на нее отталкивающее впечатление. Но Мастер, защищая Алоизия, говорил, что ему интересны люди, у которых в ящике есть сюрприз. Алоизий действительно готовил своему другу сюрприз. Прочитав критическую статью о романе, он втерся в доверие, все выведал, а затем написал донос. Просто ему приглянулась уютная квартирка Мастера, куда он благополучно после заселился. Если бы Мастер не попал в сумасшедший дом, он, благодаря этой дружбе, мог оказаться в местах куда более отдаленных.
Узнал Мастер о предательстве Алоизия, уже встретившись с Воландом. Азазелло вызывает бывшего друга на суд, на котором тот появляется с чемоданом, почти раздетый, в одних подштанниках. От страха пустив слезу раскаяния, он признался в том, что написал кляузу. Но больше всего он переживает, что столько средств потратил на пристройку ванной. Его просто брезгливо вышвыривают подальше, в Вятку. После этого, Воланд, спрашивая Мастера о планах, ненавязчиво предлагает написать про такого Алоизия. Ему интересно, что побуждает человека к предательству еще со времен Иуды.
Тем временем, очнувшись в поезде на подъезде к Вятке, Алоизий счел свое состояние временным умопомрачением, добыв штаны за баснословные деньги, возвращается в Москву. Увидев сгоревшей свою квартиру, он, как предприимчивый человек, заселился вскоре в прекрасное жилье и пристроился на прибыльную должность в Варьете, наверняка, опять прибегнув к своим доносам.
Только живучий Могарыч без последствий перенес встречу с нечистой силой, ему не довелось побывать в клинике Стравинского как Бенгальскому, Лиходееву, Римскому и другим. И даже пострадавший от нечисти Варенуха иногда по секрету шепчет знакомым, что от такой сволочи можно ожидать всего, чего угодно.
История создания персонажа
Роман Булгакова был опубликован только в 1966 году. Весомая роль в том, что произведение Михаила Афанасьевича дошло до читателя, принадлежит его второй жене. Она исполнила последнее желание мужа и сохранила рукопись, несмотря на тяжелые времена.
На страницах этой книги рассмотрено немало философских тем и размышлений о жизни, в том числе о сложной ситуации между художником и властью. Повествование пронизано мистикой, юмором и едкой сатирой, которая, собственно, и становилась причиной отказа в публикации на протяжении двух десятков лет.
История создания произведения драматична и сложна. «Закатный роман» Булгакова отражает сложившееся мировоззрение автора, его рассуждения не только о смысле жизни, но и о месте человека в ней. О смерти тела и вечности души, бесконечной борьбе добра и зла, которая ведется в нравственном мире.
Отрывок из сериала «Мастер и Маргарита»
Одним из первых прочитал рукопись советский литературовед Павел Сергеевич Попов. Он же и предрек роману сложную судьбу, считая, что текст гениален, но неприемлем для современников. Близкий друг Булгакова также посчитал, что опубликуют произведение не раньше, чем через полвека.
Во многом он оказался прав, хотя обозначенный срок и сократился вдвое. Тем не менее, текст не раз перерабатывался, из него вычеркивали целые главы и описания событий. В таком искалеченном виде «Мастера и Маргариту» опубликовали в 1966 году. В том формате, в котором сегодня читатель может ознакомиться с романом, он предстал в конечной, 7-й редакции 1990 года.
Прототипом Алоизия Могарыча выступил драматург и один из друзей писателя — Сергей Александрович Ермолинский. Знакомство между ними произошло через Марию Чимишкиан.
Любови, супруге Михаила Афанасьевича, жених подруги не понравился. Период зарождавшейся дружбы совпал с разворачиванием кампании против писателя. Одна за другой отменялись его пьесы, что сильно выбивало из колеи Булгакова. Ермолинский был довольно подкован в литературе и с любопытством расспрашивал нового знакомого о его романе.
Сам автор в письме к Павлу Сергеевичу Попову жаловался, что окружение утешает его словами: «Ничего, после вашей смерти все будет напечатано». Тогда образ Алоизия Могарыча только зарождался, воплощая в себя усталость писателя от общения с подобными «утешителями». Но конкретные характеристики персонажа сложились в единую концепцию позже.
Опубликовано Ольгой Петровской Четверг, 5 марта 2020 г.
Геннадий Богачев в роли Алоизия Могарыча
Булгаков отобразил в предателе-журналисте отношение своей жены, Любови Белозерской, к Ермолинскому. Она ненавидела Сергея Александровича, считая мужчину двуличным и подлым.
