Работать над своим фантастическим произведением М. А. Булгаков начал в 1920-х годах, а завершил его в 1937 году. В нем он описал 2 параллельных мира, где переплетаются совершенно разные истории. Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» актуальна по сей день, она раскрывается на примере 3-х персонажей: Берлиоза, Ивана Бездомного и Мастера. Эти герои абсолютно разные, так же как их судьбы, образ жизни и отношение к своему занятию.
Начало романа. Знакомство с представителями пишущей братии
В самом начале своего произведения автор знакомит нас с главой объединения литераторов МАССОЛИТ, Михаилом Александровичем Берлиозом, и поэтом Иваном Бездомным. Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова поднимается уже на первых страницах романа. Автор показывает читателю свое ироничное отношение к Берлиозу, однобокость его образования и узость кругозора. Именно он главный противник издания романа, созданного Мастером.
«Изображение мира искусства в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»
Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», над которым автор работал до последнего дня своей жизни, остался в его архиве и был впервые опубликован в 1966—1967 годах в журнале «Москва». Этот роман принес автору посмертную мировую славу. Булгаков писал свое произведение как достоверную книгу о том времени, о его людях и соединил в нем гротеск, фантастику, реальные события и факты. Одновременно «Мастер и Маргарита» — это роман об истинном творчестве, о мире искусства, о литературной действительности. Главной особенностью произведения является своеобразное изображение литературного мира, людей культуры и искусства советского времени, а точнее — 30-х годов XIX столетия. Мир писателей в романе представлен членами организации МАССОЛИТ. Это придуманное Булгаковым название Московской ассоциации литераторов. Членами МАССОЛИТА были те писатели, у которых не было особого литературного таланта, но которые писали удобные и нужные власти книги. В этом обществе не допускалось никакой «самодеятельности». Именно поэтому мастера, принесшего в редакцию МАССОЛИТА свой роман о Понтии Пилате, встретили очень настороженно. Он так говорит об этом: «Я впервые попал в мир литературы, но теперь, когда все уже кончилось, вспоминаю об этом с ужасом!». Члены редакции посылали мастера от одного к другому, а «через две недели он был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами». В конце концов редакция отказалась печатать его роман, хотя вернули его «порядочно засаленным и растрепанным». Среда писателей МАССОЛИТа не просто оттолкнула Мастера, эта организация коренным образом изменила его судьбу, сломала его. В диалоге пациентов психиатрической клиники звучат слова: «Вы писатель?» Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал: «Я — Мастер…». Булгаков не случайно назвал своего героя «Мастером», потому что словом «писатель» он называет членов МАССОЛИТа — людей мелочных, ограниченных и корыстных. Очень символично, с иронией изображает автор обстановку, царящую в доме литературных работников: «у посетителей начинали разбегаться глаза от надписей, пестревших на дверях: «Рыбно-дачная секция», «Квартирный вопрос», «Полнообъемные творческие отпуска от двух недель до одного года» и т. д. У каждой двери толпится очередь. Таким образом, писатели превратились из литераторов в людей, озабоченных получением путевок, дач, квартир — всем, кроме искусства. Точно подобранные имена персонажей дают им такую полную характеристику, что сразу ярко рисуются образы героев. Вот, например, «виднейшие представители поэтического подраздела МАССОЛИТА — Павианов, Богохульский, Сладкий, Шпичкин, Адельфина Буздяк». Автор этими придуманными фамилиями выразил свое отношение к литераторам. Располагался МАССОЛИТ в знаменитом доме Грибоедова. Главной его достопримечательностью был ресторан, которому автор дает следующую характеристику: «По справедливости он был самым лучшим в Москве. Туда не мог проникнуть первый попавшийся человек с улицы, качеством своей провизии Грибоедов бил любой ресторан в Москве, как хотел, и эту провизию отпускали по самой сходной, отнюдь не обременительной цене». Таким образом, из пишущих и творческих работников писатели и поэты превратились в людей жующих. Скомпрометировали себя в романе не только члены ассоциации литераторов. Так же комично изображены и другие творческие работники, например, руководители театра развлечений и варьете, работники «Комиссии зрелищ и увеселений облегченного типа». Фагот так характеризует их: «Вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, используют свое положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки! Машины только зря гоняют казанные». Таким образом, Булгаков показывает, что искусство превратилось в источник обогащения и удовлетворения неуемных потребностей. Но автор показывает в романе разнородный литературный мир. С одной стороны, это писатели, обладатели членских карточек МАССОЛИТа, с другой — талантливые люди, истинные мастера. К их числу можно отнести Мастера и молодого поэта Ивана Бездомного, которого Мастер называет своим учеником. Всех случайных людей «от искусства» в романе настигает возмездие. Но оно не страшное, автор просто смеется над этими героями, ставит в нелепые ситуации и обличает их пороки. Всем своим содержанием роман говорит, что не все в обществе так безнадежно и «милосердие стучится в человеческие сердца».