Первое появление персонажа происходит в 13-й главе. Мастер рассказывает Ивану Бездомному о своей рукописи. А также о статье Мстислава Лавровича, резко отзывающегося о том человеке, который попробовал «протащить» отрывок из романа в печать.
Затем герой переключается на повествование о том, как у него появился друг. Им и оказывается Алоизий Могарыч. О его роли в судьбе Мастера становится известно дальше, и эта история о подлости и неизбежном наказании — такая же карикатура на отношения Булгакова к «утешителям».
Сочинение на тему Могарыч
Ещё один типаж предателя. Алоизий Магарыч. Этот человек не дрожит за свою жизнь. Наоборот. Он желает получить от этой жизни максимум, на который способен сработать его изворотливый ум. Внешне похож чёрт знает на что. Представляется этаким бесформенным, бездонным сосудом. Наполняй его, чем хочешь, хотя внутри он давно полон. Необузданной, первобытной завистью. Завистью и жадностью.
Всё, что им движет, направлено на создание условий для существования. Он даже может завести себе «друга». А попросту – втереться в доверие. И выпытать, выспросить, высмотреть все слабые места, страхи, тайны. Вывернуть наизнанку и ударить в самое незащищённое место, в самый неподходящий момент.
Поскольку Алоизию в тот момент нужна была не женщина, а жильё, квартирка в подвальчике, которую купил Мастер, но не стал разбивать любовь Мастера, волочась за Маргаритой, может быть понимая, что Маргарита даже не посмотрит в его сторону. Поскольку её впечатление о нём было самое отталкивающее.
Но, как бы то ни было, Булгаков яркими жирными мазками рисует ещё один откровенно неприятный, безнравственный, омерзительный образ предателя. Ему, как и Иуде, удаётся его отвратительная миссия. Погубить Мастера оказывается делом совсем несложным. И, подобно Иуде, Алоизий получает своё проклятое вознаграждение – уютную квартирку Мастера, даже умудряется прописаться у Застройщика, ещё раз подтверждая слова Воланда о том, что квартирный вопрос испортил москвичей.
Он холост. Пронырлив. Любит литературу? Представился журналистом. Не странно? Не создаётся впечатление, что он может не только представиться, но даже стать кем угодно и полюбить всё что угодно лишь бы втереться в доверие, вызвать сострадание, симпатию, и совершить то, что задумал? Именно поэтому он и есть «…кто-нибудь непредвиденный, неожиданный и внешне то черт знает на что похожий…» он говорит вкрадчиво и подобострастно, почти елейно. Он уговаривает Мастера прочесть ему весь роман с начала до конца, и делает весьма глубокомысленные заметки в разговорах с ним, поражая ясностью суждений и отменной памятью.
И даже, когда осознаёт, что с ним произошло при встрече с Воландом, всё равно находит в себе силы и умение вернуться и отлично устроиться в жизни. Разве это не говорит о его невероятной выживаемости и предприимчивости? А главное – о вечности этого образа.
Другие сочинения: <- Жорж Бенгальский в романе Мастер и Маргарита? БулгаковОбраз и характеристика Иуды в романе Мастер и Маргарита ->
Образ и биография Алоизия Могарыча
О внешности персонажа приходится судить из цитат самого Мастера. Так, он отозвался о новом друге следующими словами: «Внешне-то черт знает на что похожий». Такой словесный портрет сразу производит отталкивающее впечатление. Тем не менее, знакомый быстро становится завсегдатаем дома писателя.
Первая встреча произошла случайно. Алоизий снимает комнату по соседству с главным героем. В дальнейшем часто жалуется на стесненные условия, завистливо поглядывая на жилище Мастера.
Могарыч сообщает, что занимает должность журналиста. Узнав о написанном романе, живо интересуется его содержанием. В сжатые сроки прочитывает рукопись от корки до корки и делает рецензию, которая чудесным образом совпадает с мнением автора.
Эта дружба сразу не понравилась спутнице Мастера, о чем та не преминула сообщить. Однако писатель придерживался иной точки зрения. Он был уверен, что встретил человека великого ума, ведь Алоизий с легкостью давал пояснения на любую тему. Это восхищало главного героя, и он с упоением задавал все новые вопросы.
ЕРМОЛИНСКИЙ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ Советский сценарист, журналист. Родился 14 декабря 1900 года в Вильнюсе. Окончил…
Опубликовано Библиотека 56 Пятница, 14 декабря 2021 г.
Прототип Алоизия Могарыча — Сергей Александрович Ермолинский
К тому же Мастера привлекла страсть мужчины к литературе. Между тем, он не отрицал, что Могарыч — человек-сюрприз. И существование в его личности некоего ящика Пандоры привлекало и интриговало.
Дружба продлилась не так долго, и вскоре пороки журналиста вылезли наружу. Зависть — именно это чувство съедало Алоизия каждый раз, когда он заходил в гости к писателю. А узнав, что из-за опубликованного отрывка романа мужчину грозятся наказать, нашел способ насолить приятелю.
Он совершил донос на Мастера, из-за чего тот оказался в сумасшедшем доме. Неудивительно, что герой, подобно Иуде, получил вознаграждение. После выселения автора запрещенной литературы из квартиры Алоизий молниеносно занял ее.
Расплата настигла доносчика. Предатель предстал перед Воландом и Азазелло, трясясь от страха и что-то бормоча о пристроенной ванне и купоросе. Реакция оказалась стремительной, хотя и без трагических последствий. Могарыч очнулся в поезде без штанов. Одежду журналисту удалось купить у проводника, и в скором времени герой уже вернулся домой и устроился на работу к Римскому.
Знакомство с Мастером
Алоизий Могарыч поселяется недалеко от того уютного подвальчика, который снимает Мастер. Он знакомится с хозяином, узнаёт его интересы, втирается в доверие. Наивный Мастер находит своего соседа (который представился журналистом) крайне умным, очень грамотным, видит в нём человека “с сюрпризом в своём ящике”. Таких людей главный герой называет интересными, хотя сам очень тяжело сходится с людьми. Он совершенно прав: Алоизий в будущем принесёт Мастеру настоящий сюрприз – разобьёт его жизнь, уничтожит Мастера, как личность и заселится в их с Маргаритой жильё. А в начале знакомства сосед искренне интересуется романом Мастера, даёт автору дельные советы, важные замечания. Могарыч “заставляет” Мастера прочитать ему роман полностью, помогает в понимании тех моментов, которые цензура ни за что не пропустит. Участие чужого человека трогает Мастера, он доверяет своему соседу (хотя Маргарита оценивает его как отталкивающего). Мастер восхищён умом Могарыча и его пониманием литературы: “Если я не понимал смысла какой-нибудь заметки в газете, Алоизий объяснял мне ее буквально в одну минуту, причем видно было, что объяснение это ему не стоило ровно ничего. То же самое с жизненными явлениями и вопросами…”.
Алоизий Могарыч в фильмах
В 2005 году на российские телеканалы вышел сериал, основанный на романе «Мастер и Маргарита», с одноименным названием. Режиссер картины, Владимир Бортко, поставил перед собой задачу полно и адекватно переложить содержимое книги на киноязык.
В более ранних экранизациях предатель игнорировался авторами. А в новой версии — фильме Юрия Кары — сцены с Могарычем вырезаны.
Владимир Бортко упрямо следовал оригиналу и превосходно продемонстрировал Москву 1930-х годов. Реплики, словесные описания персонажей, основные сюжетные линии также нашли свое отражение в сериале.
Роль Алоизия сыграл Геннадий Богачев. Учитывая, что в романе писатель не уделил внимания внешности героя, у режиссера в этом плане была возможность проявить инициативу.
В результате телезрители увидели полноватого мужчину среднего роста с растрепанной и жидкой шевелюрой. В сцене, где Воланд призывает предателя к себе, актер талантливо продемонстрировал страх своего героя, трясущегося и потеющего в ожидании расплаты.
Значение образа Алоизия Могарыча
О предательстве соседа, которого Мастер считал своим другом, он узнаёт от Воланда и Маргариты. Именно Алоизий пишет донос о том, что у мастера хранится нелегальная литература, чтобы заселиться в его жильё.
В реальной жизни имена кляузников и лицемеров, к сожалению, остаются неизвестными. Авторская задумка построена таким образом, что Могарыча настигает расплата крайне ужасная и унизительная: Воланд со своей свитой отправляет его на поезде в Вятку, при этом мужчина приходит в себя и видит, что находится без штанов. Когда герой приходит в сознание, он убеждает себя, что был в непонятном состоянии, и, возможно, из-за этого сел на поезд в таком виде. Предприимчивый Алоизий покупает старые, заношенные брюки у проводника за огромные деньги, возвращается в Москву и вскоре устраивается ещё лучше прежнего. Об одном жалеет персонаж, что потратил большие деньги на пристройку ванны в подвальчик, который отнял у Мастера. Характеристика образа Алоизия Могарыча возможна только в сочетании с образом Мастера, этот персонаж подчёркивает порядочность, наивность и бескорыстие героя своими отрицательными качествами.
🗹