Истинное и ложное творчество
Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» (сочинение с таким названием часто пишут школьники) является одной из самых главных. Произведение содержит в себе конфликт истинного и ложного творчества. Автор относился к этому вопросу очень болезненно. Не случайно исследователи полагают, что Мастер – прототип самого Булгакова.
Главной достопримечательностью Москвы был огромный ресторан, в котором подавали судачков, стерлядь, яйца-кокот. Члены МАССОЛИТа заботились главным образом о своей сытости, а не о качестве духовной пищи.
Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита». Образ мастера
Мастер изображен автором как истинный творец, который, как это обычно бывает, не может найти понимания среди заурядных писателей, поэтов и редакторов. Произведение Мастера очень психологично, оно показывает тонкости взаимоотношений карающей стороны и осужденного человека, который невиновен, муки совести прокуратора. Гениальный роман Мастера не встретил поддержки со стороны МАССОЛИТа. Гонители автора, движимые завистью, пишут обличительные статьи. Критика доводит Мастера до сумасшедшего дома.
Любовь и творчество
Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» связана с темой любви. Чувство Маргариты помогает побороть разочарование в жизни, придает силы. Она верит в то, что роман Мастера – действительно гениальное творение.
Встреча с Воландом превращает Маргариту в ведьму. Чтобы спасти Мастера, она летит на бал Сатаны, который предстает перед читателями как справедливый судья. Он помогает Маргарите вернуть возлюбленного и делает все, чтобы жизненные невзгоды последних дней не волновали их: Мастер больше не числится в клинике, их гнездышко, подвал, снова свободно, пять сгоревших экземпляров рукописи теперь у него в руках.
Кроме того, наверху было решено подарить влюбленным вечный покой и возможность наслаждаться жизнью.
Сюжет произведения и его герои
За приключениями главных персонажей скрыты такие основные темы, как контраст добра и зла, любовь, вечность и бессмертие души. При жизни писателю не удалось опубликовать свой роман. Впервые он вышел в печать в 1966 г., а это через 26 лет после смерти автора.
Краткое содержание
Берлиоз и Иван Бездомный гуляли на Патриарших прудах, где встретили Воланда, который, оказалось, был сатаной. Маг путешествует вместе со своей свитой, состоящей из кота Бегемота, Азазелло, Геллы, Коровьева.
Берлиоз и Бездомный спорили о существовании Иисуса Христа. Воланд подтвердил этот факт, а также сказал, что Берлиоз скоро останется без головы, а Бездомный будет болен шизофренией. Так все и было на самом деле.
Маг поселился в одной квартире с директором театра — Лиходеевым, и заключил с ним договор о том, что выступит со своей программой в театре. Помимо этого, Коровьев дает взятку председателю жилого товарищества, чтобы тот позволил снять квартиру. Вечером этого человека арестовали за сокрытие иностранной валюты.
Воланд выступает в театре и испытывает своих зрителей, кидая им червонцы, которые впоследствии превращаются в обычные бумажки. Женщинам предлагает сменить наряды, но после концерта все новое одеяние исчезло.
В психлечебнице Бездомный познакомился с Мастером, который после выигрыша в лотерею поселился в подвале и начал писать там свою книгу. Герой познакомился с Маргаритой и влюбился в нее.
Мастер отнес в редакцию свою рукопись, но ее не напечатали, раскритиковали, да вдобавок обвинили в распространении христианства. Разочаровавшись, автор решил уничтожить свою работу, но возлюбленная успела спасти ее, вытащив из печи. Маргарита отправилась на разговор с мужем и забрала рукопись с собой. Вскоре Мастера забрали какие-то люди. По возвращении домой он увидел новых жильцов, и из-за этого попал в психиатрическое отделение. Герой не смог справиться с критикой, и у него были видения.
Маргарита получила приглашение на бал, за ее приход ей пообещали рассказать про Мастера. Натеревшись кремом, который получила вместе с приглашением, девушка поняла, что теперь может летать на метле и отправилась на мероприятие к самому сатане. Там она была хозяйкой бала, причем все девушки и она были обнажены. Благодаря сатане девушка встретила своего возлюбленного.
Бал закончился пожаром, а Воланд смотрел с крыши на Москву и прощался с ней. Рядом с ним появился Левий Матвей, который сообщил, что Мастер и Маргарита заслужили покой. Он предложил забрать их с собой. Любовная пара находилась в этот момент в квартире Мастера, с ними был Азазелло, который угощал их вином. Напиток был отравлен. В этот же момент умерла женщина на Арбате, а в больнице — безымянный больной. Пара унеслась вдаль вместе с сатаной и его командой.
Действующие лица
История жизни персонажей романа довольна интересна. Эти люди наделены мифическими образами. В «Мастере и Маргарите» Булгаков представил следующих главных лиц:
- Мастер;
- Маргарита;
- Воланд со своей свитой.
В работе представлено множество второстепенных лиц. Основные среди них:
- Берлиоз и Бездомный;
- литературные критики;
- работники Варьете.
Воланд — сатана. Он повелевает тьмой и является воплощением зла. При этом герой творит благие дела и может быть справедливым. Он считает себя судьей, который осуждает людей за их деяния, думает, что ему позволено наказывать или поощрять за содеянное.
Мастер — персонаж без имени. В своем романе он раскрывает и объясняет события Евангелия. Встреча с любимой женщиной возрождает в нем жажду жизни.
Маргарита — очень храбрая и решительная личность, имеющая пороки и тягу к темным силам. Она является музой для Мастера, ради него готова на все — даже стать ведьмой на бале у Сатаны.
Завершение романа
Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» пронизывает все произведение. Книга заканчивается очень счастливо для Мастера и его возлюбленной. Подлинное творчество одерживает победу над ложным. Мастер и Маргарита покидают то время, в котором они жили, и обретают вечный покой. Мастер находит то, что очень важно для истинного художника, — свободу, не ограниченную рамками политического строя.
Итак, освещена тема творчества в романе «Мастер и Маргарита». Кратко в этой статье мы уже рассказали, как она прослеживается в этом произведении. Теперь обратимся к истории создания романа.
Вариант 2
Роман М.Булгакова «Матер и Маргарита» является одним из самых популярных произведений автора. В нём поднимаются различные темы, но тема творчества является одной из ключевых. Автор раскрывает её в трёх аспектах с точки зрение разных героев: Берлиоза, Ивана Бездомного и самого Мастера.
В начале романа читатель может видеть председателя МАССОЛИТа Михаила Александровича Берлиоза. Казалось бы, он умирает ещё в завязке и не должен быть важным персонажем, но это не так. В нём заключены недооценка роли писателя и бюрократизм, окружающий членов ассоциации.
В сцене на Патриарших прудах Берлиоз рассказывает молодому поэту Бездомному о Боге, опровергает его существование, подкрепляя это всё якобы литературным опытом и начитанностью. Герою льстит реакция Ивана на его рассказы. На деле же образование Берлиоза заключается в использовании цитат и отрывков из прочитанной литературы, сути которой он так и не понял.
Для Михаила Александровича творчество – всего лишь способ самоутвердится, получать награды и быть уважаемым. Из-за этого государство требует от него наблюдать за творчеством других писателей, продвигать идеи партии.
Следующим героем, отразившим тему творчества, является Иван Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный. Именно он попадает под наблюдение Берлиоза, из-за чего его стихи получаются бездушными. Сам герой мечтал о наградах, в нём горел огонь творца, но под давлением он превращается из свободного писателя в очередного ремесленника. Только в больнице Иван осознаёт, что его стихотворения «чудовищны».
Главный герой – Мастер, на примере которого М.А.Булгаков раскрывает тему творчества, является истинным творцом. Мастером его называла Маргарита, и герой действительно заслуживает это звание. Он творит не ради признания и самолюбования, как Берлиоз, а для души и с целью изложить собственные мысли на бумагу. Но роман оказался аполитичен, поэтому критики окружили его и отвергли. Это ранило Мастера в самое сердце, которое он вложил в произведение, а горечь переходит в психическое расстройство. Герой попытался сжечь роман, ведь больше не мог творить, но рукописи не горят. Только Маргарита смогла понять героя и его роман, проникнуться смыслом. Любовь героев проходит через испытания, именно девушка старается поддержать Мастера во всех трудностях.
Таким образом, в романе «Мастер и Маргарита» автор показывает различие истинного творчества и ремесла. Берлиоз погибает из-за ошибочных суждений, на его примере читатель видит, что такое самовлюблённое творчество не принесёт плодов. Иван Бездомный осознаёт ошибки, но решает больше не писать как раньше. А Мастер с Маргаритой обретают вечный покой и любовь.
Другие сочинения: <- История любви Мастера и Маргариты? БулгаковПроблемы в романе Мастер и Маргарита ->
🗹